Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ" (кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!

Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.

i.gif Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.

i.gif Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой).
Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.

i.gif ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос.
Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.

Запись в метрической книге - как понять?

эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 598 599 600 601 602 * 603 604 605 606 ... 615 616 617 618 619 620 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, coika
slade
"Метрические книги" (кликабельно)
Раздел на форуме "Источники РПЦ" (кликабельно)



"Сборник церковных и гражданских законов о браке и разводе, узаконение, усыновление и внебрачные дети: С дополнениями и разъяснениями по циркулярным и сепаратным указам Святейшего Синода, с отдельной статьей «о родстве и свойстве» и с приложением таблицы графического изображения степеней свойства" – 9-е изд. – СПб.: Типография Спб. Т-ва Печатн. и Издат. дела «Труд», 1908. – XV, 301 с.

"Метрики (общие акты состояний) у православных (по ведомствам епархиальному и военно-духовному) инославных, старообрядцев, сектантов, евреев, караимов, и магометан/ Акты гражданского состояния в Царстве Польском" Сборник законоположений, церковных правил, разъяснений и указаний пастырской практики о ведении метрических книг и ведомостей, выдаче метрических свидетельств и выписей и о применении этих документов в разнообразных условиях личного, семейного и общественного быта. сост. Л.П.Новиков под редакцией протоиерея Н.А.Каллистратова СПБ 1907 г.

"Сборник духовных и гражданских законов по делам брачным и о законности рождения" Сост. к. ас. Симеон Васильевич Калашников, столонач. Харьк. духов. консистории. Харьков : тип. И.М. Варшавчика, 1899

"Сборник законов: I. О порядке ведения метрических книг о браках, рождении и смерти раскольников и выдаче из оных выписей. II. О судопроизводстве по
брачным делам раскольников"
Сост. к. ас. С.В. Калашников, столонач. Харьк. духов. консистории. Санкт-Петербург : И.Л. Тузов, 1902

"Наставление Духовенству относительно ведения приходских книг и ведомостей, и о выдаче из оных свидетельств" 1865 г., разъясняются правила признания законности рождения детей, неравные браки с крепостными, правила ведения метрических книг и т.п.


Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Лайк (1)  |  Жалоба (1)
Любчинова
Ольга, инженер-строитель на пенсии

Любчинова

Омск
Сообщений: 17095
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 8647
simba_nat
В Российской империи когда венчался католик (или лютеранин) с православной, то венчаться должны были в православном храме. Иначе такой брак могли признать незаконным, как и детей, рожденных в таком браке - незаконными.
В западных губерниях, где сильно было влияние католицизма, возможно были свои правила.
Так же и в Прибалтийских губерниях, где основная масса населения были лютеране - там были свои правила.
---
Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков
Лайк (1)
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7998

simba_nat написал:
[q]
И почему однократное оглашение упрощало процедуру венчания? Время понятно, ждать надо было меньше, а со всем остальным? Само венчание было тоже короче или проходило иначе?
[/q]

Оглашение - это объявление о браке.
Делается устно на воскресной литургии и письменно, для чего вывешивается около приходского храма либо в его притворе, на специальном месте для оглашений.
Вот и в этом случае - огласили, составили брачный обыск и тут же, в воскресенье и обвенчали.
То есть, все был сделано за один день.
Само венчание на брак - это таинство, обрядовый порядок его совершения неизменен. Потому венчание при наличии индульта (освобождения от оглашений, либо разрешения на близкородственный брак) - идет обычным порядком.
Единственное, на что обращаю ваше внимание: невеста несовершеннолетняя, ей только 16 лет, живет при матери. Потому присутствие на венчании матери невесты, как "природного опекуна" - обязательно, ибо мать давала ксендзу согласие на брак дочери (вероятно как вдова, отца Карла уже не было в живых? - надо устанавливать).
[q]
А акты и метрики о венчании делали в разных местах или они выглядели иначе?
[/q]

Обычно ксендзы и выполняли светскую функцию регистрации актов гражданского состояния. Но иногда актовые книги велись непосредственно в мэрии ее чиновниками , а не ксендзом в приходе.
[q]
Я так понимаю, что Мария православная, она тогда может быть Марией? Метрику ищем, пока не находится :( То есть если она рождена вне брака, там будет указано?
[/q]

Неправильно понимаете. Если венчал брак ксендз, то брак был костельный. Значит православие Марии - исключено практически на 100%.
Если Мария была НЗР, то в крестильной метрике об этом будет указано, т.е. она будет записана только на имя матери.

Любчинова написал:
[q]
В западных губерниях, где сильно было влияние католицизма, возможно были свои правила.
[/q]

Не было.
Православие - гос. религия Рос. Имп.. А потому- отпадение от православия - уголовное преступление.
Потому утверждение о православии Марии - оч. важное обстоятельство.
Дети от такого брака должны быть только православными. А этого - не наблюдается.
UPD! Исправлю свою ошибку.
Записи о рождении детей Жабицких, совершены как раз православным попом - св. Татаровым. Так что, возможно, кто-то из супругов был присоединен к православию.
Но кто ?
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Лайк (3)
Оладушка Вареньевна
«Расти, Древо»

Оладушка Вареньевна

Волжская Русь
Сообщений: 958
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 2996
Как понять это имя отца или отчество отца?
Казанская губерния, Поволжье.

В Метриках 1725 года в бракосочетающихся очень непривычно записаны молодожены.

Пишут жениха:
«Старошешминской солдатской Иванова сын отрок Василей»

Как будто имя отца не указано вовсе: «сын Иванова» а не Ивана? (В других похожих метриках видела имя-отчество отца в таком же виде)

Невесту:
«с крестьянкою села Омары Ивановою дочерью Зотиковой девкою Офимьею»
Тут пояснее, невеста Офимья, и отец ее вроде как Иван Зотиков.

Прикрепленный файл: IMG_2987.jpeg
---
Мы строим храм,
Заложен камень,
Ковчег спасительный, и знамя
Развеет вѣтер всех времянъ

ДНЕВНИК: "Пономарь Матвей руку приложил, а пра(6)внучка Оладушка Вареньевна оцифровала"
Оладушка Вареньевна
«Расти, Древо»

Оладушка Вареньевна

Волжская Русь
Сообщений: 958
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 2996
вот пример как "правильно" и понятно про отца (1726 г)

"6.24. Казанского уезда ясашной деревни Девятовой крестьянский Михайлов Воложенина сын отрок Яков"
значит отец Михаил Воложенин и сын Яков.

а у меня получается имя отца не указано? "Иванова сын отрок Василей"

https://forum.vgd.ru/post/862/37441/p2412440.htm
---
Мы строим храм,
Заложен камень,
Ковчег спасительный, и знамя
Развеет вѣтер всех времянъ

ДНЕВНИК: "Пономарь Матвей руку приложил, а пра(6)внучка Оладушка Вареньевна оцифровала"
king

king

Тамбовская область
Сообщений: 4261
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 3489

Оладушка Вареньевна написал:
[q]
а у меня получается имя отца не указано? "Иванова сын отрок Василей"
[/q]

Во всех записях? Кирилова сын, Осипова сын.
Я думаю это указано имя отца.
Лучше всего проследить это в более поздних документах.
---
"Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
Лайк (2)
Оладушка Вареньевна
«Расти, Древо»

Оладушка Вареньевна

Волжская Русь
Сообщений: 958
На сайте с 2024 г.
Рейтинг: 2996
king

Во всех записях о браке такой порядок в данной 1725 года книге.

В 1726ом уже по современному. Четко имя отчество жениха.

Буду выслеживать. Жаль что в метриках о рождении детишек жены там не указывались…
---
Мы строим храм,
Заложен камень,
Ковчег спасительный, и знамя
Развеет вѣтер всех времянъ

ДНЕВНИК: "Пономарь Матвей руку приложил, а пра(6)внучка Оладушка Вареньевна оцифровала"
Лайк (1)
GrayRam
Vita sine libertate nihil

GrayRam

В Молдове ППЖ
Сообщений: 12105
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7998

GrayRam написал:
[q]
Так что, возможно, кто-то из супругов был присоединен к православию.
Но кто ?
[/q]

Скорее всего сам Жабицкий, который стал писаться Иваном, а не Яном.
В акте о смерти жены в 1898 г. он Жабицкий показан гминным писарем.
Мария померла в Цыцове, а актовая запись о её смерти сделана в с. Ольховец. Это все Холмский уезд. А гминное правление было и в Цыцове, и в Ольховце.
Посмотрел по памятной книжке Люблинской губ. за 1897 г. эти гмины. Увы, там нет Жабицкого Ивана, но интересный факт, что согласно памятной книжке все гминные писари в этом уезде были православными ...
Поэтому, можно предполагать и православие самого писаря Жабицкого. Но это надо проверить, потому как чиновники довольно часто переходили из католичества в православие для карьерного роста.
Потому можно версию выдвинуть, почему Мария стала с отчеством Ивановна, вместо Карловна.
По собственному предку знаю, что он приняв к концу жизни православие был наречен при миропомазании именем Виктор, вместо Гектор, а отчество его из Станиславовича превратилось в ... Саввича.
Если бы не имел письменного документа о такой трансформации, то вряд ли бы поверил.
Удачи в поисках!
---
Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Лайк (3)
king

king

Тамбовская область
Сообщений: 4261
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 3489

Оладушка Вареньевна написал:
[q]
Во всех записях о браке такой порядок в данной 1725 года книге.
В 1726ом уже по современному. Четко имя отчество жениха.
Буду выслеживать. Жаль что в метриках о рождении детишек жены там не указывались…
[/q]

В 1726 наверняка у кого то из молодоженов 1725 го дети родились - вот и посмотрите.
---
"Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
Лайк (1)
xenia5
Новичок

Москва
Сообщений: 4
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 6
Добрый день, помогите, пожалуйста, разобраться. Что значит приписка "по билету" у женщин?

Тамбовской губ . города Лебедяни Мѣщанка дѣвица Елена Михайлова Михѣева , православнаго вѣро : / въ д . Георгі по бил . упр . 22 авгу : 92 г . , No 776

Это паспорт?

Прикрепленный файл: Елена Михеева_ Евгения.jpeg
simba_nat

Сообщений: 108
На сайте с 2025 г.
Рейтинг: 21
>> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 25 апреля 2025 16:00

Спасибо огромное, так много нового. Я смотрю теперь, что при венчании Мария и Ян оба католики, так как венчал ксендза, и запись о смерти Марии делает Ксендза, то есть получается, что на осталась католичкой, верно? Почему-же она во всех документах Мария, а не Марьяна? И все же меня смущает в метрике о браке, Мария Смоленская, от Карола и Аполонии, урожденной Смоленской, разве не одна фамилия у матери и дочери? Это не знак, что что-то тут не так? Про переход от Карловны к Ивановне тоже интересен, запись ксендзой о смерти говорит, что она была католичка или ксендза всех записывал?

Спасибо Вам за знания и исследования!
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 598 599 600 601 602 * 603 604 605 606 ... 615 616 617 618 619 620 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, coika
Генеалогический форум » Генеалогия: теория и практика » Генеалогия: практика » Запись в метрической книге - как понять? [тема №24349]
Вверх ⇈