На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Если Вы делает первые шаги на форуме и в генеалогии, внимательно ИЗУЧИТЕ РАЗДЕЛ "СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ"(кликабельно). Интересные и познавательные материалы содержит "Генеалогическая рассылка" от Людмилы Бирюковой. Там содержится много полезной информации. Только если после прочтения, Ваш вопрос всё еще остался - задавайте!
Не нужно сразу создавать свою тему, считая свой вопрос уникальным. На форуме, который живет уже много лет, почти не осталось не затронутых вопросов. Кликните на # (в конце счетчика страниц, в оглавлении), и все темы раздела раскроются перед Вами на одной странице или поищите через поиск, а также можно посмотреть в других разделах форума.
Если Ваше СООБЩЕНИЕ ПРОПАЛО, то оно могло быть удалено (если не по теме) или перемещено в другую тему. Для того чтобы его найти достаточно зайти в свой профиль и под аватаркой выбрать вкладку "Сообщения". Не нужно размещать одно и то же сообщение в разных темах, дубли будут удалены.
Для Ваших благодарностей есть опция "Отзыв" или повышение рейтинга (+ под аватаркой). Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения.
ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.
Запись в метрической книге - как понять?
эта тема существует ДЛЯ ПОМОЩИ В ПОНИМАНИИ НАПИСАННОГО, а не в прочтении! Помощь по прочтению текста размещаем в теме «Помогите прочитать текст» - там живут помощники которые помогут правильно прочитать. Сообщения не по теме удаляются без предупреждения!
Как отличить консисторский экземпляр метрик от приходского см. здесь
Консисторский экземпляр - сохранились значительно лучше приходских, в архивах они хранятся обычно либо в составе фондов духовной консистории, либо в коллекциях метрических книг; - собрано несколько приходов за один год в одну книгу; - книга относительно написана более аккуратно, одним почерком и чернилами, без помарок; - содержит пропущенные записи по указу церковного суда или есть исправления в записях на полях внесенные позже по указу Консистории; - в книге подшиты выписки и указы о внесении изменений в метрическую книгу; - отсутствуют подписи в графе "восприемники"; - как правило консисторские экземпляры позже попали в ЗАГС, и там есть пометки о выдачи свидетельств; - бывают иной раз пропуски записей при переписывании и дважды одинаковые записи или есть пропуски фамилии или имени, как будто бы не разобрали запись в оригинале и забыли потом дописать.
Приходской экземпляр - хранятся в архивах в составе фондов церквей, отделов ЗАГС, коллекциях метрических книг, а также иногда включены в фонды духовных консисторий; - в одной книге собрано несколько метрик за несколько лет; - написан более небрежно, встречается разный почерк и чернила; - сам экземпляр более потерт и замызган, встречаются исправления; - с 1838 года встречаются личные подписи восприемников крещаемых и свидетелей бракосочетания.
simba_nat В Российской империи когда венчался католик (или лютеранин) с православной, то венчаться должны были в православном храме. Иначе такой брак могли признать незаконным, как и детей, рожденных в таком браке - незаконными. В западных губерниях, где сильно было влияние католицизма, возможно были свои правила. Так же и в Прибалтийских губерниях, где основная масса населения были лютеране - там были свои правила.
И почему однократное оглашение упрощало процедуру венчания? Время понятно, ждать надо было меньше, а со всем остальным? Само венчание было тоже короче или проходило иначе?
[/q]
Оглашение - это объявление о браке. Делается устно на воскресной литургии и письменно, для чего вывешивается около приходского храма либо в его притворе, на специальном месте для оглашений. Вот и в этом случае - огласили, составили брачный обыск и тут же, в воскресенье и обвенчали. То есть, все был сделано за один день. Само венчание на брак - это таинство, обрядовый порядок его совершения неизменен. Потому венчание при наличии индульта (освобождения от оглашений, либо разрешения на близкородственный брак) - идет обычным порядком. Единственное, на что обращаю ваше внимание: невеста несовершеннолетняя, ей только 16 лет, живет при матери. Потому присутствие на венчании матери невесты, как "природного опекуна" - обязательно, ибо мать давала ксендзу согласие на брак дочери (вероятно как вдова, отца Карла уже не было в живых? - надо устанавливать).
[q]
А акты и метрики о венчании делали в разных местах или они выглядели иначе?
[/q]
Обычно ксендзы и выполняли светскую функцию регистрации актов гражданского состояния. Но иногда актовые книги велись непосредственно в мэрии ее чиновниками , а не ксендзом в приходе.
[q]
Я так понимаю, что Мария православная, она тогда может быть Марией? Метрику ищем, пока не находится :( То есть если она рождена вне брака, там будет указано?
[/q]
Неправильно понимаете. Если венчал брак ксендз, то брак был костельный. Значит православие Марии - исключено практически на 100%. Если Мария была НЗР, то в крестильной метрике об этом будет указано, т.е. она будет записана только на имя матери.
Любчинова написал:
[q]
В западных губерниях, где сильно было влияние католицизма, возможно были свои правила.
[/q]
Не было. Православие - гос. религия Рос. Имп.. А потому- отпадение от православия - уголовное преступление. Потому утверждение о православии Марии - оч. важное обстоятельство. Дети от такого брака должны быть только православными. А этого - не наблюдается. UPD! Исправлю свою ошибку. Записи о рождении детей Жабицких, совершены как раз православным попом - св. Татаровым. Так что, возможно, кто-то из супругов был присоединен к православию. Но кто ?
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Так что, возможно, кто-то из супругов был присоединен к православию. Но кто ?
[/q]
Скорее всего сам Жабицкий, который стал писаться Иваном, а не Яном. В акте о смерти жены в 1898 г. он Жабицкий показан гминным писарем. Мария померла в Цыцове, а актовая запись о её смерти сделана в с. Ольховец. Это все Холмский уезд. А гминное правление было и в Цыцове, и в Ольховце. Посмотрел по памятной книжке Люблинской губ. за 1897 г. эти гмины. Увы, там нет Жабицкого Ивана, но интересный факт, что согласно памятной книжке все гминные писари в этом уезде были православными ... Поэтому, можно предполагать и православие самого писаря Жабицкого. Но это надо проверить, потому как чиновники довольно часто переходили из католичества в православие для карьерного роста. Потому можно версию выдвинуть, почему Мария стала с отчеством Ивановна, вместо Карловна. По собственному предку знаю, что он приняв к концу жизни православие был наречен при миропомазании именем Виктор, вместо Гектор, а отчество его из Станиславовича превратилось в ... Саввича. Если бы не имел письменного документа о такой трансформации, то вряд ли бы поверил. Удачи в поисках!
--- Сведения о моих предках размещены для восстановления истории семьи.
Мой дневник
Во всех записях о браке такой порядок в данной 1725 года книге. В 1726ом уже по современному. Четко имя отчество жениха. Буду выслеживать. Жаль что в метриках о рождении детишек жены там не указывались…
[/q]
В 1726 наверняка у кого то из молодоженов 1725 го дети родились - вот и посмотрите.
--- "Но всё так же ночью снится мне деревня
Отпустить меня не хочет родина моя"
>> Ответ на сообщение пользователя GrayRam от 25 апреля 2025 16:00
Спасибо огромное, так много нового. Я смотрю теперь, что при венчании Мария и Ян оба католики, так как венчал ксендза, и запись о смерти Марии делает Ксендза, то есть получается, что на осталась католичкой, верно? Почему-же она во всех документах Мария, а не Марьяна? И все же меня смущает в метрике о браке, Мария Смоленская, от Карола и Аполонии, урожденной Смоленской, разве не одна фамилия у матери и дочери? Это не знак, что что-то тут не так? Про переход от Карловны к Ивановне тоже интересен, запись ксендзой о смерти говорит, что она была католичка или ксендза всех записывал?