⮉
VGD.ru | РЕГИСТРАЦИЯ | Войти | Поиск |
Деревня Надпорожье Лодейнопольский район Ленинградской обл. Тема создана в память о моем отце, уроженце этой деревни.
|
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 34 35 36 37 38 39 Вперед → Модератор: Courier |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | Продолжаю тему про вепсов. Мой отец мне говорил, что в Надпорожье жило много вепсов, но их семья была русская. Сейчас я знаю, что он ошибался. Мной сделан такой вывод после сдачи анализа на тест ДНК. По результатам ДНК я могу сделать вывод, что мои предки были вепсы. По тесту ДНК у меня определили гаплогруппу N1c-M178 В соответствии с ПЕРСОНАЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ Y-ТЕСТА: Гаплогруппа: N1c-M178 Гаплотип: 14 23 14 10 11 12 10 14 14 30 25 14 19 30 14 16 10 23 Представлен 18-маркерный гаплотип, который относится к субкладу N1c- M178. Этот субклад входит в диаграмму, представленную ниже. Его название в более полном виде есть N1c1a-M178. Примерная картина истории Вашего гаплотипа и субклада. Гаплогруппа N образовалась примерно 36 тысяч лет назад, место ее образования – видимо, юго-восточная Азия, Китай, Вьетнам. В ходе последовательного образования новых субкладов, по нескольку тысяч лет на каждый, носители гаплогруппы N постепенно мигрировали на север, в алтайский регион. Видимо там, примерно 14 тысяч лет назад, образовался субклад M178 (показан на стволе дерева ниже), и далее L1026, примерно 6100 лет назад, и VL29, примерно 4100 лет назад. Это произошло, видимо, на северном Урале. Новый этап миграции – на запад, к Балтийскому морю, к Финляндии и к Южной Балтике, и Ваши предки, видимо, были частью этой миграции, судя по снипу L550 в Вашей Y-хромосоме, который получил условное название «южно-балтийский». Последующий снип, L1025, образовался уже в начале-середине I тыс. прошлой эры, когда территории Прибалтики уже были близки к заселению носителями гаплогруппы N1c1 – сначала со стороны Южной Балтики, затем со стороны современной Финляндии. На цветной диаграмме ниже Вы можете проследить этот путь. Но на диаграмме, как отмечалось выше, есть существенная неточность –снипы от L1022 и ниже, которые с меньшей вероятностью могут быть у Вас, названы «западно-чудскими». На самом деле это неизвестно, чудские гаплотипы никто не изучал. Поэтому не обращайте на это внимания. Поскольку Ваши предки жили в Прибалтике, то представляет интерес узнать – они не так давно перебрались туда, или жили там столетиями, если не две или больше тысяч лет. Это Вы уже можете выяснять по архивам – церковным, военным, областным. Чем я и занимаюсь. |
Лайк (1) |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | Более серьезно вопросом истории и жизни вепсов занимался мой отец. В декабре 2013 года он написал статью СЛОВО О ВЕПСАХ, которую привожу ниже. СЛОВО О ВЕПСАХ Вепсы – одна из коренных народностей Северо-запада России (потомки древнего племени «весь»), относящаяся к финно-угорской языковой группе народов мира. Внешне вепсы мало отличаются от своих соседей - карел, финнов и русских. Однако, они – одна из самых светлопигментированных групп населения России (имеют светлую окраску глаз и волос). Этническая территория вепсов охватывала огромную территорию Межозерья – пространство межу Ладожским, Онежским и Белым озерами. Северная граница обитания вепсов проходила севернее реки Свирь (Олонецкий перешеек). В верховьях реки Свири граница расселения вепсов заходила далеко на север по западному берегу Онежского озера (прионежские вепсы). Об этом красноречиво напоминают такие нынешние вепсские деревни Прионежья, как Щелейки, Подщелье и Гимрака. В Х1У веке волна вепсских эмигрантов двинулась на юго-западное побережье Онежского озера, образовав группу заонежских вепсов. На юге территория проживания вепсов доходила до северных границ нынешних Калужской, Тульской и Рязанской областей. Подтверждением тому является город Весьегонск (от слова «весь» на реке Егоне), а через город течет речка Чухарский ручей. В 1877 году краевед и этнограф В, Н. Майнов причислил Весьегонский уезд Тверской губернии к вепсскому ареалу. На западе вепсы проникли почти до реки Волхов ( топонимия нижнего течения реки Ояти, которая в 10 километрах от Ладожского озера впадает в реку Свирь, подтверждает бывшее расселение здесь вепсов). Вепсскими были населенные пункты, расположенные по реке Паша ( Вонга, Сарожа, Усть-Паша, Каськово, Шугозеро, Паша и др.) и по притоку реки Паши на реке Капша (Коковичи, Куневичи, Курикиничи, Валданицы, Гуреничи,Маягиничи, Валгома и др.). Даже в середине Х1Х века такие деревни как Люговичи (Люхойла), Савозеро (Савиярьв), Русконицы, Варбиницы, Соцкий Погост (нынче Ефремково) и Мустиничи (Муста) Лодейнопольского района были вепсскими. На востоке территория проживания вепсов находилась восточнее Белого озера и простиралась до мест расселения народа коми. Примечание: реки Свирь, Сясь, Паша, Капша, Оять, Тулокса и Видлица носят вепсское название См: Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989, с. 64. В Х1 веке теснимые и разоряемые половцами приднепровские славяне в основной массе двинулись на северо-восток, смешиваясь с туземцами. Как считает выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский, в результате смешения культуры славян с культурой финно-угорских народов сформировалась при преобладающей роли славянской культуры великорусская народность.( Ключевский. Русская история.«Эксмо». М.,2012, с. 89-93.). Между коренным населением вепсов и пришлых сюда славян вражды не наблюдалось, что нередко приводило к смешанному их проживанию. Так возникли населенные пункты, где рядом с вепсами жили русские. Примером тому являются мое родное село Надпорожье (Коскенпя) и Тервиничи (Терла) Лодейнопольского района Ленинградской области. Подобная картина привела к быстрому обрусению вепсов, чему способствовало и разделение вепсской народности на три региона (в Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях). Из летописей тех времен видно, что весь являлась большой этнической группой, игравшей в те времена на Северо-западе заметную роль. Сталкиваясь со многими этносами (эстонцы, карелы, ижора, мурома, коми, русские), вепсы испытывали на себе их воздействие и сами оказывали влияние на них. В «Повести временных лет» в связи с походом князя Олега на Смоленск, Любеч и Киев наряду с варягами, словенами, кривичами, меря и чудью участвовала и народность весь(Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск,1989,, с.64.). После становления российской государственности вепсы стали верными союзниками Руси. Как утверждает российский историк Н.И. Костомаров, написавший историю Новгорода Великого по летописям, инородцы, входившие в пределы Новгородской земли, «не нуждались в укрощении»(Вепсы отождествляли себя с чудью, ибо под названием «чудь» объединялось несколько финно-угорских народов. См: Н. И.Костомаров. Русская республика М. ООО «Фирма СТД». 2008, с.272.) и нередко (в 1240-1242 годах) участвовали в походах Александра Невского против шведских завоевателей и в Ледовом побоище новгородцев и псковичей с немецкими рыцарями на Чудском озере 5 апреля 1242 года. 400 лет назад в смутное время, когда будущее России висело на волоске, в районе Тихвина развернулись события, определившие судьбу нашего северо-западного края: уже после восшествия на трон Михаила Романова здесь, в новгородских землях, захваченных шведами, продолжалась ожесточенная борьба. И Тихвин в ходе нее послужил делу сплочения земель Северо-запада России. Его смешанное вепсско - русское население стало надежной опорой нового царя. В ходе восстания тихвинского посада против шведских захватчиков, центром которого стала защита Успенского монастыря, люди самых разных вероисповеданий и национальностей под руководством местных воевод вместе с прибывшими сюда московскими отрядами в конце мая 1613 года перебили шведский гарнизон, а в сентябре после длительного противоборства шведы вынуждены были уйти из Тихвина. С этого времени Тихвин стал главным оплотом московского царя на Северо-западе. Исход длительной борьбы был решен в пользу России: по Столбовскому договору 27 февраля ( 9 марта) 1617 года (деревня Столбово находится недалеко от Тихвина) шведский король Карл Филипп отказался от претензий на русский престол( Николай Макаров. На защите Родины: героизм и трагедии. Умная книга. Санкт-Петербург, 2011, с. 44; Меж двух заклятых врагов оказалось во время Смуты Московское царство. Веха древнего города (400 лет назад тихвинцы показали пример мужества); Санкт- Петербургские ведомости, 2013, 1 ноября.). Считается, что в этих событиях важную роль сыграла чудотворная икона Тихвинской Божьей матери. |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | Продолжение статьи СЛОВО О ВЕПСАХ Во время советско-финляндской войны зимой 1939-1940 годов, когда боевые действия вели в основном войска Ленинградского военного округа, среди мобилизованных на фронт было немало военнослужащих вепсской национальности, чье умение вести боевые действия в лесисто-болотистой местности, хорошая лыжная подготовка и выносливость в условиях суровой зимы помогали им успешно выполнять боевые задачи. Немало вепсов полегло в ходе «зимней» войны: из моего родного села Надпорожье отправилось на фронт шесть мужиков, из которых пятеро погибли или умерли от отморожения, а Алексею Евплову пуля финской «кукушки» прошила живот. Выжил благодаря тому, что на самолете санитарной авиации был вывезен на операцию и лечение в Есентуки. Во время Великой Отечественной войны он стал председателем колхоза «Путь к социализму». В начальный период Великой Отечественной войны, когда финские войска по южному берегу Онежского озера вошли в пределы Подпорожского района Ленинградской области и хозяйничали здесь три года, вепсское население этого района не оказало оккупантам «милости», не пошло с ними на сотрудничество. Среди вепсов не нашлось старост и полицаев. Зато многие ушли в партизаны, о чем в вышедшей из печати в 1961 году книге «Партизанскими тропами» написал генерал-майор Аркадий Федорович Шорохов. А когда в ноябре 1941 года фашисты захватили Тихвин, в освобождении города и железной дороги от Тихвина на Волхов смешанное русско-вепсское население Тихвинского района оказало немалую помощь нашим войскам. В критический момент блокады Ленинграда, когда в город прекратилось поступление продовольствия из восточных районов страны, жители (многие из которых относились к вепссам) Подпорожского, Винницкого, Оятского, Капшинского, Лодейнопольского и Волховского, и районов Ленинградской области отдали ленинградцам все сберегаемое на семена зерно, забили и отправили блокадникам весь скот и кур. В годы Великой Отечественной войны немало военнослужащих-вепсов проявило храбрость и мужество в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Мне лично известно, что были отмечены высокими наградами боевые дела командира батареи 76-ти миллиметровых противотанковых орудий капитана Алексея Петрова и стрелка Николая Агапитова из села Надпорожье, командира стрелкового взвода лейтенанта Николая Григорьева уроженца деревни Власково из деревни Ефремково, командира минометного расчета 82-х миллиметрового миномета сержанта Ивана Терукова из деревни Семова гора, пулеметчика рядового Михаила Михайлова из деревни Бор и шофера рядового Михаила Гаврилова из деревни Ярославичи. Есть среди вепсов и Герой Советского Союза (Всероссийская книга памяти.1941-1945.Обзорный том, М. Воениздат, 1995, с. 519.). Это Смирнов И. Ф., рождения 1919 года, уроженец деревни Средняя (деревня находится недалеко от Ярославич). 22 июня 1941 года он принял первый бой и до осени 1943 года находился на линии огня. Отличился в боях при освобождении Украины, за что 22 февраля 1944 года ему было присвоено звание Героя посмертно (18 декабря 1943 года И. Ф. Смирнов геройски погиб). |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | Продолжение статьи СЛОВО О ВЕПСАХ Вепсы активно участвовали в строительстве Балтийского флота, а так же городов Санкт –Петербурга, Петергофа и Кронштадта. В начале ХУ111 века вепсы Петрозаводского уезда были приписаны к Олонецким (город Петрозаводск) металлургическим и оружейным заводам, а вепсы Лодейнопольского уезда – к Олонецкой судостроительной верфи (город Лодейное Поле). Вепсские мастера были хорошими каменотесами: их трудом облицованы многие набережные Петербурга и Кронштадта. В церковной летописи Шелтозерскоприбрежного прихода в 1876 году имеется такая запись: «жители снискивают себе пропитание занятием камнетесным и ходят в Петербург и Кронштадт, где тешут камень и полируют его, работают при крепостях и доках». По данным статистического бюро Олонецкого губернского земства каменоломно-каменотесный промысел к началу ХХ века в Олонецкой губернии становится одним из самых крупных. «Мастера хорошо знают свое дело, так как легко находят себе сравнительно высокий заработок ». В Прионежье находится месторождение уникального по своим художественно-декоративным свойствам мрамора – малинового кварцита, который использовали при отделке таких шедевров отечественной архитектуры как Казанский и Исаакиевский соборы, Зимний дворец, храм Христа спасителя и др. , а в советское время малиновый кварцит был использован для облицовки Мавзолея Ленина, памятника Неизвестному солдату у стен Кремля и мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде. В северном крае вепсы были известны и как искусные ремесленники. Вплоть до ХУ111 века находились в продаже изделия вепсских мастеров и кузнецов. В некоторых вепсских поселениях имелись ремесленники, изготовлявшие огнестрельное оружие («пищали»), орудия труда, предметы домашнего обихода и различные украшения. Вепсянки славились и как мастерицы-тонкопряхи, ткачихи, рукодельницы и вышивальщицы, украшающие одежду и полотенца различными рисунками. Редкая хозяйка не пекла вкуснейших картофельных, творожных и заспянных (ячменных) калиток, не подавала на стол толокно и топленое молоко. Идущим из древности среди вепсов был гончарный промысел, сохранившийся до 30-х годов ХХ века. Центр гончарного производства находился в селе Надпорожье на реке Ояти, где изготовляли столовую посуду и мелкие поделки (игрушки и свистульки). Рынок вепсской керамики был необычайно широк: она на гончарных лодках и санях вывозилась во все северные губернии России, в Петербург, Тихвин, Петрозаводск и даже в восточные районы Финляндии. Вепсы с незапамятных времен были хорошими лесорубами и сплавщиками леса, который (деловая древесина и дрова) в большом количестве доставлялся в Петербург водным путем по Ояти и Свири. Молевой сплав по реке Ояти осуществлялся до села Доможирово, где после сортировки бревна сплачивали в «пучки», которые затем составлялись в «гонки», тросами цеплявшиеся к буксиру. Затем по Свири, Ладожскому озеру и Неве «гонки» доставлялись в Петербург. Дрова же грузили в баржи, которые буксиры тащили по той же трассе в город на Неве. Ценный лес перегоняли на плотах, а по реке Свирь сплав леса осуществлялся только буксирами. Оятские сплавщики славились на всю округу: некоторые из них во время весеннего разлива реки могли проплыть на одном бревне по кипящему порогу, заскочить на косу (залом в пороге плывшего по реке во время молевого сплава леса), распустить ее и когда коса тронется, броситься в ледяную воду и среди бревен невредимым добраться до берега. Сезонным промыслом мужчин были охота и рыбная ловля. Среди вепсов было много мастеров по обработке кож, сапожников и катальщиков валенок, пошиву тулупов, шуб и полушубков, обработке льна и изготовлению льняных изделий, ибо вся обувь и одежда в те времена в основном производилась своими руками. Умели вепсы не только хорошо работать, но и отдыхать. На вечеринках и праздниках пели задушевные песни, танцевали барыню, польку, русского и вепсскую кадриль, которую любили больше всего. Подобно Михаилу Юрьевичу Лермонтову этими плясками нельзя было не восхищаться. «Поздним вечером росистым Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужиков». Основными музыкальными инструментами были гармонь и балалайка. В каждой вепсской деревне обязательно были установлены высокие качели. Широко была распространена среди вепсов игра в городки. На праздники, проводившиеся поочередно в разных деревнях, стекалась вся округа. Здесь же молодые люди знакомились, образуя затем семьи, в которых было по 4-6 человек детей. Браки заключались в своих обществах в радиусе 4-6 (максимум 15) километров (хотя в деревнях со смешанным населением и в пограничных населенных пунктах с другими нациями часто встречались и смешанные браки. В 1983 году в смешанных браках находилось 24,9 %). Родители с раннего возраста приучали детей к труду, Дети помогали убирать сено, пилили дрова, носили в дом и баню воду (у каждой вепсской семьи была своя баня), пололи и поливали огород, присматривали за младшими братьями и сестрами, мальчики пасли скот, ловили рыбу, а девочки доили коров, пряли пряжу, вязали варежки, теплые носки и шарфы, вышивали, стирали одежду, мыли полы и т.д. Юноши и девушки участвовали на разных работах наряду с родителями. |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | Окончание статьи СЛОВО О ВЕПСАХ Вепсы оказали большое влияние на формирование карельского и финского языков. Финны всегда высоко оценивали вепсов, считая вепсский язык «северным санскритом», подчеркивая его значение как одного из самых древних прибалтийско-финских языков. Молодая Советская власть в 30-е годы ХХ века предприняла ряд мер для спасения вымирающей одной из коренных народностей Северо-запада России: было образовано два вепсских района (Винницкий и Шелтозерский) и 16 вепсских сельсоветов (четыре в Ефимовском районе, два в Оятском, два в Шольском и семь в Оштинском). В начальной школе начали преподавание на вепсском языке, а для подготовки учителей в Лодейнопольском педагогическом техникуме было открыто вепсское отделение. Появились предложения перевести вепсскую письменность с «латиницы» на «кириллицу». Но последующее безучастие властей к судьбе вепсов привело почти к полной утрате одной из коренных народностей Северо-запада. В 1938 году при получении паспортов их было решено записывать русскими, эта мера привела к потере в учете более четырех тысяч вепсов (Вепсы. Что же впереди? Ленинградская правда, 1989, 14 мая.). Она, по-видимому, была предпринята в связи с ухудшением отношений с Финляндией. При проведении переписей населения в 1970 и 1979 годах счетчики под предлогом отсутствия графы «народность» вепсов записывали русскими. В 1958-1959 годах, вепсы, жившие в Шимозерье Вытегорского района Вологодской области, были насильно переселены из мест своего постоянного проживания в вепсские селения Приоятья, южного Прионежья (Гимрека, Щелейки, Шустручей), в города и поселки Присвирья (Подпорожье, Лодейное Поле, Свирьстрой и Вознесенье). Подобная миграция вепсов в города стала в полном смысле «безвозвратной» для этой народности. В 1979 году численность вепсов сократилась с 32,8 тыс. человек до 8,1 тыс. человек. Если в 1926 году вепсы-горожане в России составляли менее 1 %, то в 1979 году – 55,5 %. (Проблемы истории и культуры вепсской народности, с. 22,28,31.). Оставшееся нынче небольшое количество вепсов проживает в верховьях реки Ояти в Винницкой волости Подпорожского района (эдесь проживает более тысячи коренных вепсов - оятские вепсы), в нескольких вепсских поселениях Лодейнопольского района ( в деревнях Тервиничи, Надпорожье, Бор, Вонозеро и Хмелезеро) и Тихвинского района Ленинградской области; в Бабаевском районе Вологодской области (белозерские вепсы) и на юго-западном берегу Онежского озера в Карелии (карельские вепсы). Вепсские начальные школы существуют только в селах Винницы и Шелтозеро да в деревне Ярослаичи (Подпорожский район), которые дышат на ладан, ибо ребят в них обучают лишь устному разговорному языку. В селе Винницы с 1987 года проводится ежегодный фестиваль «Древо жизни», на который приезжают гости из Карелии, Эстонии и Вологодской области, а так же большая делегация из Финляндии (финны привозят даже книги на вепсском языке, которые по пути следования на праздник раздают населению бывших вепсских деревень). Праздники вепсской культуры недавно стали проводиться еще и в деревне Вонозеро Лодейнопольского района. Рядом с деревней Ярославичи открыт природный парк «Вепсский лес». В ряде мест существуют вепсские краеведческие музеи и музеи вепсской культуры (Подпорожский краеведческий музей, Шелтозерский музей вепсской культуры, местный музей в деревне Тервиничи). Но зти незначительные меры не могут спасти исчезающую с карты России вепсскую народность. В октябре 1988 года на региональном межведомственном совещании в городе Петрозаводске «Вепсы: проблемы развития экономики и культуры в условиях перестройки» были приняты рекомендации по сохранению и развитию этого народа. После этого никаких серьезных посылок по сохранению вепсского этноса не предпринималось. В 2011 году на реке Шапша у деревни Ратигора Лодейнопольского района продолжили начатое 40 лет назад строительство Ленинградской аккумуляционной электростанции, вселившее некоторую надежду на улучшение положения народа этого края. Однако уже во второй половине 2013 года оно заморожено. И вот в газете Санкт-Петербургские ведомости за 3 декабря появилось сообщение о том, что в октябре 2013 года утверждена государственная программа «Устойчивое общественное развитие Ленинградской области на 2014-2016 годы», которая включает в себя подпрограммы, направленные на поддержку этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов. Дай то Бог, чтобы она не затерялась среди многочисленных проблем, которые приходится решать областным правительственным структурам! Вепсы по крови вернулись бы на землю отцов, если бы впереди у них была какая то перспектива благополучия! Появись в пределах Вепсовской возвышенности признаки прогресса, это привело бы многих разъехавшихся по свету вепсов и их потомков к возвращению в родные края и активному участию в возрождении и развитии Вепсарии. Николай М А К А Р О В, кандидат исторических наук 5 декабря 2013 года. |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | Работа с метрическими книгами.(Пишу только тех, кто относится к Надпорожью). При работе с МК заметил, что до 1829 года при рождении ребенка указывали не обоих родителей, а только отца. 1811 рождение Василий Стафиев дочь Федосья воспреемник Анна Стафиева Василий Васильев сын Кузьма воспреемник не разборчиво женитьба Кондрат Семенов 23 и Анна Федотова 20 поручители Алексей Семенов (мой прапрапрапрадед, женился его брат) и Григорий Прокопиев умер Фома Изотов 70 |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | 1812 Родившихся и умерших нет. Женитьба Дмитрий Гурьев 19 и Параскева Федорова 19 поручители Сысой Карпов и Ксения Терентиева |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | 1813 Родившиеся Федор Марков дочь Пелагея Тимофей Алексеев сын Николай воспреемник Стефан Тихонов Умер Григорий Прокопов 19 |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | 1814 Родившиеся Иван Игнатов дочь Елена воспреемник Ирина Тимофеева Василий Остафеев сын Семен воспреемник Федор Марков Умершие Ефима Остафеева дочь Матрена 14 Петра Парамонова сын Иван 2 |
Courier Модератор раздела Сообщений: 523 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 93 | 1815 Родившиеся Сил Иванов дочь Марфа воспреемник Стефанида Иванова Поженившихся и умерших нет. |
Вперед → | Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 34 35 36 37 38 39 Вперед → Модератор: Courier |
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Courier » Деревня Надпорожье Лодейнопольский район Ленинградской обл. [тема №82409] | Вверх ⇈ |
Сайт использует cookie и данные об IP-адресе пользователей, если Вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт Пользуясь сайтом вы принимаете условия Пользовательского соглашения, Политики персональных данных, даете Согласие на распространение персональных данных и соглашаетесь с Правилами форума Содержимое страницы доступно через RSS © 1998-2025, Всероссийское генеалогическое древо 16+ Правообладателям |