И снова дело, которое было в "Жди меня" (точнее зарегистрировано в "Жди меня") - и где выходят на меня.
Норвежского журналиста Пера Евне (Per Jevne) я знаю уже лет 10 как. Знаком с ним ещё с "ВИДовских" времён. Он из Тронхейма и всю свою сознательную жизнь он занимается тем, что разыскивает советский военнопленных или их детей, которых в Норвегии осталось очень много.
What we Norwegians are looking for in former USSR is fathers of children born during and after the war, with Soviet soldiers as fathers, and Norwegian mothers. The German soldiers 1940-45 left about 9.000 children here, this is well documentet, and is a bad story for many Norwegian women and children. But very few have heard about the children of Soviet soldiers in Norway. We had 100.000 prisoner of war from Soviet here, 13.500 died in camps, 85.000 was sent home. In September 1945 5.000 Soviet soldiers occupied the northern part of Norway, and they stayed for a year. Many children also here, but never mentioned officially. I have for years tried to help some of these children to locate their Russian, Ukrainian families, and I have found some families and written some articles about this. Что мы, норвежцы, действительно разыскиваем в бывшем СССР, так это детей отцов, рождённых во время и после войны с советскими отцами и норвежскими матерями. Немецкие солдаты за 1940-45 год оставили после себя 9000 детей, это хорошо документировано и было трагедией для многих норвежских женщин. Но мало кто слышал про советских детей в Норвегии, а ведь, в Норвегии было 100000 советских военнопленных из которых 13 500 умерли в лагерях, а 85 000 были посланы домой.
В сентябре 1945 года 5000 советских солдат заняли северную часть Норвегии и были здесь в течении года, многие дети от них были рождены здесь - но это никогда не фиксировалось официально. Многие годы я пытаюсь помочь потомкам советских детей в Норвегии найти их советских родителей, иногда это удавалось...
На этот раз Пер Евне связался со мной в связи с историей о том, что гражданка Норвегии Анна Лиза Флоден разыскивает своего отца Сидорова Михаила Петровича, 1920 года рождения, место рождения - Курская область, Суджанский район.
С помощью ОБД-мемориал была тут же установлено, что
Сидоров Михаил Петрович действительно родился в 1920 году в деревне
Чёрный Олех Суджанского района Курской области, он призывался в в армию ещё в 1939 году, находился в составе 95 пограничного полка в Керчи, когда попал в плен летом 1942 года.
Ближайшим родственником указан отец Сидоров Пётр Иванович.
Норвежская ТВ компания Norsk Rikskringkasting in Trondheim проявила большой интерес к этому делу и, возможно, привезёт Анну Лизу, мать которой работала в лагере поваром в Россию на встречу, если найдётся хоть какие-то следы Сидорова.
Я забыл сказать, что выдержки из ОБД, приведённые выше - это список репатриированных военнопленных в арт. дивизионе 59-го учеб. стрелкового полка 47-ой учебной стрелковой дивизии ПриВО, печально известный лагерь Суслонгер, в котором Сидоров должен был проходить предварительную фильтрацию после плена, после этого следовала фильтрация уже непосредственно в местном НВКД, который для него должен был быть НКВД Курской области.
Ещё одна наводка - Смирнов рассказывал, будучи в Норвегии, что он - зубной врач, а не повар, как записано у него в документе о возвращённых из плена.
Также он говорил, что у него есть сестра Нелли, соответственно, Сидорова Нелли Петровна.
В местной администрации мне любезно согласились помочь, однако вот уже вторую неделю ничего выяснить не удаётся - ни Сидорова сына ни Сидорова отца нет в списке местного колхоза имени Жданова на 1949 год (только с этой даты есть документы), их с трудом помнят местные сторожилы (точнее, они помнят, что были какие-то Смирновы, но куда они делись и что с ними случилось - не помнят.
Прибавляется ещё одна интересная деталь - местный глава помнит, что года два назад в Чёрный Олех тоже звонили и вроде как называли фамилию Сидорова и говорили, что его...ищет дочь из Венгрии. Но ничего подробнее узнать нельзя - тогда у этому звонку отнеслись несерьёзно, ничего не записали, а сейчас в Суджанском военкомате женщина, которая тогда принимала этот звонок - уволилась.
Сейчас мы узнаем номер концлагеря. где был Сидоров в Норвегии - может, этот лагерь действительно был туда перевезён из Венгрии? И у него есть ещё одна дочь в Венгрии.
Поиск на месте продолжается - но сейчас ближайшая задача - сделать так, чтобы Анна Лиза получила на руки фильтрационное дело, если, конечно, оно есть в архиве Курского ФСБ, ведь в свидетельстве о её рождении записано имя русского солдата!
Вчера звонил в Курское ФСБ, хотел дозвониться в центр общественных связей, дежурный первым делом записал данные, и под конец спросил - а кто вы такой, в ответ, что я генеалог, ищу людей, он как-то очень
нежно сказал:
А, людей ищите? И пообещал, что со мной свяжутся. Правда, второй день уже "связываются", завтра сам буду связываться.
Коллеги, есть ли какие мысли, что-то, на что я не обратил внимание?

фото Сидорова