Слава Богу, что существует интернет!
Лейб Гринбаум и его жена Елизавета задели столько бюрократических шестерёнок, пытаясь просто сохранить свою жизнь, что 20-ый век обязательно должен был оставить о них хоть какие-то сведения.
"Прогугливая" вопрос на английском и польском языке, я напал на статью в одном калишском журнале, о том, что у жительницы одного из домов в Калише были найдены карточки еврейского регистрационного комитета. Сообщалось, что найдено больше 2000 карточек всех тех, кто возвращался в Калиш в 1946-1948 годах. Известно, что Лейб Гринбаум возвращался! Значит, сведения о нем должны были быть в этих карточках!
В статье было написано, что электронные копии карточек должны находиться в Еврейском институте в Варшаве и в Музее Холокоста в Вашингтоне.
Я связался с Еврейским институтом в Варшаве. Не смотря на то, что электронных карточек не оказалось, пани Агнешка Решка очень ответственно отнеслась к моему вопросу и решила проверить фамилию Гринбаум по всему каталогу, и вот что она нашла!
Это был первый документ всей истории! Но это было первый след Елизаветы из Москвы!
Судя по этому документу к концу 1946 года Елизавета (такая же карточка была найдена по мужу - Лейбу) находились в лагере беженцев недалеко от чешской границы - в Каменной Гуре, рядом с Валбжихом!
Но главное - карточка подтверждала год рождения - 1920, и давала имя матери, которое мы не знали до этого - Мария!
Cледующий шаг - письмо, а потом звонок у музей Калиша, где хранятся оригиналы карточек. Ждать пришлось две недели, несколько раз перезванивать, но результат того стоил - они нашли карточку Гринбаума Лейба
Текст карточки давал нам самую главную информацию - место -
Алушта! кроме того, по карточке было ясно, что они были в Калише уже в июне 1946 года.
Останавливаться на месте было нельзя - звоню в Крым, в знакомый ЗАГС, на том конце уже не верят в успех, но очень хотят помочь. И..находят!
Леонид Григорьевич Гринбаум (на самом деле Лейб Гиршевич) заключил брак с Елизаветой Михайловной Балабановой (фамилия оказалось верной!) 28 декабря 1945 года ( а не 10 ноября 1945 года, как во французских документах) и не в Симферополе, а в Алуште.
профессия : портная Дом отдыха Академии имени Сталина
у него профессия такая же.
Адрес: Алушта, ул. Октябрьская д.20
паспорта выданы в Симферополе
РО НКВД, у него №13627
у нее №13629карта из калишского музеячДальнейший план действий:
как оказалось Д.О. академии имени Сталина - это д.о. Академии бронетанковых войск. И вот что интересно, если на груди у брата Елизаветы все-таки значок "Отличный танкист" (см. начало истории), если он погиб в Крыму где -то в 1944 (хотя про Балабанова....Михайловича погибшего в Крыму) мне так и не удалось найти сведения в "ОБД-мемориал", то обращает на себя внимание пересечение крымской и танковой темы (напомню, изначально Елизавета Балабанова из Москвы).
Такое ощущение, что брат имел какое-то отношение к танковым войскам и поспособствовал приему Елизаветы в этот пансионат. Кстати, до войны в Академии работал Василий Михайлович Балабанов, но он жил до 1958 года. Может, это родственник?Вобщем, идея первая - надо идти в Бронетанковую академию в Москве в Лефортово.
2) Второй момент выходит из первого - где хранятся учетные карточки на работавших в доме отдыха?
3) Следующий момент, который был понятен с самого начала, но который пока не проработан-это материалы- это то, что все граждане Польши, которые желали репатриироваться, должны были пройти через специальные советско-польские комиссии, я про них вообще ничего не нашел, кроме упоминания, что некоторые из них действовали на Урале. Но на Урале Гринбаум точно не был, ведь, за полгода они успели - побывать у своей сестры Екатерины в Москве и доехать до Калиша. Ясно, что по пути они несколько раз регистрировались, но где именно? Я уже отправил письмо в ФСБ, еще надо в Польский культурный центр в Москве заглянуть - и интернет, конечно.
4) И, наконец, это карточки (форма №1) при получении паспорта. Если их выдавали в СиМферополе, то, по идее, эти карточки должны храниться сто лет. Но для получения их точно надо будет делать нотариальную доверенность