Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Русская культура: традиции, обряды, украшения, одежда и т.п.

Русская культура: язык, традиции, обряды, оружие, доспехи, войны, украшения, одежда, дома, быт, искусство, города, селения и т.п. Прошлое и настоящее!

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 47 48 49 50 51 52 Вперед →
Модератор: Юрвен
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
https://www.FB [запрещен в РФ]/Rustradiznarod/

ПОМОРЫ...НЕМНОЖКО ИСТОРИИ

Давно заселяются берега Белого моря, но ещё до сих пор они не многолюдны. <...> Есть в Беломорье небольшие деревушки — не более десятка домов, но некоторые старые промысловые сёла и по сей день тянутся вдоль берегов на километр. <...>
Первоначально поселения были невелики, два-три двора, были и однодворки. Но уже к XVI веку по южному и западному берегам Белого моря многие мелкие поселения, например Нёнокса, Сума, Кереть, Варзуга, разрослись в крупные деревни и посады с многочисленными солеварнями, часовнями, храмами и приходами, а следовательно, и большим населением. <...>
За поселенцами с XII века закрепилось наименование «поморы». Потомки коренного населения всех берегов Белого и Баренцева морей гордятся этим именем. <...>
Отсутствие на Севере татарского ига, большая, чем в центре страны, безопасность от внешнего врага, отсутствие крепостного угнетения обеспечили поморам более свободную жизнь и не только сохранение, но и дальнейшее развитие принесённых поселенцами культурных и технических ценностей: грамотности, строительных навыков, архитектурных приёмов, рисунка и живописи, поэтического творчества — песен и сказываний. <...>
В течение XIII — XVI веков на основе русской лексики — и новгородцев, в первую очередь, и пришельцев из центральных областей — окончательно определилась и беломорская лексика: беломорский диалект и бытовая терминология. <...>
Пришельцы жили с соседями мирно, всем хватало землицы. Однодворки со временем разрастались в крупные поселения. Рост их был связан с основным занятием жителей — с морскими промыслами, которые требовали артельной работы.
Красовались на берегах эти большие деревни и сёла Беломорья. На угорах стояли рубленные и «в лапу», и «в обло» бревенчатые хоромы-избы. Венцы выложены так плотно, что кажется, бревно в бревно вросло. Между венцами проложен мох. Дом срубили, замшили, теперь обряжать да обживать его. «Дома-то семьёй да соседями подымали».
Встречались в Беломорье дома и в два обоконья, то есть в два окна по фасаду, но не было лачуг. <...> «Нещелеваты наши хоромы, да и печи кладены своеручно, тепла не упущают», — гордилась Анна Александровна Майзерова из Яреньги. «Новгородска привычка, крепко строили для себя, для сынов, для внуков». Да, не на десять лет строили, на сотни — и всё из дерева. <...>
Все старые поморские строения отличаются не только соразмерностью архитектурных линий, законченностью, но и практичностью. <...> Везде встречаются деревянные постройки, рубленные одними и теми же приемами, но особенности расположения строений, объединения их жилой части с хозяйственной, детали покрытия, крыльца, убранство — всюду какие-то «свои». Вспомнишь не раз поморскую поговорку: «В кажной избушке свои погремушки, в кажной избе свой погремок, в кажной деревне свой обиход, а везде всё наше — поморско».
Объяснение этому может быть только одно — в каждом строении, в размещении их проявляется творчество, выдумка, индивидуальность создавших их мастеров. Зоркий глаз, воспитанный морем, был у плотника-моряка, строителя морских лодий, павозков, карбасов.
Его плотницкое мастерство, по сути дела, искусство — так была обработана каждая деталь постройки, нигде ни щели, ни застружины, ни занозины. <...> Вот и стоит века деревянная постройка, ремонта ежегодного не требует и не покосится, будь то хоромина, амбар или баня. «В карбасу щелеватом в море не пойдёшь, а в избе продувной ветром не заживёшь» — поморская поговорка (Сорока). Вот и строили на совесть, на века.
К.П. Гемп. «Сказ о Беломорье»


Прикрепленный файл: 142975670_461423881887908_3973967623505899287_n.jpg143328361_461423858554577_5830407378981876026_n.jpg, 92343 байт143387362_461423835221246_1103902018715352734_n.jpg, 90924 байт143481420_461423761887920_631348256753273984_n.jpg, 73567 байт143486843_461423785221251_2652306548842671855_n.jpg, 90037 байт143495209_461423811887915_4867315865558703341_n.jpg, 85698 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (4)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
https://www.FB [запрещен в РФ]/Rustradiznarod/

РУССКОЕ СЕРЕБРО

В Костромской области находится Волгореченский ювелирный завод «Русское серебро». Он производит малыми сериями коллекции высокохудожественного столового серебра в русском стиле.
Это изделия с неповторимым дизайном и высоким качеством. Основное направление деятельности завода - возрождение традиций русской культуры и ее развитие в ювелирном искусстве. Мастера предприятия, используя образы русских сказок и былин, стараются воплотить в своих изделиях присущую нашему народу мудрость и тонкий юмор.


Прикрепленный файл: 143323480_461417148555248_4636724757287056830_n.jpg143343104_461417175221912_2427361557086619798_n.jpg, 22298 байт143653931_461417015221928_3664552379308669149_n.jpg, 30704 байт143653936_461417055221924_801136033232771632_n.jpg, 26564 байт143814317_461417108555252_7472087100816272594_n.jpg, 54277 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (5)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
https://www.FB [запрещен в РФ]/Rustradiznarod/

город Злынка Брянской области

Здание городской библиотеки начало 19 века


Прикрепленный файл: 143202623_461109308586032_1773320129952699385_n.jpg143221422_461109151919381_7259498773764389515_n.jpg, 165950 байт143241312_461109095252720_4253049155296259425_n.jpg, 170214 байт143249119_461109231919373_1167241672609631796_n.jpg, 179019 байт143331141_461109205252709_7146869800176487677_n.jpg, 181295 байт143350553_461109275252702_6680321896437240838_n.jpg, 150788 байт143638813_461109355252694_8009245883954383556_n.jpg, 93399 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (7)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
Авиация России!


Прикрепленный файл: 2359606371.jpg2359606394.jpg, 99465 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (5)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
СОРОКА-РУССКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН

Собирался он из кички, собственно сороки, позатыльник, налобник, платок.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. На черно-белом фото представительница этнической группы новосильких казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии.


Прикрепленный файл: 142156928_461078055255824_7497610369728305626_o.jpg143182787_461078261922470_8513918486273147506_n.jpg, 82128 байт143226389_461078111922485_3201323288609503187_n.jpg, 59187 байт143427698_461078155255814_2971689957803113165_n.jpg, 53937 байт143701763_461078208589142_4590088018763687073_n.jpg, 24904 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (2)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
Материалы для словаря Древне-Русского языка. Труд И.И. СРЕЗНЕВСКОГО


Прикрепленный файл: Скриншот 30-01-2021 130349.png
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (2)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
Русско-русский словарь

Афиноген - Рожденый Афиной (греч.)
Бедлам – название психиатрической больницы в Лондоне
Безотчетный – безответственный; тот, кто не должен предоставлять отчет о своих действиях и отвечать за них
Бесшабашный – не соблюдающий субботу (евр. “шабат”, рус. “шабаш”)
Берегиня – древнерусская богиня воды и земли (берег, беречь)
Берлога – лежка, логово бера (древнеслав. “бер” – совр. "медведь", “Берлин” - переиначенное захватившими славянские земли германцами славянское слово “Берлога”)
Боец – молотобоец
Браться - бороться, воевать
Бугай – железный лом
Бузотер – перетерающий в муку овсяную, просяную или гречневую крупу для приготовления “бузы”, т.е. браги.
Варежки – одежда для рук ("руковицы"), изобретенная варягами ("варяжки")
Василиса - Царица (греч.)
Восхищение - похищение вверх, вознесение
Вервь - родственники, патронимия (несколько семей, имеющих общих предков)
Вертеп - варьете (“Куда изволите, барин?” - “Гони, братец, в Салун Варьете! Знаешь такой?” - “Соленый вертеп-то...? Ну как, барин, не знать...!”)
Взыскать - разыскать, найти
Воевода - водитель воев (предводитель воинов)
Военачальник - начальник воев
Возбуждаться - просыпаться, пробуждаться
Вой - воин, солдат
Воспитывать - выкармливать
Воспитанник - выкормыш
Восстание – вставание, пробуждение
Враг (ворог, вор) - варяг (викинг-скандинав - захватчик, грабитель)
Всеобъемлющий - обложивший всех данью (“емлющи дани от вся”)
Высокопарный – высоко парящий (“орел высокопарный”)
Выход - дань
Гаврила - Гавриил
Гражданин - горожанин (“гражанин”)
Дань - откуп данам (нем. Danegeld - “данские деньги”), т.е. деньги, которые жителям европейских государств приходилось выплачивать викингам-данам (датчанам) за обещание не совершать грабительских походов. В 991-1007 гг английские короли в качестве дани выплатили датчанам около 100 тыс. фунтов серебра (40 тонн). Завоевав Англию, дан Канут Великий (1018-1035) за вывод своего войска потребовал от короля дань 82 тыс. фунтов серебра (33 тонны).
Деньги - маленькие серебряные монетки весом около 1.0 г (монг. “тенга”)
Деревня - сделанная из дерева
Евгений - Породистый (греч.)
Жалость – от древнерус. "желя", "желенье" – плач по мертвым
Женат - по обычаю дохристианской Руси мужчина должен был произнести: “Жена ты!”
Заблагорассудится - (что) за благо рассудится
Завтрак - остатки ужина, которые приберегли на завтра
Здравствуйте - будьте здоровы
Золотник - мера, равная весу первой золотой русской монеты - “Златника Владимира Святославича” (4. 26 г.), чеканившегося в 990-1010 гг.
Изгой - “изжитый”, выбитый из жизни
Изголяться - оголяться
Излучина (Лука) - изгиб реки, схожий с изгибом лука
Измаилитяне (Агаряне) - мусульмане, потомки сына Авраама Измаила и его рабыни Агари
Исполнить - наполнить
Исцелить - сделать целым
Казак (казах) – свободный (тюрк.)
Каторга - галера (греч. katergon)
Каторжник - преступник, осужденный быть прикованным гребцом на галерах
Коло – круг; временной цикл
Кол - заостренные стволы деревьев, из которых строили околицу
Колесо - круглое изделие; языческий символ Хороса (“Живут в лесу, молятся колесу”)
Кольцо - маленький круг, кружочек
Колобок - круглобокий
Коловращение - движение по кругу, круговорот
Колобродить - ходить по кругу, хороводить, совершать языческий священный ритуал в честь Хороса (современный смысл слово приобрело во время становления на Руси христианства: “Мы уж како лето в Христову Церкву ходим, а они по сю пору колобродють!”)
Колония - выселки, новое поселение
Конек - место на двухскатной крыше, украшенное вырезанной из дерева головой лошади (с IV в до н.э. у скифов-земледельцев, славян, русских)
Круг - мирская сходка (“В нашем кругу”, “Круговая порука”, “Наше окружение”)
Кружка – передающийся по кругу сосуд для сбора пожертвований на мирские или церковные дела
Купа - заем, ссуда
Купала – древнерусский бог омовения, очищения (купаться, искупить вину)
Лад – древнерусский бог родового порядка (ладно, поладим)
Лукоморье - побережье Азовского моря (“излучина моря“)
Марина - Морская (лат.)
Медведь – "Ведающий (,где) мед", переименование древнеславянского "Бер"
Мерзкий - мерьский, относящийся к финно-угорскому племени “меря” (“Ростов - град мерьский”, город Галич Мерский)
Мир – крестьянская община
Морок – древнерусский бог зла и смерти (морока, заморочить)
Мытище - место сбора пошлины (“мыта”)
Наверное - верно, точно, “наверняка” (смысловой перевертыш)
Называется - называет себя
Наказание - указание, наказ, приказ
Народ - народившиеся
Нахождение - нападение
Небрежно – не бережно
Невольно - неудобно, несвободно (надпись монаха-переписчика на полях летописи: “Худое перо. Невольно писать им”)
Неженатый - по обычаю дохристианской Руси при разводе мужчина должен был произнести слова: “Не жена ты!”
Неимоверство – “не имо веры”, не имение веры, недоверчивость
Немец - это не “емец”, т.е. не находящийся на службе у князя варяг, собирающий судебные штрафы, а какой-то другой европейский иноземец (“не емец”)

“Емец” или “мечник” - так назывался в древней Руси княжеский сборщик “емцы”, т.е. судебных штрафов (емлющи, сказають, не токмо емцу - и ины дани тяжки). Во времена Рюрика, Олега, Игоря и Ольги “емцами” назначались только верные норманнским правителям Руси варяжские дружинники, т.е. вооруженные мечами (отсюда - “мечник”) и облаченные в европейскую одежду иностранцы. Завидя любого сходно одетого и вооруженного иностранца, люди, небезосновательно ожидая неприятностей, сразу старались выяснить - емец это или просто так - иностранец (купец, путешественник или посол). “Чур меня, Чур! Ни емец ли? Ну, слава Перуну, не емец!” Вероятнее всего, отсюда и пошло русское название “немец” (не емец), которое еще в XIX в применялось в России ко всем без разбора иностранцам-европейцам, вошло во все славянские и некоторые восточные языки и об этимологии которого до сего дня спорят лингвисты.

Не обессудьте – не лишайте суда, не обвиняйте без суда
Непосредственный - живущий не по средствам, живущий в долг (смысловой перевертыш)
Неприятный - тот, кого не принимают в хороших домах
Несчастье - не будет счастья тебе (“Несть счасти ти”)
Обида – древнерусская крылатая богиня печали и поражения
Обкарнать – опечалить ("Карна" – древнерусская богиня печали)
Обрезать – изъять, снять процент («рез»)
Около - вокруг (“Вокруг да около”)
Околоточный – окружной (надзиратель)
Окольный - окружной
Околачиваться - ходить по кругу
Околица - круговая стена вокруг селения
Околпачить - надеть на кого-то дурацкий колпак
Ополчиться - собрать полки для ведения войны
Охломон - человек толпы, плебей (греч. “ochlos” - толпа, чернь)
Очевидно – видно очами, не требует доказательств
Ошеломленный - получивший удар по голове (по шлему)
Пелагея - Морская (греч.)
Пережиток – пережитое человеком (смысловой перевертыш)
Пигалица – маленькая юркая птичка из семейства ржанок
Пирог - то, что подают на пирах
Плошка - “плоска”, плоская посуда
Подданный - платящий дань
"Поделом ему" – "По (его) делам ему (досталось)"
Поле - возделанный участок земли, т.е. то, что лучше других славянских племен делали поляне (“в полях” - в земле полян)
Половцы - племена полей, степей (“степняки”, самоназвание - “кыпчаки”)
Понятие – понятое человеком
Поприще - древнерусская мера длины, равная приблизительно 2 км
(“Трудиться на поприще” - ремонтировать 2 км “Царского тракта”, за хорошее состояние и исправность которых на тебя царем возложена ответственность)
Посредственный - живущий по средствам (смысловой перевертыш)
Пошлый – облагаемый пошлиной ("...а с тех прохожих купцов пошлых денег не брать")
Противный - направленный против кого-то, противник. Слова русского Кагана Олега Вещего “Аз им (хазарам) противен” означают “Я противник хазарам”
Придворные (Царедворцы) - слуги царя, обслуживающие его хозяйство (“двор”) - конюший, псарь, сокольничий, стольник, стременный, спальник и др.
Прощай - прости
Прощаться – просить прощения
Пьяный - человек в том состоянии, в каком были загулявшие на завоеванной у татар р. Пьяне хмельные воины князей Дмитрия Донского и Дмитрия Суздальского, поголовно перебитые в 1377 г войском неожиданно напавшего на них военачальника Мамая царевича "Арапшы" (будущего хана Золотой Орды Арабшаха) - древнерусская поговорка - ”Мы за Пьяною пьяны”, совр. поговорка - “Он пьяным пьян”
Работа – рабство ("...приде ординцы, многих посече, других в работу увели")
Разгильдяй - человек, исключенный за недостойное поведение или нечестность из “гильдии” (профессиональное объединение)
Разоблачать - снимать с кого-то одежду
Разъяриться – повеселиться во время "Ярилы" – древнерусского праздника весны
Рез - процент
Ростовщик - дающий деньги в рост
Ряд - договор
Сарацин - мусульманин, считающий себя потомком Авраама и Сары
Сборище - собрание, место сбора уважаемых людей (смысловой перевертыш)
Сволочь – не стоящие на ногах пьянчужки, которых полицейских обязывали сволокать в участок, дабы ночью на улице не замерзли
Сидор - Железный (греч.)
Скарб – казна (польск.)
Скотница - казна, сокровищница
Сметливый - расчетливый
Современный - одного времени, близкий по времени кому-то или чему-то (например: царь Персии Дарий III, современный Александру Македонскому)
Сокровище - место сокрытия, тайник
Софья – Мудрая (греч.)
Спасибо - спаси тебя Бог
Стекло - то, что стекает; стекший расплав
Страна - сторона
Странный – странствующий, сторонний (чужой)
Страхование - устрашение
Страховаться - страшить себя
Судьба – суд Бога, суда Божьего приговор
Суеверие – суетная вера
Татарин – представитель племени, платящего дань (древнетюркское "тат" – "данник")
То есть – это есть (кто-то или что-то)
Украина - окраина, окраинная область Руси
Ура! – "Вперед!" в переводе с монгольского
Урядник – следящий за соблюдением «ряда» (договора), переговорщик
Фармазон - франкмасон
Федора (Феодора, Федра, Теодора) - Подаренная Богом, Божий дар (греч.)
Хороший - угодный языческому богу солнца Хоросу, символом которого был круг
Хоронить - отдавать Хоросу
Хоровод - движение по кругу, танец в честь Хороса
Хоромы - здание или усадьба с круговой планировкой
Что-нибудь - что бы ни было в будущем, “что ни будь” (что ни будет)

Пример истинного понимания слова современным нам Русским поэтом:

"Пусть былое уходит" (Романс В.В.Высоцкого)

Оплавляются свечи на старинный паркет,
Дождь струится на плечи серебром эполет.
Как в агонии бродит золотое вино...
Пусть былое уходит... Пусть былое уходит!
Что придет? - Все равно... Все равно!

И - в предсмертном томленьи - озираясь назад,
Убегают олени, нарываясь на залп.
Кто-то дуло направил на невинную грудь...
Пусть былое уходит... Пусть былое уходит!
Пусть придет - что ни будь... Что ни будь!

Кто-то злой и умелый - веселясь, наугад -
Мечет острые стрелы в воспаленный закат.
Слышно в буре мелодий повторение нот...
Все былое уходит... Все былое уходит!
Пусть придет - что придет... Что придет!

“Чур меня” - спаси меня Бог-Охранитель (Щур - языческий бог-предок, охранитель)
“Чур - я первый” - Щур, убеди всех, что я - первый
Чураться - призывать на помощь Щура и тем самым высказывать свою неприязнь к кому-то или чему-то
Шаромыга - наполеоновский солдат, бродивший во время отступления по русским селам со словами: “Шер Ами (“Дорогой друг”), подай что-нибудь!”, т.е. – попрошайка
Яма – древнерусский бог смерти

Метки: история Руси, русский язык, этимология
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (3)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ (их значение)

ГОЛ КАК СОКОЛ
Это выражение может вызывает недоумение у наших современников. В самом деле: почему сокол, в отличие от, скажем, орла или коршуна, голый? На самом деле сокол в данном случае – это гладкое дубовое бревно, использовавшееся в качестве стенобитного орудия, тарана.

ПОПАСТЬ ВПРОСАК.
Просак – это давно вышедшее из употребления слово, означающее барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Разумеется, попадание руки в просак вело к тяжелому увечью, потому и стало это выражение нарицательным.

ПУСКАТЬ ПЫЛЬ В ГЛАЗА
Выражение появилось в XVI веке. В настоящее время оно употребляется в значении «создавать ложное впечатление о своих возможностях». Однако первоначальный смысл другой: во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, который бросали в глаза соперникам. В 1726 г. этот прием был запрещен специальным указом.

БАКЛУШИ БИТЬ
Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!» Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьет»?
С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками», и пошла поговорка.

ЛЕЗТЬ НА РОЖОН
Означает: в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности. «Рожном» в старорусском языке (да и сейчас в местных говорах) назывался заостренный кол. Охотясь с рожном или рогатиной на медведя, смельчаки, идя на зверя, выставляли перед собой острый кол. Напоровшись на рожон, медведь погибал.
Того же происхождения и выражение «против рожна переть» или, наоборот, «против рожна не попрешь». Отсюда же и «ни рожна» в смысле: ничего нет, ни гроша, ни полушки.

ЗАТРАПЕЗНЫЙ ВИД
Это выражение появилось при Петре I и никакого отношения к трапезе не имеет. Затрапезников – это фамилия купца, фабрика которого выпускала очень грубую и низкокачественную ткань. С тех пор и говорят о неряшливо одетом человеке, что он имеет затрапезный вид.

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТИ
Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения: спустя три года после смерти покойника извлекали из могилы, очищали кости от тлена и заново хоронили. Это действие сопровождалось воспоминаниями о покойном, оценкой его характера, дел и поступков. Данный обряд был хорошо известен еще в XII веке, свидетельством чего являются строки из «Слова о полку Игореве»: «Кто же омоет твои мощи?» («Плач Ярославны»). Однако во все времена соседи и знакомые предпочитали не ждать так долго и перемывали кости еще живым людям.

ШАРАШКИНА КОНТОРА
Это выражение появилось в русском языке относительно недавно. Шараш-монтаж – это диалектное слово, означающее «жульё». Т.е. «контора жуликов, обманщиков». Отсюда же и происхождение слова ошарашить.

С ПАНТАЛЫКУ СБИТЬСЯ
Речь здесь идет о горе Пантелик, находящейся в Греции. На Пантелике добывали мрамор. В результате образовалось много пещер и лабиринтов, в которых легко можно было заблудиться.

ДЕЛО – ТАБАК
Речь в данном случае идет не о вреде курения, а о большой глубине. Бурлаки привязывали кисет с табаком к шее и, когда вода достигала этого уровня, предупреждали своих товарищей: «Под табак».

СМОРОЗИТЬ
К охлаждению чего-либо в холодильнике оно не имеет никакого отношения. Это слово греческого происхождения, и в русский язык оно пришло из гимназической среды. «Морос» (глупость), – говорили учителя нерадивым ученикам. «Ну, ты сморозил», – повторяли они на улице.

НА ЛБУ НАПИСАНО
Если про человека говорят, что у него на лбу написано, то обычно подразумевается, что ничего хорошего написано там быть не может. Выражение это появилось при Елизавете Петровне, которая в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам, чтобы они «от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были». Отсюда же ведут происхождение выражения заклеймить позором и прожженный преступник.

ИДИОТ
Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «Идиотэс» означало вовсе не дурень, а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.

ОЛУХ
произошло от «волоха» (пастух). Так что если назвали «пастухом царя небесного», это даже комплимент.

БОЛВАН
в древнерусском «массивная глыба», «скала».

ПОДЛЕЦ
в польском языке означало «простой, незнатный человек».

ПОГАНЕЦ
(пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель.

КРЕТИН
(из латыни) – христианин.

СЛОВО «СКОТИНА»
произошло от германского «Скат». Оно первоначально означало «деньги», «богатство», «сокровище».

НЕГОДЯЙ
Слово обозначало «рекрут, непригодный к воинской службе».

ЗАРАЗА
Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза «Какая вы зараза!» означало «Какая вы прелесть, само очарование!»

СЛОВО «РЯХА»
не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно «неряха», а антоним почему-то приобрел совершенно неожиданный смысл.

КОНЦЫ В ВОДУ
Выражение концы в воду связано с именем Ивана Грозного. Репрессии против населения при этом царе порой принимали такой размах, что смущали даже самого Ивана. В таких случаях, чтобы скрыть истинные масштабы казней, людей, умерших от пыток, тайком бросали в реку. Спрятать концы в воду – значит замести следы преступления.

УЗНАТЬ ПОДНОГОТНУЮ
Узнать подноготную: речь идет о пытке, когда под ногти жертве вбивались железные гвозди.

ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ
Это крылатое изречение принадлежит римскому императору Веспасиану. В поисках дополнительных доходов казны он ввел налог на общественные туалеты, которые на беспристрастном латинском языке именовались не иначе как "мочевые". Когда сын императора упрекнул отца в том, что он ввел такой "неприличный" сбор, Веспасиан поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил, пахнут ли они.
Ответ сына был отрицательный. Изнеженные римляне не могли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, ведь туда, как и в знаменитые бани, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. Расчет императора оказался верным - деньги хлынули в казну.

ПОНЕДЕЛЬНИК - ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ
- объяснение неудачи дела, начатого в понедельник, нежелания делать что-либо в этот день. Есть две версии происхождения этого оборота.
1. Выражение восходит к языческому суеверию, что понедельник - день Луны, покровительницы чародейства, волхвования и колдовства. Поэтому человек, начинавший дело в понедельник, рисковал столкнуться с противодействием чародеев.

2. Понедельник, по суеверным представлениям, - черный, тяжелый день. В этот день прежде суеверные люди не начинали дела, не выезжали в дорогу. Имеется поверье об этом дне, основанное на том, что, согласно Библии, Бог, сотворив мир, после пяти из шести дней творения повторял: «И это было хорошо». Лишь после второго дня - понедельника - в Библии этой фразы нет.

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ
Нос в данном случае – это деревянная палочка, которую неграмотные люди носили в качестве «записной книжки». Когда они хотели что-то запомнить, то делали на этой палочке особые зарубки.

ОСТАТЬСЯ С НОСОМ
А вот в выражении остаться с носом, нос имеет совсем другое значение – от слова ноша, нести. Человек оставался с носом, если его подношение (как правило, взятка) не было принято.

НЕ КО ДВОРУ
«Не ко двору пришлось» - говорят о том «движимом имуществе» (особенно о домашних животных), приобретение которого окончилось неудачей: посуда разбилась, лошадь пала... Мало кто знает, что выражение это связано с верой в домовых, в тех языческих божков, которые, по мнению наших далеких предков, ведали всем «домом и двором», были их тайными хозяевами. Тогда «не ко двору пришлось» значило: не понравилось домовому. Домовые были капризны. Не понравится, например, лошадь - нашлет хворь, и нет лошади, пропала: не ко двору пришлась!
Сейчас, понятно, никто не верит в проделки домовых. Тем не менее выражение «не ко двору пришелся» - то есть «некстати, не по нраву» - можно услышать и сегодня, как правило, применительно к человеку, но это уже «привычка» языка.

В НОГАХ ПРАВДЫ НЕТ (ШУТЛ.) - ПРИГЛАШЕНИЕ СЕСТЬ.
Существует несколько вариантов происхождения этой поговорки:
1) по первой версии, сочетание связано с тем, что в XV-XVIII вв. на Руси должников жестоко наказывали, били железными прутьями по голым ногам, добиваясь возврата долга, т. е. "правды", однако такое наказание не могло заставить вернуть долг тех, у кого не было денег;
2) по второй версии , сочетание возникло в связи с тем, что помещик, обнаружив пропажу чего-либо, собирал крестьян и заставлял их стоять, пока не назовут виновного;
3) третья версия обнаруживает связь выражения с правежом (жестоким наказанием за неуплату долгов). Если должник спасался от правежа бегством, говорили, что в ногах правды нет, то есть долг выбить невозможно; с отменой правежа смысл поговорки изменился.

ШИВОРОТ – НАВЫВОРОТ
Нам сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: «совсем наоборот», «наизнанку» - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительными и позорным наказанием.
«Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. В дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот-навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
Мы сейчас тоже употребляем эти слова нередко в связи с одеждой, в смысле «задом наперед», но значение их стало куда шире. Шиворот-навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще «поступить противно общепринятому и естественному».

НА ШИРОКУЮ НОГУ (ЖИТЬ)
Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.
В рождении этого сочетания слов, как рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантиметров), а графам - в два фута.
Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишъ, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".
Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории? Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II - Готфрида Плантагенета. Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы - немецкой, и т. д.
Одно лишь несомненно: выражение это - точный перевод с немецкого - стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году "Литературная газета" поместила заметку о его происхождении.
Рассказ о королевской мозоли, о связанной с нею моде и о возникшем благодаря ей присловье заинтересовал читающую публику. Все это привело к тому, что чужестранное словосочетание укоренилось и на русской почв
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (5)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
РУССКИЙ художник ИВАНОВ Всеволод Борисович и его творчество!

Иванов Всеволод Борисович родился 14 августа 1950 год в городе Беломорске.
1978 г. - окончил тверское художественное училище по специальности художника-оформителя.
До 1974 года участвовал в городских, областных и одной всесоюзной выставках самодеятельных художников. После 1978 года выставлялся по линии Союза Художников России.

«С молодых лет я знал, что Русский народ нещадно ограбляли и ограбляют экономически. Но не менее страшное ограбление - это извращение истории Русского Рода. Украдены древнейший период исторического пути наших Русских предков. Искажена история средневековой Руси.
Сфальсифицирована новейшая история. Однако за истекшее десятилетие стало возможно издание литературы о подлинной древнейшей и древней летописи Русского народа. И мне, человеку, которому стукнуло пятьдесят лет, пришлось, как школьнику, осваивать это великолепие. Цикл «Ведическая Русь» буду продолжать до конца отведенного срока жизни. Мое Творчество - мостик в солнечный и прекрасный мир нашего Русского прошлого. Творя, я сам погружаюсь в солнечный мир нашего Русского прошлого. Да и лицезрение картин таких художников как В. Корольков и Б. Ольшанский - доставляет большую радость. Осознаешь, что власть кисти, несмотря на развитие фото, кино и анимации все так же сильна, как и 200 лет назад. Искусство русского художника должно нести и просветительские функции. Нужно активно противостоять «глобализации» искусства!»





Прикрепленный файл: В городе Словенске.jpgВ городе Словенске2.jpg, 133065 байтВечереет. На прогулке.jpg, 202115 байтВечереет. На прогулке2.jpg, 125557 байтВидени е поморам Богини Гипербореи2.jpg, 178182 байтВидени е поморам Богини Гиперборея.jpg, 151697 байтЖрец Соколинного Бога2.jpg, 161595 байтИсход гиперборейцев.jpg, 172292 байтИсход гиперборейцев2.jpg, 169813 байтКапище у озера.jpg, 135265 байтКапище у озера2.jpg, 158525 байтНочь накануне праздника Купалы.jpg, 162531 байтНочь накануне праздника Купалы2.jpg, 136380 байтПредстоящая беседа.jpg, 190617 байтПредстоящая беседа2.jpg, 133072 байтПрибытие Руссов-волхвов.jpeg, 196974 байтРадуга над Арконой.jpeg, 210451 байтРадуга над Арконой2.jpg, 173181 байтФлот Гипербореи выполнит приказ.jpg, 12008 байтФлот Гипербореи выполнит приказ2.jpg, 172918 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (1)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12173
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16691
продолжение творчества ИВАНОВА В.Б.

Прикрепленный файл: Храм Бога Знича. Зима.jpgХрам Бога Знича. Зима2.jpg, 141213 байтХрам Радогоща Лето.jpg, 219146 байтХрам Радогоща Лето2.jpg, 124009 байтХрам Световида. Весна.jpg, 217748 байтХрам Световида. Весна2.jpg, 120037 байтХрам Хорса Осень.jpg, 191712 байтХрам Хорса Осень2.jpg, 162223 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (3)
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 47 48 49 50 51 52 Вперед →
Модератор: Юрвен
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Юрвен » <Разное> » Русская культура: традиции, обряды, украшения, одежда и т.п. [тема №117680]
Вверх ⇈