Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Русская культура: традиции, обряды, украшения, одежда и т.п.

Русская культура: язык, традиции, обряды, оружие, доспехи, украшения, одежда, дома, быт, искусство, города, селения и т.п. Прошлое и настоящее!

    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 46 47 48 49 50 51 Вперед →
Модератор: Юрвен
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
https://www.FB [запрещен в РФ]/Rustradiznarod/

ДЕРЕВЯННЫЕ КРУЖЕВА РОССИИ

Злынка- самый маленький город в Брянской области.Население 5547 человек
На фото здание городской администрации. Постройка начало 20 века


Прикрепленный файл: 143312411_461552278541735_3498524148837084190_n.jpg143482304_461552315208398_2244744433548494753_n.jpg, 131145 байт143492415_461552258541737_1349249591359605219_n.jpg, 52986 байт143590034_461552391875057_5319584381515531678_n.jpg, 92909 байт143590035_461552231875073_2586118745416327848_n.jpg, 126609 байт144048644_461552348541728_1162365988580388596_n.jpg, 101383 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (7)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
https://www.FB [запрещен в РФ]/Rustradiznarod/

ЧАЙ из ТУЛЬСКОГО САМОВАРА с ОБЛЕПИХОЙ для СИБИРСКОГО ❄️ ЗДОРОВЬЯ!
Зимой очень важно укреплять иммунитет и не забывать про витамины, а поможет в этом вкусный горячий чай из самовара! Предлагаем вам попробовать простой рецепт всего из трёх ингредиентов.
Что потребуется для сибирского чая❓
🔸 Чёрный чай – по вкусу.
🔸 Мёд – 2 ч.л.
🔸 Облепиха (свежая или замороженная) – 150 г.
Приготовление:
Заварите чай. Перед тем, как добавить к нему ягоды, облепиху нужно растолочь. Затем оставьте напиток настаиваться ⌛ 5-7 минут. Добавьте мёд 🍯 и разлейте по чашкам. Сибирский чай готов зарядить вас бодростью, щедро угостить витаминами и укрепить иммунитет.
Приятного чаепития! ☕


Прикрепленный файл: Тульский самовар.jpg
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (4)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
https://www.FB [запрещен в РФ]/Rustradiznarod/

ПОМОРЫ...НЕМНОЖКО ИСТОРИИ

Давно заселяются берега Белого моря, но ещё до сих пор они не многолюдны. <...> Есть в Беломорье небольшие деревушки — не более десятка домов, но некоторые старые промысловые сёла и по сей день тянутся вдоль берегов на километр. <...>
Первоначально поселения были невелики, два-три двора, были и однодворки. Но уже к XVI веку по южному и западному берегам Белого моря многие мелкие поселения, например Нёнокса, Сума, Кереть, Варзуга, разрослись в крупные деревни и посады с многочисленными солеварнями, часовнями, храмами и приходами, а следовательно, и большим населением. <...>
За поселенцами с XII века закрепилось наименование «поморы». Потомки коренного населения всех берегов Белого и Баренцева морей гордятся этим именем. <...>
Отсутствие на Севере татарского ига, большая, чем в центре страны, безопасность от внешнего врага, отсутствие крепостного угнетения обеспечили поморам более свободную жизнь и не только сохранение, но и дальнейшее развитие принесённых поселенцами культурных и технических ценностей: грамотности, строительных навыков, архитектурных приёмов, рисунка и живописи, поэтического творчества — песен и сказываний. <...>
В течение XIII — XVI веков на основе русской лексики — и новгородцев, в первую очередь, и пришельцев из центральных областей — окончательно определилась и беломорская лексика: беломорский диалект и бытовая терминология. <...>
Пришельцы жили с соседями мирно, всем хватало землицы. Однодворки со временем разрастались в крупные поселения. Рост их был связан с основным занятием жителей — с морскими промыслами, которые требовали артельной работы.
Красовались на берегах эти большие деревни и сёла Беломорья. На угорах стояли рубленные и «в лапу», и «в обло» бревенчатые хоромы-избы. Венцы выложены так плотно, что кажется, бревно в бревно вросло. Между венцами проложен мох. Дом срубили, замшили, теперь обряжать да обживать его. «Дома-то семьёй да соседями подымали».
Встречались в Беломорье дома и в два обоконья, то есть в два окна по фасаду, но не было лачуг. <...> «Нещелеваты наши хоромы, да и печи кладены своеручно, тепла не упущают», — гордилась Анна Александровна Майзерова из Яреньги. «Новгородска привычка, крепко строили для себя, для сынов, для внуков». Да, не на десять лет строили, на сотни — и всё из дерева. <...>
Все старые поморские строения отличаются не только соразмерностью архитектурных линий, законченностью, но и практичностью. <...> Везде встречаются деревянные постройки, рубленные одними и теми же приемами, но особенности расположения строений, объединения их жилой части с хозяйственной, детали покрытия, крыльца, убранство — всюду какие-то «свои». Вспомнишь не раз поморскую поговорку: «В кажной избушке свои погремушки, в кажной избе свой погремок, в кажной деревне свой обиход, а везде всё наше — поморско».
Объяснение этому может быть только одно — в каждом строении, в размещении их проявляется творчество, выдумка, индивидуальность создавших их мастеров. Зоркий глаз, воспитанный морем, был у плотника-моряка, строителя морских лодий, павозков, карбасов.
Его плотницкое мастерство, по сути дела, искусство — так была обработана каждая деталь постройки, нигде ни щели, ни застружины, ни занозины. <...> Вот и стоит века деревянная постройка, ремонта ежегодного не требует и не покосится, будь то хоромина, амбар или баня. «В карбасу щелеватом в море не пойдёшь, а в избе продувной ветром не заживёшь» — поморская поговорка (Сорока). Вот и строили на совесть, на века.
К.П. Гемп. «Сказ о Беломорье»


Прикрепленный файл: 142975670_461423881887908_3973967623505899287_n.jpg143328361_461423858554577_5830407378981876026_n.jpg, 92343 байт143387362_461423835221246_1103902018715352734_n.jpg, 90924 байт143481420_461423761887920_631348256753273984_n.jpg, 73567 байт143486843_461423785221251_2652306548842671855_n.jpg, 90037 байт143495209_461423811887915_4867315865558703341_n.jpg, 85698 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (4)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
https://www.FB [запрещен в РФ]/Rustradiznarod/

РУССКОЕ СЕРЕБРО

В Костромской области находится Волгореченский ювелирный завод «Русское серебро». Он производит малыми сериями коллекции высокохудожественного столового серебра в русском стиле.
Это изделия с неповторимым дизайном и высоким качеством. Основное направление деятельности завода - возрождение традиций русской культуры и ее развитие в ювелирном искусстве. Мастера предприятия, используя образы русских сказок и былин, стараются воплотить в своих изделиях присущую нашему народу мудрость и тонкий юмор.


Прикрепленный файл: 143323480_461417148555248_4636724757287056830_n.jpg143343104_461417175221912_2427361557086619798_n.jpg, 22298 байт143653931_461417015221928_3664552379308669149_n.jpg, 30704 байт143653936_461417055221924_801136033232771632_n.jpg, 26564 байт143814317_461417108555252_7472087100816272594_n.jpg, 54277 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (5)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
https://www.FB [запрещен в РФ]/Rustradiznarod/

город Злынка Брянской области

Здание городской библиотеки начало 19 века


Прикрепленный файл: 143202623_461109308586032_1773320129952699385_n.jpg143221422_461109151919381_7259498773764389515_n.jpg, 165950 байт143241312_461109095252720_4253049155296259425_n.jpg, 170214 байт143249119_461109231919373_1167241672609631796_n.jpg, 179019 байт143331141_461109205252709_7146869800176487677_n.jpg, 181295 байт143350553_461109275252702_6680321896437240838_n.jpg, 150788 байт143638813_461109355252694_8009245883954383556_n.jpg, 93399 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (7)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
Авиация России!


Прикрепленный файл: 2359606371.jpg2359606394.jpg, 99465 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (5)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
СОРОКА-РУССКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН

Собирался он из кички, собственно сороки, позатыльник, налобник, платок.
Сорока (макушка, привязка) — верхняя часть головного убора, надевавшаяся поверх кички. Она обычно изготавливалась из кумача, шелка, бархата на холщовой или ситцевой подкладке. Сорока сшивалась обычно из двух-трех частей ткани. Передняя ее часть называлась чело, очелье, челышка; боковые части — крылья; задняя часть — хвост. На черно-белом фото представительница этнической группы новосильких казаков, жившей в ряде сел бывшего Новосильского уезда Тульской губернии.


Прикрепленный файл: 142156928_461078055255824_7497610369728305626_o.jpg143182787_461078261922470_8513918486273147506_n.jpg, 82128 байт143226389_461078111922485_3201323288609503187_n.jpg, 59187 байт143427698_461078155255814_2971689957803113165_n.jpg, 53937 байт143701763_461078208589142_4590088018763687073_n.jpg, 24904 байт
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (2)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
Материалы для словаря Древне-Русского языка. Труд И.И. СРЕЗНЕВСКОГО


Прикрепленный файл: Скриншот 30-01-2021 130349.png
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (2)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
Русско-русский словарь

Афиноген - Рожденый Афиной (греч.)
Бедлам – название психиатрической больницы в Лондоне
Безотчетный – безответственный; тот, кто не должен предоставлять отчет о своих действиях и отвечать за них
Бесшабашный – не соблюдающий субботу (евр. “шабат”, рус. “шабаш”)
Берегиня – древнерусская богиня воды и земли (берег, беречь)
Берлога – лежка, логово бера (древнеслав. “бер” – совр. "медведь", “Берлин” - переиначенное захватившими славянские земли германцами славянское слово “Берлога”)
Боец – молотобоец
Браться - бороться, воевать
Бугай – железный лом
Бузотер – перетерающий в муку овсяную, просяную или гречневую крупу для приготовления “бузы”, т.е. браги.
Варежки – одежда для рук ("руковицы"), изобретенная варягами ("варяжки")
Василиса - Царица (греч.)
Восхищение - похищение вверх, вознесение
Вервь - родственники, патронимия (несколько семей, имеющих общих предков)
Вертеп - варьете (“Куда изволите, барин?” - “Гони, братец, в Салун Варьете! Знаешь такой?” - “Соленый вертеп-то...? Ну как, барин, не знать...!”)
Взыскать - разыскать, найти
Воевода - водитель воев (предводитель воинов)
Военачальник - начальник воев
Возбуждаться - просыпаться, пробуждаться
Вой - воин, солдат
Воспитывать - выкармливать
Воспитанник - выкормыш
Восстание – вставание, пробуждение
Враг (ворог, вор) - варяг (викинг-скандинав - захватчик, грабитель)
Всеобъемлющий - обложивший всех данью (“емлющи дани от вся”)
Высокопарный – высоко парящий (“орел высокопарный”)
Выход - дань
Гаврила - Гавриил
Гражданин - горожанин (“гражанин”)
Дань - откуп данам (нем. Danegeld - “данские деньги”), т.е. деньги, которые жителям европейских государств приходилось выплачивать викингам-данам (датчанам) за обещание не совершать грабительских походов. В 991-1007 гг английские короли в качестве дани выплатили датчанам около 100 тыс. фунтов серебра (40 тонн). Завоевав Англию, дан Канут Великий (1018-1035) за вывод своего войска потребовал от короля дань 82 тыс. фунтов серебра (33 тонны).
Деньги - маленькие серебряные монетки весом около 1.0 г (монг. “тенга”)
Деревня - сделанная из дерева
Евгений - Породистый (греч.)
Жалость – от древнерус. "желя", "желенье" – плач по мертвым
Женат - по обычаю дохристианской Руси мужчина должен был произнести: “Жена ты!”
Заблагорассудится - (что) за благо рассудится
Завтрак - остатки ужина, которые приберегли на завтра
Здравствуйте - будьте здоровы
Золотник - мера, равная весу первой золотой русской монеты - “Златника Владимира Святославича” (4. 26 г.), чеканившегося в 990-1010 гг.
Изгой - “изжитый”, выбитый из жизни
Изголяться - оголяться
Излучина (Лука) - изгиб реки, схожий с изгибом лука
Измаилитяне (Агаряне) - мусульмане, потомки сына Авраама Измаила и его рабыни Агари
Исполнить - наполнить
Исцелить - сделать целым
Казак (казах) – свободный (тюрк.)
Каторга - галера (греч. katergon)
Каторжник - преступник, осужденный быть прикованным гребцом на галерах
Коло – круг; временной цикл
Кол - заостренные стволы деревьев, из которых строили околицу
Колесо - круглое изделие; языческий символ Хороса (“Живут в лесу, молятся колесу”)
Кольцо - маленький круг, кружочек
Колобок - круглобокий
Коловращение - движение по кругу, круговорот
Колобродить - ходить по кругу, хороводить, совершать языческий священный ритуал в честь Хороса (современный смысл слово приобрело во время становления на Руси христианства: “Мы уж како лето в Христову Церкву ходим, а они по сю пору колобродють!”)
Колония - выселки, новое поселение
Конек - место на двухскатной крыше, украшенное вырезанной из дерева головой лошади (с IV в до н.э. у скифов-земледельцев, славян, русских)
Круг - мирская сходка (“В нашем кругу”, “Круговая порука”, “Наше окружение”)
Кружка – передающийся по кругу сосуд для сбора пожертвований на мирские или церковные дела
Купа - заем, ссуда
Купала – древнерусский бог омовения, очищения (купаться, искупить вину)
Лад – древнерусский бог родового порядка (ладно, поладим)
Лукоморье - побережье Азовского моря (“излучина моря“)
Марина - Морская (лат.)
Медведь – "Ведающий (,где) мед", переименование древнеславянского "Бер"
Мерзкий - мерьский, относящийся к финно-угорскому племени “меря” (“Ростов - град мерьский”, город Галич Мерский)
Мир – крестьянская община
Морок – древнерусский бог зла и смерти (морока, заморочить)
Мытище - место сбора пошлины (“мыта”)
Наверное - верно, точно, “наверняка” (смысловой перевертыш)
Называется - называет себя
Наказание - указание, наказ, приказ
Народ - народившиеся
Нахождение - нападение
Небрежно – не бережно
Невольно - неудобно, несвободно (надпись монаха-переписчика на полях летописи: “Худое перо. Невольно писать им”)
Неженатый - по обычаю дохристианской Руси при разводе мужчина должен был произнести слова: “Не жена ты!”
Неимоверство – “не имо веры”, не имение веры, недоверчивость
Немец - это не “емец”, т.е. не находящийся на службе у князя варяг, собирающий судебные штрафы, а какой-то другой европейский иноземец (“не емец”)

“Емец” или “мечник” - так назывался в древней Руси княжеский сборщик “емцы”, т.е. судебных штрафов (емлющи, сказають, не токмо емцу - и ины дани тяжки). Во времена Рюрика, Олега, Игоря и Ольги “емцами” назначались только верные норманнским правителям Руси варяжские дружинники, т.е. вооруженные мечами (отсюда - “мечник”) и облаченные в европейскую одежду иностранцы. Завидя любого сходно одетого и вооруженного иностранца, люди, небезосновательно ожидая неприятностей, сразу старались выяснить - емец это или просто так - иностранец (купец, путешественник или посол). “Чур меня, Чур! Ни емец ли? Ну, слава Перуну, не емец!” Вероятнее всего, отсюда и пошло русское название “немец” (не емец), которое еще в XIX в применялось в России ко всем без разбора иностранцам-европейцам, вошло во все славянские и некоторые восточные языки и об этимологии которого до сего дня спорят лингвисты.

Не обессудьте – не лишайте суда, не обвиняйте без суда
Непосредственный - живущий не по средствам, живущий в долг (смысловой перевертыш)
Неприятный - тот, кого не принимают в хороших домах
Несчастье - не будет счастья тебе (“Несть счасти ти”)
Обида – древнерусская крылатая богиня печали и поражения
Обкарнать – опечалить ("Карна" – древнерусская богиня печали)
Обрезать – изъять, снять процент («рез»)
Около - вокруг (“Вокруг да около”)
Околоточный – окружной (надзиратель)
Окольный - окружной
Околачиваться - ходить по кругу
Околица - круговая стена вокруг селения
Околпачить - надеть на кого-то дурацкий колпак
Ополчиться - собрать полки для ведения войны
Охломон - человек толпы, плебей (греч. “ochlos” - толпа, чернь)
Очевидно – видно очами, не требует доказательств
Ошеломленный - получивший удар по голове (по шлему)
Пелагея - Морская (греч.)
Пережиток – пережитое человеком (смысловой перевертыш)
Пигалица – маленькая юркая птичка из семейства ржанок
Пирог - то, что подают на пирах
Плошка - “плоска”, плоская посуда
Подданный - платящий дань
"Поделом ему" – "По (его) делам ему (досталось)"
Поле - возделанный участок земли, т.е. то, что лучше других славянских племен делали поляне (“в полях” - в земле полян)
Половцы - племена полей, степей (“степняки”, самоназвание - “кыпчаки”)
Понятие – понятое человеком
Поприще - древнерусская мера длины, равная приблизительно 2 км
(“Трудиться на поприще” - ремонтировать 2 км “Царского тракта”, за хорошее состояние и исправность которых на тебя царем возложена ответственность)
Посредственный - живущий по средствам (смысловой перевертыш)
Пошлый – облагаемый пошлиной ("...а с тех прохожих купцов пошлых денег не брать")
Противный - направленный против кого-то, противник. Слова русского Кагана Олега Вещего “Аз им (хазарам) противен” означают “Я противник хазарам”
Придворные (Царедворцы) - слуги царя, обслуживающие его хозяйство (“двор”) - конюший, псарь, сокольничий, стольник, стременный, спальник и др.
Прощай - прости
Прощаться – просить прощения
Пьяный - человек в том состоянии, в каком были загулявшие на завоеванной у татар р. Пьяне хмельные воины князей Дмитрия Донского и Дмитрия Суздальского, поголовно перебитые в 1377 г войском неожиданно напавшего на них военачальника Мамая царевича "Арапшы" (будущего хана Золотой Орды Арабшаха) - древнерусская поговорка - ”Мы за Пьяною пьяны”, совр. поговорка - “Он пьяным пьян”
Работа – рабство ("...приде ординцы, многих посече, других в работу увели")
Разгильдяй - человек, исключенный за недостойное поведение или нечестность из “гильдии” (профессиональное объединение)
Разоблачать - снимать с кого-то одежду
Разъяриться – повеселиться во время "Ярилы" – древнерусского праздника весны
Рез - процент
Ростовщик - дающий деньги в рост
Ряд - договор
Сарацин - мусульманин, считающий себя потомком Авраама и Сары
Сборище - собрание, место сбора уважаемых людей (смысловой перевертыш)
Сволочь – не стоящие на ногах пьянчужки, которых полицейских обязывали сволокать в участок, дабы ночью на улице не замерзли
Сидор - Железный (греч.)
Скарб – казна (польск.)
Скотница - казна, сокровищница
Сметливый - расчетливый
Современный - одного времени, близкий по времени кому-то или чему-то (например: царь Персии Дарий III, современный Александру Македонскому)
Сокровище - место сокрытия, тайник
Софья – Мудрая (греч.)
Спасибо - спаси тебя Бог
Стекло - то, что стекает; стекший расплав
Страна - сторона
Странный – странствующий, сторонний (чужой)
Страхование - устрашение
Страховаться - страшить себя
Судьба – суд Бога, суда Божьего приговор
Суеверие – суетная вера
Татарин – представитель племени, платящего дань (древнетюркское "тат" – "данник")
То есть – это есть (кто-то или что-то)
Украина - окраина, окраинная область Руси
Ура! – "Вперед!" в переводе с монгольского
Урядник – следящий за соблюдением «ряда» (договора), переговорщик
Фармазон - франкмасон
Федора (Феодора, Федра, Теодора) - Подаренная Богом, Божий дар (греч.)
Хороший - угодный языческому богу солнца Хоросу, символом которого был круг
Хоронить - отдавать Хоросу
Хоровод - движение по кругу, танец в честь Хороса
Хоромы - здание или усадьба с круговой планировкой
Что-нибудь - что бы ни было в будущем, “что ни будь” (что ни будет)

Пример истинного понимания слова современным нам Русским поэтом:

"Пусть былое уходит" (Романс В.В.Высоцкого)

Оплавляются свечи на старинный паркет,
Дождь струится на плечи серебром эполет.
Как в агонии бродит золотое вино...
Пусть былое уходит... Пусть былое уходит!
Что придет? - Все равно... Все равно!

И - в предсмертном томленьи - озираясь назад,
Убегают олени, нарываясь на залп.
Кто-то дуло направил на невинную грудь...
Пусть былое уходит... Пусть былое уходит!
Пусть придет - что ни будь... Что ни будь!

Кто-то злой и умелый - веселясь, наугад -
Мечет острые стрелы в воспаленный закат.
Слышно в буре мелодий повторение нот...
Все былое уходит... Все былое уходит!
Пусть придет - что придет... Что придет!

“Чур меня” - спаси меня Бог-Охранитель (Щур - языческий бог-предок, охранитель)
“Чур - я первый” - Щур, убеди всех, что я - первый
Чураться - призывать на помощь Щура и тем самым высказывать свою неприязнь к кому-то или чему-то
Шаромыга - наполеоновский солдат, бродивший во время отступления по русским селам со словами: “Шер Ами (“Дорогой друг”), подай что-нибудь!”, т.е. – попрошайка
Яма – древнерусский бог смерти

Метки: история Руси, русский язык, этимология
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (3)
Юрвен
Модератор раздела

Юрвен

г. Санкт-Петербург
Сообщений: 12032
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 16196
КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ (их значение)

ГОЛ КАК СОКОЛ
Это выражение может вызывает недоумение у наших современников. В самом деле: почему сокол, в отличие от, скажем, орла или коршуна, голый? На самом деле сокол в данном случае – это гладкое дубовое бревно, использовавшееся в качестве стенобитного орудия, тарана.

ПОПАСТЬ ВПРОСАК.
Просак – это давно вышедшее из употребления слово, означающее барабан с зубьями в машине, при помощи которой чесали шерсть. Разумеется, попадание руки в просак вело к тяжелому увечью, потому и стало это выражение нарицательным.

ПУСКАТЬ ПЫЛЬ В ГЛАЗА
Выражение появилось в XVI веке. В настоящее время оно употребляется в значении «создавать ложное впечатление о своих возможностях». Однако первоначальный смысл другой: во время кулачных боев нечестные бойцы брали с собой мешочки с песком, который бросали в глаза соперникам. В 1726 г. этот прием был запрещен специальным указом.

БАКЛУШИ БИТЬ
Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!» Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьет»?
С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку – баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить».
Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими – «баклушечниками», и пошла поговорка.

ЛЕЗТЬ НА РОЖОН
Означает: в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности. «Рожном» в старорусском языке (да и сейчас в местных говорах) назывался заостренный кол. Охотясь с рожном или рогатиной на медведя, смельчаки, идя на зверя, выставляли перед собой острый кол. Напоровшись на рожон, медведь погибал.
Того же происхождения и выражение «против рожна переть» или, наоборот, «против рожна не попрешь». Отсюда же и «ни рожна» в смысле: ничего нет, ни гроша, ни полушки.

ЗАТРАПЕЗНЫЙ ВИД
Это выражение появилось при Петре I и никакого отношения к трапезе не имеет. Затрапезников – это фамилия купца, фабрика которого выпускала очень грубую и низкокачественную ткань. С тех пор и говорят о неряшливо одетом человеке, что он имеет затрапезный вид.

ПЕРЕМЫВАТЬ КОСТИ
Речь в данном случае идет о забытом обряде перезахоронения: спустя три года после смерти покойника извлекали из могилы, очищали кости от тлена и заново хоронили. Это действие сопровождалось воспоминаниями о покойном, оценкой его характера, дел и поступков. Данный обряд был хорошо известен еще в XII веке, свидетельством чего являются строки из «Слова о полку Игореве»: «Кто же омоет твои мощи?» («Плач Ярославны»). Однако во все времена соседи и знакомые предпочитали не ждать так долго и перемывали кости еще живым людям.

ШАРАШКИНА КОНТОРА
Это выражение появилось в русском языке относительно недавно. Шараш-монтаж – это диалектное слово, означающее «жульё». Т.е. «контора жуликов, обманщиков». Отсюда же и происхождение слова ошарашить.

С ПАНТАЛЫКУ СБИТЬСЯ
Речь здесь идет о горе Пантелик, находящейся в Греции. На Пантелике добывали мрамор. В результате образовалось много пещер и лабиринтов, в которых легко можно было заблудиться.

ДЕЛО – ТАБАК
Речь в данном случае идет не о вреде курения, а о большой глубине. Бурлаки привязывали кисет с табаком к шее и, когда вода достигала этого уровня, предупреждали своих товарищей: «Под табак».

СМОРОЗИТЬ
К охлаждению чего-либо в холодильнике оно не имеет никакого отношения. Это слово греческого происхождения, и в русский язык оно пришло из гимназической среды. «Морос» (глупость), – говорили учителя нерадивым ученикам. «Ну, ты сморозил», – повторяли они на улице.

НА ЛБУ НАПИСАНО
Если про человека говорят, что у него на лбу написано, то обычно подразумевается, что ничего хорошего написано там быть не может. Выражение это появилось при Елизавете Петровне, которая в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам, чтобы они «от прочих добрых и неподозрительных людей отличны были». Отсюда же ведут происхождение выражения заклеймить позором и прожженный преступник.

ИДИОТ
Происхождение слова в высшей степени благородное. Греческое «Идиотэс» означало вовсе не дурень, а «частное лицо». В языке византийского христианского духовенства этим словом обозначали мирянина, нецерковника, а так как мирян не уважали, слово приобрело негативный оттенок.

ОЛУХ
произошло от «волоха» (пастух). Так что если назвали «пастухом царя небесного», это даже комплимент.

БОЛВАН
в древнерусском «массивная глыба», «скала».

ПОДЛЕЦ
в польском языке означало «простой, незнатный человек».

ПОГАНЕЦ
(пришло из латыни)– селянин. Деревенский житель.

КРЕТИН
(из латыни) – христианин.

СЛОВО «СКОТИНА»
произошло от германского «Скат». Оно первоначально означало «деньги», «богатство», «сокровище».

НЕГОДЯЙ
Слово обозначало «рекрут, непригодный к воинской службе».

ЗАРАЗА
Если бы так лет 250 назад назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила бы за комплимент. В те времена фраза «Какая вы зараза!» означало «Какая вы прелесть, само очарование!»

СЛОВО «РЯХА»
не имело никакого отношения к лицу. Это было определение опрятного, аккуратного человека. Теперь же осталось одно «неряха», а антоним почему-то приобрел совершенно неожиданный смысл.

КОНЦЫ В ВОДУ
Выражение концы в воду связано с именем Ивана Грозного. Репрессии против населения при этом царе порой принимали такой размах, что смущали даже самого Ивана. В таких случаях, чтобы скрыть истинные масштабы казней, людей, умерших от пыток, тайком бросали в реку. Спрятать концы в воду – значит замести следы преступления.

УЗНАТЬ ПОДНОГОТНУЮ
Узнать подноготную: речь идет о пытке, когда под ногти жертве вбивались железные гвозди.

ДЕНЬГИ НЕ ПАХНУТ
Это крылатое изречение принадлежит римскому императору Веспасиану. В поисках дополнительных доходов казны он ввел налог на общественные туалеты, которые на беспристрастном латинском языке именовались не иначе как "мочевые". Когда сын императора упрекнул отца в том, что он ввел такой "неприличный" сбор, Веспасиан поднес к его носу деньги, которые принес этот налог, и спросил, пахнут ли они.
Ответ сына был отрицательный. Изнеженные римляне не могли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, ведь туда, как и в знаменитые бани, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед. Расчет императора оказался верным - деньги хлынули в казну.

ПОНЕДЕЛЬНИК - ДЕНЬ ТЯЖЕЛЫЙ
- объяснение неудачи дела, начатого в понедельник, нежелания делать что-либо в этот день. Есть две версии происхождения этого оборота.
1. Выражение восходит к языческому суеверию, что понедельник - день Луны, покровительницы чародейства, волхвования и колдовства. Поэтому человек, начинавший дело в понедельник, рисковал столкнуться с противодействием чародеев.

2. Понедельник, по суеверным представлениям, - черный, тяжелый день. В этот день прежде суеверные люди не начинали дела, не выезжали в дорогу. Имеется поверье об этом дне, основанное на том, что, согласно Библии, Бог, сотворив мир, после пяти из шести дней творения повторял: «И это было хорошо». Лишь после второго дня - понедельника - в Библии этой фразы нет.

ЗАРУБИТЬ НА НОСУ
Нос в данном случае – это деревянная палочка, которую неграмотные люди носили в качестве «записной книжки». Когда они хотели что-то запомнить, то делали на этой палочке особые зарубки.

ОСТАТЬСЯ С НОСОМ
А вот в выражении остаться с носом, нос имеет совсем другое значение – от слова ноша, нести. Человек оставался с носом, если его подношение (как правило, взятка) не было принято.

НЕ КО ДВОРУ
«Не ко двору пришлось» - говорят о том «движимом имуществе» (особенно о домашних животных), приобретение которого окончилось неудачей: посуда разбилась, лошадь пала... Мало кто знает, что выражение это связано с верой в домовых, в тех языческих божков, которые, по мнению наших далеких предков, ведали всем «домом и двором», были их тайными хозяевами. Тогда «не ко двору пришлось» значило: не понравилось домовому. Домовые были капризны. Не понравится, например, лошадь - нашлет хворь, и нет лошади, пропала: не ко двору пришлась!
Сейчас, понятно, никто не верит в проделки домовых. Тем не менее выражение «не ко двору пришелся» - то есть «некстати, не по нраву» - можно услышать и сегодня, как правило, применительно к человеку, но это уже «привычка» языка.

В НОГАХ ПРАВДЫ НЕТ (ШУТЛ.) - ПРИГЛАШЕНИЕ СЕСТЬ.
Существует несколько вариантов происхождения этой поговорки:
1) по первой версии, сочетание связано с тем, что в XV-XVIII вв. на Руси должников жестоко наказывали, били железными прутьями по голым ногам, добиваясь возврата долга, т. е. "правды", однако такое наказание не могло заставить вернуть долг тех, у кого не было денег;
2) по второй версии , сочетание возникло в связи с тем, что помещик, обнаружив пропажу чего-либо, собирал крестьян и заставлял их стоять, пока не назовут виновного;
3) третья версия обнаруживает связь выражения с правежом (жестоким наказанием за неуплату долгов). Если должник спасался от правежа бегством, говорили, что в ногах правды нет, то есть долг выбить невозможно; с отменой правежа смысл поговорки изменился.

ШИВОРОТ – НАВЫВОРОТ
Нам сегодня эти слова кажутся совсем безобидными. Что они означают? Ничего особенного: «совсем наоборот», «наизнанку» - и только. А ведь было время, когда они связывались с довольно чувствительными и позорным наказанием.
«Шиворотом» в Московской Руси именовался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. В дни Ивана Грозного подвергшегося царскому гневу и опале боярина нередко сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, шиворот-навыворот, то есть наоборот. В таком виде опального возили по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.
Мы сейчас тоже употребляем эти слова нередко в связи с одеждой, в смысле «задом наперед», но значение их стало куда шире. Шиворот-навыворот можно рассказать какой-нибудь рассказ да и вообще «поступить противно общепринятому и естественному».

НА ШИРОКУЮ НОГУ (ЖИТЬ)
Оговоримся сразу: за достоверность истории возникновения этой поговорки ручаться трудно. Но она занимательна.
В рождении этого сочетания слов, как рассказывают, повинна мода, которая возникла в Англии еще в XII веке. На большом пальце правой ноги английского короля Генриха II Плантагенета появился уродливый нарост. Король никак не мог изменить форму обезображенной ноги. Поэтому он заказал себе башмаки с длинными, острыми, загнутыми кверху носками.
Эффект оказался потрясающим. Уже на следующий день сапожники были завалены заказами на "носатую" обувь; каждый новый заказчик стремился перещеголять предыдущего. Король счел за благо ограничить длину носков в законодательном порядке: обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее полуфута (15 сантиметров), рыцарям и баронам - в один фут (около 30 сантиметров), а графам - в два фута.
Размеры обуви стали, таким образом, свидетельством богатства и знатности. Про богатых людей заговорили: "Ишъ, живет на широкую ногу (или на большую ногу)!"
Чтобы огромные ботинки не сваливались, модникам приходилось набивать их сеном. Поэтому во Франции, которую эта мода тоже не миновала, родилось и другое выражение: "иметь сено в башмаках"; оно также означает: "жить в довольстве".
Почему же все-таки приходится сомневаться в достоверности этой истории? Да потому, что законодателем этой моды называют также отца Генриха II - Готфрида Плантагенета. Другие относят появление длинной обуви к XIV веку. Испанцы считают, что идиома "жить на широкую ногу" является испанской, немцы - немецкой, и т. д.
Одно лишь несомненно: выражение это - точный перевод с немецкого - стало широко употребительным в России каких-нибудь сто с лишним лет назад, после того, как в 1841 году "Литературная газета" поместила заметку о его происхождении.
Рассказ о королевской мозоли, о связанной с нею моде и о возникшем благодаря ей присловье заинтересовал читающую публику. Все это привело к тому, что чужестранное словосочетание укоренилось и на русской почв
---
Наши дети должны знать об истории своей фамилии, о своем роде как можно больше, чтобы с честью ее носили,гордились, защищали и прославляли свой род
ДНЕВНИК
Лайк (5)
    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 ... ... 46 47 48 49 50 51 Вперед →
Модератор: Юрвен
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Юрвен » <Разное> » Русская культура: традиции, обряды, украшения, одежда и т.п. [тема №117680]
Вверх ⇈