Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Лирика:: генеалогия рода Ширин

генеалогия беев Ширинских

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
http://www.idmedina.ru/books/regions/?1098


Источники сообщают: «В лето 1298 князь Ширинский Бах-мет Усейнов сын пришел из Большой Орды (улус Чагатая. – В. М.) в Мещеру и Мещеру воевал, и засел ее, и родился у него сын Беклемиш, и крестился Беклемиш, и назван был Михаилом и в Андрееве городе поставил храм Преображения господа бога и с собою крестил многих людей» [65]. С этого момента указанная территория административно принадлежала монголо-татарам как золотоордынская автономия, чему способствовал, несомненно, и князь Андрей Городецкий, у которого впервые татары были на службе и который использовал мордовские ополчения в походе на Переяславль.

Одним из доказательств автономии, которая существовала еще до раскола Золотой Орды (Тохта к 1299 г. разбил Нагая) и середины XIV в., является то, что Бахмет Ширинский самовольно захватил земли при наличии еще жесткой дисциплины со времен чингисидов в администрации Орды, и то, что его сын Беклемиш крестился. Он поставил православные храмы и сам крестил свою боевую дружину-тьму. А это особенно важно, так как зрелость князя Михаила Ширинского приходится на период 1313 г., когда в Золотой Орде правил хан Узбек, сделавший официальной религией Орды мусульманство. Можно выяснить форму автономии.

Из исторических источников известно, что в 1360 г. хан Навруз дал нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу княжение великое в 15 тем [66]. Данное сообщение имеет большое значение, так как дает информацию об административно-территориальном делении региона на тьмы, обозначавшие небольшие области, размеры которых определялись в соответствии с величиной взимаемой дани. Сохранились и другие документы о тьмах. Например, в договорной грамоте суздальско-нижегородских князей с Дмитрием Шемякой от 1445 г. упоминается «пятитемь», куда входила «продедина, дедина и отчина...» – вятская земля. Можно заключить, что «темь» – единица административно-податного деления в русских пределах, произведенная ордынцами, имевшая этнические центры – волости. Это деление было произведено ордынцами при переписи податного населения при хане Берке (1258–1266 гг.). Термин «тьма» необходим для понятия другого термина – «юрт». Из послания хана Магмет-Гирея царю Василию Ивановичу известно: «... что ныне в Мещере наш недруг, а из старины этот юрт наш...» [67]. Эта же область упоминается и в других документах как старый юрт («иски-юрт»). Из источников следует, что Восточно-Мещерский край в XIV в. назывался Мещерский юрт. Можно заключить, что во времена князя Дмитрия Нижегородского этот термин получил свое развитие как составляющий нескольких «тем» и сама «тьма» по аналогии с позднейшим делением на уезды и станы, но делением в отличие от последних не русского, а ордынского происхождения, что видно на примере колонизации Заволжья в конце XIV в. «заволжских юрту и северного государь» или мордовских владений в Мещере в 1377 г. «самые улусы мордовские». А так как «тем» в юрте должно быть больше трех, все они как раз и составляли Мещеру, одна из них известна точно – «тьма» района Темникова. Поэтому правомерен факт деления Мещеры в XIV–XV вв. на административно-территориальные единицы юрт и тьмы, которое произвели князья рода Ширин в Восточно-Мещерском крае. Ширины, видимо, создали автономию и внедрили этнос тюрков в край.

На юго-западе Семиречья в X в. жили остатки тюркишей, известные под названием аргу и тукси. Это были наиболее культурные среди семиреченских тюрков племена. Аргу принадлежали к тюркам, которые в X в. разбили Саманидов и образовали государство Караханидов. При завоевании Саманидов к аргу присоединились ширинцы. Именно при Караханидах была образована одна из столиц государства на севере озера Иссык-Куль – город Балагасун, где и расположились племена аргу и ширин. В 1141 г. кара-кидане разбили войско сельджуков и подчинили караханидов. Хотя сельджуки вышли из Азии и были мусульманами, сын Сельджука был христианином и имел имя Михаил (аналогия с Михаилом Ширинским) [68]. Именно поэтому отмечено при захвате Балагасуна, что жители его поклонялись солнцу и ангелам. При Юрги – одном из предводителей кара-киданей (народности, состоявшей из киданей, уйгурских племен, монгольских племен – хунши, меркитов, онгиратов, тюрок-аргу и ширин) – произошел расцвет Балагасуна как официальной ставки кара-киданей. Город окружали высокие стены с железными воротами. Улицы были снабжены водопроводом. Именно в это время племена ширин и аргу как тюрки в основе получили кара-киданскую метизацию. Из феодальной верхушки киданей вышел уже киданский род дома Ширин и Аргин.

Юрги учредил для патриарха несториан Илин III в Китае митрополию «Кашгар и Неванета», и роды Ширин и Аргин придерживались официальной религии государства – несторианства. Но кидане просуществовали недолго. С 1218 г. они подчинились монголам при завоевании Чингис-ханом Азии и были включены в состав народа-войска (орды) как отдельный десятитысячный корпус, уравненный в правах с монголами. Сами земли отошли в улус Чагатая как область Кашгар. Это время было становлением Ширин и Аргин, они были признаны монголами знатными татарскими родами. Так, ширинец Шитян-узо был лучшим полководцем Хубилая, аргинка Сюри-Уктай была женой сына Чингиз-хана Тули-хана. Внук Чагатая – Нерна-Ширин завоевал Индостан [69]. Ширинцы и аргинцы имели прозвище сартаульцев. Угедей из сартаульцев поставил советников – сопроводителей при монгольских даругачинах в Китае. Бахмет Ширинский был одним из полководцев несторианской веры, в начавшейся в 1287 г. религиозной войне в Китае он сумел отстоять на своей стороне авангард монголов в битве с Тул-Ахметом и к 1298 г. (с 1292 г.) перебросить войска из Северо-Западного Китая, отвоеванного буддистами, в Мещеру....

...По линии одной ветви Ширин – Ши-Тян-Узо (Бахмет), Беклемиш (Михаил), Федор Михайлович Мещерский-Стародубский, Семен Михайлович Мещерский, Юрий Федорович, Александр Юрьевич, Константин Александрович и т. д. – это чисто обрусевшая ветвь ширинских князей.

По линии другой ветви Ширин – Дай-Май, Ильбек, Бектут, Сарык, Итяк, Таскам, Али, Талыг, Булат, Hyp-Али – потомки отличились в истории Казанского ханства.

По третьей линии Ширин – Ши-Тян-Узо, Тайджу, Токчи, Данты, Рук-Темир, Тегене, Мамак, Эменек – потомки отличились в истории Крымского ханства.

...
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Ширины минимум четырнжды пересекались с Чингизидами: а 13, 14 и 16 вв.

Тегине (Тегиня летописей), сын Рук-Темира и сестры хана Золотой Орды Тохтамыша, - вероятно, это титул принадлежности к ханскому роду

Тегин - член ханского рода ханов Тюркских каганатов 5-10 веков

Тегин (tigin, tiğin, кит. teqin, tiin 特勤, искаженно tèlè 铁勒[1]) — тюркский титул, обычно присоединяемый к именам младших мужских членов ханской семьи[2], принц крови.

https://ru.wikipedia.org
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Тайджу - указан как "отец" (предшественник)Токчи, (деда по отцу Рук-Темира Ширина)

Первоначально титул «тайджи» носили сыновья великих ханов империи Юань, а наследник престола носил титул джинона и правил собственно Монголией, в то время как сам великий хан правил всей империей из Ханбалыка в Китае. После падения династии Юань, когда чингисиды вернулись в исконно монгольские степи и власть хана ослабла, все потомки Хубилая стали носить титул «тайджи». Те же потомки Хубилая, что имели территориальные владения, стали носить титул «хунтайджи», что возвышало их над остальными чингисидами. Вожди, не принадлежавшие к роду Борджигин, носили титул «тайши». Так, Исмэл, вождь племени Уйгуд и сановник при хане Мандугули, носил титул «тайши», а не «тайджи».
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Мунке, Мункэ, Менгу (1208[1]— 11 августа 1259, Чунцин) — четвёртый великий хан (каган) (1251—1259) Монгольской империи, внук Чингис-хана, сын Толуя и Соркактани-беги, брат Хубилая, Хулагу и Ариг-буги.
От другой жены, ойратки Огул-Тутмыш, у Мунке было две дочери — Ширин и Бичикэ.
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Отдел Тука-Тимура, сына Йоджи-хана. У него было четыре сына. Их имена — Урунг-Тимур, Уз-Тимур, Баймур, 214 Байан.

От Урунг-Тимура потомства не осталось 215.

У Уз-Тимура было четыре сына. Их имена — эти: Кара-Кыр, Сарыджа, Абай Ходжа 216.

У Кара-Кыра было два сына. Их имена — Кирайджа, Сагуджи.

Сын Сарыджа — Кончак. У этого Кончака было три сына — Туглу-Ходжа, Уругдак, Тулек-Тимур.
Сын Туглу-Ходжи — Той-Ходжа. Его сын — Токтамыш-хан 217. У Токтамыш-хана было восемь сыновей. Их имена — Джалал ад-Дин, Джаббар-Берди, Кепек, Карим-Берди, Искандар, Бу-Са'ид, Кучик, Кадир-Берди. /124б/ Сын Джалал ад-Дина — Бу-Са'ид. Сын Кепека — Чагатай-султан, [а] дочь — Ширин-бек.
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении:

Первая – те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их рода [уруг], независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род.

Вторая – те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено [тайфэ], которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана.

Третья – те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее [153] потомка в шестом [колене], Кабул-хана, называют кият-бурджигин. Их происхождение таково: они народились от внука Кабул-хана, Есугэй-бахадура, отца Чингиз-хана.


[
Менгу-каан имел еще одну старшую жену по имени Огул-Тутмыш из племени ойрат из рода ...-бики, и она была сестрой Олджай-хатун. Эта женщина была очень умной. Вначале она была нареченной Тулуй-хана и поэтому братьев своего супруга – Кубилай-каана и Хулагу-хана – называла детьми, и они ее боялись. От этой жены он сыновей не имел, а имел двух дочерей: старшую – по имени Ширин и младшую – Бичикэ, которую называли также и ... Ширин он отдал [в жены] сыну Тайджу-гургэна, который имел [женой] младшую дочь [Чингиз-хана] ... 516 [Ширин] была из племени олкунут, 517 а когда она умерла, за него выдали также и |A 155б, S 369| Бичикэ


Тайджу 839-гургэн, сын Улар-гургэна, который сосватал [за себя] младшую дочь Чингиз-хана, Алталукан 840, также был из этого племени.

Пятая дочь – Алталун, [ее] называют так же Алталукан 403. Ее отдали за сына Таджу-гургэна из племени олкунут, по имени Джаур-сэчэн 404. Таджу-гургэн был братом матери Чингиз-хана

гургэн значит зять

РАШИД-АД-ДИН
http://www.vostlit.info/Texts/...text7.html

universalinternetlibrary.ru›book/22960/ogl.shtml
1246), дочь Чингиз-хана, жена Тайджу-гургена из племени олконут (племянника Оэлун-хатун).

в юрте супружеской четы Есугей-бахадура из монгольского племени кият-борджигин и Оэлун-фуджин (хатун) из рода олкунут (ветвь племени кунграт) родился мальчик


severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
1. Хан Тохтамыш, Ширины и Крымский тумен

в труде хивинского историка XVI в. Утемиша-хадиси «Чингиз-наме». Согласно ему, племя (эль) Ширин, возглавляемое князьями из этого клана, происходило от «эля Ас», у которого была тамга «чумеч» (ковш). Этот эль, наряду с несколькими другими (эли Барын, Аргын и Кипчак), входило в число «нукеров» жившего в районе Мангышлака Туй-хаджи, отца будущего хана Тохтамыша. Речь в данном случае идет о «каучинах» – племенах, дарованных предкам Тохтамыша и входивших в личные владения данной ветви Чингисидов (о ней еще будет сказано отдельно). Но «аское» происхождение Ширинов не означает, что оно должно обязательно возводиться к кавказским осетинам (асам/аланам). Дело в том, что старинный юрт Туй-хаджи, находившийся в Мангышлаке, поблизости от Хорезма, имел собственное «аское» население: судя по ал-Масуди (X в.), в Хорезме имелись асы (аль – arsiah > aorsi > as), которые хотя и были первоначально родственны кавказским осетинам (аланам), имея индоиранское происхождение, к XI в. уже оказались сильно тюркизированы печенегами – недаром ал-Баруни сообщает о том, что их язык являлся смесью хорезмийского (среднеиранского) и печенежского, что явно предполагает сильное влияние на более раннее индоиранское население тюркских групп (Алемань, 2003). Совершенно неслучайно, что арабские историки XIV в. (Абу Фида, Ибн Баттута, ал-Омари) различают аланов и асов, определяя последних как тюрков (qaummin al Turk), к тому же исповедующих ислам и живущих в степях, а также в г. Сарае. Так вот, можно полагать, что вместе с ханом Тохтамышем именно эта группа совместно с другими личными элями хана в 1370-х годах из района левого крыла (Кок Урда) Золотой Орды вторглась в земли правого крыла (Ак Урда) государства, о чем рассказывают не только родословные записи Ширинов, но и другие исторические источники.





severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
О нахождении клана Ширин среди золотоордынских групп выше уже говорилось, сейчас приведем дополнительные данные на этот счет. По мнению Утемиша-хаджи, племя Ширин, происходящее от «племени Ас с тамгой «ковш» (чумеч)», было среди «нукеров» Туи-ходжи, отца Токтамыща. Затем Урек-Тимур, сын бека племени Ширин Дангы-бея, оказался на службе у хана Токтамыша, в 1379-80 гг. будучи его улугбе-ком. После убийства Мамая из клана Кыйат, он женился на его жене (она была дочерью хана Джанибека) (Ка/аН 1976:42). Близкую инфор­мацию давали в XIX в. крымские мурзы Ширинские:«... при Тохтамыше Дингы бей командовал войском, а сын его Руктемир (Урек-Тимур -Д.И., И.И..)... (находился) при хане Тохтамыше... Руктемир (был)... возведен в первые над всеми подвластными хану бегами и народами ... в диване (сидел)... с ханом с правой стороны его» (Дашков 1889:99). Ясно, что клан Ширин при хане Тохтамыше заменил в Крымском тумене клан Кыпат. Об этих изменениях говорит и Утемиш-хаджи, указывающий, что «большая часть элей, оставшихся от Джанибек-хана, была у Мамая. Тохтамыш хан убил Мамая и забрал его эли и нукеров, пришел в вилайет Сарая» (Утемиш-хаджи 1992: 118). Выргокение «эли» в данном слу­чае означает кланы. Абдулгаффар Кырыми также сообщает: «Ширин бей Урак-Тимур бине Дангы бей служил Тохтамышу как главный бей (до 1398 г.) и его сын, Тегшю б. Урак-Тимур был отцом Ширинов в Кры­му» (&сИатИо%1и 1998:127). Согласно сведениям Утемиша-хаджи, сын Урек-Тимура Яхшы-хаджи являлся аталыюм сына Токтамы ша Кепек хана, а другой сын - Текене бек, «служил» другому сыну Токтамыша - Ка-дир-Берди хану. Он был у этого хана, указывает Утемиш-хаджи, «беком правой стороны», тогда как Хайдар-бек из клана Кунграт — «беком ле­вой стороны» (Ка/аИ 1976:43). У продолжателей летописи ад-Дахаби (Дзехаби) известие о смерти Идегея (1419-20 гг.) сопровождается следу­ющим примечанием: «... он (Идегей. -Д.И., И.И.) был только вторым эмиром, так как при нем был еще другой эмир по имени Текши. Стар­шими эмирами там бывают эмир правого крыла и эмир левого крыла. Должность эмира правого крыла правил Текина, а должность эмира левого крыла Идики» (Тизенгаузен 1884: 553). Интересные сведения в этом отношении дают русские, летописи. Так, в войсках улуг карачи-бека Идегея, которые совершили вторжение на Северо-Восточную Русь и осаждали Москву в 1408 г., упомянут «князь Тегиня, Шихов сын» (При­селков, 1950: 468; ПСРЛ т. 11-12, 1965: 205), т.е. он был скорее всего сыном Йахши~Яхшы-хаджи (если это не испорченное от «Ширина»), Последнее сообщение о нем в русских летописях относится к 1432 г., когда «Ширин Тегиня», став уже «князем великим ординским» (т.е., видимо, карачи-беком) при дворе хана Улуг-Мухаммада. оказывал протекцию кня­зю Юрию Дмитриевичу в получении великого княжения Московского. Осенью он находился при дворе хана, а потом ушел «в Крым зимовати», а весной возвратился «ис Крыма в Орду» (ПСРЛ, т. XXV, 1949: 249). Там же указывается, что у него при дворе был «братанич», «постельник ца­рев» «Татарин Усеин (т.е. Хусейн) именем».


Происхождение клана Ширин от «племени Ас» не обязательно оз­начает, что он должен возводиться к кавказским аланам (асам). Дело в том, что ряд арабских источников XIV в. (Абу'л Фида, Ибн Баттута, ал-Омари) различают аланов и асов, указывая, что последние были тюрка­ми (яашп тт а1-Тиг1с), исповедали ислам и жили в степных районах, а также в Сарае (Алемань 2003:328, 341, 359). Судя поданным ал-Масуди (X в.) и ал-Бируни (XI в.), речь идет о потомках тех асов, которые в X в. жили в окрестностях Хорезма, исповедовали ислам, и назывались «а1-АгауаЬ» (Аогз! > Аз), затем переселившись западнее. Их язык во време­на Бируни состоял из смеси хорезмийского и печенежского, что предпо­лагает среднеиранский (хорезмийский) язык с сильным тюркским влия­нием (Алемань 2003: 348-349, 333). Так как клан Ширин переселился из района Хорезма вместе с Токтамышем, его легендарную связь с «пле­менем Ас» надо трактовать как отражение генезиса этого клана от до-монгольской группы Ас (Ах) тюрко-иранского происхождения.


Усманов М.А. (ред.). Этнополитическая история татар
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
АКАДЕМИЯ НАУК СССР
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СЕРИЯ
С.П.ТОЛСТОВ
ПО СЛЕДАМ ДРЕВНЕХОРЕЗМИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР
МОСКВА • ЛЕНИНГРАД
1 9 4 8

http://www.opentextnn.ru/histo...v/?id=1137
severinn
Модератор раздела

Сообщений: 7229
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2416
во время осады в 1410 г.бежавшего в Хорезм Идегея войсками хана Тимура во главе сэмирами Тегеней из клана Ширин и Казаном, когда пришла весть о том, что ханом стал сын Тохтамыша Джелал-ад-дин, женатый на егосестре эмир Казан сразу вышел на сторону нового хана, тогда как Тегеня, женатый на дочери хана Тимура, остался на сторонепоследнего (Золотая, т. 1, 2003: 376)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модератор: severinn
Вверх ⇈