Лирика:: генеалогия рода Ширин
генеалогия беев Ширинских
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
5 ноября 2017 12:00 5 ноября 2017 12:02 Тайджу - указан как "отец" (предшественник)Токчи, (деда по отцу Рук-Темира Ширина)
Первоначально титул «тайджи» носили сыновья великих ханов империи Юань, а наследник престола носил титул джинона и правил собственно Монголией, в то время как сам великий хан правил всей империей из Ханбалыка в Китае. После падения династии Юань, когда чингисиды вернулись в исконно монгольские степи и власть хана ослабла, все потомки Хубилая стали носить титул «тайджи». Те же потомки Хубилая, что имели территориальные владения, стали носить титул «хунтайджи», что возвышало их над остальными чингисидами. Вожди, не принадлежавшие к роду Борджигин, носили титул «тайши». Так, Исмэл, вождь племени Уйгуд и сановник при хане Мандугули, носил титул «тайши», а не «тайджи». | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
5 ноября 2017 22:25 Мунке, Мункэ, Менгу (1208[1]— 11 августа 1259, Чунцин) — четвёртый великий хан (каган) (1251—1259) Монгольской империи, внук Чингис-хана, сын Толуя и Соркактани-беги, брат Хубилая, Хулагу и Ариг-буги. От другой жены, ойратки Огул-Тутмыш, у Мунке было две дочери — Ширин и Бичикэ. | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
6 ноября 2017 1:48 Отдел Тука-Тимура, сына Йоджи-хана. У него было четыре сына. Их имена — Урунг-Тимур, Уз-Тимур, Баймур, 214 Байан.
От Урунг-Тимура потомства не осталось 215.
У Уз-Тимура было четыре сына. Их имена — эти: Кара-Кыр, Сарыджа, Абай Ходжа 216.
У Кара-Кыра было два сына. Их имена — Кирайджа, Сагуджи.
Сын Сарыджа — Кончак. У этого Кончака было три сына — Туглу-Ходжа, Уругдак, Тулек-Тимур. Сын Туглу-Ходжи — Той-Ходжа. Его сын — Токтамыш-хан 217. У Токтамыш-хана было восемь сыновей. Их имена — Джалал ад-Дин, Джаббар-Берди, Кепек, Карим-Берди, Искандар, Бу-Са'ид, Кучик, Кадир-Берди. /124б/ Сын Джалал ад-Дина — Бу-Са'ид. Сын Кепека — Чагатай-султан, [а] дочь — Ширин-бек. | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
6 ноября 2017 2:11 6 ноября 2017 13:35 Те племена, которые принадлежат к роду Алан-Гоа и ее сыновей, делятся на три части в следующем подразделении: Первая – те, которые происходят из рода Алан-Гоа до шестого ее поколения, в котором был Кабул-хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их рода [уруг], независимо называют нирун. Точно также нирунами называют братьев Кабул-хана и их род. Вторая – те, которых, хотя они нируны, но называют кият. Они суть колено [тайфэ], которое ведет свой род от шестого поколения Алан-Гоа, от рода Кабул-хана. Третья – те, которых, хотя они происходят из племени нирун-кият и чистого рода Алан-Гоа и появились на свет от прямого ее [153] потомка в шестом [колене], Кабул-хана, называют кият-бурджигин. Их происхождение таково: они народились от внука Кабул-хана, Есугэй-бахадура, отца Чингиз-хана.
[ Менгу-каан имел еще одну старшую жену по имени Огул-Тутмыш из племени ойрат из рода ...-бики, и она была сестрой Олджай-хатун. Эта женщина была очень умной. Вначале она была нареченной Тулуй-хана и поэтому братьев своего супруга – Кубилай-каана и Хулагу-хана – называла детьми, и они ее боялись. От этой жены он сыновей не имел, а имел двух дочерей: старшую – по имени Ширин и младшую – Бичикэ, которую называли также и ... Ширин он отдал [в жены] сыну Тайджу-гургэна, который имел [женой] младшую дочь [Чингиз-хана] ... 516 [Ширин] была из племени олкунут, 517 а когда она умерла, за него выдали также и |A 155б, S 369| Бичикэ Тайджу 839-гургэн, сын Улар-гургэна, который сосватал [за себя] младшую дочь Чингиз-хана, Алталукан 840, также был из этого племени. Пятая дочь – Алталун, [ее] называют так же Алталукан 403. Ее отдали за сына Таджу-гургэна из племени олкунут, по имени Джаур-сэчэн 404. Таджу-гургэн был братом матери Чингиз-хана гургэн значит зять РАШИД-АД-ДИН http://www.vostlit.info/Texts/...text7.htmluniversalinternetlibrary.ru›book/22960/ogl.shtml 1246), дочь Чингиз-хана, жена Тайджу-гургена из племени олконут (племянника Оэлун-хатун). в юрте супружеской четы Есугей-бахадура из монгольского племени кият-борджигин и Оэлун-фуджин (хатун) из рода олкунут (ветвь племени кунграт) родился мальчик | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
6 ноября 2017 13:42 1. Хан Тохтамыш, Ширины и Крымский тумен
в труде хивинского историка XVI в. Утемиша-хадиси «Чингиз-наме». Согласно ему, племя (эль) Ширин, возглавляемое князьями из этого клана, происходило от «эля Ас», у которого была тамга «чумеч» (ковш). Этот эль, наряду с несколькими другими (эли Барын, Аргын и Кипчак), входило в число «нукеров» жившего в районе Мангышлака Туй-хаджи, отца будущего хана Тохтамыша. Речь в данном случае идет о «каучинах» – племенах, дарованных предкам Тохтамыша и входивших в личные владения данной ветви Чингисидов (о ней еще будет сказано отдельно). Но «аское» происхождение Ширинов не означает, что оно должно обязательно возводиться к кавказским осетинам (асам/аланам). Дело в том, что старинный юрт Туй-хаджи, находившийся в Мангышлаке, поблизости от Хорезма, имел собственное «аское» население: судя по ал-Масуди (X в.), в Хорезме имелись асы (аль – arsiah > aorsi > as), которые хотя и были первоначально родственны кавказским осетинам (аланам), имея индоиранское происхождение, к XI в. уже оказались сильно тюркизированы печенегами – недаром ал-Баруни сообщает о том, что их язык являлся смесью хорезмийского (среднеиранского) и печенежского, что явно предполагает сильное влияние на более раннее индоиранское население тюркских групп (Алемань, 2003). Совершенно неслучайно, что арабские историки XIV в. (Абу Фида, Ибн Баттута, ал-Омари) различают аланов и асов, определяя последних как тюрков (qaummin al Turk), к тому же исповедующих ислам и живущих в степях, а также в г. Сарае. Так вот, можно полагать, что вместе с ханом Тохтамышем именно эта группа совместно с другими личными элями хана в 1370-х годах из района левого крыла (Кок Урда) Золотой Орды вторглась в земли правого крыла (Ак Урда) государства, о чем рассказывают не только родословные записи Ширинов, но и другие исторические источники.
| | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
6 ноября 2017 14:44 6 ноября 2017 14:52 О нахождении клана Ширин среди золотоордынских групп выше уже говорилось, сейчас приведем дополнительные данные на этот счет. По мнению Утемиша-хаджи, племя Ширин, происходящее от «племени Ас с тамгой «ковш» (чумеч)», было среди «нукеров» Туи-ходжи, отца Токтамыща. Затем Урек-Тимур, сын бека племени Ширин Дангы-бея, оказался на службе у хана Токтамыша, в 1379-80 гг. будучи его улугбе-ком. После убийства Мамая из клана Кыйат, он женился на его жене (она была дочерью хана Джанибека) (Ка/аН 1976:42). Близкую информацию давали в XIX в. крымские мурзы Ширинские:«... при Тохтамыше Дингы бей командовал войском, а сын его Руктемир (Урек-Тимур -Д.И., И.И..)... (находился) при хане Тохтамыше... Руктемир (был)... возведен в первые над всеми подвластными хану бегами и народами ... в диване (сидел)... с ханом с правой стороны его» (Дашков 1889:99). Ясно, что клан Ширин при хане Тохтамыше заменил в Крымском тумене клан Кыпат. Об этих изменениях говорит и Утемиш-хаджи, указывающий, что «большая часть элей, оставшихся от Джанибек-хана, была у Мамая. Тохтамыш хан убил Мамая и забрал его эли и нукеров, пришел в вилайет Сарая» (Утемиш-хаджи 1992: 118). Выргокение «эли» в данном случае означает кланы. Абдулгаффар Кырыми также сообщает: «Ширин бей Урак-Тимур бине Дангы бей служил Тохтамышу как главный бей (до 1398 г.) и его сын, Тегшю б. Урак-Тимур был отцом Ширинов в Крыму» (&сИатИо%1и 1998:127). Согласно сведениям Утемиша-хаджи, сын Урек-Тимура Яхшы-хаджи являлся аталыюм сына Токтамы ша Кепек хана, а другой сын - Текене бек, «служил» другому сыну Токтамыша - Ка-дир-Берди хану. Он был у этого хана, указывает Утемиш-хаджи, «беком правой стороны», тогда как Хайдар-бек из клана Кунграт — «беком левой стороны» (Ка/аИ 1976:43). У продолжателей летописи ад-Дахаби (Дзехаби) известие о смерти Идегея (1419-20 гг.) сопровождается следующим примечанием: «... он (Идегей. -Д.И., И.И.) был только вторым эмиром, так как при нем был еще другой эмир по имени Текши. Старшими эмирами там бывают эмир правого крыла и эмир левого крыла. Должность эмира правого крыла правил Текина, а должность эмира левого крыла Идики» (Тизенгаузен 1884: 553). Интересные сведения в этом отношении дают русские, летописи. Так, в войсках улуг карачи-бека Идегея, которые совершили вторжение на Северо-Восточную Русь и осаждали Москву в 1408 г., упомянут «князь Тегиня, Шихов сын» (Приселков, 1950: 468; ПСРЛ т. 11-12, 1965: 205), т.е. он был скорее всего сыном Йахши~Яхшы-хаджи (если это не испорченное от «Ширина»), Последнее сообщение о нем в русских летописях относится к 1432 г., когда «Ширин Тегиня», став уже «князем великим ординским» (т.е., видимо, карачи-беком) при дворе хана Улуг-Мухаммада. оказывал протекцию князю Юрию Дмитриевичу в получении великого княжения Московского. Осенью он находился при дворе хана, а потом ушел «в Крым зимовати», а весной возвратился «ис Крыма в Орду» (ПСРЛ, т. XXV, 1949: 249). Там же указывается, что у него при дворе был «братанич», «постельник царев» «Татарин Усеин (т.е. Хусейн) именем».
Происхождение клана Ширин от «племени Ас» не обязательно означает, что он должен возводиться к кавказским аланам (асам). Дело в том, что ряд арабских источников XIV в. (Абу'л Фида, Ибн Баттута, ал-Омари) различают аланов и асов, указывая, что последние были тюрками (яашп тт а1-Тиг1с), исповедали ислам и жили в степных районах, а также в Сарае (Алемань 2003:328, 341, 359). Судя поданным ал-Масуди (X в.) и ал-Бируни (XI в.), речь идет о потомках тех асов, которые в X в. жили в окрестностях Хорезма, исповедовали ислам, и назывались «а1-АгауаЬ» (Аогз! > Аз), затем переселившись западнее. Их язык во времена Бируни состоял из смеси хорезмийского и печенежского, что предполагает среднеиранский (хорезмийский) язык с сильным тюркским влиянием (Алемань 2003: 348-349, 333). Так как клан Ширин переселился из района Хорезма вместе с Токтамышем, его легендарную связь с «племенем Ас» надо трактовать как отражение генезиса этого клана от до-монгольской группы Ас (Ах) тюрко-иранского происхождения.
Усманов М.А. (ред.). Этнополитическая история татар | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
6 ноября 2017 16:10 6 ноября 2017 16:11 | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
6 ноября 2017 16:33 6 ноября 2017 16:34 во время осады в 1410 г.бежавшего в Хорезм Идегея войсками хана Тимура во главе сэмирами Тегеней из клана Ширин и Казаном, когда пришла весть о том, что ханом стал сын Тохтамыша Джелал-ад-дин, женатый на егосестре эмир Казан сразу вышел на сторону нового хана, тогда как Тегеня, женатый на дочери хана Тимура, остался на сторонепоследнего (Золотая, т. 1, 2003: 376) | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
7 ноября 2017 19:49 7 ноября 2017 19:56 Камиль Алиев Асы (ясы) и вопрос их происхождения в свете письменных источников периода Золотой Орды (XIII - XVI вв.) http://kumukia.ru/?id=1299...ясы, о которых писал русский летописец под 1116 г., размещая их на берегах Северного Донца. Вероятно, они так и остались там - на «нейтральных» русско-половецких территориях…»[27]. Среди золотоордынских групп, входивших в состав Крымского ханства известны были и асы-ширины (или племя ширин, происходившее от «племени ас с тамгой «ковш (чомуч)». И они находились среди «нукеров» еще Туй-хаджи, отца Тохтамыша[31]. Персидский автор Шереф-ад-Дин Йезди (ум. в 1454 г.) в «Книге побед» описал поход Тимура против Золотой Орды в 1394-1395 гг. во время военных действий на Северном Кавказе. По сообщению его, войска Тимура здесь воевали с правителем «народа асов» Бураканом[32], который, по сведениям местных источников, считается «одним из потомков золотоордынских ханов», родным городом которого был Нижний Джулат[33] и с именем которого связано погребение в мавзолее кумыкских брагунских ханов Борга-каш[34 | | |
severinn Модератор раздела
Сообщений: 7227 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2416 | Наверх ##
7 ноября 2017 20:07 когда с междуречья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, называемого в источниках термином Курдар (Кудар), пришла на Кавказ ещё одна часть осетинского народа – аланы-кудариты, иначе называемые асамиhttp://terskievedomosti.ru/art...ehpos-9600 | | |
|