Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Усть-Кутский острог

В Усть-Кутском остроге-мой род Гелишевых,Марковых, Сорокиных ,Дьяковы-Зыряновых ,
Нечаевых ,Наумовых упомянут с 1694 года,
хочу узнать-откуда пришли мои предки на УстьКутскую землю!?

← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: osokina-galina
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560
Источник :
Ленский край - историко-краеведческий сайт.
Исторические документы.
http://lk1623.ru/istoricheskie...kij-ostrog
Изложено следующее :

7157 года, Марта в 7 день,
по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руссии указу
память Усть Куты пятидесятнику Ивану Григорьеву Шуке, да в Пачичейской волок и на Киренгу Семенке Чюфарову с товарищи.

В нынешнем во 157 году бил челом Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу Всея Руссии старой опытовщик
Ерофейко Павлов Хабаров
, а в челобитьи своем объявил, чтоб Государь его пожаловал велел
прибрать служилых и промышленных охочих людей 150 человек, или сколько может прибрать, которые похотят без Государева жалованья итти на Государевых непослушников по Алекме и по Тугирю и по Шилке, на Лавкая и на Батогу, которые Государю непослушны и непокорны, а ясаку с себя не платят; и по Государеву указу Воевода Дмитрий Андреевичь Францбеков, да дьяк Осип Степанов, по его Ерофейкову челобитью, велели ему Ерофейку итти, и с ним 150 чел, охочим людям, которые похотят без Государева жалованья, или сколько может прибрать, на Государевых непослушников неясачных людей, по Алекме и по Тугирю рекам, и по Шилке; и как к вам сия память придет, и тебе б велеть кликать служилых и промышленных охочих людей, которые похотят с ним Ерофейком итти на Грсударевых непослушников, на Лавкая и на Батогу, без Государева жалованья; и он Ерофейко станет тем охочим скудным людям давать хлеб, и всякие запасы и судовые снасти на 150 человек, и сколько может прибрать, а которые служилые или промышленные люди учнут проситься итти с ним Ерофейком без Государева, жалованья, и теб люди приходили к вам, челобитныя приносили и имяна свои записывали у вас.

---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560

osokina-galina написал:
[q]
7157 года, Марта в 7 день
[/q]


Чтобы определить,какой это был год,
нужно от 7157 вычесть 5508,получается что это 1649 год
http://bigslide.ru/images/37/36841/960/img12.jpg
http://images.myshared.ru/5/327888/slide_17.jpg

Прикрепленный файл: как исчислять время.jpg
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560
1634 г., не позднее 1 сентября. -
Челобитная служилых людей, бывших на службе в Ленском острожке
с атаманом Иваном Галкиным в 1633—1634 гг.

(Л. 151) Царю Государю и Великому Князю Михаилу Федоровичю
всея Русии бьют челом холопи твои государевы Енисейского острогу
стрельцы и казаки десятники

Фомка Федулов,
Десятко Мелентьев,
Устинко Микитин,
да рядовые стрельцы и казаки
Федька Васильев Чюрочка,
Олешка Гнутой,
Ивашко Кирилов,
Богданко Волхон,
Пронька Янов,
Вторко Гаврилов,
Матюшка Иванов,
Федька Жуков,
Ивашка Казанец,
Вахромейко Попов,
Ивашка Федоров Старцов,
Олешка Олень,
Мишка Леонтьев,
Гришка Бык,
Ульянко Иванов,
Васька Коваль,
Еремка Микифоров,
Кондрашка Ларионов,
Игнашка Федотов,
Сенька Харитонов,
Мишка Тихонов,
Семейка Чюфарист,
Васька Горин,
Гаврилко Микитин,
Ивашко Лобан,
Агапитко Иванов,
Рычко Яковлев,
толмач Данилко Петров,
Сидко Семенов,
Федька Петров,
Тимошка Соловьев,
Марчишко Котков,
Гаврилко Кривой,
Давыдко Наумов,
Стенька Потылицын,
Оська Семенов,
Исачко Васильев,
Гуляйко Гаврилов,
Стенька Марков,
Офонька Степанов,
Ивашко Нос,
Карпушка Сокол,
Олешка Федосиев.

В нынешнем, Государь, во 142 году сентября в 20 день
по твоему [84] государеву Цареву и Великого Князя Михаила Федоровича
всея Русии указу и по наказу твоего государева воеводы
Ждана Васильевича Кондырева
прислан на твою государеву службу на Лену реку в новой в Ленской острожек
для твоего государева ясачново збору и для приводу под твою государеву
высокую руку немирных землиц
в те землицы непослу[шн]ых князцев и их улусных людей Енисейского острогу
атаман Иван Галкин на перемену енисейскому сыну боярскому Парфену Ходыреву.

А с ним, с атаманом с Ываном, пришло енисейских и тобольских служилых людей
в новой острожек дветнатцать человек,
Федька Петров с товарищи.

А мы, Государь, холопи твои государевы, Фомка Федулов с товарыщи дватцать четыре человека
по твоему государеву указу посланы на твою государеву службу на Лену реку с енисейским сыном боярским
с Парфеном Ходыревым. (Л.152)

А мы, Государь, холопи твои, Десятка Мелентьев и Семейка Чюфарист с товарищи восемь человек
по твоему государеву указу для твоей государевой службы оставлены на Лене реке
с енисейским сыном боярским с Парфением Ходыревым
от сотника стрелецково, от Петра Бекетова.

И по твоему, Государеву и Цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Русии,
указу и по наказу твоего государева воеводы Ждана Васильевича Кондырева
Енисейского острогу сын боярской Парфеней Ходырев на Лене реке новой Ленской острожек,
которой он, Парфеней, принял у сотника стрелецково,
у Петра Бекетова, и тунгусково толмача Федьку Петрова,
да якольсково толмача жонку Быгейка и аманатов которых он, Парфеней,
принял у сотника ж стрелецково у Петра Бекетова,
отдал атаману Ивану Галкину.

И мы, Государь, холопи твои,
Фомка Федулов,
Десятка Мелентьев с товарыщи
твою государеву службу служили и твой государев ясак збирали в Ленском в новом острошке
с атаманом с Ываном Галкиным и с енисейскими и с тобольскими служилыми людьми,
которые с ним, с атаманом, присланы вместе заодин человек.

И сентября ж, Государь, в 28 день, прося у Бога милости,
ходили холопи твои, на твою государеву службу с атаманом с Ываном Галкиным
на твоего [85] государева непослушника на баксинсково князца на Тусергу
и на ево улусных людей для того[о], что тот Тусерга тебе,
Великому Государю, ясаку с собя и с своих улусных людей
не дал и в твоем государевом ясаке отказывал многажды.

Да он же, Тусерга, в прошлом во 141 году с кангаласкими князцы
с тыниными детьми убили енисейских служилых людей Василья Быстрово
да Ивана (Л.153) Тельново,
да промышленных людей Ортюшку Кырная,
Ондрюшку Мартынова,
Панка Оникиева.

И тот князец Тусерга с своими улусными людьми с нами,
холопи твоими, дрались долгое время и Божиею,
Государь, милостию и твоим государевым счастием
мы, холопи твои, того баксинсково князца Тусергу погромили
и многих его улусных людей побили и порубили,
а иных его людей и жон и их детей (Л.153а) поимали живых и прислали в новой Ленской острожек.

И после, Государь, того погрому с того князца,
с Тусерги, и с ыво улусных людей взято твоего государева ясаку на нынешней
на 142 год тритцать один соболь без хвостов да шесть пластин собольих.

А сколько именей и сколько твоего Государева ясаку взято и то написано в книгах имянно.
Да октября, Государь, в 11 по твоему государеву указу атаман Иван Галкин
из Ленсково новово острошку посылал нас, холопей твоих,
на твоих государевых непослушников на князца Еюка
и на бурухиных детей и на их улусных людей,
что тот князец Еюк да бурухины дети с своими улусными людьми тебе, Великому Государю,
учинились непослушны и ясаку с собя давать не хотели.

Да они ж в прошлом во 141 году убили служивово человека Павла Федорова
да промышленново человека Ивашка Карабашева
и мы, Государь, холопи твои, на тех твоих государевых непослушников
ходили и дошли, Государь, мы бурухиных детей их улусных людей на многие юрты и,
прося у Бога милости, над ними промышляли.

И тех бурухиных детей улусные люди с нами, холопи твоими,
дрались долгое время и Божиею, Государь, милостию и твоим государевым счастием
тех улусных бурухиных детей людей на той драке мы, холопи твои, и жон и детей побили многих.

Да ноября в 10 по твоему Государеву указу атаман Иван Галкин [86]
посылал нас, холопей твоих, на твою государеву службу на твоих государевых непослушников
на мегнев на князца Дурея и на бодоевых улусных людей для того,
что они князец Дуруй и бодоевы улусные люди тебе, Великому Государю,
учинились непослушны и ясаку с собя давать не учали.


Да к ним же в прошлом во 141 году посыланы были от сотника стрелецково
от Петра Бекетова для твоего Государева ясаку служилые люди
и тот князец Дуруй и бодоевы улусные люди служилых людей ограбили
и твои царевы подарки, которые по твоему государеву указу для (Л.154)
ясачново сбору к ним посылали, отняли.

И мы, Государь, холопи твои, дошедчи до твоего государева непослушника
до князца Дуруя и до ево и до бодоивых улусных людей до многих юрт и,
прося у Бога милости, над ними учали промышляти.

И тот, Государь, князец Дуруй со многими людьми своими улусными и з бодоивыми людьми
были в острошке и с нами, холопи твоими, дрались с утра до вечера и Божию,
Государь, милостию и твоим государским счастием мы, холопи твои,
на той драке того князца Дуруя убили до смерти и многих его и бодоевых улусных людей
побили в острошку и жон их и детей поимали.

И после, Государь, тое драки, телеги собрав,
твоего государева ясаку дали соболя семь соболей,
да четыре шубы собольи, да две шубы лисьи, да двенатцать лисиц красных.

Да мы ж, Государь, холопи твои, на последние свои товаренка,
на медь и на олово и на одекуй, которыми мы, холопи твои, вложилися
, пошед на твою государеву службу в Енисейском остроге великими долги для того,
чем нам, холопем твоим, твоя государева служба служить в твое государево хлебное жалованье
нам холопем твоим давано на один год.

А мы, холопи твои, на Лене реке служим тебе государеву службу по два года и три и по четыре и по пяти,
Государь, мы холопи твои, на те свои товаренка у якуцких людей кони добрые да[вали]
за лошадь по енисейской цене по семи рублев и по восьми и по десяти и больше.

А покупали, Государь, мы те кони для того, что твоей государеве соболиной казне
было прибыльно и, слыша твою государеву угрозу, дальних улусов многие князцы
боялись и твой государев [87] ясак с себя и с своих людей привозили.

А Якольская, Государь, земля велика и людна и конна и нам,
Государь, холопем твоим, пешим за конными людьми дальних улусов на твоих государевых непослушников
ходить невозможно и их отрозити бес коней нечем.

И покупаем, Государь, мы холопи твои, седла и уздовые арканы. (Л.155)
И те кони кормили сена покупаючи у якольских людей ноября в 15 числа.

И декабря в 18, Государь, в новом Ленском острошке
атаману Ивану Галкину ведомо учинилось,
что у князца де у Мымака в улусе у ево мымыкова улусново мужика Чегунайка,
твоего государева непослушника, князца Бурухи улусной мужик Ортуй
женит сына с дочью. И мы, Государь, холопи твои, с атаманом,
с Ываном Галкиным на конях ко князцу Мымаку в улус ходили
для того, чтобы нам, холопем твоим, того твоего государева непослушника Оргуя
поимати и привесть под твою государеву высокую руку
и твой, Государь, ясак с него взять.

И того твоего государева непослушника оргуева сына взяли жива,
а его, Оргуя, в тех юртех не застали.
И после, Государь, того тот Оргуй к твоему государеву царскому жалованью
прибежал и твоего государева ясаку дал с себя с своих людей три шубы собольи добрые и ныне,
Государь, тот ево оргуев сын в новом Ленском острошке в аманатех.

Да генваря, Государь, в 4 день по вечеру поздно из мымакова улусу
мымаковых улусных людей холоп в розговоре сказал атаману Ивану Галкину,
что к Мымаку де князцу в улус собрались многие якольские князцы
с своими людьми с верху и с низу Лены реки из гор кангаласы и меги катулынцы
и остынцы и дубчинцы многих родов. А есть де с сот их с шесть и больше,
а хотят де приходить и приступать к новому к Ленскому острошку всеми своими людьми.

И генваря ж, Государь, в 5 ден
ь мы, холопи твои, с атаманом с Ываном Галкиным,
прося прещедрого Бога милости, изволить за тебя Государя Царя
и Великого Князя за Михаила Федоровича всея Русии, единодушно
все вкупе помереть, и урядясь, Государь,
на конех против тех твоих государевых изменников якольских князцов
из острошку (Л.156) выехали за Лену реку в Мымыков улус сорок седмью человеки.
[88] И как, Государь, мы холопи твои, пришли за Лену реку ко князцу Мымаку
в улус и те твои государевы изменники, якольские князцы,
со многими своими людьми и которые князцы с собя и с иных улусных людей твой,
Государь, ясак платили да аманатов дали и те все князцы нас, холопей твоих,
учали стрелять и напускацта великими конными напусками с копьи и с пальмы.

И мы, Государь, холопи твои, с теми якольскими многими людьми ополчась
единодушно дрались до крови и до смерти безо всякого сумненья.

И на той, Государь, драке убили у нас те якольские люди Тобольского города казака Степана Юдина
да енисейсково казака Ивана Черноуса и атамана Ивана Галкина
и нас, холопей твоих, всех переранили смертными ранами раз по пяти и по шести и по осьми
человеку и коней, Государь, всех у нас, холопей твоих, настреляв, побили.

И мы, Государь, холопы твои, дрались с якольскими со многими людьми идучи
отводом из Мымакова улусу Леною рекою около островов верст с восемь и больше.

И от тех якольских многих людей в острошку отошли и их, Государь,
якольских лутчих людей на тои драке убили до смерти человек сорок
и больше, а иных многих переранили и коней под ними многих прибили и иных переранили же.

И генваря в 9 день те ж якольские многие князцы всем своим собраньем пришли
со многими щитама, изобками из бересты под острожек на конях и пеши приступом.
И хотели, Государь, тот твой государев новой Ленский острожек и твою,
Государь, казну взять и нас, холопй твоих, побити.

И мы, Государь, холопи твои, с тое прежней драки бедны и все при смерти
переранены отчаявся
своего живота против их великова якольского собрания,
все единодушно,
мужески ополчась, вышли из острошку на берег Лены реки.

А иные (Л. 157), Государь, урядясь, сели в острошке по местом непреклонен
все тут имуще помереть за тебя, Великого Государя.
И те, Государь, якольские люди, сот их семь и больше,
стояли под острошком приступаючи к острошку
жестокими приступы накрепко от утра до вечера.

И на тех, Государь, приступех мы, холопи твои, побили многих
якольских лутчих людей и наездников и иных многих переранили.

И сели, Государь, мы холопи [89] твои, после того приступа
в осаде в острошке переранены и бедны генваря в 9 числа да февраля по 28 число,
помираючи голодною смертию и с холоду, потому, ч
то якольские многие люди под острошком нас караулили и из острошку
по дрова и никуда не выпущали.

И как, Государь, мы, холопи твои, от тех ран обмоглися,
и марта, Государь, в 1 по твоему, Государь,
указу атаман Иван Галкин нас, холопей твоих,
послал на твоего государева непослушника на бетунсково улусново мужика Ижинея,
для того, что тот Ижиней тебе, Великому Государю, непослушен и в твоем государеве
ясаке отказывал многажды и на драках и наприступех на нас приходил и нас,
холопей твоих, стрелял. И мы, Государь, холопи твои,
на того твоего государева непослушника Иженея ходили.

И Божию милостию и твоим государским счастием того улусново мужика Иженея
мы погромили и после, Государь, того погрому тот Иженей
к твоему государеву жалованью в острожек приезжал и твоего государева
ясаку дал с собя десять соболей.

И да марта государь в 9 ведомо учинилось в новом Ленском острошке
атаману Ивану Галкину, что якольские князцы Бурдуй да Семин Улта
со всеми свомими улусными людьми, которые в прошлом во 141
в нынешнем во 142 году твой государев ясак с себя и с своих улусных людей платить не хотят,
бежали на дальние и сторонние реки для того что они, князцы, со всеми своими людьми на нас,
холопей твоих, (Л. 158) приходили войною и к приступам с кангаланскими и с ыными со многими людьми
вместе и чтоб им впредь твоего государева ясаку не платить.

Ии мы, Государь, холопи твои, с атаманом с Ываном Галкиным
ко князцом Бурдую с товарыщи в улус ходили и тех князцов Бурдуя
с товарыщи уговорили чтоб они, князцы, с своими улусными людьми жили
под твоею государевою высокою рукою и твой государев
ясак платили безо всякого опасения и на твою государеву милость
были надежны и жили и наикуда не отбегали.

И уговоря, Государь, тех князцов и лутчево
человека у князца Бурдуя взял в аманаты сына ево бурдуева Дадыка
для того, чтоб они, князцы, со всеми своими улусными людьми и [90] впредь тебе,
Великому Государю, ясак платили и никуда не отбегали
и свою братью якольских людей к твоему государеву жалованью призывали.
И служили мы, Государь, холопи твои тебе,
Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю всея Русии,
те твои, Государь, службы в Ленском острошке с атаманом с Ываном Галкиным,
головами своими и кровью и в осадех терпели великие нужи
и от бедности ранены и бедны и помирали голодною смертию
и цингою и одолжали великими долги, для того, что пошедчи
мы, холопи твои, на твою государеву службу на Лену реку в Енисейском острогу
для своей бедности имали товаренка в великие долги дорогою ценою
в кабалы для своего корму по тому, что твое государево хлебное жалованье нам,
холопем твоим, дают на год.

А твою государеву службу на Лене реке служим по два и по три года и по четыре и чтоб нам,
холопем твоим, на тех твоих государевых службах голодною смертию не помереть.

И на те, Государь, свои товаренка мы, холопи твои, покупали на Лене в новом острошке
кони и седла и узды и арканы и конем сена и в осадех сидя для корму покупаем собе
коровы рубли по три да по четыре и по пяти и больше для великия хлебныя скудости,
а твое государево жалованье давано нам, холопем твоим, неполное.

Да мы ж, Государь, холопы твои, к[орм] (Л. 159) аманатом твоим,
которые якольские аманаты взяты у сотника у Петра Бекетова
и что взяты после сотника Петра Бекетова вново для твоего государева ясачново сбору
и умирения немирных и непослушных землиц князей и улусных людей,
на тех свои товаренка покупаючи дорогою ценою.

Милосердый Государь и великий князь Михайло Федорович всея Русии
пожалуй нас, холопей своих, вели, Государь, те наши службы и кровь атаману Ивану Галкину
отписать в Енисейскои острог к твоему государеву воеводе
к Ондрею Ондреевичю Племянникову,
чтоб те наши службы и кровь и терпенье и бедность
тебя государю были ведомы царь государь смилуйся пожалуй.

На обороте листов 154, 155 рукоприкладство:

(Л.154 об.) К сей челобитной енисейской казак (Л. 155 об.) [91]
Вахромейко Попов Руку приложил.

РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Столбец № 368. Л. 151—159. Подлинник.
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560
Ле́нский во́лок — волок между реками Илимом и Леной,
использовавшийся в XVII—XIX веках.

Один из двух (наряду с Чечуйским волоком) маршрутов
выхода на Лену, важный транспортный путь
в освоении севера Сибири и Дальнего Востока.

Начинался от Илимского острога вверх по Илиму до правого притока
— реки Казачьей. От верховий Казачьей по суше суда волочились до верховий Муки,
затем спускались в её устье, где находилось Муцкое плотбище.

Отсюда на плотах суда и грузы шли вниз по рекам Купе и Куте к Лене,
где стоял Усть-Кутский острог.

По заселении берегов Муки и Купы необходимость в переноске судов по суше отпала,
и грузы из Илимска отправлялись на подводах до Муцкого плотбища,
где грузились на плоты, спускались таким образом до Усть-Кута и перегружались на другие суда.

ервым русским землепроходцем, прошедшим с Илима на Лену этим путём,
считается Василий Бугор. Из Енисейска он проплыл по Ангаре, далее по Илиму,
откуда поднялся вверх по Игирме.

Из её верховий отряд перешёл волоком в реку Куту, по которой спустился на Лену[1].
Василий Бугор имел два маршрута:
«С устья Идирмы (современное название — Игирма)
на малых судах с грузом вверх до устья р. Чюхтормы
(современное название — Читорма) три дня плыть,
по которой до волока ещё день, переход по волоку от Чюхтормы
до притока Ялыка менее дня, плыть по Ялыку до Куты день и по Куте до Лены два дня».

По Идирме вверх до устья реки Дидилмы два дня,
«…а с усть Дидилмы сухово волоку идти на реку на Куту, на усть Кутоя два дни».
По этому пути Бугор весной 1628 года перешёл на Лену.

По результатам его экспедиции в устье Куты был отправлен Иван Галкин.
В отличие от Бугра, путь которого был севернее и длиннее,
Иван Галкин с подсказки местного населения — эвенков,
— воспользовался более коротким путём к Лене.

В 1630 году он был на Илиме, где основал Илимский острог,
а в 1631 году достиг устья Куты,
где заложил Усть-Кутский острог
.


Во второй половине XVII века по маршруту Ленского волока
образовалась цепочка небольших (в один-два двора) деревень,
на население которых была возложена повинность по обслуживанию волока.

Например, в октябре 1746 года усть-кутскому приказчику из Илимска
пришло подобное распоряжение:


« Понеже по известию... через Ленский волок лесом завалено.
Велеть нарядить пашенных крестьян для чищения помянутой дороги
через Каймоновский волок до Муцкого плотбища
Приказчик Илимска[2] »

На что приказчик докладывал:
« Вычищено по тридесятое число шириною по пять сажень, а в нужных и тесных местах по 4 сажени.
А расстояние от Куты речки вычищено в хребет на 10 верст и проделаны версты.
[На это было направлено 36 крестьян.]
Приказчик Усть-Кутского острога

источник - http://ru.wikipedia.nom.si/wik...BE.D0.B2-2

---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560
ПЕРВОПАХАРИ

Та Русь, что на Оке и на Тарусе
Уже в деньгу переводила медь,
А здесь в протоках гоготали гуси
И по тайге хозяйничал медведь.

Ничья соха землицы не пахала.
На протяженьи тысячи веков
От Нижнего Амура до Урала
Был край охотников и рыбаков.

Но на Руси Великой, Малой, Белой
Христолюбивый царь взошел на трон,
На слово мягкий, на правеж умелый,
С крестьян три шкуры снять стремился он.

"Чего нам жить в неволе дураками? -
Собравшись в круг, судили мужики, -
Добудем волю, все уйдем за Камень:
Земля угожа, реки глубоки!"

Архангелогородцы, устюжане,
Сольвычегодцы
- подошел их срок -
Не ратники, а пахари-миряне
Открыли дверь России на восток.


Их имена лишь пашни сохранили
По-над Илимом, по-над Ангарой:
Бессонов Тимофей, Иван Перфильев,
Третьяк Толмач, Аксаментов Первой.

Ласкает солнце пращурову спину,
Вдали остался лихоимец-князь.
Распахивает пращур десятину,
На дикую сосну перекрестясь.

Потом земля сибирская пригреет
И божий храм, и каземат, и скит...
Но он узнать об этом не успеет...
"Земля угожа" - снова повторит.
http://world.lib.ru/editors/a/..._rod.shtml
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560
М. И. Белов
Мангазея
Вновь назначенный воеводой в Сибирь московский дворянин Данила Наумов на морском судне (коче) добирается до места службы — «златокипящей Мангазеи», о которой, по рассказам и документам, он составил представление, как о величественном красивом городе-крепости за полярным кругом. Он тешил себя надеждой умелым управлением восстановить упавшие там пушные промыслы и торги. В действительности он застает Мангазею в развалинах, заброшенной и оставленной населением. Тогда с войсками он перебирается с реки Таз на реку Енисей и на ее левом притоке — реке Турухан — строит Новую Мангазею. Свободное от службы время он посвящает изучению мангазейского архива и постепенно восстанавливает по документам историю Мангазеи, выяснив причины расцвета и падения ее.
Это исторические рассказы о первом русском заполярном городе,
о Мангазейском морском ходе, изложенные автором
как бы от лица последнего мангазейского воеводы Данилы Наумова.

ОТ АВТОРА
На рубеже XVI и XVII вв. отряды русских землепроходцев и полярных мореходов при своем движении «встречь солнцу» создали за полярным кругом в нижнем течении реки Таз мощный форпост — город и крепость Мангазею, известную по историческим документам как «златокипящая Мангазея», «украсно украшенная», «благословенная» царская вотчина.

В народной памяти и легендах Мангазея едва ли уступает сказочному граду Китежу, а по своему влиянию на судьбу освоения Сибири, на географическое ее открытие и на развитие арктического мореплавания несравнима ни с одним другим сибирским городом XVII в.

Именно Мангазея стала отправным пунктом для тех,
кто шел на самый северный полуостров Азии — Таймырский,
к «великой и славной» реке Лене.

https://unotices.com/book.php?id=159314&page=1
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560

osokina-galina написал:
[q]
М. И. Белов
Мангазея
[/q]


Ранней весной 1670 г. из Москвы в Тобольск по зимней сибирской дороге через Чердынь и Верхотурье спешил к месту службы вновь назначенный воеводой в Мангазею стряпчий[1] Данила Тимофеев Наумов. Миновав Урал, его трудные горные дороги, и оказавшись на равнине, раскинувшейся за Тюменью, воеводский возок полетел быстрее.

Только на раскатах и высоких подъемах его все еще заносило в сугробы,
и, пока сани ставили в колею, змейкой вытянувшуюся по безбрежной снежной пустыне,
Данила наслаждался первозданной природой, тишиной и покоем.
Такое назначение он получил неожиданно.

Для него, мелкопоместного дворянина, это было большой удачей, и он уже мечтал,
как будет управлять знаменитым сибирским городом, как наладит там упавшие торги и промыслы.

Перед отъездом его познакомили в Сибирском приказе[2] с текущими делами, из которых явствовало, что доходы царского двора в Сибири резко упали. Сановитые и знатные воеводы, ясачные сборщики и жадные до наживы купцы разорили хозяйство богатой страны. Сибирский приказ подал царю Алексею Михайловичу доклад о состоянии воеводств, о начавшихся там выступлениях местного населения и просил рассмотреть его неотложно. Но царю и боярской думе, занятым борьбой с отрядами Степана Разина, было не до этого.

Тогда начальник Приказа — окольничий[3] Родион Стрешнев принял меры самостоятельно. Он решил, что в Сибирь должны назначаться инициативные, способные люди, лучше всего неродовитые дворяне, заинтересованные в личных доходах и считавшие это назначение почетным. Заботясь о своих интересах, они будут «изыскивать государеву пользу». В число особенно бедственных уездов попала и некогда сказочно богатая Мангазея, раскинувшая свои владения в бассейнах рек Таза и Енисея.
Несколько дней Наумов изучал мангазейские дела, пытался понять, почему разорился уезд, но вскоре заметил бесполезность своих усилий.

Его поразило то, что никто из приказных, ведавших Тобольским столом, не смог ответить на его, казалось бы, простые вопросы: что собой представляет Мангазея, где она расположена, каков туда путь? Однажды, очевидно, чтобы умерить его пыл, ему принесли и показали под большим секретом раскрашенный «Чертеж Сибири»[4], присланный из Тобольска воеводой Петром Годуновым.

Считался этот чертеж единственным, и поэтому иностранные дипломаты и торговцы проявляли к нему особый, повышенный интерес. Поглядел Данила на эту карту и расстроился, найдя Мангазейский город далеко в полярной пустыне, в близком соседстве с берегом неизвестного моря, за рекой Обью, и невольно подумал:
«Далеко же забрались русские люди,
почти под самый Полярный круг»...

Сибирский приказ — центральное правительственное учреждение по управлению Сибирью.
Образован в 1637 г. До него сибирскими делами управлял
Приказ Казанского дворца, или Казанский приказ.
Делопроизводством в приказе ведали отделения — «столы». Т
обольский стол заведовал делами уездов, подчиненных Тобольску,
главному городу Сибири, в число которых входил и Мангазейский.

В конце апреля, оставив позади последний ям,
возок воеводы в полночь прибыл в Тобольск.
Утром Наумов был уже на воеводском дворе, где его радушно встретил
благообразный мужчина с черной окладистой бородой.

Это Петр Годунов, о котором в Сибирском приказе
говорили как о талантливом, рачительном сибирском правителе.
«Любит он науки, а пуще всего географию, часто совершает путешествия по своему необъятному краю», — сказал о нем один из приказных подьячих.

За обильным завтраком и расспросами о Москве
пытался Наумов повернуть разговор на Мангазею,
но обходительный хозяин уклонился от этого и,
как бы уступая настойчивости собеседника,
лишь согласился поговорить о Мангазее в другой раз.

В середине мая прибыла задержавшаяся в Москве семья
— жена и два сына, а из Верхотурья к пристани подвели судно.

Теперь все было готово к отъезду, и через несколько дней
напутствуемый добрыми пожеланиями Петра Годунова
Наумов отправился в далекий путь.


---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560

osokina-galina написал:
[q]
М. И. Белов
Мангазея
[/q]


Для Наумова началась трудная служба, окончившаяся через долгие шесть лет.
За это время он построил новый город — Новую Мангазею.
А все свое свободное время посвящал изучению большого архива
Туруханского зимовья, надеясь найти ответ на мучивший его вопрос:
что же все-таки это был за город — Мангазея, что такое Мангазейский морской ход?

Между прочим, рассчитывал закончить непривычное для него дело в короткий срок,
а вышло все не так: чем больше углублялся последний мангазейский воевода
в изучение пожелтевших свитков и книг, тем труднее было оторваться от них.
Перед ним развернулась удивительная история Мангазеи.

ПОЛЯРНЫЕ ПЕРЕХОДЫ

Еще в Москве он слышал, что морские пути в Сибирь открыли крестьяне северных областей Руси — поморы. Жили они с незапамятных времен у ледовитого моря. Опытнее их на всей земле не отыскать полярных мореходов.

Поэтому и знакомство свое с севером Наумов решил начать с поморских книг и летописей.
Принесли их ему монахи Троицкого монастыря, что стоял против Туруханского зимовья.

В библиотеке преподобного Тихона, настоятеля монастыря, этих книг оказалось немало.
Считался Тихон тайным приверженцем пламенного и неистового протопопа Аввакума, н
едруга патриарха Никона.

Удалили его из Москвы и сослали в Сибирь.
Тихон основал Троицкий Туруханский монастырь и поставил его хозяйство широко.

Видел его Наумов всего один раз, когда приезжал в монастырь на богослужение,
там и договорился пользоваться библиотекой Тихона.
Ревнитель старой веры был патриотом Поморья, считал северные области Руси,
куда отступили раскольники, центрами культуры и письменности.

«Таких рукописей и стародавних книг, — говорил Тихон,
— не отыщешь и в Соловецкой обители».

И вот сейчас они лежали перед Данилой в массивных кожаных переплетах с серебряными или медными застежками, с причудливыми киноварными буквами и заставками. Читая их, восхищался он русским письменным искусством, дивился долготерпению тех, кто строчка за строчкой пером рисовал по тонкому блестящему пергаменту буквы полууставного и уставного письма. Здесь были новгородские и киевские летописи, жития святых, сборники рассказов и повестей, царские грамоты на Двину, неразвернутые столбцы с первыми отписками[6] мангазейских воевод, расспросами о морских путях.
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560

osokina-galina написал:
[q]
ПОЛЯРНЫЕ ПЕРЕХОДЫ
[/q]


Наумов узнал уже многое.
Главные события, непосредственно предшествовавшие постройке Мангазейского города,
развернулись одновременно в Поморье и в Москве в 1598–1601 гг.

В Поморье, в Холмогорах, весной 1601 г.
собрался в мангазейский поход торговый и промышленный люд: кто из Усть-Пинеги,
кто из Устюга Великого, а кто из Вологды,
народ бывалый — мореходы.


Шумная, веселая ватага заняла небольшие деревеньки под городом, но задерживаться они не собирались — спешили. Еще года два тому назад
послали они своих земляков — Угрюма Иванова и Федула Наумова

в Москву с челобитной к самому царю Борису Годунову.

А просили они позволить им торговать и промышлять «повольно» на реках Оби и Енисее,
согласившись — без этого было не обойтись — платить за упромышленных соболей и бобров, песцов и горностаев десятинную пошлину старосте и целовальнику[7] Окладниковой слободы.

Дело казалось неотложным и важным.

Незадолго до этого по поморским селам и городам, стоявшим в устьях медленных северных рек, прошла тревожная весть: нежданно-негаданно объявился в далекой, богатой серебристым соболем и серебристым бобром земле за Обской губой, на реках Таз и Енисей, отряд тобольских стрельцов во главе с думным дьяком[8] Федором Дьяковым. Царский посланец привез с собой двух целовальников, сборщиков таможенной «десятинной» пошлины, и под пыткой «расспрашивал» кочевой народ — самоедов и остяков[9] — о промыслах и торгах поморских крестьян, домогаясь, не собирали ли они ясак от имени русского царя.

Почувствовали поморы в приезде Дьякова большую для себя опасность,
узнали, что навет на них подстроили сольвычегодские купцы Яков и Григорий Строгановы,
после похода казака Ермака Тимофеевича захватившие все торговые дороги в Сибирь и вершившие там свой суд и расправу. Мангазейский морской ход, освоенный поморами, был неподвластен им, мешал им обогащаться на сибирском промысле и торге.

В 1598 г. по указу слабовольного царя Федора Ивановича, по настоянию Строгановых, и была направлена на Обь и Таз экспедиция Дьякова, которую по проторенной дороге через Тобольск на Березов вел вымич Василий Тарабукин.

Верхотурский воевода Василий Петрович Головин на своих обширных плотбищах[10] должен был строить «для мангазейского ходу… судно с четыре или с пять, распрося тамошних людей, на каких судах мошно в Мунгазею и в Енисею ходить».

С Перми и Вологды, Сольвычегодска и Вятки согнали в Верхотурье
110 плотников-корабельщиков.
С Казани везли железные гвозди и скобы, а в ближайших «пашенных местах»
собирали парусину и пеньку.

А Угрюму Иванову и Федулу Наумову[/b] эта жалованная грамота стоила дорого.
Приказной дьяк Федор Нечаев
целый год кормил обещаниями поморских ходатаев, вывернул все их карманы наизнанку, соболя, что дали им земляки, все до единого лежали на нечаевом дворе. Пообносились и поиздержались пинежане, живя в Москве, но своего добились.

В январские морозы позвал Нечаев Угрюма и Федула
в приказную избу и торжественно вручил долгожданный документ.


Читали они грамоту и не верили своим глазам: согласились царь и боярская дума со всеми их просьбами, рассчитывая на богатый сбор «государевой казны».

А когда вернулись в Холмогоры и на Усть-Пинегу, объявили жалованную грамоту народу.
«Божьей милостью мы великий государь и великий князь Борис Федорович всеа Руси…,
— вещали бирючи[12], — есьмя Двинского уезда пинежан и мезенцев…
и всех промышленных людей пожаловали в Мунгазею,
морем и Обью рекою, на Таз и на Пур и на Енисей,
им ходити и с самоедами, которые живут на тех реках, на Тазу и на Пуре и на Енисее,
им торговати велели повольно; а нашу десятую пошлину, от девяти десятая,
из соболей лутчей соболь, а из куниц лучшая куница, а из лисиц лучшая лисица,
а из бобров лутчей бобр, а из песцов лучшей песец,
и изо всякие мяхкие рухляди и изо всякого товару десятое,
тем торговым людям пинежаном и мезенцом…
велели есьмя давати на Мезени, в Окладниковы слободке,
приказным людям и старостам и целовальником,
а опричь Окладниковой слободки,
что на Мезени, нигде десятого не давати есьмя им не велели;…

а возити им с собою там наших государств русские товары
незаповедные да съестные всякие запасы;
а про свою нужу имати им с собою по топору человеку или по два,
да ножей по два или по три ножи человеку да по саадаку[13]
да по рогатине[14] человеку для того,
что они там для своих промыслов живут года по два и по три
и им без того быти нельзе, а больши того им с собою оружия
и топоров и ножей не имати и того им ничего не продавати,
а заповедных им товаров, пищалей[15] и зелья[16] пищального,
и саадаков, и сабель, и луков и стрел, и железец стрельных,
и доспехов, и копей и рогатин… всяких заповедных товаров не возити».
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
osokina-galina
Модератор раздела

osokina-galina

Братск, Иркутская область
Сообщений: 2570
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 5560

osokina-galina написал:
[q]
М. И. Белов
Мангазея
[/q]


Мангазея создавалась не только как город-крепость,
в которой несли службу стрельцы и казаки.

Не была она только и перевалочным пунктом.
В городе имелся свой посад.
Из Тобольска и более южных областей
сюда прибыли ремесленники, кузнецы,
кочевых и карбасных дел мастера
, сапожники, пекари, пивовары, гончары и т. д
.

Мангазейский посад располагался между южной стеной и рекой Осетровкой.
В северо-западной части посада стояла церковь Успенья,
считавшаяся общинной, так как строилась на посадские деньги.

Жизнь посада ничем не отличалась от жизни северных городов.
Все обитатели посада, а также приезжие торговые и промышленные люди
объединялись в общину, имевшую определенные права и обязанности.
Во главе общинного управления стоял «заказной целовальник»,
избранный на определенный срок сходом.

......
Мангазейское мореплавание конца XVI и начала XVII в.
осталось в памяти народа как овеянная легендами
яркая страница освоения морских путей.

В самом акте прекращения мангазейского мореплавания имелась еще и другая сторона.
Тобольские воеводы смотрели косо на возможность передвижения больших масс людей
из Сибири на Русь по самой северной дороге.

Дело в том, что в 20-е годы XVII в.
началось освоение южных сибирских путей
от Тобольска на Маковский острог,
Енисей, а затем и на реку Лену.


Построить южную внутрисибирскую дорогу в тайге,
на болотах и гатях силами пашенных крестьян,
казаков и стрельцов оказалось весьма трудно.

Один из енисейских воевод писал царю:
«От Маковского острожку через волок до Енисейского острожку
ходу нартами восемь недель… волок велик, около двухсот верст.

А на волоку болото и грязи, и колоды и заломы великие —
и на себе всех запасов не перетащить».

«И поэтому, — заключал воевода, — хуже Енисейска во всем твоем государстве
Русской и Сибирской вотчине нет; служат, государь, служилые люди зимою на нарте,
на шлее, а летом беспрестанно на весле и на шесте.

А ходят твои государевы служилые люди беспрестани п
о новым землицам и великую нужу,
и бедность, и голод терпят, и души свои сквернят».

Многие не выдерживали тяжести работы, бежали в тайгу и тундру, а оттуда на Русь.
По донесениям мангазейских воевод, беглые работные люди уходили
из Тобольского разряда, из Сургута, Березова,
Томска, от «хлебных запасов».
«Беглецы бегают скопяся многие», — сообщали воеводы.
Мангазея и в этом случае оказалась в центре событий.

Путь «беглецов» чаще всего проходил по северным и труднодоступным районам.

Так, в 1636 г. бежавшие в разные годы из Красноярска и Енисейска
крестьяне «скопились» в Туруханском зимовье и оттуда двинулись в Мангазею.

В город они не заходили, а, захватив два струга,
проплыли ночью по Тазу к Обдорску, п
ричем караульные стрельцы, заметившие беглецов,
не приняли никаких мер.

Этот факт серьезно обеспокоил царский двор,
потребовавший срочной поимки работных людей,
наказания их и возвращения назад.
---
На фото мой дед Нечаев Георгий Кузьмич, 1900 г. р.
Ищу : место рождения, пращура Ондрюшко Нечаев, упомянут в 1696 г. рядовой казак.
В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое.
(Поль Валери)
← Назад    Вперед →Страницы: 1 * 2 3 4 5 6 Вперед →
Модератор: osokina-galina
Вверх ⇈