Библио-мозаика. Моя книжная полка
Интересные книги по истории, православию, генеалогии, краеведению, литературе и искусству.
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
4 июня 2019 22:00 4 августа 2023 13:45Библио-мозаика. Моя книжная полка В данной теме будут представлены книги, в которых читатели смогли бы найти для себя что-то новое, интересное. Это книги тем или иным образом связаны с темой моих интересов: история и православие Вологодчины, краеведение, Вологодская литературная школа и её представители - писатели и поэты. Вологодский краеведческий календарь: даты, события, люди, связанные в краем. Материалы и статьи из сборников и периодических изданий. --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
24 сентября 2021 19:21 24 сентября 2021 19:26 Кунов, В. И. Поэты-символисты на Вологодчине : [литературно-краеведческие очерки] / В. И. Кунов ; редактор А. Цыганов. – Издание автора. – Вологда : [Типография облстатистики], 1992. – 17, [1] с. – (Библиотечка любителя новых литературно-художественных произведений). Первый очерк посвящен ИННОКЕНТИЮ АННЕНСКОМУИннокентий Федоровича Анненский (20.08.1855 — 30.11.1909) — русский поэт, драматург и переводчик, критик родился в Омске.. Исследователь литературы и языка, директор мужской Царскосельской гимназии, действительный статский советник. В 1879 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Долгое время служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназиях Санкт-Петребурга, Царского Села. В 1906 году был переведён в Санкт-Петербург окружным инспектором и оставался в этой должности до 1909 года. Был награждён орденами Св. Анны 2-й и 3-й ст., Св. Станислава 2-й ст., Св. Владимира 3-й ст. ; с 1 января 1896 года — действительный статский советник. Жизнь и поэтическая судьба Иннокентия Федоровича Анненского была нелегкой. Чтобы содержать семью, ему, имевшему слабое здоровье, приходилось давать более пятидесяти уроков в неделю. Несмотря на педагогическую загруженность и директорство в Царскосельской мужской гимназии, Анненский пишет стихи, переводит и готовит к публикации трагедии Еврипида и сам пишет трагедии на еврипидовские сюжеты. Все его поэтическое творчество было опубликовано в сборниках "Тихие песни" - единственное прижизненное издание, и "Кипарисовый ларец", изданный уже после смерти поэта. С 1905 г. Иннокентий Анненский служит инспектором Петербургского Учебного округа, часто выезжает с ревизиями учебных заведений в северные губернии России. Весной 1906 года он прибыл с инспекторской проверкой учебных заведений на Вологодчину., побывал в Вологде, Тотьме, Грязовце. В Вологде Анненский останавливался в гостинице "Золотой Якорь". Свои впечатления от города он выразил в одном из писем: "Вологда - поэтический город, но, знаете, когда только поэтический? Когда идёт дождь, летний, тёплый, парно-туманный, от которого становится так сочна, так нависло-темна зелень берез, глядящих из-за старого забора..." Последний раз на Вологодчину по делам Петербургского Учебного округа Анненский приезжал в феврале 1907 г. в Великий Устюг. Иннокентий Федорович скоропостижно скончался 30 ноября 1909 г. в Петербурге. Стихотворение "Я на дне" , написанное в гостинице "Золотой Якорь" (Вологда, 20 мая 1906 г.) наполнено искренним отчаянием, отторженностью от мира , воспоминаниями о привычной царскосельской обстановке... Я на дне, я печальный обломок, Надо мной зеленеет вода. Из тяжёлых стеклянных потёмок Нет путей никому. никуда... Помню небо, зигзаги полёта, Белый мрамор, под ним водоём, Помню дым от струи водомёта, Весь изнизанный синим огнём... Если верить тем шепотам бреда Что томит мой постылый покой, Там тоскует во мне Андромеда С искалеченной белой рукой Очерк второй "КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ В ВОЛОГДЕ"Константин Дмитриевич Ба́льмо́нт (3 [15] июня 1867 - 23 декабря 1942) — русский поэт-символист, переводчик и эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил со многих языков. Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1923). К началу ХХ века Константин Дмитриевич Бальмонт был самым модным, самым популярным поэтом. Его знали все: министры и крупные промышленники, сама императрица, великие княжны, фрейлины императорского двора и простые курсистки. Его стихи подкупали читателей экзотичностью и необычайностью поэтического стиля, несравненной музыкальностью. Всегда со вкусом одетый, затянутый во фрак, Бальмонт выходил на сцену и с приятной картавостью декламировал свои стихи... По политическим мотивам долгое время жил за рубежом. За несколько месяцев до своего приезда в Вологду Бальмонт через Англию, Норвегию и Швецию вернулся в Россию в июне 1915 года. Знавший около 16 иностранных языков, поэт привез с собой на родину огромный багаж собственных переводов произведений зарубежных поэтов, которые заняли достойное место в золотом фонде мировой литературы. О приезде К. Д. Бальмонта в Вологду с лекцией сообщалось в нескольких номерах газеты "Вологодский листок" . Так, в номере от 18 октября 1915 года в разделе "Развлечения" было размещено объявление: «В среду, 21 октября , в Зале Страхового общества поэт К. Д. Бальмонт прочтет лекцию на тему “Поэзия как волшебство”». А в день приезда поэта в Вологду, 20 октября 1915 г., к газетному сообщению о предстоящей лекции было добавлено : "СЕГОДНЯ СБОР В ПОЛЬЗУ БЕЖЕНЦЕВ". Неизвестно, как встретила поэта вологодская публика и отзывов об этом мероприятии в местной прессе не было... Однако о восприятии Бальмонта общественностью можно судить по отзывам о лекции, с которой он выступал в других крупных городах страны. В одном из номеров газеты "Киевская мысль" репортер писал: "...Бальмонт был действительно похож на волшебника, а его причудливая лекция превращалась в поэму". Наверное, такое же впечатление от лекции было и у вологодских слушателей. Из стихотворения "Изящный дом" Всегда любить страну родную, Ей золотую выткать ниь, Дарить парчу ей, златобить, Люблю, влюблен, - любя, милую. Люби, где каждый - Край Родной, Люби в нём всё, и лёд, и зной. Как не любить родную Мать? Как не желать ей всё отдать? Очерк третий "Помнишь ты, Ирина, осень?.." (ФЕДОР СОЛОГУБ В ВЫТЕГРЕ)Фёдор Кузьми́ч Сологу́б (настоящая фамилия Тетерников; 17 февраля (1 марта) 1863 — 5 декабря 1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист. Видный представитель декадентского направления в русской литературе и русского символизма. Он родился в Санкт-Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии. Окончил Московскую. учительскую семинарию и три года (1889-1892)т служил учителем математики учительской семинарии в северном захолустном городке Вытегре.Молодой учитель пытался внести яркие краски в окружающую его серость бытия - устроить в городе ссудо-сберегательную кассу, типографию - не нашли поддержки у горожан. Вытегру и свое существование в ней Сологуб ярко и правдиво описал в своем рассказе "Помнишь, не забудешь" и в романе "Тяжелые сны". Жилось Сологубу нелегко. выросший в нищете, он уже, будучи учителем, постоянно нуждался в хорошей одежде и обуви. Особенности жизни были таковы, что интеллигентный, прекрасно образованный молодой человек буквально сходил с ума от безысходности и одиночества. Прослужив учителем три года, Федор Кузьмич получил распределение на должность учителя Рождественского городского училища , он с большой радостью переехал в Санкт-Петербург. В 1913-1917 годах на фоне повышенного интереса общества к новому искусству и к сочинениям автора «Творимой легенды» в частности, Фёдор Сологуб задумал серию поездок по стране с чтением стихов и лекции о новом искусстве, пропагандировавшей принципы символизма. После основательной подготовки и премьеры лекции «Искусство наших дней» 1 марта 1913 года в Санкт-Петербурге, Сологуб вместе Игорем Северяниным более месяца ездили по российским городам. События Первой мировой войны лёгли в основу лекции «Россия в мечтах и ожиданиях», с которой Сологуб в 1915—1917 гг. объездил всю Российскую Империю, от Витебска до Иркутска. Новая лекция вызывала прямо противоположные реакции. В провинциальной прессе вновь преобладали прохладные оценки выступлений. Нередко лекции запрещались. Но большинство выступлений прошли с успехом. Вновь на Вологодчину Федор Сологуб приехал осенью 1915 года. 31 октября он выступил в Зале Страхового общества с лекцией "Россия в мечтах и ожиданиях".Помнишь ты, Ирина, осень В дальнем, бедном городке? Было пасмурно, как-будто Небо хмурилось в тоске. Дождик мелкий и угрюмый Словно сетью заволок Весь в грязи, в глубоких лужах Потонувший городок. Был наш дом угрюм и тесен, Крыша старая текла, Пол качался под ногами, Из разбитого стекла Веял холод; гнулось набок Полусгнившее крыльцо... Хоть бы раз слова упрека Ты мне бросила в лицо! Немного об авторе. Владимир Ильич Кунов (1948 – 1996) родился в селе Ольховка Липецкой области. В 1982 г. окончил филологический факультет Ленинградского государственного университета. С 1986 года жил и работал в Вологде. Член Союза журналистов России. Владимир Ильич всю жизнь занимался краеведением, в т. ч. и литературным. Многие его очерки посвящены родному Липецкому краю и Вологодчине. Его материалы публиковались не только в областных газетах Вологодской области «Красный Север» и «Вологодский комсомолец», но и в республиканской газете «Литературная Россия», в журнале «Север», а также в коллективных сборниках «Встречи», «Сполохи», «Любимое... и безответное», поэтическом сборнике «Отчий край». Владимир Ильич – автор литературоведческих исследований «Бунин на Севере», «Поэты-символисты на Вологодчине», «Храм старины...». http://usman48.ru/publ/ljudi_b...47-1-0-724Анненский Иннокентий Федорович [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бальмонт Константин Дмитриевич [Текст электронный] // Википедия : сайт. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сологуб Федор Кузьмич [Текст электронный] // Википедия 6 сайт. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Сологуб,_Фёдор_Кузьмич#cite_note-7
    --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
1 октября 2021 11:54 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год . Даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ОКТЯБРЯ1 октября 2021 года исполняется 90 лет со дня рождения олимпийской чемпионки, заслуженного мастера спорта СССР по конькобежному спорту Тамары Николаевны Рыловой (1931-2021) Тамара Николаевна родилась в Вологде. В 15-летнем возрасте она пришла в конькобежный спорт и стала заниматься у ведущего тренера по конькам Михаила Степановича Кузьмича. Вскоре начали расти и спортивные результаты, за ними пришли и первые победы. В 1955 году Тамара на высокогорном катке Медео установила мировые рекорды на дистанциях 500 и 1000 метров; завоевала звание абсолютной чемпионки СССР с новым мировым рекордом в сумме многоборья. По совету М.С. Кузьмича она уехала в Ленинград, поступила в школу тренеров и стала тренироваться у И.Я. Аниканова.Самым звёздным для Тамары Николаевны стал 1959 год: она стала абсолютной чемпионкой СССР, чемпионкой мира. В том же году ей присвоили звание заслуженного мастера спорта. В 1960 году на зимней Олимпиаде в Скво-Велли (США) Тамара Николаевна завоевала бронзовую награду на дистанции 1000 метров. В большом спорте Тамара Николаевна выступала с 1952 по 1966 год, став за этот период четырехкратным серебряным призёром абсолютных чемпионатов мира в многоборье, двукратным бронзовым призёром этих соревнований, четырехкратной абсолютной чемпионкой страны в многоборье. Тамара Николаевна – обладательница медалей за победы на отдельных дистанциях на чемпионатах мира: 14 золотых, 5 серебряных, 10 бронзовых; на чемпионатах СССР: 12 золотых, 10 серебряных и 4 бронзовых. Ей принадлежали 4 мировых и 4 всесоюзных рекорда. Тамара Николаевна окончила Ленинградский институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. После окончания спортивной карьеры работала на кафедре физического воспитания ЛГУ. Награждена орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда». До конца своих дней проживала в Санкт-Петербурге. Тамара Николаевна скончалась 1 февраля 2021 года и похоронена в Санкт-Петербурге. «Вологда – судьба и любовь моя, и не будь ее, возможно, я не достигла бы всего того, чего удалось мне добиться в жизни». - так высказалась Тамара Николаевна о своём родном городе. О ней: Рылова Тамара Николаевна // Выдающиеся вологжане / главный редактор Г. В. Судаков. – Изд. 2-е, доп. – Вологда, 2010. – С. 589-590 : фото. Федяков, А. И. Заслуженные мастера спорта СССР : Тамара Рылова / А. И. Федяков // Звезды вологодского спорта / А. И. Федяков. – 2-е изд., доп. и испр. – Вологда, 2004. – С.14-15. Федяков, А. И. Рылова Тамара Николаевна / А. И. Федяков // Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006. – С.411-412. Рылова Тамара Николаевна [Текст электронный] // Википедия: сайт. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/ Зинченко, Даниил. Вологда - судьба Тамары Рыловой [Текст электронный] / Д. Зинченко // Красный Север. - 2011. - 1 октября (№184). - Режим доступа: https://www.krassever.ru/artic...ry-rylovoy
 --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (2) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
4 октября 2021 17:43 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год . Даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ОКТЯБРЯ
4 октября 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения писателя Николая Васильевича Угловского (1921-1971)
Николай Васильевич родился в деревне Угол Великоустюгского района Вологодской области в семье крестьянина-середняка. В 1936 году он вместе с семьей переехал в г. Великий Устюг. Там обучается в семилетней школе. В 1938 году Николай – студент Велико-Устюгского медицинского техникума, который окончил в 1941 году.
Участник Великой Отечественной войны. С августа 1941 года находится в рядах Красной Армии. Гвардии старший лейтенант медицинской службы, Угловский в качестве военфельдшера мотострелкового батальона, затем танкового полка Николай Васильевич участвовал в боях на Калининском, 1-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах; участвовал в боях с японскими империалистами на 1-м Дальневосточном фронте. В 1943 г. был награжден медалью "За отвагу". В годы войны был принят в партию. В 1948 году демобилизовался и вернулся в Великий Устюг.
До 1951 г. работал фельдшером в ремесленном училище города. С апреля 1951 года Николай Васильевич становится литсотрудником редакции местного радиовещания, с декабря того же года – ответственным секретарём, затем заместителем редактора местной районной газеты «Советская мысль». В годы работы в газете Угловский много ездил по колхозам и предприятиям района, знакомился с жизнью и трудом своих земляков- лесозаготовителей, колхозников, партийных и советских работников. Поездки по району давали писателю богатый материал для творчества. Н. В. Угловский умел тонко передать психологию своих героев. Жизненность тем и сюжетов придавала его произведениям особую остроту.
Со школьной скамьи Николай Васильевич увлекался литературой, и первый рассказ его был опубликован в районной газете в 1941 году. Первые повести молодого прозаика «Наступление продолжается» и «Снова в строю» вышли в Вологде в 1950 году; в 1954 году увидела свет повесть «Огни в Снежном», посвященная жизни лесозаготовителей Севера. В последующие годы выходят отдельными книгами его повести «У нас на Севере» и «Подруги». Николай Васильевич был участником 2-го областного совещания писателей в 1950 г. и Всесоюзного семинара прозаиков в 1952-1953 гг. Заочно обучался на Всесоюзных литературных курсах в Москве. Член Союза писателей СССР. Николай Васильевич скончался 28 марта 1971 г. от тяжелой продолжительной болезни и похоронен в Великом Устюге.
Сочинения:
Угловский, Н. В. Наступление продолжается : повесть / Н. В. Угловский. – [Вологда] : Вологодское книжное издательство, 1950. – 238, [1] с.;
Угловский, Н. В. Обида : повесть / Н. В. Угловский. - [Вологда] : Вологодское книжное издательство, 1963. – 230, [2] с.
Угловский, Н. Огни в Снежном : повесть / Н. Угловский. – Москва : Трудрезервиздат, 1954. – 235 с.
Угловский, Н. В. Подруги : [повесть] / Н. В. Угловский. – [Вологда] : Вологодское книжное издательство, 1962. – 191, [1] с.
Угловский, Н. У нас на Севере : повесть / Н. Угловский. – Вологда : Вологодское книжное издательство, 1959. – 224 с.
О нем:
Угловский Николай Васильевич // Рожденные Вологодчиной : энциклопедический словарь биографий / составитель М. В. Суров. – Вологда, 2005. – С.608.
Угловский Николай Васильевич // Писатели-вологжане (1917-1957) : био-библиографический справочник / составитель Е. А. Кондратьева. – Вологда, 1958. – С.110-113 : портр.
     --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
10 октября 2021 16:16 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год . Даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ОКТЯБРЯ9 октября (26 сентября по старому стилю) 2021 года исполнилось 120 лет со дня рождения генерала армии, Героя Советского Союза Михаила Ильича Казакова (1901-1979)Михаил Ильич родился в деревне Великуша Кичменгско-Городецкого района Вологодской области в крестьянской семье. В 1917 году юноша после окончания двухклассной школы и учительских курсов работал сельским учителем. В 1919 году вступил в партию большевиков. В Красной Армии – с 1920 года, участвовал в боях на Южном фронте против генерала П. Н. Врангеля. В годы Гражданской войны состоялась встреча Михаила Ильича с Михаилом Васильевичем Фрунзе. В 1924 году – комиссар полка 2-й кавалерийской дивизии Червонного казачества. Окончив в 1927 году курсы усовершенствования командного состава, в 1931 г. поступил в Военную академию им. М.В. Фрунзе, после её окончания в 1937 г. – в Военную академию Генштаба. После окончания учебы Михаил Ильич был назначен заместителем начальника, затем начальником Среднеазиатского военного округа. Во время Великой Отечественной войны М.И. Казаков возглавлял штабы 53-й Отдельной Среднеазиатской армии, Брянского и Воронежского фронтов, занимал должности помощника командующего Степного фронта, заместителя командующего Прибалтийским фронтом. С января 1944 г. и до окончания войны он командует 10-й гвардейской армией. Под его командованием армия участвует в освобождении Риги и в разгроме курляндской группировки противника. Обладая большим душевным обаянием, тактичностью, глубокими и разносторонними военными знаниями и умением работать с людьми, помогли Михаилу Ильичу, как штабному работнику, снискать заслуженный авторитет у подчиненных. Михаил Ильич принимал участие в Параде Победы. После войны генерал-полковник М.И. Казаков свой богатый опыт применял, находясь на должностях командующего войсками Уральского и Ленинградского военных округов, был начальником штаба Объединенных вооруженных сил стран – участниц Варшавского Договора. С 1968 г. и до кончины Михаил Ильич был инспектором-советником в группе Генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Михаил Ильич – автор нескольких книг воспоминаний: «Над картой былых сражений», «Любые фланги», «А мы с тобой, брат, из пехоты…». Страна высоко оценила заслуги М.И. Казакова. В 1978 году генералу армии М.И. Казакову было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Суворова и Кутузова 1-й степени, многими другими государственными наградами не только нашей страны, но и зарубежных стран. Михаил Ильич неоднократно избирался кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР; был Почетным гражданином городов Риги, Резекне. Имя М.И. Казакова присвоено одной из улиц Вологды. Бюст М. И. Казакова установлен в селе Кичменгский Городок Вологодской области. Мемориальная доска в память о М. И. Казакове установлена на доме № 11 Большого Ржевского переулка Москвы. Михаил Ильич умер 25 декабря 1970 года и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. О нём: Генерал армии М. И. Казаков // Вологжане – генералы и адмиралы. – Вологда, 1969. – Ч.1 – С. 11-12: портр. Казаков Михаил Ильич // Генералы и адмиралы Вологодчины : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2015. – С. 83 : портр. Казаков Михаил Ильич // Герои Вологодчины : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2011. – С.102-104 : портр. Казаков Михаил Ильич // Герои Вологодчины : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2015. – С. 81-82 : портр. Казаков Михаил Ильич // Золотые звезды вологжан. – Архангельск, 1985. – С.21-25: портр. Казаков Михаил Ильич // Рожденные Вологодчиной : энциклопедический. словарь биографий. – Вологда, 2005. – С.253: портр. Конасов, В. Б. Казаков Михаил Ильич / В. Б. Конасов, А. Р. Павлушков // Выдающиеся вологжане. – 2-е изд., доп. – Вологда, 2010. – С.93-97: ил. Конасов, В. Б. Казаков Михаил Ильич / В. Б. Конасов // Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006. – С.233: портр. Казаков Михаил Ильич [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/
   --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
14 октября 2021 13:17 Скопировано из Фейсбука https://www.FB [запрещен в РФ]/
со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург
Материал подготовлен Аллой Панеях.
Интересные факты о книгах.
БОЙТЕЛЬБУХИВ Средневековье в Германии и Голландии изготавливали портативные поясные книги – бойтельбухи (от нем. Beutelbuch “поясная книга”) в переплёте в виде конусообразного мешка из кожи или плотной ткани. На конце мешка завязывали большой узел, закреплявший книгу на поясе. Книга висела “вверх ногами” и “задом наперёд”, головка переплётного блока размещалась внизу, корешком вперёд, что позволяло одним движением раскрыть книгу и читать на ходу, не снимая с пояса. В верхнюю часть бойтельбухов большого формата иногда вставляли кольца для крепления их на поясе с помощью шнура. Узел обычно представлял собой прочно сплетённые плоски кожи и назывался “узлом головы турка” (от англ. turk”sheadknot") из-за сходства с турецким тюрбаном. В поясных книгах малого размера свободная часть кожи образовывала запашной карман, чтобы в дороге книгу не испачкать и защитить от воровства. Содержание бойтельбухов было в основном религиозным, дабы духовно укреплять и закалять странствующих монахов. Чаще всего в этом формате можно было встретить «Утешение философией» христианского богослова Боэция. В светской среде бойтельбухи превращали в изысканный аксессуар, подходящий к модным тогда женским платьям с широкими поясами. Разновидность поясной книги vademecum (в переводе с латинского “иди со мной”) представляла собой буклет или сложенные листы, которые подшивались к поясу. Это были преимущественно карманные альманахи и медицинские справочники. Бойтельбухи вышли из обихода к концу XVI века – с распространением печатных книг. Да и поясные крепления казались уже слишком сложными и непрактичными. На поясе продолжали носить разве что маленькие молитвенники для демонстрации благочестивой учености. --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (2) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
14 октября 2021 13:20 Скопировано из Фейсбука https://www.FB [запрещен в РФ]/
со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург
Материал подготовлен Аллой Панеях.
Интересные факты о книгах.
БОЙТЕЛЬБУХИКомментарии к иллюстрациям: Бойтельбух-1. Бойтельбухи не держали в чехлах, а соединяли с поясом изящной металлической цепочкой, как на портрете валлийской аристократки XVI в. кисти североголландского мастера Адриана ванн Кроненбурга. "Портрет Кэтрин из Берайа". 1568. Бойтельбух-2. На многих поясных книгах не было украшений, что делало их более лёгкими и удобными для ношения и менее привлекательными для воров. Такая книга изображена на картине южногерманского художника Мартина Шонгауэра “Святое семейство”.Бойтельбух-3. Роберт Кампенс. "Благовещание". 1425-1430. В этой сцене Дева Мария держит в руках том Священного Писания и тканевый чехол для него. Размещённые на столе книга-свиток и книга-кодекс символизируют преемственность Ветхого и Нового Завета.
   --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (2) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
19 октября 2021 18:20
"В былые времена личное достоинство и честь дорогого стоили. Малейшее ущемление, малейший намёк на оскорбление - и перчатка брошена, пожалуйте к барьеру!". Обидчика вызывали на поединок.
Савченко, Б. А. Знаменитые дуэли / Б. А. Савченко ; художник С. Ю. Биричев.. - Лит.-худож. издание. - Москва : Вагриус, 2005. - 399 с. : ил., портр. - Библиогр. : с.396-397.
История поединков между двумя действующими лицами уходит в далекое прошлое. По своей сути поединок, или дуэль, - это своего рода сражение с применением оружия для отстаивания своей правоты. И победивший в таком сражении получал, якобы, помощь в этом свыше.
В своей книге автор Борис Александрович Савченко рассказывает читателю об истории данного социального феномена, о причинах дуэлей, о ходе подготовки и проведения схваток, и дальнейших последствиях для оставшегося в живих соперника. Причинами вызова на дуэль могли быть политические мотивы, бытовые споры и оскорбления, литературные стычки, "из-за чести" - дворянской, семейной или воинской.
Дуэль по своей сути была всегда преступлением, была запрещена законом, как преднамеренное убийство. Но такое преступление считалось прежде всего преступлением по чести и на него не распространялись законы кровной мести. Дуэль ставила точку в спорах, иногда длившихся десятилетиями. Судьи в таких случаях , как правило, оправдывали дуэлянтов, применяя не уголовные статьи, а моральные категории, т.к. считали, что имеют дело не с простым убийством, а с защитой человеческого достоинства.
Данную книгу можно назвать альманахом, в котором автор знакомит читателя как со всемирно известными, так и забытыми дуэльными сюжетами прошлого. Исторические очерки познакомят нас с дуэлями А.С. Пушкина - с Федором Толстым и Жоржем Дантесом; М.Ю. Лермонтова - с Э. де Барантом и Николаем Мартыновым, Л.Н. Толстого - с Иваном Тургеневым; Валерия Брюсова - с Андреем Белым, Андрея Белого - с Александром Блоком; Максимилиана Волошина - с Николаем Гумилевым.
Отдельные очерки посвящены женским дуэлям, нескольким поединкам в семье Столыпиных. В книге автор представляет также материал о наиболее интересных курьёзных поединках. В качестве приложения дан "Дуэльный кодекс Дурасова", в котором подробно перечислены все правила и позиции для проведения той или иной дуэли. И соблюдение всех правил данного кодекса было обязательно для участников поединка.
Дуэли давно ушли в прошлое. И отстаивание чести и достоинства в современном мире решается другими способами...
  --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (3) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
6 ноября 2021 16:32 Скопировано из Фейсбука https://www.FB [запрещен в РФ]/groups/393792571887341/?
со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург
Материал подготовлен Аллой Панеях.
Интересные факты о книгах.Один из старинных книжных форматов – ХОРНБУК (от англ. hornbook: horn- роговая пластина, book- книга). Такая пластина представляла собой основу (деревянную, металлическую, костяную или кожаную) с закрепленным на ней алфавитом или отрывком из Библии. При этом листок пергамента с написанным текстом был защищен «экраном» из тончайшей роговой пластины (коровий рог сначала долго размачивали в холодной воде, далее - нагревали в кипятке и над огнем, а затем расплющивали специальными машинами). Отсюда и появилось такое необычное название. Первые хорнбуки появились в Англии в 1-ой пол. XV века (первое письменное упоминание в 1442 г.) и на протяжении последующих 400 лет использовались в английских и американских школах в качестве наглядного обучающего пособия. По внешнему виду эти планшеты представляли собой нечто среднее между изящным ручным зеркалом и обычной разделочной доской с удобно ручкой, в которой обязательно сверлилось отверстие для ремешка или веревки (для ношения на шее или поясе). На самой дощечке был закреплен текст урока, а ручка использовалась в качестве держателя. В квакерских семьях вместо пергамента часто использовалась ткань с вышитым алфавитом или религиозным стихотворением. В XVIII веке стали популярны металлические и костяные азбуки с выгравированным текстом и богато украшенным реверсом (задником), а также планшеты из плотного картона. К наиболее экзотическим hornbook можно отнести "имбирные пряники с текстом", которые можно было съесть в конце урока. К началу XIX века необходимость в хорнбуках стала постепенно отпадать, так как им на смену пришли печатные учебники. В наши дни настоящие hornbook можно встретить только в музеях и частных коллекциях.
    --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
12 ноября 2021 22:24 К 200-летию со дня рождения ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО11 ноября (30 октября по ст. стилю) 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО (1821 - 1881) Фёдор Миха́йлович Достое́вский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года. Классик мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых писателей в мире. Его творчество давно признано не только в России, но и за ее пределами, ведь труды классика составляют важную часть мирового литературного наследия. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, философов Фридриха Ницше и Жана-Поль Сартра, а также на становление экзистенциализма и фрейдизма. К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие», в которое входят последние романы: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880)Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки. 2021 год Указом Президента РФ от 24.08.2016 года № 424 был объявлен Годом Ф. М. Достоевского в России.В этом году несколько произведений Федора Михайловича также являются юбилярами. Это "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные" и "Преступление и наказание". 175 лет исполнилось первой публикации романа "Бедные люди". Первое оригинальное печатное произведение Фёдора Михайловича Достоевского, было написано в 1844—1845 годах и впервые опубликовано с авторским жанровым подзаголовком «роман» 21 января 1846 года в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова. Впоследствии Достоевский, прислушавшись к критикам первого издания, три раза возвращался к доработке произведения — в 1847, 1860 и 1865 годах. Работу над романом писатель начал в январе 1844 года. До 1844 года Достоевский испытывал сильное влияние романтической эстетики, для которой характерны «возвышенные» образы и сюжеты, а также лирически приподнятый, эмоциональный стиль. В то время как «Бедные люди» — реалистический социальный роман с заметным отпечатком гоголевских традиций и воздействия идей «натуральной школы» 1840-х годов. Роман представляет собой пятьдесят четыре письма, которыми обменялись Макар Девушкин и Варвара Доброселова. Читая письма героев произведения, мы проживаем с ними их жизнь и соучаствуем во всех происходящих событиях. Современная Достоевскому критика не оставила без внимания появление в печати первого произведения начинающего автора. Во многих авторитетных литературных журналах и газетах появились различные отзывы и рецензии критиков. Литературный критик Виссарион Белинский одним из первых прочитал рукопись «Бедных людей», признал в никому не известном юноше литературный талант, тем самым предоставив Достоевскому путёвку в литературный мир. Еще до своего издания под влиянием отзывов Белинского, Григоровича и Некрасова роман активно обсуждался в читающем Петербурге. Роман оставался популярным среди читателей на протяжении всего 1846 года. 160 лет исполнилось первой публикации романа "Униженные и оскорблённые". Это первое большое произведение, созданное писателем после возвращения из ссылки. Впервые роман был опубликован в 1861 году в журнале «Время» под заглавием «Униженные и оскорбленные. Из записок „неудавшегося литератора“» с посвящением брату Михаилу Михайловичу Достоевскому. Этот журнал начал выходить под редакцией самого автора и его брата Михаила. Чтобы заполнить журнал, Фёдор Достоевский вынужден был создать большой роман, который можно было бы печатать в нескольких номерах с продолжением. Значительная часть романа писалась автором частями непосредственно к сроку сдачи нового номера журнала. Идея произведения появилась ещё в 1857 году. После переезда в Санкт-Петербург в 1860 году Достоевский сразу приступил к воплощению своего замысла. В июле 1861 года вышла в свет заключительная часть произведения. В том же году роман вышел отдельным изданием в Санкт-Петербурге. При жизни писателя переиздавался ещё два раза, в 1865 и 1879 годах[2]. В нескольких местах автор от лица своего героя Ивана Петровича рассказывает и о судьбе своего первого романа «Бедные люди», который был напечатан в «Петербургском сборнике» в 1846 году и имел большой успех. Роман написан от лица молодого писателя Вани, многие подробности жизни которого автобиографичны. Некоторые черты описываемых событий заставляют увидеть в произведении отражение жизни 1840-х годов. Как это стало впоследствии характерно для Достоевского, действие романа происходит в Санкт-Петербурге, причём при описании многих мест действия и перемещения героев по городу писатель стремится к топографической точности и узнаваемости. В романе прослеживается влияние «натуральной школы» с её обострённым вниманием к жизни городского дна и литературы западноевропейского реализма середины XIX века, особенно Чарльза Диккенса и Эжена Сю, с их склонностью к запутанным «таинственным» сюжетам и загадочным явлениям. В ХХ веке роман неоднократно экранизировался не только в России, но и в зарубежных странах. 155 лет исполнилось первой публикации романа "Преступление и наказание". Афоризм: "Бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с" Социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах, был впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12). Через год вышло в свет отдельное издание, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок. Замысел «Преступления и наказания» созревал у Достоевского в течение многих лет, однако центральная тема, связанная с идеей главного героя об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, начала формироваться только в 1863 году в Италии. Приступив к непосредственной работе над произведением, автор объединил черновики незавершённого романа «Пьяненькие», в котором была намечена сюжетная линия, повествующая о семье Мармеладовых, и наброски романа-исповеди, задуманного как откровение каторжанина. В процессе работы план расширился, и в основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу. При этом криминальная история стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. Одним из образов романа стал большой город второй половины XIX века, жизнь в котором полна конфликтов и драм. В произведении воссозданы узнаваемые приметы времени, воспроизведена достоверная топография, т.к. действие романа происходит.в Санкт-Петербурге. Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. В 1866 году «Преступление и наказание» стало, по словам критика Николая Страхова, самым обсуждаемым произведением в российском литературном сообществе. С фундаментальным анализом произведения выступили такие современники Достоевского, как Дмитрий Писарев, Николай Страхов, Николай Ахшарумов. В 1880-х годах произведение было переведено на многие европейские языки. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской, немецкой литературе появились романы-«спутники», продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским. Роман был неоднократно инсценирован (первые моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия представлена в Париже в 1888 году). По роману были сняты художественные и телевизионные фильмы. Достоевский Федор Михайлович [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Достоевский,_Фёдор_Михайлович Бедные люди : [о романе Ф. М. Достоевского] [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа : Униженные и оскорбленные :[ роман ] [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Униженные_и_оскорблённыеПреступление и наказание: [о романе Ф. М. Достоевского] [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Преступление_и_наказание
   --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | Лайк (1) |
smigv48 Модератор раздела
Вологда Сообщений: 4903 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 2784 | Наверх ##
15 ноября 2021 19:35 ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год . Даты, события, люди.
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НОЯБРЯ
15 ноября 2021 года полнилось 85 лет со дня рождения вологодской поэтессы Нины Васильевны Груздевой (1936 - 2016)Нина Васильевна родилась в деревне Денисовской Харовского района Вологодской области, неподалеку от станции Пундуга, в крестьянской семье. После окончания Пундужской средней школы, отработав несколько лет в колхозе, Нина Васильевна поступила в Вологодский педагогический институт, затем перешла в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончила в 1970 году. Ее литературная судьба начиналась очень удачно. Первые свои стихи она публиковала в районной газете «Призыв», затем в областных газетах «Красный Север» и «Вологодский комсомолец». В годы учебы в Литературном институте о творчестве Груздевой высоко отзывались Василий Фёдоров, Илья Сельвинский и Сергей Наровчатов, ставили ее в один ряд с известными советскими поэтессами тех лет. В Литинституте Нина Васильевна училась одновременно с Николаем Рубцовым и Сергеем Чухиным, оба поэта высоко ценили её творчество. Печаталась в журнале «Огонек», «Сельская молодежь», «Молодая гвардия», в газете «Литературная Россия», в альманахе «День поэзии». Песни на её стихи исполнялись известными эстрадными певицами. Первая книга стихов поэтессы «Тропинка» вышла в свет в Архангельске в 1968 году. Но после этого поэтесса не печаталась целых 27 лет. Её не печатали, упрекая в «излишней приверженности к теме любви». Вернувшись в Вологду, Нина Васильевна работала в газетах. В середине 90-х годов отмечается взлёт интереса к поэзии вологжанки. Оказалась востребованной глубокая лиричность и интимность её стихов. Выходят книга за книгой, появляются подборки стихов в вологодских газетах, в журнале «Москва», в газете «Российский писатель». В 1996 году Нина Васильевна была принята в члены Союза писателей России. В 2003 году стала лауреатом Всероссийской литературной премии «Звезда полей» им. Н.М. Рубцова за книгу «Часы песочные». В 2004 году – дипломантом 1-го Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо», а в 2006 году – победителем этого конкурса. Ей присуждена Большая литературная премия России 2008 года за книгу стихов «Краешек зари». В 2014 году Нина Васильевна Груздева стала лауреатом международной премии «Филантроп» в номинации «поэтическое творчество». В 1997 в Москве в Центральном доме литераторов с большим успехом прошел её авторский вечер. В Вологде же первый творческий вечер поэтессы состоялся в ноябре 2006 года в Вологодской областной универсальной научной библиотеке. Он показал огромный интерес к её творчеству и высокую степень признательности читателей любимой поэтессе. В сентябре 2009 года выпущен диск с песнями и романсами на стихи Нины Груздевой, музыка Надежды Берестовой "Здравствуйте, клены!". На стихи Н.В. Груздевой написано много песен такими композиторами как А. Абрамов, К. Лини, Ю. Беляев, В. Ермаков, В. Анкундинов. Нина Васильевна скончалась во Вологде 27 июня 2016 года, не дожив до своего юбилея несколько месяцев. Нину Васильевну Груздеву любят и помнят земляки. В Харовской районной библиотеке оформлен стенд и альбом, посвященный поэтессе. В Пундужской средней школе, где Училась Нина Васильевна, собран большой материал о ней, ежегодно в канун ее дня рождения проходят литературные вечера. Неоднократно с исследовательскими работами, посвященными творчеству поэтессы, учащиеся школы становились призерами областной конференции "Мир через культуру".. Книги: Груздева, Н. В. Воскресение : стихотворения / Н. В. Груздева. – Вологда : Издательство Вологодской писательской организации, 1995. – 128 с. Груздева, Н. В. Душа : избранное / Н. В. Груздева. – Лит.-худож. изд. – Вологда : [Полиграф-Книга], 2011. – 235, [1] с.: портр. Груздева, Н .В. Звезда : стихи / Н. В. Груздева ; [художник Э. В. Фролов]. – Вологда : Вологодская писательская организация, 1998. – 40 с. – (Вологда. ХХ век). Груздева, Н. В. Краешек зари : избранное / Н. В. Груздев а; [редактор А. А. Цыганов ; художник Э. В. Фролов ; предисловие Б. Шишаева]. – Вологда : [Полиграфист], 2006. – 203 с. Груздева, Н. В. Стихотворения / Н. В. Груздева. – Вологда : Палисад, 2005. – 190 с. Груздева, Н.В. Часы песочные : избранное / Н. В. Груздева ; [редактор А. А. Цыганов]. – Вологда : Вологодская писательская организация, 2001. – 140 с. Груздева, Н.В. Через тернии – к победе! или Почему меня не издавали 27 лет? / Н. В. Груздева. – Вологда : [Полиграф-Периодика], 2013. – 82, [2] с. О ней: Бараков, В. Звезда Нины Груздевой / В. Бараков // Слово в вечности : о поэтах и поэзии / В. Бараков. – Вологда, 2000. – С.37-40. Бараков, В. Слово о Нине Груздевой / В. Браков // Слову предела нет : Литературоведение. Критика. Публицистика / В. Бараков. – Вологда, 2005. – С.61-62. Груздева Нина Васильевна // Рожденные Вологодчиной : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2005. – С.159-160. Кудрявцев, В. В. «Я так писала, как душа велела…» : Нина Груздева / В. В. Кудрявцев // Кладовые сердца : очерки о писателях-вологжанах / В. Д. Елесин, В. В. Кудрявцев. – Вологда, 2011. – С.111-117. Шишаев, Б. Разумение сердцем : поэзия Нины Груздевой. Воспоминания и размышления : [вступительная статья к сборнику] / Б. Шишаев // Краешек зари : избранное / Н.В. Груздева. - Вологда, 2006. - С.5-10. Щекина, Г. Нина Груздева / Г. Щекина // Драма неуслышанных : вологодские поэтессы 1960-1990-х годов / Г. Щекина. – [Вологда], [Б.г.]. Вып.1. – С.3-5. Груздева Н.В. От всяких правил убежать : беседа / Н. В.Груздева ; беседовал Д. Ермаков // Вертикаль. – 2010. – Вып. 28. – С.179-180. Груздева Нина Васильевна. – Текст : электронный // cultinfo : сайт. – Режим доступа : http://cultinfo.ru/literature/...ilevna.php Уймите справедливые упрёки, Что труд в стихах моих не побывал! Стихов я не выдумывала строки - Их кто-то мне ночами диктовал! Нет, не бралась не за своё я дело, И, кажется, по-своему права, Я так писала, как душа велела, - Любовь и слёзы сплавила в слова! ( Из сборника "Краешек зари". - Вологда, 2006. - С.47).
    --- Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров | | |
|