Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Библио-мозаика. Моя книжная полка

Интересные книги по истории, православию, генеалогии, краеведению, литературе и искусству.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 14 15 16 17 18 * 19 20 21 22 ... 33 34 35 36 37 38 Вперед →
Модератор: smigv48
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
В данной теме будут представлены книги, в которых читатели смогли бы найти для себя что-то новое, интересное.
Это книги тем или иным образом связаны с темой моих интересов: история и православие Вологодчины, краеведение, Вологодская литературная школа и её представители - писатели и поэты. Вологодский краеведческий календарь: даты, события, люди, связанные в краем.
Материалы и статьи из сборников и периодических изданий.
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
Лайк (1)
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
Скопировано из Фейсбука
https://www.FB [запрещен в РФ]/


со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург

Материал подготовлен Аллой Панеях.


Интересные факты о книгах.

БОЙТЕЛЬБУХИ



В Средневековье в Германии и Голландии изготавливали портативные поясные книги – бойтельбухи (от нем. Beutelbuch “поясная книга”) в переплёте в виде конусообразного мешка из кожи или плотной ткани. На конце мешка завязывали большой узел, закреплявший книгу на поясе.

Книга висела “вверх ногами” и “задом наперёд”, головка переплётного блока размещалась внизу, корешком вперёд, что позволяло одним движением раскрыть книгу и читать на ходу, не снимая с пояса.
В верхнюю часть бойтельбухов большого формата иногда вставляли кольца для крепления их на поясе с помощью шнура.
Узел обычно представлял собой прочно сплетённые плоски кожи и назывался “узлом головы турка” (от англ. turk”sheadknot") из-за сходства с турецким тюрбаном. В поясных книгах малого размера свободная часть кожи образовывала запашной карман, чтобы в дороге книгу не испачкать и защитить от воровства.

Содержание бойтельбухов было в основном религиозным, дабы духовно укреплять и закалять странствующих монахов. Чаще всего в этом формате можно было встретить «Утешение философией» христианского богослова Боэция.
В светской среде бойтельбухи превращали в изысканный аксессуар, подходящий к модным тогда женским платьям с широкими поясами.

Разновидность поясной книги vademecum (в переводе с латинского “иди со мной”) представляла собой буклет или сложенные листы, которые подшивались к поясу. Это были преимущественно карманные альманахи и медицинские справочники.

Бойтельбухи вышли из обихода к концу XVI века – с распространением печатных книг. Да и поясные крепления казались уже слишком сложными и непрактичными.
На поясе продолжали носить разве что маленькие молитвенники для демонстрации благочестивой учености.



---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
Лайк (2)
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
Скопировано из Фейсбука
https://www.FB [запрещен в РФ]/


со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург

Материал подготовлен Аллой Панеях.


Интересные факты о книгах.

БОЙТЕЛЬБУХИ




Комментарии к иллюстрациям:

Бойтельбух-1. Бойтельбухи не держали в чехлах, а соединяли с поясом изящной металлической цепочкой, как на портрете валлийской аристократки XVI в. кисти североголландского мастера Адриана ванн Кроненбурга. "Портрет Кэтрин из Берайа". 1568.

Бойтельбух-2. На многих поясных книгах не было украшений, что делало их более лёгкими и удобными для ношения и менее привлекательными для воров. Такая книга изображена на картине южногерманского художника Мартина Шонгауэра “Святое семейство”.

Бойтельбух-3. Роберт Кампенс. "Благовещание". 1425-1430. В этой сцене Дева Мария держит в руках том Священного Писания и тканевый чехол для него. Размещённые на столе книга-свиток и книга-кодекс символизируют преемственность Ветхого и Нового Завета.

Прикрепленный файл: бойтельбух1.jpgбойтельбух2.jpg, 94142 байтбойтельбух3.jpg, 105949 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
Лайк (2)
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783


"В былые времена личное достоинство и честь дорогого стоили. Малейшее ущемление, малейший намёк на оскорбление - и перчатка брошена, пожалуйте к барьеру!". Обидчика вызывали на поединок.


Савченко, Б. А. Знаменитые дуэли / Б. А. Савченко ; художник С. Ю. Биричев.. - Лит.-худож. издание. - Москва : Вагриус, 2005. - 399 с. : ил., портр. - Библиогр. : с.396-397.


История поединков между двумя действующими лицами уходит в далекое прошлое. По своей сути поединок, или дуэль, - это своего рода сражение с применением оружия для отстаивания своей правоты. И победивший в таком сражении получал, якобы, помощь в этом свыше.

В своей книге автор Борис Александрович Савченко рассказывает читателю об истории данного социального феномена, о причинах дуэлей, о ходе подготовки и проведения схваток, и дальнейших последствиях для оставшегося в живих соперника.
Причинами вызова на дуэль могли быть политические мотивы, бытовые споры и оскорбления, литературные стычки, "из-за чести" - дворянской, семейной или воинской.

Дуэль по своей сути была всегда преступлением, была запрещена законом, как преднамеренное убийство. Но такое преступление считалось прежде всего преступлением по чести и на него не распространялись законы кровной мести. Дуэль ставила точку в спорах, иногда длившихся десятилетиями. Судьи в таких случаях , как правило, оправдывали дуэлянтов, применяя не уголовные статьи, а моральные категории, т.к. считали, что имеют дело не с простым убийством, а с защитой человеческого достоинства.

Данную книгу можно назвать альманахом, в котором автор знакомит читателя как со всемирно известными, так и забытыми дуэльными сюжетами прошлого.
Исторические очерки познакомят нас с дуэлями А.С. Пушкина - с Федором Толстым и Жоржем Дантесом; М.Ю. Лермонтова - с Э. де Барантом и Николаем Мартыновым, Л.Н. Толстого - с Иваном Тургеневым; Валерия Брюсова - с Андреем Белым, Андрея Белого - с Александром Блоком; Максимилиана Волошина - с Николаем Гумилевым.

Отдельные очерки посвящены женским дуэлям, нескольким поединкам в семье Столыпиных.
В книге автор представляет также материал о наиболее интересных курьёзных поединках.
В качестве приложения дан "Дуэльный кодекс Дурасова", в котором подробно перечислены все правила и позиции для проведения той или иной дуэли. И соблюдение всех правил данного кодекса было обязательно для участников поединка.

Дуэли давно ушли в прошлое. И отстаивание чести и достоинства в современном мире решается другими способами...

Прикрепленный файл: дуэли1.jpgдуэли2.jpg, 1383189 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
Лайк (3)
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
Скопировано из Фейсбука
https://www.FB [запрещен в РФ]/groups/393792571887341/?


со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург

Материал подготовлен Аллой Панеях.


Интересные факты о книгах.



Один из старинных книжных форматов – ХОРНБУК (от англ. hornbook: horn- роговая пластина, book- книга).
Такая пластина представляла собой основу (деревянную, металлическую, костяную или кожаную) с закрепленным на ней алфавитом или отрывком из Библии. При этом листок пергамента с написанным текстом был защищен «экраном» из тончайшей роговой пластины (коровий рог сначала долго размачивали в холодной воде, далее - нагревали в кипятке и над огнем, а затем расплющивали специальными машинами). Отсюда и появилось такое необычное название.

Первые хорнбуки появились в Англии в 1-ой пол. XV века (первое письменное упоминание в 1442 г.) и на протяжении последующих 400 лет использовались в английских и американских школах в качестве наглядного обучающего пособия.

По внешнему виду эти планшеты представляли собой нечто среднее между изящным ручным зеркалом и обычной разделочной доской с удобно ручкой, в которой обязательно сверлилось отверстие для ремешка или веревки (для ношения на шее или поясе).
На самой дощечке был закреплен текст урока, а ручка использовалась в качестве держателя.
В квакерских семьях вместо пергамента часто использовалась ткань с вышитым алфавитом или религиозным стихотворением.

В XVIII веке стали популярны металлические и костяные азбуки с выгравированным текстом и богато украшенным реверсом (задником), а также планшеты из плотного картона.

К наиболее экзотическим hornbook можно отнести "имбирные пряники с текстом", которые можно было съесть в конце урока.
К началу XIX века необходимость в хорнбуках стала постепенно отпадать, так как им на смену пришли печатные учебники.

В наши дни настоящие hornbook можно встретить только в музеях и частных коллекциях.

Прикрепленный файл: хорнбух1.jpgхорнбух2.jpg, 165360 байтхорнбух3.jpg, 504272 байтхорнбух4.jpg, 19568 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
К 200-летию со дня рождения ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО

11 ноября (30 октября по ст. стилю) 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя ФЕДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО
(1821 - 1881)


Фёдор Миха́йлович Достое́вский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года. Классик мировой литературы, по данным ЮНЕСКО, один из самых читаемых писателей в мире.
Его творчество давно признано не только в России, но и за ее пределами, ведь труды классика составляют важную часть мирового литературного наследия.

После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, считается первым представителем персонализма в России. Творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, философов Фридриха Ницше и Жана-Поль Сартра, а также на становление экзистенциализма и фрейдизма.

К наиболее значительным произведениям писателя литературоведы относят уникальный в русской и мировой литературе моножурнал философско-литературной публицистики «Дневник писателя» и так называемое «великое пятикнижие», в которое входят последние романы:

«Преступление и наказание» (1866),
«Идиот» (1868),
«Бесы» (1871—1872),
«Подросток» (1875),
«Братья Карамазовы» (1879—1880)


Многие известные произведения Достоевского многократно экранизировались и инсценировались в театре, ставились балетные и оперные постановки.

2021 год Указом Президента РФ от 24.08.2016 года № 424 был объявлен Годом Ф. М. Достоевского в России.


В этом году несколько произведений Федора Михайловича также являются юбилярами. Это "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные" и "Преступление и наказание".


175 лет исполнилось первой публикации романа "Бедные люди".

Первое оригинальное печатное произведение Фёдора Михайловича Достоевского, было написано в 1844—1845 годах и впервые опубликовано с авторским жанровым подзаголовком «роман» 21 января 1846 года в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова. Впоследствии Достоевский, прислушавшись к критикам первого издания, три раза возвращался к доработке произведения — в 1847, 1860 и 1865 годах.

Работу над романом писатель начал в январе 1844 года. До 1844 года Достоевский испытывал сильное влияние романтической эстетики, для которой характерны «возвышенные» образы и сюжеты, а также лирически приподнятый, эмоциональный стиль. В то время как «Бедные люди» — реалистический социальный роман с заметным отпечатком гоголевских традиций и воздействия идей «натуральной школы» 1840-х годов.

Роман представляет собой пятьдесят четыре письма, которыми обменялись Макар Девушкин и Варвара Доброселова. Читая письма героев произведения, мы проживаем с ними их жизнь и соучаствуем во всех происходящих событиях.

Современная Достоевскому критика не оставила без внимания появление в печати первого произведения начинающего автора. Во многих авторитетных литературных журналах и газетах появились различные отзывы и рецензии критиков. Литературный критик Виссарион Белинский одним из первых прочитал рукопись «Бедных людей», признал в никому не известном юноше литературный талант, тем самым предоставив Достоевскому путёвку в литературный мир. Еще до своего издания под влиянием отзывов Белинского, Григоровича и Некрасова роман активно обсуждался в читающем Петербурге. Роман оставался популярным среди читателей на протяжении всего 1846 года.


160 лет исполнилось первой публикации романа "Униженные и оскорблённые".

Это первое большое произведение, созданное писателем после возвращения из ссылки. Впервые роман был опубликован в 1861 году в журнале «Время» под заглавием «Униженные и оскорбленные. Из записок „неудавшегося литератора“» с посвящением брату Михаилу Михайловичу Достоевскому. Этот журнал начал выходить под редакцией самого автора и его брата Михаила. Чтобы заполнить журнал, Фёдор Достоевский вынужден был создать большой роман, который можно было бы печатать в нескольких номерах с продолжением. Значительная часть романа писалась автором частями непосредственно к сроку сдачи нового номера журнала.

Идея произведения появилась ещё в 1857 году. После переезда в Санкт-Петербург в 1860 году Достоевский сразу приступил к воплощению своего замысла. В июле 1861 года вышла в свет заключительная часть произведения. В том же году роман вышел отдельным изданием в Санкт-Петербурге. При жизни писателя переиздавался ещё два раза, в 1865 и 1879 годах[2].

В нескольких местах автор от лица своего героя Ивана Петровича рассказывает и о судьбе своего первого романа «Бедные люди», который был напечатан в «Петербургском сборнике» в 1846 году и имел большой успех.

Роман написан от лица молодого писателя Вани, многие подробности жизни которого автобиографичны. Некоторые черты описываемых событий заставляют увидеть в произведении отражение жизни 1840-х годов. Как это стало впоследствии характерно для Достоевского, действие романа происходит в Санкт-Петербурге, причём при описании многих мест действия и перемещения героев по городу писатель стремится к топографической точности и узнаваемости. В романе прослеживается влияние «натуральной школы» с её обострённым вниманием к жизни городского дна и литературы западноевропейского реализма середины XIX века, особенно Чарльза Диккенса и Эжена Сю, с их склонностью к запутанным «таинственным» сюжетам и загадочным явлениям.
В ХХ веке роман неоднократно экранизировался не только в России, но и в зарубежных странах.


155 лет исполнилось первой публикации романа "Преступление и наказание".

Афоризм: "Бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с"


Социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах, был впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12). Через год вышло в свет отдельное издание, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок.

Замысел «Преступления и наказания» созревал у Достоевского в течение многих лет, однако центральная тема, связанная с идеей главного героя об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, начала формироваться только в 1863 году в Италии. Приступив к непосредственной работе над произведением, автор объединил черновики незавершённого романа «Пьяненькие», в котором была намечена сюжетная линия, повествующая о семье Мармеладовых, и наброски романа-исповеди, задуманного как откровение каторжанина. В процессе работы план расширился, и в основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу. При этом криминальная история стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. Одним из образов романа стал большой город второй половины XIX века, жизнь в котором полна конфликтов и драм. В произведении воссозданы узнаваемые приметы времени, воспроизведена достоверная топография, т.к. действие романа происходит.в Санкт-Петербурге.

Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. В 1866 году «Преступление и наказание» стало, по словам критика Николая Страхова, самым обсуждаемым произведением в российском литературном сообществе.
С фундаментальным анализом произведения выступили такие современники Достоевского, как Дмитрий Писарев, Николай Страхов, Николай Ахшарумов. В 1880-х годах произведение было переведено на многие европейские языки. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской, немецкой литературе появились романы-«спутники», продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским.
Роман был неоднократно инсценирован (первые моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия представлена в Париже в 1888 году).
По роману были сняты художественные и телевизионные фильмы.





Достоевский Федор Михайлович [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Достоевский,_Фёдор_Михайлович

Бедные люди : [о романе Ф. М. Достоевского] [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа :

Униженные и оскорбленные :[ роман ] [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Униженные_и_оскорблённые

Преступление и наказание: [о романе Ф. М. Достоевского] [Текст электронный] // Википедия : сайт. - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/Преступление_и_наказание



Прикрепленный файл: достоев1.jpgдостоев2.jpg, 1534092 байтдостоев3.jpg, 1207601 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
Лайк (1)
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год .
Даты, события, люди.


ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НОЯБРЯ


15 ноября 2021 года полнилось 85 лет со дня рождения вологодской поэтессы Нины Васильевны Груздевой
(1936 - 2016)




Нина Васильевна родилась в деревне Денисовской Харовского района Вологодской области, неподалеку от станции Пундуга, в крестьянской семье. После окончания Пундужской средней школы, отработав несколько лет в колхозе, Нина Васильевна поступила в Вологодский педагогический институт, затем перешла в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончила в 1970 году.

Ее литературная судьба начиналась очень удачно. Первые свои стихи она публиковала в районной газете «Призыв», затем в областных газетах «Красный Север» и «Вологодский комсомолец».
В годы учебы в Литературном институте о творчестве Груздевой высоко отзывались Василий Фёдоров, Илья Сельвинский и Сергей Наровчатов, ставили ее в один ряд с известными советскими поэтессами тех лет. В Литинституте Нина Васильевна училась одновременно с Николаем Рубцовым и Сергеем Чухиным, оба поэта высоко ценили её творчество.
Печаталась в журнале «Огонек», «Сельская молодежь», «Молодая гвардия», в газете «Литературная Россия», в альманахе «День поэзии». Песни на её стихи исполнялись известными эстрадными певицами.

Первая книга стихов поэтессы «Тропинка» вышла в свет в Архангельске в 1968 году. Но после этого поэтесса не печаталась целых 27 лет. Её не печатали, упрекая в «излишней приверженности к теме любви». Вернувшись в Вологду, Нина Васильевна работала в газетах.

В середине 90-х годов отмечается взлёт интереса к поэзии вологжанки. Оказалась востребованной глубокая лиричность и интимность её стихов. Выходят книга за книгой, появляются подборки стихов в вологодских газетах, в журнале «Москва», в газете «Российский писатель».

В 1996 году Нина Васильевна была принята в члены Союза писателей России. В 2003 году стала лауреатом Всероссийской литературной премии «Звезда полей» им. Н.М. Рубцова за книгу «Часы песочные». В 2004 году – дипломантом 1-го Московского международного конкурса поэзии «Золотое перо», а в 2006 году – победителем этого конкурса.
Ей присуждена Большая литературная премия России 2008 года за книгу стихов «Краешек зари».
В 2014 году Нина Васильевна Груздева стала лауреатом международной премии «Филантроп» в номинации «поэтическое творчество».

В 1997 в Москве в Центральном доме литераторов с большим успехом прошел её авторский вечер.
В Вологде же первый творческий вечер поэтессы состоялся в ноябре 2006 года в Вологодской областной универсальной научной библиотеке. Он показал огромный интерес к её творчеству и высокую степень признательности читателей любимой поэтессе.
В сентябре 2009 года выпущен диск с песнями и романсами на стихи Нины Груздевой, музыка Надежды Берестовой "Здравствуйте, клены!".
На стихи Н.В. Груздевой написано много песен такими композиторами как А. Абрамов, К. Лини, Ю. Беляев, В. Ермаков, В. Анкундинов.
Нина Васильевна скончалась во Вологде 27 июня 2016 года, не дожив до своего юбилея несколько месяцев.

Нину Васильевну Груздеву любят и помнят земляки. В Харовской районной библиотеке оформлен стенд и альбом, посвященный поэтессе. В Пундужской средней школе, где Училась Нина Васильевна, собран большой материал о ней, ежегодно в канун ее дня рождения проходят литературные вечера. Неоднократно с исследовательскими работами, посвященными творчеству поэтессы, учащиеся школы становились призерами областной конференции "Мир через культуру"..


Книги:

Груздева, Н. В. Воскресение : стихотворения / Н. В. Груздева. – Вологда : Издательство Вологодской писательской организации, 1995. – 128 с.

Груздева, Н. В. Душа : избранное / Н. В. Груздева. – Лит.-худож. изд. – Вологда : [Полиграф-Книга], 2011. – 235, [1] с.: портр.

Груздева, Н .В. Звезда : стихи / Н. В. Груздева ; [художник Э. В. Фролов]. – Вологда : Вологодская писательская организация, 1998. – 40 с. – (Вологда. ХХ век).

Груздева, Н. В. Краешек зари : избранное / Н. В. Груздев а; [редактор А. А. Цыганов ; художник Э. В. Фролов ; предисловие Б. Шишаева]. – Вологда : [Полиграфист], 2006. – 203 с.

Груздева, Н. В. Стихотворения / Н. В. Груздева. – Вологда : Палисад, 2005. – 190 с.

Груздева, Н.В. Часы песочные : избранное / Н. В. Груздева ; [редактор А. А. Цыганов]. – Вологда : Вологодская писательская организация, 2001. – 140 с.

Груздева, Н.В. Через тернии – к победе! или Почему меня не издавали 27 лет? / Н. В. Груздева. – Вологда : [Полиграф-Периодика], 2013. – 82, [2] с.

О ней:

Бараков, В. Звезда Нины Груздевой / В. Бараков // Слово в вечности : о поэтах и поэзии / В. Бараков. – Вологда, 2000. – С.37-40.

Бараков, В. Слово о Нине Груздевой / В. Браков // Слову предела нет : Литературоведение. Критика. Публицистика / В. Бараков. – Вологда, 2005. – С.61-62.

Груздева Нина Васильевна // Рожденные Вологодчиной : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2005. – С.159-160.

Кудрявцев, В. В. «Я так писала, как душа велела…» : Нина Груздева / В. В. Кудрявцев // Кладовые сердца : очерки о писателях-вологжанах / В. Д. Елесин, В. В. Кудрявцев. – Вологда, 2011. – С.111-117.

Шишаев, Б. Разумение сердцем : поэзия Нины Груздевой. Воспоминания и размышления : [вступительная статья к сборнику] / Б. Шишаев // Краешек зари : избранное / Н.В. Груздева. - Вологда, 2006. - С.5-10.

Щекина, Г. Нина Груздева / Г. Щекина // Драма неуслышанных : вологодские поэтессы 1960-1990-х годов / Г. Щекина. – [Вологда], [Б.г.]. Вып.1. – С.3-5.

Груздева Н.В. От всяких правил убежать : беседа / Н. В.Груздева ; беседовал Д. Ермаков // Вертикаль. – 2010. – Вып. 28. – С.179-180.

Груздева Нина Васильевна. – Текст : электронный // cultinfo : сайт. – Режим доступа : http://cultinfo.ru/literature/...ilevna.php


Уймите справедливые упрёки,
Что труд в стихах моих не побывал!
Стихов я не выдумывала строки -
Их кто-то мне ночами диктовал!

Нет, не бралась не за своё я дело,
И, кажется, по-своему права,
Я так писала, как душа велела, -
Любовь и слёзы сплавила в слова!
( Из сборника "Краешек зари". - Вологда, 2006. - С.47).

Прикрепленный файл: груздева1.pngгруздева2.jpg, 1545875 байтгруздева3.jpg, 951167 байтгруздева4.jpg, 1085778 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
ВОЛОГОДСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ на 2021 год .
Даты, события, люди.


ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НОЯБРЯ

19 (7 по ст. стилю ) ноября исполняется 205 лет со дня рождения художника, академика Императорской академии искусств Платона Семеновича Тюрина
(1816-1882)



Платон Семенович родился в селе Архангельском Бохтюжской волости Вологодского уезда Вологодской губернии (ныне Сокольского района Вологодской области) в семье крепостного крестьянина. С детства любил рисовать. Волею судьбы его учителем рисования стал грязовецкий художник Б.Е. Монаков, который содержал частную художественную школу. Вместе с учителем Платон расписывал храмы в Грязовецком и Тотемском уездах, на практике постигал уроки станковой и монументальной живописи.

В начале 1840-х годов помещик А.П. Межаков пригласил молодого художника в свою усадьбу Никольское в Кадниковском уезде, где Платон Семенович написал два семейных портрета. Здесь же он познакомился с Александром Францевичем Тираном, который был восхищен талантом молодого художника. Александр Францевич посоветовал Тюрину поступить в Императорскую Академию художеств и оказал ему меценатскую помощь.
С 1844 по 1850 год вольноприходящий ученик Тюрин усовершенствует свой талант и по окончании учения получает аттестат неклассного художника исторической и портретной живописи. С 1850 по 1860 год он принимает участие в академических выставках, где экспонирует перед публикой портреты.
В 1855 г. Платон Семенович получает звание «назначенного» (претендента на звание академика , а в 1857 г. совет Академии художеств выдает ему диплом академика портретной живописи, и он становится титулярным советником.

С 1861 года и до конца своих дней Платон Семенович по состоянию здоровья жил в Вологде. На Вологодчину он приехал уже признанным мастером портрета и опытнейшим монументалистом. Он пишет портреты местной знати, и представителей царствующей династии Романовых, принимает участие в росписях Михаило-Архангельской церкви в родном селе Архангельском и Вознесенского собора Спасо-Суморина монастыря в Тотьме.
В 1860-х годах трудился в Вологде над росписями и иконами Владимирской, Антипинской и Александра Невского церквей. Помещица В. Н. Холмова в 1862 году приглашает его для росписи Никольской церкви в имении на Святой Горе Грязовецкого уезда. Создал росписи в храме Кирика и Иулитты в д. Толстиково, Вологодского уезда.
В 1876-1878 годах он участвовал в росписи знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. Для этого храма были написаны 34 иконы. Кисти художника принадлежит образ Николая Чудотворца и многоликовая икона.

К сожалению, многие работы Тюрина – уникальные храмовые росписи, характеризующие его как выдающегося монументалиста, мастера исторической живописи – на сегодняшний день безвозвратно утрачены.
Сохранившиеся произведения мастера хранятся в крупнейших музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды и Череповца и других городов страны.
На его родине в селе Архангельском Сокольского района у южной стены Михаило-Архангельской церкви был сооружен памятник в виде каменной глыбы в память о 90-летии со дня рождения художника.
Тяжелая напряженная работа и давняя хроническая болезнь – чахотка – окончательно подорвали здоровье талантливого художника.
Платон Семенович скончался 6 августа 1882 года и похоронен в Вологде на Горбачевском кладбище.

О нём:

Даен, М. Е. Академик живописи портретной и исторической : монография / М. Е. Даен. - Вологда : Древности Севера, 2017. - 215 с. : ил.

Платон Семенович Тюрин : библиографический указатель / БУК «Сокольская районная Централизованная библиотечная система», Информационно-библиографический отдел ; [составитель Е. Б. Акинин а; вступительная статья М. Е. Даен]. – 2-е изд., испр. и доп. – Сокол, 2011. – 20 с. : портр. – (Художники-вологжане).

Даен, М. Е. Новый архивный документ об академике Платоне Семеновиче Тюрине : (к 130-летию со дня смерти) / М. Е. Даен // Историческое краеведение и архивы. – Вологда, 2012. – Вып. 19. – С.231-232.

Даен, М. Е. Тюрин Павел Семенович. 1816-1882 / М. Е. Даен // Вологда в минувшем тысячелетии : Человек в истории города. – Вологда, 2007. – С.66-67. – Библиогр.: 3 назв.

Даен, М. Е. Тюрин Павел Семенович / М. Е. Даен // Вологодская энциклопедия. – Вологда, 2006. – С.478-479

Соснина, Л. Г. Тюрин Платон Семенович // Выдающиеся вологжане : биографические очерки. – Вологда, 2005. – С.449-452 : портр. - Библиогр.: с.451-452

Тюрин Платон Семенович // Рожденные Вологодчиной : энциклопедический словарь биографий. – Вологда, 2005. – С.666

Прикрепленный файл: тюрин1.jpgтюрин2.jpg, 97316 байттюрин3.jpg, 1787380 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
Лайк (1)
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ НОЯБРЯ

19 (8 по нов. стилю ) ноября исполнилось 310 лет со дня рождения великого русского ученого, филолога, поэта и историка Михаила Васильевича Ломоносова
(1711-1765)

(Дата отмечается ЮНЕСКО).



Михаил Васильевич Ломоносов - это не просто гениальная личность. это - эпоха в истории русской и мировой науки и культуры.
Он был и остается одним из самых известных во всём мире ученых - энциклопедистов.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин дал яркую характеристику всеобъемлющему таланту архангельского помора: " Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия... учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художественные мозаические произведения, и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка..."

Славная биография Ломоносова известна буквально всем: от мала до велика.
Целью всей его жизни до самого конца было "утверждение наук в отечестве", которое он считал залогом процветания нашей страны. Его многостороннее дарование проявлялось почти во всех научных и практических областях, а также и в его филологический и поэтической деятельности.

Буквально сразу после смерти великого ученого началась активная работа ученых, историков, биографов по изучению и популяризации наследия Михаила Васильевича Ломоносова, даже возник термин "ломоносоведение", который включат в себя не только подготовку и издание научных биографий ученого, воспоминаний о нем современников, но и последовательную систематизацию, изучение пропаганду разностороннего наследия ученого. Поэтическое наследие Ломоносова является обязательной составляющей частью школьной программы по русской литературе.

Имя Ломоносова присвоено городам поселкам, улицам, научным учреждениям и учебным заведениям, аэропорту Домодедово и фарфоровому заводу в Санкт-Петербурге, минералу.. Первая Ломоносовская премия существовала в России с 1867 по 1917 гг. В настоящее время также существует несколько премий имени ученого. Существуют мемориальные музеи М.В. Ломоносова.
Михаил Васильевич запечатлен в скульптуре и произведениях живописи, в нумизматике и филателии. Ему были посвящены несколько художественных фильмов.

Михайло Ломоносов. 1747г.

"Я знак бессмертия себе воздвигнул*
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество моё молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И перьвому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром"
(из сборника "Избранные произведения". - Архангельск, 1979. - С.91)



* Примечание.
Перевод 30-й оды из III книги римского поэта Горация (65 - 8 г. до н.э.) Вслед за Ломоносовым эту оду также использовали Державин и Пушкин.


Ломоносов Михаил Васильевич [Текст электронный] // Википедия 6 сайт // Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/

Прикрепленный файл: ломон1.jpgломон2.jpg, 1628712 байтломон3.jpg, 2416664 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
Лайк (1)
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
Скопировано из Фейсбука
https://www.FB [запрещен в РФ]/


со страницы группы Научная библиотека Музея истории религии. Санкт-Петербург

Материал подготовлен Аллой Панеях.


Интересные факты о книгах.



.ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КНИГ. ПЕРЕПЛЁТЫ.


До конца XVII переплёты книг делались из деревянных досок, к корешку прикреплялись кожаные ремни, к которым подшивались сложенные листы. Доски обтягивались кожей.

В зависимости от назначения книги переплёты могли быть окладными и обиходными.
Уже из самих этих названий явствует, что окладные переплёты – дорогие, парадные, а обиходные – для книг повседневного использования.

У окладных переплётов поверх кожаного покрытия набивались пластины из драгоценных металлов, украшенные чеканкой, эмалью, драгоценными камнями, сканью (узорами из кручёной золотой или серебряной проволоки). Эти украшения накладывались не прямо на кожу, под них для создания фона подкладывались бархат, парча, атлас, сафьян. Другой вариант оформления дорогого переплёта – тиснение на коже, отделанное серебром и золотом. Обрез книги раскрашивался, или на нём делали декоративные засечки.

На обиходные переплёты из обыкновенной кожи или холста накладывалась металлическая фурнитура — уголки, средники, «жуки» (или жуковины), которая не только придавала более благородный вид, но и защищала переплёт от обтрёпывания. К переплётам прикреплялись застёжки или завязки.



Дополнительно

Переплёт — совокупность элементов бумажного издания, предназначенных для объединения отдельных страниц в единый блок, их защиты от механических повреждений, наружного художественного оформления издания при помощи обложки. Упрощённым способом защиты книжного блока (особенно для изданий с небольшим числом страниц) является подшивка обложки.
Переплёт появляется в Европе в I в. н. э. в связи с появлением кодексов — рукописных книг на пергаменте[1]. Сперва выполнявший только защитную функцию, переплёт вскоре стал важным элементом оформления книги. Современный переплёт также может быть задействован в рекламно-информационных целях.
Традиция подписывать книги сбоку возникла только в XVI веке, а первые надписи наносились поперёк корешка.

Название книги на корешке переплёта печатали сверху вниз. Книг было мало, их хранили в стопках и читателям так было удобно прочесть название.
Традиция подписывать корешок снизу вверх более новая, она связана с размещением книг на книжных полках. Читать снизу вверх удобнее, чем наоборот, потому что это направление больше соответствует европейской традиции письма слева направо.
В Великобритании и США по-прежнему принято печатать название книг на корешке сверху вниз. В странах континентальной Европы и в России принято печатать название книг на корешке снизу вверх.

Переплет [Текст электронный] // Википедия: сайт . - Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/



На фотографиях - примеры окладных переплетов:

1. Старообрядческое Евангелие
2. Оклад Евангелия XVI века
3. Евангелия Ивана Грозного 1571 года, золотой оклад
4. Вышитый переплет



Прикрепленный файл: переплет1.jpgпереплет2.jpg, 195584 байтпереплет3.jpg, 281085 байтпереплет4.jpg, 213517 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
smigv48
Модератор раздела

Вологда
Сообщений: 4900
На сайте с 2016 г.
Рейтинг: 2783
ОКЛАДНЫЕ ПЕРЕПЛЕТЫ: ФОТО (Продолжение)


5. Переплет узорный

6. Переплет с аппликацией

7. Переплет ажурный

8. Переплет с позолотой

Прикрепленный файл: переплет5.jpgпереплет6.jpg, 239005 байтпереплет7.jpg, 105816 байтпереплет8.jpg, 280948 байтпереплет9.jpg, 531788 байтпереплет91.jpg, 214859 байтпереплет92.jpg, 641248 байтпереплет93.jpg, 426396 байт
---
Ищу сведения о Крупнов, Одинцов, Изюмов, Быстров
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 14 15 16 17 18 * 19 20 21 22 ... 33 34 35 36 37 38 Вперед →
Модератор: smigv48
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник smigv48 » Библио-мозаика. Моя книжная полка [тема №99998]
Вверх ⇈