Порядок производства и ведения дел.
Общий порядок и частные вопросы.
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
1 января 2019 17:19 16 марта 2019 8:12Вступление. Иногда знание того, каким образом решается тот или иной вопрос в государственных учреждениях Российской Империи, какие документы создаются при решении этого вопроса и как они перемещаются из одной официальной инстанции в другую, позволяет намного облегчить поиски генеалогической информации.
Как и куда подается запрос (прошение)? Какие документы необходимы для того, чтобы вопрос приняли к рассмотрению? Каким порядком решается вопрос? Какие документы и письма создаются в процессе решения? Чем завершается процесс делопроизводства?
Знание ответов на эти и другие вопросы значительно облегчает жизнь исследователя и упрощает процесс поисков.
В данной теме я постараюсь описать порядок делопроизводства по некоторым вопросам, с которыми мне пришлось столкнуться в своих генеалогических поисках.
Буду рад, если кто-нибудь также поделится своими наблюдениями и опишет порядок рассмотрения других вопросов в государственных учреждениях Российской Империи.
В теме также описаны следующие вопросы:
1. Порядок перечисления крестьян из одного общества в другое. 2. Порядок приобретения крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка. 3. Порядок переселения Однодворцев Западных Губерний в другие Губернии. 4. Порядок ведения следственных дел по восстановлению метрик. Православная Духовная Консистория. 5. Проект правил о порядке производства дел в Городской Думе и с инструкцией Городской управе. – Самара, 1883 г. --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | Лайк (2) |
ЛюбчиноваОльга, инженер-строитель на пенсии  Омск Сообщений: 17104 На сайте с 2010 г. Рейтинг: 8657 | Наверх ##
10 января 2019 18:44 10 января 2019 18:45 Jan=Ян написал: [q] Языком ведения делопроизводства в Империи был русский язык. Однако стиль изложения документов, особенно в середине 19 века, был очень сложным. Тексты составлены из длинных предложений, часто слитых вместе и не разделенных знаками препинания. Читать такой текст временами очень трудно. Пока дойдешь до середины предложения, теряешь мысль составителя документа, а дочитав до конца, не помнишь, что было в начале.[/q]
Мне доводилось немного читать официальную переписку, причем посвященную не только переселению крестьян, но и по проблемам военного учебного учреждения и т.п. Что я могу отметить - вся чиновничья, канцелярская система переписки была чрезвычайно громоздка именно из-за наличия многоступенчатости. На месте пишется прошение, письмо, рапорт и т.п. в первую инстанцию. Затем содержание этого письма пересказывается с использованием большего количества канцеляризмов и заверений в уважении и т.п. любезностях в более высокую инстанцию. Дальше - снова пересказ с еще большим количеством обязательных оборотов и заверений, которые к делу никак не относятся. И так от ступени к ступени, все больше необязательных оборотов, за которыми все труднее отыскать суть прошения (письма). И все это не по электронной почте  , а с нарочными. Долго. Наконец доходит письмо до высшего руководства, кому дозволено решать определенные вопросы. Руководство рассматривает, принимает решение (или еще куда-нибудь перенаправляет прошение). Когда же решение принято или просьба отклонена, обратное письмо-ответ проходит все те же стадии от верхней ступени вниз, к простым смертным. И такая переписка по одному вопросу занимала месяцы порой. И частенько решение так и не принималось! А читать эти бесконечные пересказы! Пока поймешь, кто чего просил и что в итоге получил... --- Любчин(ов), Пострешкин (Пострехин), Свидерский(ой)(ов), Балов, Самсонов, Тугов, Сухов(ых), Табанаков, Пакулев, Суранов, Потоцкий, Чулков, Черданце(о)в, Кунгуров, Buck, Joa, Brinkmann, Kibbermann, Си(е)дя(е)ков, Шляпников, Вьюков, Булгаков, Рождественский, фон Йорк, Костюков | | |
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
10 января 2019 20:54 Как раз с пересказом писем вышестоящих начальников со ссылками на все номера и даты документов я очень даже согласен. С точки зрения генеалогии.
Ну как у нас сейчас пишут официальные письма? Сухо и кратко: "В ответ на ваше письмо № такой-то от такого-то числа сообщаем...." А в итоге информации с Гулькин нос.
А раньше...
Да, повторялись. Да, накручивали обороты без всяких знаков препинания. Но зато суть дела доходчиво (или почти доходчиво) втолковывали, повторяясь, несколько раз. И не захочешь -- поймешь.
В преамбуле ответного письма начинали с самого начала дела, которое могло длиться с давних пор, и доводили до того дня, когда писался запрос. Здесь же писались и вопросы, поставленные получателю письма отправителем. А потом в "ответной" части письма по пунктам отвечали на эти вопросы. В итоге видны все ФИО, действия и документы и связанные с ними даты и номера. Красота!
--- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
10 января 2019 20:59 Любчинова написала: . [q] ..пересказывается с использованием большего количества канцеляризмов и заверений в уважении и т.п. [/q]
С этим полностью согласен. Иногда из-за таких "оборотов" очень трудно дойти до сути дела. --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
10 января 2019 21:10 15 января 2019 17:49 Любчинова написала: [q] Что я могу отметить - вся чиновничья, канцелярская система переписки была чрезвычайно громоздка именно из-за наличия многоступенчатости. На месте пишется прошение, письмо, рапорт и т.п. в первую инстанцию. Затем содержание этого письма пересказывается...[/q]
Вы правы. Причина именно в многоступенчатости, в иерархии власти в Российской Империи. И, наверное, в сложившейся традиции российского делопроизводственного письма. --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
10 января 2019 21:21 О начальствах и их старшинстве. Места и власти в Российской Империи.
Наивысшие Начальства Всероссийского уровня.
1. Его Императорское Величество Самодержец Всероссийский. 2. Государственный совет, Сенат и др. 3. Министерства, Синод, Комитеты и др. органы по своим направлениям.
Начальства регионального уровня.
1. Генерал губернаторы, Военные губернаторы, Наместники и пр.
Начальства губернского уровня.
1. Губернаторы и губернские правления. 2. Предводители дворянства губерний и губернские дворянские собрания. 3. Прокуроры. 4. Разные учреждения и комиссии губернского уровня и их начальники по своим направлениям (полицейские, судебные, хозяйственные, финансовые и пр.)
Начальства уездного и городского уровня.
1. Предводители дворянства уездные. 2. Городские думы, управы. 3. Разные учреждения и комиссии уездного уровня и их начальники (по своим направлениям: полицейские, по крестьянским делам и прочие).
Низшие начальства сельского и городского сословного уровня.
1. На уровне волостных и сельских сословных самоуправлений. 2. На уровне городских сословных самоуправлений. --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
12 января 2019 17:13 О переписке между начальствами разного уровня. Или какого рода бывают документы.
Кто что пишет, и кто на это чем ему отвечает?
Высшее начальство издает: Указы. Предписания.
Высшему начальству отвечают: На Указы отвечают рапортами. На Предписания отвечают рапортами об исполнении.
Другому вышестоящему начальству: На предложения и представления отвечают предложениями, представлениями или донесениями.
С равными и независимыми начальствами: Им пишутся сообщения. В ответ на сообщения получают сообщения и уведомления.
С собственными подчиненными местами: Им пишутся предложения. В ответ на предложения получают представления.
С прочими подчиненными местами: Им пишутся отношения. В ответ на отношения получают сообщения или отношения.
Внутренняя переписка : Пишется запрос. В ответ на запрос получают сообщения или отношения. Справка требуется запиской, а ответ пишется на обороте записки.
С нижестоящими, находящимися в подчинении: Им пишутся Указы. В ответ на указы получают рапорты и донесения.
--- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
13 января 2019 14:26 Приобретение крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка. Схема взаимодействия властей, банка, покупателей и продавцов.
I. Правила выдачи ссуд Банком. А) Земельные банки дают ссуду товариществом домохозяев, крестьянским обществом и отдельным лицам. Б) Банки дают деньги в долг под залог покупаемой земли под невысокий процент и на долгий срок. В) Банк отказывает в выдаче ссуд при необоснованно высокой цене продажи земли. Размер ссуды зависит от оценки земли банком, а не от покупной цены земли, установленной по договоренности между продавцом и покупателем. Г) Банк дает под залог земли не наличные деньги, а процентные бумаги, а именно: государственные свидетельства Крестьянского Банка. Д) Если на продаваемой земле числятся долги, то продавцы должны: — перевести долг по заложенной в других банках земле на Крестьянский Банк; — до принятия решения о выдаче ссуды устранить самостоятельно запрещения, наложенные на землю, если на ней имеются долги частным лицам по закладным или по векселям.
II. Взаимодействия Покупателя и Продавца. 1. Достигается добровольное соглашение между хозяином земли (продавцом) и покупателем. 2. Заключается договор купли-продажи земли в волостном правлении или у нотариуса. 3. Уплачивается задаток, оговоренный в договоре. 4. Собираются все необходимые документы для совершения сделки и получения ссуды и передаются в банк. 5. Совершается купчая крепость у нотариуса.
III. Действия Продавца. 1. Предоставляет Покупателю страховые полисы на все постройки и лес, если земля продается вместе постройками или с лесом, находящимся на этой земле. 2. Выдает Покупателю подписку в том, что продаваемая земля не сдана им никому в аренду, и что до окончания заключенной сделки он обязывается не заключать таких договоров. 3. Пишет заявление о том, какие долги числятся на продаваемой земле. 4. Переводит долг по заложенной в других банках земле на Крестьянский Банк. 5. Описанные выше документы Продавец представляет в Банк сам, или может вручить документы Покупателю для передачи в банк. 6. Передает банку план на продаваемую землю в 2-х экземплярах. 7. Передает банку копии актов владения землею, т.е. тех документов, по которым продаваемая земля досталась продавцу (купчая или духовное завещание, исполнительный лист или вводный лист и пр.).
IY. Действия Покупателя. 1. Составляется Товарищество на приобретение земли, или принимается решение сельского схода о приобретении земли сельским обществом, или принимается единоличное решение о покупке земли одним Покупателем. 2. Если земля покупается товариществом (по одной купчей), то совершает в волостном правлении товарищеский договор. 3. Если земля покупается целым обществом, то составляется приговор сельского общества. 3. Получается в волостном правлении поименный список всех участников покупки вместе со сведениями об имущественном и семейном положении (посемейно-имущественный список). 4. Передаются все документы в банк (туда же должны поступить и все документы от Продавца). 5. Пишет заявление в банк о выдаче ссуды. 6. Одновременно представляет банку деньги на публикацию о покупке земли и наложение запрещения. 7. Подписывает в банке все документы, необходимые для получения ссуды.
Y. Действия Банка. Принимает необходимые документы от Покупателя и Продавца. Рассматривает их и принимает решение о выдаче ссуды. Выдает ссуду. PS. Более подробно порядок приобретения земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка можно посмотреть в теме: Генеалогический форум ВГД » Дневники участников » Дневник Jan=Ян » Сословия » Крестьяне Западных губерний. --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
14 января 2019 13:19 15 января 2019 17:48 Приобретение крестьянами и мещанами земли с помощью Крестьянского Поземельного Банка (продолжение).
Места и лица, задействованные в процессе. 1. Покупатели и их поверенные, если они есть. 2. Продавцы и их поверенные, если они есть. 3. Товарищества, создаваемые для приобретения земли. 4. Сельские общества. 5. Волостные правления. 6. Нотариусы. 7. Банки. 8. Страховые компании. 9. Казенные палаты. 10. Земские и Землеустроительные учреждения. 12. Судебные учреждения. 13. Губернские правления.
Документы, необходимые для правильного (законного) совершения процесса и собранные для этого, или их копии, могут находиться у всех этих лиц и в делах указанных учреждений. --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
Jan=ЯнМодератор раздела  Минск Сообщений: 1838 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 12429 | Наверх ##
15 января 2019 17:57 15 января 2019 18:01 Сначала было слово, а потом дело. Сказочное сказание для любителей сказок (продолжение).
Для появления Дела необходимо наличие письма, или, иначе, письменного документа.
Однако письмо может стать ДОКУМЕНТОМ только тогда, когда оно поступит в МЕСТО, специально созданное для начальников. И там его зарегистрируют, то есть пометят, как метят, например, птиц, окольцовывая их.
Письму при этом дадут ИМЯ, присвоят НОМЕР и припишут при нем ДАТУ поступления. Потом его зарегистрируют, как регистрируют пойманных птиц, и запишут под присвоенным именем и номером в специальную книгу. А потом передадут НАЧАЛЬНИКУ.
Начальник и решает, быть ДЕЛУ, или нет.
Как скажет Начальник, так и будет! Скажет сделать дело – будет Дело. Не скажет – не будет Дела.
Но и Начальник делает это не просто так, как взбредет ему в голову, а подумав и взвесив свои силы и возможности.
Если письмо пришло от Вышестоящего Начальства то, как правило, с ним не очень то и поспоришь, надо СОЗДАВАТЬ дело.
Если пришло письмо заковыристое и своего ума у начальника не хватает или оно требует длительного и тщательного осмысления, то также нужно создавать ДЕЛО, и решать его совместно, привлекая другие умы, ему подчиненные.
Главное, о чем думает начальник при создании Дел вот что: требуется ли поразмыслить над письмом? простая ли описана ситуация? можно ли сразу же разрешить ее? не нужно ли совершить какие-то дополнительные действия, рассмотреть другие дополнительные Документы и т.д. и т.п. Ну и конечно же о том, решается ли ситуация простым, заведенным при начальнике порядком, и поэтому не требует создания специального Дела или все-таки необходимо его создавать?
Если же никакого осмысления и принятия решения по документу не требуется, то его смело можно просто почитать, принять информацию “для сведения”, или, может быть, “для руководства” в дальнейшей своей работе и приказать подшить его к таким же письмам, не создавая Дела.
Ну а если уж начальник решили создать Дело, то все Чиновники и Канцелярские Служители должны сделать все возможное, чтобы оно росло и пополнялось всеми необходимыми бумагами, ну и, конечно же, чтобы оно сохранилось и не потерялось среди множества таких же Дел и других папок.
Как пойманных птиц садят в клетки, так и для каждого Дела тоже создают свое определенное место, свою “клетку”.
По каждому делу заводят специальную ОБЛОЖКУ, на которой пишут НОМЕР Дела и его НАЗВАНИЕ, а также даты его начала и окончания. И первое письмо, по которому создают Дело, подшивают в папку с этой обложкой. И все остальные письма и бумаги, относящиеся к этому делу, также будут подшивать в эту папку.
Все другие бумаги, по которым дела не заводятся, также подшивают в папки, которые, однако, ДЕЛАМИ не называются.
Дело обычно заполняется бумагами до тех пор, пока оно (это Дело) не будет “окончательно решено”. Само Дело может решаться быстро, а может длиться и годами. А потом Дело закрывают.
Другие бумаги, к делам не относящиеся, собираются обычно в отдельные папки по годам. На каждый год – своя папка. Ну а названия у этих папок обычно разные, но часто повторяющиеся от года к году.
Впрочем, бывают и исключения. И из простой бумаги может впоследствии вырасти Дело. И дело может оказаться не решенным, так и остаться бумагою.
Впрочем, если Начальник признает, что у него и у его помощников своего ума (или полномочий) не хватает, и что Дело заведенным при нём порядком решено быть не может, он смело передает его на рассмотрение более старших Начальников.
И это Дело становится уже не его делом. --- Интересуют фамилии: 1) Рад(дз)ишевский (=RADZISZEWSKI): в Борисовском, Дисненском и Лепельском уездах, 2) Гауль (=GAUL): В Свенцянском уезде. 3). Тарасевич: там же. 4) Талайко в Вилейском и Борисовском уездах. | | |
NadejdaOrel г.Орел Сообщений: 7157 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 27783 | Наверх ##
15 января 2019 20:18 15 января 2019 21:33 Ян, спасибо за тему, и отдельно за изложение! Во-первых, все по полочкам. А во-вторых, ... поэтично! --- Ищу Андреенковых с Монастырщины Смоленской области, Гореловых из Москвы, Орла, Нижников с Брестской области, Соколиных с брянскими корнями
ДНЕВНИК | | |
|