АБАЗА
Машина времени
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
1 ноября 2016 12:57 1 ноября 2016 13:10 Но по моему версий больше. Расскажу почему.
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
1 ноября 2016 13:14 Просмотрела досконально доступный свод источников. Их два типа. Первый - одни у других переписывают почти дословно одно и то-же. Второй, к которому потрудней подойти - издания и анализы рукописных текстов.
На абхазком форуме нахожу интереснейшую заметку о возможном просхождении истории. Вкратце она такова (собственные имена, появляющиеся на форуме я стерла с фото):
 | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
1 ноября 2016 14:14 Выходит так.
В начале 18 века первые молдавские переселенцы обустраивались на новой земле. Не будучи интегрированными в русском дворянском обществе и жившим на его окраине, заключали брачные союзы с другими переселенцами, гораздо реже с местной знатью. Строили жизнь, умножали законными и незаконными путями вотчину. Боролись за место в своем социуме. Мало задумавались над тем откуда появились. С этим я уже столкнулась в соседней молдавской линии когда искала Апостолов-Кегичей. В начале 19 века (к которому относится мемуарная рукопись, найденная моими дальними родственниками-сыщиками в архиве) третьему или четвертому поколению интегрироваться в дворянском обществе было уже насущной необходимостью.
Я на ощупь двигалась к какой-то теории, которую мне до сих пор из-за хронического недостатка времени, так и не удалось подтвердить или забросить, но суть ее такова. Те из переселенцев, кто одним или другим путем, адаптировались и сравнительно плавно въехали в военную или гражданскую службу и в ней остались, интегрировались естественным путем в дворянстве. К началу 19 века они уже имели самочувствие, чины и нередко обширные родовые поместья. Им для веса в обществе, так сказать, этого было достаточно. Другие из переселенцев не так скоро и не так легко вошли, приняли и были приняты в эту жизнь. Я долго раздумывала над решением Ильи Абаза покинуть насиженное место в преклонном возросте и вернутся на родину, в неизвестность. Его неудовлетворение не могло не сказаться на многочисленном втором поколении Абаза в эмиграции, которые так и не добились высоких чинов (с небольшими исключениями). От многочисленности третьего поколение уже кружится голова, не говоря уже о четвертом и трудно проследить всех...Но я заметила, что успех рода Абаза на российской общественной сцене пришел гораздо позже - к середине 19 века. К чему это все? Мне кажется, что те, кто успехом раньше (в начале 19 века) не пользовался, должны были каким-то образом этот жизненный нехваток восполнить. Чем? Многие в таком положение (как и сейчас) ухватываются за славное прошлое, за корни. В том числе за корни рода, семьи или клана.
Я могу конечно и ошибатся, но мне кажется, что третье или четвертое поколение Абаза о которых речь в рукописе, как раз этим и скомпенсировали недостаток "уровня" в обществе. Они начали искать и нашли свое самочувствие и утеху в истории рода, связывая себя (провинциальных унтерофицеров и помещиков) и своих дедов -первых переселенцев принадлежащих к молдавской знати, с известными и властными историческими фигурами - Абаза Паша, Станиславом Конецпольским, княжескими родами в Польше и Абхазии и т.д. Возможно возсозданная ими история рода помогла следующему поколению Абаза в России добиться большего. | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
1 ноября 2016 14:33 4 декабря 2016 21:54 Конечно, сформулировав такой вывод, меня сразу-же кольнуло. А что если они просто восполнили какие-то психологические нехватки придумав такую родословную. Ведь в рукописе говорится только о том, что "дед и прадед были убеждены, что они потомки Мехмеда Абаза Паши". Быть убежденным очень славно и легенды прекаснейшая вещь, но.... Мемуары начала 19 века, чреватые мистификациями, знаменитая Веда Словена и множество литературных мистификаций эпохи романтизма - все это пролетело через голову.
Тогда я решила закрыть тему о происхождении Андрея Абазина. Подойти к ней по другому. Искать исторические исследования. Прошло какое-то время и ничего не появлялось. Ссылки в Интернете на кажущиеся серьезными источниками не работали (некоторые не работают и по сей день). Но наконец-то обновилась одна из ссылок на исторический труд посвященный роду Абаза в дороссийское, молдавское, время - 16 и 17 века. Я надолго застряла над этих статьях на молдавском (опять пришлось над молдавским языком мучатся, но стоило!)
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
27 января 2017 13:28 27 января 2017 13:33 Одно из этих исследований, издание Молдавской Академии Наук, автор Сергиу Бакалов (SERGIU BACALOV, BOIERIMEA ŢĂRII MOLDOVEI LA MIJLOCUL SECOLULUI AL XVII-LEA –ÎNCEPUTUL SECOLULUI AL XVIII-LEA, STUDIU ISTORICO-GENEALOGIC, Chișinău 2012) углубило мои сомнения об идентичности Андрея Абаза (Абазина?), которая казалась в начале такой единой и незыблемой.
В труде перечень сохранившихся документов охватывающих период с 1660 года (Андрею Абаза - 26 лет) до 1707 года (год его смерти и захоронения при церкви монастыря Solca). Записи сугубо судебно/торгового характера. В них Абаза выступает в роли продавца, покупателя, или свидетеля при покупках-продажах или штрафах, в многих из документов упоминаются его должности- стольник, кэмараш, вистерник, ключер. В последний раз на посту ворника он появляется в акте от 23 декабря 1703 года в качестве свидетеля. В следующие годы вплоть до смерти о которой приводятся доказательства, вероятно будучи уже в преклонном возрасте, он не занимал какой-либо высокой должности. А должности, на которых находился Андрей Абаза в течении этих сорока лет достаточно эмблематичны. Это высокие посты в иерархической структуре молдавского средневекового государства, и Абаза восходил плавно и постепенно с одного на другой, доходя до одного из самых высоких. Думаю, что этим постам соответствовала не только профессиональная, но и социальная и светская нагруженность и ответственности. Если сказать немного иначе, Абаза был если не очень, то по крайней мере достаточно занятым человеком.
А теперь для сравнения клею к этой занятости информацию об Андрее Абазине, человеке тоже достаточно занятом, но в деятельности совершенно другого характера и при совсем иных географических координатах:
Андрей Абазин (укр. Андрій Абазин; 1634 — 1703, Шаргород) — брацлавский полковник Войска Запорожского в 1684—1703 гг. Участник совместного похода польского и казацкого войска против турецких войск в Молдавию в 1686—1687 годах. В 1691—1696 годах участвовал в походах на турецкие крепости Кызы-Кермен, Буджак, Очаков. Организатор обороны от нападений турецко-татарского войска. 27 октября 1693 г. казацкие войска под предводительством правобережных полковников Семёна Палия, Андрея Абазина, полковника переяславского Ивана Мировича и конноохотного Пашковского разбили на реке Кодыме ногайских татар, шедших на Киев. Ближайший соратник гетмана Самуся, Абазин с ним и Палием разбил поляков под Бердичевым. После ссылки Палия в Сибирь Абазин не подчинился Мазепе, и ещё раз, под Брацлавом в 1695 году, разбил татарских мурз. Он назывался брацлавским полковником и после 1700 года. В 1702—1703 годах возглавил восстание казаков Брацлавщины и жителей Подолья против Речи Посполитой. В конце октября 1702 года Абазин вместе с отрядами богуславского полковника Самойла Самуся участвовал в осаде Белой Церкви, взятии Немирова, Бара и других городов Подолья. 20 февраля 1703 года в бою под Ладыжином был тяжело ранен и попал в плен. По приказу польного гетмана Адама Сенявского был предан пыткам и посажен на кол в Шаргороде"
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
27 января 2017 13:50 Выходит одно и та-же личность совмещала работу на государственном посту в Яссах и занималось скупкой деревень в разнообразных районах Молдавии и в то-же время входила в дипломатические союзы и споры с Мазепой и предводила полками в битвах, осадах и длинных военных походах на совсем других территориях - в Польше, на Диком поле и т.д.
Мне это кажется очень маловероятным. Как ни стараюсь, но эти две вырезки 17-го века у меня никак не склеиваются в единое целое.
В придачу о первой половине жизни Андрея (полководца, кто попал в плен и погиб на колу) молдавским историкам ничего не известно. С другой стороны, кажется, его смерть в 1703 г достаточно задокументирована.
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
27 января 2017 13:55 28 апреля 2019 20:47 Как слепить из этих разношерстных данных одну фигуру мне совсем не ясно. Очень уж разные биографии. Но не мне об этом судить, доступа к оригинальным источникам у меня маловато Буду ждать серьезных новых публикаций о личности каждого из них. И таких-же серьезных, опровергающих романтическую легенду о происхождении от Мехмеда Паши Абаза. | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
27 января 2017 14:14 В общем, историки сходятся на одном. Ясно, что род Абаза кавказского происхождения (с вероятными абхазскими корнями). На этом строится гипотеза, что родоначальником Абаза, появившихся и живших в Приднестровьи в 16-ом и 17-ом веках был наместник Великой Порты Мехмед Абаза Паша, о абхазских корнях которого, похоже, споров нет. Споры, насколько я понимаю, о том происходил он к старинному абхазскому клану Гечба или нет.
Но все это, пока, только предположения. Так далеко лезть я не могу. Но конечно интересно, что у всех ищущих отыщется. | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
9 октября 2017 14:53 Связь рода Абаза с родом Апостол-Кигеч - связь социально- политическая - оба отца представители военной знати. Связь тоже по этнической принадлежности - как и множество других связей эмигрантов первого поколения, не выходящих за предел своей языковой и культурной общности. --- Князь Павел Александрович Баратов
Графы Булгари
Бароны Розен
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3859 | Наверх ##
11 октября 2019 14:35 Древо молдавских Абаза с середины 17 до конца 18 века:
 | | |
|