АБАЗА
Машина времени
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
1 сентября 2016 13:05 13 сентября 2016 11:04 ИЛЬЯ АБАЗА
Отец Аны Абаза - Илие Абаза (позже Илья) - до эмиграции на Украину был ворником в Молдавском княжестве.
Значение экспрессивного слова ворник при поиске в сети появляется в вариантах - "Представитель господарской власти в городе, в чьи функции входило наблюдение за сбором налогов, выполнением горожанами повинностей и содержание господарских дворов" и " Управляющий господарским двором, выполняющий административные, судебные и военные функции в отсутствие господаря "
В переводе на современный язык был, значит, налоговым инспектором высокого чина.
Ана родилась из его брака с Сафтой Русул (Safta Rusu), или Елизаветой Фёдоровной Русуловой, как стали ее звать после приезда в слободу Двуречный кут, Харьковского наместничества. Сафта была дочерью молдавского боярина и ключера Тодерашку Русу. Ищу, что за ключер такой, предполагаю что хранитель сокровищ молдавского князя. Оказывается придворный, ответственный за ключи к продовольственным складам двора. Интересно, что средневековая структура общества все еще была в сохранности в начале 18 века...
Фамилия Русу (Руссу) может быть связана с русинским (славянским) происхождением героя.
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
13 сентября 2016 11:12 Самая подробная информация о нем на данный момент на Родовиде: http://ru.rodovid.org/wk/%D0%9...%8C:105696В 1676 г. Илья Абаза получил подтвердительную грамоту на наследственные поместья в Молдавии. Накануне войны 1710 г. Турции с Россей, русский посол в Константинополе П.А.Толстой установил тайную связь с Дмитрием Кантемиром, который обещал после вступления на молдавский престол стать союзником России, чтобы выйти из османской зависимости. Став Господарем Молдавии, Д.Кантемир, воспользовавшись официальным поручением великого визиря Османской Империи, посылает своих людей к Петру I. В конце декабря 1710 г. представители господаря Илья Абаза и Иван Миреску тайно встретились с Петром I в Киеве и передали ему предложения о заключении русско-молдавского договора. 17 мая 1711 г. со специальным универсалом к молдавскому народу обратился командующий русской армией фельдмаршал Б.Шереметев. Он призвал всех честных людей, желающих освободить свое отечество от турецкого владычества, взяться за оружие и вместе с русскими солдатами громить коварного врага. Илья Абаза первым объявил о своем желании поступить на российскую службу, когда русская армия вела бои в польском городе Яворе (25 мая 1711 г.); в тот же день ему пожалован чин полковника русской армии. В ответ на призыв русского командования, воззвание Петра I и господарский манифест Д.Кантемира со всех концов Молдавии начали стекаться к Яссам и вступать в армию тысячи крестьян, ремесленников, служилых людей. Спустя полмесяца на военной службе уже состояли 17 полковников и 170 ротмистров со своими подразделениями (стягурями), в каждом из которых должно было быть по штату 100 человек. Среди вновь созданных молдавских частей в исторических документах упоминаются полки Накулова, Киржева, Абазы. Однако Прутский поход 1711 года оказался неудачным для Петра I и 12(23) июля 1711 г. у села Вадул Хушилор был подписан мирный договор с Турцией на крайне тяжелых для России условиях: отказу от всех приобретений в ходе Северной войны (кроме Ингрии) и признанию С. Лещинского - ставленника шведов на польском престоле. Данные условия совпадали с теми, которые выдвигал султан при объявлении войны России в 1710 г. По легенде жена Петра Екатерина Алексеевна пожертвовала все свои драгоценности на подкуп визиря, кроме того на подкуп было выделено из казны 150 тыс. рублей. Суммы поменьше предназначались другим турецким начальникам и даже секретарям. Предметом переговоров было предоставление возможности 38-тысячной русской армии во главе с Петром I выйти с оружием и знаменами из окружения, в котором её блокировали 120-тысячная турецкая и 70-тысячная крымская армии. Б.Шереметев в залог мирного договора оставил туркам своего сына Михаила Шереметева (который умер по возвращению на родину в 1714 г.). Вместе с русской армией за Днестр ушли и молдавские полки под командованием братьев Танских, Апостола Кичеча, Накулова, Киржева, Абазы (1000 молдавских бояр с семьями). Дмитрий Кантемир прибыв в Россию получил княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости, значительную пенсию, а также право жизни и смерти над прибывшими с ним в Россию молдаванами. Молдавские полки были расквартированы в Харькове в 1711 г. По грамоте Петра I от 1718 г. волошскими дворянам (молдавского происхождения), было пожаловано в Харьковском и Изюмском полках 710 дворов, отобранных по указу от 9.06.1712 г. у генерал-майора Ф. В. Шидловского: 'владения эти исчислены количеством крестьянских дворов: 633 украинских, 42 русских и 35 польских'. Отдельной грамотой Петра I от 18.10.1718 г. полковнику Илье Абаза было пожаловано 46 дворов в селе Двуречном (Волошский\Волосский Кут). C 1722 года Илья Андреевич Абаза предпринял несколько неудачных попыток получить разрешение султана Османской империи Ахме́да III на репатриацию в Молдавию. В начале 1727 г. он получил разрешение и оформил паспорта на выезд из России на себя и четверых сыновей. Приехав в Киев за паспортами, он заболел и попал в монастырскую больницу Киево-Печерской Лавры. Принял монашество и умер в 1727 году. Похоронен в пещерах Киево-Печерской Лавры под именем монах Илларион. | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
14 сентября 2016 11:07 Размышляю над решением Ильи Абаза покинуть Россию несмотря на немолодой уже возраст и трудности с возвращением в Молдавию. Хоть там и остались за ним значительные поместья (вероятно большие и лучше, чем подаренные ему на Украине) репатриация не сулила никаких значимых благ.
Я думаю, что уклад жизни на Слобожанщине был только частью причин породивших неудовлетворение Ильи Абаза. Конечно просвещенному и ранее высокопоставленному боярину, привыкшему вращаться в дипломатических кругах и миссиях необустроенная жизнь на Диком поле могла казаться примитивной, бессмысленной и нецивилизованной. Абаза не был воякой, а придворным чиновником, человеком точных чисел и слов и прибыл он в Россию будучи придворным в свите молдавского господаря Кантемира, в отличие от будущего свата Апостол-Кигича – воина-фрилансера, продающего за границей свои способности носить и употреблять разные виды оружия. В первые годы 18 века на Диком поле ценилось умение воевать и защищать. Не удивително, что ни Илья Абаза, ни его многочисленные сыновья не добились высоких военных чинов в русском войске. Они просто не принадлежали к этой прослойке и стремлениям. И не удивительно конечно, что из потомков Ильи Абаза самого высокого положения в обществе добился именно “толмач” министерства иноземных дел.
Думаю, что на невозможности сделать военную карьеру сказались также и непосредственные ранние наблюдения императора Петра Первого на тему отсуствия инициативы и дисциплины у Кантемирового двора в целом во время Прутского похода 1710 г. А впечатления у императора сложились неблагоприятствующего оттенка. Не раз император записывал в своих походных тетрадях, что “«…волохов немалое число имели при себе, которые внутри обоза для безопасности своей были, от которых более комфузии, нежели помочи было, также как и от своих черкас или казаков украинских». | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
25 сентября 2016 0:20 Вообще-то насчет валашских хоронгвей русской армии существует большое разноголосье. Их считаюти так и эдак, в конечном счете в разных документах сообщается о разных полках и валашских полковниках. Сначала смотрела на полную неразбериху и не знала откуда начать...
А потом проще все показалось. Были молдавские полки, формированные гораздо раньше и зачисленные в них воины и полковники служили совсем практически русскому императору (участвовали в войнах, заданиях, разведках, получали жалование и тд.) Позже вместе с молдавским государем Кантемиром приехали в Россию следующие молдавские полки, чьи главнокомандующие в войнах не участвовали, а жили от полученных поместий в России. Вероятно вскоре начали считать и тех и других вперемежку. Потом часть и тех и других осталась, часть разъехалась, а часть вернулась домой, их начали расформировать и переформировать. Вот и появились разницы в сообщениях об их количестве. | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
1 ноября 2016 12:56 2 ноября 2016 2:31 АНДРЕЙ АБАЗА ANDREI ABăZA
Отцом Ильи Абаза был молдавский военначальник Андрей Абаза. Почти во всех источниках повторяется одна и та-же история. Ее спокойненько можно читать в (на) Википедии на разных языках. Многих она устраивает, можно незасомневаться и просто остаться здесь, где даже его иконоподобный портрет руки неизвестного мастера выставлен. Копируем ее, вставляем:
"Андрей Абазин (укр. Андрій Абазин; 1634 — 1703, Шаргород) — брацлавский полковник Войска Запорожского в 1684—1703 гг. По отцу абазин, по матери поляк, сын великого визиря Османской империи Мехмеда Абазы и внук великого коронного гетмана Станислава Конецпольского. Участник совместного похода польского и казацкого войска против турецких войск в Молдавию в 1686—1687 годах. В 1691—1696 годах участвовал в походах на турецкие крепости Кызы-Кермен, Буджак, Очаков. Организатор обороны от нападений турецко-татарского войска. 27 октября 1693 г. казацкие войска под предводительством правобережных полковников Семёна Палия, Андрея Абазина, полковника переяславского Ивана Мировича и конноохотного Пашковского разбили на реке Кодыме ногайских татар, шедших на Киев. Ближайший соратник гетмана Самуся, Абазин с ним и Палием разбил поляков под Бердичевым. После ссылки Палия в Сибирь Абазин не подчинился Мазепе, и ещё раз, под Брацлавом в 1695 году, разбил татарских мурз. Он назывался брацлавским полковником и после 1700 года. В 1702—1703 годах возглавил восстание казаков Брацлавщины и жителей Подолья против Речи Посполитой. В конце октября 1702 года Абазин вместе с отрядами богуславского полковника Самойла Самуся участвовал в осаде Белой Церкви, взятии Немирова, Бара и других городов Подолья. 20 февраля 1703 года в бою под Ладыжином был тяжело ранен и попал в плен. По приказу польного гетмана Адама Сенявского был предан пыткам и посажен на кол в Шаргороде"
 | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
1 ноября 2016 12:57 1 ноября 2016 13:10 Но по моему версий больше. Расскажу почему.
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
1 ноября 2016 13:14 Просмотрела досконально доступный свод источников. Их два типа. Первый - одни у других переписывают почти дословно одно и то-же. Второй, к которому потрудней подойти - издания и анализы рукописных текстов.
На абхазком форуме нахожу интереснейшую заметку о возможном просхождении истории. Вкратце она такова (собственные имена, появляющиеся на форуме я стерла с фото):
 | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
1 ноября 2016 14:14 Выходит так.
В начале 18 века первые молдавские переселенцы обустраивались на новой земле. Не будучи интегрированными в русском дворянском обществе и жившим на его окраине, заключали брачные союзы с другими переселенцами, гораздо реже с местной знатью. Строили жизнь, умножали законными и незаконными путями вотчину. Боролись за место в своем социуме. Мало задумавались над тем откуда появились. С этим я уже столкнулась в соседней молдавской линии когда искала Апостолов-Кегичей. В начале 19 века (к которому относится мемуарная рукопись, найденная моими дальними родственниками-сыщиками в архиве) третьему или четвертому поколению интегрироваться в дворянском обществе было уже насущной необходимостью.
Я на ощупь двигалась к какой-то теории, которую мне до сих пор из-за хронического недостатка времени, так и не удалось подтвердить или забросить, но суть ее такова. Те из переселенцев, кто одним или другим путем, адаптировались и сравнительно плавно въехали в военную или гражданскую службу и в ней остались, интегрировались естественным путем в дворянстве. К началу 19 века они уже имели самочувствие, чины и нередко обширные родовые поместья. Им для веса в обществе, так сказать, этого было достаточно. Другие из переселенцев не так скоро и не так легко вошли, приняли и были приняты в эту жизнь. Я долго раздумывала над решением Ильи Абаза покинуть насиженное место в преклонном возросте и вернутся на родину, в неизвестность. Его неудовлетворение не могло не сказаться на многочисленном втором поколении Абаза в эмиграции, которые так и не добились высоких чинов (с небольшими исключениями). От многочисленности третьего поколение уже кружится голова, не говоря уже о четвертом и трудно проследить всех...Но я заметила, что успех рода Абаза на российской общественной сцене пришел гораздо позже - к середине 19 века. К чему это все? Мне кажется, что те, кто успехом раньше (в начале 19 века) не пользовался, должны были каким-то образом этот жизненный нехваток восполнить. Чем? Многие в таком положение (как и сейчас) ухватываются за славное прошлое, за корни. В том числе за корни рода, семьи или клана.
Я могу конечно и ошибатся, но мне кажется, что третье или четвертое поколение Абаза о которых речь в рукописе, как раз этим и скомпенсировали недостаток "уровня" в обществе. Они начали искать и нашли свое самочувствие и утеху в истории рода, связывая себя (провинциальных унтерофицеров и помещиков) и своих дедов -первых переселенцев принадлежащих к молдавской знати, с известными и властными историческими фигурами - Абаза Паша, Станиславом Конецпольским, княжескими родами в Польше и Абхазии и т.д. Возможно возсозданная ими история рода помогла следующему поколению Абаза в России добиться большего. | | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
1 ноября 2016 14:33 4 декабря 2016 21:54 Конечно, сформулировав такой вывод, меня сразу-же кольнуло. А что если они просто восполнили какие-то психологические нехватки придумав такую родословную. Ведь в рукописе говорится только о том, что "дед и прадед были убеждены, что они потомки Мехмеда Абаза Паши". Быть убежденным очень славно и легенды прекаснейшая вещь, но.... Мемуары начала 19 века, чреватые мистификациями, знаменитая Веда Словена и множество литературных мистификаций эпохи романтизма - все это пролетело через голову.
Тогда я решила закрыть тему о происхождении Андрея Абазина. Подойти к ней по другому. Искать исторические исследования. Прошло какое-то время и ничего не появлялось. Ссылки в Интернете на кажущиеся серьезными источниками не работали (некоторые не работают и по сей день). Но наконец-то обновилась одна из ссылок на исторический труд посвященный роду Абаза в дороссийское, молдавское, время - 16 и 17 века. Я надолго застряла над этих статьях на молдавском (опять пришлось над молдавским языком мучатся, но стоило!)
| | |
vedraМодератор раздела  Сообщений: 2012 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 3860 | Наверх ##
27 января 2017 13:28 27 января 2017 13:33 Одно из этих исследований, издание Молдавской Академии Наук, автор Сергиу Бакалов (SERGIU BACALOV, BOIERIMEA ŢĂRII MOLDOVEI LA MIJLOCUL SECOLULUI AL XVII-LEA –ÎNCEPUTUL SECOLULUI AL XVIII-LEA, STUDIU ISTORICO-GENEALOGIC, Chișinău 2012) углубило мои сомнения об идентичности Андрея Абаза (Абазина?), которая казалась в начале такой единой и незыблемой.
В труде перечень сохранившихся документов охватывающих период с 1660 года (Андрею Абаза - 26 лет) до 1707 года (год его смерти и захоронения при церкви монастыря Solca). Записи сугубо судебно/торгового характера. В них Абаза выступает в роли продавца, покупателя, или свидетеля при покупках-продажах или штрафах, в многих из документов упоминаются его должности- стольник, кэмараш, вистерник, ключер. В последний раз на посту ворника он появляется в акте от 23 декабря 1703 года в качестве свидетеля. В следующие годы вплоть до смерти о которой приводятся доказательства, вероятно будучи уже в преклонном возрасте, он не занимал какой-либо высокой должности. А должности, на которых находился Андрей Абаза в течении этих сорока лет достаточно эмблематичны. Это высокие посты в иерархической структуре молдавского средневекового государства, и Абаза восходил плавно и постепенно с одного на другой, доходя до одного из самых высоких. Думаю, что этим постам соответствовала не только профессиональная, но и социальная и светская нагруженность и ответственности. Если сказать немного иначе, Абаза был если не очень, то по крайней мере достаточно занятым человеком.
А теперь для сравнения клею к этой занятости информацию об Андрее Абазине, человеке тоже достаточно занятом, но в деятельности совершенно другого характера и при совсем иных географических координатах:
Андрей Абазин (укр. Андрій Абазин; 1634 — 1703, Шаргород) — брацлавский полковник Войска Запорожского в 1684—1703 гг. Участник совместного похода польского и казацкого войска против турецких войск в Молдавию в 1686—1687 годах. В 1691—1696 годах участвовал в походах на турецкие крепости Кызы-Кермен, Буджак, Очаков. Организатор обороны от нападений турецко-татарского войска. 27 октября 1693 г. казацкие войска под предводительством правобережных полковников Семёна Палия, Андрея Абазина, полковника переяславского Ивана Мировича и конноохотного Пашковского разбили на реке Кодыме ногайских татар, шедших на Киев. Ближайший соратник гетмана Самуся, Абазин с ним и Палием разбил поляков под Бердичевым. После ссылки Палия в Сибирь Абазин не подчинился Мазепе, и ещё раз, под Брацлавом в 1695 году, разбил татарских мурз. Он назывался брацлавским полковником и после 1700 года. В 1702—1703 годах возглавил восстание казаков Брацлавщины и жителей Подолья против Речи Посполитой. В конце октября 1702 года Абазин вместе с отрядами богуславского полковника Самойла Самуся участвовал в осаде Белой Церкви, взятии Немирова, Бара и других городов Подолья. 20 февраля 1703 года в бою под Ладыжином был тяжело ранен и попал в плен. По приказу польного гетмана Адама Сенявского был предан пыткам и посажен на кол в Шаргороде"
| | |
|