Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Лотошинский район Московской области

Краеведение, история...

← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 Вперед →
Модератор: Nevalyashka
Andreas1982
Участник

Andreas1982

Частный специалист

Москва
Сообщений: 99
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 282
Уважаемые форумчане!
Работая в Лотошинском архиве с МК с.Судниково Микулинской волости Старицкого уезда, обнаружил, что фамилии у крестьян массово появляются только с 1915г. Выписал фамилии крестьян из двух интересующих меня деревень данного прихода (Мазлово и Хмелевки). Возможно, кому-то пригодятся:

МК д.Мазлово, 1915г.:
• Алипов Михаил Игнатьев. У него родилась дочь Ефросинья.
• Григорьев Сергей Антонов. У него родился сын Михаил.
• Ипатов Иоанн Сафонов. У него родился сын Иоанн.
• Кудрявцев Иаков Евплов. У него родилась дочь Татьяна.
• Кудрявцев Иоанн Евплов. У него родилась дочь Анна.
• Кузнецов Григорий Иосифов. У него родился сын Дмитрий.
• Лебедев Захарий Кузьмин (мой двоюродный прапрадед). У него родилась дочь Пелагея.
• Лебедев Николай Максимов. У него родилась дочь Клавдия.
• Маньков Кирилл Кузьмин. У него родилась дочь Мария.
• Маньков Иоанн Кузьмин. У него родился сын Григорий.
• Русаков Иван Кириллов. У него родился сын Иван.
• Семенов Григорий Симеонов. У него родился сын Андрей.
• Филиппов Харитон Феофилактов. У него родился сын Василий.
• Цветков Евфимий Флоров. У него родилась дочь Антонина.

МК д.Мазлово, 1916г.:
• Жуков Андрей Гордиев. У него родился сын Иоанн.
• Жуков Афанасий Маркелов?. У него родилась дочь Александра.
• Кудрявцев Василий Иванов. У него родилась дочь Елена.
• Русаков Иоанн Кириллов. У него родился сын Николай.
• Щербаков Егор Михайлов. У него родился сын Григорий.

МК д.Мазлово, 1917г.:
• Жуков Андрей Гордиев. У него родилась дочь Клавдия.
• Кудрявцев Петр Евплов. У него родилась дочь Вера.
• Кудрявцев Иаков Евплов. У него родилась дочь Анна.
• Кузнецов Иоанн Иосифов. У него родилась дочь Мария.
• Лебедев Захарий Козьмин (мой двоюродный прапрадед). У него родился сын Сергей.
• Маньков Кирилл Козьмин. У него родился сын Григорий.
• Соколов Иродион Титов. У него родилась дочь Клавдия.

МК д.Хмелевки, 1915г.:
• Гудков Иоанн Иоаннов. У него родился сын Николай.
• Зосимов Тимофей Петров. У него родилась дочь Елисавета.
• Кузьмин Иоанн Гаврилов. У него родился сын Николай.
• Лебедев Иоанн Мартинов. У него родилась дочь Евдокия.
• Макаров Иоанн Савельев. У него родился сын Василий.
• Орлов Василий Васильев. У него родился сын Александра.
• Орлов Михаил Фаддеев. У него родился сын Василий.
• Самсонов Иоанн Александров. У него родился сын Алексей.

МК д.Хмелевки, 1916г.:
• Гудков Иоанн Иоаннов. У него родилась дочь Варвара.
• Зосимов Федор Георгиев. У него родился сын Иоанн.
• Орлов Григорий Фаддеев. У него родился сын Алексей.
• Самсонов Сергей Михайлов. У него родился сын Василий.
• Смирнов Георгий Титов. У него родилась дочь Александра.
• Спорышев Максим Дмитриев. У него родилась дочь Александра.
• Ягунов Симеон Кузьмин. У него родился сын Петр.

МК д.Хмелевки, 1917г.:
• Кузьмин Василий Понкратов. У него родилась дочь Клавдия.
• Спорышев Михаил Дмитриев. У него родилась дочь Александра.
• Судаков Петр Сергеев. У него родилась дочь Клавдия.
• Устинов Иосиф Дмитриев. У него родился сын Григорий.

P.S. Обратите внимание, как сказалась 1-я Мировая война на падении рождаемости в 1916-1917гг.
---
Помощь в поисках предков -- пишите в личку
Лайк (2)
ArinaM

Москва
Сообщений: 751
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 282
Здравствуйте! Кто-нибудь знает, к какому приходу относилась деревня Кузяево?
Andreas1982
Участник

Andreas1982

Частный специалист

Москва
Сообщений: 99
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 282

ArinaM написал:
[q]
Здравствуйте! Кто-нибудь знает, к какому приходу относилась деревня Кузяево?
[/q]


Добрый день!
Есть предположение, что это село Ярополец. Встречалось вот такое:

МК за 1905г. (203-780-3221)
Казанская церковь с. Ярополча, Волоколамского уезда, № 558
д. Мусино, Я. в.
д. Шилово, Я. в.
д. Парфенково, Я. в.
д. Телегино, О. в.
д. Кузяево, О. в.
село Александровское, Я. в.
д. Путятино, Я. в.
д. Хрулево, Б. в.
д. Афанасьево, Б. в.
д. Козлово, Б. в.
д. Блудей, Б. в.
д. Спасское, Б. в.
д. Пашково, Б. в.
д. Матвейково, О. в.
д. Услукино, О. в.
д. Теребетово, О. в.
Расшифровываю: Я. в. – Яропольская волость; О. в. – Ошейкинская волость; Б. в. – Буйгородская волость.

---
Помощь в поисках предков -- пишите в личку
Лайк (1)
Nevalyashka
Модератор раздела

Nevalyashka

Московская область, Шаховской район
Сообщений: 285
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 228
Преображенский храм в Лотошино.

Дата постройки: 1791.
Адрес: Московская область, с. Лотошино, ул. Центральная, д.3.
Храм Преображения Господнего в поселке Лотошино имеет довольно насыщенную историю. Еще до середины XVIII века он был деревянным, и его престолы были освящены, по всей вероятности в честь Спаса Нерукотворного и Успения Пресвятой Богородицы. Ко времени вступления в активное владение князьями Мещерскими, он был уже в дряхлом состоянии и поэтому князь Сергей Васильевич Мещерский (1737-1781) принял в наследство от своего отца Василия Ивановича Мещерского (умер 15 марта 1776г.) намерение построить новый каменный храм.

11 сентября 1776 года в Тверскую духовную консисторию было подано прошение о построении каменного храма Спаса Преображения. Еще до этого, в течении десяти лет велись переговоры с тверским епископами Платоном, Арсением, Гавриилом о том, в честь каких святых и святынь могут быть освящены престолы будущего храма. Грамота от 1769 года, хранящаяся в Тверском областном архиве свидетельствует о ходатайстве строения церкви с пределами — «в нижнем апартаменте, один — «Спаса Нерукотворного Его Образа», другой — «Богородица Донская», в верхнем — один «Преображения Господня», другой — «Зачатия Иоанна Предтечи», на угольный — свт. Василия Великого, в отрубе — святого мученика Мины, третье — Прокопия Устюжского и Николая Чудотворца. В 1791 году утвердились престолы Казанской иконы Божией Матери и св. Василия Великого.

Позже, когда строительство храма вошло в силу, были утверждены, кроме главного престола — Преображенского, еще три престола — Святой Животворящей Троицы, преподобного Сергия Радонежского, святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Итого-шесть престолов. Надо отметить, что большинство имен представителей рода князей Мещерских составляли именно Василии, Сергии, Борисы.

К началу XX века Борисов даже было сразу пять, о чем свидетельствует фотография из частной коллекции. Величественный храм, который к середине XIX века возвысился над всем поселением, был таким образом, двухэтажный, просторный, однокупольный. Высокая трехярусная колокольня была построена отдельно. По воспоминанию старожилов, звон ее колоколов достигал даже Ивашково. В храме были установлены строгие порядки. Большая икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Казанская» для, которой был устроен свой придел, располагалась, как и положено, с левой стороны, и на эту сторону становились женщины, на другой стороне — мужчины. За этим наблюдал специально поставленный человек. Большие витьеватые латунные и бронзовые подсвечники стояли по периметру зала и возле деревянного аналоя тонкой резьбы, на котором обычно лежала икона «Воскресения».

Широкие, обрамленные литыми фигурными решетками окна проливали свет на роскошную позолоченную лепнину Царских врат, отделку ярусов иконостаса и солеи. Старожилы говорили, что по праздникам здесь играл орган. Хор был большой — человек тридцать. Пели, как говорили, тихо, но раздавалось громко. То есть акустика была очень хорошей. Возле храма была длинная коновязь, то есть, слега за которую приезжающие на службу крестьяне, купцы и гости могли привязывать лошадей своих повозок. Престольные праздники — Спаса Преображение, Троица, Казанская были очень любимы народом. Широко отмечались, естественно, Рождество Христово, Богоявление и Крещение Господне и Пасха. По этим праздникам священники зачастую ходили по домам лотошиннцев и окрапляли святой водой жилища.

В 1863 году Лотошино входило в Храневское благочиние, где тогда красовалась своей уникальной архитектурой Введенская церковь. Преображенская церковь имела обширные земли и даже отвоевывала их через судебные инстанции того времени у самих ее устроителей, о чем свидетельствует тяжба, длившаяся с 1861 по 1869 год между благочинием и князьями Василием Ивановичем и Борисом Васильевичем « ...о порубе пяти ив... и неправильном завладении землей». Послереволюционная история величественного Преображенского храма трагична, как и история многих других храмов на просторах нашего многострадального Отечества.

В середине 30-х годов XX века часть его была взорвана. Эту операцию проводили изощренно, так как непросто было разрушить почти монолитные стены храма и колокольни. В стенах выбивали кирпичи, закладывали взрывчатку и только так обрушивали храм по частям. Существует то ли быль, то ли легенда в которой говориться о том, как сбрасывали с колокольни колокола. Наняли специальных людей. Те закрепили веревки, подрубили основы креплений и сбрасывали колокола серебряного звона с высоты. Один колокол, чуть меньше роста человека, никак не хотел падать. С ним долго возились. В это время внизу стояли монахини на коленях и молились, почти стонали. Когда колокол все же спустили на веревках, один из мужчин подошел и стал кричать: «Зачем сняли колокол? Поднимайте обратно!» Его гнали. А этот колокол на земле лежал на боку. Мужчина сел к нему спиной и сказал: « Не дам я вам совершить этот грех». Его опять гнали, но это не удавалось сделать. Тогда ему сказали: « Ну и сдохни под ним» и нахлобучили его колоколом. Через некоторое время, когда нужно было что-то все-таки делать, колокол опять положили на бок, но мужчина был уже мертв. И еще один символический факт. Те руководители района, которые организовывали это кощунство (фамилии их известны) сами были репрессированы в годы сталинских репрессий.

В Великую Отечественную разрушительные действия продолжались к 1945-47 году на месте былого благолепия образовался безобразный заросший пустырь. Осквернялись, громились и находившиеся вокруг храма надгробные памятники на могилах прицерковного кладбища, куда хоронили умерших младенцев и достойных людей, в том числе и шестерых владельцев Лотошинской усадьбы - князей Мещерских. В пятидесятых годах, когда проводили строительные работы на территории сквера, разрывали могилы с остатками позолоченных риз, и был разрушен склеп, вероятно, родовое захоронение князей Мещерских.

В 1993 году в поселке была образована православная община, именованная в честь разрушенного храма «Преображенской». На месте, приближенном к зданию разрушенной колокольни, был установлен и освящен поминальный крест. В 1995 году общине для проведения служб было предоставлено часть помещения бывшего военкомата. Позже оно было передано полностью. Силами членов общины была произведена реконструкция внутреннего и внешнего вида. Службы ведутся на антиминсе, благословленном Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В 2004 году был выделен большой участок земли для строительства нового храма. В настоящее время на нем построен деревянный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Заложен камень и Преображенского храма, который будет строиться позже.

Взято отсюда http://www.lotoshino-blag.ru/node/51

Прикрепленный файл: Преображенская церковь.jpg
---
Москов.обл. (Шаховской и Лотошинский р-ны: Мясоедово, Харитоново, Поречье, Марково, Воробьёво, Плоское); Новосибирская обл. (Коченевский район: Вахрушево, Малый Оеш).
Лайк (1)
Nevalyashka
Модератор раздела

Nevalyashka

Московская область, Шаховской район
Сообщений: 285
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 228
Узнала, что мой прадед, которого я так долго вычисляла, был из деревни Воробьёво Лотошинского района.

Что есть в Инете про эту деревню:
До 19 марта 1919 года входила в состав Кульпинской волости Волоколамского уезда Московской губернии, после чего была присоединена к Лотошинской волости.
По сведениям 1859 года в деревне было 23 двора, проживало 193 человека (87 мужчин и 106 женщин), по данным на 1890 год число душ в деревне составляло 95, по материалам Всесоюзной переписи населения 1926 года проживало 379 человек (166 мужчин, 213 женщин), насчитывалось 75 крестьянских хозяйств, имелась школа.
Расположена примерно в 8 км к юго-востоку от районного центра — посёлка городского типа Лотошино, на ответвлении от автодороги Р107 Клин — Лотошино. . У деревни находится исток реки Городни — нижнего притока Ламы. Ближайшие населённые пункты — деревни Шилово и Горы-Мещерские.
Относится к Ошейкинскому сельскому поселению, до реформы 2006 года относилась к Ушаковскому сельскому округу.

Приход был в Скорбященской церкви села Федоровского. Запись об его рождении нашла!

И еще добавлю, что в 2016 году мы изучали окрестности и были около этой церкви, даже фотка сохранилась, тёмная, правда, но хоть так. Удивительно...

Прикрепленный файл: P1010245.JPG
---
Москов.обл. (Шаховской и Лотошинский р-ны: Мясоедово, Харитоново, Поречье, Марково, Воробьёво, Плоское); Новосибирская обл. (Коченевский район: Вахрушево, Малый Оеш).
Лайк (1)
langeri
Участник

Сообщений: 93
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 88
Здравствуйте! Вижу, что МК с. Лотошино, по крайней мере, с 1871 г. хранятся в ЦИАМ. Знает ли кто-то где хранятся МК за 1800 - 1870гг.?
Nevalyashka
Модератор раздела

Nevalyashka

Московская область, Шаховской район
Сообщений: 285
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 228
На сайте https://cgamos.ru/ukazateli/ выложены указатели приходов церквей в помощь исследователям.
---
Москов.обл. (Шаховской и Лотошинский р-ны: Мясоедово, Харитоново, Поречье, Марково, Воробьёво, Плоское); Новосибирская обл. (Коченевский район: Вахрушево, Малый Оеш).
PedigreeResearcher

PedigreeResearcher

Сообщений: 3226
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 902
Церковь Св. Живоначальной Троицы в Гатчинском дворце

Рожден 24 мая 1894 г.
Крещён 29 мая 1894 г.

Федор

Московской губернии, Волоколамского уезда, Осташковской волости, деревни Клусова, крестьянин Алексей Филатов, сын Филатов, и законная жена его Мария Леонова, православного вероисповедания.

Прикрепленный файл: 24-05-1894.jpg
langeri
Участник

Сообщений: 93
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 88

langeri написал:
[q]
Здравствуйте! Вижу, что МК с. Лотошино, по крайней мере, с 1871 г. хранятся в ЦИАМ. Знает ли кто-то где хранятся МК за 1800 - 1870гг.?
[/q]


Ура, коллеги! Благодаря выложенным в открытый доступ исповедкам, нашёл к какому приходу относилось Орешкова. Это Ярополец, Казанская церковь. Вдруг ещё кому-то пригодится.
Вообще, очень большой объём ИВ по Волоколамскому уезду выложен, покрывает временной промежуток с конца 18 века по начало 20 века.
pvarukhin
Участник

Сообщений: 100
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 57
Добрый день

Прошу помочь с поиском информации
Мои предки жили в селе Макарово Тверской области
Около 1861-го года переехали в Петербург и стали Петровыми, до этого были без фамилии.
Источники дают противоречивую информацию, никак не могу разобраться.

Кратко приведу список родственников, чтобы проще было объяснить суть проблемы:
- Петров Николай Саввич - родился в 1883-м году в Петербурге
- Савелий Арсеньевич Петров - родился примерно в 1849-м году в селе Макарово
- Арсений Петрович Петров - родился примерно в 1827-м году в селе Макарово

1. В метрической книге из храма Петербурга в записи о рождении Петрова Николая Саввича написано, что его отец Савелий Арсентьев Петров - крестьянин Тверской губернии, Старицкого уезда, Татьянковской волости, деревни Макарова. Среди воспреемников той же губернии, уезда, волости и села - крестьянин Арсений Петров

2. С большим трудом на Familysearch в ревизских сказках Тверской области нашел Савелия и Арсения в Тверской губернии, Старицкого уезда, Татарковской волости, Макаровского общества, деревни Макарова

3. На сайте Тверского архива в справочнике волостей селение Макарово относится к Старицкому уезду, Федосовской волости (Ссылка)

4. В ЦГАМОС в списке приходов деревня Макарово тоже относится к Федосовской волости (Ссылка)

5. Если искать по Яндекс-картам, то деревень Макарово в тверской области две-три точно, но кажется, что это Макарово Лотошинского района (карта)

С ревизскими сказками мне повезло, но пытаюсь найти метрические книги.
Не могу понять, к какой церкви относилось Макарово.
Рядом находится Нововасильевская церковь, но она постройки 1868-го года, до этого должно быть другое
В ЦГАМОС написано, что церковь была "ПРИХОД ПОГОСТ ИВАНОВСКОЙ на Ламе Ц. СВ. ГЕОРГИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО УЕЗДА". Посмотрел сканы за пару лет, деревня Макарово ни разу не упоминается.

Буду благодарен за любую информацию, идеи

Прикрепленный файл: Петровы. Ревизские сказки Тверской области 1858 (10 ревизия).jpg
← Назад    Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 Вперед →
Модератор: Nevalyashka
Генеалогический форум » Дневники участников » Дневники участников » Дневник Nevalyashka » Лотошинский район Московской области [тема №80012]
Вверх ⇈