Копирование материалов дневника осуществляется по согласованию со мной, ссылка на него ОБЯЗАТЕЛЬНА. См. законодательство РФ в этой части. |
Полезные сноски и цитаты.
Труды наши многотрудные ..на стр.41 указан факт внешнего плагиата из моего дневника без ссылки на меня
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1865 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1213 | Наверх ##
22 июля 2018 17:02 14 марта 2019 18:37 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДУХОВНОГО СОСЛОВИЯ
К РЕКРУТСКОЙ ПОВИННОСТИ (на примере разбора духовенства 1807 г. в Вологодской губернии) Ф.Н. Иванов г. Сыктывкар Реформы, проводившиеся в России в первой четверти XVIII столетия, привнесли существенные изменения в жизнь страны. Результатом петровских преобразований стало переустройство и законодательное оформление основных сословных групп внутри российского общества, в том числе духовного сословия. В предлагаемом вашему вниманию докладе мы предприняли попытку рассмотреть взаимоотношения реформированного духовного сословия с армией, проанализировав практику так называемых «разборов духовенства». В ходе таких разборов из духовного сословия исключались нештатные священно- и церковнослужители и их сыновья (как правило, старше 15-летнего возраста). Такие люди либо зачислялись в армию солдатами, либо записывались в податные сословия. Существенные изменения в жизни Церкви и духовного сословия, произошедшие в петровскую эпоху, всегда привлекали к себе внимание историков. «Разборам церковников» уделялось значимое место в их разработках, однако, они исследовали эту проблему, преимущественно, в рамках истории петровских преобразований, истории Церкви и её взаимоотношений с государством, в рамках истории духовного сословия.1 В данном случае нам хотелось бы обратить внимание на разборы как один из способов комплектования армии. Практика разборов духовенства стала следствием законодательного оформления духовного сословия в 20-е годы XVIII в. Как известно, одним из направлений политики модернизации, проводимой Петром Великим в России, было изменение взаимоотношений государства и Церкви, роли церковной организации в жизни общества. В результате реформ Церковь была подчинена государству, деятельность ее была регламентирована и поставлена под контроль государственных институтов. Правительство также приложило усилия к созданию духовного сословия. Постепенно поступление в духовный чин новых людей из «других званий» был значительно затруднен. Численность священно- и церковнослужителей была заметно сокращена указом Петра I о штатах духовенства от 1718 г. (введены в 1722 г.). Духовное сословие получило ряд привилегий, таких, как освобождение от подушной подати, рекрутской повинности и воинского постоя, но те священно- и церковнослужители и их дети, кто не получали церковных мест, подлежали переводу из духовного в «податное состояние». В соответствии с «Духовным регламентом» и «прибавлениями» к нему, для штатных церковных служителей был введен образовательный ценз, при этом дети духовенства, уклонявшиеся от учебы или не проявлявшие в ней успехов, заносились в подушной оклад2 . В дальнейшем преемники Петра I для регулирования численности духовного сословия прибегали к уже упоминавшейся практике разборов духовенства, исключая из его состава всех нештатных и неграмотных священников и церковных служителей. При помощи разборов государственная власть стремилась сохранить привилегии только за необходимым ей числом священнослужителей, а введение образовательного ценза, являвшегося одним из оснований для освобождения от разбора, также способствовало достижению цели государства – повышению уровня грамотности духовного сословия3 . Разборы духовенства проводились правительством планомерно и регулярно, в зависимости от увеличения численности детей священно- и церковнослужителей (например, в 1743 г., 1797 г.), либо после введения новых более жестких церковных штатов (например, в 1784 г.)4 . Как можно видеть, в XVIII – XIX вв. социальный статус духовного сословия был во многом близок к положению представителей ряда непривилегированных сословных групп, занятых определенным видом деятельности. Эти группы имели ряд особых прав и преимуществ, в том числе и свободу от рекрутской повинности, но утрачивали их, когда переставали заниматься своей профессиональной деятельностью. Однако, необходимо отметить, что особенный интерес к представителям духовного сословия правительство проявляло во время войн. Здесь необходимо особо подчеркнуть, что для российской армии XVIII – XIX вв. были важны все источники пополнения личного состава. , К началу XIX столетия в списках армии значилось уже 446 069 военнослужащих5 . При этом численность войск оставалась неизменной как в военное, так и в мирное время. Комплектование многочисленной армии требовало набора большого числа новобранцев. В войсках была повышенная смертность из-за тяжелых условий службы, плохого питания и неудовлетворительного медицинского обслуживания. Весьма распространенными явлениями, особенно в XVIII в., были гибель и побеги рекрутов во время пути с мест приема6 . Все это привело к тому, что, по подсчетам Ю.Ф. Прудникова, в XVIII – начале XIX вв. для русской армии было «характерно наличие постоянного хронического некомплекта формально в 8-10, а фактически в 15-20 % ... штатного состава»7 . Как можно видеть, даже такой небольшой приток новобранцев, который давали разборы духовенства, был жизненно необходим войскам, особенно в военные годы. Так, в 1735 – 1737 гг. в ходе русско-турецкой войны правительство Анны Иоанновны провело два разбора духовенства, когда в армию были взяты все не состоявшие в штатах и годные по состоянию здоровья священно- и церковнослужители и их сыновья.8 В начале русско-турецкой войны 1768 – 1774 гг. также было приказано взять на военную службу детей священно- и церковнослужителей, живущих праздно при отцах и родственниках.9 Подобный разбор духовенства был проведен и в 1807 г. во время наполеоновских войн.В нашем распоряжении имеются нормативные акты и делопроизводственные материалы по разбору духовенства в Вологодской губернии в 1807 г., отложившиеся в фонде 18 (канцелярия губернатора) Государственного архива Вологодской области .10 Мероприятия в Вологодской губернии проводились на основании именного указа от 20 ноября 1806 г. «о учинении Священно и церковнослужительским детям не обучающимся в школах и живущих праздно при отцах своих, как для государственной, так и для собственной их пользы разбора на основаниях прежде бывших».11 В соответствии с этим указом определению на военную службу подлежали подростки 15 лет от роду и старше, студенты духовных училищ и семинарий «поведения непорядочного», а также причетники, ранее уволенные от своих должностей.12 Часть духовного сословия была освобождена от назначенного разбора – служители церквей и соборов г. Санкт-Петербурга, а также Успенского и Благовещенского соборов в г. Москве получили такую льготу, по-видимому, в качестве особого благоволения со стороны власти. Кроме них от разбора были освобождены служители Минской, Подольской, Волынской и Житомирской епархий. По всей видимости, такое «послабление» было сделано для того, чтобы не ослаблять православное духовенство на территориях, где были сильны позиции униатства. В развитие императорского указа был издан указ Правительствующего Сената, которым определялась процедура проведения разбора; государственные органы управления должны были вести всю работу в тесном взаимодействии с церковными властями и закончить её «в самоскорейшем времени».13 Разосланное по всем губерниям распоряжение Военной коллегии14 требовало собрать в армию всех детей священно- и церковнослужителей, причем особо подчеркивалось, что «одни только увечья могут делать помянутых людей неспособными к военной службе, малость же роста наблюдать в сем случае никакой нет надобности».15 Необходимо отметить, что в те годы в армию брали, в соответствии с узаконенной практикой, как правило, людей ростом не менее 2 аршинов 6 вершков (168 см.), и, по сообщению обер-прокурора Святейшего Синода, в некоторых губерниях России в ходе разбора духовенства 1806 – 1807 гг. малорослых возвращали обратно в консистории. Однако такие действия рекрутских присутствий, проводивших освидетельствование новобранцев, были признаны Сенатом неправильным, и все ранее «забракованные» по малому росту были направлены на военную службу.16 Добавим, что уже в ходе разбора император Александр I своим особым распоряжением «указать соизволил», чтобы высокорослых (не менее 2 аршин 9 вершков – 182 см.) людей хорошего поведения зачисляли на службу в гвардейские полки. Среди жителей Вологодской губернии таковым оказался «грязовецкой округи Дмитровской церкви, что в Широкогорье дьяконский сын Никанор Тихомиров».17 Всего же к разбору 1806 – 1807 гг. в Вологодской губернии было привлечено 210 человек. Вологодская духовная консистория, в соответствии с изданными распоряжениями, направила в губернское рекрутское присутствие, помимо прочих людей, нерадивых учеников духовных учебных заведений – двух из Вологодской семинарии, трех из устюжской школы и тринадцать из Вятской семинарии. После медицинского освидетельствования Вологодское губернское рекрутское присутствие приняло на службу 157 человек. Набранные рекруты долгое время находились в г. Вологде «под ведением губернской роты без всякого употребления по назначению их на службу», потому что Военная коллегия долго не могла определить, в какие части следовало направить новоявленных солдат. В конечном итоге в апреле 1807 г. 91 человек из числа новобранцев был направлен на службу в Вильно и 66 – в Санкт-Петербург, причем один из них – в гвардию. Остальные 53 человека были возвращены Вологодским губернским рекрутским присутствием в консисторию «за неспособностью к службе». Однако, система управления Российской империи была жестко централизована, и действия низовых органов управления требовали утверждения вышестоящих инстанций. Вследствие этого рапорт Вологодского гражданского губернатора И.И. Линемана о результатах разбора духовенства во вверенной ему губернии был в своё время заслушан на одном из заседаний Правительствующего Сената. Усмотрев в действиях губернатора некоторые упущения, сенаторы издали 12 сентября 1808 г. указ, адресованный И.И. Линеману, в котором определили следующее: «отчисленные от службы Матвей Васильев, по косноязычеству, Андрей Мусников за повреждением на левой руке и слабостию сложения, Иван Попов за бельмом на глазу и Михайло Краснов за малоумием, по каковым телесным недостаткам могут быть употреблены в фурштадские [обозные солдаты – Ф.И.] или другие по полкам нестроевые звания, и для того всем… предписать, чтобы свидетельствуя сами Краснова, естьли не найдете в нем совершенной глупости, обратили как его так и всех вышеименованных в военную службу». Губернатор ответил, что «по сему указу надлежащее исполнение учинено быть имеет», но результаты подобного переосвидетельствования нам неизвестны.18 Добавим также, что в соответствии со специальным циркуляром МВД от 20 февраля 1808 г., выходцы из духовного сословия, освобожденные в этот и предыдущие разборы от рекрутчины по причине физической негодности, были поставлены на учёт.19 Это позволяло правительству контролировать духовное сословие и проводить следующие разборы в более короткие сроки. Последний разбор духовенства в России был произведен в 1830–1831 годах. В правление Николая I были существенно уточнены статус и права детей священников и церковных служителей. Теперь представители данной категории населения, в соответствии с указами 1827 и 1830 годов о поступлении на военную и гражданскую службу и сводом законов 1842 г., получили большую свободу при выборе рода своей будущей деятельности, а также некоторые преимущества при поступлении на службу и, самое главное, были избавлены от обязанности для выхода из «духовного звания» приписываться в податные сословия. Наконец, в 1869 г. были установлены новые, сокращенные, штаты церквей, а дети духовенства – исключены из духовного сословия, причем детям священнослужителей были присвоены права личного дворянства или потомственного почетного гражданства, дети церковнослужителей получили права личного почетного гражданства.20 Как можно видеть, в XVIII – XIX вв. статус, права и преимущества духовенства находились в зависимости от утвержденного правительством штатного расписания и образовательного ценза. Проводя разборы духовенства, правительство решало ряд задач, связанных как с развитием Церкви как государственного института, так и увеличением доходов казны. Однако, необходимость в проведении разборов духовенства была вызвана в немалой степени и нуждами военного ведомства, причем сроки разборов часто совпадали с периодом, когда Россия вступала в вооруженные конфликты.
1 Знaмeнcкий П. B. Зaкoнoдaтeльcтвo Пeтpa Beликoгo oтнocитeльнo пpaвocлaвнoгo дyxoвeнcтвa // Пpaвocлaвный coбeceдник. - 1863. - № 10. - C. 134-148; Нечаева М. Ю. Церковь в модернизирующемся обществе России XVIII – начала ХХ в. // Уральский истор. вестн. - № 5—6. Екатеринбург, 2000 [/]; Ковальчук М.А., Тесля А.А. Земельная собственность в России: правовые и исторические аспекты XVIII - первая половина XIX вв. - Хабаровск, 2004 // Хронос [ ]; Пулькин М.В. Православный приход в XVIII – начале ХХ в.: пути изменений (по матер. Олонецкой епархии) // Вера и разум: Религия и гуманитарное знание : Межвуз. сб. науч. ст.) / отв. ред. В. М. Пивоев; Петрозаводск, 2002. - С. 30 – 46; Белоусов С.В. Провинциальное общество и Отечественная война 1812 года (на матер. Среднего Поволжья) / Автореф. … канд. ист. наук. – Самара, 2007. - С. 22. 2 Цыпин В.А. Православие // Большая Рос. Энциклопедия : В 30 т. / отв. ред. С.Л. Кравец. Т. «Россия» - М., 2004. - С. 216; Ковальчук М.А., Тесля А.А. Указ. соч. 3 Нечаева М. Ю. Указ. соч. - С. 269 – 270; Ковальчук М.А., Тесля А.А. Указ. соч. 4 http: // ; ГАВО. Ф. 18. Оп. 1. Д. 194. Л. 76. 5 Строков А.А. История военного искусства. Т. IV. – СПб., 1994. - С. 14; Бескровный Л.Г. Указ. соч. - С. 12, 16. 6 Леонов О.Г., Ульянов И.Э. Регулярная пехота: 1698 – 1801 / История Российских войск. – М., 1995. - С. 18, 66; Зайончковский А.М. Восточная война, 1853 – 1856. В 2 т. Т. 1. – СПб., 2002. - С. 437 – 454. 7 Прудников Ю.Ф. Комплектование русской армии (1794-1804 гг.). / Автореф. … канд. ист. наук. – М., 1972. - С. 14. 8 http: // 9 Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. XV. История России с древнейших времен. Т. 29 / отв. ред. И.Д. Ковальченко. – М., 1995. - С. 105. 10 Государственный архив Вологодской области (далее – ГАВО). Ф. 18. Оп. 1. Д. 194. Л. 2 – 76. 11 Там же. Л. 2. 12 Там же. 13 Там же. 14 После учреждения министерств 8 сентября 1802 г. коллегии были «расписаны» по профильным ведомствам и подчинены соответствующим министрам. В дальнейшем, в 1803 – 1832 гг. коллегии были постепенно упразднены. (См.: Сенин А.С. Становление министерской системы управления в России // Новый истор. вестн.. - 2003. - № 9. [/2003_1/1.shtml]). 15 ГАВО. Ф. 18. Оп. 1. Д. 194. Л. 16. 16 Там же. 17 Там же. Л. 11. 18 Там же. Л. 15, 20, 72-75. 19 Там же. Л. 76. 20 Тальберг Н.Д. История Русской Церкви. 1801-1908 гг. // Православие и современность. Информ.-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Электронная библиотека. []. http://refdb.ru/look/1911630.html
--- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1865 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1213 | Наверх ##
23 июля 2018 14:34 14 марта 2019 18:38
 --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14505
| Наверх ##
27 июля 2018 16:50 27 июля 2018 22:51 Уважаемая Ольга, Вы пишите, что: «Юлия Ивановна Сысоева (родная сестра моей прабабушки) была замужем за неким Кузминским, был сын Владимир Кузминский (педагог) очень пожилой человек проживал в г. Вологде на ул. Мальцева»: https://forum.vgd.ru/2357/71879/310.htmВся моя родня всегда говорила и писала КузминскийНашёл статью о Вологодском учителе Владимире Анатольевиче Кузьминском. Возможно, Ваш родственник. Фамилия могла трансформироваться из Кузминского в Кузьминский, а, может, так и была - Кузьминский. Только в разных источниках писали по-разному. КУЗЬМИНСКИЙ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ: Рыбин Алексей. – Владимир Кузьминский: «Все уже знали, что назревает война». «Комсомолка» публикует материал об Учителе с большой буквы, самым первым "институтом" которого стала война [фото]. Владимира Анатольевича Кузьминского знают многие. Полжизни он — офицер запаса. Отработал учителем физики в вологодской школе № 1. Сейчас Владимиру Анатольевичу 91 год. Ученик той же «первой» школы, оттуда он ушел на фронт, туда и вернулся - уже в звании капитана Советской армии. Владимиру Кузьминскому посвящены десятки газетных статей, которые аккуратно хранятся ветераном в одной большой папке вместе с множеством грамот и благодарностей. А значит, и с журналистами общаться ему не привыкать. Много про меня уже материалов... Повторяются они все. Давайте сейчас я Вам коротко свою биографию расскажу с самого начала. От этого и будем отталкиваться. Садитесь, - на секунду подняв глаза от бумаг, говорит ветеран. С фотоаппаратом в руках я опускаюсь напротив Владимира Анатольевича — уж слишком убедительно прозвучало предложение учителя, даже и брошенное вроде как мимоходом. Не бывают они бывшими все-таки, не бывают. «Щелкну» позже. А мы пока начинаем с начала. Владимир Анатольевич родился в Вологде 26 февраля 1924 года. До 1942 года он учился в школе № 1. Когда началась война, я заканчивал девятый класс — мы как раз сдавали экзамены. Собственно, ничего такого особенного и не почувствовали в тот день. Просто все и без того знали, что война назревает. Встали утром, прослушали сообщение по радио, пошли на базар, - смеется ветеран. - Сразу на войну нас не взяли — по возрасту еще не подошли. После уроков стали посылать на работы - на аэродромы под Вологдой, уборку урожая, дежурства несли. К учебе в 10-м классе в итоге приступили в октябре-начале ноября. Владимир Кузьминский закончил школу в мае 1942 года. А уже в августе началась другая учеба - вместе с другими выпускниками их отправили в Пуховичское общевойсковое военное училище, которое в те годы находилось в Великом Устюге. В августе нас отправили в Пуховичское военное училище в Великий Устюг. Это училище было из-под Минска эвакуировано туда. Всех наших вологодских ребят да и из соседних районов туда направляли. Перед войной ведь у нас было едва ли не военное положение. Наши возраста находились в военных и стрелковых кружках и были приписаны к различным военным училищам. И вот приехали мы в Устюг, там нас сразу разбили на взводы и роты и начали обучать. Впрочем, эта учеба длилась недолго — вместо четырех мирных лет на подготовку командира взвода теперь отводилось лишь шесть месяцев. Недавние школьники выходили лейтенантами из стен училищ огромными партиями, поток не прекращался ни на минуту, однако война перемалывала их в не меньших масштабах. Продолжительность жизни 18-летнего командира взвода - четыре дня - стала воистину страшной легендой. Владимиру Анатольевичу повезло. Но от фашистской пули и он уйти не смог. Весной 1943-го учеба кончилась. Мы получили звание лейтенантов. В то время как раз надвигалась Курская битва. Туда нас и направили. Была там около Курска такая станция — Свобода называлась. В этом месте располагался штаб Центрального фронта, который формировал армию для защиты Курской дуги. Там мне дали в командование взвод танковой разведки. Тогда шла подготовка к отражению массовой танковой атаки немцев. Все это было перед пятым июля, - вспоминает ветеран. А 5 июля немцы пошли в массированное наступление — так началась знаменитая битва на Курской дуге, которая в итоге окончательно переломила ход войны в нашу сторону. Шли в основном «Тигры» и «Пантеры». Но нам было приказано — по всему фронту - что определенные подразделения должны были только препятствовать немцам, не вступая в бой с этими новыми танками. То есть, танки пропускать, а отрезать только пехоту, которая идет следом. Вот так мы и держались в обороне десять дней, отражая их атаки. Пришлось, правда, отойти на 8 километров вглубь, так как соседние части не выдержали напора. И одновременно продолжали тренировать рядовых новобранцев — посадку, сброс десанта и так далее. А 15 июля был дан другой приказ — в атаку. Начали мы двигаться вперед с этого дня. Каждая боевая единица получила задачу по захвату после артподготовки отдельных населенных пунктов, - ветеран ненадолго замолкает. - Знаете, эта картина, когда сам идешь после артподготовки... Июль, все поля засеяны и тут как молотить начали — и наши, и немцы в ответ - все подняли буквально в воздух. Было светло и наступила совершенная темнота! Пыль кругом. Артобстрел ведется с обеих сторон, авиация еще вдобавок бомбит. Смотришь и глазам не верится — самолет летит и вдруг разрушается прямо в небе и падает на землю в эту же земляную кашу... В общем, взяли мы Протасово. Именно тогда его в первый раз настигла немецкая пуля. Молодой офицер был ранен в плечо и оказался в полевом госпитале под Курском. Там я до 22 сентября находился. После этого снова направили на фронт. Взвод уже, конечно же, другой был, они ведь там моментально формировались. Попали мы уже фактически на Украину. У меня даже карты с той поры сохранились. Карты у ветерана действительно сохранились — поистрепавшиеся от времени, с дырами на углах и пометками, сделанными красным карандашом. Вам можно было их с собой брать? - Да никто и не спрашивал, - махнул рукой ветеран. В составе 2-го Украинского фронта взвод Владимира Кузьминского с боями дошел до реки Снов. Надо ее было форсировать. Нас, танковую разведку, вперед отправили. Разведывали мы с бойцами переправы, потом мосты наводили и вот в один из дней было назначено форсирование в районе деревни Новоборовичи. Форсировку начали рано утром — в тумане. А единственным ориентиром был спиртозавод в Новоборовичах на том берегу. Надо было держаться его. А туман-то все больше и больше, и из щелей танка водителю уже ничего не видно. Пришлось башню открывать да вылезать наружу, чтоб верхушку трубы этого завода хотя бы видно было. Так и переправлялись. А на том берегу начали гореть стога сена. Это и немцы стрелять начали зажигательными пулями, и наши тоже. Из танка высунулись с командиром и видим - там загорелось, тут загорелось. Такая корректировка маршрута, - смеется ветеран. - А потом меня как будто палкой по боку ударили. «Чего там у тебя?», - кричат из танка. «Да вот чего-то попало», - отвечаю. «Давай вниз!». Опустили меня на днище танка, потом десантный люк открыли и выбросили прямо на мокрое поле. Танк пошел дальше, а я остался. Дальше шли машины подбора — раненых подбирали. А немцы в это время артиллерийский обстрел начали. И мне в ногу еще осколок прилетел, пока я на поле этом лежал. Потом уже подошел транспорт, подобрали нас всех раненых и отвезли обратно на переправу. За одну атаку два ранения получил. А дальше пошли госпитали. Названий их ветеран уже не помнит, да оно нам и не надо. Владимир Анатольевич перечисляет города, через которые их везли: Ульяновск, Куйбышев, Челябинск, Омск. Доехали до Новосибирска. Там уже снегопад, а мы все еще в летней форме. Нам железнодорожники тогда одеял подбросили. Из очередного госпиталя офицер вышел в декабре 1943-го. На фронт его больше не взяли — оставили в тылу заниматься обучением новобранцев. Сначала под Новосибирском, потом Бийск, затем опять Новосибирск. Летом 1944-го командира учебного взвода Владимира Кузьминского и других офицеров направили в Первомайск Одесской области. Там они готовили пополнение до начала 1945-го. Однако совсем война для Владимира Анатольевича не закончилась — ведь в обязанности «педагогов» еще входила и доставка новобранцев до фронта. И иногда сражение начиналось как раз в момент приезда в часть очередной партии солдат — тогда приходилось вступать в бой прямо с ходу. Всем. Победу уже старший лейтенант Владимир Кузьминский встретил в городе Рени, что на Дунае. Воспоминания его мало чем отличаются от многочисленных свидетельств очевидцев того Дня: сообщение по радио и стрельба—салют. После войны Владимир Анатольевич продолжил службу - в том же Рени Одесского военного округа, но уже командиром роты. Причем военным он оказался ценным, и начальство никак не хотело отпускать офицера домой. Я уже капитаном был, работал к 1948-му году в штабе. И там как раз увидел, что началась демобилизация офицеров с Одесского военного округа. Начали везде ездить комиссии. Я прошу начальника — направьте, мол, сколько раз я уже писал, что хочу учиться в гражданском училище. Нет, никак. Начнут разбирать мой вопрос — да мы тебя в академию имени Сталина учиться отправим, ты нам нужен. Я говорю, да мне не надо. Они опешивают: как это не надо? И вот в апреле 48-го начальник строевого отдела говорит мне: «Володька, давай-ка сюда документы свои, я комиссии потихоньку положу. Батя (командир части — прим. авт.), конечно, против будет, потому я на подпись ему не дам». Дал я ему документы. Вызывают наконец-то меня на комиссию, а там и батя сидит. «Я ж тебе отказал», - говорит мне, - «чего пришел-то?». Я — ему: «Так я в комиссию теперь пришел, и документы поданы уже». Те подтверждают, мол, да, поданы. Посмотрели они в общем, все как следует у меня там и демобилизовали. Поехал я Вологду... Несмотря на расставание с погонами, с пути своего Владимир Анатольевич не свернул. Офицер продолжил готовить будущих солдат — но уже к мирной жизни. 37 лет он преподавал ребятам физику и электротехнику, астрономию и черчение в родной школе № 1. И все же первым институтом подполковника Кузьминского стала война, а первыми его учениками - необстрелянные новобранцы. Так будет ли преувеличением назвать Владимира Анатольевича учителем от Бога? Библиография: Рыбин Алексей. – Владимир Кузьминский: Все уже знали, что назревает война // Комсомольская Правда – Вологда. – 2015. – 5 марта. НА ФОТОГРАФИИ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ КУЗЬМИНСКИЙ: АВТОР ФОТО АЛЕКСЕЙ РЫБИН. Источник: http://www.vologda.kp.ru/daily/26350.4/3232534/8 мая 2017 года ушёл из жизни учитель школы, ветеран Великой Отечественной войны Кузьминский Владимир Анатольевич (26.02.1924-08.05.2017). Коллектив школы скорбит о невосполнимой утрате и выражает искренние соболезнования родным и близким. Источник: http://1st-school.net/index.ph...08-05-2017 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14505
| Наверх ##
27 июля 2018 18:35 27 июля 2018 18:39 КУЗЬМИНСКИЙ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Учитель физики и астрономии Владимир Анатольевич Кузьминский родился 26 февраля 1924 года в Вологде. Сначала учился в начальной школе № 5, потом перешёл в среднюю школу № 21. В 1942 году окончил 10 классов школы № 21 и был направлен в Пуховичское военное училище, которое находилось в Великом Устюге. После окончания ускоренного курса (6 месяцев) в звании лейтенанта был направлен на Центральный фронт в 13-ю армию и назначен командиром взвода танкового десанта. В то время войска Центрального фронта занимали оборону на Курской дуге. Взвод В. А. Кузьминского занимал оборону в районе станции Поныри на Курско-Орловском направлении. 5 июля 1943 года началась Курская битва. 16 июля Владимир Анатольевич был ранен в бою. После госпиталя был направлен в 65-ю армию и назначен командиром взвода танковой разведки. Участвовал в боях на Сумском направлении. После форсирования Десны, в районе города Шостка танковая бригада, в которой воевал В. А. Кузьминский, оказалась отрезанной от основных частей и окружена. За удержание плацдарма и разведку переправы Владимир был награждён орденом Красной Звезды. Затем было наступление на Гомель, через Черниговскую область войска вышли в Белоруссию. При форсировании реки Снов, что у деревни Новоборовичи, Кузьминский получил второе ранение (тяжёлое - в грудь и в ногу). До начала 1944 года лечился в госпитале в городе Новосибирске. В январе 1944 года под Новосибирском формировалась танковая бригада, в которую и был направлен Владимир. Эта бригада была включена в состав 6-й танковой армии. В. А. Кузьминский принимал участие в боях на Ясско-Кишинёвском направлении, участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Венгрии. 6-я танковая армия под командованием генерала Кравченко получила звание гвардейской, участвовала в боях у озера Балатон в Венгрии. После разгрома немецкой группировки части 6-й танковой армии продолжили наступление до границ Австрии. Победу Кузьминский встретил в Румынии, куда направили бригаду на формирование. Награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, шестью медалями. После войны Владимир Анатольевич до 1948 года служил командиром роты разведки танковой части, затем помощником начальника штаба танкового полка по разведке. В 1948 году демобилизовался, приехал в Вологду и поступил в педагогический институт на физико-математический факультет. После окончания пединститута 37 лет (с 1952 по 1989 год) работал учителем физики в средней школе № 1. Константин РЕУТОВ, техник по ремонту компьютеров. Библиография: Реутов Константин. 1945 - 2010. 65 лет Великой Победы // Красный Север. – 2009. - № 130. – 12 ноября. Источник: http://www.krassever.ru/articl...y-pobedy-2 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14505
| Наверх ##
27 июля 2018 21:12 27 июля 2018 21:14 КУЗЬМИНСКИЙ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ – ДОПОЛНЕНИЕ: Кузьминский Владимир АнатольевичРодился 26 февраля 1924 г. в Вологде. Сначала учился в начальной школе № 5, потом перешел в среднюю школу № 21. В 1942 г. окончил 10 классов средней школы № 21 и был направлен в Пуховичское военное училище, которое находилось в Великом Устюге. После окончания ускоренного курса училища (6 месяцев) Кузьминский В. А. в звании лейтенанта был направлен на Центральный фронт в 13 армию и назначен командиром взвода танкового десанта. В то время войска Центрального фронта занимали оборону на Курской дуге. Взвод Кузьминского В. А. занимал оборону в районе станции Поныри на Курско-Орловском направлении. Против советских войск немцы бросили 50 дивизий, из них 16 танковых и моторизованных дивизий. 5 июля 1943 г. началась Курская битва. 16 июля Кузьминский В. А. был ранен в бою. После госпиталя Кузьминский В. А. был направлен в 65 армию и назначен командиром взвода танковой разведки. Кузьминский В. А. участвовал в боях на Сумском направлении. После форсирования Десны, в районе г. Шостка танковая бригада, в которой воевал Кузьминский В. А., оказалась отрезанной от основных частей и окружена. За удержание плацдарма и разведку переправы Кузьминский В. А. был награжден орденом Красной звезды. Затем было наступление на Гомель, через Черниговскую область войска вышли в Белоруссию. При форсировании реки Снов, что у деревни Новоборовичи, Кузьминский В. А. получил второе ранение (тяжелое в грудь и в ногу). До начала 1944 г. Кузьминский В. А. лечился в госпитале в г. Новосибирск. В январе 1944 г. под Новосибирском формировалась танковая бригада, в которую и был направлен Кузьминский В. А. Эта бригада была включена в состав 6 танковой армии. Кузьминский В.А. принимал участие в боях на Ясско-Кишиневском направлении, участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Венгрии. 6 танковая армия под командованием генерала Кравченко получила звание гвардейской. 6 танковая армия участвовала в боях у озера Балатон в Венгрии. После разгрома немецкой группировки части 6 танковой армии продолжили наступление до границ Австрии. Победу Кузьминский В.А. встретил в Румынии, куда направили бригаду на формирование. Кузьминский В. А. награжден орденом Красной звезды, орденом Отечественной войны, 6 медалями. После войны Кузьминский В. А. до 1948 г служил командиром роты разведки танковой части, затем помощником начальника штаба танкового полка по разведке. Источник: http://vologda-portal.ru/o_gor...T_ID=64280и http://vologda-portal.ru/o_gor...T_ID=64280МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: Интересно, про одного и того же человека в одной статье написано, что окончил школу № 1, а в двух других статьях, что окончил школу № 21. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14505
| Наверх ##
27 июля 2018 22:47 27 июля 2018 22:48 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1865 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1213 | Наверх ##
6 августа 2018 13:27 --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1865 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1213 | Наверх ##
7 августа 2018 15:26 7 августа 2018 15:29 СТАРЫЙ И НОВЫЙ СТИЛЬ В ИСТОРИЧЕСКИХ ДАТАХ Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней. В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы. Средневековый астрономический манускрипт Средневековый астрономический манускрипт Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты? Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней. Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м. Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января». Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события. Примеры Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября. Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст. Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь. Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.). Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).Павел Кузенков 23 апреля 2013 г. http://www.pravoslavie.ru/61003.html --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1865 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1213 | Наверх ##
22 сентября 2018 14:54 22 сентября 2018 18:16 21 сентября 2018 19:44 ## ГЕНЕАЛОГИЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ: МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И РОДОВОЕ ДРЕВО СЕВЕРА Международная научная конференция, посвященная 20-летию Архангельской региональной общественной организации «Северное историко-родословное общество» Участие в форуме примут более 40 ученых и исследователей, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Вологды,Петрозаводска, Мурманска, Архангельска и Архангельской области, Республики Коми, а также Нидерландов,Германии, Бельгии. МЕМОРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА Руководитель секции Людмила Дмитриевна Попова – профессор кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, президент Северного ИРО, доктор культурологии (Архангельск, Россия). О наследственном статусе приходского духовенства на севере (XVI – начало XVIII в.). Черкасова Марина Сергеевна – профессор кафедры Теории, истории культуры и этнографии Вологодского педагогического института Вологодского государственного университета, доктор исторических наук (г. Вологда, Россия). Род Брандтов на Русском Севере. Katherine Brandt – retired European civil servant (Brussels, Belgium), Попова Людмила Дмитриевна – профессор кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, президент Северного ИРО, доктор культурологии (г. Архангельск, Россия). Familiengeschichte und Lebensgeschichte meiner Mutter, Magda Olga Rrause, geb. Luehrs (1914–1989). История семьи и история жизни Магды Ольги Краузе, урождённой Люрс (1914–1989). Ulf Krause. Улф Алекс Краузе (г. Бремен, Германия). Красавино. Страницы истории.Куркина Татьяна Витальевна – сотрудник Просветительского Центра «Светоч» Дома Культуры и Спорта (г. Красавино Великоустюжского района Вологодской области).
ОНОМАСТИКА СЕВЕРА. ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНЕАЛОГИИ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ Руководитель секции Наталья Николаевна Бедина – доцент кафедры культурологии и религиоведения Высшей школы социально-гуманитарных наук и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, президент Северного ИРО, кандидат филолог. наук (г. Архангельск, Россия). Источники по генеалогии вологодского купечества ХУШ в.Гуслистова Анна Николаевна – сотрудник научно-производственного центра «Древности», член Северного отделения Археографической комиссии РАН (г. Вологда, Россия). Источник https://forum.vgd.ru/169/93296/0.htm?a=news_view&o=
--- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
olga621410 Модератор раздела
г.Ниж.Новгород Сообщений: 1865 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1213 | Наверх ##
24 сентября 2018 6:38 dimarex Север - Вологда, Антарктида станция ВГД 23 сентября 2018 23:35 ## Тезисы Д.А. Пшеницын
Брачность крестьянства на севере России в первой половине XVIII в.
Проблемы исторической демографии активно исследовались в выступлениях и трудах участников аграрного Симпозиума (Ю.Ю. Кахк, Я.Е. Водарский, Н.А. Горская, В.В. Канищев, Е.Н. Швейковская и мн.др.). Актуальной историко-демографической тематике посвящались его отдельные сессии: Таллинская 1984 г. (социально-демографические аспекты развития производительных сил деревни) и Уфимская 2016 г. (демографическим процессам в связи с аграрным освоением России). В массовых источниках по исторической демографии особое место занимают метрические книги, введенные рядом петровских указов (1702, 1718, 1722 гг.). Будучи документами церковного учёта рождаемости (крещений), брачности и смертности, они далеко не сразу получили практическое применение, в то время как предшествовавшие им венечные памяти и записные книги венечных пошлин продолжали активно функционировать ещё длительное время, вплоть до 1760-х годов. В ф. 363 (Духовная консистория) Великоустюжского центрального архива автором был выявлен массив записных (сборных) книг венечных пошлин – более 400, относящихся ко всем уездам и приходам обширной епархии (Устюжский, Тотемский, Лальский, Сольвычегодский, Яренский с преобладающим в них государственным крестьянством) за 1703-1765 гг. Происхождением своим книги связаны с известным ещё в XVI–ХVII вв. институтом попов-заказчиков, выдававших венечные памяти и фиксировавших взятые за них пошлины в архиерейский казенный приказ. В этих книгах отражена церковная регистрация браков среди крестьян по четырем «мясоястиям» в году – Рождественскому, Великоденскому, Петропавловскому и Успенскому, соотношение в структуре брачности первых, вторых и третьих браков, а ещё фиксация незаконной рождаемости. Наши подсчёты показали, что в структуре брачности черносошных крестьян севернорусских уездов по-прежнему преобладали первые браки – в разные годы от 62 до 75 %; доля полуторных (когда вдовец женился на девице) – до 15-20 %, вторых – от 7-9 % до 27-32 %; доля третьих – 3-9 %. В отношении сезонных колебаний брачности заметны зимние свадьбы, по преимуществу после Рождества Христова. Помимо демографического и источниковедческого, данная тема имеет ещё и несомненный налоговый аспект, затрагивавший жизненные интересы крестьянства. В 1714 г. двумя именными указами Петра I с венечных памятей был введен сбор лазаретных денег «вдвое» в дополнение к брачным пошлинам (их размеры тогда не регламентировались правительством). Это, по сути, на 100 % повышало расходы крестьян на церковную регистрацию браков и отражало неизбежное в условиях Петровских реформ и Северной войны усиление косвенного налогообложения. Если венечные пошлины поступали в архиерейскую казну, то лазаретные деньги как «новоприбылые», сбор которых возлагался на церковь, – в канцелярию Сената по трем третям года – в апреле, августе и октябре. В реестре сборов Великоустюжской епархии за 1720-е гг. среди неокладных статей размеры венечных, лазаретных и пенных пошлин таковы: с первого брака 20, второго – 40, третьего – 62 коп., «з блудных дел пенных» 2 руб. 25 коп.; со свадеб причетниковых детей: с отрока новоженного 10 коп., выводных с девицы 16 коп. И если размеры пенных пошлин и взиманий с браков самих церковников совпадали с известными в ХVII в., то наблюдаемые к записных книгах 1720-х гг. реальные выплаты с крестьянских браков были на 40-60 % выше нормативов, установленных патриаршими указами – Иоакима 1677 г. и Адриана 1697 г. Выходит, произвольное повышение брачных пошлин руководством Великоустюжской епархии на столько же повышало сумму собранных лазаретных денег, что, несомненно, было выгодно государству. Очевидное же обременение таким образом крестьян не принималось во внимание ни епархиальным руководством, ни правительством. Совместными указами Сената и Синода от имени имп. Анны Иоанновны 1730 и 1731 гг. впервые были установлены размеры пошлин с венечных памятей, в определении величины которых правительство использовало нормативы, прописанным в своё время ещё патриархами: первобрачных 12, с полуторабрачных 18, двоебрачных 25, троебрачных 30 коп. Регулирующая роль государства в этой прежде сугубо церковной сфере потребовалось (чем и мотивировались указы 1730-1731 гг.) поступлением с мест многих жалоб на чрезмерные поборы, «от чего народу, а паче маломочным людям и крестьянам чинится немалая тягость». При этом лазаретные деньги не отменялись, но и их размеры тоже четко определялись, хотя и становились в сумме своей меньше. Указ 1731 г. требовал также расписку получателя венечной памяти (или того, кто за него мог это сделать) «для сущей верности, кто венечную память возьмет». Реализация этого принципа в венечных книгах 1730-1760-х гг. придало последним более упорядоченный, потаблично и постатейно выстроенный вид. Сравнение формуляра венечных памятей 1700-х и 1730-1760-х гг. показывает ослабление в них религиозного начала. Если ещё в 1707–1718 гг. в них предписывалось священнику венчать брачующихся «по правилом святых апостол и святых отец», то в дальнейшем этот элемент формуляра исчезает: венчать предписывалось в указное число, с обязательным предварительным проведением брачного обыска и уплатой брачных и лазаретных пошлин. Сплошной просмотр записных венечных книг за 1730-1760-е гг. убеждает также в неукоснительном соблюдении требований указов 1730-1731 гг. в отношении величины пошлин и табличной формы записей. --- Архиповы-г.В.Устюг, Смирновы - г.В.Устюг, Вельский уезд, Ждановы, Старцовы, Сысоевы, Колмогоровы, Харламовы -Тотемский уезд, Вологодской губ., Гусевы- Тамбовская губ | | |
|
ИЗ ЭТОГО МАТЕРИАЛА СЛЕДУЕТ, ЧТО ПО РЕКРУТАМ НАДО ИСКАТЬ СВЕДЕНИЯ В Ф. 18 ГАВО