Арзамасский уезд
общие сведения
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
20 января 2019 1:57 20 января 2019 1:58 село Новое Иванцево
Народные чтения в мордовском селе Ново-Иванцеве в минувшем учебном году имели громадный успех. Чтения производились в помещении училищного здания. В продолжение учебного года устроено было всего около 20 чтений, большинство из них происходили днём. Число слушателей нередко превышало 200 человек; средним же числом на каждом чтении присутствовало 120-150 человек взрослых крестьян, преимущественно мужчин. Материалом для чтений служили, главным образом, книги научного содержания. Интересны отзывы слушателей относительно прочитанного. "Вот что значит терпенье да труд-то! - рассуждает, например, крестьянин, выслушав историю жизни Ломоносова, - хоть и много на своём веку трудился да терпел всякого горя, а всё-таки учился дальше да дальше - зато великим человеком стал". "Главнее всего тут ученье, - поясняет другой, - недаром же говорят, что ученье - свет, а неученье - тьма". "А может ли, братцы, из мордвы что путное выйти?", - задаёт вопрос один парень-весельчак. За последнее время на чтениях принимал участие хор. Это обстоятельство способствовало также наплыву слушателей.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 24, 1904 г.
| | Лайк (1) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
23 января 2019 19:52 Деревня Стрелка, Вадской волости
17 августа 1904 года, в 10 часов вечера, через наше село прошла с юга на север буря с сильным дождём и градом; градины были с лесной орех.
Град, выбив стёкла в окнах жилых домов, нагнал немало страху и повредил всему нашему яровому полю, преимущественно овсам и коноплям. Первого выбито зерна до 5 проц., а последних побито наполовину, до 120 десятин, около же 10 десятин побито почти начисто, едва ли осталось 10 проц.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 37, 1904 г.
| | Лайк (1) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
25 января 2019 1:47 31 января 2019 23:22 Из народных суеверий
Из Арзамасского уезда
В народе, или только у нас, для больного чахоткой покупают козу для пользования её молоком и говорят, что если больной будет выздоравливать, то коза будет сохнуть, а если больному легче не будет, то и козе ничего не сделается. На основании этого суеверия на днях был такой случай. Зять пришёл к тестю купить молока для больной жены. Ему отказали и выгнали с ругательством и замечанием: "Что нам, бросить что ль корову-то для того, чтобы выздоровела твоя жена?". Так неужели корова дороже любимой дочери?! Было это у отца, имеющего 5000 руб. капитала. Что тут поможет, кроме образования?
Источник: "Нижегородская земская газета", № 43, 1904 г.
| | Лайк (2) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
25 января 2019 16:31 31 января 2019 23:25 О крестьянской торговле
Из Арзамасского уезда
По рассказам стариков видно, что было время, когда крестьяне мало нуждались в деньгах, у них было всё своё, а не купленное, и деньги требовались только на уплату податей, на мелочи и для особых случаев. За всю зиму, бывало, крестьянин побывает на базаре раз или два, продаст что-нибудь по хозяйству, закупит что ему нужно для дома и везёт остальные деньги домой. Теперь не то. Рубахи, платки, одежа, разная посуда по хозяйству - всё покупается на деньги. На хлеб тоже нужны деньги, потому что по нынешним урожаям его до нови не хватает. Вот поэтому -то крестьяне занимаются ремёслами, уходят на заработки, а при сбыте продуктов хозяйства им приходится быть торговцами.
О такой торговле я и хочу поговорить. Что в торговом деле считать выгодным и что невыгодным?
У мужика испортилась корова и он её за хорошую цену продал в город купцу, не предупредив, что она испорченная. Выгодно это или нет? Человек легкомысленный и алчный до наживы, конечно, скажет "выгодно". Ему будет понятно только то, что он испорченную корову продал за 40 рублей, когда она на самом деле не стоит и 20, следовательно половина денег, полученных мужиком с купца - чистая выгода. Но человек рассудительный разочтет иначе. Получив с купца лишних 20 рублей, он зато в купце потерял хорошего постоянного покупателя, да и другие мужики станут прижимать на базаре: ты, дескать, человек недобросовестный, хорошую цену давать тебе опасно - обманешь.
Какая же в этом выгода?
Так прославились у нас крестьяне с. Салалей, Арзамасского уезда, которые торгуют на базаре льном и пенькой. Купят 20 пудов пеньки хорошей и 10 пудов плохой. После её сортируют, т. е. плохой товар кладут в середину "куклы", а хороший обкладывают по бокам. Цену они брали настоящую и товар свой, по-видимому, сбывали с рук с большой выгодой, а теперь салалейские торговцы льном и пенькой своей плутней прославились на весь Арзамасский уезд.
Был я один раз на базаре, в том ряду, где покупают и продают лён и пеньку. Меня заинтересовал какой-то покупатель - он подошёл к возу одного мужика и спросил цену товара. Тот ему сказал. Дело сошлось бы скоро, да только покупатель спросил мужика:
- А ты чей будешь?
- Салалейский, кормилец, - ответил мужик.
- Салалейский? Ну так мне пеньку твою и за даром не надо! И покупатель пошёл от мужика в сторону.
Тут же к нему подошёл молодой крестьянин-продавец и подал ему два узелка: один - с гречневой крупой, другой - с пшеном, пробу товара. Покупатель назначил цену и крупную сделку кончили с двух слов. "Нельзя, - объяснил мне покупатель, - с салалейскими решил не связываться, а эти мужики больно добросовестные, что покажут, то и насыпят".
Затем ещё: товар свой всегда надо стараться продать настоящим покупателям, а не перекупщикам. На всех базарах существуют торговцы и торговки, которые до свету поджидают мужиков, перекупают у них весь товар, а потом уже его продают настоящим покупателям с большой выгодой. Мужик остаётся доволен и тем, что товар свой продал оптом без канители, рассчитывает, что теперь раньше вернётся домой, и не исхарчится на базаре.
Простояв лишки, мужик израсходует на калачи 15 коп., да лошади полмеры овса - 25 коп., всего же - 40 коп., но зато он получит лишних 2 или 3 руб., следовательно, за какие-нибудь два-три часа мужик упускает целые рубли, которые ему годились бы для хозяйства.
Крестьянин С. Масленников
Источник: "Нижегородская земская газета", № 45, 1904 г.
| | Лайк (1) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
27 января 2019 11:58 Хутор "Обломовка"
22 августа 1903 года. Погода во всей Мотовиловской волости стоит благоприятная, как для сева, так и для всходов озимых хлебов. Посев в районе Мотовиловской волости можно считать законченным. Коренной сев преобладал между 6 и 15 августа. В селе Мотовилове и дер. Ломовке кроме очередного озимого поля запахана часть бывшего нынче под рожью. Вызвано это бурей, разразившейся в июне месяце, которой была повреждена рожь во многих обществах. Выбитое зерно крестьянами и запахано. Умолот не тронутой ржи от 6 до 8 мер, а выбитой от 2-х до 3-х мер. Озими, как сеянные правильно, так и запаханные после бури, взошли удовлетворительно, разницы почти незаметно. Яровое в Мотовиловской волости было очень плохо, овсы не дали даже семян, и соломы почти не было. Чечевицы совершенно нет, льны начали всходить только после дождей, бывших в июле; в настоящее время они выросли вершков до пяти, хорошо зазеленели, но пользы от них не будет никакой. Гречи тоже нет. Можно сказать, из яровых хлебов не собрали ничего, а некоторые общества не ходили в поле даже и с косой, а пустили прямо скот. Кормов на зиму почти совсем нет и ожидается по осени сильная распродажа скота. Цена на скотину уже пала против весны почти наполовину. Например, весной за корову платили 50 руб., а теперь только дают за неё 30 руб. У кого были набраны гурты для пастьбы и выкормки, тоже потерпят убытки: набирали рублей по 50, а теперь за исправный скот дают на мясо только 40 руб., т. е. не додают 10 руб., да пропадает уход и пастьба за всё лето.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 1, 1903 г.
| | Лайк (1) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
28 января 2019 18:46 Нечто о "путях сообщения"
Большинство грунтовых дорог у нас в уезде, в особенности осенью, бесспорно представляют собой "пути разобщения". Всякий, кому приходилось ездить на лошадях по нашим просёлкам, на своих боках мог испытать все прелести дороги, ехать же с грузом часто представляется совершенно невозможным. И никому, по-видимому, и дела нет о состоянии дорог. Все, кажется, полагают, что это - неизбежное, непреоборимое зло, а между тем в законе ясно сказано, где и как должна пролегать дорога, какую иметь ширину, какие сооружения, кто её должен содержать и чинить, кто за исполнением сего должен наблюдать, какие полагаются за неустройство дорог и за повреждения их наказания, и даже кто по каким дорогам имеет право ездить. Но одно дело - закон, другое - жизненная действительность. Весьма любопытно наблюдать, какова эта действительность в нашем уезде на одной из самых многолюдных дорог - от станции Шатки, через Понетаевку, в Саров. Начать с того, что с этой станции, утопающей теперь в грязи, как это ни странно, совершенно нет легальной дороги на ближайшее село Корино (на Понетаевку), и поэтому всякий едет, где ему хочется, хотя не всегда безопасно так ездить. Около станции сухое место занято складами леса, и проезжают болотами. Далее за переездом проезжающие подвергаются нападению крестьян с топорами и палками в руках - не дозволяют топтать их посевы. Соседняя помещица, чтобы не пускать через свой мост, вынимает в нём несколько половиц. И те и другая вправе не пускать ездить по их полям, но надо же где-нибудь отвести дорогу. Наконец, выбравшись в поле, путник попадает на комья чернозёма, так как дорога вся перепахана, и в темноте осенней ночи решительно не знает, куда путь держать. Не лучше обстоит дело и с другой дорогой, ведущей со станции Лукоянов через наш уезд на Понетаевку (и Саров). Никто, по-видимому, не может заставить крестьянские общества и богатый Понетаевский монастырь сделать мост через речку Элтьму, поэтому несчастные богомольцы, часто старушонки, старики полуслепые, принуждены чуть не ползком переправляться по двум колеблющимся брёвнам, переброшенным с берега на берег, на высоте, над водою, а конное сообщение совершенно невозможно по причине или большой воды, или засасывающего песка. И та и другая дорога должны быть плановыми, как дороги общего пользования и первой важности в уезде.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 4, 1903 г.
| | Лайк (1) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
28 января 2019 23:23 29 января 2019 16:14 Мотовиловская волость
Озимые хлеба после бывшего 19-го сентября 1903 г. дождя значительно поправились и в настоящее время раскустились хорошо, так что по ним пасут коров по всей волости, и по теперешнему виду озимей, если не будет порчи им зимой и весной, можно ожидать урожай очень хороший. По виду озими не хуже прошлогодних. 30-го сентября выпал снег, потом шёл дождь и образовал на снегу ледяную корку, деревья все оледенели, и в настоящее время стоят покрыты льдом. 30-го сентября скот на пастбище не выгоняли. Если с этого времени станет зима, то населению очень будет трудно прокормить скот, так как в кормовых средствах все очень нуждаются. Яровой соломы нет, а ржаная очень дорога, даже и купить её трудно, почти нет ни у кого лишней. Некоторые продают по 1 руб. 20 коп. за сотню ржаных охлыстков, вес в сотне приблизительно около 10 пудов, что обойдётся по 12 коп. за пуд.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 6, 1903 г.
* * *
Урожай картофеля в Мотовиловской волости примерно сам-пять, против прошлого года наполовину. Такой урожай картофеля произошёл от сухого лета. Настоящее рытьё картофеля началось 9-го сентября, а кто начал рыть картофель с 1-го сентября, то потерпел убыток. Например, по пробе, деланной 1-го сентября, урожай картофеля на казённую десятину выражался в 36 четвертей, а по пробе, сделанной 9-го сентября, он дал в среднем 41 чет. 2 меры, т.е. в неделю его прибавилось на 5 четв. 2 меры на десятину. В волости садится картофеля очень много. Например, в деревне Ломовке самый плохой крестьянин садит около 40 мер, а некоторые - по 300 мер. Картофель по качеству получился очень хороший. На некоторых местах на картофеле замечался в клубне червяк, называемый в простонародье "костяником" или "проволочным". Вред, нанесённый этими червями, незначительный. Нападение его на картофель объяснить можно также сухостью нынешнего лета.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 9, 1903 г.
* * *
Деревенские "ходоки" и "адвокаты" (из Мотовиловской волости)
У крестьянина было судебное дело об отыскании прав на наследственную усадьбу после отца. Но дело он проиграл. Один из деревенских "адлакатов" внушил просителю, что всё дело стоит на том, что ответчик задарил начальство и подавать просьбы по судебному ведомству не стоит - решат де опять не в его пользу. "А давай, говорит, напишем в морское министерство - оно, дескать, это дело разберёт и заставит начальство удовлетворить твою просьбу". Проситель поверил этому, написали просьбу, послали в Петербург и истец в настоящее время ждёт решения, и, конечно, пропустит в ожидании решения морского министерства все сроки, положенные на обжалование судебного решения, и окончательно погубит своё дело.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 14, 1903 г.
| | Лайк (1) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
29 января 2019 0:34 31 января 2019 23:34 Проект новой железнодорожной линии
Потомственный почётный гражданин И.Н. Топорков, представитель торгового дома "Наследники И.И. Зурова", подал г. нижегородскому губернатору прошение, в котором излагает, что в последнее время усиленное движение грузов и богомольцев от Арзамаса до Сарова и неустройство здесь сообщения вызывают потребность в сооружении рельсового пути. Этот путь имеет особое значение для названного торгового дома. Ташинский завод, главным участником которого состоит дом, и дела которого, как известно, пришли в последнее время в упадок, нуждается в поддержке, и устройство рельсового пути должно улучшить дела завода. Поэтому г. топорков просит о разрешении ему построить для нужд завода и для общего пользования рельсовый узкоколейный путь от Выездной Слободы (близ Арзамаса) до Саровской пустыни через Глухово, с веткой от Глухова или Кремёнок для частного пользования до Ташина завода. В начале предполагается открыть конное движение с тем, чтобы в ближайшем будущем заменить его паровым. Направление дороги от Арзамаса до Сарова - казанский тракт, от которого Топорков просит отрезать полосу в две сажени. От Глухова или Кремёнок до Ташина завода вся или часть площади находится во владении частных лиц или обществ, с которыми Топорков обязуется войти в соглашение об отчуждении, не утруждая правительство. За двухсаженную полосу Топорков предлагает арендную плату, обязуясь кроме того бесплатно передать в казну или земство всю устроенную им дорогу вместе с подвижным составом, соглашаясь, в случае надобности, заменить в течение двух лет конную тягу паровой. Прошение Топоркова передано г. губернатором в губернскую земскую управу для обсуждения в предстоящем губернском собрании.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 7, 1903 г.
| | Лайк (1) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
29 января 2019 14:15 Из постановлений Арзамасского земского собрания
В заседании 21-го октября 1903 года на церковно-приходские школы ассигновано единовременно 300 рублей и 78 руб. 96 коп. на преподавание рукоделия в них ежегодно.
Постановлено открыть народные библиотеки в сёлах: Смирнове, Четвертакове, Чернухе, Гарях, Хирине, Крутом Майдане, Пасьянове, Кичанзине, Ключищах и Волчихе. На открытие XIII класса в арзамасской женской гимназии ассигновано 300 рублей и собрание ходатайствует перед губернским собранием об ассигновке на тот же предмет ещё 600 рублей.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 13, 1903 г.
| | Лайк (1) |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1316 | Наверх ##
2 февраля 2019 22:39 6 февраля 2019 19:18 Арзамасские корни художника-импрессиониста Н.И. Фешина
Отец выдающегося художника XX века Николая Ивановича Фешина - Иван Александрович, был родом из Арзамаса, предки его происходили из деревни Пушкарки (сейчас в составе с. Выездной Слободы). Фамилия Фешин также встречается у жителей д. Марьевки и с. Абрамова.
На изображении: 1) Н.И. Фешин; 2) его картина "Лето" (1924 г.)
  | | Лайк (1) |
|