Ковакса
Арзамасский уезд Нижегородской губернии история села
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
12 мая 2019 16:34 13 мая 2019 20:15 Ведомости о церквях, их имуществе и церковном причте г.Арзамаса и Арзамасского уезда за 1829 год. Церковь в селе Ковакса. 1. Построена в 1775 году тщанием прихожан. 2. Здание деревянное с такой же колокольнею. 3. Престол в ней один во имя святителя и чудотворца Николая. 4. Утварью обеспечена в достатке. 5. Притча положено издавна: один священник, один дьякон, один дьячок, один пономарь. 6. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной 36 десятин, план и менная книга значатся в общем владельческом плане, сею землею священно церковнослужители (сцс) сами владеют. 7. Дома у сцс собственные, деревянные на церковной земле. 8. На содержание сцс постоянного оклада? не получается, содержание их посредственно. 9. Зданий принадлежавших сей церкви не имеется. 10. Расстояние сей церкви от консистории в 100 верст, от духовного правления и местного благочиния в 25 верст. 11. Ближайшие к сей церкви приходы: село Селякино – 8 верст и Никольское в 6 верстах. 12. Приписной к сей церкви нет. [что это означает?] 13. Домовой в сем приходе не имеется. [что это означает?] 14. Приходорасходные книги о суменной свечной и церковной за шнуром и печатию духовного правления, даны 1823 года, ведутся исправно и хранятся в целости. 15. Копии с метрических книг с 1812-го года хранятся в целости, кроме 1813, 1824, 1825 годов, которые по указу духовной консистории велено выписать бывшему священнику Гаврилу Стефанову. 16. Исповедные росписи с 1814 года хранятся в целости, кроме 1815, 1818, 1819, 1820, 1821, 1822, 1823 годов, которые также велено выписать тому же священнику Стефанову. 17. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатию духовного правления 1822 года и крепленной присутствующим священником Иваном Александровым; писанных листов 81, неписанных остается 58 листов. 18. Кошельковой суммы за приходом состоит в 822(22) руб. 89 коп., которая хранится в церкви в сундуке за замком старосты церковного и печатию священническою. 19. Свечного дохода за весь год выслано 32.94 рубля более в сравнении с предшествовавшим годом на 7 рублей и 16 копеек.
Притч.
1. Священник Григорий Васильев Листов – 28 лет. Священнический сын, по окончании курса Нижегородской семинарии был уволен с аттестатом 1-го разряда в 1824 году 12 сентября. Семинарским правлением определен учителем во 2-ой класс Нижегородского духовного приходского училища, с 9 января 1826 года проходил учительскую должность в низшем отделении нижегородского уездного училища а с 29 сентября того же года в нижегородском Печерском училище в том же отделении. 1827 года 1 октября посвящен в священники на настоящее место, грамоту имеет. С 1829 года определен благочинным. Судим и штрафован не был. Жена Александра Никифорова – 18 лет. Читать и писать умеет.
2. Дьякон Семен Андреев Косаткин – 35 лет, вдов. Дьяконский сын из философского класса с нижегородской семинарии уволен до преобразования потому без аттестата 1813 года 14 ноября города Нижнего к Живоначальной? Церкви посвящен в дьяконы на дьяческою вакансию. 1814 года 6 марта переведен лукояновской округи в село Кендю? на место штатного дьякона. 1821 года 10 сентября переведен ардатовского уезда в село Поляны? в дьякона же. 1824 года 2 марта переведен на настоящее место. Грамоту имеет. Был штрафован. Дети: Василий – 10 лет, Петр – 4 года, Михаил – 2 года, Настасья – 14 лет.
3. Дьячок Михаил Васильев Владимирский – 36 лет. Священнический сын, определен и посвящен 1805 года 24 октября ардатовского уезда в село Чуварлейский Майдан в пономаря. 1816 года 20 октября переведен на настоящее место. Грамоту имеет. Был штрафован. Жена Стефанида Сергеева – 36 лет, читать умеет. Дети: Василий – 10 лет, Мария – 3 года.
4. Пономарь Федор Иванов Щеглов – 30лет. Дьяконский сын из пиитского класса. Определен и посвящен в означенное село Коваксу в пономаря 1815 года 22 марта. Грамоту имеет. Был штрафован. Жена Марья Назарова – 30 лет, грамоту не знает.
5. Бывшего в сем притче пономаря Якова Максимова вдова Настасья Матвеева – 63 года живет на собственном пропитании.
Прихожане села Ковакса:
1. Казенные – 43 двора, 175 мужеского пола, 166 женского пола; 2. Новосильцева – 50/201/203; 3. Шипилова – 12/50/43; 4. Струйской – 34/136/145; 5. Сунгуровой – 20/80/79; 6. Амачкиной – 2/9/15; 7. Воскресенского – 3/12/14; 8. Отставных солдат и солдаток – 1/4/15;
Раскольников. 1. Поморской секты – 10 дворов, по кол-ву душ неизвестны данные на тот момент. 2. Спасова согласия – 87/349/363.
Приходской деревни Котихи:
1. Казенные – 29/115/120; 2. Новосильцева – 14/57/64; 3. Шипилова – 7/28/22; 4. Сунгуровой – 11/46/48; 5. Шетохина – 4/14/13; 6. Кашкаровой – 2/8/8 7. Амачкиной – 1/5/5; 8. Отставных солдат и солдаток – 1/4/16;
Раскольников. 1. Поморской секты – 5 дворов, по кол-ву душ неизвестны данные на тот момент. 2. Спасова согласия – 10/36/38.
Далее следует рапорт Священника Листова за 1829 год ( на 2-х страницах) о состоянии притча и имущества церкви, описание земель, как ведутся метрические и другие книги без упоминания каких либо имен, названий, чисел и годов. В стиле – все тихо и спокойно в нашем королевстве.
Источник: ЦАНО Ф.570, оп. 556, дело 289. | | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
19 мая 2019 20:32 На всем известном сайте Лысковская Епархия есть проекты "Клирики" и "Храмы". В проектах стали появляться сведения по священослужителям и церквям с указанием источника ЦАНО. Где есть три неоднозначные записи:
42. Фивейский Михаил Модестович. Священник Троицкой Церкви с.Ковакса Арзамасс.уезда. ... Ф.570,оп.559,ед.хр.125 за 1916 г., Ф.1016, оп.2,ед.хр.162 за 1921 г.
113. Виноградов Валентин Павлович. Псаломщик Троицкой Церкви с.Ковакса Арзамасс.уез. ... Ф.570, оп.559,ед.хр.98 за 1916 г.
73. с. Ковакса Арзамасс. уезд.Троицкая церковь с. Ковакса построена в 1805 г. тщанием прихожан. Здание каменное, с отдельно стоящей каменной колокольней. Теплый храм, каменный, построен в 1832 г. тщанием прихожан. Храм поместительный, обнесен каменною оградою, при теплом храме имеется сторожка.
Откуда мы узнаем что в селе оказывается была и вторая церковь - Троицкая. Возможно это ошибки или я что-то не понимаю. Также в селе были и раскольнические церкви и молельни в разное время - как вариант. Даже не знаю что и думать.
По всем имеющимся данным в селе была одна церковь - Никольская. Фивейский был последним священником в ней пред закрытием. В настоящее время даже стоит именной крест рядом с храмом. Виноградов по МК никогда не служил в здесь.
Всегда ждешь новую информацию по исследуемому объекту, но тут тот момент когда ей не очень рад.
 | | Лайк (1) |
snegirev Сообщений: 1289 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 35684
| Наверх ##
19 мая 2019 20:51 BobkovNV написал: [q] Бывшего в сем притче пономаря Якова Максимова вдова Настасья Матвеева – 63 года живет на собственном пропитании. [/q]
Яков Максимов и Настасья Матвеева (прямые предки) предшествующее поколение Крестовоздвиженских, Певницких, Формозовых; и Снегиревых(женская ветвь) --- Снегиревы | | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
19 мая 2019 22:05 snegirev
Также с декабря 1887 года в село назначен на священническое место Всеволод Иванов Формозов. Возможно предки Всеволода были тоже из села Ковакса и он потомок Формозовых (единственное что не совпадает это отчество Всеволода, по сведениям РСС и пользователя BADA/Дмитрий). | | |
VirinaV г.Арзамас Нижегородской обл. Сообщений: 1839 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2382
| Наверх ##
21 мая 2019 9:30 21 мая 2019 9:48 BobkovNV написал: [q] с. Ковакса Арзамасс. уезд.Троицкая церковь с. Ковакса построена в 1805 г. тщанием прихожан. Здание каменное, с отдельно стоящей каменной колокольней. Теплый храм, каменный, построен в 1832 г. [/q]
BobkovNV написал: [q] По всем имеющимся данным в селе была одна церковь - Никольская. Фивейский был последним священником в ней пред закрытием.[/q]
Никакой ошибки нет. В сельском приходе практически всегда было две церкви: летняя основная, по которой и назывался приход, и зимняя теплая. В Коваксе были летняя Троицкая церковь (1805 г.) и зимняя Никольская (1832 г.). В 20-30 гг. ХХ в., когда разрушались храмы, если приход уничтожался не полностью, то оставлялся теплый отапливаемый храм. Таким образом, Фивейский М.М. и Виноградов В.П. были служителями прихода Троицкой церкви с.Ковакса. До закрытия в 1937 году оставалась неразрушенной только Никольская церковь, где и был арестован Фивейский М.М. А на памятных крестах церквей Арзамасского района - только фамилии репрессированных священнослужителей, к тому же далеко не все. | | |
VirinaV г.Арзамас Нижегородской обл. Сообщений: 1839 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2382
| Наверх ##
21 мая 2019 9:39 21 мая 2019 9:50 Фивейский Михаил Модестович, 1882 г.р. был арестован 20.10.1937 по Делу Черноуцана и расстрелян 1.11.1937г. По Делу Арзамасского благочинного Черноуцана Александра Миновича (архивные дела 6706-6711) было арестовано по г.Арзамасу и Арзамасскому району 110 человек, из них 63 расстреляно. | | |
mdobrokhot Нижний Новгород Сообщений: 883 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 577
| Наверх ##
21 мая 2019 19:31 snegirev
По Вашей просьбе, сведения о Формозове В.И.:
выписка за 1890 г. с. Ковакса:
Формозов Всеволод Ив. 25 л. Окончил полный курс НДС, в 1887 году определен Свящ-ком в с. Ковакса, сын Свящ-ка (г. Княгинин Ивана Никол. Формозова), Законоучитель сельской земской школы и учитель школы грамоты. Жена Таисия Ал. 20 л. Дети: Константин 1,5 г.
выписка за 1912 г. с. Дубское Княг. у: В 1912 г. уп. умерший Свящ. Вдова Таисия Ал. 42 г., дочь Свящ-ка с. Дубское Княг. у. Алексея Мих. Крылова, проживает в доме отца. Еще дети: Георгий 21 г. (пс-к с. Лопатищи Мак.у.), Раиса 19 л. (уч-ль в этом селе), Ал-й 18 л, Конст. 15 л. --- Ищу фотографию Протоиерея, Законоучителя села Городец Владимирской ц-ви Андрея Васильевича Никольского. Возможно групповое фото с учениками. | | Лайк (1) |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
21 мая 2019 19:38 VirinaV
Я конечно не сильно разбираюсь в церковных делах, может так все и было но есть несколько вопросов:
1. В ведомостях о церквях арзамасского уезда в селе описана только одна церковь (Никольская) и она деревянная (1829 год). 2. В 1836 году построена каменная вместо сгоревшей деревянной. 3. В описании села 1886 года указана одна церковь приходская без названия. 4. Не совсем понял что значит летняя и зимняя церковь, это одна церковь с двумя храмами и одним притчем или две разные с разными священослужителями? 5. В НЕВ при назначении нового священника не указывалось название церкви, почему если их было две? 6. В МК на 1914-1916 нет псаломщика с фамилией Виноградов.
заранее прошу прощения так как не разбираюсь в терминах по этой теме. | | |
VirinaV г.Арзамас Нижегородской обл. Сообщений: 1839 На сайте с 2018 г. Рейтинг: 2382
| Наверх ##
21 мая 2019 22:25 2 июля 2019 8:34 BobkovNV На все Ваши вопросы я не смогу ответить, так как непосредственно историей церкви в с.Ковакса не занималась. Я постараюсь, насколько могу, ответить на общие вопросы.
Церковные приходы в городах и селах, в основном, имели два храма. Основной храм - большой красивый, обычно с несколькими престолами в честь праздников или святых. Но большой храм строился неотапливаемым, т.к. трудно было его протопить зимой дровами, поэтому его называли летним. Рядом строили ещё одну церковь поменьше, отапливаемую - её называли тёплой или зимней. Обычно церкви имели разные здания. Но иногда, очень редко из-за экономии средств их строили под одной крышей. Назывался церковный приход по основному летнему храму, который в свою очередь, назывался по главному престолу в этом храме.
Обе церкви составляли один приход. И причт был один на обе церкви. В летней церкви службы были, в основном, с Пасхи (апрель) до Покрова Пресвятой Богородицы (14 ноября н.ст.), остальное время - в зимней церкви. Соответственно, и назначение священника было на приход, на обе церкви, но указывалась основная (летняя).
В первое время создания прихода в селе церковь могла быть действительно одна, скорее всего, маленькая. Потом строили большую, которая и становилась основной и давала название всему приходу. Но это надо конкретно разбираться. Я сейчас пишу на примерах храмов г.Арзамаса. Там с названиями разные истории случались.
В метрических книгах псаломщик мог и не быть указанным. Он - не священнослужитель, а отвечает только за пение и чтение на клиросе. Хотя я могу и ошибаться. И ещё один момент - в книге М.В.Циркулёвой "Справочный материал по священнослужителям...", которую оцифровали на сайте Лысковской епархии - много опечаток и ошибок. Надо всё перепроверять по архивным документам! (Я в предыдущем сообщении просто Ваши данные попыталась как-то объяснить - у меня архивных сведений о церкви в Коваксе нет.).
Если я что-то не так написала, пусть специалисты меня поправят.
| | |
BobkovNV Г. Жуковский, МО Сообщений: 605 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 490 | Наверх ##
21 мая 2019 23:11 22 мая 2019 22:39 VirinaV Спасибо будем разбираться, вопрос остаётся открытым. | | |
|