Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Выездная слобода


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1825
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1298
Село Выездная Слобода и достопримечательности оного села



Историко-этнографическое описание 1894 года [1]



Село Выездная Слобода находится вблизи г. Арзамаса, отделяясь от него только рекой Тёшей и низменной луговиной, через которые протянут длинный деревянный мост, почти соединяющий село с городом. Границы села следующие: к северу – деревня Пушкарка, к югу – деревня Ямищи, к западу – село Красное, а к востоку – г. Арзамас. В старину помянутое село носило название «Казачьей Выездной Слободы». Название это по изустному преданию объясняется тем, что царь Иван Васильевич Грозный вскоре после покорения Казани в 1552 году поселил здесь 600 казаков для наблюдения за мордвой и татарами. С течением времени казаки сделались сельскими обывателями дворцового ведомства. В 1635 году Выездная Слобода царём Михаилом Фёдоровичем пожалована была боярину Борису Михайловичу Салтыкову за то, как гласит царская жалованная грамота, «что он против королевича Владислава, польских, литовских, немецких людей и черкас стоял крепко на боях и на приступах, бился нещадя головы своей, и никакие королевичевы прелести не прельстили его, - многую свою службу и правду Московскому государству показал, а будучи в осаде во всём оскудение и нужду терпел» [2].

С какого времени Выездная Слобода стала селом и здесь появились Храмы Божии – определить, за неимением актов, весьма трудно. Есть в одной записи, без имени автора, указание на то, что в 1656 году была построена здесь деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери; но сколько времени существовала эта церковь – неизвестно. Более точно и определённо известно лишь то, что к началу XIX столетия в селе Выездном были две церкви каменные, одна – во имя Рождества Христова с приделами святителя и чудотворца Николая и св. пророка Илии, другая – во имя Смоленския Божией Матери с приделами св. Димитрия Ростовского и св. мучеников Флора и Лавра. Помянутые церкви в то время были уже ветхие, что и заставило прихожан села Выездной Слободы ходатайствовать перед тогдашним Нижегородским Преосвященным Вениамином [3] о дозволении построить им, вместо пришедших в ветхость церквей, новую каменную церковь во имя Смоленския Богоматери. Главный престол во имя нового храма Смоленской Богоматери освящён в 1815 году Преосвященным Моисеем, епископом Нижегородским и Арзамасским.

История построения настоящего каменного, обширного храма [4], тесно связана с именем достопочтенного ктитора церкви означенного села, крестьянина Ивана Васильевича Госькова, прослужившего в ктиторской должности 26 лет. По рассказам старожилов, Иван Васильевич, отличавшийся всегда примерным благочестием и ревностью о храме Божием, положил много старания и употребил много своих средств на устройство сего храма. Настойчивость, изобретательность и энергия, с которыми он вёл великое и трудное дело построения церкви, заслуживает глубокого внимания. Задумав благочестивое дело построения благолепного храма и сам лично не обладая достаточными на то средствами, он прежде всего постарался найти себе союзника в лице такого же доброго христианина Ивана Никифоровича Чеснокова, владевшего значительным капиталом. Оба ревнителя о славе Божией и благолепии св. церквей согласились устроить совокупными силами кожевенный завод с обещанием – всю прибыль от завода обращать в пользу строившейся церкви. Господь благословил такое доброе намерение; прибытки от завода текли рекой, так что в иные годы сумма чистой прибыли вдвое и даже втрое превышала основной капитал заводчиков. На эти прибыльные деньги, согласно ненарушимому обещанию строителей, и воздвигалось мало по малу обширное и великолепное здание храма. Между тем для большего успеха в спасительном деле не замедлила явиться и помощь от людей, пожелавших в христианском смирении скрыть свои имена. Рассказывают, например, что однажды Иван Васильевич, вошедши в церковь, увидал на сундуке с церковными суммами запечатанный, адресованные на его имя пакет, и, вскрыв оный, нашёл в нём значительную жертву, а от кого была эта жертва – осталось неизвестным, - и такой случай сокровенной благотворительности в пользу храма, говорят, был не единственный в продолжение ктиторства Ивана Васильевича Госькова. Ревность и усердие ко храму Божию незабвенного ктитора не были оставлены без внимания и высшим Начальством. Так, современный ему владелец села Выездной Слободы - Сергей Васильевич Салтыков, со своей стороны немало содействовавший строению и украшению храма, из уважения к заслугам Госькова, как ктитора и храмоздателя, наградил его освобождением от крепостной зависимости, а Преосвященный Моисей, епископ Нижегородский и Арзамасский, совершавший в 1815 году освящение храма, выражал почтенному ктитору особенную Архипастырскую признательность за его труды. Могила незабвенного ктитора Ивана Васильевича находится в ограде при церкви. На могиле, по благословению Преосвященного Иеремии, бывшего епископа Нижегородского, поставлен чугунный памятник, на котором отлиты стихи современного Ивану Васильевичу священника того села Петра Терновского.

На правой стороне:

«Вот предо мною крест Христа – воспоминанье
Распятого за нас, всех верных упованье.
Взгляни на крест: под ним великий муж лежит;
Незнатен он – простец, но делом знаменит,
Какого Выездное едва ль родит другого.
Здесь честный прах сокрыт крестьянина Госькова.
Велик, огромен храм, стоящ над прахом сим,
Но оный заложён и кончен им».

На левой стороне:

«Сей старец Иоанн из рвенья к дому Бога
Жизни дней и сумм на сей потратил много…
Родился, взрос и жил он просто селянином,
Но как родился, так и умер христианином.
Дней долготы его за восемьдесят лет.
Женат, но не родил, и так потомков нет!
Да что потомки нам! – Род и род родных забудут,
Труды же ктитора во век веков жить будут».

Храм села Выездного приятно поражает зрителя сколько своим внешним величественным видом и художественной архитектурой, столько же и внутренним украшением и благолепием. В числе священных предметов прежде всего заслуживают благоговейного внимания святые иконы:

1) Занимающая место по правую сторону царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле; эта икона работы знаменитой Ступинской школы [5].

2) История иконы Смоленской Божией Матери, переданная неизвестным летописцем спустя 57 лет после принесения её в село Выездную Слободу, заключается в следующем [6]. В 1656 году в царствование государя и великого князя Алексея Михайловича страшное бедствие – моровая язва, посетила русскую землю. В то время владелец села Выездной Слободы Михаил Михайлович Салтыков, управлявший вместе с сыном своим Петром Михайловичем городом Казанью, был свидетелем чудесного избавления жителей казанских от моровой язвы – избавления, последовавшего, по молитвам казанцев, от иконы Богоматери Смоленския Одигитрии, находящейся в Семиезерской пустыни в нескольких верстах от Казани. И вот приходят к воеводе и боярину Салтыкову подвластные ему земледельцы, крестьяне его вотчины села Выездной Слободы с горестною вестью, что моровая язва начала производить опустошение в г. Арзамасе и его окрестностях. Тогда благочестивый боярин, призвав искусного иконописца, поручает ему сделать снимок с названной иконы – Одигитрии, и с молитвою и с верою в заступление Царицы Небесной препровождает сей снимок с означенными земледельцами в село Выездную Слободу. Весть о несении этой иконы скоро достигла Арзамаса, где уже было известно о чудном избавлении казанских жителей благодатной помощью Богоматери. Тогда игумен Арзамасского Спасского монастыря Корнилий, впоследствии митрополит Тобольский, в сопровождении Арзамасского духовенства, при многочисленном собрании народа, устроил крестный ход для сретения сей иконы, и она с подобающей честью внесена была двумя священниками в Арзамасский собор, где совершено всенощное бдение с литургией. Из Арзамаса сия чудотворная икона, также с торжественным крестным ходом при бесчисленном множестве народа, перенесена была в село Выездную Слободу. Горячо, усердно молился пред принесённою иконою народ, устрашённый посещением гнева Божия, и Всевышнему угодно было претворить праведный гнев Свой на милость. Вскоре по прибытии образа Смоленския Богоматери моровая язва, как в Арзамасе и Выездной Слободе, так и в окрестностях, прекратилась совершенно. Ознаменованная и в последующие времена многими благодатными дарованиями для притекающих с верою икона сия до ныне достойно чтится Арзамасскими и Выездно-Слободскими жителями и участвует во всех крестных ходах, бываемых в г. Арзамасе.

3) Образ Успения Богоматери – дар Киевского митрополита Самуила [7] действительному тайному советнику В.П. Салтыкову, сопровождавшему в 1787 году императрицу Екатерину II во время её путешествия в Тавриду. А сим последним помянутая икона пожертвована в церковь села Выездного.

4) Касперовская икона Пресвятыя Богородицы, иконописной искусной работы, длиной в ½ аршина, шириной в 5 вершков, в серебряной ризе, украшенной эмалью и драгоценными камнями. На задней стороне есть следующая надпись: «Сия икона списана с подлинной, объявленной чудотворной иконой Божией Матери Касперовской, которая явилась в Херсонской губернии и уезде, от Херсона 18 вёрст, в селе Касперовке 1846 г. По обещанию моему в честь и память приношу в отечественное село Выездную Слободу, в церковь Смоленской Божией Матери; эта икона была со мною взята во св. град Иерусалим и поставлена была на гробе Господа нашего Иисуса Христа в храме 1860 г. апреля 20 дня и пробыла до 21 апреля 1861 г.; истинно – помню и уважаю свою отчизну, уроженец села Выездной Слободы Николай Шипов, 1861 г. июня 16 дня. Херсон».

5) Изображение распятия Спасителя, писанное на полотне. Это изображение принадлежит кисти какого-либо замечательного живописца и составляет предмет удивления и восхищения со стороны всех посетителей храма и зрителей сего священного изображения, имеющих какое-либо понятие о художественной живописи. Прекрасная эта священная картина, в простой раме, помещается на горнем месте главного алтаря; она имеет 7 аршин длины и 2 ½ ширины. Кроме изображения распятого Христа здесь на картине, при подножии креста, виднеется лик скорбящей Марии Магдалины. Помянутая картина привезена в церковь села Выездного владельцем оного села Василием Петровичем Салтыковым, бывшим русским посланником при дворе Людовика XVI; привезена в 1790 году из Саксонии, где подарена была Салтыкову дочерью короля Фридриха Августа Марией Августою. К сожалению, на картине нет подписи, свидетельствующей об имени художника – творца этой прекрасной картины.

Село Выездная Слобода заслуживает внимания к себе не только потому, что здесь имеется обширный, прекрасной архитектуры храм с большим количеством богатой церковной утвари и другими ценными и значительными в церковно-историческом отношении принадлежностями, но помянутое село достойно примечания и в других отношениях, именно, это село по населению довольно большое, имеющее до 350 дворов с 1470 душами мужского пола и с 1525 душами женского пола. Село это промышленное, где есть несколько кожевенных заводов, и значительная часть жителей занимается шитьём кожаной обуви; другая часть работает на находящихся здесь фабриках войлочных изделий (кошем и войлоков, имеющих сбыт даже за границу, особенно в Германии [8]); третья часть занимается огородничеством, особенно посадкой в большом количестве картофеля, лука, огурцов и других огородных продуктов, которые и продаются в г. Арзамасе и в самом селе, особенно во время бывающей в селе ярмарки 20 июля. Далее в помянутом селе, что особенно важно, имеются две вполне благоустроенные школы, мужская и женская, и богадельня для призрения недужных и старцев. В прежнее, дореформенное время, жители села Выездного отдавали своих детей учиться грамоте членам причта, а со времени освобождения крестьян от крепостной зависимости и в память этого события, они открыли мужское и отдельно женское училища.

Женская школа в настоящее время содержится на средства земства, в ней учащих 3 лица – законоучитель и 2 учительницы, учащихся 75 девочек.

Мужская школа в 1885 г. преобразована в двухклассную министерскую школу. Дом под школу куплен у г. Салтыкова на средства крестьянина села Выездной Слободы Фёдора Семёновича Пузакова, умершего в Румынии, в Бухаресте. Двухклассное училище, помещающееся в обширном каменном доме, стоимостью до 20000 руб., вполне приспособленном к учебным целям, содержится на проценты с капитала в 60000 руб., положенного на вечное время в Нижегородском общественном Николаевском банке по духовному завещанию того же Ф.С. Пузакова. В школе учащих 4 лица: 1 законоучитель, 3 учителя, учащихся 120 мальчиков, курс обучения пятилетний. На средства того же благотворителя близ храма выстроено другое красивое и обширное каменное здание, стоящее до 25000 руб. В 1890 году в этом здании открыта богадельня на 55 человек обоего пола. Богадельня содержится на проценты с капитала 101000 руб., положенного тем же Ф.С. Пузаковым и в том же банке.

Прихожане села Выездной Слободы все православного вероисповедания, к церкви Божией усердны, христианский долг исповеди и св. Таин Причастия, за малыми исключениями, исполняют ежегодно. Каких-либо резких недостатков в религиозно-нравственном отношении, грубых, например, суеверий, предрассудков и обычаев, между жителями села Выездного не замечается; напротив, многие здешние поселяне обнаруживают в себе любовь к путешествиям в ближайшие святые обители г. Арзамаса, также в Дивеевский и Понетаевский женские монастыри, и в Саровскую пустынь соседней Тамбовской губернии. Другие из жителей того же села обнаруживают большую склонность к церковному пению и охотно поют не только в своей церкви, но и участвуют в певческих хорах городов Арзамаса и Нижнего Новгорода. Тем же благочестивым настроением прихожан села Выездной Слободы можно объяснить и то, что в означенном селе установлены частые поминовения усопших родителей и частые крестные ходы, которых в течение года бывает девять.

Из церковных старост, после известнейшего и достойнейшего старосты и строителя храма Ивана Васильевича Госькова, наиболее потрудились и порадели для своего приходского храма следующие старосты:

1) Иван Никифорович Чесноков – был старостой с 1828 г. по 1839 г., впоследствии поступил в монахи в Высокогорскую пустынь и скончался, приняв схиму с именем Иоасафа.

2) Крестьянин Пётр Иванович Раков – был старостой с 1847 г. по 1851 г.; при нём холодный Смоленский храм внутри в первый раз был богато и искусно расписан стенным писанием, на что старостой употреблено своих денег свыше тысячи рублей.

3) Купец Алексей Иванович Будылин – был старостой с 1851 г. по 1858 г., усердием его расписана искусным стенным писанием тёплая трапезная двухпрестольная церковь, позолочен иконостас в той же церкви и обогащена церковная ризница, на что старостой потрачено около двух тысяч рублей.

4) Крестьянин Иван Михайлович Мамонов – был старостой с 1850 г. по 1880 г.; при этом старосте приобретены следующие, более значительные предметы: колокол в 850 пудов за 14261 руб. 30 к., потир с другими сосудами стоимостью в 275 руб., святое Евангелие, стоимостью 675 руб. и св. плащаница за 4000 руб. Весьма много помогал старосте приобретать эти вещи помощник его крестьянин Алексей Иванович Таланов, ныне Оранского Богородичного монастыря иеромонах о. Агапит.

5) Купец Сергей Васильевич Вязовов - был старостой с 1880 г. по 1886 г.; он устроил вокруг церкви ограду с железной решёткой, расписал трапезную церковь и стены покрыл колерами, в 1882 г. пожертвовал в пользу одного из священников приобретённый им деревянный дом, сделал серебряную позолоченную чеканной работы ризу на икону св. пророка Илии, стоимостью в 500 руб., и устроил в церкви каменную караулку.

6) Купец Василий Сергеевич Вязовов – с 1886 г. по 1890 г.; он обложил снаружи храм белым тёсанным камнем, поправил живопись в холодной церкви и стены покрыл колерами, содержал хор певчих.

7) Купец Михаил Михайлович Чичканов - в должности церковного старосты состоит с 1890 г. и в то же время проходит должность попечителя мужского и женского Выездно-Слободских училищ и председателя попечительного совета Выездно-Слободской Пузаковской богадельни, которой был строителем. В непродолжительное время его ктиторства, им в 1892 году возобновлена стенным писанием трапезная церковь.



Примечания:

1) Предлагаемая статья составлена на основании рукописной летописи означенного села и сведений, сообщённых составителю священником того же села о. Н. Лузиным.

2) Царская жалованная грамота боярину Салтыкову, исчисляющая заслуги последнего, в период крепостного времени сохранялась в барской канцелярии села Выездной Слободы; в настоящее время находится у Сергея Сергеевича Салтыкова в Санкт-Петербурге.

3) Вениамин (Краснопевков) Архиепископ Нижегородский управлял епархией с 1798 г. по 1811 г.

4) Второй храм во имя святого Серия Радонежского чудотворца находится вне села Выездной Слободы, на кладбище. Сей храм построен в 1795 г. на средства прихожан при участии владельца помянутого села В.П. Салтыкова. Зданием храм каменный, одноэтажный; при основании - круглой формы с имеющейся отдельной колокольней; внутри и со вне храм оштукатурен. По богатству имеющейся в храме утвари и по обилию св. икон, пожертвованных в сей храм владельцем села г. Салтыковым в молитвенную память о Государях и Государынях русских, кладбищенский храм во имя преподобного Сергия может быть предметом отдельного описания.

5) Ступинская школа живописи, процветавшая в г. Арзамасе около 100 лет, прекратила своё существование в 1840-х годах.

6) На основании помянутого сказания летописца об иконе Смоленской Божией Матери священником села Выездной Слободы Н. Лузиным составлена и напечатана краткая брошюра под заглавием: "Повествование о принесении иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии из города Казани в село Выездную Слободу и о заступлении Ея от гнева Божия - смертныя язвы".

7) Самуил Миславский, префект и ректор Киевской академии, епископ Белгородский, архиепископ Ростовский, с 1783 г. митрополит Киевский, член Российской академии. Ск. в 1796 г. Писал проповеди, составил догмат. Богословие, описывал К.-Печерскую Лавру.

8) Один из здешних заводов, кроме выделки простых кошем, обрабатывает посредством набивки крашеные войлочные ковры различных рисунков.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 6, 8, 10, 11 за 1894 год

heartflusters

heartflusters

Нижний Новгород
Сообщений: 715
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1394
Ревизские сказки с. Выездная Слобода:
1834г:
ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.92: Неизвестный владелец https://yadi.sk/d/FI7-DMKs2un7zA
ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.106 л.л.1об.-150: Салтыков Сергей Васильевич, гвардии штабс-ротмистр https://yadi.sk/d/lWiTBsKHHxtMPg.Фамильный указатель:

ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.131 л.л.68-70: Пелагея Андреевна, священническая жена, Иов Андреевич, крестьянин с. Чернухи: дворовые люди доставшиеся им в наследство от госпожи Мещериновой https://yadi.sk/d/oFRFPkxthCNveQ

1850г:
ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.214; https://yadi.sk/d/Ofx-duuiofToZg. Владельцы:
л.л.488-520: Салтыкова Александра Сергеевна, гвардии штабс-ротмистрша. Фамильный указатель:

л.л.522-548: Скопина (урожд. Салтыкова) Софья Сергеевна, подпоручица; Фамильный указатель:

л.л.549-644: Салтыков Сергей Сергеевич, титулярный советник. Фамильный указатель:

ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.216: https://yadi.sk/d/zbMkTFtyR2pUnA
л.л.1-30: Владелец Травина (урожд. Салтыкова) Александра Сергеевна, капитанша. Фамильный указатель:


p.s.: листы местами не все.
Лайк (4)
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25297
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7580
Насчёт Госькова. Когда-то сосед попросил посмотреть его родословную, чтобы дойти до Ивана Госькова. Сосед правда был уже Гостьков. Так вот родословная показала, что Госькова, они же Чулошниковы. Но сосед в это не поверил.
Хотя в наших регионах это обычное дело.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25297
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7580
А ещё Выездная Слобода невозможна без двух родов. Это купцы Жевакины-Жейвакины. И предков Сахарова Андрей Дмитриевича. Наверное материалы о них тоже надо поместить здесь.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1825
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1298
Рассказ крестьянина с. Выездной Слободы Н.Н. Шипова:

"История моей жизни и моих странствий"



Источник: журнал "Русская старина". 1881. № 5. С. 133-148; № 6. С. 221-240; № 7. С. 437-478; № 8. С. 665-678; № 9. С. 137-162.
Лайк (2)
afrtk
Новичок

Сообщений: 10
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 26

TatianaLGNN написал:
[q]
А ещё Выездная Слобода невозможна без двух родов. Это купцы Жевакины-Жейвакины. И предков Сахарова Андрей Дмитриевича. Наверное материалы о них тоже надо поместить здесь.
[/q]



Татьяна, а Вам удалось установить имена родителей Ивана Васильевича Госькова (Гостькова)?
---
Ищу мои корни!
Хватовка: Курдины, Куренковы(Александровы)
Кержемок: Стрельцовы, Малышевы, Горожанцевы, Гузновы, Волковы, Такмаковы. Мисюриха: Харитоновы. Шатки: Кидимовы. Выездное (слобода): Таракановы(Бариновы), Чулошников (Госьковы), Ужишниковы (Макаровы), Новый Усад: Колосовы (Послыхалины, Тихо
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25297
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7580
Увы нет Ео не было почему-то в РС
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1825
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1298
Помещик Салтыков Василий Петрович



Село Выездная Слобода - старинный пригород Арзамаса. Иван Грозный в период Казанских войн поселил здесь, у переправы через Тёшу, 60 казачьих семей, которые образовали "Государево дворцовое село, казачью Выездную слободу".

В 1635 году царь Михаил пожаловал слободу в собственность боярина Боиса Салтыкова. С течением времени надобность в военной службе выездновских казаков отпала. Население обратилось к мирным земледельческим занятиям.

В XVIII веке, постепенно переходя к разным представителям рода Салтыковых, село Выездная Слобода оказалось во владении графа Василия Петровича Салтыкова, дипломата времён Екатерины II. Посланник при дворе Людовика XVI, В.П. Салтыков был свидетелем казни французского короля на гильотине и возвратился в Россию, когда сношения с революционной Францией были порваны. Находясь не у дел, граф занялся устройством своих провинциальных имений, в том числе и села Выездного.

Двадцать лет хозяйничания в Выездной Слободе принесло экс-дипломату громкую известность. В столице бывшие его сослуживцы по иностранному ведомству говорили, что Салтыков, несомненно, лучший помещик среди дипломатов. Провинциальные дворяне прибавляли, что он также лучший дипломат среди помещиков.

Трудно перечислить все приёмы и методы, к которым прибегал влыделец Выездного, чтобы выжать из имения наибольший доход. Недаром он получил по уезду кличку "графа-кулака".

К нижегородскому помещику В.П. Салтыкову вполне приложима характеристика дворян, данная некогда Посошковым (публицистом петровского времени): "...многие из помещиков говорят: не давай крестьянину обрасти, но стриги его, как овцу, до гола".

В.П. Салтыков был именно таким помещиком. Во взаимоотношениях с крестьянами у него применялась короткая формула: "Вынь и положь". Половина выездновских крестьян была переведена на оброк. Величина оброка не устанавливалась надолго. Барскии соглядатаи из дворовых разведывали, что каждый селянин ест за обедом. И если оказывалось, что крестьянин посытнее, чем раньше, стал питаться, тотчас же увеличивался оброк.

Помещик разрешал всякие отлучки из деревни жителям лишь при условии принесения на барский двор пяти-шести зайцев. Шкурки шли поймавшему, а заячье мясо попадало в людскую кухню. Даровой зайчиной помещик кормил дворню (крестьяне считали грехом есть зайца). Обязательный "охотничий промысел" был вообще одной из повинностей взрослых мужчин в ВЫездной Слободе. Кто не умел ставить западней и силков на дичь, тому приходилось откупаться деньгами. Медвежатникам поручалось добывать живых молодых зверей, которые затем выращивались в крытом загоне при помещичьем парке. Салтыков поставлял медвежье мясо в Петербург столичному торговцу Стриовскому. ГАспар Стриовский регулярно публиковал в "С.-Петербургских Ведомостях" (см., напр., № 94 за 1798 г.): "Ежели у кого из господ помещиков есть на продажу откормленные медведи, пусть благоволят дать знать Стриовскому по адресу: Вознесенская улица, дом № 165".

Вся мужская часть салтыковской дворни (женщинами распоряжалась супруга) обязана была в свободное время, находясь в прихожих комнатах, плести сети, невода, верши и прочие предметы рыбной ловли. Готовое изделье продавалось в пользу помещика на арзамасском базаре.

Владелец Выездного постоянно затевал всякие коммерческие предприятия. Прогуливаясь по своим владениям, он не замечал красот окружающей природы. Глаза, бегая по сторонам, искали путей к извлечению практической пользы. В живописных лесах вдоль Тёши он видел только возможные брёвна, дрова, доски. Пестревшие цветами луга пробуждали соображения о цене будущего сена. Быстро текущая речка рождала в голове проект о запруде на ней и постройке мельницы. Не тратя ни копейки, помещик обзавёлся громадным пчельником. Он отправлял партию дворовых для добычи пчёл в соседний липовый лес. Найдя в чаще дуплистое дерево с роем пчёл, люди перепиливали ствол в двух местах, стараясь охватить пчелиное гнездо. Колоду переносили в господский сад, где за короткий срок скопилось до 350 природных ульев.

В приусадебной берёзовой роще Утешной граф разводил гусей. Соседнее Брехово болото (в котором будто бы разбойники топили убитых ими людей) отличалось необыкновенно жирным илом. Графские гуси считались на арзамасском рынке из лучших, а Салтыкова так и прозвали базарные торговцы "гусиным графом".

Венцом салтыковского промышленного прожекторства явилась реорганизация Слободы как бы в коллективную фабрику, юридически принадлежавшую дворянину-помещику, а фактически - нескольким его крепостным. Граф придумал: все выездновские крестьяне переходят на оброк, а добывают его, занимаясь такою же промышленною деятельностью, какою занимались купцы и мещане соседнего Арзамаса. Помещик разделил выездновцев на несколько групп, которых на первых порах снабдил заимообразно деньгами. Одни ездили закупать скот в Оренбургский край, другие заводили мастерские, дубили кожу, валяли коровью шерсть, топили баранье сало, варили клей из рогов и копыт.

В короткое время в Выездном появились 3 кожевенных, 2 свечно-сальных, 3 кошмовальных и 2 клееваренных завода. Юридическим владельцем их считался граф, все сделки совершались на его имя. Фактически заводами владели крестьяне-предприниматели, обязанные графу выплатой ссуженных денег и весьма значительными оброками, платившимися из прибылей.

Богател граф, богатели крепостные предприниматели, постепенно становившиеся кулаками-предпринимателями.

Беднела основная масса рядовых выездновских жителей. Уделом их оставалась работа в качестве наёмников у владельцев хозяйств и заводов.



Источник: Смирнов Д.Н., "Очерки жизни и быта нижегородцев XVII-XVIII веков", г. Горький, 1971 г., стр. 280-282

VLTravel

VLTravel

Сообщений: 279
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 324
Петропавловская церковь г. Астрахани

№11 – 02.10.1827 – 67л. (ст. 118)
Крестьянин графа Сергея Васильева Салтыкова, Дмитрий Васильев Навиков с дочерью того же господина крестьянина Андрея Стефанова Казарнова дочь Марфа Андреева.
Поручители: со стороны жениха – отец его Василий Иванов Навиков; со стороны невесты – отец ее Андрей Степанов Казарнов.

№3 – 18.01.1831 – 52л. (ст. 94)
Жених крестьянин Салтыкова Василий Иванов Навиков 45 лет.
Невеста вдова умершего крестьянина Александра Манафева – Анна Андреева 41 год.
Поручители: со стороны жениха крестьянин и староста Семен Григорьев Дьяков; со стороны невесты дядя ее Семен Афанасьев Чичканов.

Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-1dop-d-3


№4 – 21.07.1833 – 208об. (ст. 258)
Жених крестьянин Салтыкова села Выездной Слободы Иван Иванов Родионов 20 лет.
Невеста вдова умершего крестьянина Петра Иванова Самаркина – Агрипина Иванова 23 года.
Поручители: со стороны жениха отец его Иван Алексеев Родионов, проживающий в Астрахани в разных квартирах; со стороны невесты Дмитрий Иванов проживающий на разных квартирах.

№10 – 24.09.1833 – 209об. (ст. 259)
Жених села Выездной Слободы крестьянин Николай Семенов Тронин 23 года.
Невеста того же села, дочь крестьянина Михаила Иванова Соколова – Анна 17 лет.
Поручители: со стороны жениха – отец его Николай Семенов Тронин, со стороны невесты – Иван Алексеев Родионов, имеет в городе собственный дом.

№14 – 26.08.1835 – 179об. (ст. 224)
Жених крестьянин вотчины Салтыкова, Павел Иванов Панкратьев.
Невеста той же вотчины крестьянская девица Параскева Иванова Катаурова.
Поручители: со стороны жениха Семен Григорьев Дьячков, со стороны невесты отец ее Иван Иванов Катауров.

№6 – 24.04.1838 – 97об,98л. (ст. 119)
Жених села Выездной слободы, церкви Рождества Богородицы, господина Сергия Васильева Салтыкова крестьянин Василий Николаев Карасев 19 лет
Невеста того же села девица Агрипина Васильева Петрушева 17 лет.
Поручители: по жениху – брат его Михаил Николаев Карасев, Семен Александров Удачин; по невесте – отец ее Василий Михайлов Петрушев, Степан Никитин Квасницын.

№5 – 22.07.1840 – 21об,22л. (ст. 29)
Жених села Выезды крестьянин Николай Михайлов Корнилов 24 года
Невеста того же села девица Анна Алексиева дочь крестьянина Алексея Иванова Щуряева 17 лет.
Поручители: по жениху – Григорий Андреев Куркин, Михаил Петров Курочкин; по невесте – Алексей Иванов Щуряев, Михаил Петров Курочкин.

Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-1dop-d-4


№7 – 02.07.1843 – 117об,118л. (ст. 147)
Жених Слободы Выездной Салтыкова крестьянин Михаил Григорьев Будылин 19 лет.
Невеста того же села крестьянка Мария Стефанова Глумина 17 лет.
Поручители: по жениху – Алексей Иванов Щуряев и Алексей Недорезов; по невесте – Василий Максимов Колчугин, Семен Михайлов Шабалов.

№8 – 4.07.1843 – 117об,118л. (ст. 147)
Жених Слободы Выездной крестьянин Иван Григорьев Будылин 21 год.
Невеста того же села крестьянина Ивана Иванова Чахотова дочь Мария 17 лет.
Поручители: по жениху – Николай Любимов и Алексей Иванов Шуряев; по невесте – Иван Иванов Чахотов, Иосиф Иванов Здов.

№1 – 07.01.1846 – 257об,258л. (ст. 321)
Жених села Выездной крестьянин Николай Иванов Жучков 34 года
Невеста села Выездной Слободы крестьянина Ивана Максимова Колгугина дочь девица Анна 19 лет.
Поручители: по жениху – братья его Семен Иванов и Петр Иванов Жучковы; по невесте – Василий Николаев Карасев, отец ее крестный крестьянин Алексей Иванов Труктов.

№14 – 01.09.1846 – 264об,265л. (ст. 330)
Жених села Выездной крестьянин Александр Иванов Пузаков 18 лет.
Невеста села Выездной слободы крестьянка Праскева Иванова Куклева 17 лет.
Поручители: по жениху – отец его Иван Алексеев Тузаков, Осип Алексеев Тузаков; по невесте – отец ее Иван Димитриев Куклев, Иван Иванов Радионов, Николай Иванов Леонов.

Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-1dop-d-5


№8 – 12.10.1847 – 34об,35л. (ст. 42)
Жених села Выезнова крестьянин Василий Михаилов Оленчив 18 лет.
Невеста того же села крестьянская девица Екатерина Иванова Пузанова 16 лет.
Поручители: по жениху – Андрей Андреев Седов, Иван Николаев Торопыгин; по невесте – брат ее Михаил Иванов Пузанов, Александр Малахеев Заскин.

№10 – 10.09.1850 – 188об-190л. (ст. 136-137)
Жених села Выездной слободы крестьянин Иван Николаев Торопыгин 21 год.
Невеста того же села умершего крестьянина Николая Иванова Рыбина дочь его девица Мария Николаева 16 лет.
Поручители: по жениху – отец его Николай Алексеев Торопыгин, Иван Иванов Рыбин; по невесте – Алексей Иванов Труктаев, Василий Петров Самаркин.

Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-1dop-d-6


№9 – 02.09.1851 – 37об,38л. (ст. 59)
Жених села Выездной Слободы крестьянин Василий Иванов Сидоров 20 лет.
Невеста того же села крестьянина Ивана Чихотова дочь его девица Екатерина Иванова 19 лет.
Поручители: по жениху – отец его родной Иван Алексеев Сидоров, Иаким Васильев Диков; отец ее родной Иван Иванов Чихотов, Алексей Иванов Тарунтаев.

№16 – 18.10.1853 – 148об,149л. (ст. 201)
Жених села Выездной Слободы крестьянин Федор Иванов Сидоров 21 год.
Невеста того же села крестьянина Алексея Иванова Рыбина дочь его девица Матрена Алексеева 16 лет.
Поручители: по жениху – отец его родной Иван Алексеев Сидоров, Павел Петров Недорезов; по невесте – отец ее родной Алексей Иванов Рыбин, Николай Николаев Рыбин, Иван Николаев Торопыгин.

№19 – 01.11.1853 – 149об,150л. (ст. 202)
Жених села Выездной Слободы крестьянин Тимофей Степанов Куркин 21 год
Невеста того же села крестьянина Ивана Иванова Родионова дочь его девица Пелагия Иванова 16 лет.
Поручители: по жениху – отец его родной Степан Андреев Куркин, Василий Михайлов Куркин; по невесте – отец его родной Иван Иванов Родионов, Василий Петров Самаркин.

Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-1dop-d-7


№1 – 08.01.1856 – 91об,92л. (ст. 122)
Жених села Выездны крестьянин Михаил Иванов Глушин 19 лет.
Невеста села Выездной слободы крестьянина Петра Иванова Чичьканова дочь его Александра Петрова 20 лет.
Поручители: по жениху – отец его родной Иван Михайлов Голушин, Семен Михайлов Шабалов; по невесте – отец ее родной Петр Иванов Чичьканов, брат ее родной Степан Петров Чичьканов.

№3 – 30.01.1856 – 92об,93л. (ст. 123)
Жених села Выездна крестьянин Павел Николаев Жуков 20 лет.
Невеста того же села крестьянина Александра Иванова Шабалова дочь его девица Мария Александрова 18 лет.
Поручители: по жениху – Василий Иванов Сидоров, Василий Михайлов Оленичев, Яков Алексеев Диков; по невесте – отец ее родной Александр Иванов Шабалов, Сергей Андреев сын Андреев, Николай Семенов Тронин.

№19 – 26.10.1858 – 231об,232л. (ст. 305)
Жених села Выезны крестьянин Иван Иванов Куркин 20 лет.
Невеста девица умершего крестьянина Алексея Петрова Недорезова дочь Александра Алексеева 19 лет.
Поручители: по жениху – Иван Дмитриев Куклев, Андрей Иванов Куркин; по невесте – Стефан Андреев Куркин, Василий Михайлов Оленчьев.

№20 – 04.09.1861 – 429об,430л. (ст. 545)
Жених села Выездны крестьянин Семен Иванов Родионов 21 год.
Невеста того же села девица крестьянина умершего Алексея Иванова Щуряева дочь Александра Алексеева 24 года.
Поручители: по жениху – Иван Иванов Родионов, Василий Петров Самаркин, Николай Андреев Самаркин; по невесте – Петр Иванов Жучков, Василий Осипов Казаков, Николай Михайлов Корнилов.
№23 – 10.09.1861 – 430об,431л. (ст. 546)
Жених вдовец с. Выездной крестьянин Михаил Григорьев Будылин 35 лет.
Невеста вдова того же села крестьянка Анна Иванова Сазанова 50 лет.
Поручители: по жениху - Александр Иванов Шабалов, Иван Дмитриев Куклев, Иван Михайлов Гумин; по невесте – Петр Александров Шибалов, Михаил Иванов Силахин, Еким Васильев Диков.
№25 – 02.10.1861 – 431об,432л. (ст. 547)
Жених Астраханский мещанин Порфирий Иванов Андреев 27 лет.
Невеста вдова села Выездной крестьянка Анна Николаева Руйкина 28 лет.
Поручители: по невесте – братья ей родные Николай Николаев Рыбин и Иван Николаев Рыбин.

Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-1dop-d-8
VLTravel

VLTravel

Сообщений: 279
На сайте с 2019 г.
Рейтинг: 324
Петропавловская церковь г. Астрахани

№30 – 30.08.1910 – 17об,18л.
Жених – Нижегородской губ., Арзамасского уезда, Выездновской волости и села крестьянин Александр Васильев Казарин, первым браком 27 лет.
Невеста – Астраханской губ., Красноярского уезда, Ганюшкинской волости, жительница пос. Большого-Ганюшкина из крестьян Карсуновского уезд, с. Водороцкого деревица София Стефанова Митюшкина, первым браком 18 лет.
Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-3-d-84 (ст. 19)

№41 – 12.05.1902 – 16об,17л.
Жених – Нижегородской губ., Княгининского уезда, Островской волости, деревни Долгой Иоанн Иванов Лыкин, вторым браком 37 лет.
Невеста – крестьянка Нижегородской губ., Арзамасского уезд, Выездновской волости, села Выездной слободы Елена Васильева Казаринова, первым браком 18 лет.
Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-3-d-57 (ст.24)

№24 – 03.05.1892 – 12об,13л.
Жених – Астраханский мещанин Константин Аввакумов Архипов, первым браком 23 года.
Невеста – Нижегородской губ., Арзамасского уезда, Выездновской волости, того же села Марфа Семенова Мошкова, первым браком 17 лет 10 месяцев.
Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-3-d-27 (ст. 15)

№78 – 19.09.1888 – 42об,43л.
Жених – Нижегородской губ., Ардатовского уезда, села Кременок крестьянин Владимир Дмитриев Гусев, первым браком 24 года.
Невеста – Нижегородской губ., Арзамасского уезда, Выездновской волости, крестьянка Анна Васильева Казарина, первым браком 17 лет.
Источник: https://rodoslovnaya.astrobl.ru/archive/f-729-op-3-d-15 (ст. 54)
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 8 9 10 11 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, TaniaAb, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈