Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Выездная слобода


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
Пожары



22 июля 1895 г., в 4 часа утра, в селе Выездной Слободе произошёл пожар - сгорела кошмовальная фабрика московского купца Чукмалдина, 4 крестьянских дома и надворные строения общественного дома. Убытка понесено Чукмалдиным на 32000 руб., из них застрахованного имущества сгорело на 31000 руб. и крестьянами - на 5446 руб., в том числе застрахованного имущества было 2791 руб. Пожар возник на чердаке столовой рабочих фабрики, где был навален разный мусор. Подозрения в умышленном поджоге не заявлено. Для выяснения точной причины пожара производится дознание.

На 27-е июля 1895 г., в 12 часу ночи, в селе Выездном произошёл пожар, от которого сгорели кошмовальные фабрики арзамасского купца Николая Сергеевича Вязовова и арзамасской купеческой вдовы Александры Михайловны Вязововой. Убытка от пожара понесено на 9525 руб., в том числе сгорело застрахованного имущества на 2050 руб. Причина пожара неизвестна.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 32, 1895 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
В 1885 году в селе Выездной Слободе было построено двухклассное училище на средства, завещанные местным крестьянином Пузаковым. Пузаков, умирая в Румынии, куда он бежал ещё во время крепостного права, оставил на школу капитал в 62 тысячи рублей. По отношению к двухклассному училищу местное сельское общество не несёт почти никаких повинностей, если не считать 120 руб., ассигнуемых на пособие училищу. Последнее содержится исключительно на проценты с завещанного капитала. Между тем, этих процентов далеко не хватает на удовлетворение всех неотложных нужд училища и на производство крупного ремонта. А фундаментальный ремонт для училища, существующего уже около 15 лет, положительно необходим. Село Выездное - большое торговое село, одно из самых крупных селений в уезде. Оно могло бы производить и более щедрое отношение к школе и увеличить теперешнюю ассигновку на её содержание. В с. Выездном есть и женская школа, но на содержание и этой школы общество отпускает только 100 руб., остальное добавляет земство. Между тем, школы с. Выездного одни из самых многолюдных. Жители с. Выездного пользуются ещё и другим учреждением, не неся по отношению к нему повинностей - там имеется богадельня, довольно большая и благоустроенная, построенная на средства того же Пузакова, пожертвовавшего на её содержание более 100 тысяч руб.

Несмотря на свою обширность и множество "богатеев", проживающих в каменных домах, придающих с. Выездному вид уездного городка, село не может похвалиться благоустройством. Весной и осенью площади и улицы села представляют сплошное море грязи.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 9, 1899 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
Село Выездная Слобода



Историко-этнографическое описание 1850 года



Село Выездная Слобода находится в одной версте от Арзамаса, за рекою Тёшей, через которую перекинутый деревянный мост на сваях доходит до него и соединяет село с городом.

Из актов 20-х годов XVII столетия видно, что оно называлось Казачья Выездная Слобода. Изустное предание объясняет, что название это произошло от того, что первоначальное население ему положили 600 казаков, присланных вскоре после покорения Казани, с луками и рогатинами, царем Иоанном Васильевичем Грозным, для бдительного присмотра за мордвой и татарами. По водворении их на месте, покрытом густым лесом, частью же остававшимся под лугами и болотом, они расчистили порожние земли, выжгли и высекли леса на дрова и строение домов [1]; с течением времени они сделались сельскими обывателями, дворцового ведомства, и только в имени села сохраняли свои названия. В межевой выписи [2] с арзамасских книг писца Василия Жукова, 1633 года, они названы просто крестьянами, обязанными платить государевы столовые запасы, денежные и всякие другие доходы наравне с крестьянами всех дворцовых сёл и волостей.

Поместье боярина Бориса Михайловича Салтыкова, село Выездная Слобода, в 1635 году было пожаловано ему в вотчину царём Михаилом Фёдоровичем за то, что он во 127 (1619) году, против королевича Владислава, польских, литовских и немецких людей и черкас стоял крепко и мужественно; на боях и на приступах бился, не щадя головы своей, и ни на какие королевичевы прелести не прельстился, многую свою службу и правду ко всему Московскому государству показал; а будучи в осаде, во всём оскуденье и нужду терпел [3]. В 1647 году боярин Борис Михайлович отказал село Выездную Слободу брату своему - боярину Петру Михайловичу Салтыкову, от которого оно перешло, по третейскому полюбовному разделу, мимо детей его - стольников Алексея и Петра, к внукам его - стольникам Алексею и Василию Фёдоровичам, братьям царицы Прасковьи Фёдоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича [4]. В 1702 году Василий и Алексей Фёдоровичи все находящиеся в их владении вотчины разделили меж собой, и по разделу село Выездная Слобода досталось в единственное владение стольнику Алексею. В 1712 году Алексея Салтыкова не стало, а после его осталась жена его бездетная. Почему лейб-гвардии Преображенского полка капитан-поручик Василий Фёдорович Салтыков бил челом царю Петру Алексеевичу, чтоб родовые вотчины и поместья, которые остаются за прожитком невестки его, были бы по указу отданы ему [5]. Таким образом, полученное им село Выездная Слобода, по смерти его, перешло к сыну его - Петру Васильевичу, а от Петра к сыну его - Василию Петровичу, после Василия наследовал село сын его - Сергей Васильевич, скончавшийся в 1807 году. Нынешние владельцы села: супруга Сергея Васильевича, сын её и три дочери.

Расположенное на ровном месте, прорезанном в разных направлениях живописными протоками реки Тёши и выстроенное по плану прямыми линиями и правильными квадратами, село Выездная Слобода весьма много придаёт красоты очаровательному виду Арзамаса, преимущественно с Московской и Тамбовской дороги, откуда и само оно представляется глазам цветущим, многолюдным, каково действительно и есть.

В нём считается: 726 домов, в том числе зданий и домов каменных - 14; крестьян мужского пола - 1824, женского - 2074 души; лавок с сельскими предметами продажи - 6; земли пахотной, усадебной, огородной, сенокосной и выгонной, удобной и неудобной - 4826 квадр. десятин. Грунт земли черноземный, и, по местам, песчаный. Степень урожая вообще хорошая. Как малоземельные, крестьяне почти все занимаются разными промыслами, именно: 2 дома производят торг пригонкой из Оренбурга и др. мест около 4000 голов мелкого скота; 4 дома содержат кожевенные заводы, 2 дома - свечно-сальные; 2 - свечно-восковые, 5 домов - клееварные, 5 - валеношляпные. На всех заводах ежегодно приготовляется на сумму свыше 30000 руб. серебром. Вся производительность этих заводов потребляется в Арзамасе и его уезде, исключая делаемых на свечно-восковых заводах свеч, которые вывозятся в большом количестве на ярмарки Нижегородскую и Маровскую (Макарьевского уезда). Около 600 человек занимается сапожным мастерством, из них 300 постоянно работают в Астрахани и в городах Астраханской губернии, 100 - в Саратове, 150 - в Уральске, Самаре и Нижнем, остальные - в разных селениях и городах. Плотников считается в селе 10 человек, маляров и железнокровельщиков - около 30, столяров - 2, портных - 4, кузнецов - 4, поденьщиков, занимающихся извозом в Арзамасе и уезде - около 100 человек. Сверх того, большая часть крестьян возделывает огороды, с которых капуста, лук, морковь и другие огородные овощи продаются в Арзамасе.

Состоятельность крестьян села Выездной Слободы доказывают две богатейшие каменные готические церкви с отдельными высокими колокольнями: напольная - однопрестольная, посвящённая преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу, и внутри села находящаяся - в честь Смоленской Божией Матери, построенная усердием их. Смоленская церковь воздвигнута в 1815 году столько же усердием крестьян, сколько благочестным усердием одного их них - богатого крестьянина Ивана Васильевича Госькова, весь свой капитал положившего на создание её и 26 лет служившего при ней старостой. Она расположена на ровной, широкой площади, в каменной с деревянной решёткой ограде, имеющей 1600 кв. саж. земли. Её украшают три крыльца с фронтонами, опирающимися на 16 колонн, 5 куполов, освещающих вместе с окнами внутренность её. Пространства от горняго места до западных дверей она имеет 27 саженей, в вышину - 24 саж.; настоящая церковь имеет ширины - 17 1/2 саж., а трапезная - 20 саж. Эта церковь есть одна из лучших и великолепнейших в Арзамасском уезде. В ней 5 алтарей: главный - во имя Смоленской Богоматери, рядом с ним с правой стороны - в честь пр. Илии, с левой - Флора и Лавра; в трапезе на правой стороне придел посвящён Рождеству Божией Матери, а на левой - святителю Николаю чудотворцу. Крестьяне всемирно стараются о благолепии этой церкви и делают для неё значительные пожертвования. Нынешний церковный староста Будылин употребил для украшения её более 3000 рублей серебром. В ризнице 80 священнических риз и столько же стихарей. Вся церковь расписана клеевой бирюзовой краской и событиями Нового Завета; образа в иконостасах отличной живописи и почти все писаны в Москве, в Строгановской школе; на Спасителе и Божией Матери, стоящих на поклоне, среброкованные вызолоченные ризы, весят более 2 пуд, а во всей церкви считается серебра около 9 пуд. Замечательны в церкви: 1) в главном алтаре, на горнем месте, икона Распятый Спаситель, итальянской кисти, привезённая в 1790 году бывшим посланником при дворе Людовика XVI - Василием Петровичем Салтыковым, которому он подарен был в Саксонии дочерью короля Фридриха Августа - Марией Августой; 2) серебряная овальная дека с частями св. мощей, данных В. П. Салтыкову, сопровождавшему Екатерину II в Тавриду, киевским митрополитом Самуилом; 3) чудотворный образ Смоленской Божией Матери, бывающий во всех крестных ходах, совершаемых в Арзамасе, принесённый усердием боярина Михаила Михайловича Салтыкова в 1655 году, во время мора, из Семиезерской Пустыни, Казанской губернии. Ежегодно 20 июля, в день пророка Божия Илии, совершается в эту церковь крестный ход из Арзамасского Воскресенского собора. И в этот же день и предыдущий бывает исстари учреждённая в селе ярмарка, располагающаяся вне церковной ограды, на площади. Эта ярмарка подобна всякой другой сельской или деревенской, и если имеет свою особенность, то, конечно, она заключается в месте для ярмарочных сцен, известном под именем Утешное.

Утешным называется берёзовая роща, находящаяся в конце села, окружённая валом, густо осенённым акациями, а с западной стороны окаймлённая некогда нарочно вырытым озером, а ныне во многих местах уже заросшим осокой. В этой роще, при жизни помещика села - Сергея Васильевича Салтыкова, были аллеи из берёз и орешника, насыпные возвышения, увенчанные липами, зелёные поляны, куртины с пышными цветами, беседки, башни, канавы и проч. Но теперь там, где были наполненные водой пруды и канавы, растёт мелкий лес; аллеи заросли, дорожек почти не видно, большие поляны засеяны хлебом и огородными овощами, а на некоторых стоят душистые скирды сена; от больших беседок остались две пустые, от башен - одна, до половины развалившаяся, на огромной насыпи, в густоте высоких акаций. Как при жизни помещика веселились в этой роще арзамасцы, так и теперь, по старой памяти, для многих Утешное имеет ещё особенную прелесть. В Троицын день бывает здесь гулянье, которое, без преувеличения можно сказать, посещается всем городом. Оно начинается с 2-х часов пополудни и оканчивается перед утром. Любопытно видеть крестьянок, гуляющих по 10 и более - вместе, одетых в богатые костюмы, большей частью - в парчовые, с завёрнутыми в платки руками. На конце Выездной Слободы, в сторону от Московской дороги направо - к деревне Стрелке (населённой ссыльными стрельцами), стоит на широкой луговине столб с образами в киоте. Предание говорит, что на этом месте была виселица, на которой были повешены стрельцы, присланные для казни в Арзамас. На каждой родительской неделе, в четверг, служат здесь Панихиды.



Примечания:

1) "В прошлом де в 98 (1590) году ту полянку к селу Казачьей Выездной Слободе приписал писец - князь Фёдор Болховской, для животинного выпуску со всеми угодьи и Казачьи Слободы казачьи крестьяне от большого мосту на низ реки Тёши до мельничной плотины ту поляну чистили, лес секли, а та полянка подошла к Выездной к Казачьей Слободе". Грамота 16 июня 1622 года об отказе к Выездной Слободе полянки, что от устья реки Авша, по Тёше, до стрелецких покосов, адресованная в дворцовые арзамасские сёла Григорию Ивановичу Квашнину. Подлинная грамота написана столбцом, на 3 листках, и по склейкам скреплена дьяком Семёнкой Самсоновым;

2) Подлинной выписи, писанной на 6 склеенных листках, "писец Яков Иванович Жуков печать свою приложил", а на обороте, по склейкам, подписал "подъячей Иван Блудов";

3) Подлинная царская жалованная грамота, 22 июля 1635 года, писана на александрийском листе, за красной печатью, на шёлковом шнуре, с изображением Георгия Победоносца и след. надписью кругом: "Царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Русии самодержец". Такая ж надпись находится на обороте грамоты;

4) Ввозная грамота 1693 года, писанная на 3 склеенных листках, за скрепой дьяка Ивана Обрутина. Ещё выпись с отказных книг, на 4 листках, данная арзамасским воеводой Иваном Леонтьевичем Монастыревым в 1683 году. И царская жалованная грамота 1 июня 1688 года боярину Фёдору Петровичу Салтыкову на село Кимру, 71 деревню, 154 пустоши и разные угодья, в Кашинском уезде, за службу его царям Алексею Михайловичу, Фёдору, Иоанну и Петру Алексеевичам и царевне Софии Алексеевне, и за то, что дочь его - Прасковья Фёдоровна, супруга царя Иоанна Алексеевича, и проч. На подлинной жалованной грамоте, писанной на большом александрийском листе, за красной вислой печатью, обложенной глазетом, имеется следующая надпись: "Справил диак Григорий Посников", ниже: "В книгу записано, сентября в двадцеть осмы день", а на обороте: "Великие государи, царии и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня, благоверная царевна и великая княжна, София Алексеевна, всея великия и малыя и белыя России самодержцы";

5) Копия с дела, на 47 листах, 1713 года, декабря в 12 день, закрепленная диаком Иваном Позняковым.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", неофициальная часть, № 26, 28 за 1850 г.

heartflusters

heartflusters

Нижний Новгород
Сообщений: 714
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1415
Выездновские в Астрахани:

ГКУ АО ГААО ф.727 оп.3 д.63 метрическая книга о бракосочетавшихся в 1903 году:
запись №88 о бракосочетании 10 ноября крестьянина Нижегородской губернии Арзамасского уезда Выездновской волости села Выездного Василия Димитриева Плиткина 39 лет и дочери крестьянина Казанской губернии Лапшевского уезда Бетьковской волости деревни Дикого Поля Татьяны Мартиновой Алексеевой 16 лет
ГКУ АО ГААО ф.727 оп.3 д.65 метрическая книга о бракосочетавшихся в 1904 году:
л.18об-19 записи №35 в поручителях по невесте указаны Арзамасского уезда Выездновской волости и села крестьяне Михаил Иванов Пчелин и Димитрий Алексеев Тулупов.

Фамилии "Плиткин", "Тулупов", "Пчелин" не встречается в РС по селу; впрочем, тому есть объяснение. В очерке А.В.Карпова "Сапожный промысел в Выездной слободе, Арзамасского уезда" (Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Выпуск 3. С.-Пб. 1880) упомянут такой факт:
"...в 1850 году постоянно жили и работали в Астрахани 300 Выездновских сапожников...
...(некоторые) до сих пор считаются Выездновскими и ежегодно исправно выправляют паспорты, но немногие имеют в Выездном родственников".

Возможно, это потомки выездновских крестьян, поменявшие фамилию.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
Село Выездная Слобода и достопримечательности оного села



Историко-этнографическое описание 1894 года [1]



Село Выездная Слобода находится вблизи г. Арзамаса, отделяясь от него только рекой Тёшей и низменной луговиной, через которые протянут длинный деревянный мост, почти соединяющий село с городом. Границы села следующие: к северу – деревня Пушкарка, к югу – деревня Ямищи, к западу – село Красное, а к востоку – г. Арзамас. В старину помянутое село носило название «Казачьей Выездной Слободы». Название это по изустному преданию объясняется тем, что царь Иван Васильевич Грозный вскоре после покорения Казани в 1552 году поселил здесь 600 казаков для наблюдения за мордвой и татарами. С течением времени казаки сделались сельскими обывателями дворцового ведомства. В 1635 году Выездная Слобода царём Михаилом Фёдоровичем пожалована была боярину Борису Михайловичу Салтыкову за то, как гласит царская жалованная грамота, «что он против королевича Владислава, польских, литовских, немецких людей и черкас стоял крепко на боях и на приступах, бился нещадя головы своей, и никакие королевичевы прелести не прельстили его, - многую свою службу и правду Московскому государству показал, а будучи в осаде во всём оскудение и нужду терпел» [2].

С какого времени Выездная Слобода стала селом и здесь появились Храмы Божии – определить, за неимением актов, весьма трудно. Есть в одной записи, без имени автора, указание на то, что в 1656 году была построена здесь деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери; но сколько времени существовала эта церковь – неизвестно. Более точно и определённо известно лишь то, что к началу XIX столетия в селе Выездном были две церкви каменные, одна – во имя Рождества Христова с приделами святителя и чудотворца Николая и св. пророка Илии, другая – во имя Смоленския Божией Матери с приделами св. Димитрия Ростовского и св. мучеников Флора и Лавра. Помянутые церкви в то время были уже ветхие, что и заставило прихожан села Выездной Слободы ходатайствовать перед тогдашним Нижегородским Преосвященным Вениамином [3] о дозволении построить им, вместо пришедших в ветхость церквей, новую каменную церковь во имя Смоленския Богоматери. Главный престол во имя нового храма Смоленской Богоматери освящён в 1815 году Преосвященным Моисеем, епископом Нижегородским и Арзамасским.

История построения настоящего каменного, обширного храма [4], тесно связана с именем достопочтенного ктитора церкви означенного села, крестьянина Ивана Васильевича Госькова, прослужившего в ктиторской должности 26 лет. По рассказам старожилов, Иван Васильевич, отличавшийся всегда примерным благочестием и ревностью о храме Божием, положил много старания и употребил много своих средств на устройство сего храма. Настойчивость, изобретательность и энергия, с которыми он вёл великое и трудное дело построения церкви, заслуживает глубокого внимания. Задумав благочестивое дело построения благолепного храма и сам лично не обладая достаточными на то средствами, он прежде всего постарался найти себе союзника в лице такого же доброго христианина Ивана Никифоровича Чеснокова, владевшего значительным капиталом. Оба ревнителя о славе Божией и благолепии св. церквей согласились устроить совокупными силами кожевенный завод с обещанием – всю прибыль от завода обращать в пользу строившейся церкви. Господь благословил такое доброе намерение; прибытки от завода текли рекой, так что в иные годы сумма чистой прибыли вдвое и даже втрое превышала основной капитал заводчиков. На эти прибыльные деньги, согласно ненарушимому обещанию строителей, и воздвигалось мало по малу обширное и великолепное здание храма. Между тем для большего успеха в спасительном деле не замедлила явиться и помощь от людей, пожелавших в христианском смирении скрыть свои имена. Рассказывают, например, что однажды Иван Васильевич, вошедши в церковь, увидал на сундуке с церковными суммами запечатанный, адресованные на его имя пакет, и, вскрыв оный, нашёл в нём значительную жертву, а от кого была эта жертва – осталось неизвестным, - и такой случай сокровенной благотворительности в пользу храма, говорят, был не единственный в продолжение ктиторства Ивана Васильевича Госькова. Ревность и усердие ко храму Божию незабвенного ктитора не были оставлены без внимания и высшим Начальством. Так, современный ему владелец села Выездной Слободы - Сергей Васильевич Салтыков, со своей стороны немало содействовавший строению и украшению храма, из уважения к заслугам Госькова, как ктитора и храмоздателя, наградил его освобождением от крепостной зависимости, а Преосвященный Моисей, епископ Нижегородский и Арзамасский, совершавший в 1815 году освящение храма, выражал почтенному ктитору особенную Архипастырскую признательность за его труды. Могила незабвенного ктитора Ивана Васильевича находится в ограде при церкви. На могиле, по благословению Преосвященного Иеремии, бывшего епископа Нижегородского, поставлен чугунный памятник, на котором отлиты стихи современного Ивану Васильевичу священника того села Петра Терновского.

На правой стороне:

«Вот предо мною крест Христа – воспоминанье
Распятого за нас, всех верных упованье.
Взгляни на крест: под ним великий муж лежит;
Незнатен он – простец, но делом знаменит,
Какого Выездное едва ль родит другого.
Здесь честный прах сокрыт крестьянина Госькова.
Велик, огромен храм, стоящ над прахом сим,
Но оный заложён и кончен им».

На левой стороне:

«Сей старец Иоанн из рвенья к дому Бога
Жизни дней и сумм на сей потратил много…
Родился, взрос и жил он просто селянином,
Но как родился, так и умер христианином.
Дней долготы его за восемьдесят лет.
Женат, но не родил, и так потомков нет!
Да что потомки нам! – Род и род родных забудут,
Труды же ктитора во век веков жить будут».

Храм села Выездного приятно поражает зрителя сколько своим внешним величественным видом и художественной архитектурой, столько же и внутренним украшением и благолепием. В числе священных предметов прежде всего заслуживают благоговейного внимания святые иконы:

1) Занимающая место по правую сторону царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле; эта икона работы знаменитой Ступинской школы [5].

2) История иконы Смоленской Божией Матери, переданная неизвестным летописцем спустя 57 лет после принесения её в село Выездную Слободу, заключается в следующем [6]. В 1656 году в царствование государя и великого князя Алексея Михайловича страшное бедствие – моровая язва, посетила русскую землю. В то время владелец села Выездной Слободы Михаил Михайлович Салтыков, управлявший вместе с сыном своим Петром Михайловичем городом Казанью, был свидетелем чудесного избавления жителей казанских от моровой язвы – избавления, последовавшего, по молитвам казанцев, от иконы Богоматери Смоленския Одигитрии, находящейся в Семиезерской пустыни в нескольких верстах от Казани. И вот приходят к воеводе и боярину Салтыкову подвластные ему земледельцы, крестьяне его вотчины села Выездной Слободы с горестною вестью, что моровая язва начала производить опустошение в г. Арзамасе и его окрестностях. Тогда благочестивый боярин, призвав искусного иконописца, поручает ему сделать снимок с названной иконы – Одигитрии, и с молитвою и с верою в заступление Царицы Небесной препровождает сей снимок с означенными земледельцами в село Выездную Слободу. Весть о несении этой иконы скоро достигла Арзамаса, где уже было известно о чудном избавлении казанских жителей благодатной помощью Богоматери. Тогда игумен Арзамасского Спасского монастыря Корнилий, впоследствии митрополит Тобольский, в сопровождении Арзамасского духовенства, при многочисленном собрании народа, устроил крестный ход для сретения сей иконы, и она с подобающей честью внесена была двумя священниками в Арзамасский собор, где совершено всенощное бдение с литургией. Из Арзамаса сия чудотворная икона, также с торжественным крестным ходом при бесчисленном множестве народа, перенесена была в село Выездную Слободу. Горячо, усердно молился пред принесённою иконою народ, устрашённый посещением гнева Божия, и Всевышнему угодно было претворить праведный гнев Свой на милость. Вскоре по прибытии образа Смоленския Богоматери моровая язва, как в Арзамасе и Выездной Слободе, так и в окрестностях, прекратилась совершенно. Ознаменованная и в последующие времена многими благодатными дарованиями для притекающих с верою икона сия до ныне достойно чтится Арзамасскими и Выездно-Слободскими жителями и участвует во всех крестных ходах, бываемых в г. Арзамасе.

3) Образ Успения Богоматери – дар Киевского митрополита Самуила [7] действительному тайному советнику В.П. Салтыкову, сопровождавшему в 1787 году императрицу Екатерину II во время её путешествия в Тавриду. А сим последним помянутая икона пожертвована в церковь села Выездного.

4) Касперовская икона Пресвятыя Богородицы, иконописной искусной работы, длиной в ½ аршина, шириной в 5 вершков, в серебряной ризе, украшенной эмалью и драгоценными камнями. На задней стороне есть следующая надпись: «Сия икона списана с подлинной, объявленной чудотворной иконой Божией Матери Касперовской, которая явилась в Херсонской губернии и уезде, от Херсона 18 вёрст, в селе Касперовке 1846 г. По обещанию моему в честь и память приношу в отечественное село Выездную Слободу, в церковь Смоленской Божией Матери; эта икона была со мною взята во св. град Иерусалим и поставлена была на гробе Господа нашего Иисуса Христа в храме 1860 г. апреля 20 дня и пробыла до 21 апреля 1861 г.; истинно – помню и уважаю свою отчизну, уроженец села Выездной Слободы Николай Шипов, 1861 г. июня 16 дня. Херсон».

5) Изображение распятия Спасителя, писанное на полотне. Это изображение принадлежит кисти какого-либо замечательного живописца и составляет предмет удивления и восхищения со стороны всех посетителей храма и зрителей сего священного изображения, имеющих какое-либо понятие о художественной живописи. Прекрасная эта священная картина, в простой раме, помещается на горнем месте главного алтаря; она имеет 7 аршин длины и 2 ½ ширины. Кроме изображения распятого Христа здесь на картине, при подножии креста, виднеется лик скорбящей Марии Магдалины. Помянутая картина привезена в церковь села Выездного владельцем оного села Василием Петровичем Салтыковым, бывшим русским посланником при дворе Людовика XVI; привезена в 1790 году из Саксонии, где подарена была Салтыкову дочерью короля Фридриха Августа Марией Августою. К сожалению, на картине нет подписи, свидетельствующей об имени художника – творца этой прекрасной картины.

Село Выездная Слобода заслуживает внимания к себе не только потому, что здесь имеется обширный, прекрасной архитектуры храм с большим количеством богатой церковной утвари и другими ценными и значительными в церковно-историческом отношении принадлежностями, но помянутое село достойно примечания и в других отношениях, именно, это село по населению довольно большое, имеющее до 350 дворов с 1470 душами мужского пола и с 1525 душами женского пола. Село это промышленное, где есть несколько кожевенных заводов, и значительная часть жителей занимается шитьём кожаной обуви; другая часть работает на находящихся здесь фабриках войлочных изделий (кошем и войлоков, имеющих сбыт даже за границу, особенно в Германии [8]); третья часть занимается огородничеством, особенно посадкой в большом количестве картофеля, лука, огурцов и других огородных продуктов, которые и продаются в г. Арзамасе и в самом селе, особенно во время бывающей в селе ярмарки 20 июля. Далее в помянутом селе, что особенно важно, имеются две вполне благоустроенные школы, мужская и женская, и богадельня для призрения недужных и старцев. В прежнее, дореформенное время, жители села Выездного отдавали своих детей учиться грамоте членам причта, а со времени освобождения крестьян от крепостной зависимости и в память этого события, они открыли мужское и отдельно женское училища.

Женская школа в настоящее время содержится на средства земства, в ней учащих 3 лица – законоучитель и 2 учительницы, учащихся 75 девочек.

Мужская школа в 1885 г. преобразована в двухклассную министерскую школу. Дом под школу куплен у г. Салтыкова на средства крестьянина села Выездной Слободы Фёдора Семёновича Пузакова, умершего в Румынии, в Бухаресте. Двухклассное училище, помещающееся в обширном каменном доме, стоимостью до 20000 руб., вполне приспособленном к учебным целям, содержится на проценты с капитала в 60000 руб., положенного на вечное время в Нижегородском общественном Николаевском банке по духовному завещанию того же Ф.С. Пузакова. В школе учащих 4 лица: 1 законоучитель, 3 учителя, учащихся 120 мальчиков, курс обучения пятилетний. На средства того же благотворителя близ храма выстроено другое красивое и обширное каменное здание, стоящее до 25000 руб. В 1890 году в этом здании открыта богадельня на 55 человек обоего пола. Богадельня содержится на проценты с капитала 101000 руб., положенного тем же Ф.С. Пузаковым и в том же банке.

Прихожане села Выездной Слободы все православного вероисповедания, к церкви Божией усердны, христианский долг исповеди и св. Таин Причастия, за малыми исключениями, исполняют ежегодно. Каких-либо резких недостатков в религиозно-нравственном отношении, грубых, например, суеверий, предрассудков и обычаев, между жителями села Выездного не замечается; напротив, многие здешние поселяне обнаруживают в себе любовь к путешествиям в ближайшие святые обители г. Арзамаса, также в Дивеевский и Понетаевский женские монастыри, и в Саровскую пустынь соседней Тамбовской губернии. Другие из жителей того же села обнаруживают большую склонность к церковному пению и охотно поют не только в своей церкви, но и участвуют в певческих хорах городов Арзамаса и Нижнего Новгорода. Тем же благочестивым настроением прихожан села Выездной Слободы можно объяснить и то, что в означенном селе установлены частые поминовения усопших родителей и частые крестные ходы, которых в течение года бывает девять.

Из церковных старост, после известнейшего и достойнейшего старосты и строителя храма Ивана Васильевича Госькова, наиболее потрудились и порадели для своего приходского храма следующие старосты:

1) Иван Никифорович Чесноков – был старостой с 1828 г. по 1839 г., впоследствии поступил в монахи в Высокогорскую пустынь и скончался, приняв схиму с именем Иоасафа.

2) Крестьянин Пётр Иванович Раков – был старостой с 1847 г. по 1851 г.; при нём холодный Смоленский храм внутри в первый раз был богато и искусно расписан стенным писанием, на что старостой употреблено своих денег свыше тысячи рублей.

3) Купец Алексей Иванович Будылин – был старостой с 1851 г. по 1858 г., усердием его расписана искусным стенным писанием тёплая трапезная двухпрестольная церковь, позолочен иконостас в той же церкви и обогащена церковная ризница, на что старостой потрачено около двух тысяч рублей.

4) Крестьянин Иван Михайлович Мамонов – был старостой с 1850 г. по 1880 г.; при этом старосте приобретены следующие, более значительные предметы: колокол в 850 пудов за 14261 руб. 30 к., потир с другими сосудами стоимостью в 275 руб., святое Евангелие, стоимостью 675 руб. и св. плащаница за 4000 руб. Весьма много помогал старосте приобретать эти вещи помощник его крестьянин Алексей Иванович Таланов, ныне Оранского Богородичного монастыря иеромонах о. Агапит.

5) Купец Сергей Васильевич Вязовов - был старостой с 1880 г. по 1886 г.; он устроил вокруг церкви ограду с железной решёткой, расписал трапезную церковь и стены покрыл колерами, в 1882 г. пожертвовал в пользу одного из священников приобретённый им деревянный дом, сделал серебряную позолоченную чеканной работы ризу на икону св. пророка Илии, стоимостью в 500 руб., и устроил в церкви каменную караулку.

6) Купец Василий Сергеевич Вязовов – с 1886 г. по 1890 г.; он обложил снаружи храм белым тёсанным камнем, поправил живопись в холодной церкви и стены покрыл колерами, содержал хор певчих.

7) Купец Михаил Михайлович Чичканов - в должности церковного старосты состоит с 1890 г. и в то же время проходит должность попечителя мужского и женского Выездно-Слободских училищ и председателя попечительного совета Выездно-Слободской Пузаковской богадельни, которой был строителем. В непродолжительное время его ктиторства, им в 1892 году возобновлена стенным писанием трапезная церковь.



Примечания:

1) Предлагаемая статья составлена на основании рукописной летописи означенного села и сведений, сообщённых составителю священником того же села о. Н. Лузиным.

2) Царская жалованная грамота боярину Салтыкову, исчисляющая заслуги последнего, в период крепостного времени сохранялась в барской канцелярии села Выездной Слободы; в настоящее время находится у Сергея Сергеевича Салтыкова в Санкт-Петербурге.

3) Вениамин (Краснопевков) Архиепископ Нижегородский управлял епархией с 1798 г. по 1811 г.

4) Второй храм во имя святого Серия Радонежского чудотворца находится вне села Выездной Слободы, на кладбище. Сей храм построен в 1795 г. на средства прихожан при участии владельца помянутого села В.П. Салтыкова. Зданием храм каменный, одноэтажный; при основании - круглой формы с имеющейся отдельной колокольней; внутри и со вне храм оштукатурен. По богатству имеющейся в храме утвари и по обилию св. икон, пожертвованных в сей храм владельцем села г. Салтыковым в молитвенную память о Государях и Государынях русских, кладбищенский храм во имя преподобного Сергия может быть предметом отдельного описания.

5) Ступинская школа живописи, процветавшая в г. Арзамасе около 100 лет, прекратила своё существование в 1840-х годах.

6) На основании помянутого сказания летописца об иконе Смоленской Божией Матери священником села Выездной Слободы Н. Лузиным составлена и напечатана краткая брошюра под заглавием: "Повествование о принесении иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии из города Казани в село Выездную Слободу и о заступлении Ея от гнева Божия - смертныя язвы".

7) Самуил Миславский, префект и ректор Киевской академии, епископ Белгородский, архиепископ Ростовский, с 1783 г. митрополит Киевский, член Российской академии. Ск. в 1796 г. Писал проповеди, составил догмат. Богословие, описывал К.-Печерскую Лавру.

8) Один из здешних заводов, кроме выделки простых кошем, обрабатывает посредством набивки крашеные войлочные ковры различных рисунков.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 6, 8, 10, 11 за 1894 год

heartflusters

heartflusters

Нижний Новгород
Сообщений: 714
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1415
Ревизские сказки с. Выездная Слобода:
1834г:
ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.92: Неизвестный владелец https://yadi.sk/d/FI7-DMKs2un7zA
ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.106 л.л.1об.-150: Салтыков Сергей Васильевич, гвардии штабс-ротмистр https://yadi.sk/d/lWiTBsKHHxtMPg.Фамильный указатель:

ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.131 л.л.68-70: Пелагея Андреевна, священническая жена, Иов Андреевич, крестьянин с. Чернухи: дворовые люди доставшиеся им в наследство от госпожи Мещериновой https://yadi.sk/d/oFRFPkxthCNveQ

1850г:
ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.214; https://yadi.sk/d/Ofx-duuiofToZg. Владельцы:
л.л.488-520: Салтыкова Александра Сергеевна, гвардии штабс-ротмистрша. Фамильный указатель:

л.л.522-548: Скопина (урожд. Салтыкова) Софья Сергеевна, подпоручица; Фамильный указатель:

л.л.549-644: Салтыков Сергей Сергеевич, титулярный советник. Фамильный указатель:

ГАНО Арзамас Ф.1 оп.1 д.216: https://yadi.sk/d/zbMkTFtyR2pUnA
л.л.1-30: Владелец Травина (урожд. Салтыкова) Александра Сергеевна, капитанша. Фамильный указатель:


p.s.: листы местами не все.
Лайк (4)
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25311
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7645
Насчёт Госькова. Когда-то сосед попросил посмотреть его родословную, чтобы дойти до Ивана Госькова. Сосед правда был уже Гостьков. Так вот родословная показала, что Госькова, они же Чулошниковы. Но сосед в это не поверил.
Хотя в наших регионах это обычное дело.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25311
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7645
А ещё Выездная Слобода невозможна без двух родов. Это купцы Жевакины-Жейвакины. И предков Сахарова Андрей Дмитриевича. Наверное материалы о них тоже надо поместить здесь.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1315
Рассказ крестьянина с. Выездной Слободы Н.Н. Шипова:

"История моей жизни и моих странствий"



Источник: журнал "Русская старина". 1881. № 5. С. 133-148; № 6. С. 221-240; № 7. С. 437-478; № 8. С. 665-678; № 9. С. 137-162.
Лайк (2)
afrtk
Новичок

Сообщений: 10
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 26

TatianaLGNN написал:
[q]
А ещё Выездная Слобода невозможна без двух родов. Это купцы Жевакины-Жейвакины. И предков Сахарова Андрей Дмитриевича. Наверное материалы о них тоже надо поместить здесь.
[/q]



Татьяна, а Вам удалось установить имена родителей Ивана Васильевича Госькова (Гостькова)?
---
Ищу мои корни!
Хватовка: Курдины, Куренковы(Александровы)
Кержемок: Стрельцовы, Малышевы, Горожанцевы, Гузновы, Волковы, Такмаковы. Мисюриха: Харитоновы. Шатки: Кидимовы. Выездное (слобода): Таракановы(Бариновы), Чулошников (Госьковы), Ужишниковы (Макаровы), Новый Усад: Колосовы (Послыхалины, Тихо
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 * 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈