Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Выездная слобода


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
О пчеловодстве



Из села Выездной Слободы


Много говорилось в печати о пчеловодстве, о доходности его и пользе для сельского хозяйства. О последнем я могу сказать только, что 20 лет тому назад в нашем селе была пасека А. Шитова с 150 ульями пчёл, и у других крестьян было до 200 ульев. В то время у нас многие сеяли гречу, которой намолачивали помногу и считали гречу за доходный хлеб. В настоящее время пчёл в селе имеется всего 40-50 ульев, а были года, что и 20 ульев не было. Одновременно с уничтожением пасеки Шитова прекратились и урожаи гречи, так что крестьяне перестали сеять её, только некоторые ещё сеют, но урожаев, какие прежде были, теперь не получают. Следствие ли это отсутствия пчёл или какая другая причина? Желательно бы выяснить.

О доходности рамочного пчеловодства много пишется, пишут большей частью интеллигенты, указывают на факты получения большого дохода от пчёл, уверяют в своих успехах, советуют всякому заняться пчеловодством и доказывают, как легко сделаться пчеловодом, а следовательно - и с доходом.

Не верят ли читатели подобным сообщениям, или читающие газеты не имеют возможности и желания заниматься пчеловодством, или, как думаю, самое главное - мало знакомы с работами на пасеке, - но население ещё верит, что с пчёлами водиться могут только колдуны. Пчеловодство увеличивается мало, несмотря на выгоды и удовольствие от него.

Я с малолетства испытал многое, чем можно заняться в деревне, чтобы не скучать без дела: рыбу удил, птиц ловил, с ружьём на охоту ходил, столярным и выпиловочным ремёслами занимался, сады разводил, в трактирных компаниях бывал и много книг читал, во всём имел удовольствие, но ни от чего не получил такой пользы и удовольствия, как от пчеловодства, которым и советую каждому заняться. Это милое занятие, оно доходно и с ним забудешь многие невзгоды, никогда не бывает скучно, особенно если ещё есть товарищ пчеловод, с которым всегда есть о чём поговорить.

Смотря на моё занятие, некоторые молодые люди занялись тоже пчеловодством, прочитали несколько книг, посмотрели, как сделаны улья, и решили завести пчёл. Так, крестьянин села Выездной Слободы Е.В. Шульпенков купил в 1901 году 1 улей пчел, перегнал их в рамочный улей, прибавил искусственной вощины, и, следуя указаниям пчеловода и не отступая от правил, изложенных в книге Бертрана, получил 1 пуд 20 фунтов мёда. На вырученные от продажи мёда деньги он купил три улья за 11 рублей и лесу на 2 рубля, из которого построил по вечерам между делом ульи, в которые и перегнал купленных пчёл. В 1903 году у Шульпенкова было 13 ульев, от которых он получил мёда на 80 руб. и употребил их на покупку пчёл; в 1904 году он имел уже 30 ульев, от которых ныне получил более 40 пудов мёда почти на 400 руб. - это без всякой посторонней затраты, получил от занятия "между делом" и в "праздное" время, в то время, в которое другие от скуки не знают, чем заняться.

Старики пасечники смеялись над ящиками и ругали новичков, что губят пчёл: грешно де сажать пчёл не в природное дупло, а в ящики. Но вот Шульпенков из рамочных ульев получил дохода по 12-15 рублей от улья в такие годы, когда у соседей его перевелись в колодах пчёлы от голода. Колодные ульи это разоренье - когда год роевый, то надо посуды по дорогой цене покупать, а будущей весной опять пустые выставлять, потому что изроились пчёлы, и, пропустя взяток роеньем, не могли запасти мёда, а удержать их от роенья не всякий пчеловод (в колодах) сумеет. Так, в 1904 году, стоявшие рядом с Шульпенковым пасеки: из 300 колод знатока-пчеловода Морозова и 100 колод Исеева, не дали никакого сбора мёда, несмотря на одни условия относительно взятка. Где много колодных ульев, там каждую осень убивают треть всех колод и пользуются мёдом и воском, но это варварский способ, при котором оставляют остальные семьи необеспеченными и их опять много пропадает на зимовке.

Причиной малого распространения пчеловодства служит большая скрытность практиков "дедов": ни один деревенский пчеляк не скажет что-либо из своей практики, чем бы можно было руководствоваться, скорее же они стараются сбить с толку даже знающего, а про непосвящённого в жизнь пчел и говорить нечего; за каждый совет они готовы взять докторский гонорар или обязательство купить у них улей пчёл и ввалят такой, что не захочешь водить пчёл; от таких учителей многие, потратив деньги, пчёл не имеют.

Не так обстоит дело с рамочными ульями и новыми пчеловодами.

Теперь всякий, кто желает заняться пчеловодством, имеет возможность по книге изучить жизнь пчёл лучше всякого "деда", так что требуется посмотреть только на практике все работы - и вполне можно быть пчеловодом.

Как на руководство, могу указать для новичка самое лучшее "Уход за пасекой", календарь пчеловода, соч. Э. Бертрана, цена 75 коп. Не отступая от правил, изложенных в этой прекрасной книге, можно с успехом вести пчёл. Вместо лёгких книг лучше приобрести одну хорошую. Самым лучшим руководством может служить книга соч. Любенецкаго "Практическое пчеловодство" в 3-х частях; старое издание, к сожалению, это руководство встречается редко и весьма полезно бы издать его вторично в большом количестве экземпляров. "Пчела и улей" с Лангстрота, пер. Дадана, стоит 2 руб. 50 коп. Желательно бы поместить эти книги в библиотеки всех училищ; прочитавший их едва ли откажется от мысли иметь пчёл, а практику можно изучить у подобных Шульпенкову молодых общительных пчеловодов, у которых в настоящее время учатся даже деды пасечники и учатся только тому, как сделать улей, а сделать улей очень просто и многого знания не требуется, была бы только охота. Охота же будет у всякого, кто желает себе пользы.



Источник: "Нижегородская земская газета", № 45, 1904 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Сапожный промысел



Сообщение из с. Выездной Слободы


Коренной у нас промысел, начавшийся со времени Петра Великого - шитьё кожаной обуви. Заняты им круглый год поголовно мужчины, женщины и дети. Мужчины - мастера, где есть - помощники, исполняют более важную часть работы, женщины и дети - более лёгкую: тачают, стельку вшивают, поднаряд, закаблушники, бураки строчат, гвоздями подбивают, а мужчины: кроят, затягают на колодки, накладывают подмётки, подошву, каблуки, и обрезают, чтобы отлощить покрасивее. Женщинам и подросткам приходится работать порядочно, так что с помощницей женой муж сработает вдвое более. Девицы также занимаются башмачным и туфельным производством. Женщины же продают готовую обувь.

Вообще у нас не сидят без дела, но толстеют и богатеют от больших барышей одни скупщики. Дело в том, что организации по сбыту произведений наших рук - никакой!

Зимой товар сбываем дёшево местным скупщикам, летом процентов на 20 дороже - приезжим. При отсутствии приезжих, продают в Арзамасе вяло на базаре, а приезжие берут бойко, бегая за товаром под окнами. "Хозяин" (раздатчик) даёт на дом скроенный товар и за шитьё, по получении готовой обуви, платит 30-50 коп. с пары. Теперь цены понизились, сравнительно с прежним временем, когда мы получали 65 коп. - 1 руб. 10 коп., по следующему случаю. Прежде хозяева торговлей сырьём не занимались, а раздавали весь сырой материал мастерам, а теперь хозяева находят выгоднее продать товар мастерам, взять на нём 30 % пользы и потом купить у них же готовую обувь со скидкой в 50 % на работу. Чудно! Да ничего не поделает кустарь! Не раздаёт богач, а на него глядя, и другие скупщики стали делать то же самое. Скупщики - они же и торговцы кожевенным товаром. Когда сами раздают его в шитьё, то подешевле и продают, а чуть вздумал кустарь шить от себя, да продавать на сторону, то и на товар скупщики накидывают до 20 %. А самый товар давно всё дорожает и так. При покупке товара, помимо всего, нашим кустарям приходится переплачивать торговцам до 30 %. Происходит это так. Торговец раскраивает товар, купленный большой партией, на платы, и продаёт хорошие втридорога, рассчитывая ещё нажиться на браке. Бракованные платы отдают насадчику, который, смотря по качеству плата, вырабатывает платы на хорошую посадку (вытяжку). Из посадки кустари выбирают лучшую; хотя она и из брака, но платят цену за хорошую. Остающийся брак после посадки, т. е. 3-й сорт, торговец уже раздаёт кустарям и для приклада даёт тоже брак товара, и платит за работу из такого товара по 30-40 коп. с пары.

Работают, как уже сказано, всей семьёй, случается часов по 17-18 в сутки. Мастер с помощью жены или 13-14-летнего сына сработает пять пар в неделю, и может заработать на них в среднем 2 руб. - 2 руб. 40 коп. в неделю, а один, без помощника - три, много четыре пары, и получит 1 1/2 - 2 рубля. Низкий заработок - причина того, что детей сажают за работу с 10-11 лет, так что нередко из двухклассного училища отрывают очень способных мальчиков из последнего класса, не давая кончить полный курс и лишая льготы по воинской повинности. У здешних крестьян ничего своего: дрова, каша, хлеб, яйца, молоко и проч. - всё купленное. О мясе я не поминаю, так как никогда его не употребляют, кроме праздников. Дома особенной теплотой не отличаются, так что в зимние холода приходится кроме русской, раза четыре в день протопить железную печь. Нужда в зимнее время подберёт малые остатки от летнего заработка, а потому детей и сажают, вместо тёплой одежды, за работу - нагреются, бедняжки!



Источник: "Нижегородская земская газета", № 2, 1903 г.


* * *

Всё наше население занимается производством кожаной обуви, которую летом продают приезжим "закупателям" из других губерний. Прежде дальние "закупатели" приезжали периодически, раза три-четыре в лето и бойко покупали по хорошей цене, по 2 - 4 тысячи пар в раз. Но последние два года дальних закупателей не было и наши кустари думали, что они прекратили торговлю, но недавно причина отсутствия покупателей выяснилась. Оказалось, что местный богатый скупщик вошёл с ними в сделку и скупает для них товар по дешёвым ценам во время застоя на базаре, беря себе "за труды" по 10%. Скупщик и закупатели в большом барыше. Народ идёт к скупщику на дом и просит "выручить", тогда как прежде слышалось со стороны скупщика "продай".

Для борьбы с таким порядком кустари с. Выездной Слободы надумали открыть склад-ломбард, куда бы могли нести обувь вместо скупщика до хорошего времени. По просьбе кустарей прошлое губернское земское собрание постановило ходатайствовать перед министерствами земледелия и внутренних дел о субсидии на открытие склада. Теперь многие крестьяне ждут не дождутся, когда можно будет начать работать на себя, а не на скупщика.

Я сказал многие, потому что не все верят в существование таких союзов, при помощи которых можно бы обходится без скупщиков. "За скупщиков, - говорят многие, - надо Богу молиться", или: "Без богатых (скупщиков) что бы мы стали делать".

У нас, несмотря на культурность "по одежде", совершенное захолустье "по уму". Никто не знал о существовании товариществ, союзов, складов, и к открытой в Арзамасе лавке "потребителей" относятся с недоверием и удивляются, что там покупателям в конце года выдаются лишние барыши обратно. При обсуждении вопроса о складе, все "бывшие на сходе" горячо приняли эту мысль, потому что это на сходе долго обсуждалось. После "не бывшие на сходе" не могли себе усвоить, каким образом может быть охранён капитал от расхищения, что случилось с прежним лопнувшим банком. Такие люди протестуют против открытия склада. Полное незнакомство ничего ни читавших выездновцев с артелями и товариществами не только не позволяет самим позаботиться об учреждении чего-либо, но и то, что другие уже устраивают, считают несбыточным. Жаль, что у нас в библиотеке нет никакой книги о кооперативных учреждениях (взаимопомощи).



Источник: "Нижегородская земская газета", № 14, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Библиотека в селе Выездной Слободе



Много встречается в сообщениях из волостей о желании иметь библиотеки и об открытии их, но не встречалось читать отзыва крестьян о влиянии библиотек на тёмный люд.

В нашем селе доступ к просвещению свободен - издавна имеем два училища, из них одно двухклассное, с хорошей библиотекой для учащихся.

Пять лет мы имеем бесплатную библиотеку, в которой всех книг более чем на 700 руб., пожертвованных одним посторонним лицом.

У нас все грамотны, и кажется, с благодарностью бы пользоваться такой благодатью, как библиотека. Но что мы видим? Прошло пять лет, но общественники не хотят дать себе отчёта - приносит пользу библиотека или нет? На сельском сходе было определено ежегодно выдавать на поддержку библиотеки по 25 руб., и ежегодно из-за этих 25 руб. поднимается на сходе скандал.

При общем расходе в 3000 руб., эти 25 руб. составляют такую малую сумму (5 коп. с души), что из-за них не стали бы кричать, если бы они пошли на прибавку жалованья, только бы кто просил таковую, и, наверно, председатель схода настоял бы, чтобы прибавить на общую пользу сельского начальства. А на библиотеке сельским властям нет интереса настаивать. При чтении сметы годового расхода, писарь, возвысив голос, спрашивает: "На библиотеку 25 руб., надо что ли?!". Между тем на неё взнос определён навсегда. При вопросе писаря начинается спор, оканчивающийся в пользу стороны, на которой стоят сельские "власти", а "власти" должно быть не видят пользы библиотеки, так в текущем году на библиотеку ничего и не назначено.

Посмотрев на спорящих по этому предмету, сразу можно отделить цвет общества.

Люди, настаивавшие на поддержке библиотеки, почти все пользовались книгами из библиотеки и поняли громадную пользу чтения, а посторонний ей как будто её и не замечает, и перечит против. Читатель и видит, какая разница между читающими и нечитающими, но молчит, потому что он не старик. А следовало бы указать: кто скандалит и поёт безобразные песни на улице? Нечитающий! Кто идёт всех раньше в трактир и позже из трактира, ползком по грязи или в кутузку? Нечитающий! Кто дерётся дома с семейными, рвёт одежду, бьёт посуду и, стыдно говорить, бьёт отца? Нечитающий! Кого чаще обвиняют в суде? Нечитающего! Кто играет в карты и орлянку? Нечитающий! Кто советуется о всякой безделице с каждым встречным, ставя себя в зависимость даже от врага? Нечитающий! Кто ставит неосновательные вопросы и возбуждает скандалы на сходах? Нечитающий! Вообще нечитающий многого не видит и часто не даёт хода полезному делу только потому, что он "во тьме" неграмотности и не стыдится потому, что "свет" ему не знаком.

Иное пришлось бы сказать про читающих.

Не мало найдётся хороших людей и нечитающих, но им не известно, какими они были бы, если бы они читали. Они увидели бы много своих ошибок, которых теперь не замечают, тогда они сказали бы не чужими, а своими словами: "Ученье - свет, и неученье - тьма". Многие сами знают, что некоторым "некогда" читать; иные принимались читать, да не по душе пришла книга, и они очень жалеют, что не найдут таких книг, из которых бы они вычитали для себя хорошее.

Да, у кого мало свободного времени, тому сразу трудно найти книгу по душе, если не читал ничего прежде. Если бы имелись каталоги книг, с полными программами при каждой записной книжке библиотеки, было бы более читателей, потому что всякий мог бы выбрать то, что ему надо. Теперь переминаются в комнате подписчики и берут первую книгу, которую хвалит товарищ, а окажется, что другому эта книга не нравится.

Для нечитающих, хотя и грамотных, очень большую пользу могли бы принести чтения, если бы чтения были организованы не только для развлечения, а из книг полезных в повседневной жизни, а то у нас были чтения, на которых неоднократно читали например "Кавказского пленника". Книжка хорошая, да приедается. А чтобы отлучить народ верить в килу, домового, чертей и тому подобную чепуху, и приучить, как ухаживать за больными, как содержать скот, любить древесные насаждения, охранять насекомоядных птиц, о пользе взаимопомощи, союзах и т.п. полезных предприятиях - этого мы должно быть не услышим.

А без этого, пожалуй, библиотеки долго будут иметь отпор на сходах.


Крестьянин Зин. Оносов



Источник: "Нижегородская земская газета", № 8, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Из народных суеверий и темноты



В нынешнее лето у нас в Выездном свирепствовала скарлатина, но наши сельчане не только не принимали никаких мер к прекращению её, а даже сами (конечно, не ведая, что творят) давали ей усиливаться. "К чему это? - говорили многие из них на совете, - отделять больных детей от здоровых: помрёт, кому Бог назначил, так уже того ничем не спасёшь!".

Неудивительно, что такая прилипчивая болезнь, как скарлатина, надолго (длилась около 4-х месяцев, да и в настоящее время не прекратилась) свила себе гнездо в нашем селе и много было смертных случаев от неё. Дети, не удерживаемые своими родителями, не только забегали проведать своих больных товарищей, но играли с выздоравливающими и даже снимали с рук у последних шелушащуюся больную кожицу, и некоторые платились жизнью за такое развлечение. Несмотря на близость врачебного пункта (Выездное в полуверсте от Арзамаса), выездновцы часто обращаются при болезнях не в больницу и не ко врачам, а к своему "целителю".

Лечит "целитель" от всевозможных болезней, даже помогает и тем, коим "не везёт", например, в любви или в семейном быту... Впрочем, сам "целитель" не признаёт никаких болезней, кроме одной, так называемой в простонародье "килы", будто бы пускаемой злыми людьми по ветру на какого-нибудь избранного. Он и лекарством одним пользует, это - водой, над которой бормочет не то молитвы, не то наговоры... Недавно он "лечил" мальчика (у последнего был нарыв на спине) от этой пресловутой "килы" и вдобавок ещё утешил его родителей замечанием: "Хорошо (де), что кила попала на вашего сына - она пущена на вас, дети лучше переносят её, нежели взрослые". К счастью, мальчик выздоровел, а чаще от "лечения" "целителя" вред - болезнь запускается. Так, он лечил одну обывательницу всё от той же "килы", а у неё, по определению врача, оказалась чахотка.

Несмотря на такие случаи, практика у "целителя" всё-таки до сих пор не прекращается: "Со всей округи, - по словам его шабров, - обращаются к нему со всякими болезнями"...

Лечатся наши обыватели у целителя, лечатся, ещё того хуже - и сами. Одно из распространённых между ними "домашних лекарств" - раствор нескольких стальных иголок в крепкой водке: пускают иглы в крепкую водку, и, когда они растворяются, то вливают этот раствор в вино и пьют при всякой болезни (даже при чахотке), а в особенности при простуде и говорят - очень помогает...

Грустно при мысли, что всё это наблюдается в таком, казалось бы, культурном и просвещённом селе, как Выездное, со школами, с библиотекой. Что же в более глухих углах?!



Источник: "Нижегородская земская газета", № 11, 1903 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Низшая ремесленная школа сапожного и чемоданного дела в с. Выездном, Арзамасского уезда, открывается для поднятия упавшего в последнее время сапожного дела в означенном районе. На постройку школы, по словам "Волг.", ассигновано 8000 руб., а на ежегодное содержание - по 4600 руб. Уездное земство со своей стороны даёт субсидию школе по 300 руб. в год. Сапожно-чемоданный промысел ещё недавно кормил население с. Выездного и его окрестностей.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 33, 1902 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Пожары



22 июля 1895 г., в 4 часа утра, в селе Выездной Слободе произошёл пожар - сгорела кошмовальная фабрика московского купца Чукмалдина, 4 крестьянских дома и надворные строения общественного дома. Убытка понесено Чукмалдиным на 32000 руб., из них застрахованного имущества сгорело на 31000 руб. и крестьянами - на 5446 руб., в том числе застрахованного имущества было 2791 руб. Пожар возник на чердаке столовой рабочих фабрики, где был навален разный мусор. Подозрения в умышленном поджоге не заявлено. Для выяснения точной причины пожара производится дознание.

На 27-е июля 1895 г., в 12 часу ночи, в селе Выездном произошёл пожар, от которого сгорели кошмовальные фабрики арзамасского купца Николая Сергеевича Вязовова и арзамасской купеческой вдовы Александры Михайловны Вязововой. Убытка от пожара понесено на 9525 руб., в том числе сгорело застрахованного имущества на 2050 руб. Причина пожара неизвестна.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 32, 1895 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
В 1885 году в селе Выездной Слободе было построено двухклассное училище на средства, завещанные местным крестьянином Пузаковым. Пузаков, умирая в Румынии, куда он бежал ещё во время крепостного права, оставил на школу капитал в 62 тысячи рублей. По отношению к двухклассному училищу местное сельское общество не несёт почти никаких повинностей, если не считать 120 руб., ассигнуемых на пособие училищу. Последнее содержится исключительно на проценты с завещанного капитала. Между тем, этих процентов далеко не хватает на удовлетворение всех неотложных нужд училища и на производство крупного ремонта. А фундаментальный ремонт для училища, существующего уже около 15 лет, положительно необходим. Село Выездное - большое торговое село, одно из самых крупных селений в уезде. Оно могло бы производить и более щедрое отношение к школе и увеличить теперешнюю ассигновку на её содержание. В с. Выездном есть и женская школа, но на содержание и этой школы общество отпускает только 100 руб., остальное добавляет земство. Между тем, школы с. Выездного одни из самых многолюдных. Жители с. Выездного пользуются ещё и другим учреждением, не неся по отношению к нему повинностей - там имеется богадельня, довольно большая и благоустроенная, построенная на средства того же Пузакова, пожертвовавшего на её содержание более 100 тысяч руб.

Несмотря на свою обширность и множество "богатеев", проживающих в каменных домах, придающих с. Выездному вид уездного городка, село не может похвалиться благоустройством. Весной и осенью площади и улицы села представляют сплошное море грязи.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 9, 1899 г.

Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Село Выездная Слобода



Историко-этнографическое описание 1850 года



Село Выездная Слобода находится в одной версте от Арзамаса, за рекою Тёшей, через которую перекинутый деревянный мост на сваях доходит до него и соединяет село с городом.

Из актов 20-х годов XVII столетия видно, что оно называлось Казачья Выездная Слобода. Изустное предание объясняет, что название это произошло от того, что первоначальное население ему положили 600 казаков, присланных вскоре после покорения Казани, с луками и рогатинами, царем Иоанном Васильевичем Грозным, для бдительного присмотра за мордвой и татарами. По водворении их на месте, покрытом густым лесом, частью же остававшимся под лугами и болотом, они расчистили порожние земли, выжгли и высекли леса на дрова и строение домов [1]; с течением времени они сделались сельскими обывателями, дворцового ведомства, и только в имени села сохраняли свои названия. В межевой выписи [2] с арзамасских книг писца Василия Жукова, 1633 года, они названы просто крестьянами, обязанными платить государевы столовые запасы, денежные и всякие другие доходы наравне с крестьянами всех дворцовых сёл и волостей.

Поместье боярина Бориса Михайловича Салтыкова, село Выездная Слобода, в 1635 году было пожаловано ему в вотчину царём Михаилом Фёдоровичем за то, что он во 127 (1619) году, против королевича Владислава, польских, литовских и немецких людей и черкас стоял крепко и мужественно; на боях и на приступах бился, не щадя головы своей, и ни на какие королевичевы прелести не прельстился, многую свою службу и правду ко всему Московскому государству показал; а будучи в осаде, во всём оскуденье и нужду терпел [3]. В 1647 году боярин Борис Михайлович отказал село Выездную Слободу брату своему - боярину Петру Михайловичу Салтыкову, от которого оно перешло, по третейскому полюбовному разделу, мимо детей его - стольников Алексея и Петра, к внукам его - стольникам Алексею и Василию Фёдоровичам, братьям царицы Прасковьи Фёдоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича [4]. В 1702 году Василий и Алексей Фёдоровичи все находящиеся в их владении вотчины разделили меж собой, и по разделу село Выездная Слобода досталось в единственное владение стольнику Алексею. В 1712 году Алексея Салтыкова не стало, а после его осталась жена его бездетная. Почему лейб-гвардии Преображенского полка капитан-поручик Василий Фёдорович Салтыков бил челом царю Петру Алексеевичу, чтоб родовые вотчины и поместья, которые остаются за прожитком невестки его, были бы по указу отданы ему [5]. Таким образом, полученное им село Выездная Слобода, по смерти его, перешло к сыну его - Петру Васильевичу, а от Петра к сыну его - Василию Петровичу, после Василия наследовал село сын его - Сергей Васильевич, скончавшийся в 1807 году. Нынешние владельцы села: супруга Сергея Васильевича, сын её и три дочери.

Расположенное на ровном месте, прорезанном в разных направлениях живописными протоками реки Тёши и выстроенное по плану прямыми линиями и правильными квадратами, село Выездная Слобода весьма много придаёт красоты очаровательному виду Арзамаса, преимущественно с Московской и Тамбовской дороги, откуда и само оно представляется глазам цветущим, многолюдным, каково действительно и есть.

В нём считается: 726 домов, в том числе зданий и домов каменных - 14; крестьян мужского пола - 1824, женского - 2074 души; лавок с сельскими предметами продажи - 6; земли пахотной, усадебной, огородной, сенокосной и выгонной, удобной и неудобной - 4826 квадр. десятин. Грунт земли черноземный, и, по местам, песчаный. Степень урожая вообще хорошая. Как малоземельные, крестьяне почти все занимаются разными промыслами, именно: 2 дома производят торг пригонкой из Оренбурга и др. мест около 4000 голов мелкого скота; 4 дома содержат кожевенные заводы, 2 дома - свечно-сальные; 2 - свечно-восковые, 5 домов - клееварные, 5 - валеношляпные. На всех заводах ежегодно приготовляется на сумму свыше 30000 руб. серебром. Вся производительность этих заводов потребляется в Арзамасе и его уезде, исключая делаемых на свечно-восковых заводах свеч, которые вывозятся в большом количестве на ярмарки Нижегородскую и Маровскую (Макарьевского уезда). Около 600 человек занимается сапожным мастерством, из них 300 постоянно работают в Астрахани и в городах Астраханской губернии, 100 - в Саратове, 150 - в Уральске, Самаре и Нижнем, остальные - в разных селениях и городах. Плотников считается в селе 10 человек, маляров и железнокровельщиков - около 30, столяров - 2, портных - 4, кузнецов - 4, поденьщиков, занимающихся извозом в Арзамасе и уезде - около 100 человек. Сверх того, большая часть крестьян возделывает огороды, с которых капуста, лук, морковь и другие огородные овощи продаются в Арзамасе.

Состоятельность крестьян села Выездной Слободы доказывают две богатейшие каменные готические церкви с отдельными высокими колокольнями: напольная - однопрестольная, посвящённая преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу, и внутри села находящаяся - в честь Смоленской Божией Матери, построенная усердием их. Смоленская церковь воздвигнута в 1815 году столько же усердием крестьян, сколько благочестным усердием одного их них - богатого крестьянина Ивана Васильевича Госькова, весь свой капитал положившего на создание её и 26 лет служившего при ней старостой. Она расположена на ровной, широкой площади, в каменной с деревянной решёткой ограде, имеющей 1600 кв. саж. земли. Её украшают три крыльца с фронтонами, опирающимися на 16 колонн, 5 куполов, освещающих вместе с окнами внутренность её. Пространства от горняго места до западных дверей она имеет 27 саженей, в вышину - 24 саж.; настоящая церковь имеет ширины - 17 1/2 саж., а трапезная - 20 саж. Эта церковь есть одна из лучших и великолепнейших в Арзамасском уезде. В ней 5 алтарей: главный - во имя Смоленской Богоматери, рядом с ним с правой стороны - в честь пр. Илии, с левой - Флора и Лавра; в трапезе на правой стороне придел посвящён Рождеству Божией Матери, а на левой - святителю Николаю чудотворцу. Крестьяне всемирно стараются о благолепии этой церкви и делают для неё значительные пожертвования. Нынешний церковный староста Будылин употребил для украшения её более 3000 рублей серебром. В ризнице 80 священнических риз и столько же стихарей. Вся церковь расписана клеевой бирюзовой краской и событиями Нового Завета; образа в иконостасах отличной живописи и почти все писаны в Москве, в Строгановской школе; на Спасителе и Божией Матери, стоящих на поклоне, среброкованные вызолоченные ризы, весят более 2 пуд, а во всей церкви считается серебра около 9 пуд. Замечательны в церкви: 1) в главном алтаре, на горнем месте, икона Распятый Спаситель, итальянской кисти, привезённая в 1790 году бывшим посланником при дворе Людовика XVI - Василием Петровичем Салтыковым, которому он подарен был в Саксонии дочерью короля Фридриха Августа - Марией Августой; 2) серебряная овальная дека с частями св. мощей, данных В. П. Салтыкову, сопровождавшему Екатерину II в Тавриду, киевским митрополитом Самуилом; 3) чудотворный образ Смоленской Божией Матери, бывающий во всех крестных ходах, совершаемых в Арзамасе, принесённый усердием боярина Михаила Михайловича Салтыкова в 1655 году, во время мора, из Семиезерской Пустыни, Казанской губернии. Ежегодно 20 июля, в день пророка Божия Илии, совершается в эту церковь крестный ход из Арзамасского Воскресенского собора. И в этот же день и предыдущий бывает исстари учреждённая в селе ярмарка, располагающаяся вне церковной ограды, на площади. Эта ярмарка подобна всякой другой сельской или деревенской, и если имеет свою особенность, то, конечно, она заключается в месте для ярмарочных сцен, известном под именем Утешное.

Утешным называется берёзовая роща, находящаяся в конце села, окружённая валом, густо осенённым акациями, а с западной стороны окаймлённая некогда нарочно вырытым озером, а ныне во многих местах уже заросшим осокой. В этой роще, при жизни помещика села - Сергея Васильевича Салтыкова, были аллеи из берёз и орешника, насыпные возвышения, увенчанные липами, зелёные поляны, куртины с пышными цветами, беседки, башни, канавы и проч. Но теперь там, где были наполненные водой пруды и канавы, растёт мелкий лес; аллеи заросли, дорожек почти не видно, большие поляны засеяны хлебом и огородными овощами, а на некоторых стоят душистые скирды сена; от больших беседок остались две пустые, от башен - одна, до половины развалившаяся, на огромной насыпи, в густоте высоких акаций. Как при жизни помещика веселились в этой роще арзамасцы, так и теперь, по старой памяти, для многих Утешное имеет ещё особенную прелесть. В Троицын день бывает здесь гулянье, которое, без преувеличения можно сказать, посещается всем городом. Оно начинается с 2-х часов пополудни и оканчивается перед утром. Любопытно видеть крестьянок, гуляющих по 10 и более - вместе, одетых в богатые костюмы, большей частью - в парчовые, с завёрнутыми в платки руками. На конце Выездной Слободы, в сторону от Московской дороги направо - к деревне Стрелке (населённой ссыльными стрельцами), стоит на широкой луговине столб с образами в киоте. Предание говорит, что на этом месте была виселица, на которой были повешены стрельцы, присланные для казни в Арзамас. На каждой родительской неделе, в четверг, служат здесь Панихиды.



Примечания:

1) "В прошлом де в 98 (1590) году ту полянку к селу Казачьей Выездной Слободе приписал писец - князь Фёдор Болховской, для животинного выпуску со всеми угодьи и Казачьи Слободы казачьи крестьяне от большого мосту на низ реки Тёши до мельничной плотины ту поляну чистили, лес секли, а та полянка подошла к Выездной к Казачьей Слободе". Грамота 16 июня 1622 года об отказе к Выездной Слободе полянки, что от устья реки Авша, по Тёше, до стрелецких покосов, адресованная в дворцовые арзамасские сёла Григорию Ивановичу Квашнину. Подлинная грамота написана столбцом, на 3 листках, и по склейкам скреплена дьяком Семёнкой Самсоновым;

2) Подлинной выписи, писанной на 6 склеенных листках, "писец Яков Иванович Жуков печать свою приложил", а на обороте, по склейкам, подписал "подъячей Иван Блудов";

3) Подлинная царская жалованная грамота, 22 июля 1635 года, писана на александрийском листе, за красной печатью, на шёлковом шнуре, с изображением Георгия Победоносца и след. надписью кругом: "Царь и великий князь Михайло Фёдорович, всея Русии самодержец". Такая ж надпись находится на обороте грамоты;

4) Ввозная грамота 1693 года, писанная на 3 склеенных листках, за скрепой дьяка Ивана Обрутина. Ещё выпись с отказных книг, на 4 листках, данная арзамасским воеводой Иваном Леонтьевичем Монастыревым в 1683 году. И царская жалованная грамота 1 июня 1688 года боярину Фёдору Петровичу Салтыкову на село Кимру, 71 деревню, 154 пустоши и разные угодья, в Кашинском уезде, за службу его царям Алексею Михайловичу, Фёдору, Иоанну и Петру Алексеевичам и царевне Софии Алексеевне, и за то, что дочь его - Прасковья Фёдоровна, супруга царя Иоанна Алексеевича, и проч. На подлинной жалованной грамоте, писанной на большом александрийском листе, за красной вислой печатью, обложенной глазетом, имеется следующая надпись: "Справил диак Григорий Посников", ниже: "В книгу записано, сентября в двадцеть осмы день", а на обороте: "Великие государи, царии и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич и великая государыня, благоверная царевна и великая княжна, София Алексеевна, всея великия и малыя и белыя России самодержцы";

5) Копия с дела, на 47 листах, 1713 года, декабря в 12 день, закрепленная диаком Иваном Позняковым.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", неофициальная часть, № 26, 28 за 1850 г.

heartflusters

heartflusters

Нижний Новгород
Сообщений: 714
На сайте с 2018 г.
Рейтинг: 1416
Выездновские в Астрахани:

ГКУ АО ГААО ф.727 оп.3 д.63 метрическая книга о бракосочетавшихся в 1903 году:
запись №88 о бракосочетании 10 ноября крестьянина Нижегородской губернии Арзамасского уезда Выездновской волости села Выездного Василия Димитриева Плиткина 39 лет и дочери крестьянина Казанской губернии Лапшевского уезда Бетьковской волости деревни Дикого Поля Татьяны Мартиновой Алексеевой 16 лет
ГКУ АО ГААО ф.727 оп.3 д.65 метрическая книга о бракосочетавшихся в 1904 году:
л.18об-19 записи №35 в поручителях по невесте указаны Арзамасского уезда Выездновской волости и села крестьяне Михаил Иванов Пчелин и Димитрий Алексеев Тулупов.

Фамилии "Плиткин", "Тулупов", "Пчелин" не встречается в РС по селу; впрочем, тому есть объяснение. В очерке А.В.Карпова "Сапожный промысел в Выездной слободе, Арзамасского уезда" (Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Выпуск 3. С.-Пб. 1880) упомянут такой факт:
"...в 1850 году постоянно жили и работали в Астрахани 300 Выездновских сапожников...
...(некоторые) до сих пор считаются Выездновскими и ежегодно исправно выправляют паспорты, но немногие имеют в Выездном родственников".

Возможно, это потомки выездновских крестьян, поменявшие фамилию.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1835
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1316
Село Выездная Слобода и достопримечательности оного села



Историко-этнографическое описание 1894 года [1]



Село Выездная Слобода находится вблизи г. Арзамаса, отделяясь от него только рекой Тёшей и низменной луговиной, через которые протянут длинный деревянный мост, почти соединяющий село с городом. Границы села следующие: к северу – деревня Пушкарка, к югу – деревня Ямищи, к западу – село Красное, а к востоку – г. Арзамас. В старину помянутое село носило название «Казачьей Выездной Слободы». Название это по изустному преданию объясняется тем, что царь Иван Васильевич Грозный вскоре после покорения Казани в 1552 году поселил здесь 600 казаков для наблюдения за мордвой и татарами. С течением времени казаки сделались сельскими обывателями дворцового ведомства. В 1635 году Выездная Слобода царём Михаилом Фёдоровичем пожалована была боярину Борису Михайловичу Салтыкову за то, как гласит царская жалованная грамота, «что он против королевича Владислава, польских, литовских, немецких людей и черкас стоял крепко на боях и на приступах, бился нещадя головы своей, и никакие королевичевы прелести не прельстили его, - многую свою службу и правду Московскому государству показал, а будучи в осаде во всём оскудение и нужду терпел» [2].

С какого времени Выездная Слобода стала селом и здесь появились Храмы Божии – определить, за неимением актов, весьма трудно. Есть в одной записи, без имени автора, указание на то, что в 1656 году была построена здесь деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери; но сколько времени существовала эта церковь – неизвестно. Более точно и определённо известно лишь то, что к началу XIX столетия в селе Выездном были две церкви каменные, одна – во имя Рождества Христова с приделами святителя и чудотворца Николая и св. пророка Илии, другая – во имя Смоленския Божией Матери с приделами св. Димитрия Ростовского и св. мучеников Флора и Лавра. Помянутые церкви в то время были уже ветхие, что и заставило прихожан села Выездной Слободы ходатайствовать перед тогдашним Нижегородским Преосвященным Вениамином [3] о дозволении построить им, вместо пришедших в ветхость церквей, новую каменную церковь во имя Смоленския Богоматери. Главный престол во имя нового храма Смоленской Богоматери освящён в 1815 году Преосвященным Моисеем, епископом Нижегородским и Арзамасским.

История построения настоящего каменного, обширного храма [4], тесно связана с именем достопочтенного ктитора церкви означенного села, крестьянина Ивана Васильевича Госькова, прослужившего в ктиторской должности 26 лет. По рассказам старожилов, Иван Васильевич, отличавшийся всегда примерным благочестием и ревностью о храме Божием, положил много старания и употребил много своих средств на устройство сего храма. Настойчивость, изобретательность и энергия, с которыми он вёл великое и трудное дело построения церкви, заслуживает глубокого внимания. Задумав благочестивое дело построения благолепного храма и сам лично не обладая достаточными на то средствами, он прежде всего постарался найти себе союзника в лице такого же доброго христианина Ивана Никифоровича Чеснокова, владевшего значительным капиталом. Оба ревнителя о славе Божией и благолепии св. церквей согласились устроить совокупными силами кожевенный завод с обещанием – всю прибыль от завода обращать в пользу строившейся церкви. Господь благословил такое доброе намерение; прибытки от завода текли рекой, так что в иные годы сумма чистой прибыли вдвое и даже втрое превышала основной капитал заводчиков. На эти прибыльные деньги, согласно ненарушимому обещанию строителей, и воздвигалось мало по малу обширное и великолепное здание храма. Между тем для большего успеха в спасительном деле не замедлила явиться и помощь от людей, пожелавших в христианском смирении скрыть свои имена. Рассказывают, например, что однажды Иван Васильевич, вошедши в церковь, увидал на сундуке с церковными суммами запечатанный, адресованные на его имя пакет, и, вскрыв оный, нашёл в нём значительную жертву, а от кого была эта жертва – осталось неизвестным, - и такой случай сокровенной благотворительности в пользу храма, говорят, был не единственный в продолжение ктиторства Ивана Васильевича Госькова. Ревность и усердие ко храму Божию незабвенного ктитора не были оставлены без внимания и высшим Начальством. Так, современный ему владелец села Выездной Слободы - Сергей Васильевич Салтыков, со своей стороны немало содействовавший строению и украшению храма, из уважения к заслугам Госькова, как ктитора и храмоздателя, наградил его освобождением от крепостной зависимости, а Преосвященный Моисей, епископ Нижегородский и Арзамасский, совершавший в 1815 году освящение храма, выражал почтенному ктитору особенную Архипастырскую признательность за его труды. Могила незабвенного ктитора Ивана Васильевича находится в ограде при церкви. На могиле, по благословению Преосвященного Иеремии, бывшего епископа Нижегородского, поставлен чугунный памятник, на котором отлиты стихи современного Ивану Васильевичу священника того села Петра Терновского.

На правой стороне:

«Вот предо мною крест Христа – воспоминанье
Распятого за нас, всех верных упованье.
Взгляни на крест: под ним великий муж лежит;
Незнатен он – простец, но делом знаменит,
Какого Выездное едва ль родит другого.
Здесь честный прах сокрыт крестьянина Госькова.
Велик, огромен храм, стоящ над прахом сим,
Но оный заложён и кончен им».

На левой стороне:

«Сей старец Иоанн из рвенья к дому Бога
Жизни дней и сумм на сей потратил много…
Родился, взрос и жил он просто селянином,
Но как родился, так и умер христианином.
Дней долготы его за восемьдесят лет.
Женат, но не родил, и так потомков нет!
Да что потомки нам! – Род и род родных забудут,
Труды же ктитора во век веков жить будут».

Храм села Выездного приятно поражает зрителя сколько своим внешним величественным видом и художественной архитектурой, столько же и внутренним украшением и благолепием. В числе священных предметов прежде всего заслуживают благоговейного внимания святые иконы:

1) Занимающая место по правую сторону царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле; эта икона работы знаменитой Ступинской школы [5].

2) История иконы Смоленской Божией Матери, переданная неизвестным летописцем спустя 57 лет после принесения её в село Выездную Слободу, заключается в следующем [6]. В 1656 году в царствование государя и великого князя Алексея Михайловича страшное бедствие – моровая язва, посетила русскую землю. В то время владелец села Выездной Слободы Михаил Михайлович Салтыков, управлявший вместе с сыном своим Петром Михайловичем городом Казанью, был свидетелем чудесного избавления жителей казанских от моровой язвы – избавления, последовавшего, по молитвам казанцев, от иконы Богоматери Смоленския Одигитрии, находящейся в Семиезерской пустыни в нескольких верстах от Казани. И вот приходят к воеводе и боярину Салтыкову подвластные ему земледельцы, крестьяне его вотчины села Выездной Слободы с горестною вестью, что моровая язва начала производить опустошение в г. Арзамасе и его окрестностях. Тогда благочестивый боярин, призвав искусного иконописца, поручает ему сделать снимок с названной иконы – Одигитрии, и с молитвою и с верою в заступление Царицы Небесной препровождает сей снимок с означенными земледельцами в село Выездную Слободу. Весть о несении этой иконы скоро достигла Арзамаса, где уже было известно о чудном избавлении казанских жителей благодатной помощью Богоматери. Тогда игумен Арзамасского Спасского монастыря Корнилий, впоследствии митрополит Тобольский, в сопровождении Арзамасского духовенства, при многочисленном собрании народа, устроил крестный ход для сретения сей иконы, и она с подобающей честью внесена была двумя священниками в Арзамасский собор, где совершено всенощное бдение с литургией. Из Арзамаса сия чудотворная икона, также с торжественным крестным ходом при бесчисленном множестве народа, перенесена была в село Выездную Слободу. Горячо, усердно молился пред принесённою иконою народ, устрашённый посещением гнева Божия, и Всевышнему угодно было претворить праведный гнев Свой на милость. Вскоре по прибытии образа Смоленския Богоматери моровая язва, как в Арзамасе и Выездной Слободе, так и в окрестностях, прекратилась совершенно. Ознаменованная и в последующие времена многими благодатными дарованиями для притекающих с верою икона сия до ныне достойно чтится Арзамасскими и Выездно-Слободскими жителями и участвует во всех крестных ходах, бываемых в г. Арзамасе.

3) Образ Успения Богоматери – дар Киевского митрополита Самуила [7] действительному тайному советнику В.П. Салтыкову, сопровождавшему в 1787 году императрицу Екатерину II во время её путешествия в Тавриду. А сим последним помянутая икона пожертвована в церковь села Выездного.

4) Касперовская икона Пресвятыя Богородицы, иконописной искусной работы, длиной в ½ аршина, шириной в 5 вершков, в серебряной ризе, украшенной эмалью и драгоценными камнями. На задней стороне есть следующая надпись: «Сия икона списана с подлинной, объявленной чудотворной иконой Божией Матери Касперовской, которая явилась в Херсонской губернии и уезде, от Херсона 18 вёрст, в селе Касперовке 1846 г. По обещанию моему в честь и память приношу в отечественное село Выездную Слободу, в церковь Смоленской Божией Матери; эта икона была со мною взята во св. град Иерусалим и поставлена была на гробе Господа нашего Иисуса Христа в храме 1860 г. апреля 20 дня и пробыла до 21 апреля 1861 г.; истинно – помню и уважаю свою отчизну, уроженец села Выездной Слободы Николай Шипов, 1861 г. июня 16 дня. Херсон».

5) Изображение распятия Спасителя, писанное на полотне. Это изображение принадлежит кисти какого-либо замечательного живописца и составляет предмет удивления и восхищения со стороны всех посетителей храма и зрителей сего священного изображения, имеющих какое-либо понятие о художественной живописи. Прекрасная эта священная картина, в простой раме, помещается на горнем месте главного алтаря; она имеет 7 аршин длины и 2 ½ ширины. Кроме изображения распятого Христа здесь на картине, при подножии креста, виднеется лик скорбящей Марии Магдалины. Помянутая картина привезена в церковь села Выездного владельцем оного села Василием Петровичем Салтыковым, бывшим русским посланником при дворе Людовика XVI; привезена в 1790 году из Саксонии, где подарена была Салтыкову дочерью короля Фридриха Августа Марией Августою. К сожалению, на картине нет подписи, свидетельствующей об имени художника – творца этой прекрасной картины.

Село Выездная Слобода заслуживает внимания к себе не только потому, что здесь имеется обширный, прекрасной архитектуры храм с большим количеством богатой церковной утвари и другими ценными и значительными в церковно-историческом отношении принадлежностями, но помянутое село достойно примечания и в других отношениях, именно, это село по населению довольно большое, имеющее до 350 дворов с 1470 душами мужского пола и с 1525 душами женского пола. Село это промышленное, где есть несколько кожевенных заводов, и значительная часть жителей занимается шитьём кожаной обуви; другая часть работает на находящихся здесь фабриках войлочных изделий (кошем и войлоков, имеющих сбыт даже за границу, особенно в Германии [8]); третья часть занимается огородничеством, особенно посадкой в большом количестве картофеля, лука, огурцов и других огородных продуктов, которые и продаются в г. Арзамасе и в самом селе, особенно во время бывающей в селе ярмарки 20 июля. Далее в помянутом селе, что особенно важно, имеются две вполне благоустроенные школы, мужская и женская, и богадельня для призрения недужных и старцев. В прежнее, дореформенное время, жители села Выездного отдавали своих детей учиться грамоте членам причта, а со времени освобождения крестьян от крепостной зависимости и в память этого события, они открыли мужское и отдельно женское училища.

Женская школа в настоящее время содержится на средства земства, в ней учащих 3 лица – законоучитель и 2 учительницы, учащихся 75 девочек.

Мужская школа в 1885 г. преобразована в двухклассную министерскую школу. Дом под школу куплен у г. Салтыкова на средства крестьянина села Выездной Слободы Фёдора Семёновича Пузакова, умершего в Румынии, в Бухаресте. Двухклассное училище, помещающееся в обширном каменном доме, стоимостью до 20000 руб., вполне приспособленном к учебным целям, содержится на проценты с капитала в 60000 руб., положенного на вечное время в Нижегородском общественном Николаевском банке по духовному завещанию того же Ф.С. Пузакова. В школе учащих 4 лица: 1 законоучитель, 3 учителя, учащихся 120 мальчиков, курс обучения пятилетний. На средства того же благотворителя близ храма выстроено другое красивое и обширное каменное здание, стоящее до 25000 руб. В 1890 году в этом здании открыта богадельня на 55 человек обоего пола. Богадельня содержится на проценты с капитала 101000 руб., положенного тем же Ф.С. Пузаковым и в том же банке.

Прихожане села Выездной Слободы все православного вероисповедания, к церкви Божией усердны, христианский долг исповеди и св. Таин Причастия, за малыми исключениями, исполняют ежегодно. Каких-либо резких недостатков в религиозно-нравственном отношении, грубых, например, суеверий, предрассудков и обычаев, между жителями села Выездного не замечается; напротив, многие здешние поселяне обнаруживают в себе любовь к путешествиям в ближайшие святые обители г. Арзамаса, также в Дивеевский и Понетаевский женские монастыри, и в Саровскую пустынь соседней Тамбовской губернии. Другие из жителей того же села обнаруживают большую склонность к церковному пению и охотно поют не только в своей церкви, но и участвуют в певческих хорах городов Арзамаса и Нижнего Новгорода. Тем же благочестивым настроением прихожан села Выездной Слободы можно объяснить и то, что в означенном селе установлены частые поминовения усопших родителей и частые крестные ходы, которых в течение года бывает девять.

Из церковных старост, после известнейшего и достойнейшего старосты и строителя храма Ивана Васильевича Госькова, наиболее потрудились и порадели для своего приходского храма следующие старосты:

1) Иван Никифорович Чесноков – был старостой с 1828 г. по 1839 г., впоследствии поступил в монахи в Высокогорскую пустынь и скончался, приняв схиму с именем Иоасафа.

2) Крестьянин Пётр Иванович Раков – был старостой с 1847 г. по 1851 г.; при нём холодный Смоленский храм внутри в первый раз был богато и искусно расписан стенным писанием, на что старостой употреблено своих денег свыше тысячи рублей.

3) Купец Алексей Иванович Будылин – был старостой с 1851 г. по 1858 г., усердием его расписана искусным стенным писанием тёплая трапезная двухпрестольная церковь, позолочен иконостас в той же церкви и обогащена церковная ризница, на что старостой потрачено около двух тысяч рублей.

4) Крестьянин Иван Михайлович Мамонов – был старостой с 1850 г. по 1880 г.; при этом старосте приобретены следующие, более значительные предметы: колокол в 850 пудов за 14261 руб. 30 к., потир с другими сосудами стоимостью в 275 руб., святое Евангелие, стоимостью 675 руб. и св. плащаница за 4000 руб. Весьма много помогал старосте приобретать эти вещи помощник его крестьянин Алексей Иванович Таланов, ныне Оранского Богородичного монастыря иеромонах о. Агапит.

5) Купец Сергей Васильевич Вязовов - был старостой с 1880 г. по 1886 г.; он устроил вокруг церкви ограду с железной решёткой, расписал трапезную церковь и стены покрыл колерами, в 1882 г. пожертвовал в пользу одного из священников приобретённый им деревянный дом, сделал серебряную позолоченную чеканной работы ризу на икону св. пророка Илии, стоимостью в 500 руб., и устроил в церкви каменную караулку.

6) Купец Василий Сергеевич Вязовов – с 1886 г. по 1890 г.; он обложил снаружи храм белым тёсанным камнем, поправил живопись в холодной церкви и стены покрыл колерами, содержал хор певчих.

7) Купец Михаил Михайлович Чичканов - в должности церковного старосты состоит с 1890 г. и в то же время проходит должность попечителя мужского и женского Выездно-Слободских училищ и председателя попечительного совета Выездно-Слободской Пузаковской богадельни, которой был строителем. В непродолжительное время его ктиторства, им в 1892 году возобновлена стенным писанием трапезная церковь.



Примечания:

1) Предлагаемая статья составлена на основании рукописной летописи означенного села и сведений, сообщённых составителю священником того же села о. Н. Лузиным.

2) Царская жалованная грамота боярину Салтыкову, исчисляющая заслуги последнего, в период крепостного времени сохранялась в барской канцелярии села Выездной Слободы; в настоящее время находится у Сергея Сергеевича Салтыкова в Санкт-Петербурге.

3) Вениамин (Краснопевков) Архиепископ Нижегородский управлял епархией с 1798 г. по 1811 г.

4) Второй храм во имя святого Серия Радонежского чудотворца находится вне села Выездной Слободы, на кладбище. Сей храм построен в 1795 г. на средства прихожан при участии владельца помянутого села В.П. Салтыкова. Зданием храм каменный, одноэтажный; при основании - круглой формы с имеющейся отдельной колокольней; внутри и со вне храм оштукатурен. По богатству имеющейся в храме утвари и по обилию св. икон, пожертвованных в сей храм владельцем села г. Салтыковым в молитвенную память о Государях и Государынях русских, кладбищенский храм во имя преподобного Сергия может быть предметом отдельного описания.

5) Ступинская школа живописи, процветавшая в г. Арзамасе около 100 лет, прекратила своё существование в 1840-х годах.

6) На основании помянутого сказания летописца об иконе Смоленской Божией Матери священником села Выездной Слободы Н. Лузиным составлена и напечатана краткая брошюра под заглавием: "Повествование о принесении иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии из города Казани в село Выездную Слободу и о заступлении Ея от гнева Божия - смертныя язвы".

7) Самуил Миславский, префект и ректор Киевской академии, епископ Белгородский, архиепископ Ростовский, с 1783 г. митрополит Киевский, член Российской академии. Ск. в 1796 г. Писал проповеди, составил догмат. Богословие, описывал К.-Печерскую Лавру.

8) Один из здешних заводов, кроме выделки простых кошем, обрабатывает посредством набивки крашеные войлочные ковры различных рисунков.



Источник: "Нижегородские губернские ведомости", № 6, 8, 10, 11 за 1894 год

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian, fraujulika
Вверх ⇈