Ардатовский уезд
общие сведения
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
14 января 2019 22:31 Село Погиблово
В с. Погиблове летом окончена плотина, начатая крестьянами ещё в позапрошлом году. Население сильно бедствовало, так как негде было брать воду для домашнего обихода. Длина плотины 45 сажен; пруд глубиной в среднем 0,8 сажени.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 4, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
14 января 2019 23:27 Николаевская волость
Наша волость состоит из 6 деревень в 337 ревизских душ. Все деревни около реки Алатыря, в которой воды совсем мало, и вся волость прямо бедствует за недостатком воды, потому что и колодцев мало. Некоторые крестьяне тают снег, так как в речке вода для варки пищи негодная, вонючая. Но это ещё полбеды. У многих крестьян не имеется давно никакого хлеба. Скотину осенью продавать задешево было жалко. Кормят её ржаной соломой, но на неё посыпки требуется много; и теперь не знай - семью кормить или скотину жалеть. Видно, скотину придётся стащить под гору. Жалко скотину, но жальче себя. У нас в деревне Екатериновке пали две коровы собственно с замору.
Работы у нас очень плохи. Крестьяне работают в руднике Ташина завода. Прежде платили 40 руб., а теперь только 20 руб. за 1000 пудов руды. За провод дудок не платят. Некоторым приходится проводить 2-3 дудки, а они оказываются пустыми, хоть плачь; при том некоторые дудки очень глубоки - 10 и 13 саж. Нужно на такую дудку потратить недели полторы или две, а приходится соглашаться: некуда деваться народу... Кроме местных, приходят ещё рудокопы вёрст за 50. Тем платят за провод дудок по 30 и по 50 коп. за саж.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 4, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
15 января 2019 11:01 Злоупотребление
Земский страховой агент 2-го участка Ардатовского уезда сообщил губернской управе, что крестьяне Шилокшанской волости в числе 34 человек, взявши с рассрочкой платежа из склада губернского земства при ардатовской управе кровельное железо в количестве 525 пудов, продали железо на базаре в с. Кулебаках, вместо того, чтобы употребить его на покрытие построек. Железо выдавалось из склада по удостоверениям местного волостного правления, которое выдавало их одному и тому же лицу по два-три раза. Губ. земская управа обращается к местному земскому начальнику с просьбой не отказывать в содействии внушением волостным правлениям, чтобы они строго руководствовались правилами продажи железа на льготных условия и выдавали бы удостоверения лишь тем крестьянам, которым железо необходимо действительно на покрытие построек, и чтобы во второй раз удостоверения на приобретение в кредит железа выдавались бы тогда только, когда долг за ранее купленное железо уже погашен. С крестьян, торговавших льготным железом, весь долг за него будет взыскан сразу и теперь же.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 6, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
16 января 2019 1:59 Из Ардатовского уезда
Несмотря на страшную бедность по случаю пожара и неурожая минувшего года, не проходит в нашем селе ни одного сельского схода без угощения, хоть ведёрко - да сгадают старички. Забавны иногда предлоги для выпивки. Собрались православные на сход. Пообсудили все свои дела... Устали... Хорошо бы теперь промочить горло. Но средств общественных нет никаких - всё сдадено, запродано и.. пропито. Блеснёт кому-нибудь светлая мысль:
- А что, старички, не сдать ли нам вешки по дорогам на будущую зиму? Некоторые возразят, что больно ещё рано, что ещё и настоящая зима только что вступила в свои права. Но любители выпивки "на чужбинку" всегда пересилят. И вот в январе, средь настоящей зимы, нанимают человека "обвешить" все дороги в будущую зиму. Сдать бы эту работу можно рублей за 8-10, так как на это необходимо приготовить только возов 8-10 лесного хламу, но подрядчик просит две "красных", потому что знает, что за сколько ни подрядись, а мужикам ведро могарычей сейчас же ставь. И дадут ему двадцать руб., чтобы только сейчас же пропустить "по чашечке", вперёд - что будет! На упрёк, что пьют за счёт общества, несмотря на нищету, ответят: "Эх, родимый. Ныне голоден, завтра не доел, послезавтра всего не хватает, так вспомнишь и про водку. Как хватишь чашечку, ровно и отлегло". По совести, на это в настоящее время и сказать не знай что. Дайте нам школы, дайте работы, хлеба, тогда и рассуждения будут другие.
Рядом с "монополькой" чайная комитета трезвости.
Чайная, хотя в принципе и имеет хорошие цели, но на деле это всё не оправдывается. Посещается жителями очень мало, так как всякий рассчитывает, что за четыре коп., которые нужно отдать каждому за чай, он напьётся дома со всей семьёй, хотя может быть и не из самовара, а из котелка. Газет нет. Высылаются, говорят, кое-какие, но что-то их никто почти не видит - попадают не в те руки, видно.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 15, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
16 января 2019 22:26 Село Писарево, Стёксовской волости
Нынешний год настолько оказался плох, что крестьяне придут надолго в разорение. "В пять лет не поправишься", - говорят мужики. Скотину лишнюю всю продали осенью по дешёвой цене. Скот, оставленный на зиму, переносил её трудно, корм плох, а то и вовсе его не было - мяли ржаную солому на месиво; иные не знают, как дожить до лета и до травы. Здесь народ не ремесленный и не торговый. Что уродится в поле, тем только и живут, и теперь положение крестьян нашего села самое плохое.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 17, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
19 января 2019 19:55 Деревня Вертьяново и село Дивеево
д. Вертьяново и с. Дивеево почти одно селение - их отделяет только небольшая речка. Летом она почти высыхает, но в водополье разливается очень сильно. А моста через неё нет; сделан переход для пешеходов, но низшая его часть затопляется на несколько сажен до берега. А нужда в переправе из Вертьянова в Дивеево большая: во первых - здесь церковь, а во вторых - каждый день на дивеевские рудники должны отправляться рабочие. Утром они ещё перейдут, а к вечеру вода разыграется. Так было 13-го апреля - вода залила берега и на них строения. Вечером к переходу подошла толпа рабочих, человек в 50; сначала они постояли, но ведь домой идти им надо, и вот один за другим стали они с перехода прыгать в воду и переходили по пояс в воде. Жутко было смотреть, как мужички вступали в весеннюю холодную воду - она и для здорового и то приносит вред, а говорить нечего про того, кто из них был болен. И нет здесь на это время ни лодки, ни плота какого-нибудь, да не устроят и переход-то как следует - посредине его нет даже перил. В Дивееве - лавки, в лавки идут более женщины, какого же их положение? Нередко они подмачивают покупки, например муку. Большое неудобство и для богомольцев, направляющихся в монастырь. Хотя речка мешает переходу всего дней на пять, но всё же бы не мешало что-нибудь устроить на это время.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 19, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
20 января 2019 0:22 27 января 2019 10:02 Из Ардатовского уезда
Благодаря неурожаю минувшего года, когда крестьяне собрали с своих полей рожь много что сам-друг, а для ярового и серпа не казали, во многих селениях нашего уезда нужда смотрит прямо в глаза местным жителям. Особенно страдают от недорода жители селений в районе горных заводов. Когда шли заводы, мы здесь не особенно и надеялись на урожаи, а питались работой на самих заводах, или в рудниках, или перевозкой той же руды на заводы. Теперь мы как рак на мели - ни хлеба, ни работы. Года два тому назад, пока заводы еще шли хорошо, крестьяне понашили себе "спинжаков", калоши обули, жёнам понашили платьёв, молодёжь с гармошкой гуляла. Как прикрылись заводы, все эти признаки зажиточности как рукой смахнуло - всё очутилось на базаре и в закладе у деревенских "благодетелей".
Резко обозначилась наша неподготовленность к самостоятельному сельскому хозяйству. Земля в забросе, пахалась кое-как. Только старики вспоминают про прежнее "дозаводское" хозяйство, когда не надеялись на "лёгкую" работу и мужички с малых лет привыкли к сохе.
Минувшую зиму многие наши мужички отправились на заработки в Нижний, Сормово и далее, но за избытком всюду рабочих рук, все возвратились восвояси с тощими желудками и карманами. А дома остальной хлеб без них "до рук доели", и пошло последнее добро "благодетелям".
- Дай, Христа ради, Тит Титыч, рубликов десяток. Ей же богу, по осени отдам, - кланяется какому-либо Разуваеву мужик. - Вот и заклад тебе. Только до осени.
Разуваев сначала откажет, "что сухая-де ложка рот дерёт". Мужик, зная в чём дело, отправляется "в монопольку" и на остальные крохи берёт бутылку и угощает его.
Разуваев и тут кочевряжется: "мы-ста вам благодетели, а вы к нам с непочтением". Потом внимательно пересмотрит весь заклад, и если окажется всё добро порядочным, может быть и даст десять рублей, но только с условием, чтобы по осени принести пятнадцать.
Если кто вздумает занять сумму рублей в 50, то прежде поит "благодетеля" недели две-три, а потом, может быть, и получит 50 руб., но только с распиской непременно уплатить осенью 75. Да, кроме того, обязуется выжать "благодетелю" десятину ржички.
Читаешь, что в других местах заведены уже и ссудо-сберегательные кассы и кредитные товарищества, и завидуешь, что у нас не найдётся человека, который взял бы на себя почин в этом добром деле.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 21, 1904 г.
* * *
В нашем селении недавно выдавали овёс и гречу на обсеменение полей. Помощь была необходима, так как многие с полей ничего не собрали. При раздаче из "магазеи" не обошлось, как водится, без споров и ругани. Один кричит: мне должно получить пять пудов, а выдали только четыре; другой - что его совсем обделили... К вечеру же некоторые и совсем с "способием" расквитались. На другой день встречается мне один крестьянин, направляющий свой путь к "монопольке", и на вопрос куда? - кажет в руке гривенник и отвечает: "Да вот помянуть овсец-то - весь продал, с должишками расплатился. Только и осталось, пойти хоть выпить на остатки-то!".
- А как же, сеять-то что?
- Да было своего маненько - и посеял, а больше-то мне и не надо. Как даст Бог урожай, так и этого с меня будет, а не будет дожжичка, так хоть всё поле засей - толку не будет!
Оказалось, что и многие с своим овсом так устроили. Несмотря на выдачу семян, много яровых полос у нас осталось не пахано. Семена и выдали, да "емен" не хватило. Так многие и променяли свой овёс на муку, или пораспродали на другие нужды. Гречу все поголовно отвезли на круподранки на крупу... и уже доели. Хотя, к слову сказать, в нашей местности при иловатой почве, греча совсем не родится. Но спросят: "Зачем же брали на семена гречу, когда её здесь не сеют?". Ответ готов: "Слышали, что выдают и гречу, давай нам и гречу, хоть кашки поедим".
Неоднократно нам приходилось беседовать с зажиточными односельцами, у которых есть свой овёс, и объяснять им, что напрасно они берут в ссуду семена, так как за них по осени необходимо платить, и платить не дёшево. Никто почти не верит... "Нет, говорят, это нам способие бесплатно откуда-то прислано". Казал им и "Ниж. Зем. Газету" в доказательство своих слов, и это мало действует: "Мало ли что в газетах пишут, да не всё сбывается".
В конце года и при урожае окажется, что мы будем без овса - семена проели, а поля пропустовали. Так уж повелось - по бедноте и невежеству только и думаем о том, чтобы урвать где-нибудь кусок и заткнуть им настоящую нужду, а в будущем - что Бог даст. Сейчас только бы получить, хоть и втридорога, а впредь о расплате мы не думаем - авось простят!
Источник: "Нижегородская земская газета", № 21, 1904 г.
* * *
Наступил Успенский пост, а у нас ещё рожь всё не сжата. Холод и ежедневные дожди не позволяют созреть ржи - доселе колос и солома зелёные. С виду зерно и крупное бы, но легко растирается между пальцами в липкую жидкость.
С тоской посматривают на дождливое небо крестьяне и с нетерпением жаждут вёдрышка. Хлеба нет ни у кого. Если и были прошлогодние скирды у зажиточных крестьян, то, недавно, в виду благоприятных надежд на настоящий урожай, всё перемолотили, всё пораспродали или раздали по займам. А теперь сами покупают втридорога - мука на базаре доходит до 1 руб. 20 коп. за пуд. Пособие выдавать перестали, а рожь и доселе в поле; бедняки, недоедавшие и минувшую зиму, благодаря летошнему неурожаю, теперь положительно плачут, продают за бесценок скошенное сено, лишь бы добыть на пудик мучки.
Сказывают про одного крестьянина, что он, несмотря на зелень, сжал со своей полосы несколько снопов ржи, высушил эти снопы на печке, потом как-то ухитрился добыть с меру неспелой ржи, смолол её, и отведал нового хлебца. Но только после этого он и семья его почувствовали боль в животе и тошноту. Виновата-ли в том незрелая рожь, не знаем, так как, в конце концов, всё кончилось благополучно, но нужно сказать, что по моим наблюдениям, в нашей местности очень много появилось во ржи спорыньи, на которую крестьяне не обращают никакого внимания, а дети даже срывают её с колосьев и жуют.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 33, 1904 г.
* * *
Только к концу августа в нашей местности успели убраться с ржаным полем, числа 25 свезли последние снопы. Урожай можно назвать очень хорошим - с десятины нажинали по 700-1000 снопов, а умолот 6-8 мер с сотни. Резко упали базарные цены на хлеб - числа 5 августа можно было купить пуд муки только за 1 руб. 10 - 20 коп., а теперь за 60 коп. сколько хочешь. Благодаря дождливому лету, рожь местами сжали не совсем созревшую, а иногда даже и совсем с зелёной соломой, но ждать дольше было нельзя. И то сеять начали только с 17 августа, тогда как в прошлом году в это время с севом почти покончили.
Дожди и холода уплотнили нашу иловатую почву до того, что соху взобьёшь в неё только с великим трудом, несмотря на то, что некоторые полосы были по два раза перепаханы. Достаётся и коням и пахарям! Плугов в нашем селе Е. ни одного не имеется. В соседней деревне Яковлевке их несколько, и владельцы их не нахвалятся - и самому легко, и лошади не натужно. Ныне по лету от нас нарочно ходили туда посмотреть на пахоту и самим попробовать. Слышно, что полюбилось.
Из яровых хлебов у нас овёс хорош, его начали жать с 25 августа. Чечевица порядочная, но ещё зелена и не совсем налила, да вопрос и нальёт ли уже теперь? Горохи - те ещё и по сейчас цветут и вряд ли соспеют, разве только простоит до октября сухая и тёплая погода, так что скорее всего придётся их снять зелёными, прямо на корм овцам и коровам. Просо совсем пропало, а если где и есть, то, как говориться, колос от колоса - не слышно голоса.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 37, 1904 г.
* * *
Минувшим летом, благодаря обильным дождям, в нашей местности хорошо уродились разные хлеба и травы, особенно хороша рожь. Умолот с десятины еле-еле удобренной земли 80 пудов, чего здесь никогда не бывало.
Теперь бы, кажется, только и отдохнуть душой и телом нашему крестьянину, голодавшему несколько лет к ряду. Можно бы позавидовать кажущейся зажиточности наших мужичков, видя как у них "на гумнах везде, как князья скирды широко сидят, подняв головы", но на самом деле завидовать нечему - зажиточность эта именно только "кажущаяся", ибо давно часть этих скирд или позапродана или посулена в уплату долга за взятый летом хлеб местному мироеду.
Пособие, по казённой мерке, выдавать закончили у нас в июне, так как по продовольственному расписанию рожь обязана была уродиться в половине июля, но расписание предполагает, а "Бог располагает". Как известно, за непогодой, приступили к жатве только после Преображения, следовательно, крестьянское население в июле было брошено на произвол судьбы. Пришлось обращаться к местным благодетелям в лице Разуваевых и Колупаевых, так как доселе, несмотря на неурожаи несколько лет к ряду, крестьянин не приучил своё чрево к голоду.
Разуваев, видя, что в поле благодать и получка гарантирована, давал хлеба, но только ценой по расписке ставил от 1 руб. 20 коп. до 1 руб. 80 коп. пуд. В настоящее время на наших базарах цена хлеба 50 коп. пуд. Следовательно, при реализации урожая, мужичку приходится на каждый взятый у "благодетеля" пуд хлеба расплачиваться тремя пудами.
Теперь подати и недоимки.
По случаю того же неурожая прошлого года, тогда подати не взыскивали, а теперь требуют уплаты за два года разом. Не раз уже и полиция к нам заглядывала с угрозой продать за недоимку "бурёнку". "Бурёнку" жаль, приходится тащить на рынок опять тот же хлебушка, и хотя дёшево, да продавать. В результате у иного мужичка от большого "скирда, высоко поднявшего голову" останется только одно воспоминание в виде кучи соломы.
В прошлом году мужички и соломе были рады - всё корм скотине, а теперь и солому девать некуда, потому что летось к весне у многих скотина совсем свелась на нет: кто продал на нужду, а у которых и с голоду околела. Хорошо бы теперь коровкой обзавестись, но для этого нужно другой скирд на базар, а если его нет?.. Без хлеба плохо, но и без коровы не мёд - уж очень набил зубы-то один ржаной хлебушка, а где есть ребятишки, там без коровы прямо-таки слёзы.
Хорошо бы в этом случае придти на помощь населению нашему земству, с правильно организованным мелким кредитом для крестьян.
Но пока что приходят на помощь и бедному населению всё те же Разуваевы.
У Разуваева всегда на пригороде не одна корова. Бедняк, облюбовав одну из них, просит продать ему облюбованную "пестрянку", но денег у него только десятишница, а остальные просит подождать. Благодетель, в виду этого, от продажи отказывается, но предлагает мужику взять "пестрянку" на год исполу. Делается это так: крестьянин уплачивает хозяину коровы арендную плату в размере от 7 до 10 руб. в год и за это пользуется год коровой, как своей собственностью, т. е. всем молоком и приплодом, если будет в этот год. За это, кроме платы, обязан хорошо кормить корову, за чем особенно следят хозяева.
По окончании "исполнительного" года, мужичёнко опять остаётся без коровы, опять ищет другого "благодетеля", которому бы вручить свою трудовую десятишницу и питаться год от чужой коровы со своими малыми ребятками. В огромных барышах остаются "благодетели", которых у нас развелось несколько. Для этого они по осени скупают на базарах каких-нибудь лядащих коровёнок от 25 до 30 руб., отдают их исполу, и зарабатывают от 40 до 50 процентов в год.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 51, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
20 января 2019 2:20 Неизвестное насекомое
Ардатовский уездный исправник донёс г. начальнику губернии, что 8 июня через город Ардатов летело много неизвестных насекомых, несколько экземпляров коего и было препровождено в банке в Нижний. Губернское присутствие отношением 11 июня по продовольственному отделу запросило губернскую управу о сообщении присутствию: названия насекомого, степени вреда, могущего последовать от того насекомого для хлебных посевов, а также указать и меры к уничтожению сказанного насекомого, если таковое окажется для посевов вредным. Просимые сведения желательно было иметь к 12 июня в виду предстоящего на днях продовольственного заседания. Сельскохозяйственный музей немедля ответил, что загадочное насекомое оказалось - обыкновенная стрекоза. Все стрекозы, как во взрослом, так и в молодом состоянии - энергичные хищники, питающиеся различными насекомыми, вследствие чего они могут признаны за полезных насекомых; иногда стрекозы появляются в громадном количестве.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 21, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
20 января 2019 17:02 5 февраля 2019 20:48 Из психиатрической лечебницы губернского земства бежал находившийся на излечении в лечебнице арестант ардатовской тюрьмы Сергей Фёдорович Лаптев - 2 июля.
Источник: "Нижегородская земская газета", № 28, 1904 г.
| | |
Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1835 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1313 | Наверх ##
21 января 2019 13:31 21 января 2019 13:33 Деревня Вертьяново
Здесь много народонаселения: д. Вертьяново - 2300 душ обоего пола и с. Дивеево - более 500 душ. Народ издавна занимался здесь копанием руды, работа эта была прибыльна и у крестьян всегда были деньги. Теперь же рудные работы почти прекратились. Праздники проводят здесь очень шумно: по большей части в праздники бывают у крестьян сходки - тут выпьют, это считается почти за правило (впрочем пьют не в том доме, где бывает сходка, а в особом), а разойдутся по домам - делают складчины, если мало выпито на сходе. Вечером раздаются неистовые песни - поют все: и дети, и молодёжь, и мужики, и бабы. На улице гуляют далеко за полночь. Будни, следующие за праздником, здесь бывают похожи тоже на праздник: во время рудных работ здесь привыкли на другой день опохмеляться; стараются исполнять это и теперь. Замечательно развит обычай запивать магарыч; он бывает при самой незначительной сделке: при продаже сарая, коровы, лугов и т. д.
Игра в деньги, так называемая "в орёл", служит здесь главным занятием в праздники не только молодёжи, но даже и семейных мужиков. Проигрыш простирается в иных случаях на несколько десятков рублей, например, после получения денег за работу. Дети, глядя на старших, тоже принимаются за игру "в орёл", сначала на козны, а потом переходят и к деньгам.
Здесь, как в очень многолюдной местности, не мешало бы иметь чайную комитета трезвости или народную библиотеку-читальню. Года два тому назад вопрос этот возбуждался, но не последовало ссуды в 300 руб. от губернского комитета. Если бы что-нибудь было: чайная или библиотека, то может быть не всякий бы тянул к "монопольке".
Источник: "Нижегородская земская газета", № 30, 1904 г.
| | |
|