Кошелиха (Камкина Мордовская)
история села
| Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1454 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1357 | Наверх ##
9 октября 2019 19:33 9 октября 2019 19:48 EparОтличные документы, выводящие на новый уровень наши знания по истории деревни Камкиной, но вопросов возникает даже больше, чем ответов: 1. Деревня Камкина в документах, в частности Арзамасских поместных актах, указана без эпитетов "русская" или "мордовская", это позволяет рассматривать версию, что на рубеже 16-17 веков д. Камкина была только одна, на месте современной д. Комкино, где и проживали совместно татары и мордва, в том числе и Канесь Камкин. 2. Моровое поветрие в совокупности с притеснениями помещиков (татар или русских), возможно, вынуждает мордву переселиться на соседнюю свободную поляну, на место современной Кошелихи. 3. Не до конца понятно, можно ли отождествлять сгоревшую в 1617 году д. Камкину с Кошелихой, я думаю позже сгоревшая деревня стала фигурировать в писцовых книгах как поляны Старая Камкина и Старая Дмитряева, видимо мордва не стала отстраиваться на пепелище, а переселилась на новое место. Но преемственность жителей Старой Камкины с Кошелихой для меня бесспорна, от мордвина Салтана Рауштанова скорее всего произошли наши Султановы/Салтановы, а также совпадают подписи мордвы начала 17 и 18 веков. 4. Татары, притесняемые русским помещиком Девятым Шадриным, переселяются на реку Пьяну, где основывают одноименную деревню Камкину/Комкину (служивый татарин Посмур Мошаев/ Мокшаев фигурирует при разделе земель как на реке Пузе, так и на Пьяне //АПА № 299//, а также совпадают отчества некоторых других татар) 5. Разорение д. Камкины от пожара в 1617 году, вероятно усиливалось общим экономическим упадком периода Смутного времени, после дозора Ивана Сонина последовал дозор Фёдора Сычёва в 1620-1622 гг. с задачей собрать мордву на прежнем месте. Таким образом, решив загадку переселения татар на р. Пьяну, эти документы усложнили понимание первоначального местонахождения д. Кошелихи, но тем интереснее, будем ждать новых открытий | | |
| Epar Сообщений: 119 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 326
| Наверх ##
9 октября 2019 20:03 [ Ответ на сообщение Rurikid ] Спасибо большое Вам за отсылку на статью СБ Веселовского о дозоре Сычова. Я предполагал, что он не состоялся, а теперь могу все корректно расписать у себя в книге. По поводу местонахождения деревни - да, все не ясно, но после пожара, действительно, мордва могла не селиться на тех же местах, откуда и получилось название поляна Старая Камкина. Определённо то, что татары пришли позже того, как землями русского Камкина владел Уской Тютчев и другие ранние помещики, так как пришедшие татары осели на порозжих помещичьих землях. Причём татары получили доли в этих поместьях (как написано - кто от Государя, кто по воровским дачам, а кто и без дач). Уского Тютчева наверное следует отнести к 60-м годам 16 века. У него вполне могла быть деревня, но в ранних актах писалось - крестьяне такого то помещика без указания названия деревни. Тем не менее в АПА я на увидел и более позднего помещика Андрея Болотова. Канесь Камкин был указан в 1578 году, а татары из Камкино в 1585 году. Думаю, что земли Андрея уже были пустыми к 1578 году, поэтому от него никто и не был среди понятых. --- Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com | | |
| Velem1980 Сообщений: 402 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 427
| Наверх ##
10 октября 2019 0:55 RurikidEpar1. Rurikid абсолютно прав, в том что термин « русская камкина» впервые появляется в ревизии 1782 года у одной из владелец , а именно А.Я.Макуловой( нетесовой). Тогда как две других части деревни у Радищевой и Наумова именуются просто Комкина. К сожалению, ревизию 1763 года нетесова ( отца макуловой не обнаружил) . В более поздних ревизиях - просто Комкино как и сейчас . Видимо такое уточнение было сделано в противовес Кошелихи ( так как там скорее всего себя ещё помнили как потомки татарских и мордовских бортников). 2. Мировой мор - чума прокатившаяся и в правление Бориса Годунова и в период Семибоярщины . Вполне объяснимо почему не хотели селиться на месте где вымерло население ( страх). Да и для мордвы того времени вряд ли имело значение « насиженное» место. Мы знаем о переселении « баевской» мордвы. 3. В межевом акте №1 от 1585 года граница земель Калины Наумова ( лихачи) проходят до мордовского капища! По чёрному лесу. В свою очередь Гераклитов ссылается на некий межевой акт 1576 года (?) Лихачей , где приводятся знамёна Арзамаса,Чокая и др. Приведены эти знамёна , где в основе две параллельных линии... То есть мордовское поселение было. 4. А вот Epar не прав с Болотовым. Андрей Болотов не основывал поселение. Но окончательно, потомки Болотовых продали свой «надел» или пустошь Болотова - Все тем же нетесовым Только в 1731 году. Мало того , часть Лихачей называется « болото» до сих пор. А это как раз искаженное Болотово. Напомню , что все владельцы получившие свой надел по течению р.Пузенки - это служивые люди , участники Казанского похода. Поэтому наделы очень небольшие плотно расположенные. Тут и братья Наумовы ( лихачи), и Сонины ( Павлово),Нетесовы ( д.Ростовская), Шадрины ( Смолино,Сунгулово а далее и Бабино ). Естественно им в голову не приходило учитывать интересы мордвы. К чему это я? Дело в том что , до избрания Михаила Романова на престол, покровителем воинов считался не архангел Михаил или Георгий Победоносец как в более поздние времена . А ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ. Вполне возможно, Дмитриева как название Комкины связано с этим небесным покровителем, так как ни одного « помещика» с именем Дмитрий я не обнаружил как и вы, я полагаю. 5. Девятый Фролов Щадрин , действительно был чуваком захватистым. Переплюнул его позднее только Михаил Аргамаков. Подбирал пустоши , переманивал крестьян у соседей . Но видимо конфликтов не допускал как его потомки. Ему была жалована Камкинская пустошь в 1623 году. Слово пустошь - подразумевает что земли обрабатывались, но запустели. Иначе бы именовались порозчие ( пустые). Это объясняет и пожар 1617 года . Что интересно Иван Павлович Сонин - владелец с.Павловское , сосед Щадрина доложил о пожаре. Поэтому присутствовали все соседи , кроме него самого. Вчитываясь в документ : Накануне 22 мая (по новому стилю) был пожар . В нем сгорели хлеба ( в скирдах, что очень странно ) но Яровой хлеб ещё не сажали. И что интересно - горел лес! Мне лично это объясняет только весенние пожары полевой густой травы. Удивительно для меня следующее: мордва вела активное земледелие., а хлеб хранила в скирдах ? В побайках моей прапрабабушки Е.А .Маресьевой ( она прямой потомок того Клима Карпова, и Афони горшечника и Нестора -смоленских крестьян далее жителей основанной Щедриными камкино) есть рассказ о пожаре. Люди горели, дома , лес горел..полыхало дюже, а из травы жареные зайцы выпрыгивали. А потом люди в той деревне Как Зайцев поели так и по миру пошли.» Я полагал , что эта байка про деревню Ростовскую. Но там говорится о Лесе , которого не было уже лет 200 вокруг Смолино , страхово да и таких ярких пожаров в Смолино и комкино не наблюдалось особо.. до 1906 возможно это некие отголоски того пожара аж в 1617 ? 6. Что о татарах - они были служивыми людьми ( наймитами) и видимо не очень стремились стать землевладельцами. Допускаю версию - что возможно пожар 1617 года и спровоцировал их на возвращение на Пьяну . В пользу этого ( проживания татар) как раз и говорит активное земледелие до пожара! 7. А что бы не путаться вот на основе карты Менде , я очертил желтым место , что у ряда семей и у потомков Екима Безбородова, и Клима Карпова и Ивана Есина - именуется бортью. На территории этой борти и располагался надел Болотова . Борть без бортников? Кстати, если посмотреть план д.Русское камкино то видно, что вопреки сложившейся в местности традиции располагать поселение на пологом берегу реки - основные улицы расположены на косогоре . Да и поселение Щадрина ( на территории совр.карьера) то ж расположено по косогору . Что ж заставило выбрать такое неудобное и труднодоступное место? 8. Поэтому соглашусь , что очевидно первое поселение ( мордовское) было в пойме пузенки под косогором . А после пожара - уцелевшие могли перестроиться восточнее на территорию современной Кошелихи, так как с запада все было занято. Но именно из-за пожара поселение Щадрина было сдвинуто вверх по косогору. Сорри за много букв  .
 | | |
| Velem1980 Сообщений: 402 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 427
| Наверх ##
10 октября 2019 1:23 RurikidВот с этой заливной плодороднейшей поймой « Бортью» и связаны события 18 века. И в прошении о постройке церкви в д.Комкина. Так как в раздополье не могли добраться до Павловской церкви. И дело о жалобе смолинских крестьян на лихаческих о затоплении земель. И о « позднем посеве семян» так как эта пойма просыхала только к середине мая. И бесконечные закладные и купчие на этот кусок земли. Так как на ней отлично росли овёс и рожь и корнеплоды. Но не пшеница. НО И МИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ - байки о колдунах , голосах и прочем. ( напр . Овраг Лишной) | | |
| Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1454 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1357 | Наверх ##
10 октября 2019 5:32 10 октября 2019 6:02 Velem1980
Спасибо за подробный комментарий, действительно в истории нашего края всё было сложнее, чем казалось изначально, но очень радует, что появляются новые имена предков и новые версии заселения наших деревень.
И ещё интересные здесь были "татары" с именами "Арзамас" и отчествами "Мокшаев", которые даже занимались бортничеством. Я думаю, либо часть мордвы приняла мусульманство, либо были смешанные браки. И здешняя легенда о мечети в д. Камкине может иметь какие-то реальные предпосылки. На Пьяне камкинские татары появляются в документах 1603 года, поэтому вряд ли здесь виноват пожар, скорее споры из-за земли с помещиками.
Ещё интересна фраза "татаровя шесть человек пошли... в Большое Камкино на речку на Пьяну", как будто поселение на Пьяне уже существовало одновременно с нашим Камкино, и татары просто туда переселились, а не основали его. Видимо, с заселением татарской Камкины тоже было не всё так просто, но это уже не моя компетенция.
По поводу Дмитрия Солунского - интересная версия, но я пока что не соглашусь, потому что в честь святых называли обычно поселение, где была церковь, а здесь она вряд ли могла быть в то время. К тому же иногда название деревни указано как "ДмитрЯево", на мордовский манер.
| | |
| Velem1980 Сообщений: 402 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 427
| Наверх ##
10 октября 2019 19:06 Если б местная мордва приняла ислам - вряд ли бы мы имели традиционные эрзянский имена... они были бы более соответствующие Корану. А вот смешанные браки вполне могли быть , я уже где то озвучивал принадлежность к семье\ роду определялась по матери .
Про мечеть - ну не вижу предпосылок ...( но кто ж его знает).
Думаю , все ж совокупность факторов заставило татар переселиться в более знакомую среду , возможно и потеря имущества после пожара .
Про Дмитряево . Не забудьте что камкина превратилось в Комкино , благодаря « грамотным» переписчикам , носителям « окающего» говора. Почему например Дмитриево , должно в устах местных мордовских выговоров не стать Дмитряево. Так что как водится или подтверждать или опровергать документами...
Вот для меня документ опубликованный Epar , сразу объяснил почему мои предки прожив в Комкино с 1623 по 1847 - отмежевывали своё происхождение и от камкина и от Смолино . Считая родиной лес. | | |
| Epar Сообщений: 119 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 326
| Наверх ##
11 октября 2019 11:44 Еще один документ, но уже по татарскому Камкино на реке Пьяне. Отказные книги 1616 года.
Rurikid, где Вам встречалось имя Арзамаса Мокшеева? Его сын Акман, по-видимому, написан в данном акте.
Прикрепленный файл (KamkinoTat_1616.pdf, 158686 байт)--- Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com | | |
| Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1454 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1357 | Наверх ##
11 октября 2019 15:41 Epar
В писцовой книге Арзамасского уезда за 1677 г. в деревне Камкине при описании бортных ухожеев указано:
"Деревни ж Камкины мордвина знамена Пятунки Собакина, что дано на оброк до РЛГ (1625) году деревни Камкины мордве Собайке Кирдянову да Укуну Яскову (?) пустовые знамена камкинских татар Арзамая да Очая Докаевых с истряновской мордвой судерев".
А отчество "Мокшаев" я имел в виду у Посмура Мокшаева (АПА № 299)
| | |
| Epar Сообщений: 119 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 326
| Наверх ##
11 октября 2019 15:44 Rurikid написал: [q] Epar
В писцовойкой л в виду у Посмура Мокшаева (АПА № 299)
[/q]
точно, я просто вчера не нашёл Арзамаса, помню, что видел его в писцовой книге, когда писал, но забыл где. Спасибо большое! --- Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com | | |
| Rurikid Модератор раздела
Сообщений: 1454 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 1357 | Наверх ##
20 октября 2019 20:29 20 октября 2019 20:30 В период с 1862 по 1867 годы наши края посещал горный инженер Меллер Валериан Иванович, который изложил в своей книге сведения о геологии села Кошелихи:
"... Где р. Пуза пересекает темниковский тракт, на левом берегу её расположена, между прочим, деревня Кошелиха (Каменка тож), близ которой, хотя тоже не замечается обнажений, но по сообщённым мне покойным И. Б. Ауербахом сведениям, я имел повод ожидать развития известняков пермской системы. Легко может статься, что мне и вовсе не удалось бы видеть здесь эти породы, если бы не счастливая случайность, именно встреча моя в Кошелихе с местным землевладельцем, г. Соймоновым.
Благодаря обязательности этого лица, мне удалось определить, что помянутые слои являются в основании всей окрестной местности и хотя не обнаруживаются близ Кошелихи, но тем не менее были вскрыты здесь искусственным путём, именно при предпринятых г. Соймоновым поисках на бутовой камень. Они были найдены на правом берегу р. Пузы, против самой деревни, притом на глубине всего только 5 футов. Большие куски цехштейна я нашёл в то время сложенными в груды подле стоящего тут, но прекратившего своё действие сахарного завода. Исследование этого известняка показало нам, что он имеет белый цвет, весьма мягок, содержит некоторое количество глины и заключает желваки светлого кремня, дюймов до 6 в поперечнике. Из окаменелостей, как в самом известняке, так и в помянутых кремневых желваках, г. Соймоновым, а отчасти и мною самим, были собраны превосходно сохранённые:
Callophyllum profundum Stenora columnaris Cyathocrinus ramosus Serpula pusilla Serp. planorbites Strophalosia horrescens Athyris pertinifera Spirifer rugulatus Terebratula elongata Pecten sericeus Edmondia elongata Murchisonia subangulata Pleurotomaria Tunstalensis
Из всех этих окаменелостей, в известняках близ д. Кошелихи, в наибольшем распространении являются Strophalosia horrescens и Spirifer rugulatus, что не оставляет сомнения в принадлежности этих известняков к нижнему отделу пермской системы".
Источник: Меллер В.И., "Очерк геологического строения южной части Нижегородской губернии", 1875 г."
На изображении: Меллер Валериан Иванович (фотография с сайта "Википедия")
 | | Лайк (1) |
|