Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кошелиха (Камкина Мордовская)

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19 20 * 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
RurikidEpar

1. Rurikid абсолютно прав, в том что термин « русская камкина» впервые появляется в ревизии 1782 года у одной из владелец , а именно А.Я.Макуловой( нетесовой). Тогда как две других части деревни у Радищевой и Наумова именуются просто Комкина. К сожалению, ревизию 1763 года нетесова ( отца макуловой не обнаружил) . В более поздних ревизиях - просто Комкино как и сейчас . Видимо такое уточнение было сделано в противовес Кошелихи ( так как там скорее всего себя ещё помнили как потомки татарских и мордовских бортников).
2. Мировой мор - чума прокатившаяся и в правление Бориса Годунова и в период Семибоярщины . Вполне объяснимо почему не хотели селиться на месте где вымерло население ( страх). Да и для мордвы того времени вряд ли имело значение « насиженное» место. Мы знаем о переселении « баевской» мордвы.
3. В межевом акте №1 от 1585 года граница земель Калины Наумова ( лихачи) проходят до мордовского капища! По чёрному лесу.
В свою очередь Гераклитов ссылается на некий межевой акт 1576 года (?) Лихачей , где приводятся знамёна Арзамаса,Чокая и др. Приведены эти знамёна , где в основе две параллельных линии...
То есть мордовское поселение было.
4. А вот Epar не прав с Болотовым.
Андрей Болотов не основывал поселение. Но окончательно, потомки Болотовых продали свой «надел» или пустошь Болотова - Все тем же нетесовым Только в 1731 году. Мало того , часть Лихачей называется « болото» до сих пор. А это как раз искаженное Болотово.
Напомню , что все владельцы получившие свой надел по течению р.Пузенки - это служивые люди , участники Казанского похода. Поэтому наделы очень небольшие плотно расположенные.
Тут и братья Наумовы ( лихачи), и Сонины ( Павлово),Нетесовы ( д.Ростовская), Шадрины ( Смолино,Сунгулово а далее и Бабино ).
Естественно им в голову не приходило учитывать интересы мордвы.

К чему это я? Дело в том что , до избрания Михаила Романова на престол, покровителем воинов считался не архангел Михаил или Георгий Победоносец как в более поздние времена . А ДМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ.
Вполне возможно, Дмитриева как название Комкины связано с этим небесным покровителем, так как ни одного « помещика» с именем Дмитрий я не обнаружил как и вы, я полагаю.

5. Девятый Фролов Щадрин , действительно был чуваком захватистым. Переплюнул его позднее только Михаил Аргамаков.
Подбирал пустоши , переманивал крестьян у соседей . Но видимо конфликтов не допускал как его потомки.
Ему была жалована Камкинская пустошь в 1623 году. Слово пустошь - подразумевает что земли обрабатывались, но запустели. Иначе бы именовались порозчие ( пустые). Это объясняет и пожар 1617 года . Что интересно Иван Павлович Сонин - владелец с.Павловское , сосед Щадрина доложил о пожаре. Поэтому присутствовали все соседи , кроме него самого.
Вчитываясь в документ :
Накануне 22 мая (по новому стилю) был пожар . В нем сгорели хлеба ( в скирдах, что очень странно ) но Яровой хлеб ещё не сажали. И что интересно - горел лес!
Мне лично это объясняет только весенние пожары полевой густой травы.
Удивительно для меня следующее: мордва вела активное земледелие., а хлеб хранила в скирдах ?
В побайках моей прапрабабушки Е.А .Маресьевой ( она прямой потомок того Клима Карпова, и Афони горшечника и Нестора -смоленских крестьян далее жителей основанной Щедриными камкино) есть рассказ о пожаре.
Люди горели, дома , лес горел..полыхало дюже, а из травы жареные зайцы выпрыгивали. А потом люди в той деревне Как Зайцев поели так и по миру пошли.»
Я полагал , что эта байка про деревню Ростовскую. Но там говорится о Лесе , которого не было уже лет 200 вокруг Смолино , страхово да и таких ярких пожаров в Смолино и комкино не наблюдалось особо.. до 1906 возможно это некие отголоски того пожара аж в 1617 ?
6. Что о татарах - они были служивыми людьми ( наймитами) и видимо не очень стремились стать землевладельцами. Допускаю версию - что возможно пожар 1617 года и спровоцировал их на возвращение на Пьяну . В пользу этого ( проживания татар) как раз и говорит активное земледелие до пожара!

7. А что бы не путаться вот на основе карты Менде , я очертил желтым место , что у ряда семей и у потомков Екима Безбородова, и Клима Карпова и Ивана Есина - именуется бортью. На территории этой борти и располагался надел Болотова . Борть без бортников?
Кстати, если посмотреть план д.Русское камкино то видно, что вопреки сложившейся в местности традиции располагать поселение на пологом берегу реки - основные улицы расположены на косогоре . Да и поселение Щадрина ( на территории совр.карьера) то ж расположено по косогору . Что ж заставило выбрать такое неудобное и труднодоступное место?

8. Поэтому соглашусь , что очевидно первое поселение ( мордовское) было в пойме пузенки под косогором . А после пожара - уцелевшие могли перестроиться восточнее на территорию современной Кошелихи, так как с запада все было занято. Но именно из-за пожара поселение Щадрина было сдвинуто вверх по косогору. Сорри за много букв101.gif.


Прикрепленный файл: 8212E7F4-76A3-4275-AA27-BB91F5BDEC25.jpeg
Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
RurikidВот с этой заливной плодороднейшей поймой « Бортью» и связаны события 18 века.
И в прошении о постройке церкви в д.Комкина. Так как в раздополье не могли добраться до Павловской церкви.
И дело о жалобе смолинских крестьян на лихаческих о затоплении земель.
И о « позднем посеве семян» так как эта пойма просыхала только к середине мая.
И бесконечные закладные и купчие на этот кусок земли. Так как на ней отлично росли овёс и рожь и корнеплоды. Но не пшеница.
НО И МИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ - байки о колдунах , голосах и прочем. ( напр . Овраг Лишной)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Velem1980

Спасибо за подробный комментарий, действительно в истории нашего края всё было сложнее, чем казалось изначально, но очень радует, что появляются новые имена предков и новые версии заселения наших деревень.

И ещё интересные здесь были "татары" с именами "Арзамас" и отчествами "Мокшаев", которые даже занимались бортничеством. Я думаю, либо часть мордвы приняла мусульманство, либо были смешанные браки. И здешняя легенда о мечети в д. Камкине может иметь какие-то реальные предпосылки. На Пьяне камкинские татары появляются в документах 1603 года, поэтому вряд ли здесь виноват пожар, скорее споры из-за земли с помещиками.

Ещё интересна фраза "татаровя шесть человек пошли... в Большое Камкино на речку на Пьяну", как будто поселение на Пьяне уже существовало одновременно с нашим Камкино, и татары просто туда переселились, а не основали его. Видимо, с заселением татарской Камкины тоже было не всё так просто, но это уже не моя компетенция.

По поводу Дмитрия Солунского - интересная версия, но я пока что не соглашусь, потому что в честь святых называли обычно поселение, где была церковь, а здесь она вряд ли могла быть в то время. К тому же иногда название деревни указано как "ДмитрЯево", на мордовский манер.

Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
Если б местная мордва приняла ислам - вряд ли бы мы имели традиционные эрзянский имена...
они были бы более соответствующие Корану. А вот смешанные браки вполне могли быть , я уже где то озвучивал принадлежность к семье\ роду определялась по матери .

Про мечеть - ну не вижу предпосылок ...( но кто ж его знает).

Думаю , все ж совокупность факторов заставило татар переселиться в более знакомую среду , возможно и потеря имущества после пожара .

Про Дмитряево . Не забудьте что камкина превратилось в Комкино , благодаря « грамотным» переписчикам , носителям « окающего» говора. Почему например Дмитриево , должно в устах местных мордовских выговоров не стать Дмитряево. Так что как водится или подтверждать или опровергать документами...

Вот для меня документ опубликованный Epar , сразу объяснил почему мои предки прожив в Комкино с 1623 по 1847 - отмежевывали своё происхождение и от камкина и от Смолино . Считая родиной лес.
Epar

Сообщений: 119
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 326
Еще один документ, но уже по татарскому Камкино на реке Пьяне. Отказные книги 1616 года.

Rurikid, где Вам встречалось имя Арзамаса Мокшеева? Его сын Акман, по-видимому, написан в данном акте.


Прикрепленный файл (KamkinoTat_1616.pdf, 158686 байт)
---
Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Epar


В писцовой книге Арзамасского уезда за 1677 г. в деревне Камкине при описании бортных ухожеев указано:

"Деревни ж Камкины мордвина знамена Пятунки Собакина, что дано на оброк до РЛГ (1625) году деревни Камкины мордве Собайке Кирдянову да Укуну Яскову (?) пустовые знамена камкинских татар Арзамая да Очая Докаевых с истряновской мордвой судерев".


А отчество "Мокшаев" я имел в виду у Посмура Мокшаева (АПА № 299)

Epar

Сообщений: 119
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 326

Rurikid написал:
[q]
Epar


В писцовойкой л в виду у Посмура Мокшаева (АПА № 299)

[/q]



точно, я просто вчера не нашёл Арзамаса, помню, что видел его в писцовой книге, когда писал, но забыл где. Спасибо большое!
---
Иногда перевожу в электронный текст писцовые книги (Арзамас), мой сайт: www.PARADEEV.com
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
В период с 1862 по 1867 годы наши края посещал горный инженер Меллер Валериан Иванович, который изложил в своей книге сведения о геологии села Кошелихи:

"... Где р. Пуза пересекает темниковский тракт, на левом берегу её расположена, между прочим, деревня Кошелиха (Каменка тож), близ которой, хотя тоже не замечается обнажений, но по сообщённым мне покойным И. Б. Ауербахом сведениям, я имел повод ожидать развития известняков пермской системы. Легко может статься, что мне и вовсе не удалось бы видеть здесь эти породы, если бы не счастливая случайность, именно встреча моя в Кошелихе с местным землевладельцем, г. Соймоновым.

Благодаря обязательности этого лица, мне удалось определить, что помянутые слои являются в основании всей окрестной местности и хотя не обнаруживаются близ Кошелихи, но тем не менее были вскрыты здесь искусственным путём, именно при предпринятых г. Соймоновым поисках на бутовой камень. Они были найдены на правом берегу р. Пузы, против самой деревни, притом на глубине всего только 5 футов. Большие куски цехштейна я нашёл в то время сложенными в груды подле стоящего тут, но прекратившего своё действие сахарного завода. Исследование этого известняка показало нам, что он имеет белый цвет, весьма мягок, содержит некоторое количество глины и заключает желваки светлого кремня, дюймов до 6 в поперечнике. Из окаменелостей, как в самом известняке, так и в помянутых кремневых желваках, г. Соймоновым, а отчасти и мною самим, были собраны превосходно сохранённые:

Callophyllum profundum
Stenora columnaris
Cyathocrinus ramosus
Serpula pusilla
Serp. planorbites
Strophalosia horrescens
Athyris pertinifera
Spirifer rugulatus
Terebratula elongata
Pecten sericeus
Edmondia elongata
Murchisonia subangulata
Pleurotomaria Tunstalensis

Из всех этих окаменелостей, в известняках близ д. Кошелихи, в наибольшем распространении являются Strophalosia horrescens и Spirifer rugulatus, что не оставляет сомнения в принадлежности этих известняков к нижнему отделу пермской системы".



Источник: Меллер В.И., "Очерк геологического строения южной части Нижегородской губернии", 1875 г."


На изображении: Меллер Валериан Иванович (фотография с сайта "Википедия")


Прикрепленный файл: 274px-Меллер_Валериан_Иванович.jpg
Лайк (1)
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
19-26 августа 1907 г. - крестьяне с. Кошелихи подожгли сарай на хуторе купца Н.Н. Ашанина.


Источник: А.В. Шапкарин, "Крестьянское движение в России июнь 1907 г. - июль 1914 г.", "Наука", 1966 г.
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Почётное звание "Мать-героиня" присвоено:


- Данцовой Александре Ивановне - домашней хозяйке, с. Кошелиха Первомайского района;

- Продеевой Марии Ильиничне - домашней хозяйке, с. Кошелиха Первомайского района;


Источник: "Ведомости Верховного Совета СССР", № 19, 1957 г.



- Гришиной Ольге Ивановне - домашней хозяйке, с. Кошелиха Первомайского района.


Источник: "Ведомости Верховного Совета СССР", № 24, 1967 г.

Прикрепленный файл: MotherHeroine.jpg
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 16 17 18 19 20 * 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈