Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кошелиха (Камкина Мордовская)

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
Velem1980 и Rurikid
Просто огромное спасибо за кладезь информации и великолепные версии происхождения названий.

Еще показалось интересным для понимания расселения служилых мордвы и татар в наши места вот это:

Из книги С.Б. Сенюткина "История татар Нижегородского поволжья с последней трети XVI до начала XX века."

О служилых татарах и причинах их появления в Арзамасских степях (с. Камкино).

Имеющиеся источники и литература дают основания считать, что процесс расселения служилых татар к югу и юго-востоку от Арзамаса в последней трети XVI века отражал конкретные военно-оперативные интересы Москвы. Они, в свою очередь, были тесно связаны с общим положением Российского государства и международной обстановкой.

Южные и юго-восточные районы современной Нижегородской области стали в XVI веке объектом внимания российских государей из-за возросшей их стратегической важности.Окскому направлению будет уделено особое внимание, так как оно являлось одним из излюбленных путей степняков в их набегах на Россию. Согласно документальным источникам, используемым С.М. Соловьевым, приокские земли должны были охранять татары и мордва, а алатырские степи стерегли разъезжие конные казаки, перемещавшиеся от станицы к станице.

Поселение служилых татар из Темникова и Кадома в арзамасских степях в последней трети XVI века имело под собой серьезный смысл. Для выполнения такой службы мало было лишь кавалерийского опыта: для сохранения жизни необходима была полная осведомленность об особенностях местности. Отсюда неизбежным становилось постоянное проживание самих служилых татар. Их способность жить посреди степи вполне отличала их от русских служилых людей. К тому же, наделение их четями в полях под Арзамасом избавляло русское правительство от выплаты им наличных денег (как казакам), а наоборот, сулило выплату властям служилыми татарами полагающегося оброка.

В 1574 году начинается возведение новой засечной линии от Алатыря до Темникова с ответвлением на северо-запад к Арзамасу.

В образованном в 1560 году Арзамасском уезде, с 70-х годов XVI века началось планомерное расселение служилых около этой засечной черты, а на столах его администрации стали появляться документы, отражающие участие татар в российских событиях того времени. Первые служило-татарские населенные пункты возникли в начале 70-х годов XVI века к югу и юго-западу от Арзамаса, в местах, прилегающих к Оке и Сатису, тогда считавшихся прорывоопасными.

Таких сторож было не менее 14, цепочкой вытянувшихся к юго-западу от Арзамаса в направлении современного поселка Сатис. Их местоположение совпадало с окрестностями “Царёвой сакмы” и дорог, ведущих от Кадома на Арзамас. Служилые татары деревень Кадышево и Комкино (не путать с позже возникшим на Пьяне Камкино – С.С.), прилегавших к Мокшанскому бору с севера, несли дозоры вдоль лесных засек.

Тогдашняя немногочисленность арзамасских служилых татар (по одному-три человека в деревне) подчеркивала их предназначение – не отражение, а упреждение нападения степняков.

Перемещенные на службу в этот уезд балаковские, кадомские, темниковские и др. татары стали защитниками и сторожами вышеописанной засечной черты и важных дорог. Среди них немногочисленные источники 70-х годов XVI века упоминают имена Сюндюка Калахметова и Кудяя Ичатаева (владельцев дач в Комкино).




В 70-х годах XVI века в документах появляется имя мурзы Енговата, основателя рода арзамасских служилых мурз Енговатовых и Енибяковых, внесших заметный вклад в историю уезда и проявивших себя в борьбе с внешними вторжениями, а также во времена “Смуты”.

(Арзамасские поместные акты № 145. С. 186-187. Родственные связи клана Енговатовых-Енибяковых восстановлены на базе сопоставления ряда документальных материалов (Арзамасские поместные акты № 88. С. 95; №96. С. 104; № 145. С. 186; № 265. С. 359; ГАНО, ф. 157, оп.1, д. 154. Т. 1, л. 59; ф. 1404, оп. 1, д. 25, л. 1) и выглядят следующим образом.

Енговат (владелец Изинбулова усадища на Сатисе в 70-е гг. XVI в.)
I
I
V
Енебяк мурза Енговатов (1594 г.)
/ \
/ \
v v
Баймамет служилый татарин Тохтар служилый татарин
в Камкино в 1600 г. в Камкино в 1600 г.


Так как Арзамасский уезд пересекала знаменитая Царская (Царёва) сакма –торгово-посольская трасса, обеспечение безопасности которой было одной из задач администрации, то наличие служилых, контролирующих стратегический путь между Кадомом и Арзамасом выявляет интерес российских властей и к Кадомской дороге, что явно указывает на наличие коммуникации общероссийского уровня.

Наличие служилых татар в Комкино будет подтверждено в 1585, когда проживавшие там два служилых татарина Сюндюк Телевлеев и Розбахта Телевлеев также выступил в качестве понятых при наделении землей других помещиков. Испомещение властями служилых татар в Комкино видится неслучайным. Его месторасположение находится посередине между дорогой на Арзамас и лесом. Таким образом, проживавшие там Телевлеевы могли нести дозор и за засекой, и за дорогой на Арзамас.

Между прочим, кроме служилых татар, в Комкино владела землями и служилая мордва. Так, например в фондах РГАДА имеется “Книга отдельная на поместье темниковского служилого мордовина Шекмана Котманова “дикое поле” близ реки Стемы Арзамасского уезда”, где от 15 июня 1579 года содержится запись о наделении землями упомянутого лица близ Комкино – РГАДА, ф. 1209, оп.2, кн. 7058, лл. 474-474 об. Таким образом, деревня Комкино ныне Дивеевского района, расположенная недалеко от реки Сатис, стала одним из первых владений служилых людей, но, как показала историческая практика, не превратилась в долговременное татарское поселение.

С самого начала своего существования нижегородские служилые татары Нижегородчины (этнически мишари), в отличие от крымских, ногайских, азовских или юртовских татар, никогда не ощущали и не могли ощущать себя врагами Русского государства.
Лайк (1)
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
В связи с чем вот какой вопрос.

У Орлова А.М. в книге "Нижегородские татары" утверждается что татарское Камкино в Сергачском районе возникло раньше, чем Камкино в Первомайском районе.

У С.Б. Сенюткина в книге "История татар Нижегородского поволжья с последней трети XVI до начала XX века." утверждается обратное, т.е. Камкино возле реки Сатис
является прародителем(если так вообще можно выразиться) татарского Камкина в Сергачском районе в связи с переводом туда части татар.

Насколько я понимаю авторы пользовались одними и теми же архивными документами.

Хотя, на мой взгляд, исследование С.Б. Сенюткина выглядит намного более серьезным и глубоким,
как получается, что при ответе на важнейший вопрос о расселении этноса при использовании одинаковых документов на выходе
получаются прямо противоположные результаты.

И где все таки истина?

Это важно и для понимания заселения мордовского Камкино (Кошелихи).

И еще вопрос не по теме: лесопромышленник Н.Н.Ашанин купил у Выксунского заводоуправления большую Кошелихинскую лесную дачу.
Что называлось по тем временам большой лесной дачей? И где территориально она находилась?
Лайк (1)
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25548
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
Есть фонд 829 НАдо взять карты для начала в нем
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427

burnout12 написал:
[q]
[/q]

1. Камкино как деревня , с 18 века называлась КОмкино - скорее от слова комок. И ещё точнее Русское комкино и Камкино. Да, точности в периоде возникновения нет . Но судя по имеющимся данным с 1624 года татар там не было , было крепостное население, до этого дача Тютчева и Узского.
2. Камкина - это Кошелиха ( скорее всего часть села) вот сюда и относятся и татары служивые и канесь камкин , и упоминания о пузской засеке.
3. Между кошелихой и Камкино было местечко " городок" иногда его называли" твердь" , хоть археологи и отнесли его к поселениям железного века, вполне возможно именно оно и было местом обитания служивых татар, спросите Rurikid, он знает где смотреть...
Так же скорее всего под этой горной проходила ветка кадомской дороги. Тогда как сама центральная дорога шла северо - западнее на 4 км . См карту Менде за 1850 год . В те времена наша местность леса с небольшими полянами . Что исключало возможность охраны дорог( их не видно было).
Великие Арзамасских степи возникли позже... Из- за активного земледелия. Поэтому термин Дикое поле , надо понимать как " неизведанная неосвоенная населением земля" .
4. Болотовы владели и Камкино и частью поселения Пица ( что кажется нынешнее Камкина в сергачском районе. И скорее всего оттуда обратной вернулись часть крещеных татар .
И как права Татьяна Львовна посмотрите межевые планы, географические карты местности , иначе у вас как и у других исследователей возникнут трудности с отделением одного от другого.
Кстати, поо казачью сотню услышал из уст ПРИЕЗЖЕГО ОЧЕНЬ СТРАННОГО ЧЕЛОВЕКА, уверявшего что в лихачах будет станица ...
И все ... Больше в фольклоре и преданиях ни следа . Если это и было то только в 1917 году в период межвластия . В арзамасскому архиве много дел того периода.
Что бы понять " с Лихачи потребовали открыть хлебные амбары или ключи .. Толпа !101.gif " три человека с жёнами из первого сельского общества даже фамилии есть... Теперь вопрос шесть человек против сотни Казаков?101.gif склонен думать - это чья то фантазия...
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
burnout12

По поводу татар мне пока сложно тут судить, я с документами того времени не работал. Но можно отметить несколько моментов:

1) Камкинские татары присутствуют при разделе земель на речке Пузе в качестве понятых уже в 1585 году, а чтобы быть привлеченным в качестве понятого нужно было во-первых хорошо знать местность и ориентиры, а во-вторых жить где-то неподалёку, всё это говорит о постоянном характере проживания этих татар в Камкине (Кошелихе).

2) Мордва, проживавшая на территории около современной Кошелихи, входила в состав Золотой Орды, следовательно в течении нескольких столетий поддерживала отношения с татарами. Влияние было настолько значительным, что многие кошелихинцы даже в конце XVII - начале XVIII веках имели татарские имена. Могу предположить, что часть местного населения является потомками смешанных браков мордвы и татар. Об этом косвенно свидетельствует внешность некоторых кошелихинцев, явно татарского типа.

3) Кошелиха в XVII веке входила в татарское княжество - "Саконский беляк", что еще раз указывает на устойчивые связи местных мордвы и татар в течении длительного времени.

4) Название Кошелихи - "Камкина", с бОльшей вероятностью происходит от имени местного мордвина, чем привнесено татарами-переселенцами с реки Пьяны. К тому же в XVII веке возле д. Кошелихи расположена поляна "Старая Камкина", что говорит о бывшем здесь более древнем поселении с таким названием, по крайней мере в XVI веке.

5) Расселение татар в этих краях шло с юга (Кадом, Касимов, Темников) на север и северо-восток. От Сарова через Кошелиху в сторону Шатков в XVI-XVII веках проходила Старая Кадомская дорога, которая возможно связывала татарские административные центры. Саров еще раньше, в период Золотой Орды, мог быть резиденцией ордынского наместника или сборщика дани в регионе.

Моё мнение: Камкина на Пузе существовала уже в середине XVI века, и её основание произошло не позднее, а то и раньше Камкины на реке Пьяне. К тому же наша Камкина носила своё собственное название по имени мордовского старейшины, жившего в этих краях, подтверждением чему служат Арзамасские поместные акты. Но по какой-то причине татары в Кошелихе, смешавшись с местной мордвой, утратили историческую память, как позднее мордва, крестившись в XVIII веке, стала считать себя русскими православными людьми. К тому же нужно отметить приток в Кошелиху в 1724 году переселенцев из с. Сыресева, скорее всего новокрещеной мордвы, разбавившей население деревни на треть и еще больше перемешав местные этнические группы. Татары же на Пьяне, остававшись всё время мусульманами, сохранили своё самосознание и историческую память, за что им нужно отдать должные честь и уважение.

--------------------------------

По поводу Кошелихинской дачи, видел я в архиве план этой дачи конца XVIII века, на котором земля и лес Кошелихи, если я правильно помню, занимали пространство от самой деревни до реки Сатис, а может даже чуть южнее, вероятно сохраняясь в исторических границах бортных ухожеев, в которых на протяжении нескольких столетий пчеловодили кошелихинцы. Есть сведения, что кошелихинские крестьяне в конце XVIII века построили мельницу на реке Сатис, то есть считали эти земли своими, только забыли испросить разрешение губернских властей, за что их мельницу сломали а самих крестьян выпороли. Часть этой лесной дачи в XIX веке была пожалована из дворцового ведомства царем сестрам Понетаевского монастыря, где они основали хутор и скит. Другую часть этой дачи вероятно и приобрел Ашанин, на территории современного посёлка Прибрежный (Лесозавод) с 1902 г. у него располагалась лесопилка, а в советские годы это место называли Кошелихинский лесозавод. В любом случае, как правильно нам советует Татьяна Львовна, все планы есть в архивах ЦАНО (Н. Новгород) и ГАНО (Арзамас), найти их можно при желании, да я вот с картами совсем не работаю и времени никак на это не найду 101.gif


Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427
Да , ещё одно замечание .
У нас в местности нет ни одного элемента социально - культурного происхождения, свойственного исламу ...
Но есть моменты именно характерные для тюркских традиций .
Поэтому не уверен что те татары уже исповедовали ислам.
Скорее всего они ещё были в состоянии каких либо языческих представлений .
Ни одного здания культа, ноль предметов с символикой ислама, не найдено и фольклорных элементов.
Или характер их проживания не был столь постоянным .
Многие родоначальники местных бар новокрещёны из татар, но появились они в этих местах одновременно после похода на Казань.
В Арзамасских актах при межевании мы видим отца и сына , т.е. Всего 2 поколения .
Опять же , упоминается и былыковская татарва, кадомская и пр.
Видимо , их служивые поселения носили характер временного становища, которые обрастали и потом поглащались в территорию земледельческих поселений.
И опять же , местные господа владели землями и основывали поселения с тождественными названиями как раз вокруг совр Камкины ( сергачского) ... То есть миграция была... Отсюда туда ... Судя по временным рамкам.
Я б ещё раз проработал этот вопрос ...
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Velem1980

Да, я соглашусь с Вами, по поводу постоянного характера проживания татар я имел в виду длительный их период службы в этих местах. Но опять же мне сложно об этом судить за недостаточностью документов. Многое могло бы прояснить изучение татарских родословных в фонде Саровского монастыря, часть из них опубликована М.М. Акчуриным (http://www.tatargen.ru/sarov-tatar-genealogies.pdf). Кошелиха всё-таки изначально мордовское поселение с некоторым татарским элементом, и во всех документах называется "Камкина Мордовская". Значит влияние татар было не таким уж решающим. Анализ татарских имен в Кошелихе может быть сделаю несколько позднее.
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
Rurikid и Velem1980
Благодарность (уже дежурная 101.gif ) за великолепные развернутые ответы.

И да вы правы по поводу расселения татар по-прежнему действительно полная путаница в голове. 101.gif

Если всего два поколения татар отображено в Арзамасских актах, то куда исчез целый пласт взаимоотношений мордвы и Золотой орды?

И учитывая, что Кошелиха входила в татарское княжество "Саконский беляк" должны же были остаться хоть какие то атрибуты и следы татарского правления.



А после прочтения вот этого если бы не ваши пояснения выше, которые кое-что разъясняют, можно вообще было кричать караул!!!

Отрывок из книги: Орлов А. М., Каримов А. А "История села Камкино"



Камкино – древнее селение края

В 2003 году исполнилось 400 лет с момента восстановления Камкино после попыток разрушить его в процессе колонизации края. Оно является свидетелем многих трагических событий времен похода Ивана Грозного на Казань. Вместе с тем Камкино является символом борьбы татар обширного Арзамасского края, где были десятки татарских селений, навсегда исчезнувших с карты края, борьбы за самосохранение и достойное существование в составе Российского государства. К чести наших предков, Камкино сумело отстоять себя как татаро-мусульманское селение. Больше того, с восстановления Камкино началось заселение края татарами-мишарями из кадомских и темниковских мест. С него начинается новая страница в истории татарского населения края и сотрудничества властей с татарами-мишарями.

История Камкино уходит далеко в глубь веков. Установлено, что бегство из булгарских мест в правобережье Волги на Горную сторону происходило в первой половине XV века после походов Тимура и Федора Пестрого. Вероятно, тогда и переселялись камкинцы в места современного обитания. По легенде, группа татар во главе с Камка-эби поселилась на пригорке, где ныне образовалось озеро (в истории села произошел редкий природный катаклизм. Расположенная на пригорке деревня стала уходить в землю – образовалась сначала трясина, а затем – озеро) и сохранилось древнее татарское кладбище. В настоящее время на средства предпринимателя Ряшита Баязитова оно обнесено добротным забором.

Как свидетельствуют документы, в ходе колонизации края жители деревни были выселены из своей деревни, со своих обжитых земель. Деревня была передана русским служилым людям и мордве, хотя татарские семьи продолжали жить за пределами деревни, на двух ее выселках. Та часть, которая успела переселиться к берегам Пьяны, где она обосновалась окончательно, стала называться по-мордовски Усть-Пилилей, выселок на старом месте – Усть-Оза. Выселенные татары обитали в разных местах Арзамасского уезда. В частности, в 1585 и 1595 годах они упоминаются в районе р. Сатис и между Шатками и Гагино. Вернулись камкинцы в свою деревню и на свои земли в 1603 году по именной грамоте царя в качестве арзамасских служилых татар. Бывшие камкинцы названы в ней старыми (т.е. бывшими) помещиками. Их было 19 человек. Им в присутствии большого количества свидетелей из разных деревень были возвращены усады, земли, угодья, леса, которыми они владели прежде. Бортными ухожаями, рыбными местами, считавшимися доходными, разрешено было пользоваться бесплатно. Возглавили движение камкинцев за возвращение в родные места Богдан Розбахтин, сын РозбахтыТелевлева, высланного в район р. Сатис, и Чикей Енгильдеев, кадомский татарин, назначенный предводителем арзамасских служилых татар, и его помощник темникович Уразлей Полтинин сын Судеяров. Их родственники возглавляли татар Б. Рыбушкино и Кузьминки, переселившихся из кадомских и темниковских мест. В районе р. Сатис оставшиеся камкинцы образуют новое селение под названием Комкино (оно сохраняется там и поныне).

Восстановление Камкино имело большое значение в истории татарского населения края. Именно после восстановления Камкино начинается процесс расселения татар-мишарей в бассейне реки Пара, ставшей первой оборонительной линией на пути ногайских боевых отрядов. Узаконивается поместье Кучкая мурзы, поселившегося после 1595 года, селение, известное как Кочко-Пожарки. В 1603 году образуется Шубино, в котором поселилась одна из первых групп алатырских служилых татар. В эти годы возникают такие селения, как Рыбушкино, Пара (Кузьминка), Пица, Семеновка, Пошатово, Трехозерки.

С 1603 года начинается новая история Камкино – оно становится поселением служилых татар, происходит слияние двух выселок – Усть-Пилилей и Усть-Оза – в одно общее селение со старым названием – Камкино. Правда, в течение всего XVII века оно носило двойное название –
ЧикеевУсад, Камкино. В течение XVII века камкинцы вместе с другими арзамасскими служилыми татарами (Камкино, как и Кочко-Пожарки и Пица, находилось в составе Арзамасского уезда, тогда как другие татарские селения Степи входили в состав Алатырского уезда), участвовали в охране рубежей, крупных сражениях на западе России. В 1708 году 24 камкинца были зачислены в Симбирский рейтарский полк. В 1718 году они, как и все служилые татары, были переведены в лашманы, занимались заготовкой и вывозкой корабельного леса."






То есть этих "древних татар" с реки Пьяна "выселили" служить в районе р. Сатис, а потом они вернулись обратно.

Но те которые остались образовали новое село в районе р. Сатис, но это не современное Комкино (у автора видимо здесь ошибка), а туда где было "городище",
т.е. где-то между современными Кошелихой и Комкино (Пузская засека).
И если бы оно сохранилось то между мордовским камкино и просто камкино, было бы например "татарское камкино".

То есть Камкино на Пьяне древнее только того поселка которое образовали татары выселенные оттуда служить на "городище" (Пузскую засеку).
Но никак не древнее современного Комкино в районе р. Сатис.

Примерно такая картина или это просто фантазии?



И еще если позволите парочка вопросов:
1) Если я правильно пониманию пока подтверждено документально два массовых эпизода миграции связанные с Кошелихой:

Какие могли быть причины массового переселения В 1724 году в деревню Камкину сотни крестьян из деревни Сыресевой?

И какие могли быть причины массового переселения из Кошелихи в поселок Виноградовка в 1921 г.? Или это были всего несколько семей?


2) Существуют еще как минимум две Кошелихи:

Кошелиха - деревня в Пестовском районе Новгородской области.

Кошелиха - деревня в Гороховецком районе Владимирской области.
.
И та и другая существуют ближе к центрам старых русских городов, чем наша.

Есть ли возможность определить происхождение названий тех двух Кошелих?

И если это удастся, и если эти названия не будут связаны с конкретными людьми, а например с ремеслами или природными явлениями и географическими
особенностями будет ли корректно распространить эти объяснения на Кошелиху в Нижегородчине?

И это наверное при условии, что они окажутся древнее нашей Кошелихи.


TatianaLGNN
Спасибо за ценный совет. Я дилетант любитель в этой области.
И работа в архиве с топографией меня не то чтобы пугает.
Углубиться в этот вопрос есть желание.
Но непонятен алгоритм действия в архиве с чего начинать и как действовать.



TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25548
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
burnout12 У меня есть тут тема как восстанавливать историю населенного пункта. Потом есть раздел подборки по мусульманским тема в архиве.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25548
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
А еще бы я поискала карты в РГАДА. Они там лучше даже.Было бы бесценно.
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 7 * 8 9 10 11 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈