Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Кошелиха (Камкина Мордовская)

история села

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
Поселок Виноградовка

Стексовской сельской администрации Ардатовского района расположен в 26 км на востоке от р. п. Ардатова, по правую сторону шоссе Ардатов—Арзамас. Соединяется грунтовыми проселочными дорогами с с. Стексовом (6 км) на северо-западе, на северо-востоке с с.Бестужевом Арзамасского района (7 км), на юго-западе с п. Идеалом (3 км), на юго-востоке с с. Онучином Дивеевского района (6 км). В 5 км западнее поселка протекает р. Иржа. На западе и юге много перелесков.

Историческую справку о п. Виноградовка в октябре 1992 г. составила секретарь Стексовского сельского Совета Вера Васильевна Брагина по сведениям, полученным от Василия Ивановича Лимонова (1914 г. рождения) и Алексея Степановича Антонова (1924 г. рождения).

Поселок Виноградовка возник в 1921 г. на красивом лесном месте. Происхождение названия поселка до сих пор неизвестно. Правда, в рощах вокруг Виноградовки всегда росло множество диких яблонь, мелкие плоды которых в урожайные годы, быть может, и свисали как виноградные гроздья. Ранее окрестные земли и леса принадлежали купцу Гущину из с. Слизнева Арзамасского района.

Первыми поселенцами Виноградовки были семьи из с.Кошелиха Дивеевского района. С кошелихинскими мужиками издавна враждовали мужики с. Кологреева. Кологреевцы стали наезжать и в Виноградовку. Они убили сына одного из первых поселенцев Степана Большакова за то, что тот не отдавал им земли. Хотели убить и самого Степана, но он быстро уехал в Петербург.

Основным занятием жителей Виноградовки являлось земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, овес, гречиху, вику, чечевицу, лен, коноплю, сажали картошку. Землю обрабатывали лошадьми, сев проводили вручную, мололи цепами. В 1925 г. начали покупать молотилки-трещотки, веялки, сеялки и жнейки-самосброски.

В 1929 г. в поселке раскулачили четыре семьи, признанные зажиточными. Вся зажиточность этих людей, правда, состояла только в том, что избы у них были немного получше, чем у соседей. Судьба раскулаченных неизвестна. Одним из них был отец Степана Большакова.

В 1930 г. в Виноградовке образовался колхоз «Возрождение». В 1933 г. построили свою мельницу, в 1937 г.—шерстобойку и просорушку, стали сооружать животноводческие фермы, начали покупать инвентарь. В поселке
открыли магазин, начальную школу.

Мирная жизнь поселка была прервана Великой Отечественной войной. 49 жителей Виноградовки ушли на фронт, обратно вернулись 16. Весь крестьянский труд в военные годы лег на плечи женщин и подростков. После войны жизнь начала возвращаться в нормальную колею. В 1950 г. виноградовский колхоз объединился с колхозом «Стексовский» и стал одной из его бригад. Занимались по-прежнему разведением скота и возделыванием зерновых и кормовых культур. В первые послевоенные годы в поселке насчитывалось 56 дворов, работали начальная школа, небольшой клуб, магазин.

Виноградовка расположена в очень живописном месте, со всех сторон к ней подступают дубовые рощи. Но расстояние от нее до центральной усадьбы колхоза и центра сельсовета составляет 9 км, до трассы Арзамас — Ардатов —7 км. Дорог от поселка не было, транспорта никакого, в школу, больницу, правление колхоза, сельсовет добирались кто как мог. Вот и стала молодежь уезжать в города и другие населенные пункты. В 1980-е гг. в поселке оставалось всего 8 — 10 семей общей численностью около 15 человек.

По данным обследования 1978 г., в поселке насчитывалось 31 хозяйство и 81 житель. В поселке располагалась ферма по содержанию крупного рогатого скота колхоза «Стексовский». Жилой фонд состоял из 31 дома. Жители поселка брали воду из колонок, в части хозяйств был водопровод, пользовались баллонным газом, дома отапливали печами. Работал сельмаг, остальные учреждения соцкультбыта располагались в с. Стексове (7 км), р. п. Ардатове. Населенный пункт классифицировался как неперспективный. Согласно обследованию 1992 г., в поселке было 8 хозяйств и 13 жителей, из них один трудоспособный. Виноградовка числилась вспомогательным посел-ком откормочного совхоза «Ардатовский». Жилой фонд составили 8 домов, в основном постройки 1946 — 1976гг.; два дома были не жилыми, 8—заселялись сезонно. Воду брали из колонок, пользовались баллонным газом, дома так и топили печами. Учреждения соцкультбыта располагались в п. Идеале (1 км), с. Стексове (9 км), р. п. Ардатове.

Сообщение с областным и районными центрами, с правлением совхоза, осуществлялось попутными машинами. Подъезд к поселку по грунтовой дороге.
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
Восстановление права на лес

Что же происходило в ардатовской деревне? Большинство крестьянских волнений было связано с лесом, потом' что деревня никак не могла примириться с потерей своих прав на лесные угодья и полагала, что революция, провозгласившая гражданское равноправие, борется за социальную справедливость.

Свои права на леса крестьяне стали восстанавливать с устранения лесной стражи. До 1861 г. ее не было, и сельские жители пользовались лесными дарами свободно. Крестьяне рассматривали лесную стражу как часть царской полиции, ликвидировать которую призвало само Временное правительство.

Наибольшие разногласия крестьян по лесному вопросу наблюдались с Выксунским заводоуправлением, потому что оно было самым крупным в уезде лесовладельцем. Из 185 681 десятины лесов уезда 75 727 (свыше 35%) принадлежало ему. Дирекция Выксунских заводов уже 13 марта сетовала, что крестьяне селений Полдеревка и Семилово самовольно рубят лес и грозятся снять лесную стражу. Когда Выксунский исполнительный комитет стал разбираться в причинах крестьянского «самоуправства», выяснилось, что жители вынуждались к этому самим заводоуправлением: высокой платой за лес и злоупотреблениями лесника Януляниса, донимавшего крестьян непомерными штрафами и рукоприкладством. Не лучше были и другие заводские лесники. 31 марта волостной комитет сместил одного из них, Куландина, за вымогательства. Наступление на заводские леса уже в первый месяц революции приняло столь широкий размах, что 21 марта уездный комиссар уведомлял губернские власти: крестьяне рубят лес Выксунских заводов, отобрав предварительно оружие у стражи.

Инициаторами борьбы за социальную справедливость в деревне нередко выступали солдаты, вернувшиеся домой по ранениям, болезням и отпускам. Они лучше разбирались в государственной ситуации и вели себя смелее. Именно они, как правило, разоружали лесную стражу. Управляющий имением близ с. Хозина 15 марта уведомлял власти, что четверо солдат из с. Малый Макателем разоружили у него и соседей лесную стражу. А в с. Дубовка арестовали лесника.

Примечательны события в с. Сосновка Кужендеевской волости. 13 мая жители села были сурово осуждены властями за порубку леса в имении Приютино помещика Пономарева. Но крестьяне вины не признали и объясняли свои действия тяжелыми обстоятельствами: село за время войны обветшало, у жителей не было дров. Революцию они восприняли как свободу и радовались, полагая, что теперь могут взять необходимый лес. И открыто, с полным сознанием своей правоты, взяли дрова и лесоматериалы. Взяли немного, потому что у большинства не было лошадей, собирали только то, что могли унести на плечах. Но их обвинили в воровстве, чему крестьяне искренне изумились: революция пришла, а порядки старые. Им пригрозили судом, требуя возмещения убытков. Но крестьяне, получив предметный урок политграмоты, с горьким упреком отвечали: «С кого взыскивать? .. Со стариков и солдаток?» В этом ответе явно чувствуется гроза, разразившаяся в ардатовской деревне осенью 1917 г.,которую, к сожалению, вовремя не расслышали ни помещики, ни чиновники.

В борьбе за леса ардатовские крестьяне пошли дальше самовольных порубок. Они встревожились за судьбу русского леса, который в 1917 г. застонал под топором лесопромышленников. Пользуясь неустойчивостью в стране, те по дешевке скупали у помещиков леса и лихорадочно их сводили.

Первым встал на защиту леса Кременковский волостной комитет, ограничив лесопромышленников Н.Н.Ашанина и С. Кундашкина. Первый купил у Выксунского заводоуправления большую Кошелихинскую лесную дачу и поставил на железнодорожной станции Шатки лесопильный завод. Второй держал лесопилку в д. Александровке и хозяйничал в лесах помещика Ильинского. 16 марта крестьяне с. Кошелиха отобрали у лесной стражи Ашанина и Кундашкина оружие, а Кременковский и Успенский комитеты запретили лесопромышленникам дальнейшую разработку лесов.
1 мая крестьяне с.Кошелиха потребовали от уездного комиссара выселения Ашанина, хутор которого находился близ села.


А чтобы в лесах не было самовольных порубок и захватов, Кременковский комитет 14 мая принял решение о снабжении населения дровами и лесоматериалами из частновладельческих лесов и с лесопилок по твердым ценам и обязал владельцев
отпускать лес только по удостоверениям сельских комитетов. По жалобам лесовладельцев в «неправомерности действий», но волостной комитет 26 июня подтвердил свое решение о твердых ценах на лес.

Помещики и промышленники винили крестьян в самоуправстве. Но истинные причины раскрыл уездный комиссар П. В. Жилинский на губернском съезде правительственных комиссаров, состоявшемся 23-25 мая. Возражая тем, кто в лесных порубках винил одних крестьян, он заявил: «Говорим, что только крестьяне виноваты, а о помещиках никто ни слова не упомянул. А если поднимают цены на дрова, то ведь в этом виноваты не крестьяне, а власть и помещики. И до сих пор идет явная спекуляция и нет никакого контроля над ней. Много говорили, что анархию производят только крестьяне, а на самом деле в анархии виноваты помещики. И если наживают по 40 тысяч, то это, конечно, не крестьяне, а помещики и кулаки».

Пламенная и справедливая речь Жилинского произвела впечатле-ние, и съезд по вопросу о топливе принял разумную резолюцию: «В интересах заготовления топлива для нужд государственных, в целях обеспечения топливом местного населенияи для сохранения спокойствия в крестьянской среде съезд высказывается за реквизицию частновладельческого дровяного леса на корню применительно к ценам соседних казенных дач». Съезд обязал лесовладельцев бесплатно отпускать дрова солдаткам.
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
Топонимика Камкино (Камка)


(Из книги Орлова А.М. "Нижегородские татары".)


"Татарское селение Камкино расположено на р.Пьяне, на территории Сергачского района. Селения с таким названием есть еще в двух отстоящих далеко друг от друга регионах. Одно из них находится в бассейне р.Сатис (юго-запад Нижегородской области). Это – деревня Комкино современного Первомайского района. Другие татарско-мишарские селения с таким названием – Старое и Новое Камкино – находятся в Закамье, на р.Малый Черемшан, на территории Алькеевского района республики Татарстан. Установлено, что все эти селения исторически связаны между собой.

По нашему предположению, в этой цепочке первенствующую роль играет Камкино на р. Пьяне. Именно оно первым получило название Камка. Затем, во второй половине XVI в. это переносится на мордовское селение в бассейне р.Сатис. В конце XVII в. название Камка переселенцами из Камкина на р.Пьяне переносится в Закамье, где образуется одноименное селение Камкино, от которого затем выделяется Новое Камкино, а за первым закрепляется название Старого Камкина.

По одному из преданий, сохранившихся в Камкине на Пьяне, селение названо по имени предводительницы группы первопоселенцев – Камка-эби. В другом варианте предания, название появилось с образного выражения этой предводительницы, которая, увидев местность, якобы воскликнула: “Вот это настоящая камка!”. Односельчане с благоговением относились к этой женщине и назвали ее Камка эби, и селение стало называться “Камка авылы” (аул Камки).

Слово “камка” означает шелковую ткань с искусными изображениями растений, цветов. Эта ткань производилась на Востоке, получила распространение и в Поволжье благодаря булгарам, торговавшим восточными изделиями далеко за пределами Булгарии.


Часть бывших камкинцев возвратилась к себе на родину из мордовского селения Комкина с Сатиса. С ними, возможно, были и мордвины. Об этом говорит имя и фамилия упомянутого представителя Камкина при отделе земель в Чуфарове – Пасмура Мокшаева, названного служилым татарином. Пребывание камкинских татар в мордовской деревне на Сатисе отражено в поместном акте 1585 г. В нем говорится об участии отца упомянутого Богдана Розбахтеева – Розбахты и его брата Сююндека Телевлевых вместе с мордвином Конесом Камкиным как жителей деревни Камкино в отводе земель в соседнем селении. О связи между указанными татарами Камкина на Пузе и татарами, вернувшимися в Камкино на Пьяне говорят отношения одного из основателей деревни: Розбахта, его сын и внуки фигурируют во многих документах конца XVI и первой половины XVII веков – Розбахта Телевлев (в 1585 г.), его сын Богдан Розбахтин (1603, 1611), внуки Янбулат и Еникей Богдановы (1639). В акте 1603 г. Богдан Розбахтин перечислен в числе так называемых старых помещиков, владевших поместьями здесь когда-то.

Переселение камкинцев связано с переводом их на Пузскую засеку, где они вместе с мордвой образовали поселение с названием своей прежней деревни.

Среди камкинцев долгое время сохранялась такая форма верования как “кыр келяу” - языческий обряд, широко распространенный среди народов Булгарии. Сохранились и традиции навруза (например, “джимчэчэк”), которые по времени приурочивались к половодью. Интересно, что камкинцы знали старинные исторические песни, незнакомые татарам соседних деревень. Класс исполнителя определялся по исполнению старинной песни “Шамшариф”, в которой воспевался один из булгарских городов, как город Солнца.

Ай, врата распахнуты в граде

До молитвы, до вечерней, ай зари.

Жизнь, прошедшую как память о ней

И за золото уже не возвратить…"



Прикрепленный файл: камка.jpg
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
Velem1980

Спасибо за сведения по д. Карноуховой, как всегда очень подробно и интересно 101.gif

burnout12

1) По поводу названия "Кошелиха" у меня нет определённого мнения:

- Наиболее вероятным кажется происхождение от ремесла - плетения кошелей из лыка или рогоза. Аналогичное название поселения в нашей местности - Рогожка. Судя по карте 1724 г. изначально был какой-то выселок с русским названием "Кошелёвка", наверняка по размеру меньше д. Камкиной, затем название приобрело мордовское звучание с окончанием на "-иха". В 1720-х годах в Камкиной проживало несколько русских пришлых людей с семьями и русские же бортники, которые могли жить отдельно от мордовского населения Камкиной. В эрзянском языке я не обнаружил слова, от которого могло произойти название. Ближайшие по звучанию: "Кош" - шалаш, "Кож" - ель, "Кажо" - беда.

- Название могло также произойти от фамилии помещика, но это менее вероятно, так как в исторических документах в этих местах не встречается помещиков с похожими фамилиями.

- Еще одно моё предположение связано с именем камкинского мордвина Кошая Аламасова, жившего здесь в начале XVIII века со своим сыном Сергеманом Кошаевым.


2) Овраг "Велекужа" с эрзянского переводится как "Сельская поляна" (веле - село, кужо - поляна).

Из местных названий также интересны:

"Тухмарка" - поляна между с. Кошелихой и д. Комкино, к северу от реки Пузы, упоминается в документах с 1620-х годов, возможно название связано с росшими здесь дубами. По эрзянски "Тумо" - дуб.

"БортЯ" - местность к югу от современной д. Комкино, которая у местных крестьян ассоциировалась с кошелихинскими пчеловодными угодьями (спасибо Velem1980 за сведения)

"Заварзина" - поляна к югу от дороги от д. Комкино до с. Кошелихи.

Концы села Кошелихи имели названия: "Азия", "Калда", "Бардашный посёлок" и т.д. (многих названий уже не помню, тут требуются новые тщательные исследования 101.gif )

Многие местные овраги имеют эрзянское окончание "- лей (овраг, ручей)".


3) По поводу казачьей сотни, охранявшей монахинь...

Я думаю этот эпизод связан с событиями гражданской войны 1917-1922 гг., когда имущество Понетаевского монастыря могло быть расхищено бунтовавшими крестьянами. Также в помощи казаков по охране имущества нуждались местные промышленники и дворяне (лесопилка Ашанина с 1902 года действовала на территории нынешнего пос. Лесозавода, рядом с Царским скитом). Встречал в интернете (вероятно на сайте "Ардатовская глубинка") сведения, что в Гражданскую войну в Ардатовском уезде порядок наводился жесткими методами, часто крестьянам угрожали расстрелами. В другое время держать постоянную охрану для монахинь никто бы не стал, для поддержания порядка существовали Ардатовские полицейское и жандармское управления.

Вот здесь можете найти еще сведения по истории Царского скита - https://forum.vgd.ru/2339/86230/


4) Насчет связи мордовской и татарской деревень Камкиных, теоретически это конечно возможно. Служилые татары могли перемещаться по службе вдоль засечной черты на большие расстояния, и после определенного срока службы на реке Пузе и Сатисе осесть в нынешнем Сергачском районе. По крайней мере в писцовых книгах XVII века, в отличие от "Арзамасских поместных актов", служилые татары как отдельное сословие в д. Камкиной (Кошелихе) уже не указаны.

Но название "Камкино" само собой не уникально, потому что происходит от личного имени, распространенного в те времена, и деревни с такими названиями могли возникнуть независимо друг от друга. В XVII-XVIII веке в д. Камкино (Кошелихе) встречаются имена "Акамсей", "Акамкий", у моей кошелихинской родни совсем еще недавно на селе было прозвище "Камакины".

Как-то обосновать или опровергнуть эту гипотезу я не могу.

Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427

burnout12 написал:
[q]
[/q]

Тут , если Сергей не возражает , немного об эрзянских традициях.
В отличие от русского населения , которому нужен доступ к удобным полям, эрзя предпочитала высокие лесные места с хорошим обзором. Для нашей местности - это холмы и овраги. Оврагов много и очень глубоких. Как зачастую водится они когда то имели и лесные ручейки и роднички. Так же в представлении эрзян - овраг сакральное место обитания духов. Что то скрыть можно на дне оврага и так далее в логической цепи.
Велекужа: веле - село, поселение. От виля - стойбище, деревня . Кружо или кужа - открытая сухая (!) лесная поляна, иначе бы были другие " суффиксы места" напр Карде - ман, тукмо - Мар и пр.
Только овраги вблизи поселений сохранили своё название искаженное или оригинальное. Например около Смолино Тукмар - тухмарка. И пр. К сожалению, не совсем понятно , возникли ли эти топонимы ещё до " смутного времени" или получили названия после перемещения в имения пензенской и Саратовской крещеной мордвы. За редким исключениями.
Как кошелиха и велекужи связаны - то видимо у автора срослось или короткое замыкание 101.gif, все мы люди ...
ВОЗМОЖНО ... В качестве бреда, типо поселение отделено оврагом и иными географическими условиями, народ живёт как в кошеле .... Но это слишком притянуто - накручено. И зная эти условия особых подтверждений не вижу ... Хотя. Надо обсудить ...
Кошелиха - от ремесла, вполне укладывается и в местные предания , но !
Правильнее , Камкина и Кошелевка . С камкиной все понятно , а вот Кошелевка - звучит как посёлок или выселок откуда то ... Единственный персонаж подходящий - некий Кошелев - постельничий Лжедмитрия , которому было жаловано Бабино ( ненадолго). См поместные акты.... Вот я бы тут покопал...
У нас прозвание " кошельманы" - видимо связано с местом обитания на ровной но сырой местности " ман" .
А вот ремёсла плетения из бересты в нашей местности нет - не развилось даже на бытовом уровне, только лыко, луб и еловая кора. ( видимо поэтому отмечается " чёрный лес") так что тут то ж вопрос...
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
Velem1980 и Rurikid
Просто огромное спасибо за кладезь информации и великолепные версии происхождения названий.

Еще показалось интересным для понимания расселения служилых мордвы и татар в наши места вот это:

Из книги С.Б. Сенюткина "История татар Нижегородского поволжья с последней трети XVI до начала XX века."

О служилых татарах и причинах их появления в Арзамасских степях (с. Камкино).

Имеющиеся источники и литература дают основания считать, что процесс расселения служилых татар к югу и юго-востоку от Арзамаса в последней трети XVI века отражал конкретные военно-оперативные интересы Москвы. Они, в свою очередь, были тесно связаны с общим положением Российского государства и международной обстановкой.

Южные и юго-восточные районы современной Нижегородской области стали в XVI веке объектом внимания российских государей из-за возросшей их стратегической важности.Окскому направлению будет уделено особое внимание, так как оно являлось одним из излюбленных путей степняков в их набегах на Россию. Согласно документальным источникам, используемым С.М. Соловьевым, приокские земли должны были охранять татары и мордва, а алатырские степи стерегли разъезжие конные казаки, перемещавшиеся от станицы к станице.

Поселение служилых татар из Темникова и Кадома в арзамасских степях в последней трети XVI века имело под собой серьезный смысл. Для выполнения такой службы мало было лишь кавалерийского опыта: для сохранения жизни необходима была полная осведомленность об особенностях местности. Отсюда неизбежным становилось постоянное проживание самих служилых татар. Их способность жить посреди степи вполне отличала их от русских служилых людей. К тому же, наделение их четями в полях под Арзамасом избавляло русское правительство от выплаты им наличных денег (как казакам), а наоборот, сулило выплату властям служилыми татарами полагающегося оброка.

В 1574 году начинается возведение новой засечной линии от Алатыря до Темникова с ответвлением на северо-запад к Арзамасу.

В образованном в 1560 году Арзамасском уезде, с 70-х годов XVI века началось планомерное расселение служилых около этой засечной черты, а на столах его администрации стали появляться документы, отражающие участие татар в российских событиях того времени. Первые служило-татарские населенные пункты возникли в начале 70-х годов XVI века к югу и юго-западу от Арзамаса, в местах, прилегающих к Оке и Сатису, тогда считавшихся прорывоопасными.

Таких сторож было не менее 14, цепочкой вытянувшихся к юго-западу от Арзамаса в направлении современного поселка Сатис. Их местоположение совпадало с окрестностями “Царёвой сакмы” и дорог, ведущих от Кадома на Арзамас. Служилые татары деревень Кадышево и Комкино (не путать с позже возникшим на Пьяне Камкино – С.С.), прилегавших к Мокшанскому бору с севера, несли дозоры вдоль лесных засек.

Тогдашняя немногочисленность арзамасских служилых татар (по одному-три человека в деревне) подчеркивала их предназначение – не отражение, а упреждение нападения степняков.

Перемещенные на службу в этот уезд балаковские, кадомские, темниковские и др. татары стали защитниками и сторожами вышеописанной засечной черты и важных дорог. Среди них немногочисленные источники 70-х годов XVI века упоминают имена Сюндюка Калахметова и Кудяя Ичатаева (владельцев дач в Комкино).




В 70-х годах XVI века в документах появляется имя мурзы Енговата, основателя рода арзамасских служилых мурз Енговатовых и Енибяковых, внесших заметный вклад в историю уезда и проявивших себя в борьбе с внешними вторжениями, а также во времена “Смуты”.

(Арзамасские поместные акты № 145. С. 186-187. Родственные связи клана Енговатовых-Енибяковых восстановлены на базе сопоставления ряда документальных материалов (Арзамасские поместные акты № 88. С. 95; №96. С. 104; № 145. С. 186; № 265. С. 359; ГАНО, ф. 157, оп.1, д. 154. Т. 1, л. 59; ф. 1404, оп. 1, д. 25, л. 1) и выглядят следующим образом.

Енговат (владелец Изинбулова усадища на Сатисе в 70-е гг. XVI в.)
I
I
V
Енебяк мурза Енговатов (1594 г.)
/ \
/ \
v v
Баймамет служилый татарин Тохтар служилый татарин
в Камкино в 1600 г. в Камкино в 1600 г.


Так как Арзамасский уезд пересекала знаменитая Царская (Царёва) сакма –торгово-посольская трасса, обеспечение безопасности которой было одной из задач администрации, то наличие служилых, контролирующих стратегический путь между Кадомом и Арзамасом выявляет интерес российских властей и к Кадомской дороге, что явно указывает на наличие коммуникации общероссийского уровня.

Наличие служилых татар в Комкино будет подтверждено в 1585, когда проживавшие там два служилых татарина Сюндюк Телевлеев и Розбахта Телевлеев также выступил в качестве понятых при наделении землей других помещиков. Испомещение властями служилых татар в Комкино видится неслучайным. Его месторасположение находится посередине между дорогой на Арзамас и лесом. Таким образом, проживавшие там Телевлеевы могли нести дозор и за засекой, и за дорогой на Арзамас.

Между прочим, кроме служилых татар, в Комкино владела землями и служилая мордва. Так, например в фондах РГАДА имеется “Книга отдельная на поместье темниковского служилого мордовина Шекмана Котманова “дикое поле” близ реки Стемы Арзамасского уезда”, где от 15 июня 1579 года содержится запись о наделении землями упомянутого лица близ Комкино – РГАДА, ф. 1209, оп.2, кн. 7058, лл. 474-474 об. Таким образом, деревня Комкино ныне Дивеевского района, расположенная недалеко от реки Сатис, стала одним из первых владений служилых людей, но, как показала историческая практика, не превратилась в долговременное татарское поселение.

С самого начала своего существования нижегородские служилые татары Нижегородчины (этнически мишари), в отличие от крымских, ногайских, азовских или юртовских татар, никогда не ощущали и не могли ощущать себя врагами Русского государства.
Лайк (1)
burnout12
Новичок

Сообщений: 14
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 6
В связи с чем вот какой вопрос.

У Орлова А.М. в книге "Нижегородские татары" утверждается что татарское Камкино в Сергачском районе возникло раньше, чем Камкино в Первомайском районе.

У С.Б. Сенюткина в книге "История татар Нижегородского поволжья с последней трети XVI до начала XX века." утверждается обратное, т.е. Камкино возле реки Сатис
является прародителем(если так вообще можно выразиться) татарского Камкина в Сергачском районе в связи с переводом туда части татар.

Насколько я понимаю авторы пользовались одними и теми же архивными документами.

Хотя, на мой взгляд, исследование С.Б. Сенюткина выглядит намного более серьезным и глубоким,
как получается, что при ответе на важнейший вопрос о расселении этноса при использовании одинаковых документов на выходе
получаются прямо противоположные результаты.

И где все таки истина?

Это важно и для понимания заселения мордовского Камкино (Кошелихи).

И еще вопрос не по теме: лесопромышленник Н.Н.Ашанин купил у Выксунского заводоуправления большую Кошелихинскую лесную дачу.
Что называлось по тем временам большой лесной дачей? И где территориально она находилась?
Лайк (1)
TatianaLGNN
Модератор раздела
ВГД дарит удочку. Рыбу ловить должны вы сами

TatianaLGNN

Нижний Новгород
Сообщений: 25548
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 7795
Есть фонд 829 НАдо взять карты для начала в нем
---
Уважаемые друзья, вновь пришедшие на форум. Очень прошу, прежде чем задать мне вопрос в личку, ну почитайте немного форум.И потом мои знания распространяются не на всю бывшую Российскую империю, а в основном на Нижегородскую губернию.
_______
https://forum.vgd.ru/899/

Velem1980

Сообщений: 402
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 427

burnout12 написал:
[q]
[/q]

1. Камкино как деревня , с 18 века называлась КОмкино - скорее от слова комок. И ещё точнее Русское комкино и Камкино. Да, точности в периоде возникновения нет . Но судя по имеющимся данным с 1624 года татар там не было , было крепостное население, до этого дача Тютчева и Узского.
2. Камкина - это Кошелиха ( скорее всего часть села) вот сюда и относятся и татары служивые и канесь камкин , и упоминания о пузской засеке.
3. Между кошелихой и Камкино было местечко " городок" иногда его называли" твердь" , хоть археологи и отнесли его к поселениям железного века, вполне возможно именно оно и было местом обитания служивых татар, спросите Rurikid, он знает где смотреть...
Так же скорее всего под этой горной проходила ветка кадомской дороги. Тогда как сама центральная дорога шла северо - западнее на 4 км . См карту Менде за 1850 год . В те времена наша местность леса с небольшими полянами . Что исключало возможность охраны дорог( их не видно было).
Великие Арзамасских степи возникли позже... Из- за активного земледелия. Поэтому термин Дикое поле , надо понимать как " неизведанная неосвоенная населением земля" .
4. Болотовы владели и Камкино и частью поселения Пица ( что кажется нынешнее Камкина в сергачском районе. И скорее всего оттуда обратной вернулись часть крещеных татар .
И как права Татьяна Львовна посмотрите межевые планы, географические карты местности , иначе у вас как и у других исследователей возникнут трудности с отделением одного от другого.
Кстати, поо казачью сотню услышал из уст ПРИЕЗЖЕГО ОЧЕНЬ СТРАННОГО ЧЕЛОВЕКА, уверявшего что в лихачах будет станица ...
И все ... Больше в фольклоре и преданиях ни следа . Если это и было то только в 1917 году в период межвластия . В арзамасскому архиве много дел того периода.
Что бы понять " с Лихачи потребовали открыть хлебные амбары или ключи .. Толпа !101.gif " три человека с жёнами из первого сельского общества даже фамилии есть... Теперь вопрос шесть человек против сотни Казаков?101.gif склонен думать - это чья то фантазия...
Rurikid
Модератор раздела

Сообщений: 1454
На сайте с 2013 г.
Рейтинг: 1357
burnout12

По поводу татар мне пока сложно тут судить, я с документами того времени не работал. Но можно отметить несколько моментов:

1) Камкинские татары присутствуют при разделе земель на речке Пузе в качестве понятых уже в 1585 году, а чтобы быть привлеченным в качестве понятого нужно было во-первых хорошо знать местность и ориентиры, а во-вторых жить где-то неподалёку, всё это говорит о постоянном характере проживания этих татар в Камкине (Кошелихе).

2) Мордва, проживавшая на территории около современной Кошелихи, входила в состав Золотой Орды, следовательно в течении нескольких столетий поддерживала отношения с татарами. Влияние было настолько значительным, что многие кошелихинцы даже в конце XVII - начале XVIII веках имели татарские имена. Могу предположить, что часть местного населения является потомками смешанных браков мордвы и татар. Об этом косвенно свидетельствует внешность некоторых кошелихинцев, явно татарского типа.

3) Кошелиха в XVII веке входила в татарское княжество - "Саконский беляк", что еще раз указывает на устойчивые связи местных мордвы и татар в течении длительного времени.

4) Название Кошелихи - "Камкина", с бОльшей вероятностью происходит от имени местного мордвина, чем привнесено татарами-переселенцами с реки Пьяны. К тому же в XVII веке возле д. Кошелихи расположена поляна "Старая Камкина", что говорит о бывшем здесь более древнем поселении с таким названием, по крайней мере в XVI веке.

5) Расселение татар в этих краях шло с юга (Кадом, Касимов, Темников) на север и северо-восток. От Сарова через Кошелиху в сторону Шатков в XVI-XVII веках проходила Старая Кадомская дорога, которая возможно связывала татарские административные центры. Саров еще раньше, в период Золотой Орды, мог быть резиденцией ордынского наместника или сборщика дани в регионе.

Моё мнение: Камкина на Пузе существовала уже в середине XVI века, и её основание произошло не позднее, а то и раньше Камкины на реке Пьяне. К тому же наша Камкина носила своё собственное название по имени мордовского старейшины, жившего в этих краях, подтверждением чему служат Арзамасские поместные акты. Но по какой-то причине татары в Кошелихе, смешавшись с местной мордвой, утратили историческую память, как позднее мордва, крестившись в XVIII веке, стала считать себя русскими православными людьми. К тому же нужно отметить приток в Кошелиху в 1724 году переселенцев из с. Сыресева, скорее всего новокрещеной мордвы, разбавившей население деревни на треть и еще больше перемешав местные этнические группы. Татары же на Пьяне, остававшись всё время мусульманами, сохранили своё самосознание и историческую память, за что им нужно отдать должные честь и уважение.

--------------------------------

По поводу Кошелихинской дачи, видел я в архиве план этой дачи конца XVIII века, на котором земля и лес Кошелихи, если я правильно помню, занимали пространство от самой деревни до реки Сатис, а может даже чуть южнее, вероятно сохраняясь в исторических границах бортных ухожеев, в которых на протяжении нескольких столетий пчеловодили кошелихинцы. Есть сведения, что кошелихинские крестьяне в конце XVIII века построили мельницу на реке Сатис, то есть считали эти земли своими, только забыли испросить разрешение губернских властей, за что их мельницу сломали а самих крестьян выпороли. Часть этой лесной дачи в XIX веке была пожалована из дворцового ведомства царем сестрам Понетаевского монастыря, где они основали хутор и скит. Другую часть этой дачи вероятно и приобрел Ашанин, на территории современного посёлка Прибрежный (Лесозавод) с 1902 г. у него располагалась лесопилка, а в советские годы это место называли Кошелихинский лесозавод. В любом случае, как правильно нам советует Татьяна Львовна, все планы есть в архивах ЦАНО (Н. Новгород) и ГАНО (Арзамас), найти их можно при желании, да я вот с картами совсем не работаю и времени никак на это не найду 101.gif


← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 6 * 7 8 9 10 ... 24 25 26 27 28 29 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula, Тонышев Сергей, Rurikid, McLoud, Domitian
Вверх ⇈