http://nd58.ru/content/возрождение-потловского-эдемаВОЗРОЖДЕНИЕ ПОТЛОВСКОГО ЭДЕМА
«Среди тысяч до сих пор не восстановленных храмов на просторах России есть церкви совершенно уникальные, имеющие необычное посвящение и особенную историю их создания, — говорит московский церковный историк Александр Мраморнов, потомок не одного поколения священников Пензенской епархии. — К таким относится и небольшая церковьшкола во имя святой мученицы Аллы в селе Старая Потловка Колышлейского района».
Заповедник добра
…Как и водилось в старые времена, 16-летнюю девицу Надю Любавскую никто не спрашивал о согласии на брак с человеком, который был старше ее на 45 лет. «Он, дочка, из старинного рода дворян Скрипицыных, чей предок был личным адъютантом самого Александра Васильевича Суворова, — сказали родители. — Человек честный, порядочный, тебя ничем не обидит и станет отцом твоих детей».
Увы, Бог этой паре деток не дал. А вскоре «волею Божию помре» и сам супруг Надежды. Но лишь спустя 10 лет после его кончины вдовая Надежда Скрипицына вышла замуж за известного в Сердобском уезде земского деятеля Александра Рихтера. Отсюда все и началось.
Усадьба Надежды Михайловны находилась в Старой Потловке, где «попечением госпожи Рихтер» в 1889 году была выстроена двухклассная школа с общежитием, садом, пасекой и подсобным хозяйством. Для обучения крестьянских девочек сюда приглашали лучших учителей из Пензы и Саратова. А помимо основных предметов воспитанницы обучались музыке, рукоделию и сельскому хозяйству. Потловский Эдем, заповедник образования — писали об этой школе губернские газеты.
Чуть позже в Потловке Надежда Рихтер открыла и второклассную мужскую школу. Для нее она пожертвовала 224 десятины собственной земли. При этом учебном заведении «была создана потешная дружина», представленная императору Николаю II на военном смотре 1911 года в СанктПетербурге.
С 1902-го в селе работало Братство во имя святого благоверного князя Александра Невского, заботившееся «о нуждах церковных и богадельни, где призревались старые люди Потловки и соседних сел». Кроме того, действовал кирпичный завод и выводились элитные породы лошадей. В общем, сельская идиллия.
«Нужно все это видеть собственными глазами, чтобы убедиться, что дело здесь кипит, как в муравейнике, что отсюда идет свет истины Христовой, теплота веры православной далекодалеко за пределы своего района. Это не то что село Ясная Поляна, откуда раздается лишь пустой звон о добрых делах…» — отмечали современники.
Чудесная икона
Рядом с барским домом был разбит шикарный парк с уникальным цветником, тенистыми аллеями, изумительной чистоты прудом. В самой середине его находился остров, куда вел резной мостик, а на самом островке красовалась ажурная беседка. Здесь вместе с дочкой Аллой очень любила отдыхать Надежда Михайловна.
Кстати, когда девочке исполнилось шесть лет, мама сама отвела ее в местную школу. Жаль, учиться Алле долго не пришлось…
«По воспоминаниям старожилов, Аля с младенчества удивляла всех необычайно кротким и добрым нравом. Отличалась чувствительностью и состраданием, — показывает портрет девочки Александр Мраморнов. — К пяти годам она сохранила привычку засыпать, сидя у матери на коленях и прижавшись к ее груди. И однажды, зимним вечером, сказала маме перед сном, что Господь заберет ее к себе и ей там будет хорошо».
В конце января 1889 года Алла заболела дифтерией. Несмотря на все старания врачей, через две недели девочка умерла. Горе родителей было бесконечным. Для прощания гробик с телом малышки выставили в усадьбе. Люди шли вереницей, и вдруг кто-то заметил, как на одном из покрытых инеем окон неожиданно проявился образ Божией Матери. К изумлению всех, изображение продержалось около четырех часов, после чего плачущими струйками стекло на оконную раму. Вот это чудесное явление и укрепило силы родителей, потерявших любимое дитя.
Первоначально Аллу похоронили на вышеупомянутом острове, где над могилой девочки выстроили беседку, а в пруду с той поры стали жить черные лебеди. Через некоторое время Надежда Михайловна построила церковь во имя святой мученицы Аллы в память о безвременно почившей дочери. Едва строительство завершилось, останки Али перезахоронили в церковь.
А в память о чудесном явлении Богородицы лучшими саратовскими иконописцами был создан образ Божией Матери «Взыскание погибших». Вскоре он стал местночтимым, поскольку случаев исцеления от всевозможных болезней было не перечесть. Жаль, что письменных источников не сохранилось. Их сожгли вместе с иконами, а «Взыскание погибших» безжалостно растоптали сапогами.
Планов громадье
«В годы коллективизации большевики разместили в храме машиннотракторную станцию и начали проводить сюда воду, — ведет меня к развалинам храма учитель русского языка местной школы Валентина Гришина. — Старики говорили, что траншею прокопали в саму церковь и будто бы нашли захоронение Аллы. По крайней мере, были найдены детские башмачки, обрывок платья и куски парчового облачения. Видимо, помимо девочки в церкви был погребен и последний из служивших здесь священников.
А еще в МТС хранилась белая мраморная надгробная стела с золотой надписью».
В 1930-м в бывшем храме устроили пекарню, где на месте захоронения Али установили печи. «Хлеб выпекали до конца 1990-х. А осенью 2012-го силами местных жителей церковь очистили от мусора и начали ее восстановление», — говорит отец Андрей (Фадеев), куратор храма от Сердобской епархии.
Между прочим, корреспонденты «МЛ» застали батюшку за работой — он прибивал доски на крыше восстанавливаемого здания храма. Он же провел нас внутрь. От былого великолепия не осталось и следа. Лишь пара сильно обветшавших столповколонн напоминает о прежних контурах дома Божия. Однако лиха беда начало.
«Глаза страшатся, а руки делают», — улыбается отец Андрей. После реставрации здание, которое ныне восстанавливает Екатерина Шеффер, потомок Надежды Михайловны Рихтер, будет передано в собственность Русской православной церкви со статусом архиерейского подворья. А еще в Старой Потловке планируется создать Всероссийский музей истории церковноприходской школы. «Воссоздание же храма святой мученицы Аллы станет лишь точкой отсчета в преобразовании культурной среды Старой Потловки и ее окрестностей», — резюмирует Александр Мраморнов.
P. S. После Октябрьской революции 1917 года случилось необъяснимое: усадьбу разграбили, парк и сад вырубили на дрова, в чистейший пруд вывалили навоз, чтобы передохла рыба, а породистых скаковых лошадей порезали на мясо, поскольку в борозде они ходить не умели.
Вчерашней благодетельнице крестьян Надежде Рихтер заявили, чтобы она убиралась подобрупоздорову. Говорят, будто Надежда Михайловна приняла монашеский постриг и провела свои последние дни в Сердобске. Место ее упокоения на сегодняшний день неизвестно.
Газета:
МОЛОДОЙ ЛЕНИНЕЦ
Автор:
Владимир Вержбовский
Выпуск:
№28 (7699) от 8 июля 2014 года