Русские иконописцы
Тема посвящена русским иконописцам, благодарные потомки которых и просто заинтересованные люди, пытаются воздать дань уважения труду этих замечательных священноцерковнослужителей!!!
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
10 июня 2014 20:59 --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
15 июня 2014 8:06 15 июня 2014 8:53 Храм Богоявления Господня с пределом Преподобного Варлаама Хутынского, в котором служил иконописец Семен Андреев Недоносков, также упоминается в Выписи из Тверских писцовых книг Потапа Нарбекова 1626 года, в составе монастыря с 14 местами келейными для монахов. В древности здесь был Хутынский мужской монастырь при Богоявленской церкви, а затем - приходская церковь. Благотворителями церкви были купцы Морозовы, так как она находилась рядом с их кожевенными заводами. Несколько поколений этой семьи делали вклады в храм. В 1753 г. на месте ветхой деревянной церкви купцом Морозовым была построена каменная церковь. В 1848 г. Степан Ефремович Морозов пожертвовал в неё местный образ Всех святых с частичками мощей многих святых. В этом храме сохранялось много старинных икон, между которыми особенно замечательны: местная в главном иконостасе икона Богоявления Господня (1 арш. 10 верш. х 1 арш. 3 верш.) в серебряной позлащенной ризе; икона пр. Варлаама Хутынскаго (2 арш. 1 верш.) в главном иконостасе - на правой стороне; икона Всех Святых; в этой иконе 64 частицы от мощей разных святых; расположенныя в середине образа по 8 в ряд. Величина иконы 1 арш. 4 вершка, ширина 1 арш.; на ней серебряная позлащенная риза; ради сей иконы определением консистории установлено ежегодно праздненство в неделю Всех святых; находится сия икона на первом от главнаго иконостаса столбе. На левом первом от того же иконостаса столбе - икона Знамения Пресв. Богородицы в серебряной позлащенной ризе. Икона Иверской Божией Матери (1 арш. 6 верш. - 1 арш. 2,5 вершк.) в теплом приделе церкви на левом столбе; на сей иконе серебряная позлащенная риза. Икона Умиления (вернее Корсунской) Божией Матери (14 вершк. и 12,5 вершк.) в правом приделе, на стене, близ иконостаса; икона Смоленской Божией Матери (12 верш. х 10 верш.) на северной стене трапезной церкви, близ севернаго (леваго) иконостаса; икона 40 св. Севастийских мучеников (8 вершк.) в алтаре леваго придела, на горнем месте; икона св. муч. Антипы (1 арш. 8 верш. и 1 арш. 3,5 верш.) в сребропозлащенной ризе на правом столбе в теплой церкви; икона Похвалы, или Акафист Пресв. Богородицы (12 верш. и 11 верш.); на поле ея в особых клеймах в лицах изображен весь Богородичный (Благовещенский) акафист (т.е.12 икосов и 13 кондаков); в средине этого образа утверждена малая каменная рельефная и немного обгоревшая снизу икона (1 3/4 верш.) Божией Матери и св. Николая. Икона Божией Матери, именуемой "Не рыдай Мене Мати"; на ней в 12 клеймах изображены страдания И. Христа; икона эта находится на южной стороне праваго придела. Из новых икон по художественной живописи и изящной чеканной работе замечательны иконы: Божией Матери Скоропослушницы и св. великомуч. Пантелеймона, в особ. киотах в серебропозлащенных ризах; величина сих образов в длину 1 арш., в ширину 12 вершк. Богоявленская церковь, построена в 1852 году, распространена в 1854 году, каменная, престола три: главный холодный Богоявления Господня, придельные теплые: правый Священномученика Антипы и Всех Святых, левый Преподобного Варлаама Хутынского. Церковные документы: опись 1869 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1829 года. В 1901 году служили: Священник Александр Трефильевич Димитровский 48-ми лет, студент семинарии, в служении с 1876 года, священником с 1879 года, состоит Директором тюремного Отделения, депутат, член и казначей уездного отделения Епархиального училищного совета, награжден в 1898 году наперстным крестом. Диакон, в должности псаломщика, Нил Николаевич Мансветов 30-ти лет, в служении с 1890 года, диаконом с 1895 года. Церковный староста мещанин Михаил Григорьевич Дмитриев. Прихожан в Торжке, в деревнях Гаре, Добране - 76 дворов (228 мужчин, 280 женщин). В 1914 году служили: Протоиерей Александр Дмитровский 61-го года, окончил семинарию, на службе 38 лет, в Богоявленском храме 27 лет. Псаломщик-диакон Нил Мансветов 45-ти лет, на службе 24 года в, в Богоявленском храме 20 лет. Прихожан в Торжке, в деревнях Гари, Добрыни, Дедкино - 225 мужчин и 260 женщин. Здание Богоявленской церкви было разрушено после закрытия её в 1930 -1931 гг . (По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915.)
 --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
22 июня 2014 15:58 Иконописцы и живописцы Оружейной палаты, 1630-1690-е годы : дворовладения, события повседневной жизни, работа по частным заказам [[Текст] :] : сборник документов / Российская акад. художеств, Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств, Федеральное арх. агентство, Российский гос. арх. древних актов ; сост.: М. В. Николаева. - Москва : Древлехранилище, 2012 - http://liart.ru/ru/newinlib/140/Основу Сборника составили столбцовые материалы из делопроизводства Оружейной палаты, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов в фонде «Архив Оружейной палаты» - это - документальные комплексы, преимущественно целостные, в том числе, 45 сыскных и судных дел, а также отдельные документы - всего 231 единица хранения - из фонда 396 за период с 1637 по 1701 г.; их дополняют 19 архивных дел из других фондов РГАДА (Ф. 141 - Приказные дела старых лет, Ф. 210 - Разрядный приказ, Ф. 159 - Приказные дела новой разборки и др.). Большинство из 646 включенных в Сборник документов вводится в научный оборот впервые. Публикуемый комплекс представляют собой особую тематическую группу, посвященную повседневной жизни и внеслужебной деятельности иконописцев и живописцев Оружейной палаты, а именно, их московским дворо-владениям (купля-продажа, получение в виде пожалования от властей - земли или двора; застройка дворовых участков), условиям проживания в московских слободах (взаимоотношения с центральными и слободскими властями, с соседями по слободе); профессиональной деятельности как дополнительного источника дохода - иконописные работы по частным заказам; взаимоотношениям с учениками, поступившими в обучение на урочные годы с жилой записью, и кредиторами по заемным кабалам, а также проявлениям дивиантного поведения - кража личного имущества, бытовые ссоры, сопровождавшиеся драками («бой и увечье») и грабежом, словесные перепалки с оскорблениями («брань»). Оружейная палата, ведавшая «судом и расправой» в отношении состоявших на службе мастеров, разбирала разного рода тяжбы иконописцев и живописцев, в том числе, перипетии с заказчиками, соседями по слободе, с учениками и кредиторами и т.д. Сведения о событиях из частной и семейной жизни - женитьба, рождение и крещение детей, пожарное разорение, болезни, смерть, погребение - освещают челобитные изографов и их близких о разного рода пожалованиях. Вошедшие в публикацию источники - коллективные и индивидуальные челобитные, материалы приказной делопроизводственной практики, в том числе, сыскной и судебной, межведомственная переписка, а также частноправовые акты - подрядные, купчие, жилые, поручные и др. - позволяют обратиться к малоизученной и фрагментарно раскрытой в научных публикациях и исследованиях теме частной жизни и быта мастеров Оружейной палаты в Москве в 1630-1690-е годы, расширить известные рамки их персонального состава и, как следствие, - создает новые возможности для исследования вопросов социально-экономической истории России и истории русского искусства XVII века. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков [Текст] / ред.-сост.: И. А. Кочетков, Москва : Индрик, 2009 - 1102 с. - Книга является наиболее полным словарем русских иконописцев эпохи средневековья. В него вошли материалы ранее опубликованных словарей, а также сведения, почерпнутые из различных изданий и архивных фондов, с максимально широким объемом цитирования документальных источников. По сравнению с первым изданием словаря (Словарь русских иконописцев XI-XVII веков / Ред.-сост. Кочетков И.А. М.: 2003.), ставшим библиографической редкостью уже вскоре после выхода из печати, авторам удалось выявить более 400 новых имен русских иконописцев, добавлен обширный иллюстративный материал. Наиболее важным для исследователей достоинством нового издания являются подробные указатели — именной, географический, предметный, иконографический, указатель рукописей и документов. --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
13 августа 2014 15:53 Продолжаю увлекательный рассказ про новоторжских иконописцев Недоносковых. Начну с грустного - запрос в Государственный Русский музей подтвердил наличие на хранении в собрании музея 2 икон Ефимия Недоноскова - икона Максим исповедник, с житием в 12 клеймах. 1727 г. и икона Никандр, Прохор, Александр Невский и Алексей Божий человек, в предстоянии перед иконой Богоматери. 1776 г. Первоначально РГМ принял заказ на изготовление цифровых изображений указанных икон с оплатой определенной суммы исключительно для личного пользования, но неожиданно для меня поменял свое решение и сообщил, что "... указанные иконы с подписью Ефимия Недоноскова находятся под позднейшими записями и потемневшей олифой и не публиковались в изданиях Русского музея, поэтому изображения этих икон не могут быть предоставлены." Мне была предложена возможность осмотреть эти произведения в отделе древнерусского искусства музея. К сожалению, пока такой возможностью воспользоваться не удалось... ____________________________________________________________ P.S. По информации из РГМ реставрация икон Е. Недоноскова в ближайшее время не предусмотрена. Остается признать странной ситуацию, когда произведения хранятся и не показываются! И шансы их увидеть отсутствуют... --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
13 августа 2014 15:54 Замечательная работа сотрудников Государственного архива Тверской области по выявлению сведений по родословной священноцерковнослужителей Недоносковых позволила установить родственные связи Ефима Федорова и Семена Андреева Недоносковых, даты рождения и смерти членов семьи, выявить некоторые особенности и характеристику их службы в церквях г. Торжка. Для поиска сведений в фондах Тверской духовной консистории (Ф.160) и Тверской казенной палаты (Ф. 312) были выявлены и просмотрены следующие документы: - клировые ведомости Богоявленской церкви г. Торжок Тверской губернии за 1782, 1785, 1799 годы (Ф. 160, Оп. 1); - исповедные ведомости Филипповской церкви города Торжок Новгородской епархии за 1758, 1762, 1764 годы (Ф. 160. Оп. 1); - исповедные ведомости Богоявленской церкви города Торжок Тверской епархии за 1775, 1790, 1794, 1795 годы (Ф. 160. Оп. 1); - ревизская сказка на священноцерковнослужителей Богоявленской церкви города Торжок Тверской губернии за 1795 год (Ф. 312, Оп. 6).
При просмотре вышеперечисленных документов были выявлены сведения о представителях рода Недоносковых, проживавших в XVIII веке в городе Торжок Тверской губернии. В результате поиска сведений о церковнослужителях Недоносковых удалось установить имя жены Ефима Федорова, его сына - Андрея Ефимова и его жены, выяснить, что Семен Андреев приходился внуком Ефиму Федорову Недоноскову! Иконописец Ефим Федоров Недоносков служил до конца жизни (умер после 1764 года) пономарем Филипповской, что при убогом доме церкви г. Торжка Новгородской епархии, его сын Андрей Ефимов Недоносков начинал церковнослужение в той же церкви пономарем с 1762 года, а с 1775 года числился дьячком Богоявленской церкви г. Торжка Тверской епархии, в клировой ведомости которой за 1782 год дьячком значился уже иконописец Семен Андреев Недоносков - внук Ефима Федорова. --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
14 августа 2014 8:25 По материалам ведомостей о бытии на исповеди священноцерковнослужителей Филипповской, что при убогом доме церкви города Торжок Новгородской епархии за 1758, 1762 и 1764 годы (ГАТО, ф. 160, оп. 1) значатся: Пономарь Ефим Федоров Жена его Стефанида Семенова Сын их Андрей Жена его Мелания Петрова Дети их: Иван Ефросиния Семен Федор В материалах ведомостей о бытии на исповеди священноцерковнослужителей Богоявленской церкви города Торжок Тверской епархии за 1775, 1790, 1794 и 1795 годы (ГАТО, ф.160, оп. 1) значатся: Дьячек Андрей Ефимов Жена его Мелания Петрова Дети их: Иван Семен Федор Ефросиния Наталия Кроме того, в ревизской сказке священноцерковнослужителей Богоявленской церкви города Торжок Тверской епархии, данной в 1795 году (ГАТО, ф. 312, оп. 6), среди церковнослужителей указанной церкви значатся: Дьячек Семен Андреев 21 - 34 Жена его Анна Автономова, 30 взятая Тверского уезда села Ивановское у дьячка Автонома Михайлова дочь У них дети после ревизии рожденные Михаил 8 Иоанн 2 Сверх вышеуказанного причта находятся: престарелый дьячек Андрей Ефимов 48 - 61 У него жена Меланья Петрова 50 - умре в 1788 г. У них дети, написанные в прежней пред сим ревизии Феодор 17 - отозван в 1784 году в светскую команду Наталья 14 выдана в звмужесто за новоторжского мещанина Алексея Иванова сына Бахова --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
14 августа 2014 8:27 14 августа 2014 8:28 В клировых ведомостях Богоявленской церкви города Торжок за 1782, 1785 и 1799 годы дьячком значится: Семен Андреев, 38 лет. В чтении и пении не худ; в школах не был. Поведения не худого. В стихарь посвящен в 1781 г. и имеет грамоту; замечен в пьянстве. В семействе у него: жена Анна Авктономова (так в документе), 35 лет; дети их: Михаил, 12 лет, в училище Недоносков обучается словесному Иван, 6 лет. Кроме того указывается, что дьячек Андрей Ефимов посвящен в стихарь в 1758 году.
Совокупность материалов, выявленных в фондах Государственного архива Тверской области, позволила построить и представить вниманию форумчан родословное древо священнослужителей иконописцев Недоносковых, взяв за родоначальника - иконописца Ефима Федорова Недоноскова - пономаря Филипповской, что при убогом доме церкви города Торжок Новгородской епархии:
P.S. Очень рад, что удалось значительно дополнить информацию по иконописцам Недоносковым! Очевидно, что к моим лично предкам представленная информация отношения не имеет, однако, я уверен, займет достойное место в материалах по славной фамилии Недоносковых!
 --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
PRO100VVP Воронежская область Сообщений: 1200 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 3176 | Наверх ##
14 августа 2014 10:18  ...смотришь на сии "произведения!" богоборцев, - и слезы на сердце выступают... с большой буквы даже не хочется писать... ... да и священнослужители сейчас другие.... за 30 лет работы в лоне матушки православной церкви, встретил только пару-тройку отцом, которые ВЕРОЙ служат Богу и людям... не сужу... ибо “Не судите, да не судимы будете” (Матф.7,1), констатирую... В моей душе скопилось столько боли – Ей тесен переполненный сосуд... Я быть самим собой (всего-то!) волен – Таким, как есть. И мне не страшен суд. Я в жизни справедливость отрицаю: Она химера, как ты ни крути. Мой принцип – никого не порицаю, Поскольку сам не ангел во плоти.…( из просторов инета) --- С БлагоДарностью и любовью Виталий Владимирович
НЕТ НИЧЕГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ЛЮБОВЬ ТЕХ, КТО ЗА ТЕБЯ
♥♥ Пасенко ♥♥ Шаруновы♥♥ Шанарины♥♥Пугачевы♥Цыбулины♥Донцовы | | |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
30 декабря 2014 19:00 Для поиска сведений по родословной священноцерковнослужителей Недоносковых по архивным материалам XIX века в фондах Тверской духовной консистории (Ф.160) и Тверской казенной палаты (Ф. 312) были выявлены и просмотрены следующие документы: - клировые ведомости Богоявленской церкви г. Торжок Тверской губернии за 1802, 1809, 1823, 1825, 1827, 1829 годы (Ф. 160, Оп. 1. Д. 16032, 16041, 16055, 16057, 16060, 16062); - исповедные ведомости Богоявленской церкви города Торжок Тверской епархии за 1806, 1830 годы (Ф. 160. Оп. 1. Д. 18175, 18117); - ревизская сказка на мещан города Торжок Тверской губернии, прихода Богоявленской церкви, за 1811 год (Ф. 312, Оп. 6. Д. 269); - метрическая книга Богоявленской церкви города Торжок Тверской губернии за 1821 год (Ф. 160. Оп. 1. Д. 14500).
При просмотре вышеперечисленных документов были выявлены следующие сведения о представителях рода Недоносковых, проживавших в городе Торжке Тверской губернии. Семен Андреев Недоносков служил дьячком в Богоявленской церкви города Торжок Тверской губернии до 1821 г. и был уволен по старости. Вероятно, умер Семен Андреев в 1825 г., так как в клировой ведомости Богоявленской церкви г. Торжок за 1825 г. (Ф. 160. Оп. Д. 16057) Семен Андреев уже не значится. Его жена - Анна Автономова, вероятно, умерла в 1829 гг., так как в клировой ведомости Богоявленской церкви за 1829 г. она не значится (Ф. 160. Оп. 1. Д. 16062). Их сын Михаил не стал священнослужителем и в 1800 г. был приписан к мещанам г. Торжка. К сожалению, проследить его дальнейшую судьбу не представляется возможным, так как исповедных ведомостей Богоявленской церкви города Торжок с 1807 по 1830 г. на хранении в ГАТО не имеется, а в исповедной ведомости указанной церкви за 1830 г. (Ф. 160. Оп. 15. Д. 18117) Михаил Семенов Недоносков не значится. Второй сын Семена Андреева – Иван обучался в приходском училище. Однако проследить его дальнейшую судьбу довольно затруднительно. В документах архивного фонда Тверской духовной семинарии (Ф. 575) выявить какие-либо сведения об Иване Недоноскове не удалось. К тому же, в училище он мог сменить фамилию. Дочь Семена Андреева – Мария вышла замуж за дьячка Богоявленской церкви города Торжок Ивана Григорьева Дрызлова. --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | Лайк (1) |
ser-mil г. Москва Сообщений: 317 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 34173 | Наверх ##
30 декабря 2014 19:08 Подводя итоги поисковой работы по составлению родословного дерева иконописца Ефима Федорова Недоноскова, уточню, что по данным клировой ведомости Богоявленской церкви города Торжок за 1829 год, дьячком значится Иван Григорьев Дрызлов, 29 лет, дьячковский сын. Из высшаго отделения Новоторжского уезднаго училища. 1819 октября 29-го дня определен города Торжка к Васильевской церкви в пономаря, 1820 июня 13-го дня посвящен в стихарь, 1821 годов октября 26-го дня переведен дьячком Богоявленской церкви г. Торжка, имеет грамоту. Именно Иван Григорьев Дрызлов продолжил дело Недоносковых по священноцерковнослужению в церквах г. Торжка в XIX веке!
На основании Переписи 1710 года: Санкт-Петербургская губерния: Новоторжский уезд: Переписная книга переписи коменданта Петра Васильевича Коробьина, позволивших установить отца иконописца Ефима Федорова Недоноскова - Федора Иванова (Той же церкви апостола Филиппа в Подмонастырной слободки Борисоглебского монастыря на Клину, Во дворе панамарь (л.46об.) Федор Иванов 60 лет … ), а также по материалам, выявленных в фондах Государственного архива Тверской области, представляю вниманию форумчан уточненное родословное древо священнослужителей иконописцев Недоносковых, определив родоначальником рода отца иконописца Ефима Федорова Недоноскова - пономаря Филипповской, что при убогом доме, церкви города Торжок Новгородской епархии - Федора Иванова Недоноскова:
 --- Ищу сведения о Миллерах из Саратова, о Ананиных и Недоносковых из Самарской Луки, а также о Дудниковых и Илясовых Балашовского уезда Саратовской губернии | | |
|