Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Скопцы

Рассказ об их религии

← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Бер-Глинка
Генеалог рода Бер

Бер-Глинка

Москва
Сообщений: 1260
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 372
http://lena-malaa.livejournal.com/37191.html

Предлагаю вам для ознакомления перепечатку исследования 19 века о том, как изощренно верили в бога (пишу специально с маленькой буквы, потому что там верили явно не в Христа). А после перепечатки озвучиваю свой вопрос, вынесенный в заглавие, и поясняю, почему я засомневалась в том, что скопчество ушло в прошлое.

В истории русской культуры одним из крупных событий является образование различных религиозных сект; в средние века русской образованности - только возникновением сект и ересей можем мы измерить и определить известное умственное движение посреди почти двухвекового застоя. Однако вопрос о происхождении некоторых сект, несмотря на усилия многочисленных исследователей, остается нерешенным, хотя нельзя сказать, чтобы исследования были поверхностными и опирались на скудный материал. Что касается например христовщины или хлыстовщины и скопчества, то уже значительное количество материалов, коими располагали, например, г. Добротворский, г. Реутский, показывает, насколько ценны эти исследования уже в силу своей строго документальной обоснованности. Но если мы попробуем поискать, где и когда в точности зародились эти религиозные секты, то натолкнемся на ряд противоположных друг другу мнений.
Первое мнение, которое было высказано Добротворским, Мельниковым, Рудаковым, к которому присоединяется и Реутский, относит возникновение хлыстовщины к сравнительно недавнему прошлому - к XVII веку, и объясняет появление ее влиянием западно-европейских мистических сект, преимущественно квакеров.
Второе мнение принадлежит Н.Барсову и разделяется Рождественским, оно заключается в утверждении, что секты хлыстовщина и скопчесво суть самобытные явления русской жизни.
Щапов выводит хлыстовщину из языческих воззрений древности, сохранившихся под внешним видом христианства.

Как бы то ни было - вопрос о происхождении хлыстовщины потребует пересмотра с появлением новых материалов. Полагаем, что едва ли справедливо пренебрегать указаниями на сходство хлыстовщины с богомильством, но нельзя всецело возводить ее в такую седую древность, когда некоторые документальные данные, как кажется, могут пролить свет на этот темный вопрос и склонить нас в пользу первого взгляда, имеющего за собою, если не ошибаемся, большинство мнений исследователей.
Вспомним некоторые подробности о возникновении хлыстовщины. Хотя по указанию г.Барсова легенда хлыстов возводит образование секты ко времени Дмитрия Донского, однако более достоверными являются данные уже XVII века. По ним в 1645 году во Владимирской губернии Муромского уезда, в Стародубской волости, на гору Городину сошел с неба на огненной колеснице, окруженный ангелами, "Бог Саваоф" Данила Филипыч - основатель секты.

"Сын" его - "Христос" родился по преданию от 100-летней старухи в 1616 году; в 1649 году он получил "божество" от Данилы Филипыча и стал его помощником. Несколько раз он подвергался задержанию со стороны властей и пытке, но благополучно избавлялся.

Основными признаками секты являются безбрачие, пляска и пророчествование, а засим - в противоречие с первым - свальный грех. Добротворский, ссылаясь на сочинение Haxthausen, рассказывает следующее, сообщенное скопцами (разграничение хлыстов и скопцов, даваемое свящ. Рождественским, не мешает в данном случае).
"Во время моления Люди Божии сажают в чан, наполненный теплой водой, 15-ти или 16-ти летнюю девицу, которую успели склонить к оскоплению разными обещаниями. Когда девица усядется в чане, подходят к ней старухи, делают глубокий надрез на ее груди, потом отрезывается один из сосков (левый) и с удивительной ловкостью останавливают течение крови. Во время этой страшной операции дают ей икону св. Духа, чтобы она, углубившись на благоговейное созерцание, легче переносила страшную муку. Потом отрезанный член тела кладут на блюдо, разрезывают на мелкие куски и раздают присутствующим еретикам, которые едят их. Когда кончится это гнусное людоедство, девицу сажают на возвышенное место, для нее особо устроенное, и все собрание пускается плясать около нее, припевая: "поплясохом, погорохом на Сионскую гору". Пляска делается все живее и живее и скоро переходит в истое бешенство; безумие достигает высшей степени; вдруг свечи гаснут, и тогда начинается сцена, для которой напрасно будем искать примеров в язычестве"... Дитя, родившееся от такого общего, свального греха, считается родившимся от бога.



Таково свидетельство, сообщенное Haxthausen, подтверждаемое и другими документальными данными, хотя о. Рождественский и отрицает свальный грех у скопцов, указывая на их воззрения на чистоту, в противоположность хлыстам.
Мы напомнили об этом с той целью, чтобы при дальнейшем читатель имел в виду три главные пункта хлыстовско-скопческого радения: пророчества в пляске, свальный грех и обоготворение плодов его.


Окончательное мнение Добротворского, указавшего на возможный путь переноса учения - сношения юго-западной Руси с Европой, таково: ..."если фактически нельзя указать определенного места и времени, где и когда заимствованы главные основы ереси людей божиих от западных мистиков, то по крайней мере больше чем с вероятностью... можно утверждать, что ересь людей божиих проникла в Россию через юго-западные страны от западных мистиков, что их учение с развитием западного мистицизма дополнилось и у нас, не изменяя своего основного характера и принимая только местные черты по соображениям пророков людей божиих."
Мнение Добротворского теперь должно получить еще большую ценность: факты, какие мы имеем, и известия о протестантской и вообще иноземной пропаганде в Москве пополняются новым материалом, извлеченном нами из рукописи начала XVII века, находящейся в архиве Св.Синода в г. СПБ. Рукопись эта № 326 в 4-ку написана мелким красивым полууставом и содержит в себе "Просветитель" Иосифа Волоцкого, Зерцало богословия, книги мудреца Маркуса о десяти сивиллах и ряд мелких статей, между которыми на л. 326 об. читаем статью о еретиках - без особого заглавия.
В виду представляемого ею интереса приводим ее целиком, не сохраняя во всей точности, вследствие типографских затруднений, ее палеографических особенностей, не имеющих в данном случае для нас особенного значения.

Во граде Медиоламе безумнии людие печитающе Моисеовы книги перваго закона и нашедше слово еже бе раститеся, плодитеся и наполните землю, и един безумник замыслил, а к его мысли многия же человецы мужи и жены и дети их пристали, и начаша сходитися и молитися бесосоставною молитвою в ночи, и поп их облечется в скверную свою одежду и повелит свещи вжечь, и моляся погасить свечи и завопить: роститеся, плодитеся и наполните землю, так вам Бог приказал.
Мужи ж и отроки, возбесневши и рассвирепевше, и поимеше кто ж по прилучаю жену или девицу, блуд творяху безстудно. И с того падения зачнется детище у жены или у девицы, и они поведают попу своему, поп же пишет число дни (л.327), и имена их, и егда родится отроча, и принесут его на тож место, где сходится на скверную молитву свою и на смешение, и там попы их, огнь складше, сожгут детище тот, и пепел его згребут, и носят вместо мощей. И как новой поп в их вере станет, и дают ему того пепела пити в вине, и прочих безумников приобщают к своей скверности тем же пепелом, благочестивии ж, видевше злую их скверну, развратиша веру их, и сонмища их сожегоша, и их в заточение разослаша"

Весьма вероятным представляется нам, что эта или подобные ей статьи. являвшиеся уже в начале XVII века, предупредили ту пропаганду сектантских мистических идей, о которых говорят исследователи. Правда, в статье мы не находим полного совпадения с тем, что читали в свидетельствах новейших очевидцев хлыстовских радений. Но в произведении противника и обличителя все-таки сохранились основные черты секты, к которым надо еще причислить кощунственное причащение, совершаемое по образцу христиан, католиков и православных. У нас хлыстовщина могла принять иную, местную окраску, но общего сходства с тем, что знаем мы и знали наши предки о Миланских еретиках, отрицать нельзя.

В.Перетц, "Этнографическое обозрение". 1898 год. № 2.


дополнительно
Официальная версия гласит, что годы шли, власти боролись, а скопцы шифровались и плодились. К концу XIX века их было примерно около 110 тысяч. А потом случилась революция, протест против власти стало можно выражать иным, не религиозным путем. И многие бывшие сектанты одели кожанки. Со скопцами в этом смысле было сложнее. К 30-м годам скопчество как относительно массовое явление сошло на нет.
Однако не все так просто... Этнографы говорят, что лет десять назад в одной из наших бывших республик была случайно выявлена какая-то странная секта, ритуалы которой поразительно напоминают обряды скопцов.
В самом деле, было бы наивно предполагать, что четырехсоттысячная армия скопцов растворится в воздухе, не оставив последователей и растеряв свои миллиарды. Более того, очевидно, что современный уровень медицины позволяет вполне безболезненно делать из обыкновенных людей сексуальных гигантов, награждая их все той же "малой печатью".
Есть ли скопцы среди нас?
Безусловно, есть! И в Москве, и в Питере, и в Суздале, и в других городах и деревнях России.

Между прочим, Кирилл Набутов в одной из своих осенних программ на РТВ обмолвился. что существовала-де в прошлом некая загадочная скопческая община.
Случилось так, что несколько дней спустя я встретилась с одним из видных ученых-религиоведов, который помогал Набутову собирать материалы о скопчестве. Он был чрезвычайно удивлен, почему г-н Набутов, кропотливо разрабатывающий скандальную тему в течение полугода, не дал в эфир весь отснятый материал, а смонтировал лишь полутораминутный сюжет. На полке остались уникальные кадры - оргии современных скопцов, интервью с богатой скопчихой, которое дает представление о масштабах скопчества здесь и сейчас.
Любой первокурсник журфака понимает: такой материал - настоящая сенсация, за которую можно получить огромные деньги. Набутов положил сенсацию на полку, отделавшись тридцатью секундами общих фраз.
Так секта скопчества - это наше прошлое или настоящее?
---
Хвала Отчизне. Что бы без нее
Мы знали о наркотиках и винах,
О холоде, дорогах, херувимах,
Родителях и ценах на сырье.
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14615
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 8889
Читать нужно специалистов, а не распространителей сплетен.

1291051047_history685.jpg
Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.,: ОГИ, 2004. - 541с.

Купить за 205 руб.

Прочитать по частям:
Кровавый навет (с. 161).
Кликушество (с. 324).
Антисексуальность в русской народной культуре: идеология и мифология скопчества (с. 365-388).

Скачать
Скачать
Лайк (2)
DVK_Dmitriy

DVK_Dmitriy

Киев
Сообщений: 4846
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 6538
Розановъ, В. В.
Апокалипсическая секта : (Хлыста и скопцы)
/ В. В. Розановъ. – С.-Петербургъ, 1914. :Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина

http://elibrary.gopb.ru/reader...mp;scale=1
---
Кременецкие, Лазаренко, Бабенко,Чаплины, Абакумовы, Орловы, Белоконь, Тхор.
Интересуюсь родом Кременецких от Аслана-Мурзы-Челебея.
slovehno
Историк-краевед

Сообщений: 130
На сайте с 2014 г.
Рейтинг: 44
Ищу информацыю о скопцах которые поселились в лесах севернее местечка Словечно Жытомирской области Украины последнее упоминание о них датируемо 1936 годом.
---
ICTORIK
wlst

wlst

Girl&GIG
Сообщений: 845
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 1933

DVK_Dmitriy написал:
[q]
Розановъ, В. В.Апокалипсическая секта : (Хлыста и скопцы) / В. В. Розановъ. – С.-Петербургъ, 1914. :Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина
[/q]




Прикрепленный файл (Розанов_В._В._Апокалипсическая_секта_(хлысты_и_скопцы)._(1914).pdf, 4350071 байт)
AnnaKastryulina

AnnaKastryulina

Россия, Краснодар
Сообщений: 242
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 173
В камеральном описании русских сёл Закавказья за 1849г найдены скопцы:
1. Иоанн Вуколов (44 года),
2. Матвей Пантеев (67 лет) с сыновьями
Кузьмой (41 год),
Никитой (20 лет)

---
GedMatch PZ9848197

Много о молоканах и раскольниках
https://t.me/familio_raskol
Лайк (1)
soldatovea

soldatovea

Самара
Сообщений: 326
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 532

AnnaKastryulina написал:
[q]
В камеральном описании русских сёл Закавказья за 1849г найдены скопцы:
1. Иоанн Вуколов (44 года),
2. Матвей ПАНТЕЕВ (67 лет) с сыновьями
Кузьмой (41 год),
Никитой (20 лет)
[/q]

Подскажите пожалуйста где посмотреть эту информацию? Пантеевы это мои из Орловской области)
---
Фамилии в роду
Шатохины (Дросково-Погонево Орловской),
Ефремовы (Колпны-Ефремово Орловской),
Наседкины (Ломец-Грачевка Орловской),
Солдатовы, Федотовы (Н.Таяба Чистопольского),
Зотовы, Грибиздаевы (Лебяжье Самарской),
Конашенковы (Власовка, Лебяжье Самарской; Марышки Смоленской)
AnnaKastryulina

AnnaKastryulina

Россия, Краснодар
Сообщений: 242
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 173

soldatovea написал:
[q]

AnnaKastryulina написал:
[q]

В камеральном описании русских сёл Закавказья за 1849г найдены скопцы:
1. Иоанн Вуколов (44 года),
2. Матвей ПАНТЕЕВ (67 лет) с сыновьями
Кузьмой (41 год),
Никитой (20 лет)

[/q]


Подскажите пожалуйста где посмотреть эту информацию? Пантеевы это мои из Орловской области)
[/q]


В камеральном описании)))
Я заказывала в архиве Баку. Напишите в личку, вышлю Вам страницы с Вашими Пантеевыми
---
GedMatch PZ9848197

Много о молоканах и раскольниках
https://t.me/familio_raskol
AnnaKastryulina

AnnaKastryulina

Россия, Краснодар
Сообщений: 242
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 173

soldatovea написал:
[q]

AnnaKastryulina написал:
[q]

В камеральном описании русских сёл Закавказья за 1849г найдены скопцы:
1. Иоанн Вуколов (44 года),
2. Матвей ПАНТЕЕВ (67 лет) с сыновьями
Кузьмой (41 год),
Никитой (20 лет)

[/q]


Подскажите пожалуйста где посмотреть эту информацию? Пантеевы это мои из Орловской области)
[/q]


Откуда именно они перешли?
У меня, к сожалению, места выхода не всех жителей села есть.
---
GedMatch PZ9848197

Много о молоканах и раскольниках
https://t.me/familio_raskol
AnnaKastryulina

AnnaKastryulina

Россия, Краснодар
Сообщений: 242
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 173

soldatovea написал:
[q]

AnnaKastryulina написал:
[q]

В камеральном описании русских сёл Закавказья за 1849г найдены скопцы:
1. Иоанн Вуколов (44 года),
2. Матвей ПАНТЕЕВ (67 лет) с сыновьями
Кузьмой (41 год),
Никитой (20 лет)

[/q]


Подскажите пожалуйста где посмотреть эту информацию? Пантеевы это мои из Орловской области)
[/q]



8.jpg
---
GedMatch PZ9848197

Много о молоканах и раскольниках
https://t.me/familio_raskol
Лайк (1)
← Назад    Вперед →Страницы:  1 2 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈