Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊
В Разделе "Книжная полка" - https://forum.vgd.ru/394/
предлагаются для ознакомления книги, публикации и другие источники информации по тематике этого раздела:
https://forum.vgd.ru/398/ - история религиозных учений и учреждений;
сословия - https://forum.vgd.ru/401/
указатели (алфавиты, списки) - https://forum.vgd.ru/406/
энциклопедии (справочники, словари) - https://forum.vgd.ru/407/
периодика - https://forum.vgd.ru/426/
гос. источники информации: справочники, АК, ПК и пр. - https://forum.vgd.ru/397/
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНФЕССИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В КОНЦЕ XVIII – НАЧАЛЕ ХХ в. Ф. М. КУЛИЕВ

НЕ НАДО ЦИТИРОВАТЬ 3х-4х 5-ти ступенчатые диалоги! Отвечайте на конкретно заданный вопрос, пользуйтесь "кнопкой "ответить"!

Женщина - служительница Церкви

Роль женщины в христианской церкви

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
lactarius

Москва->США->?
Сообщений: 394
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 372
В. А. Цыпин "Церковное право"
"Безусловно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеные лица не являются членами церкви, поэтому очевидно, что они не могут входить в состав ее иерархии.
Что касается женщин, то, по слову апостола Павла, "Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит" (I Кор. 14:34). Это не значит, конечно, что женщины не могут прислуживать в храме или петь на клиросе. Не устраняются женщины-прихожанки и от управления хозяйственными делами в приходе, а также от службы в различных церковных учреждениях, не связанной со священнослужением. Что же касается диаконисс и пресвитерисс древности, то они, разумеется, не были лицами иерархическими."
---
Все мои личные данные, размещены мною на сайте добровольно и специально для поиска родственников
Грибок: село Александро-дар (Рахмановка) Криво-Рогской волости Херсонского уезда Херсонской губернии;
Щежины: Ардатовский уезд Нижегородской губернии
Konstantin Ivanov
канд. ист. наук

Konstantin Ivanov

Кемеровская область - Кузбасс
Сообщений: 14578
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 9056
sad0904.jpg
№2(9)'2004

Диаконисы: между монастырем и миром

О том, кто такие диаконисы, что их объединяет с современными сестрами милосердия и что отличает от них, мы беседуем с кандидатом исторических наук, автором книги «Очерки по истории общин сестер милосердия» священником Андреем ПОСТЕРНАКОМ

08.07.05 14.06

Читать далее
Rolavke

Rolavke

Сообщений: 528
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1611
На тему "пономарское место было предсоставлено" женщине.
Возможно, ничего особенного? подобные назначения временно прикрывали имущественную неустроенность вдов или сирот причта.
1860 год, СПб:
"...определен к Покровско-Коломенской церкви, – со взятием дочери умершего настоятеля на вакансию третьего священника". Эта юная дочь, моя прапрабабушка, священником никак служить не могла biggrin1.gif , а оклад этот ей причитался, пока замуж не вышла.
elena_krd

elena_krd

Сообщений: 6565
На сайте с 2008 г.
Рейтинг: 11459

Rolavke написал:
[q]
пока замуж не вышла.
[/q]

А кем, простите, ее муж был?
Не он ли, случайно, после венчания стал тем самым "третьим" священником?
Абсолютно без ерничества.... Вопрос, действительно, любопытный. 101.gif
---
Спасибо.
С уважением, Елена.

----
Шафрановские (Гомельский уезд Могилевской губ.), Целицо(а) (везде), Цы(и)товичи (Могилевская губ.), Ка(о)ктыш (Зубелевичи/Ляховичи, Слуцкого уезда Минской губ.).
gegrby73

gegrby73

Дальний Восток
Сообщений: 2272
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 2689
elena_krd[/b
[q]
Не он ли, случайно, после венчания стал тем самым "третьим" священником?
Абсолютно без ерничества.... Вопрос, действительно, любопытный]
[/q]

Согласен. Правда интересно.Но думаю прав Александр и Елена имено в замужестве дело
---
Краеведение и генеалогия Вилейского уезда. Крестьяне http://vilejski-uezd.by/.
Генеалогия священноцерковнослужителей Тобольской епархии.
Генеалогия крестьян Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
Мастеровые Добрянского металлургического завода.
Казаки ОКВ. Уйский станичный юрт.
ssm

Н.Новгород
Сообщений: 505
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1068
Еще один пример из советского времени - псаломщица Жилина Мария Васильевна (кстати, проходила с моей бабушкой по одному делу).
Что касается исторического контекста, то в 1918 году в этой церкви были убиты 2 священника и один псаломщик, так что церковнослужителей стало не хватать.
---
Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.)
Rolavke

Rolavke

Сообщений: 528
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1611
elena_krd
Он не был третьим священником, он был вторым. А она была на вакансии третьего. Пример я привела, т.к. это не кажется мне исключительным. И ключевое слово для всех этих назначений женщин - временно, до лучшего устройства. А насчет ерничества - не вижу повода. Кроме нее осталось еще трое младших сирот. Не над чем тут ерничать.
lactarius

Москва->США->?
Сообщений: 394
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 372
В Нижегородских епархиальных ведомостях за 1864 год напечатан рассказ "Благодарная память. Рассказ из приходской жизни сельского священника", откуда можно узнать, как это могло быть на практике "священническое место предоставлено..."
Привожу отрывок из этого рассказа.

Как скоро пронеслась весть, что священник при смерти, всполохнулась вся деревня: и стар, и млад собрались на двор к священнику. Никто не смел плакать громко, а никто не мог и удержать своих слез.
Вышел старик-священник, который исповедывал, приобщал и соборовал больного.
— Что, каков наш-то батюшка? А что детушки? Как-то они ласточки-крошечки болезные? Спрашивали полушёпотом женщины. Но священник, едва крепясь от слез, только махнул рукой и сказал, что больной желает проститься с ними.
Толпа хлынула в дом. На постели лежал больной и тихим голосом позвал всех к себе... Что тут рассказывать! В какие-нибудь десять или двадцать минут все исстрадались и наплакались так. что на год такого горя и слез стало-бы... и вот приподнялся больной, с помощию старика-священника, сел на постели и начал тихим голосом:
«Не жалейте меня, добрые люди, не плачьте по мне, мне там лучше будет... Но пожалейте и не оставьте бедных деток моих... На вас, на одних на вас оставляю их!... Хотелось бы мне, чтобы закреплено было мое место за моей дочерью, Машей.., Прошайте, друзья мои!» и градом посыпались по бледным щекам его слезы,—и застонали все, ударившись пред ним на колена и в рыданьях твердили: «родной ты наш! Отец ты родимый, видит Бог - твое слово свято нам.» А больной, благословив своими слабыми и исхудалыми руками присутствующих, опустился на подушки и закрыл глаза. Старик-священник замахал руками и знаками велел выйти. У всех блеснула надежда: не уснет ли батюшка, и чрез сон не полегчает ли ему? Все остановились на дворе и ждали, какую весть подадут им о больном.
Через час вышел опять священник на двор и трепетно, сквозь слезы, сказал внимавшим людям: «не плачьте, идите по домам, не тревожьте детей скорбных: — раб Божий, иерей Василий уже у Бога»...
В это время три протяжных удара в большой колокол возвестилн по всему селу и окрестностям, что в В-си не стало священника.

Несколько дней спустя после погребения отца Васил., в том же селе, в избе старосты была сходка по делу о сиротах. Все хозяева пришли туда, да и хозяйки некоторые успели протесниться из любопытства. Еще на сходку приглашён был сельский дьячек. Обещал быть попозже и старичок-священник, напутствовавший покойного и бывший при его смерти.
— Известно вам, братцы, начал говорить староста, что после смерти отца Василия, дай Господь ему царство небесное, — и все перекрестились, — остались детки, круглые сиротки... Что теперь делать нам с ними? Покойник, царство ему небесное, приказывал не оставить их...
— И не попусти Господи!.. загремело несколько голосов. Как их оставить? Кто же будет печись о них? Я беру их к себе, и я беру, и я, и я, раздавались голоса.
— Пожди, честной народ, дай слово домолвить.
Ну, говори, говори .. И все примолкли.
— Брать нам их к себе на руки, или на воспитание, как вы желаете, нам не приходится. Не мужиками они рождены, не в крестьянство и идти должны. А вот что нам надыть делать: нужно сготовить сообща приговор, приложить руки, да и ехать в город с просьбой к Преосвященному, чтоб он, значит, зачислил место за сиротами, а покамест до возрасту сиротки-Машеньки, назначил, как это бывает по духовенству, заштатнаго священника.
— И то дело, крикнул один голос, а за ннм подхватили и другие.
— Подождите, братцы, дайте все досказать. Ладно, досказывай.
— А вот что: так как теперича с покойным был в дружбе старичок-сосед, заштатный свяшенник. то и надо порешить, чтобы его утвердили к нам.
А уж старика мы сами попросим послужить для нас и покойника, отца Василия.
— Хорошо, слово свято, и вправду так, подтвердила вся сходка на разные голоса.
Когда затихло собрание, дьячек повел свое слово. Он одобрил порешение мира, говоря, что воля умирающего закон. «Но, люди добрые, возразил ои, вы позабыли одно: кто будет до возрасту детей заниматься их воспитанием? Ведь священнические дети науки требуют!»
Это озадачило всех. В самом деле, кто заменит сиротам отца и мать? Кто присмотрит за ними? Кто поучит, наставит на доброе? Дети малы—глупы. Надежда на одного священника. Но примет ли на себя он эту обязанность и сможет ли старый с малыми? Однако все стали ожидать, что на это скажет сам священник?
Под окном послышалось — шаркнули сани и чрез минуту вошел в избу ожидаемый старец.
Беседа пошла, почитай, заново. Сперва крестьяне попросили священника исправлять у них должность, если Преосвящ. утвердит за Машенькой место. Старик на это согласился с удовольствием и благодарил мир за честь и доверенность. Потом, когда сказали ему, что они не знают, кому бы поручить детей для надзора и для образования их, добрый старец посоветовал: для постоянного присмотра и ухода за детьми иайти какую либо добрую и честную женщину, которая бы умела и хотела поводиться с ними, сказавши при этом, что воспитанием и первоначальным образованием займется он сам с помощию своей дочери. А если придет время и потребуется, напр., сироту Машеньку научить разным женским искуствам, то можно будет отвести ее к знакомым и ему, и покойникам господам, которые нз доброй памяти по Ольге Никит. и Васил. Алекс, без сомнения не откажут заняться с Машенькой, как с собственной дочерью, и научат ее всему, что нужно.
С громогласною благодарностию все выслушали речь священника, и как он говорил, так по его совету и порешили сделать.

На следующий день самые почтенные хозяева села В—с, в сопровождении старика — заштатного священника, отправнлись в город и подали Преосвященному прошение, в котором подробно прописали все обстоятельства, по которым они, крестьяне села В—с, все до одного просят зачислить место за сиротою—девицей Марьей. Преосвящ, благосклонно принял просителей и, прочитав прошепие, даже благодарил крестьян за их участие в судьбе духовных сирот, и тотчас же, согласно просьбе, положил резолюцию.
Таким образом устроилось дело. Заштатный священник с своей дочерью переселились на жительство в дом сирот, и стали для них истиннымн попечителями и хранителями. Священник заменил им место отца, дочь—место матери. И стали жить дети-сиротки на своем месте, в своей усадьбе. Потосковали бедняжки, поплакали сперва, но понемножку свыклись с своей долей сиротской, — как будто так сиротами и родились. Каждому возрасту и каждому существу живому дает Бог силы перенести всякое горе: крепкому человеку дал рассудок, побеждающий печаль, а слабому, утлому ребенку дана память легкая, чтобы забыть скорее горе. Пусть только люди не мешают этому забвению спасительному, пусть не отнимают от детей того, что дано им от Бога: невинной их веселости.
polienovna
Начинающий

polienovna

Сообщений: 44
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 25
Собственно, ничего невиданного в женщинах, исполняющих обязанности псаломщиков и церковных старост нет. Например, сейчас это сплошь и рядом, особенно на сельских приходах. Посмотрите кто читает шестопсалмие, часы, кафизмы на богослужениях. По большей части женщины из хора. Нечасто теперь и не везде найдётся достаточное количество мужчин для этого. Записи о крещении, венчании и отпевании теперь в ведении женщин, что за свечным ящиком.
В дореволюционные времена все церковнослужители должны были быть мужчинами, я думаю по причине некоторых ограничений для женщины в церкви, ей же нельзя в алтарь (хотя знаю случаи из современности, когда на приходе было всего лишь несколько женщин, батюшка благословлял убираться в алтаре старушку, давно вышедшую из детородного возраста, но только до тех пор, пока в храме не появился первый алтарник). А поскольку псаломщики были и алтарниками, и читали, и пели и вели всю церковную канцелярию, то и избирались мужчины. А в послереволюционные годы и нехватка кадров в связи с начавшимися репрессиями и гражданской войной. Да и содержать семью церковнослужителям вряд ли было возможно, поскольку от государства вообще ничего не было, а прихожане и сами едва перебивались. Не удивительно, что в псаломщики могли посвятить жену священника. Помогала мужу, читала, пела, вела записи.
Естественно, что в Православной церкви женщина может исполнять только обязанности церковнослужителя, но никак не священнослужителя. Все места, которые закреплялись за дочерьми священников и диаконов, впоследствии предоставлялись их мужьям. О наследовании приходов сыновьями или зятьями написано немало, это была широко распространённая практика, если не ошибаюсь, даже некоторое время закреплённая законодательно.
---
Ищу Святицких, Постниковых, Хитровских, Федулаевых
Лайк (2)
Yupa

Фюрт, Германия
Сообщений: 151
На сайте с 2021 г.
Рейтинг: 188
Здравствуйте! Тётя моей бабушки была регентом церковного хора на Украине, в начале 20 века. Прочитала в интернете, что сейчас на регента учится много девушек. А тогда? Все "древние" регенты, что я нашла в интернете - мужчины. Регент-женщина в то время - сенсация или обыденность? Кто знает?
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: valcha, -Stepan-
Вверх ⇈