Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
Atkara-EV Очень среднее Поволжье Сообщений: 6100 На сайте с 2011 г. Рейтинг: 8483 | AEEvseev написал: [q] Почему могла отсутствовать информацию о его образовании?[/q]
Потому что в начале 19 века большинство сельских пономарей были едва грамотными. Семинарии им и не требовалось - обязанности пономарей были скорее техническими - звонить в колокол, зажигать свечи, протирать иконы, подавать кадило, помогать в пении.... AEEvseev написал: [q] одскажите, почему пономарь десятилетиями писался заштатным? [/q]
Мог быть выведен за штат по болезни или за какой-то серьезный проступок. --- Дворянство и священнослужители Саратовской губернии. Аткарский уезд - история, генеалогия. | | Лайк (6) |
webbrave Сообщений: 6296 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3391 | AEEvseev написал: [q] Получается он вообще не служил но числился при церкви? [/q]
Да, такое возможно. Таких пономарей нередко разжаловали до церковных сторожей. А могли и просто годами писать в приходе, даже если они там не проживали - как правило в таких случаях делали приписку, что "на приходе не находится, проживает там-то", но могли ее и не делать. AEEvseev написал: [q] Почему могла отсутствовать информацию о его образовании?[/q]
Потому что его не было скорее всего. Достаточно было быть полуграмотным. Кроме случаев, когда в пономари разжаловали дьячков или даже священников, вы редко когда встретите пономарей с семинарским образованием. Разве что в самом начале карьеры в ожидании вакансии священника пономарем мог год-другой служить молодой выпускник, нередко при отце или старшем брате-священнике. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (1) |
AEEvseev | Atkara-EV написал: [q] AEEvseev написал:
[q] Почему могла отсутствовать информацию о его образовании?
[/q]
Потому что в начале 19 века большинство сельских пономарей были едва грамотными.
[/q]
Обычно в таких случаях писали "из не обучавшихся" и тут 1870г. И отец и дед обучались в Академии, поэтому смутило. | | |
AEEvseev | Atkara-EV написал: [q] AEEvseev написал:
[q] одскажите, почему пономарь десятилетиями писался заштатным?
[/q]
Мог быть выведен за штат по болезни или за какой-то серьезный проступок.
[/q]
Да, есть запись о болезненном состоянии. Подробности о заболевании выяснить нереально? | | |
webbrave Сообщений: 6296 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3391 | Наверх ##
1 июля 22:24 1 июля 22:48 AEEvseev написал: [q] Обычно в таких случаях писали "из не обучавшихся" и тут 1870г. И отец и дед обучались в Академии, поэтому смутило.[/q]
Раз не указано, то можно только гадать. Может забыли написать изначально, а потом просто каждый год копировали первую запись. А может получил домашнее образование по той или иной причине, возможно не очень талантливый к учению был или болезненный, как вариант, тем более, что AEEvseev написал: [q] есть запись о болезненном состоянии.[/q]
Пономарь как раз обычная должность для средних-младших детей церковнослужителей, которые по той или иной причине не имели шансов стать священниками - как распространенный вариант, по болезни или по другой причине не смогли окончить семинарский курс. Хоть какая-никакая должность, хоть и не особо престижная и денежная. Аналогично дочерей без шансов выйти замуж или вдов пристраивали просвирнями. AEEvseev написал: [q] Подробности о заболевании выяснить нереально?[/q]
Смотрите все сохранившиеся клировые - иногда какая-то важная деталь проскальзывает единожды, а потом ее больше не упоминают. Встречал такое множество раз. В ревизии также может быть пометка об увечьи. Также в сохранившихся делах местной консистории смотрите дела о назначении на нужный вам приход - там будет перечисление уже служащих на приходе, иногда с дополнительными деталями. Если совсем повезет может быть и дело конкретно про вашего пономаря - про назначение или снятие с прихода, или про какую-то провинность. Ну и последнее - запись о смерти может намекнуть в чем была болезнь. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (3) |
Rina-khv Хабаровск, Дальний Восток Сообщений: 231 На сайте с 2020 г. Рейтинг: 175
| Наверх ##
9 июля 10:59 9 июля 11:07 Уважаемые форумчане!
Всем доброго дня, прошу совета в дальнейшем поиске.
Удалось по моей ветке священников дойти до 1785 года.
Последний документ в цепочке Духовная ведомость с составом семьи предка священника Иоанна Петрова за 1785 год Село Нижний Услон, Свияжской округи, Казанской губернии.
Подскажите, как дальше можно продолжить поиски, так как клировых ведомостей с этого периода в архиве Татарстана я уже не нашла.
И что такое Духовные росписи и Духовные ведомости - может ли там содержаться полезная информация?
 --- Ищу сведения о фамилиях в роду:
1) Соловьев Павел Александрович (Проживал в Казани 1880-1918)
2) Соловьев Сергей Павлович (Проживал в Казани 1903-1921)
3) Федоренко (Хутор Шевцов 1800-1925)
4) Придворев (Слобода Казацкая, Валуйский уезд 1800-1930)
5) Бутов (Станица Удобная, Краснодарский кра | | |
webbrave Сообщений: 6296 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 3391 | Наверх ##
9 июля 11:18 9 июля 11:35 Rina-khv написал: [q] Уважаемые форумчане!
Всем доброго дня прошу совета в дальнейшем поиске.
Удалось по моей ветке священников дойти до 1785 года.
Последний документ в цепочке Духовная ведомость с составом семьи предка священника Иоанна Петрова за 1785 год Село Нижний Услон, Свияжской округи, Казанской губернии.
Подскажите, как дальше можно продолжить поиски, так как клировых ведомостей с этого периода в архиве Татарстана я уже не нашла.
[/q]
Конкретно про Казанскую губернию ничего не знаю, тут нужны специалисты по сохранившимся фондам, но если в общих чертах, то нужно для начала посмотреть все, сохранившиеся в фонде местной духовной консистории - искать любые дела по нужному приходу, включая дела о назначении на приход или перемещении на другой, дела о возможных штрафах и взысканиях, дела о смерти. В них может быть состав семьи и разная биографическая информация. Сохранились ли они в Казани за нужный период сказать не могу, но в "моих" регионах есть немало всего за 18 век. В том же фонде также могли сохраниться какие-то списки священников по уездам или благочиниям - много разных было форматов помимо непосредственно клировых. Также смотрите все метрики нужного прихода - даже если нет исповедок ранее 1785 года, священника и членов причта можно легко вычислить по подписям в метриках - также там будут записи о рождении и смерти членов семьи. Это из очевидного. Возможно еще сохранились ревизии священников и членов их семей, но тут как повезет - есть ли они в Казани мне неведомо. Rina-khv написал: [q]
И что такое Духовные росписи и Духовные ведомости - может ли там содержаться полезная информация?
[/q]
Источник полезный, но ненадежный - при возможности его всегда нужно сверять с метрическими записями, ревизиями, клировыми ведомостями и другими источниками. Если грубо - он фиксировал прихожан конкретной церкви в конкретном году (точнее тех, кто был на исповеди - поэтому их чаще называют исповедными ведомостями). Если человека не было в тот год на приходе по какой-то причине, то его (как правило, но не всегда) в исповедке и не будет. Как правило там сухая информация - сословная принадлежность (духовные всегда первыми идут, что облегчает поиск), имя-отчество-фамилия (если есть), вдов или имя жены, дети, а также их возраст. Иногда давали чуть более развернуто "сын умершего священника такого-то" или "вдова попадья" или "племянник умершего дьячка такого-то", могли даже девичью фамилию указать. Возраст в 90% случаев неточный, плюс-минус пару лет, для стариков расхождение могло быть и лет 15-20 - пишем 90, на самом деле - 72 (если по метрикам смотреть). Часто путали отчества, особенно у жен. Возможна вариативность фамилий (в ревизии одна фамилия, в исповедке - другая), так что всегда в первую очередь нужно смотреть на имя-отчество и состав семьи. Часто путали имена детей и их имена могли "плавать" от года к году. --- c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.; | | Лайк (4) |
|