Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1162 1163 1164 1165 1166 * 1167 1168 1169 1170 ... 1205 1206 1207 1208 1209 1210 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (1)
webbrave

webbrave

Сообщений: 6324
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3418

chipoletta написал:
[q]
а в клировых ведомостях пишут какую семинарию окончил свещеннослужитель?
[/q]


Обычно да (если он вообще ее оканчивал), но нередко клировые заполняли спустя рукава и писали обтекаемо ("обучался риторике") без обозначения конкретного учебного заведения. В начале 19 века клировые как правило не очень информативны (если сравнивать с подробнейшими клировыми конца 19-начала 20 вв) - не указывали жен и дочерей, карьерный путь могли дать усеченно, место рождения давали крайне редко. Тут как повезет - нужно смотреть все, что сохранилось по приходу в этот период.


chipoletta написал:
[q]
на момент назначения/перевода Никите около 20 лет. Неужели он мог успеть послужить где то перед этим?...
[/q]


Легко. До рукоположения в диаконы он мог несколько лет быть пономарем или дьячком. Дьячки и особенно пономари нередко были подростками; часто это были дети священников, которые ждали освобождения священнической или диаконской вакансии.

В общем не нужно гадать - ищите клировые и/или дело о назначении на приход.
---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Лайк (2)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2524
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9539
chipoletta
А что с ревизскими сказками священноцерковнослужителей? По крайней мере, 6-й (1811) и 7-й (1816) ревизий? А хорошо бы и 5-й (1795).
Если они найдутся - снимется масса вопросов... Будет указано, откуда и когда кто переводился. Вдруг в одном из приходов сыщется Константин, имеющий сына Никиту подходящего возраста. И.т.д.
Кстати, если в Вашем приходе нет записи о его венчании - как Вы предполагаете, с дочерью местного дьякона, - весьма высока вероятность, что этот Никита действительно сначала где-то служил пономарём. Дело в том, что, по общему правилу, венчание происходило в приходе невесты. Но если жених был действительным церковнослужителем - почти всегда он венчался по месту службы, "у себя"...
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (6)
chipoletta

Москва
Сообщений: 543
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 382

ИнокКент написал:
[q]
Кстати, если в Вашем приходе нет записи о его венчании - как Вы предполагаете, с дочерью местного дьякона, - весьма высока вероятность, что этот Никита действительно сначала где-то служил пономарём. Дело в том, что, по общему правилу, венчание происходило в приходе невесты. Но если жених был действительным церковнослужителем - почти всегда он венчался по месту службы, "у себя"...
[/q]

ух как интересно! Спасибо! я бы до такого сама никогда бы не додумалась!


ИнокКент написал:
[q]
А что с ревизскими сказками священноцерковнослужителей? По крайней мере, 6-й (1811) и 7-й (1816) ревизий? А хорошо бы и 5-й (1795).
[/q]

5-7 ревизии пока не искала, глянула только единственную доступную 4ую ревизию - там священнослужителей всего ничего: по паре страничек разбросано в каждом деле. Емельяна Еремеева естественно не нашла.


Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1978
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2423
Может не совсем в этот раздел, но есть такой вопрос.

В 1746 году упоминается Церковь божия во имя Успения Пресвятыя Богородицы с пределом во имя Архангела Михаила. Сказано что церковь еще вне совершения, а придел освящён.

Далее церковь в 1758-м году называется Архангельской и село имеет второе название (видимо по этой церкви) Архангельское. Через несколько лет церковь называется уже Успенской, а село получает второе наименование Успенское, которое закрепляется за ним уже до начала 20-го века.

Ещё есть информация от конца 19 века, что в этой Успенской церкви тогда хранилась икона Успения пресвятой Богородицы, написанная в 1758 году.

Вот мой вопрос, на основании информации выше.
Могло ли быть так, что сам храм не было освящен, а освящен только придел? Соответственно церковь называли по имени святого, в честь которого был освящен предел?
А когда в иконостасе основного алтаря появилась икона Успения пресвятой Богородицы, тогда церковь окончательно получила название Успенской?
Или по вышеприведённым данным это скорее две церкви?
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2524
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9539

Dim-ev написал:
[q]
Или по вышеприведённым данным это скорее две церкви?
[/q]

Нет, у Вас всё в порядке.
1) При строительстве достаточно крупного церковного здания много раз случалось, что главный объём ещё достраивался, а в готовом приделе уже начинались службы. Самый знаменитый пример - венчание А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой в приделе недостроенной церкви Большого Вознесения.
2) Когда освящёна "основная" церковь, она, естественно, именуется соответственно - по святому или великомученику (Михайловская, Георгиевская, Татьянинская, Алексия Митрополита, Климента, папы Римского и т.д.) или их комплексу (Козмодемьянская, Борисоглебская, Девяти Мучеников Кизических, Сорока мучеников), двунадесятому празднику (Рождественская, Знаменская, Успенская и др.), "событию (Сошествия Святого Духа, Усекновения Главы Иоанна Предтечи или, скажем, его же Рождества), знаменитой иконе (Смоленская, Казанская, Владимирская, Ахтырская и др.) и так далее.
Но когда основного освящения ещё не было - все знают, как церковь "будет" называться, но пока действует престол в приделе, освящённый в честь кого-то (или чего-то) другого. И прихожане успевают иногда настолько привыкнуть к такому "предварительному" наименованию, что не только называют саму церковь, но и успевают назвать так село, сложившееся вокруг неё. Примеры только в моей практике - село Никольское в Каширском уезде (придел Николая Мирликийского при церкви Козмы и Дамиана) или Макарьевская слобода через реку от Вятки (придел Макария Желтоводского при Троицкой церкви).
Так что - на Ваш вопрос - это одна и та же церковь.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (11)
Dim-ev

Dim-ev

Сообщений: 1978
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 2423
>> Ответ на сообщение пользователя ИнокКент от 20 июля 2024 11:21
Спасибо за столь исчерпывающий ответ.

sled_na_peske

Сообщений: 754
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 899
Прошу консультации уважаемого сообщества.
Ситуация такова. В марте 1803 года пономарь Преображенской церкви города Лихвина просит от имени своего сына Сергея о принятии его в мещанство. Сыну на тот момент около 13 лет: в справке из Консистории сказано, что по ревизии 795 года он показан пяти лет.
В решении Лихвинской градской думы при описании картины сказано, что Сергей не положен в штате церковном.

А что это означает? Отец не отправил его учиться своевременно, поэтому он оказывается не положенным в штате? То есть отец заранее предполагал для сына иную стезю? Или по каким-то причинам ясно, что церковная деятельность не для него и отец загодя выводит его в мещанство? Какой смысл торопиться, если в 13 лет вряд ли отец отправит сына самого устраивать свою жизнь. Причем, судя по материалам дела, процесс перехода в мещанство был инициирован годом ранее, ещё в 1802 году, но ответ из Консистории отсутствовал, вот и пришлось отцу обращаться в Калужское губернское правление.

И в дальнейшем Сергей очень быстро организовал собственную семью. По ревизии 1816 года имелось уже четверо детей, старший из которых получается 1808 года рождения.
---
Тул.губ. Богородицк. у. Пивоваров/Балакин, Чуканов/Чуйкин/Чукин - с.Никитское, Бедняков - с.Малевка; г.Епифань - Перфильев, Слемзин, Байбаков; Калужск. губ. - г.Таруса, с.Троицкое - Бормотов, д.Сахаровка, г.Алексин - Илларионов
webbrave

webbrave

Сообщений: 6324
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 3418

sled_na_peske написал:
[q]
В решении Лихвинской градской думы при описании картины сказано, что Сергей не положен в штате церковном.

А что это означает?
[/q]


Насколько я понимаю это означает, что он никем при тамошней церкви не числился. Возраст тут смущать не должен - как раз пономарями часто становились подростки.


sled_na_peske написал:
[q]
Отец не отправил его учиться своевременно, поэтому он оказывается не положенным в штате?
[/q]


Образование никак на это не влияло. Даже дети священников в это период еще могли получить домашнее образование (а чуть ранее это повсеместная практика), а уж дети пономарей тем более - могли и домашнего толком не получить и быть полуграмотными.
sled_na_peske написал:
[q]
То есть отец заранее предполагал для сына иную стезю? Или по каким-то причинам ясно, что церковная деятельность не для него и отец загодя выводит его в мещанство?
[/q]


А в самом деле про это не говорится вообще? Просто просит перевести в мещане без объяснения причин? Если так, то можем только гадать.


sled_na_peske написал:
[q]
Какой смысл торопиться, если в 13 лет вряд ли отец отправит сына самого устраивать свою жизнь.
[/q]


Во-первых, не факт, что ему было 13. В ревизии 1795 возраст мог быть неточным и ему вполне могло быть на два-три года больше. Во-вторых, отец мог отправить его к родственникам. Может у него жена была из мещан или сам пономарь этот сын мещанина. Отправил сына в город к деду или дяде помогать по хозяйству.



---
c. Глафировка Ростовского у. Екатеринославской губ.; c. Гоптаровка и д. Романовка Суджанского у. Курской губ.; c. Алексеевское Валковского у. и c.Пристайлово Лебединского у. Харьковской губ.; c. Холодовка Брацлавского у. Подольской губ.; c. Крапивна Новозыбковского у. Черниговской губ.;
Лайк (1)
ИнокКент

ИнокКент

Москва, Российская Федерация
Сообщений: 2524
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 9539
sled_na_peske
Под словами "не положен в штате церковном" в данном случае, скорее всего, имелось в виду то, что сыну не было "предоставлено" (пред-оставлено, оставлено на будущее) штатное место. Таким образом, ему не была гарантирована, предуготовлена духовная карьера - говоря сегодняшними словами, "в кадровый резерв" консистории он не входил. Это сразу важный показатель - духовное начальство на него не рассчитывало.

1802-05 годы - время очередного разбора духовенства.
Проблема в том, что священноцерковнослужители размножались примерно с той же скоростью, что и крестьяне - 7-8, а иногда и 10-12 родов для женщины были нормой. А вот детская смертность в этих семьях (достаток, гигиена, общая культура) была существенно ниже; там, где у крестьянина из 10 детей выживали двое-трое, у церковников вырастало восемь...
Во-первых, на такую ораву не напасёшься штатных мест. Во-вторых, все они, принадлежа с рождения к духовному сословию, не платили налогов ("не положены в подушный оклад") и, следовательно, сокращали доходную базу бюджета. Поэтому со времён Анны Иоанновны детей священноцерковнослужителей регулярно, раз в 20-25 лет, "прореживали".
Те, кто явно умён, способен и хорошо учится, получали альтернативу - готовиться к духовной карьере или уходить в университеты либо Медико-хирургическую академию (последняя буквально "охотилась" за выпускниками семинарий - они уже знали латынь!). Грамотные с удовольствием разбирались в разные присутственные места - губернские и городнические правления, суды и т.п. - приказнослужителями. Тупые, неграмотные и недисциплинированные забривались в рекруты. А прочие записывались в одно из податных сословий - в купцы (если были деньги на гильдейский сбор), мещане или государственные крестьяне.

Так что если Ваш персонаж не был назначен для духовной карьеры ("не положен в штате церковном"; самая простая причина, например - был заикой), то отец просто ходатайствовал о каком-то конкретном решении по этой персоне (как Вы и предположили, "загодя предполагал для сына иную стезю"). Может быть, чтобы точно не взяли в рекруты. Может быть, чтобы приписали к мещанству конкретного города (Вы не расписали деталей) - где были какие-то родственники или другие завязки... Может быть, сын что-то нахулиганил, и отец предлагал консисторскому начальству таким способом "замять" дело...
На самом деле, ничего необычного. Особенно, повторюсь, именно в эти годы (1802-05), когда "расчищали контингент" по всей России.
---
Ищу купцов и мещан (Аккерман, Лида, Николаев); мазылов (Бендеры, Ананьев), канцеляристов (Екатеринослав, Нежин); СЦС (Казан., Симб., Твер., Яросл. губ.); казённых (Вятка), экономических (Меленки), владельческих (Курск, Муром) крестьян и дворовых (Дорогобуж, Тула, Кузьминское Подольск. уезда)
Лайк (7)
sled_na_peske

Сообщений: 754
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 899

webbrave написал:
[q]
не факт, что ему было 13. В ревизии 1795 возраст мог быть неточным и ему вполне могло быть на два-три года больше. Во-вторых, отец мог отправить его к родственникам. Может у него жена была из мещан или сам пономарь этот сын мещанина. Отправил сына в город к деду или дяде помогать по хозяйству.
[/q]


В ревизии 1816 его возраст записан 24, а по предыдущей 20. Так что, по 1795 получается наибольший возраст. В этом случае ему 18 лет во время рождения первого ребенка. Так что даже если отец его отправил кому-то в помощь, то помогал он, прямо скажем, недолго: дело о переходе в мещанство происходит в 1803 году, а женился Сергей, получается, в 1807 или даже в 1806 (предыдущая относительно 1812 года сказка по Лихвину была 1811 года на самом деле).
Как же он так быстро встал на ноги?
Да, насчет происхождения пономаря ничего не знаю, увы...
---
Тул.губ. Богородицк. у. Пивоваров/Балакин, Чуканов/Чуйкин/Чукин - с.Никитское, Бедняков - с.Малевка; г.Епифань - Перфильев, Слемзин, Байбаков; Калужск. губ. - г.Таруса, с.Троицкое - Бормотов, д.Сахаровка, г.Алексин - Илларионов
    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 1162 1163 1164 1165 1166 * 1167 1168 1169 1170 ... 1205 1206 1207 1208 1209 1210 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈