Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Генеалогия священников

Общая тема

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 764 765 766 767  768 769 770 771 772 ... 1203 1204 1205 1206 1207 1208 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Niki
Начинающий

Сообщений: 38
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 26
До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников...
Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено.
В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать?
Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту).
Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников...

Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников.
Буду очень благодарна!

---
священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы
Лайк (1)
aksarina

Сообщений: 125
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 25
ssm, Sinterson, G_Spasskaya спасибо за ответ, очень интересно вместе строить версии.
G_Spasskaya написал:
[q]
сыновья вполне могли на определенном этапе решать сами за себя - а далее писали прошение в синод об исключении из духовного звания
[/q]


ssm написал:
[q]
Закончившие духовную семинарию могли уже и сами решить, как дальше жить
[/q]


Прадед в Александровское РУ был отдан мальчиком в возрасте 10 лет. Очевидно, это был выбор его отца, священника? Почему не отправил в Тоб. духовное училище? Семья на тот момент жила в Тюмени, РУ было учебным заведением, если не ошибаюсь, самого высокого порядка из существовавших в городе. Гимназии в Тюмени не было. При переезде в Тобольск в 1904 Виктору 15 лет. В Семинарию не поступал, учился в Губернской гимназии. Отчисление по малоуспеваемости маловероятно... У прадеда была обширная библиотека, на девятом десятке еще говорил по-немецки (видимо, в РУ и гимназии так хорошо преподавали иностранные языки) и решал шахматные задачи.

Свободный выбор студента семинарии продолжать свой путь - понятно. В случае же с выбором для мальчика 10 лет РУ вместо духовного училища и с 15 лет - гимназии вместо семинарии - вероятно, выбор родителя?.. Вот именно этот выбор мне интересен - выбор на ранней стадии.

По семейным преданием, Виктор пароходом из Тобольска отправился в Ново-Николаевск (по второй версии - в Томск) поступать в Горный Институт, откуда был отчислен за участие в студенческих волнениях (видимо, около 1907-10г). После чего поступил в с/х институт в Москве. В 1920-х Виктор - зам. продкомиссара орловского губпродкома. Связь с родом, с духовенством из Тоб. губернии навсегда прервалась.

Выбери в 1901г. Иоанн Аксарин для своего сына Виктора духовное училище - история рода развивалась бы по совершенно другому сценарию.
ПОЧЕМУ?


Мог ли выбор быть обусловлен простым удобством - жили в Тюмени, отправил сына в Тюменское РУ.. Не знаю.
Переехав в Тобольск, не определил же сына в Семинарию..
Что-то в характере мальчика Виктора? Смотрели ли на это отцы-священнослужители, определяя путь сыновей?

С девочками, отправленными в ЕЖУ ясно, спасибо!

А вот где учились два младших брата прадеда - мне еще предстоит найти. В последних имеющихся в архиве КВ Тобольского кафедрального собора за 1911
Виктору Аксарину (моему прадеду) 20 лет, обучается в Московском с/х институте,
Дмитрию Аксарину 8 лет, обучается в Христорождественской церковно-приходской школе,
Георгию всего 4 года.

Отправила запрос в архив на поиск сведений об младших братьях.

Большое спасибо!
---
Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7578
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4207

ssm написал:
[q]
Например, сын священника "моего" села вопреки воле отца продолжил образование в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии и стал потом довольно известным врачом-психиатром
[/q]

Я не знаю, вопреки воле отца или нет... в одной моей священнической ветке сыновья священника, причем не сельского, а городского, соборного, все после ДУ поступили в семинарию, а потом, с разных уровней перешли в московскую медико-хирургическую академию. священником стал только один сын, средний, остальные служили по светской части. точно такая же картина в семье этого среднего сына - все сыновья после ДУ - прямым ходом в ДС, оттуда кто-когда - в медико-хирургическую, только уже Петербургскую.
Я как-то на форуме читала, что университеты и хирургические академии одно время очень приветствовали поступление недоучившихся семинаристов.
К тоже же, наверное, стоит учитывать, что среди молодежи того времени прогрессивным были идеи народничества - "просвещать, учить, лечить и т.п." - т.е. учеба в университетах и хирургических академиях могла стать для них шагом к правильному переустройству общества, а в семинарии - не могла.


aksarina написал:
[q]
Прадед в Александровское РУ был отдан мальчиком в возрасте 10 лет. Очевидно, это был выбор его отца, священника?
[/q]

Очевидно.
Мог ли отец видеть, что сын явно не предрасположен к священничеству? Бывают такие дети, по которым с детства понятно, в каком направлении они могут расти. Ведь в училище поступали дети уже с минимальной подготовкой, и пока родители готовили их, могли понять наклонности. Может, он все время что-то мастерил, например, а связно излагать свои мысли - не мог, заикался, например, или было точно понятно, что языки в объеме ДУ и семинарии он точно "не потянет" и отец решил, пусть уж лучше идет "в технику"?
Еще вариант, хоть и несколько необычный для того времени, когда отправить ребенка учиться в другой город было частым явлением - может, не хотели как раз отправлять в другой город?
---
Прошлое не "позади нас", оно - в нас.
ssm

Н.Новгород
Сообщений: 508
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 1029

aksarina написал:
[q]
Прадед в Александровское РУ был отдан мальчиком в возрасте 10 лет. Очевидно, это был выбор его отца, священника? Почему-то не отправил в Тоб. духовное училище? Семья на тот момент жила в Тюмени, РУ было учебным заведением, если не ошибаюсь, самого высокого порядка из существовавших в городе. Гимназии в Тюмени не было. При переезде в Тобольск в 1904 Виктору 15 лет. В Семинарию не поступал, учился в Губернской гимназии. Отчисление по малоуспеваемости маловероятно... У прадеда была обширная библиотека, на девятом десятке еще говорил по-немецки (видимо, в РУ и гимназии так хорошо преподавали иностранные языки) и решал шахматные задачи.

Свободный выбор студента семинарии продолжать свой путь - понятно. В случае же с выбором для мальчика 10 лет РУ вместо духовного училища и с 15 лет - гимназии вместо семинарии - вероятно, выбор родителя?..
[/q]

Понятно, что это выбор родителя, а насчет причин можно только гадать. Может, отец не хотел (или не сильно хотел, или мать не хотела), чтобы все или некоторые сыновья повторяли его судьбу. Возможно, не хватало денег на образование всех детей, а в училище было казенное содержание. Или, например, родственник там работал.
---
Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.)
aksarina

Сообщений: 125
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 25
G_Spasskaya Спасибо, очень интересная мысль!
G_Spasskaya написал:
[q]
Мог ли отец видеть, что сын явно не предрасположен к священничеству?
[/q]


Как я поняла из архивных документов, до десяти лет Виктор обучался дома (вел обучение отец или матушка, не знаю).
Прадед умер до моего рождения, но от папы знаю, что на девятом десятке Виктор Иванович читал по-немецки (в РУ и в гимназии изучали французский и немецкий языки). И шахматные задачи решал, выписывал тематические журналы. Очевидно, математические способности тоже были высоки. Обширная библиотека, книги по истории.
Занимал высокие должности, в 1930-х жил в правительственном доме близ Крещатика в Киеве. В целом был высокообразованным, по описанию родных, строгим и с детства самостоятельным человеком.

Отчего-то мне кажется, что причина не в возможной малоуспеваемости/недостаточных способностях, судя по карьере и жизни В.И.

А вот участие Виктора в студенческом восстании.. И впоследствии - должность зам. продкомиссара, телеграммы Ленина на его имя, чтение им лекций по научному коммунизму, преподавание (кажется, математики) в школе краскомов... Вот это мне сложно связать с его происхождением из духовенства. По женской линии у Виктора - потомственные священники, протоиереи. Смотрю на фото "Обед краскомов" 1923 г и пытаюсь сложить мозаику. Не получается, а покоя не дает!
Известно так же, что Виктора разыскала одна из сестер (о каких годах идет речь, неизвестно), но ее письмо осталось без ответа. Страх репрессий??

Сын священника, Виктор Иванович, что же вы мне оставили - разрыв с родом, одни биографические пробелы!
---
Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии
G_Spasskaya

G_Spasskaya

Москва
Сообщений: 7578
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 4207
aksarina, я вам сейчас еще чуть-чуть расскажу о вышеописанной семье священника - может, еще какие идеи у вас появятся.
Мне невероятно повезло, что жена одного из его сыновей, ставшего как раз врачом, после смерти мужа решила написать некие записки-мемуары, рассказать детям о том, какой была их жизнь (мне она - троюродная прапрабабушка). Так получилось, что ветка их прервалась через два поколения, а мемуары попали в районную газету Алексинского района, где были напечатаны. Так я про них и узнала.

Но это все вступление. Главное, что прочитав эти мемуары, я поняла, что я вообще себе неправильно совсем представляла их жизнь. Во-первых, они были невероятно мобильны!!! Столько переезжать с места на место (при тех реалиях развития транспорта) - это невероятно! Во-вторых, я поняла эту настроенность на перемены у такого огромного числа людей. И происхождение из духовенства их делало не революционерами-борцами (как мы привыкли представлять революционеров), хотя и таких тоже хватало, молодых максималистов, считавших, что проще построить новое, разрушив старое, чем модернизировать. Но духовное воспитание делало многих из них "революционерами-просветителями", они реально видели условия, в которых жил народ, понимали, насколько он темен, и с высоты своего образования искренне (!!!) мечтали народу дать знания, надеясь, что это сразу улучшит его жизнь. В-третьих, я увидела их не просто "квадратиками" в схеме генеалогического древа, я узнала их, как людей - чем они жили, о чем беспокоились, как растили детей, как помогали друг другу все в родне, когда было кому-то тяжело.
В частности, был интересный момент - они отдали сына в гимназию, в город, а сами жили в селе. Сын особо крепким здоровьем не отличался с детства, а тут, видимо, на фоне стресса, как сейчас бы сказали, стал болеть еще больше. Спустя какое-то время они его забрали, перевели в другую гимназию, мать стала жить с ним в городе, а отец продолжал ездить по сельским больницам, где работал. Периодически мать с сыном ездили к отцу - так только и смогли закончить этот год. Может, ваши тоже не хотели отдавать ребенка в другой город?
aksarina

Сообщений: 125
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 25
G_Spasskaya, спасибо, что поделились! Интересная история, и как же вам повезло с мемуарами! Я - наследница невидимой библиотеки биографических пробелов и умолчаний. Пробую вникнуть в детали, обстоятельства жизни, подспудные причины, чтобы "восстановить" портреты родных.
G_Spasskaya написал:
[q]
Но духовное воспитание делало многих из них "революционерами-просветителями",
[/q]

Спасибо за мысль! Судя по описанию характера В.И., это могло к нему относиться.

Спрашивала у папы, как же прадед, сын священника, мог читать лекции по научному атеизму. Сошлись на двух версиях: а) по искреннему убеждению, б) как прикрытие против раскрытия происхождения из духовенства (?). В анкете губпродукома (1920е) в графе "социальное положение" - потомственный гражданин. Рассматривала книги по атеизму..Членом партии, при том, не был.


G_Spasskaya написал:
[q]
Может, ваши тоже не хотели отдавать ребенка в другой город?
[/q]
Пришла эта причина в голову: не отправлять в Тобольск. Не знаю, был ли Виктор болезненным мальчиком. Прадед прожил 89 лет, был в ясном уме до последнего дня, жаль, моего рождения не дождался всего три года.


ssm написал:
[q]
Возможно, не хватало денег на образование всех детей, а в училище было казенное содержание. Или, например, родственник там работал.
[/q]
Если не ошибаюсь, то как раз в духовных заведениях дети духовенства могли обучаться бесплатно. В Александровском РУ взималась плата 30 руб в год.
Заглянула в памятную книжку со сведениями о преподавательском составе АРУ. Директором был Иван Яковлевич Словцов, действительный студент Казанского университета. Подумала было, что он из династии СНС Словцовых из Тобольской губернии и мог быть однокашником И.Аксарина по семинарии. Но в списках выпускников семинарии другие Словцовы. Хотя есть и с отчеством Яковлевич один. Преподаватели-родственники не обнаружены.

Может быть, еще что-то придумаем.
Спасибо моим помощникам в разгадывании головоломки! Одна голова - хорошо, а форум - чудо. ))
---
Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 738
"Вопрос о нашем воспитании, то есть двух старших сыновей, начал занимать отца и мать очень рано, задолго до наступления нашего школьного возраста. Помню по этому случаю споры отца с дедушкой, отцом матери. Отец хотел непременно отдать нас в гимназию, а дедушка именно этого и не желал.
- Пустякам там учат, - спорил он. - Пусть лучше поступят в духовное училище... Там выучат.
Отец всегда страшно волновался, когда разговор заходил о духовном училище. Он был отдан туда восьми лет, прямо в бурсу, и не мог вспоминать о своем ученье без ужаса.
Был один момент, когда заветное желание отца готово было сбыться. Директор екатеринбургской гимназии, он же и инспектор народных школ по Зауралью, ревизовал народные училища и, между прочим, заехал в наш Висим. Помню его фамилию: Крупенин. Понравилась ли ему школа, которую отец вел без помощи учителя в течение восьми лет совершенно безвозмездно, или, может быть, понравился ему отец, - он дал обещание принять нас в свою гимназию. Для отца это было величайшей радостью. Но, к сожалению, когда наступило время нашего учения, Крупенина уже не было в Екатеринбурге, - не помню хорошенько, перевели его на другое место или он умер. Отчаянию отца не было границ. Непреодолимой преградой для отца являлась плата за учение, составлявшая, по-нынешнему, ничтожную сумму в пятнадцать рублей.
- Где же я возьму тридцать рублей за двоих? - повторял он. - Крупенин обещал освободить от платы... А тут еще форма гимназическая, учебники. Нет у меня таких денег, негде их взять... Жалованья получаю двенадцать рублей, доходы ничтожные.
Приход у отца был маленький, и соответственно с этим были малы доходы. <...>
Когда мечта о поступлении в гимназию была разрушена, отец начал приготовлять нас троих, меня с братом и Николая Тимофеича, к поступлению в духовное училище..."
(Д. Н. Мамин-Сибиряк. Отрезанный ломоть. Цит. по: http://lib.ru/TALES/SIBIYAK/otrlom.txt )
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
Domovoy25

Санкт-Петербург
Сообщений: 214
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 119
Ооо, вот Вы прочитали тоже мои мысли!
У меня с Прадедушкой случилось тоже самое. Он искреннее поверил в новую власть. Его сыновья помогали делу революции.
Причем все мои дедушки священники со дня назначения в церковь становились учителями в приходских школах и не только учили закону Божьему.
И все сыновья стали или учителями или врачами в новой жизни.
Меня тоже поразила мобильность в те времена. Это видно даже по метрическим книгам!
Откуда ж в Новоладожском уезде взялись казаки, я очень удивлялась. )
---
Ищу сведения о Лебедевых, Иродионовых, Зеленецких, Трипольских (Новоладожский уезд), Котосовых (Череповецкий уезд, деревня Паршино), Кузьминых (Сывороткино, Новоторжский уезд), Ерёминых (Череповецкий уезд, деревня Бор), Лукьяновы (Днепропетровская область)
aksarina

Сообщений: 125
На сайте с 2017 г.
Рейтинг: 25
AK-63 Спасибо за приведенный отрывок! Надо почитать Мамина-Сибиряка.
AK-63 написал:
[q]
когда разговор заходил о духовном училище. Он был отдан туда восьми лет, прямо в бурсу, и не мог вспоминать о своем ученье без ужаса.
[/q]

Встречаю подобные упоминания об учебе в духовных заведениях; чьи воспоминания порекомендуете почитать?
Практиковалось ли в конце 1880-х физическое наказание?

Просматривая ТЕВ, обратила внимание, что крестьянский сын Иван Аксарин все классы семинарии окончил по первому разряду, в списках по успеваемости на первом, втором или третьем месте. В то время как некоторых священнических сыновей отчисляли или оставляли на переэкзаменовку. Как это объяснить?

- Старанием выучиться? Оттого что крестьянскому сыну не было гарантировано наследственное место в приходе?
- Было ли обучение в семинарии для крестьянских детей платным? Если так, возможно, это могло быть дополнительным стимулом?

Если Иоанн был отличником, то, очевидно, избежал "ужасов" бурсы?
Если допустить версию, что своего сына Иоанн не отдал в духовное заведение по причине тягостных воспоминаний об учебе, чего он мог насмотреться?

Спасибо всем за такой интересный обмен мнениями и версиями!
---
Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии
AK-63

Екатеринбург
Сообщений: 891
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 738
По порядку.
Во-первых, самый известный литературный труд на эту тему, конечно, "Очерки бурсы" Н. Г. Помяловского (они выложены в Интернете). Надо только иметь в виду, что там описан период первой половины 19-го века, а к его концу все поменялось довольно сильно. Скажем, мне довелось читать датированные примерно 1960 г. неопубликованные воспоминания одного человека, окончившего Камышловское духовное училище незадолго до революции. Так в них вообще одна ностальгия. Скажем, об одном из своих учителей он пишет примерно в том плане, что вот, дескать, какое счастье, что он до сих пор с нами (тот действительно прожил больше 90 лет)...
Когда отменили телесные наказания, точно не скажу, но в конце 1880-х их, по-моему, уже не было.
Далее, оценки в семинарии ставили не за происхождение. Возможно, этот Иван был реально очень способным, только и всего. (И да, наследование мест в приходах к тому времени уже было отменено.) Ну а в дальнейшем он мог просто разочароваться в своем выборе... И, кстати, отсутствие специального образования отнюдь не было препятствием для успешной карьеры в духовном ведомстве. Учителей, к примеру, туда принимали буквально с распростертыми объятиями...
---
Ищу материалы об уральском духовенстве.
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 764 765 766 767  768 769 770 771 772 ... 1203 1204 1205 1206 1207 1208 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈