Генеалогия священников
Общая тема
Niki Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
20 октября 2004 23:54 До этого я занималась только крестьянско-мастеровой частью моего древа, а теперь вот вроде пришло время взяться за предков-священников... Но: как подумаю, что точно не знаю, как это провернуть за короткое время, голова идет кругом. А все потому, что для этого придется ехать в другой город и время работы в архиве будет очень ограничено. В связи с этим вопрос: по каким документам лучше искать? Буду раскапывать с 1 даты - даты рождения прадеда. А потом - клировые ведомости смотреть про его отца? Или в посемейных списках они будут прописаны? Но ни того, ни другого может не оказаться (судя по прошлому опыту). Насчет ревизских сказок, насколько понимаю, нет там священников... Сумбурно написала, но эти соображения не дают мне покоя. Опишите, пожалуйста, граждане, на какие документы лучше надеяться, вообще - каковы особенности исследования родословной священников. Буду очень благодарна! --- священники Пермской, Вятской и Рязанской губерний - Дьяконовы, Покровские, Удинцевы, Пинегины, Аввакумовы ; мастеровые уральских заводов - Шеины, Лихачевы, Шатовы, Ермаковы, Кутины ; из нынешней Чувашии - Белокуровы , из Костромской - Романовы, Вороновы | | Лайк (1) |
katyapevnaya Харьков Сообщений: 807 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 1117
| Наверх ##
22 февраля 2018 20:42 elena_krd написал: [q] [/q]
Спасибо --- Певные (Валковский уезд), Курило и Дегтярь (Красная Слобода,Курмани) Сивченков (Смоленская область ) Смоленко и Игнатуша (Самотоевка) Тимченко (Ольшана) Халаимовы (Власовка Кегичевский рн) Паляница (Середина Буда), Шелест (Ольшана)
С радостью помогу По Харьковскому архиву | | |
aksarina Сообщений: 125 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 25
| Наверх ##
25 февраля 2018 15:09 Уважаемые знатоки, Просматривая списки учеников Тоб. Семинарии в ТЕВ, обратила внимание, что каждый класс по успеваемости делится на два разряда. Внутри же разряда ученики перечислены не в алфавитном порядке, а, вероятно, тоже по успеваемости - от лучших результатов к меньшим?
Интересно, верна ли моя догадка? Буду рада, если кто-то из вас обращал внимание. --- Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии | | |
aksarina Сообщений: 125 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 25
| Наверх ##
25 февраля 2018 16:01 Уважаемые знатоки,
Очень интересны причины, по которым прапрадед СНС И.Аксарин (*1866) выбрал для старшего сына Виктора (*1891) светское образование (Александровское РУ в Тюмени, с переездом в Тобольск - губернскую гимназию), а для дочерей - духовное (Тоб. женское епарх. училище).
Так же прапрапрадед протоиерей М.Федюшин (*1829) дал старшему сыну Семену (*1854) светское образование - СПб Университет, юридический факультет; младшему Александру - духовное. Семен строил светскую карьеру, получил чин статского советника.
В итоге мой прадед В.И. Аскарин учился в Петровской академии в Москве, а его двоюродный брат, сын статского советника Семена Федюшина, - в Цюрихском университете.
Чем мог быть обусловлен выбор СНС, дававших сыновьям светское образование?
"Записки сельского священника" (1882) проливают свет на горести быта в селе и, иллюстрируя скудость пономарский жизни (при обязанности в те времена выпускников семинарии служить пономарями до достижения 30-летнего возраста), объясняют нежелание отцов отдавать детей в духовные учебные заведения. Ни Матвей Федюшин, ни И.Аксарин, кроме первых двух лет службы, в селе не служили; жили в городах, в собственных домах.
Прочитала в теме ЧАВО о СНС: Дети священно- церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. [/u]Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия.
В каких годах действовало это правило о приписании?
Должен ли был мой прадед (*1891) быть приписан к другому сословию, чтобы учиться в светском учебном заведении?
Большое спасибо. --- Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7578 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4207 | Наверх ##
25 февраля 2018 17:33 aksarina, я думаю, что сыновья вполне могли на определенном этапе решать сами за себя - а далее писали прошение в синод об исключении из духовного звания, учились где-то в университетах, получали чины и строили свою светскую карьеру (юридическую, медицинскую). Почему? - возможно, не чувствовали в себе стремления стать священником. Многие дети священников выбирали этот путь во второй половине XIX века. С дочерями - другое дело, те из священников, кто хотел дать дочерям образование - отдавали их именно в ЕЖУ, которые для того и были созданы. Вероятно, для священников это и материально было проще. А дальше - женщинам ведь не надо было определяться с сословием - все равно оно в конце концов менялось по мужу. | | |
Sinterson Москва Сообщений: 515 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 342 | Наверх ##
25 февраля 2018 18:52 aksarina написал: [q] Очень интересны причины, по которым прапрадед СНС И.Аксарин (*1866) выбрал для старшего сына Виктора (*1891) светское образование (Александровское РУ в Тюмени, с переездом в Тобольск - губернскую гимназию), а для дочерей - духовное (Тоб. женское епарх. училище).[/q]
Тоже думал над подобным вопросом по своему прадеду. А потом в краеведческом музее нашлись документы, что его отчислили с первого курса семинарии за неуспеваемостью. И поэтому он в конечном счете окончил реальное училище. --- Интересует духовенство Новгородской губернии: Новая Русса, Черенчицы, Ляховичи, Левоча, Строилово, Молвотицы | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7578 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4207 | Наверх ##
25 февраля 2018 20:22 aksarina, Sinterson - интересно бы, наверное, сравнить список изучаемых дисциплин в семинарии, в университете и в РУ. Тогда можно будет более точно делать выводы. | | |
ssm Н.Новгород Сообщений: 508 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1029
| Наверх ##
25 февраля 2018 21:43 aksarina Закончившие духовную семинарию могли уже и сами решить, как дальше жить. Например, сын священника "моего" села вопреки воле отца продолжил образование в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии и стал потом довольно известным врачом-психиатром http://www.ogugauo.ru/853-lekt...-28-1-2016 . Думаю, наиболее способные хотели получить высшее образование по какой-то специальности, кого-то привлекала карьера чиновника, да и денежное содержание играло важную роль в выборе карьеры и места служения. По Вологодской губернии есть статистика, что менее половины выпускников духовной семинарии становились священниками. Так что тут нет ничего необычного, что далеко не все сыновья СЦС продолжали династию. --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
aksarina Сообщений: 125 На сайте с 2017 г. Рейтинг: 25
| Наверх ##
25 февраля 2018 22:23 25 февраля 2018 23:17 ssm, Sinterson, G_Spasskaya спасибо за ответ, очень интересно вместе строить версии. G_Spasskaya написал: [q] сыновья вполне могли на определенном этапе решать сами за себя - а далее писали прошение в синод об исключении из духовного звания[/q]
ssm написал: [q] Закончившие духовную семинарию могли уже и сами решить, как дальше жить[/q]
Прадед в Александровское РУ был отдан мальчиком в возрасте 10 лет. Очевидно, это был выбор его отца, священника? Почему не отправил в Тоб. духовное училище? Семья на тот момент жила в Тюмени, РУ было учебным заведением, если не ошибаюсь, самого высокого порядка из существовавших в городе. Гимназии в Тюмени не было. При переезде в Тобольск в 1904 Виктору 15 лет. В Семинарию не поступал, учился в Губернской гимназии. Отчисление по малоуспеваемости маловероятно... У прадеда была обширная библиотека, на девятом десятке еще говорил по-немецки (видимо, в РУ и гимназии так хорошо преподавали иностранные языки) и решал шахматные задачи. Свободный выбор студента семинарии продолжать свой путь - понятно. В случае же с выбором для мальчика 10 лет РУ вместо духовного училища и с 15 лет - гимназии вместо семинарии - вероятно, выбор родителя?.. Вот именно этот выбор мне интересен - выбор на ранней стадии. По семейным преданием, Виктор пароходом из Тобольска отправился в Ново-Николаевск (по второй версии - в Томск) поступать в Горный Институт, откуда был отчислен за участие в студенческих волнениях (видимо, около 1907-10г). После чего поступил в с/х институт в Москве. В 1920-х Виктор - зам. продкомиссара орловского губпродкома. Связь с родом, с духовенством из Тоб. губернии навсегда прервалась.Выбери в 1901г. Иоанн Аксарин для своего сына Виктора духовное училище - история рода развивалась бы по совершенно другому сценарию. ПОЧЕМУ?Мог ли выбор быть обусловлен простым удобством - жили в Тюмени, отправил сына в Тюменское РУ.. Не знаю. Переехав в Тобольск, не определил же сына в Семинарию.. Что-то в характере мальчика Виктора? Смотрели ли на это отцы-священнослужители, определяя путь сыновей? С девочками, отправленными в ЕЖУ ясно, спасибо! А вот где учились два младших брата прадеда - мне еще предстоит найти. В последних имеющихся в архиве КВ Тобольского кафедрального собора за 1911 Виктору Аксарину (моему прадеду) 20 лет, обучается в Московском с/х институте, Дмитрию Аксарину 8 лет, обучается в Христорождественской церковно-приходской школе, Георгию всего 4 года. Отправила запрос в архив на поиск сведений об младших братьях. Большое спасибо! --- Аксарины в Тобольской губернии; Федюшины в Тобольской и Курской губерниях; Иоанн Георгиевич Аксарин (1866-?), протоиерей Тобольской и Сибирской Епархии | | |
G_Spasskaya Москва Сообщений: 7578 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 4207 | Наверх ##
25 февраля 2018 23:01 25 февраля 2018 23:43 ssm написал: [q] Например, сын священника "моего" села вопреки воле отца продолжил образование в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии и стал потом довольно известным врачом-психиатром[/q]
Я не знаю, вопреки воле отца или нет... в одной моей священнической ветке сыновья священника, причем не сельского, а городского, соборного, все после ДУ поступили в семинарию, а потом, с разных уровней перешли в московскую медико-хирургическую академию. священником стал только один сын, средний, остальные служили по светской части. точно такая же картина в семье этого среднего сына - все сыновья после ДУ - прямым ходом в ДС, оттуда кто-когда - в медико-хирургическую, только уже Петербургскую. Я как-то на форуме читала, что университеты и хирургические академии одно время очень приветствовали поступление недоучившихся семинаристов. К тоже же, наверное, стоит учитывать, что среди молодежи того времени прогрессивным были идеи народничества - "просвещать, учить, лечить и т.п." - т.е. учеба в университетах и хирургических академиях могла стать для них шагом к правильному переустройству общества, а в семинарии - не могла. aksarina написал: [q] Прадед в Александровское РУ был отдан мальчиком в возрасте 10 лет. Очевидно, это был выбор его отца, священника?[/q]
Очевидно. Мог ли отец видеть, что сын явно не предрасположен к священничеству? Бывают такие дети, по которым с детства понятно, в каком направлении они могут расти. Ведь в училище поступали дети уже с минимальной подготовкой, и пока родители готовили их, могли понять наклонности. Может, он все время что-то мастерил, например, а связно излагать свои мысли - не мог, заикался, например, или было точно понятно, что языки в объеме ДУ и семинарии он точно "не потянет" и отец решил, пусть уж лучше идет "в технику"? Еще вариант, хоть и несколько необычный для того времени, когда отправить ребенка учиться в другой город было частым явлением - может, не хотели как раз отправлять в другой город? --- Прошлое не "позади нас", оно - в нас. | | |
ssm Н.Новгород Сообщений: 508 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 1029
| Наверх ##
25 февраля 2018 23:28 aksarina написал: [q] Прадед в Александровское РУ был отдан мальчиком в возрасте 10 лет. Очевидно, это был выбор его отца, священника? Почему-то не отправил в Тоб. духовное училище? Семья на тот момент жила в Тюмени, РУ было учебным заведением, если не ошибаюсь, самого высокого порядка из существовавших в городе. Гимназии в Тюмени не было. При переезде в Тобольск в 1904 Виктору 15 лет. В Семинарию не поступал, учился в Губернской гимназии. Отчисление по малоуспеваемости маловероятно... У прадеда была обширная библиотека, на девятом десятке еще говорил по-немецки (видимо, в РУ и гимназии так хорошо преподавали иностранные языки) и решал шахматные задачи.
Свободный выбор студента семинарии продолжать свой путь - понятно. В случае же с выбором для мальчика 10 лет РУ вместо духовного училища и с 15 лет - гимназии вместо семинарии - вероятно, выбор родителя?..
[/q]
Понятно, что это выбор родителя, а насчет причин можно только гадать. Может, отец не хотел (или не сильно хотел, или мать не хотела), чтобы все или некоторые сыновья повторяли его судьбу. Возможно, не хватало денег на образование всех детей, а в училище было казенное содержание. Или, например, родственник там работал. --- Соколовы, Доброумовы, Усовы, Тарабукины, Заварины, Прокошевы, Копосовы - священнослужители Вологодской губернии
http://s-sokolov.ru
Торгашевы (с.Новоселки Лукояновский у. Нижег. губ.)
Тепловы, Камынины (с.Бар.Слобода Алатырский у. Симб.губ.) | | |
|