Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Отдельные вопросы по разделу "Казачество"

✔️ Диалоговая тема для обсуждений.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 ... 151 152 153 154 155 156 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Michelle

Сообщений: 497
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 116
Казачество в царской России - справочный материал

Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”.

Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв.

Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв.
читать дальше >>>

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.

Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско Донское

Хопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновения

Запорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами.
Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в.
Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества
Раздел на форуме - Украина казацкая

Хлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления.
На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.]
...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачества

Мещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры.
Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет.
Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам.
Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в Мещере

Северские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли.
Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.
В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.
В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.
В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.
Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.о казаках северских

Волгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войско

Сибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки Сибири

Яицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачество

Астраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году.
Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн)

Автор текста - terra incognita
Лайк (1)
ALEX1

ALEX1

г. Москва
Сообщений: 2146
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 724
Своякъ

По Положению "О порядке присвоения чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесённых в Государственный Реестр Казачьих обществ Российской Федерации", утверждённому Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 447, должности хуторского атамана соответствует казачий чин до СОТНИКА (включительно). (Т.е. могут быть выбраны вахмистр, подхорунжий, хорунжий, сотник).
Хуторской атаман - выборная должноcть. Выбирается на Хуторском Круге. Результаты выбора х.а. фиксируются в решении Хуторского Круга. Хуторское общественное управление учреждается во всех поселениях, имеющих не менее 60 дворов, и в других поселениях в случае потребности в таковом. Хуторской сбор и хуторской атаман соответствуют по их функциям, правам и обязанностям Станичному сбору и атаману , но область их деятельности ограничивается хутором.

На примере "Положения об общественном управлении станиц Амурского казачьего воойска":

На должность хуторского атамана не могут быть избраны:

- лица моложе тридцати трех лет, но ограничения эти не распространяются на лиц, имеющих офицерское звание Российской Армии и прослуживших в рядах офицерского корпуса не менее 10 лет;
- лица, судившиеся за кражу, мошенничество, разбой, убийства, присвоение или растрату чужого имущества и судом не оправданные, а так же подвергшиеся по суду заключению под стражу, или наказанные условно, или состоящие под судом или следствием, а также лишенные права участия на Кругах;
- заведующие торговыми предприятиями станицы.

Лица, избранные Кругом на второй срок, имеют право на присвоение казачьего офицерского чина на ступень выше;

В случае недобросовестного исполнения хуторскими атаманами лежащих на них обязанностей, и наличия замечаний в отношении их должностной деятельности от Станичного Атамана , последний обязан немедленно доложить об этом Войсковому Атаману для принятия решения.
В этом случае , а также в случаях особо беспорядочного ведения дел общественного управления и хозяйства хуторов и станицы, Войсковой Атаман докладывает о случившемся Председателю правительства Края, приостанавливает действия Станичного или Хуторского Атаманов и назначает дату проведения Станичного ( Хуторского ) Круга для решения вопроса о перевыборах бездействующих Атаманов .

С уважением,
ALEX1
Skif

Skif

Rostov-Don
Сообщений: 192
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 136
и в первом и во втором случае люди на фото не казаки , а скорее всего из средней полосы России... воронежцы или с Брянщины.
---
жизнь разнообразна в своих проявлениях
Lara
Модератор раздела

Lara

Тарханкут- полуостров на полуострове.
Сообщений: 5720
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 10874
SkifЕсли это Вы мне отвечаете, то на обороте фотографии надпись "станица Елисаветовка",думаю вряд ли это Воронеж или Брянск.Тем более с этими местами данная ветка абсолютно не связана.
С уважением,Лариса
---
Были бы казачки – казаки будут!
Мой дневник
Османин
Новичок

Луганск
Сообщений: 7
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 6
доброго времени суток
интересует информация о казачьей семье Несмеяновы. родом из Донецкой губернии с .Хрящевка.
YuriyVV
Участник

ст.Павловская Краснодарский край
Сообщений: 60
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 4
Среди историков, есть гипотиза, что казаки это не сословие, а народ.
Если подходить с такой точки зрения то Ваше "казак-мещанин" вполне объяснимо.
Вас же не удивляет "русский-мещанин" или "украинец-мещанин".
С уважением, Юрий
---
Ищу Волошиных, Мельник
YuriyVV
Участник

ст.Павловская Краснодарский край
Сообщений: 60
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 4
Может и не в тему.
Я уже сосвсем запутался:
Получал на днях архивную справку из Щербиновского архива Краснодарского края на рождение моих прадеда и прабабки.
В них сословие указано - крестьяне (род.с.Екатериновка Кубанской области)
У меня есть несколько фотографий, точнее перепечаток. Посмотрите уважаемые знатоки - это крестьяне???

Прикрепленный файл: Untitled - 2.JPG
---
Ищу Волошиных, Мельник
YuriyVV
Участник

ст.Павловская Краснодарский край
Сообщений: 60
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 4
еще

Прикрепленный файл: Scan10004-2.JPG
---
Ищу Волошиных, Мельник
YuriyVV
Участник

ст.Павловская Краснодарский край
Сообщений: 60
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 4
и ещё

Прикрепленный файл: Scan10010-2.JPG
---
Ищу Волошиных, Мельник
IrinaFM
С анонимами не общаюсь. Писать только на почту.

IrinaFM

Москва
Сообщений: 2960
На сайте с 2003 г.
Рейтинг: 1694
YuriyVV Крестьяне - это сословие, а не форма одежды. Они могли работать в городе, иметь свои мастерские или торговые заведения, и по одежде ничем не отличаться от прочих горожан. Торгующий крестьянин мог зарабытывать больше учителя-дворянина, и соответственно, одеваться не в ту одежду, которую мы теперь считаем крестьянской.
YuriyVV
Участник

ст.Павловская Краснодарский край
Сообщений: 60
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 4
Lara

А Вы уверены что "станица Екатериновка", может село Екатериновка", это на границе Области ВВД и ККВ по реке Ея рядом с Ейским Лиманом.
Раз это село, то на фото могут быть изображены иногородние (не казаки)
---
Ищу Волошиных, Мельник
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 12 13 14 15 16 * 17 18 19 20 ... 151 152 153 154 155 156 Вперед →
Модераторы: Asmodeika, -Stepan-
Вверх ⇈