Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Вниз ⇊

Отдельные вопросы по разделу "Казачество"

✔️ Диалоговая тема для обсуждений.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 103 104 105 106 107 * 108 109 110 111 ... 151 152 153 154 155 156 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Michelle

Сообщений: 497
На сайте с 2004 г.
Рейтинг: 116
Казачество в царской России - справочный материал

Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”.

Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв.

Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв.
читать дальше >>>

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.

Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско Донское

Хопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновения

Запорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами.
Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в.
Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества
Раздел на форуме - Украина казацкая

Хлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления.
На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.]
...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачества

Мещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры.
Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет.
Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам.
Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в Мещере

Северские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли.
Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв.
В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу.
В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества.
В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией.
В XVI веке считались представителями (древне)русской народности.
Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон.о казаках северских

Волгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войско

Сибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки Сибири

Яицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачество

Астраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году.
Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн)

Автор текста - terra incognita
Лайк (1)
Ka_ja
Участник

Сообщений: 54
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 53
Добрый день, подскажите пожалуйста, можно ли где-то еще найти информацию о своих предках-казаках, если метрических книг станицы уже нет? Я так понимаю, архив был уничтожен в годы окупации. Интересует станица Тифлисская (кубанское казачество).
vovchik1

vovchik1

Сообщений: 616
На сайте с 2011 г.
Рейтинг: 454

Ka_ja написал:
[q]
Интересует станица Тифлисская (кубанское казачество).
[/q]


По Тифлисской есть отдельная тема:
https://forum.vgd.ru/14/39398/

upps

upps

Санкт-Петербург
Сообщений: 410
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 387
Уважаемые форумчане! Я за разъяснениями и гипотезами, если возможно. Любые комментарии будут восприняты с благодарностью.

Прапрадед, отставной рядовой Юхимец Зеновий Петрович, 41 года от роду, в 1873 году приказом по ККВ был причислен к станице Отрадной вместе с женой Надеждой. Где он жил или служил до этого момента - неизвестно. В 1881 году при рождении сына в той же станице Отрадной Зиновий Юхимцев был записан как "казак". В станице занимался кузнечным делом, возможно, имел свою собственную кузницу.
Есть огромная вероятность, что Зиновий являлся выкрестом из евреев ИЛИ - в крайнем случае - выкрестом был его отец.

Вопросы:
1. То, что в 1873 году Зиновий "подчинялся" приказу по ККВ, значит, что на тот момент он уже состоял в казачьем сословии? Или необязательно?
2. Можно ли понять по месту приписки (станица Отрадная), где он жил или служил раньше? Не было ли какой-то закономерности в приписке к тем или иным станицам?
3. Мог ли он, не будучи казаком по сословию, быть приписан к станице, скажем, для увеличения ее населения? Смущает, что возраст у Зиновия был немаленький - 41 год, что уже был в отставке и военную мощь станицы точно бы не увеличил и что был бездетным. Какой прок станице (да и казачьему войску) от приписки?
4. Мог ли "выкрест" (а крещение, если таковое было, состоялось где-то в конце 1840-х - не позднее 1850), рядовой служака (полагаю, без особых заслуг) быть записанным в кубанские казаки в то время?
5. Могла ли приписка к определенной станице осуществляться с желания рядового? Скажем, "там родственники живут, можно я к ним"?
6. Могла ли приписка быть вызвана необходимостью иметь в станице кузнеца?

Простите великодушно за сумбур - казачьи темы для меня лес темный. Пытаюсь понять, как найти место службы, прежнего проживания и рождения Зиновия. Не знаю, как подступиться. Спасибо в любом случае.
---
Ищу: Схино/Схина, Саморупо, Петины (г. Маяк/сл. Дериловая/ст. Ладожская), Юхомец/Ефимцовы (ст. Отрадная), Земцовы (Котельнич/Казань), Кулаковы (Обонежская пятина/Новоладожский уезд/Курицыно)
Дневник: https://forum.vgd.ru/4593/
Услуги: онлайн мега-поиск и детальный просмотр МК
gelene

gelene

Москва
Сообщений: 2305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7696
upps

Моё видение Вашего случая:
1. В 1873 году его только причислили к казачьему сословию, до этого был рядовой регулярных частей (скорее всего, расположенных на Кавказе) и в отставке.
2. Если в приказе по ККВ этого нет, то узнать где он до этого жил - очень сложно.
3. До 1873 года он не мог принадлежать к казачьему сословию, т.к. отбывал срочную службу.
4. см. п. 3
5. Мог писать раппорты о причислении к какой-либо станице с зачислением в казачье сословие по семейным обстоятельствам (женитьба, родственники и т.д.). Это часто встречается.
6. Вряд ли. Сперва причисление в казачье сословие, потом - ремесло. Но знание ремесла могло повлиять на решение казачьего схода.



---
Мои проекты:
БАЗА фамилий по СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ и КУБАНИ
http://forum.vgd.ru/post/539/70853/p2021906.htm#pp2021906
БАЗА переселенцев на СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ и КУБАНЬ
http://forum.vgd.ru/post/539/46903/p1350030.htm#pp1350030
БАЗА польских оптантов

Поиск в архивах Москвы: РГВИА, ГАРФ, РГАСПИ.
upps

upps

Санкт-Петербург
Сообщений: 410
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 387
gelene, спасибо! Пользуясь случаем, спрошу: а с Павлом Юхимцом из Вашей базы, что из Полтавской губернии был переведен во Владикавказский полк в 1838 году, могла быть связь, как Вам кажется?
---
Ищу: Схино/Схина, Саморупо, Петины (г. Маяк/сл. Дериловая/ст. Ладожская), Юхомец/Ефимцовы (ст. Отрадная), Земцовы (Котельнич/Казань), Кулаковы (Обонежская пятина/Новоладожский уезд/Курицыно)
Дневник: https://forum.vgd.ru/4593/
Услуги: онлайн мега-поиск и детальный просмотр МК
gelene

gelene

Москва
Сообщений: 2305
На сайте с 2009 г.
Рейтинг: 7696
Думаю, что нет.
Только такой вариант:
Если только Павел был отчислен из казачьего сословия, и у него родился сын уже когда он не был казаком.
Это сын отслужил срочную (действительную) службу на Кавказе и по окончании её захотел числиться казаком в Кубанском казачьем войске.

---
Мои проекты:
БАЗА фамилий по СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ и КУБАНИ
http://forum.vgd.ru/post/539/70853/p2021906.htm#pp2021906
БАЗА переселенцев на СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ и КУБАНЬ
http://forum.vgd.ru/post/539/46903/p1350030.htm#pp1350030
БАЗА польских оптантов

Поиск в архивах Москвы: РГВИА, ГАРФ, РГАСПИ.
Arcobaleno

Arcobaleno

Псков
Сообщений: 2803
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 4564
upps
В базе Андро только такие данные, к сожалению:
Юхимец (Лаврик) был переселен в Джерелиевский курень в 1793 г.

Не уверена, что это имеет отношение к Вам, но все же...
---
ОСТАФЬЕВЫ, ДЕНИСЕНКО - Кубань
БОРДИКОВЫ (БОРДЮГОВЫ) - Воронежская губ
ФЕДОРОВЫ (БОЛЬШАКОВЫ) - Псковск.у., д.Загорье
ЛАКМАН, ВАЛИУС, ЛИСТЕНИУС, ТОЛИАНДЕР, ВЕНДАЛИУС, БУЛИХ - Финляндия
ГАРКУША - Абинская
upps

upps

Санкт-Петербург
Сообщений: 410
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 387
arcobaleno, спасибо, есть над чем подумать!
---
Ищу: Схино/Схина, Саморупо, Петины (г. Маяк/сл. Дериловая/ст. Ладожская), Юхомец/Ефимцовы (ст. Отрадная), Земцовы (Котельнич/Казань), Кулаковы (Обонежская пятина/Новоладожский уезд/Курицыно)
Дневник: https://forum.vgd.ru/4593/
Услуги: онлайн мега-поиск и детальный просмотр МК
Loran-mm

г.Москва
Сообщений: 1361
На сайте с 2012 г.
Рейтинг: 771

arcobaleno написал:
[q]
Юхимец (Лаврик) был переселен в Джерелиевский курень в 1793 г.
[/q]


upps написал:
[q]
спасибо, есть над чем подумать!
[/q]


Но далее в документах (ИР 1810г и ИР 1815г) по Джерелиевскому куреню эта фамилия отсутствует.
---
меня будут помнить столько поколений, сколько помню я.
upps

upps

Санкт-Петербург
Сообщений: 410
На сайте с 2005 г.
Рейтинг: 387
Loran-mm, ценные сведения. спасибо! А Лаврика, что бы ни значило это имя в скобках, случайно, в этих ИР нет? Может, Юхимец окончательно стал Лавриком?
---
Ищу: Схино/Схина, Саморупо, Петины (г. Маяк/сл. Дериловая/ст. Ладожская), Юхомец/Ефимцовы (ст. Отрадная), Земцовы (Котельнич/Казань), Кулаковы (Обонежская пятина/Новоладожский уезд/Курицыно)
Дневник: https://forum.vgd.ru/4593/
Услуги: онлайн мега-поиск и детальный просмотр МК
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 3 4 5 ... 103 104 105 106 107 * 108 109 110 111 ... 151 152 153 154 155 156 Вперед →
Модератор: -Stepan-
Вверх ⇈