Отдельные вопросы по разделу "Казачество"
✔️ Диалоговая тема для обсуждений.
Michelle Сообщений: 497 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 116
| Наверх ##
21 июня 2004 12:54 Казачество в царской России - справочный материал Основными группами российского казачества были донцы, уральцы, кубанцы, терцы. Ранее всего появилась донская ветвь казачества (во второй половине XV в.). В казаки шли беглые представители знати, крепостные крестьяне, солдаты. Первоначально казаки не занимались сельским хозяйством, жили полуоседло и промышляли разбоем на торговых путях. Товары проезжих купцов они называли "казацкий хлеб”. Русское государство установило связи с донскими казаками еще со времен Ивана IV. Сначала их привлекали на государственную службу подарками, затем - постоянным жалованием. Казацкое войско активно участвовало в войнах России XVI-XVII вв. Идеалы изначального казачества. Особенностью самосознания казаков был вольный характер их отношения к царю. Не случайно "казак" по-татарски значит "вольный человек”. Важным было то, что казаки жили за пределами оборонительной "засечной черты”, обозначавшей границы Московского государства. Они селились на "ничейной” земле и считались лишь союзниками царя. Нарушая приказания правительства, они были уверены, что смогут легко уйти от наказания. Ведь на своих землях для царских войск казаки стали доступны только в XVIII в. Когда царь Михаил Романов попытался запретить им нападать на Азов, боясь, что это поссорит его с турецким султаном, казаки отвечали: "Мы верны белому царю, но что берем саблей, то не отдаем даром”. Перед лицом турецкого суда казаки говорили, что они люди вольные, ходят на войну по своей охоте. Постоянные переходы от службы государству к разорению городов, ограблению купцов и посольств - норма поведения казаков в XVI-XVII вв. читать дальше >>>Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал. Кубанские казаки - Часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия, преимущественно потомки выходцев из казачьего Войска Запорожского. Войсковой штаб - город Екатеринодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска 176 тыс. душ обоего пола, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска 269 тыс. душ обоего пола, которое «упразднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. История Кубанского казачества.Донские казаки - Самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Донское казачье войско - первое по старшинству в казачьих войсках с 3 января 1570 года, когда Донские казаки получили первую Царскую грамоту от царя Ивана Грозного. История. Великое войско ДонскоеХопёрские казаки - Хоперские казаки - особый вид казаков, которые относились к Хоперскому войску. Они жили в бассейне реки Хопер, расположенной на территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей. Примечательно, что присутствие казаков в этом регионе является непрерывным со стародавних времен до наших дней. Предположительно, казаки в этих местах селились еще в античные времена. - История возникновенияЗапорожские казаки - для эпохи между XVI и XVIII веками так назывались все без исключения Днепровские Казаки; до этого времени они считались Ордынскими Казаками. Русские называли их Запорожскими Чуркасами. Первоначальная история 3. Казаков связана с Черными Клобуками и с теми Казаками, которые несли службу в северо-черноморских колониях Генуи или пополняли дружины крымских ханов. В рядах тех и других, несомненно, заметную роль играли ближайшие потомки Торков и Берендеев, известные летописцу, как "все Черные Клобуки, еже зовутся Черкасы", а Черкасы, в свою очередь, прозвище 3. Казаков, сохранявшееся за ними до XIX в. Земли расположенные межд; Ю. Бугом и Днепром, на юг от рек Синие Воды и Тясьмин. долгое время били в распоряжении 3. Казаков и их предков, хотя от 1240 по 1739 г. находились в границах татарских владений. До XVI в., от которого Запорожье стало принадлежать Татарам только формально, Казакам приходилось давать своих воинов в ханские войска. История запорожского казачества Раздел на форуме - Украина казацкаяХлыновские (вятские) казаки - Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления. На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. [Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.] ...Теснимые по берегам Балтики немцами, изгоняемые из Новгорода [ушкуйники], казачья вольница двинулась на северо-восток и завела поселения на Северной Двине, Каме и Вятке. Наиболее известным местом скопления казаков был г. Хлынов на реке Вятке. Казачья община Хлынова управлялась Кругом, на котором избирали атамана. Из Хлынова, казаки предпринимали торговые путешествия и военные набеги вниз по Волге, вплоть до 1439 г., т.е. до разгрома хлыновской общины царем Иваном III. Большая часть казаков ушла вниз по Волге и по старой своей традиции, по аналогии кубанских и днепровских поселений, обосновалась в труднодоступном и безопасном месте - нынешний г. Камышин. Торговые караваны давали средства к существованию - хлеб, одежду, оружие. Пограничные городки с Москвой, занимаемые городовыми (мещерскими) казаками, служили местом сбыта добычи. Вятка - родина казачестваМещерские казаки - Близкой к татарам-казакам группой были мещерские (мишарские) казаки. Казаки мещерские (они же мещера, они же мишари) — жители области Мещера (юго-восток современной Московской, Рязанская, частично Владимирская, Пензенская, север Тамбовской и далее до Среднего Поволжья области) с центром в г. Касимове, составившие в дальнейшем субэтносы касимовских татар и мещеры. Станы мещерскиe были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества, находились даже в Коломенском уезде (село Васильевское, Татарские Хутора, Мещерино, Колычево, Юсупово), а также в Кадомском и Шацком уездах. Мещерские казаки — вольные удальцы лесостепной зоны, влившиеся позже в состав верховых донских казаков, касимовских татар, мещеры, населения юго-востока Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской губерний. Сам термин мещера предположительно имеет параллель со словом «можар», «мадъяр», т. е. по-арабски «сражающийся человек». Станицы мещерских казаков граничили и со станичниками Северного Дона. Самих мещеряков также охотно привлекали к государевой городовой и сторожевой службе. Мещера — в основе тюркизированные финно-угры, ассимилированные половцами. Заметим, что в иерархическом плане у касимовских татар казак — звено в цепи — хан, султан, улан, сеит, бек, казак, однако в языке казанских татар слова казак нет. Мещерские казаки в годы Смутного времени поддержали Самозванцев. После Смуты патриарх Филарет распорядился выгнать мещерских казаков из Московии. Часть из них ушла в Литву, к караимам, часть осела в Костромском крае, среди берендеев, где их считали за татар. Часть касимовских татар в дальнейшем стали называться мишарскими казаками, другая часть была приписана к Оренбургскому и Башкирскому казачьим войскам. Мишари, именовавшиеся в некоторых источниках как городецкие (от еще одного названия г. Касимова — Городец-Мещерский), становятся казаками во многих городах Московской Руси. Казакование было природным предназначением вольных скотоводов мишарей. Начало казачьей вольницы в МещереСеверские казаки - Севрюки (сиврюки, реже севруки, позже саяны) — потомки северян, «несостоявшийся восточнославянский народ», в Московском государстве с конца XVI века считались служивым сословием из Северской земли. Проживали на территории современных Украины и России, в бассейнах рек Десны, Ворсклы, Сейма, Сулы, Быстрой Сосны, Оскола и Северского Донца. Упоминаются в письменных источниках с кон. XV до XVII вв. В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Живя в постоянной опасности, они были хорошими воинами. Московские и литовские князья охотно принимали севрюков на службу. В XV веке севрюки, благодаря своей стабильной миграции, начинают активно заселять обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы Новосильского княжества. В XV—XVII веках севрюки уже представляли собой военизированное пограничное население, охранявшее границы смежных частей Польско-Литовского и Московского государств. Судя по всему, они были во многом похожи на ранних запорожских, донских и других подобных казаков, обладали некоторой автономией и общинной военной организацией. В XVI веке считались представителями (древне)русской народности. Как представители служилого люда (казаки), севрюки упоминаются ещё в начале XVII века, в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». Московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей. После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России. После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Западная Северщина подвергается активной польской экспансии (холопской колонизации), северо-восточная (московская) заселяется служилыми людьми и крепостными из Великороссии. Большая часть северских казаков перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество. Остальные переселились на Нижний Дон. о казаках северскихВолгское (волжское) войско - Военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II. Волжское казачье войскоСибирское войско - Четвёртое по старшинству в казачьих войсках с 19 декабря 1582 года, сибирские казаки живут на территории Сибири, Войсковой праздник, войсковой круг - 6 (19) декабря, день св. Николая Чудотворца. Официальный сайт Казаки СибириЯицкое войско (Уральские казаки) - Группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области, по среднему и нижнему течению реки Урал. Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск. Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане и буддисты. Войсковой праздник, войсковой круг 8 ноября, день св. Архангела Михаила. Уральское казачествоАстраханское войско - В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году. Евграф Савельев - Астраханское казачье войско (читать онлайн) Автор текста - terra incognita | | Лайк (1) |
Виктор Зайцев Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей Сообщений: 597 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
2 декабря 2015 12:27 Лебедянские казаки
В истории российского казачества лебедянских казаков считают первопроходцами батюшки-Дона. В незапамятные времена в Лебедянском Подонье создавалась мощная стратегическая база, оттуда началось интенсивное освоение не только бассейна Дона, но и всего «дикого поля». Еще в середине XIV века на Тяпкиной горе рязанские князья поставили на крутом берегу Дона сторожевой пункт для постоянного контроля за продвижением на север крымских и нагайских татар.
Окрестности сторожи были богаты плодородными землями с густыми лесами и сенными угодьями. В лесах водилось огромное количество, птиц и зверей. Дон и его притоки изобиловали рыбой. Повсюду гнездились бесчисленные стаи диких лебедей. Особенно: их много было на неширокой, но полноводной речке с поэтическим названием Лебедянь. Источники настойчиво убеждают нас, что древнее поселение на Тяпкиной горе, где была сооружена рязанская слобода, носило то же самое имя. В те далекие и грозные годы Лебедянское Подонье было заселено слабо, хотя в X-XI веках здесь были цветущие поселения. Их полностью разрушили татары. Однако кочевники не давали зарастать травой старинным дорогам. По ним они спешили в Московию за богатой добычей. Этим же путем устремлялись и отважные торговцы. Но и тех, и других, устраивая засады и ловушки, поджидали отъявленные головорезы, издавна оккупировавшие Подонье. Находили здесь приют и беглецы с северных территорий. Они уживались с «гулящими людьми» группировок Тяпки и Тараса, Кунама и Руса, Анны и Волдыря, Наяна и Кудеяра. Постепенно число людей множилось и «дикое поле» обживалось. Главным слоем складывающегося постоянного населения становилось казачество. Известно, что на Руси казаками называли батраков, наемных работников. Со временем это слово утратило свое первоначальное значение и стало означать особую социальную группу населения России. На Дону это были и люди, прибежавшие из центральных областей из-за растущей эксплуатации, и преступные элементы, и крестьяне, покинувшие свои родные края в поисках лучшей жизни. Как правило, за свободной долей в неизведанные края шли они, хорошо вооружившись, в постоянной готовности отстоять свою независимость. Новосельцы чем-то, напоминали военизированные отряды, находящиеся в постоянной боевой готовности. У них были опытные, смелые предводители-атаманы и их помощники. Если кочевники, направляясь в сторону Московского или Рязанского княжества, попадали на Лебедянщину, то казаки, защищаясь от них, естественно, охраняли южные русские границы. Как утверждает - ученый-краевед А.Ф. Мартынов, до объединения русских земель в единое централизованное государство постоянную охрану южнорусских границ несли Рязанские казаки. Найденное историками первое упоминание о рязанских казаках относится к 1444 году. «Вероятно, - пишут А.Ф. Мартынов и В.М. Жданов в своей книге «Из прошлого Липецкого края, - они и были прообразом всех вообще казаков Российского государства в последующий период». Из этих бездомных людей, своеобразных средневековых бомжей, государственные деятели формировали иногда военные отряды. В районах Лебедянского Подонья им поручалось денно и нощно нести сторожевую службу. Их жаловали оружием, съестными припасами, иногда деньгами и землей в любых количествах. Таким образом, казаки не только боролись с кочевниками, но и активно занимались сельским хозяйством, по возможности ремеслом и. торговлей. Однако казацкое население на Дону считалось пока людьми второго сорта. Это очевидно из наказов Великого Московского князя Ивана IV рязанской княгине Агриппине (1502 г.). В различные периоды истории средневековья приют на Лебедянщине находили беглые помещичьи и монастырские крестьяне, холопы, «детеныши», старожильцы и новоприходцы. Массовое бегство приносило первоначально огромный ущерб их владельцам и казне. Попытки их отыскать и возвратить в большинстве случаев оказывались безуспешными. Дон для новичков стал их домом и водной дорогой. По ней лебедянские казаки отправлялись в далекие рискованные военные экспедиции. Покой татарским поселениям стал только сниться. Известны факты, когда казаки на больших лодках спускались к азовским колониям турок на русской земле и возвращались домой с солидной добычей. Такое дело было по душе Ивану IV, и когда однажды московские бояре вздумали учинить сыск пропавшим холопам, царь воспротивился. Более того, Иван Грозный пошел по пути дальнейшего развития станичной и сторожевой службы на основе казачества. Повелел обеспечивать казаков провиантом, порохом, свинцом, жаловать другими милостями. Однако в годы опричнины, в связи с дальнейшим ростом числа побегов, попыткой скрыться на Дону некоторых из его противников, устраивался «сыск» в Подонье. Кое-кого из непослушных феодалов отлавливали и отправляли в застенок Малюты Скуратова. Есть сведения, что и сам Малюта побывал в Подонье. В казачестве почти сразу началось деление на «лучших» и «меньших». Уже царская грамота 1584 года распределяет их на «домовитых» донских казаков - «низовых», и «верховых», оставшихся в верховье Дона, и голытьбу. В их станах скоро сложился обычай не выдавать беглых. Сформировалось и свое войсковое самоуправление. Под Лебедянью у казаков складывались свои традиции, песни, предания. Одним из таковых обрядов, несколько напоминающим колдовство, был обряд пения лихой казацкой песни над умирающим товарищем, раненным в бою с противником. Казацкие порядки, казалось, навсегда вошли в жизнь Лебедянского уезда. Еще несколько десятилетий назад, на памяти автора этих строк, молодые люди лихо гарцевали на конях, отращивали кудрявые чубы и гордились ими. В большой моде у мужчин и женщин была донская красивая одежда. В большом почете сохранялись и вековые свадебные традиции, мужские и женские посиделки, «блины», всевозможные вечеринки и многое другое. В наши дни от них остались одни воспоминания. Впрочем, иногда кое-где в нашу мрачную жизнь врываются звуки казацкой рояльной гармошки, рассказывают смачные казацкие анекдоты. Конечно, молодежь не знает своей истории. Ей не известно, что в стародавние времена их мужественные предки вели постоянную борьбу за существование.
В середине XVI века уже существовал казацкий город Лебедянь, ставший уездным центром с 1613 г. Он брал местное население под свою защиту, порой ему приходилось наводить порядок в социальных вопросах. Тем более, что крестьянские выступления Хлопко Косолапа и Ивана Болотникова нашли явную поддержку у голытьбы. Начало XVII века стало для Лебедянщины бурным временем. По утверждению историков земли по Верхнему Дону стали излюбленным местом сосредоточения беглых крестьян и холопов. В документах того времени часто упоминаются донские казаки, служившие в Лебедяни. Казачество тогда привлекалось на государеву службу в качестве «приборных людей» - служилых атаманов, стрельцов, пушкарей, ездоков и прочих. Из них первоначально состоял гарнизон «польного» города Лебедянь, В Лебедянском уезде существовало немало хорошо сложившихся казацких поселений. К примеру, в слободе Волотова Могила в 1627 - 1628 гг. насчитывалось «дворов духовных три, дворов казацких 50», Ольховская слобода тоже в 50 казачьих дворов с семьями в 25-30 человек. Слободы имелись в Больших Избищах, Троекурове, Вязове и других пунктах. В первый год своего царствования Михаил Романов определил лебедянским казакам конкретную задачу - «зорко смотреть на ногайскую сторону». В этом была острая необходимость. Так, в лето, когда депутация «лучших людей» края, включая домовитых казаков, уехала на Земский Собор избирать царя, 24 мая 1613 года отряд татар численностью более 300 всадников перешел Красивую Мечу и осадил крепость. Убедившись, что Лебедянь не взять, грабители двинулись на Данков, попутно разоряя селения, Лебедянцы помогли данковскому голове Путиле Быкову рассеять неприятеля. Пленников освободили. Но 10 августа казацкие отряды лебедянцев отбивали нападение уже 400 конных нагайцев. Операция прошла успешно. Лебедянь славилась и богатела. Для отведения земли простым казакам и их руководителям царь Михаил прислал из столицы специалистов. Измерял и описывал Лебедянские земли в 1625 году Леонтии Погожев из Москвы и подьячий Кирилл Семенов, Так они закрепили «за... Борисом Перовым жребий под Романцовым лесом и того жребия 77 четвертей. Да в деревне Озерки. Возгревая, Митинское поместье Будаево и те земли в Бруслановском стану 65 четвертей...». Романовы постоянно заботились о лебедянцах. Недаром Алексей Михайювич распорядился: «И тем крестьянам, которые в том поле учнут жити («Диком поле» - И.В.), пашни пахать и сено косить и быть во всяком бережении».
Большинство казаков Лебедянщины, не жалея «живота своего», честно служили царю и Отечеству. Но находились и изменники. Был случай в 1618 году, когда недовольные части, особенно из числа голутвенных, влились в грабительское войско гетмана П. Канашевича-Сагайдачного и помогли ему разрушить родной город. Презренным трусом оказался и воевода Семен Леонтьев. Прослышав о приближении врага и готовящейся измене, он предательски скрылся в Добровских лесах, Однако с помощью казаков-патриотов Лебедянь снова была отстроена в 1627 году. Им стал дубовый острог с пятью башнями, погребами для военных припасов, провизии. Там же соорудили съезжую и воеводскую избы, тюрьму и деревянную церковь Рождества Богородицы, сгоревшую во время пожара 1667 года. Кроме малого острога, с запада на север протянулся 400-метровшй большой острог. Перед ним выкопали ров. У городских стен расположились посады с мастеровыми и торговыми людьми. Вне города по слободам в зависимости от воинской принадлежности разместились казаки и другие служилые люди. Их было 1500 человек. Начиная с этого времени и до конца XVIII века Лебедянский уезд был чрезвычайно велик. В него входила едва ли не половина Липецкой области. На юго-востоке его земли уходили далеко за Липецк и Грязи, а на западе простирались до самого Ефремова. Вся эта огромная территория была перерезана татарскими, дорогами. Главной дорогой считался Муравский шлях, шедший из глубины Причерноморских степей через Быструю Сосну и выходящий на Красивую Мечу по направлению на Москву. К нему примыкал Изюмский шлях... Золотая Орда по этим дорогам направляла свою агрессию на Русь. В 1636 году правительство посчитало нужным укрепить Лебедянских казаков новыми кадрами. Лебедянцы долгие годы несли охрану Мещерской стороны на Тамбовщине. Казаки не только охраняли границы Руси на юге, но и частенько сами отправлялись в рискованные походы к Азовскому морю. Краевед В. Елисеев нашел интересный материал о том, как казаки из Данкова и Лебедяни влились в отряд атамана Кондырева и 3 мая 1646 года отплыли в низовья Дона, Всего на семидесяти стругах плыло 3037 человек. При выходе в Азовское море стругов оказалось только 37. Остальные отказались участвовать в походе или в пути утонули. Тем не менее, казаки Подонья оказались у берегов Крыма, хотя еще пять стругов разбились о крымские подводные скалы, а «вольные охочие люди» разбежались во все стороны. Так неудачно закончилось то предприятие. В старинных документах есть сведения об участии казаков Подонья во взятии Азова в 1640 году. К сожалению, крепость пришлось отдать назад. Россия еще не была готова к войне с Турцией. Видимо, не случайно атаман Дементий Гаврилов сообщал в Москву: «Азов держать нечем; все с наготы и голода разбрелись... и только нынешнего лета пришли к нам две будары с запасом князя Олексеева вотчины Ивана Воротынского из Лебедяни». Весной 1641 года лебедянские казаки доставили в Азов еще два струга с провизией. Но они изменить дело не могли. Лебедянские крепости с казацкими гарнизонами начинались от устья Матыры и тянулись по реке Воронеж до устья реки Двуречки. Сильнейшими крепостями Лебедянского участка были Добрый и Сокольский. Военизированные строительства различных сооружений опять усилили приток населения как добровольными, так и принудительными способами. Вокруг новых крепостей появились новые слободы. Казаки селились также на необжитых землях далеко к югу от защитного вала. Хозяйственный прогресс России и развитие торговли оказали существенное влияние и на Подонье. Лебедянские казаки принимали деятельное участие в формировании российского рынка свободной торговли. Население всех донских районов имело тесные связи. Этому способствовала широкая водная дорога. Однако торговцы центра видели в казаках опасных конкурентов, так как их продукция была много дешевле. Они «науськивали» на них царей. Казакам, еще во времена Бориса, сообщается в «Материалах для истории войска Донского», категорически запрещалось приезжать с товарами в Москву и даже к родственникам в «украинные города». Повсюду им было заказано покупать и продавать. Торговцев из Подонья арестовывали, сажали в яму, многих вешали. Михаил Романов счел такие притеснения опасными и в 1615 году позволил казакам повсюду свободный проезд и беспошлинную торговлю. Лебедянские купцы и казацкие торговцы плавали по Дону беспрепятственно, Донская торговля охватывала жителей всех городов, «из-под которых реки пали в Дон». Торговые люди вывозили с Дона хлеб, красную рыбу - свежую, соленую, вяленую, кожи -зубровые, лосиные, козлиные, шкуры выдр, бобров. В 1669-1671 годах в связи с разбойным движением голытьбы под предводительством Стеньки Разина донская торговля была приостановлена. Как только «гулящие люди» успокоились, ее возобновили. Развитие торговли способствовало процветанию казачества и других слоев народа. К сожалению, в многотрудной истории Лебедянского казачества есть и неприглядные страницы, Особенно это касается голутвенной его части. Часть голытьбы ратному и мирному труду предпочла разбой, И шайки любителей легкой жизни стали ходить «без опасения днем и ночью большим многолюдством». К ним примыкали и столичные головорезы. 28 мая: 1659 года воевода Лебедяни Ергольский получил царскую грамоту, где сообщалось о разбойниках, бежавших в сторону Лебедяни, Ельца. Задонска. Предписывалось «проведать точно и тайно всякими мерами о нахождении беглых». «Да кто из Лебедяни пойманы будут, тех заковать в кандалы и переслать в Москву и колодников объявить в Стрелецком приказе боярину нашему, князю Ивану Борисовичу со товарищи» Обострение различных противоречий, голодные и неурожайные годы, эпидемии ухудшили положение на Лебедянщине. Это была одна из причин того, что казацкая голытьба в 1666 году примкнула к сыну «вольного Дона» сообщнику Разина разбойному атаману Василию Усу. «Растребушив» села уезда, они собрались в поход «за зипунами», но под Ельцом их рассеяли правительств венные войска. Участвовали лебедянцы и в разинском походе в 1667 - 1671 годах. А к концу XVII века лебедянское казачество постепенно перерождалось. Из него выделялись различные социальные категории населения. Но это никак не умаляет роли казаков Лебедянского Подонья в истории нашего Отечества Долгое время эта страница прошлого искусственно замалчивалась. И то, что я написал в этом материале, - это начало исследования темы. Раскрыть ее предстоит всем краеведам. Задача не из легких, но решать ее надо,
И. Ветловский, краевед. Лебедянские вести. Февраль 1993 г. --- Пироговы, Рощупкины,Червяковы, Меркуловы, Белолипские (Новосиль),
Зайцевы (Талдом) | | Лайк (1) |
Mikhail_81 Новичок
Харьков Сообщений: 4 На сайте с 2016 г. Рейтинг: 5 | Наверх ##
6 января 2016 17:07 Бочкарев Иван – 16 ОКП, ГК 4 ст. № 77554 - подскажите, пожалуйста, что означает номер? номер приказа? Есть ли в интернете архивы по которым можно уточнить за что дали ордене и более точные сведения о награжденном? Спасибо --- Ищу сведения о семьях
1. Бочаровых Калуцких, Новая Слободка, Гремячка, Курская область
2. Мельниковых Бочкаревых, ст. Березинская, г. Пласт, Кочкарь Челябинская обл | | |
Kashuba Ашдод Сообщений: 505 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 151
| Наверх ##
6 января 2016 18:47 Уважаемые форумчане!
Помогите понять: Памятная книжка Полтавской губ.1916г. "Уездная конно-полицейская полусотня ,казарм.размещ. полусотни въ г. Лохвице. Завед. полусотн. - ст стр. 1 разр. Сем.Ив. Литвиненко.
Это мой родственник. Вопрос: Что такое конно-полицейская полусотня; из кого она состояла? Казаки? Что такое завед. полусотн - ст стр. 1разр.? Какому чину или званию это соответствует?
С Уважением. | | |
Loran-mm г.Москва Сообщений: 1361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 771
| Наверх ##
6 января 2016 20:08 Mikhail_81 написал: [q] ГК 4 ст. № 77554 - подскажите, пожалуйста, что означает номер? [/q]
Георгиевский крест 4-й степени и его № 77554 --- меня будут помнить столько поколений, сколько помню я. | | |
Loran-mm г.Москва Сообщений: 1361 На сайте с 2012 г. Рейтинг: 771
| Наверх ##
6 января 2016 20:12 Mikhail_81 написал: [q] за что дали ордене и более точные сведения о награжденном?[/q]
это надо смотреть в РГВИА приказы по тому полку, где он служил. --- меня будут помнить столько поколений, сколько помню я. | | |
Leontiya | Наверх ##
6 января 2016 20:51 Loran-mm написал: [q] Mikhail_81 написал:
[q] за что дали ордене и более точные сведения о награжденном?
[/q]
это надо смотреть в РГВИА приказы по тому полку, где он служил.[/q]
А служил в 16-м Оренбургском казачьем полку (16 ОКП) Вам в РГВИА г. Москва | | |
ONP Начинающий
Сообщений: 38 На сайте с 2013 г. Рейтинг: 26 | Наверх ##
17 января 2016 22:10 Уважаемые форумчане! Ищу информацию о Николай Иоаннов Пустовит рожден 5 декабря 1898 года в Михайловке Мелитопольского повета Таврической губернии.Мой дедушка говорил ,что Николай Иоаннов Пустовит был полковым есаулом .Прошу совета в каком из архивов, можно посмотреть(подтвердить) данную информацию,с чего начать. --- Ищу сведения о фамилиях
Пустовойт Красное,Конотопского уезда,Черниговская губерния
Носенко Худолиевка,Хорольского уезда,Полтавская губерния
Мостовой, Гнедой Михайловка,Мелитопольского уезда,Таврическая губерния
Мазинов(Мазин,Маза) Демергенкой,Алуштинской волости Симферопольского уезда
| | |
Kozika Тольятти Сообщений: 3373 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 1134 | Наверх ##
18 января 2016 11:47 18 января 2016 22:33 ONP скорее всего это семейная легенда. Судя по дате рождения, к концу Первой мировой мог быть прапорщиком, если закончил военное училище или школу прапорщиков. К эвакуации белых из Крыма в 20-м ему исполнилось всего 22 года. Для начала перечитайте высочайшие приказы за 1916-1917 годы в "Русский инвалид" или "Разведчик" о производстве в офицеры, переводах и награждениях. В списке участников белого движения у Волкова его нет, хотя списки эти неполные. Может быть в гражданскую Пустовит служил в украинских формированиях. Спросите в этой теме https://forum.vgd.ru/318/39568/250.htm --- Ищу потомков Семена Ивченко (Старокорсунская), Петра Козик (Иркутск, Омск, Санкт-Петербург), Данилы Козик (Москва, Минск) | | |
Gala Ростов-на-Дону Сообщений: 2575 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1341
| Наверх ##
19 января 2016 8:21 ONP, абсолютно согласна с мнением, что это семейная легенда. Я бы еще поискала метрические книги по этому селу(или его приходской церкви). Обычно записывали, кем являются мужчины(казак, урядник, есаул и т.п.). И как показывает практика, в основном дети шли за своими родителями: т.е., если отец был урядник, то и сын тоже будет. --- Ищу Гаврилко(Краснодарск. кр.), Фисун(Краснодарск.кр., Полтавская обл.), Шишкуновых(Краснодар.кр., Брянск.обл.,Чернигов.обл.), Никифоровых (Ленинград.обл.), Елецких(Краснодарск.кр.), Ольховик(Краснодар.кр.), Лимаровых(Курск.обл.) www.rostgenealog.ru | | |
Marij г. Владивосток Сообщений: 1808 На сайте с 2005 г. Рейтинг: 2064
| Наверх ##
28 января 2016 14:12 Подскажите, пожалуйста, кто такие Армаши | | |
|