Елена Пленкина, аспирантка факультета журналистики МГУ в своей статье пишет:
«Словарную "судьбу" паронимов проследил В.И. Красных в статье "Элитарный или элитный?". Автор замечает, что ни в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова, ни в "Словаре современного русского литературного языка" (в 17 томах) нет специальной статьи на слово "элитарный". В "Словаре русского языка" (в 4-х томах) и в словаре С.И. Ожегова "элитарный" рассматривается как прилагательное к слову "элита" (в значении "лучшие представители общества или какой-либо его части", а в современных словарях иностранных слов - как "относящийся к элите (в том же значении), свойственный элите". В словаре справочнике "Новые слова и значения" (М., 1984) помимо указанного дается и второе значение слова "элитарный": "связанный с буржуазными теориями о естественном разделении общества на избранное меньшинство, призванное занимать в нем ведущее положение, и массу народа" (например: элитарная культура, элитарное искусство). Исходя из сказанного и основываясь на анализе многочисленных примеров, В.И. Красных предлагает следующее толкование слова "элитарный":
1. Относящийся к элите (в значении: "наиболее видные представители общества или какой-либо привилегированной группы людей"), свойственный элите, предназначенный для нее; привилегированный, престижный.
2. Исключительный, избранный, доступный немногим.
В первом случае слово "элитарный" сочетается обычно с такими существительными: образование, учебное заведение, шкoла, университет, лицей, колледж, гимназия, семья, публика, войска, воинская часть, воинское подразделение, клиника, больница, дом, жилье, квартира и т. п.
Во втором случае круг существительных, сочетающихся со словом "элитарный", значительно уже (искусство, культура, живопись, музыка, кино, театр, балет, литература, писатель, художник, композитор, читатель, зритель, игра и некоторые другие), и относятся они исключительно к интеллектуальной сфере деятельности человека.
Что же касается прилагательного "элитный", то в упомянутых словарях оно до последнего времени толковалось только применительно ко второму значению слова "элита" - "лучшие, отборные семена, растения и животные", то есть употребление слова "элитный" в течение многих лет носило исключительно специальный характер и ограничивалось лишь областью растениеводства и животноводства.
Однако, попав в общественно значимый контекст, слово "элитный" подверглось серьезным семантическим преобразованиям - расширились его лексическое значение и сочетаемость, что представляет существенный интерес как для науки, так и для современных носителей языка. Это новое более широкое значение можно сформулировать следующим образом: "Лучший, отборный, наиболее качественный". Круг существительных, употребляемых с паронимом "элитный" в этом значении, быстро, буквально на глазах, расширяется, в него втягиваются все новые и новые слова: жилье, сектор жилья, дом, квартира, больница, клиника, войска, воинская часть, воинское подраздление, обувь, одежда, вино.
А.И. Красных обращает внимание на то, что круг существительных, употребляемых с прилагательным элитный в рассматриваемом значении и с прилагательным элитарный (в первом значении), частично совпадает, в результате чего в ряде случаев могут образовываться паронимические словосочетания, на первый взгляд напоминающие синонимические конструкции, но на самом деле различающиеся по смыслу: элитарное и элитное жилье, элитарный и элитный дом, элитарная и элитная квартира, элтарная и элитная больница и другие.
Исследователь замечает, что если употребляются словосочетания элитарное жилье, элитарный дом, элитарная квартира, элитарная больница, то имеется в виду, что эти объекты предназначены или принадлежат элите, то есть представителям избранного, привилегированного круга людей. При употреблении этих существительных с прилагательным элитный речь идет уже о высоком качестве жилья и обслуживания независимо от того, кому эти объекты принадлежат или для кого предназначены.
Об оттенках значения прилагательного "элитарный" говорится в работе Е.С.Кара-Мурзы "Дивный новый мир" российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурноречевые аспекты". Автор, на основе анализа рекламных имен ("имянаречие) и рекламных текстов, приходит к такому же выводу относительно употребления вышеназванного прилагательного, что и А.И. Красных. В отличие от своего коллеги Е.С.КараМурза расширил круг справочных изданий, обратив внимание на "Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения" (С-Пб., 1999) под ред. Г. Скляревской, который в качестве коррелирующих к прилагательному "элитный" предлагает такие слова, как "престижный", "эксклюзивный".
Употребление слова "элитарный" в обоих значениях, представленных выше, фокусирует в себе социальные противоречия последнего десятилетия и в ряде случаев может вызвать нежелательный социально-психологический эффект. В связи с этим при образовании названий учреждений, фирм и построении рекламных текстов Е.С.Кара-Мурза рекомендует применять лингвоэтические критерии, по своему пафосу соответствующие положению о неэтичной рекламе в отечественном законе о рекламе и аналогичные принципу политической корректности, принятому в практике западных СМИ. Он пишет: "Следует с сугубой деликатностью пользоваться оценочными словами вроде "элитарный" и "эксклюзивный", способными вызывать негативные социальные эмоции в случае восприятия их нецелевой аудиторией. Не следует пользоваться ими для называния отечественных товаров, фирм и учреждений, не стоит их употреблять в текстах, публикуемых в массовых изданиях".
Опираясь на результаты исследования паронимов "элитарный/элитный" и исходя из тезиса о большой степени влияния аудитории на типологию, приходим к следующему выводу: словосочетание "элитарная аудитория" означает "аудитория, состоящая из представителей элиты", тогда как "элитная аудитория" - "аудитория, потребляющая качественный информационный продукт"»
С уважением, DiVo
(Сообщение отредактировал DiVo 4 мая 2005 10:13)