
 Пожалуйста, по отдельным населённым пунктам и своим личным поискам открывайте темы в фамильных или дневниковых разделах. Географический раздел по Смоленской губернии разбит по уездам/волостям Большая просьба - придерживаться этой схемы, открывая новые темы.
[q] Волости Смоленской губернии по уездам https://forum.vgd.ru/2174/136327/ Краткое описание церквей Смоленской Епархии 1897 г. СМОТРИМ здесь >>> Список населенных мест Смоленской губернии. Изд. 1904 г. КНИГА
[/q]
1. Убедительная просьба - НЕ ОТКРЫВАТЬ в этом географическом разделе фамильные темы. 2. Всегда приятно работать с благодарными участниками. Для этого существует три опции - а) Рейтинг +/- б) Лайк за сообщение участника в) Отзыв в Профиль участника 3. При цитировании текстов, пожалуйста, оставляйте ТОЛЬКО ТУ ЦИТАТУ участника, на которую даете ответ... не крепите 2-3-х ступенчатые диалоги. 4. Общаемся корректно, с уважением и пониманием. |
✔ СМОЛЕНСКАЯ губерния/область
▶ ДИАЛОГОВАЯ тема (вопросы\ответы)
IrinaЖить хорошо! (с)  Украина, Киев Сообщений: 899 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 306 | Наверх ##
16 июля 2003 13:58 [q] Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. - СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып. 40] : Смоленская губерния : ... по сведениям 1859 года. - 1868. http://elib.shpl.ru/nodes/16157 https://viewer.rsl.ru/ru/rsl02...heme=white
Список населенных мест Смоленской губернии. 1904 г. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_02000000728/[/q]
Для благодарности участников предусмотрены на форуме три варианта -[q] 1. рейтинг +/- 2. отзыв 3. лайк (за сообщение)
Посты со "спасибо" и "благодарю" удаляются модератором без пояснения. [/q] ПРИ ЦИТИРОВАНИИ - [q] Следует оставлять только ту часть текста, на которую дается ответ/пояснение или задается вопрос. Пожалуйста, отсекайте/удаляйте всё лишнее. Не надо копировать 2-3-4-х ступенчатые диалоги.[/q] | | Лайк (7) |
RikTave Москва Сообщений: 323 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 106 | Наверх ##
27 ноября 2009 22:54 27 ноября 2009 23:02 Lieschen, добрый вечер. Могу ответить на Ваши вопросы на основе своих выводов по аналогичным письмам из ГАСО.
1. У моих предков при всех случаях заключения брака упоминаются 4 поручителя (современное название - свидетель), которые разделены по два со стороны жениха и невесты. Зачастую, это родственники, соответственно, жениха и невесты. Однако, при одном случае заключения брака у моих предков со стороны невесты хоть и были два поручителя, но один из них оказался родственником жениха. Это я объяснил тем, что невеста была из деревни, расположенной довольно далеко от деревни жениха. При венчании Ваших предков поручителей целых 6! Пока не понял, почему их так много.
2. Поручители при венчании Дмитрия и Феодосии - все жители Антоновки, и можно предполагать,что они являлись родственниками или друзьями семьи жениха. Для примера, скажу,что при венчании моих предков число поручителей-родственников составляетпримерно 20-30 %. В Вашем случае, похоже, что Корнил Стефанович являлся братом Дмитрия. Но это следует еще проверить.
3. Восприемники при крещении детей - это, по нашему, крестный отец и мать. У моих предков в качестве восприемников родственники выступали чаще, чем поручителями при венчании (до 50 %). В Вашем случае, похоже, что восприемниками у Варвары были ее дядя Василий и тетя Мария, брат и сестра Феодосии Агапиевны. Тем более, сами они были из той же деревни, где до замужества проживала Феодосия. Указание на то, что Василий и Мария были крестянскими сыном и дочерью показывают, что они были еще не венчаны, и скорее всего, по возрасту Мария младше Феодосии. Василий мог быть и старше Феодосии, потому что ей было к тому времени 19-20 лет, а мужчины вступали в брак и позднее.
4. Не понятно, почему у Евдокии и Устиньи была только одна восприемница. Обычно записывают двоих. Скорее всего Дарья Стефановна - младшая и еще незамужняя сестра Дмитрия и, соответственно, тетя Евдокии, Устиньи и ранее родившейся Варвары. Подтверждением этого служит, кроме отчества, ее местожительство - деревня Антоновка.
5. Текст "Одновременно сообщаем, что метрические книги церкви села Столбово Гжатского уезда за 1865-1871 г.г. на хранение в облгосархив не поступали" показывает, почему сотрудники архива ничего не написали о Василисе - четвертой дочери Дмитрия и Феодосии. Ранее Вы писали, что она 1870 г.р. и, соответственно, в архиве нет сведений о ее рождении.
6. Причину смерти от "натуральной болезни" указывали очень часто. Причину смерти в сельской местности, как правило определяли священники, производившие отпевание и вносившие записи в метрические книги. Зачастую они не располагали какими-либо познаниями в медицине и записывали в графе о причине смерти те из них, которыемогли определить. Встречаются: от оспы, от кори, от тифа, от старости и т.д. У моих предков тоже встречаласьформулировка "от натуральной болезни". Сам я понял присутствие этого термина в метриках, как отсутствия у священника оснований писать какие-либо известные ему болезни, инфекции или "неестественные состояния" человеческого организма (например, сломал ногу) и др. - в качестве причин смерти. Получается,что этот термин означает практически естественную смерть человека. Возраст 38 лет для естественной смерти вто время впосле вероятен, учитывая тот быт, напряженность жизни и небольшую продолжительность жизни крестьянства.
Сведения ГАСО не семейное предание, это скупые факты жизни 19 века, из которых можно что-то интересное для себя подчерпнуть --- Ельнинский и Рославльский уезды Смоленск.губернии: Шмаково,Нешево,Матвеевка,Чечики,Колпино
Гдовский уезд Санкт-Петер.губернии: Залахтовье,Липна,Подклинье
Спасский уезд Казан.губернии: Войкино
Мензелинский уезд Уфим.губернии: Афанасово,Ниж.Бишево,Багряж | | Лайк (1) |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2960 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1694 | Наверх ##
28 ноября 2009 1:22 Lieschen RikTave[q] Не понятно, почему у Евдокии и Устиньи была тольк о одна восприемница. Обычно записывают двоих.[/q]
По церковным правилам у девочки должна обязательно быть восприемница, а у мальчика - восприемник. Второй крестный - это просто традиция, но не обязанность при крещении. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
ЮрийСНачинающий  Смоленск Сообщений: 41 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 10 | Наверх ##
28 ноября 2009 11:07 Уважаемые Lieschen и RikTave! А Вы направляли запросы в ГОСО в форме архивного поиска или запрашивали архивные справки на каждое событие (рождение и венчание)? Просто у меня в архивных справках вообще нет сообщения о восприемниках И два вопроса: 1. Если жених и невеста происходили из разных место, то существовало ли правило (путь и негласное) где производить венчание - по месту жительства жениха или невесты? 2. В документах на рождение отец родившихся указывался с фамилией, а в документе на венчание - только по имени-отчеству. Это правило, или у него на тот момент не было фамилии. учитывая 1890 год это в принципе возможно. P.S. RikTave, огромное спасибо за Вашу информацию. Буду переваривать :-) | | |
Kolob-07 Санкт-Петербург Сообщений: 5172 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 3916
| Наверх ##
28 ноября 2009 12:18 RikTave Lieschen, знатоки Смоленского архива
На какой же год сейчас доступны материалы архива? Мне ранее 1878 отказали в поиске, здесь приводятся данные куда более ранние. | | |
RikTave Москва Сообщений: 323 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 106 | Наверх ##
28 ноября 2009 12:40 28 ноября 2009 12:42 IrinaFM написал: [q]
По церковным правилам у девочки должна обязательно быть восприемница, а у мальчика - восприемник. Второй крестный - это просто традиция, но не обязанность при крещении. [/q]
Я удивился двумя из трех случаев у Lieschen, при которых был только один восприемник, потому что ни в одном из случаев крещения моих предков (около 25, по памяти) этого не встречал. Моих крестили в те же годы (1970-1915) в приходах Ельнинского и Рославльского уездов. --- Ельнинский и Рославльский уезды Смоленск.губернии: Шмаково,Нешево,Матвеевка,Чечики,Колпино
Гдовский уезд Санкт-Петер.губернии: Залахтовье,Липна,Подклинье
Спасский уезд Казан.губернии: Войкино
Мензелинский уезд Уфим.губернии: Афанасово,Ниж.Бишево,Багряж | | |
zurik г.Санкт-Петербург Сообщений: 162 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 20
| Наверх ##
28 ноября 2009 14:13 IrinaFM написал: [q] Lieschen RikTave[q] Не понятно, почему у Евдокии и Устиньи была только одна восприемница. Обычно записывают двоих.[/q] По церковным правилам у девочки должна обязательно быть восприемница, а у мальчика - восприемник. Второй крестный - это просто традиция, но не обязанность при крещении. [/q]
Воспреемник и воспреемница это крестный отец и крестная мать и они должны быть оба. Воспреемником мог быть священник или дьячок участвовавший в крещении. У моих есть такой случай. Я сама работала с метрическими книгами. Вероятно работник просто не записал как воспреемника, а записал просто имя священника. --- Цурбановы Плискины Ма(о)круновы Лупины Новгородские Фальковские
Вуек Носиковы Прохоровы Щуровы Ушаковы Пошехоновы Исуповы Юрасовы | | |
Алла К Москва Сообщений: 218 На сайте с 2009 г. Рейтинг: 45 | Наверх ##
28 ноября 2009 14:46 IrinaFM написал: [q]
По церковным правилам у девочки должна обязательно быть восприемница, а у мальчика - восприемник. Второй крестный - это просто традиция, но не обязанность при крещении. [/q]
[/q] это так действительно --- Климов,Курусин-Орловская
Карпов,Сафронов-Руза,Волоколамск
Щукин,Беседин -Курская
Щепкин,Афремов-Тульская
Морозов-Железноводск,Дружинин-Смоленская,Быков-Мордовия, Тамбов
Серажетдинов,Мустафин - Нижний Новгород | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2960 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1694 | Наверх ##
28 ноября 2009 14:55 zurik Вы не правы. У ребенка обязательно должен быть ОДИН восприемник (крестный, если Вам так привычнее). У девочки - восприемница (крестная мать), а у мальчика - восприемник (крестный отец).
RikTave Да, в большинстве случаев было по 2 восприемника. Хотя мне попадались церкви, где в 90% у младенцев было по одному восприемнику. То ли лень писать было, то ли и правда одним обходились.
ЮрийС А Вы когда запрос пишете, то обязательно дополняйте: "с указанием восприемников". По церковным правилам венчание должно было происходить в приходе жениха . На венчание в приходе невесты надо было запрашивать разрешение в вышестоящих органах.Это официальное правило, а не негласное. Это правило работало в центральных регионах России. В западных регионах (Украина, Беларусь, Курская губ. и пр.) традиционно венчались в приходе невесты, что обусловленно долговременным влиянием католичества (там положено венчаться в приходе невесты). Относительно указания-неуказания фамилии в разных документах: ни о чем это не говорит. Ни о наличии, ни об отсутствии. Могут век фамилии не писать нигде, до 1910-х годов, а они все равно были. Потом случайно всплывают где-нибудь в 5 ревизии... --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | Лайк (1) |
ABYСветлая память!  Мои предки из Говенова Сообщений: 1602 На сайте с 2008 г. Рейтинг: 1533 | Наверх ##
28 ноября 2009 15:12 28 ноября 2009 15:13 IrinaFM написал: [q] На венчание в приходе невесты надо было запрашивать разрешение в вышестоящих органах.Это официальное правило, а не негласное. Это правило работало в центральных регионах России. В западных регионах (Украина, Беларусь, Курская губ. и пр.) традиционно венчались в приходе невесты, что обусловленно долговременным влиянием католичества (там положено венчаться в приходе невесты).[/q]
Ни в коем случае не опровергая IrinaFM, хочу чуть расширить ПРАВИЛО личными практическими наблюдениями. Все найденные (3-4) браки моих в 19 в. произошли в приходе невесты. Ареал: Дмитровский и Волоколамский уезды Московской губернии. Сословие - духовенство. Возможно они имели какие-то послабления? Но встрял, чтобы было понятно - нет ПРАВИЛ без исключений. --- Интересуют Быловы, Крюковы, Березкины, Счастневы, Соборовы, Левашё(о)вы, Елагины, Ильинские, Скворцовы, Белокуровы, Лавровские, Зимины (с рязанскими корнями), Светозаровы (Воронеж) и особо Родниковские | | |
IrinaFMС анонимами не общаюсь. Писать только на почту.  Москва Сообщений: 2960 На сайте с 2003 г. Рейтинг: 1694 | Наверх ##
28 ноября 2009 16:22 ABYПолностью с Вами согласна на счет исключений  Но, как мне кажется, духовенству было ближе до начальства  а потом это могло быть связано с "наследованием" приходов. --- Ирина, администратор форума СВРТ
Прошу в личку не писать. Я про нее забываю, если для ответа надо более 3-х минут :). На письма без приветствия и подписи не отвечаю. | | |
|