Левицкий Николай Алексеевич - кинорежиссёр
Тема о кинорежиссёре НИКОЛАЕ АЛЕКСЕЕВИЧЕ ЛЕВИЦКОМ (ЛЕВИТСКОМ) - выходце из Грязовецкого уезда (района) Вологодской губернии (области)
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
9 января 2017 23:35 ЛЕВИЦКИЙ (ЛЕВИТСКИЙ) НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ: ПАТАПЕНКО С. «ЛЕВИЦКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ»: Кинорежиссёр и сценарист, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР Николай Алексеевич Левицкий родился 27.12.1911 года в деревне Никола-Пенье Грязовецкого района Вологодской области в многодетной семье церковного певчего и крестьянки. Алексей Васильевич Левицкий, отец будущего кинорежиссера, учился в Вологодской духовной семинарии, из которой был исключён за участие в студенческих волнениях. Переехав в деревню, Алексей Васильевич женился на местной крестьянке Анне Павловне Грачевой. Первые театральные впечатления Николая Левицкого были связаны с деятельностью отца, образованного и начитанного человека, ставившего спектакли с участием сельских учителей и молодёжи. Вскоре и сам Николай стал осуществлять постановки пьес на школьной сцене. С детских лет он также проявлял интерес к рисованию и литературе. В 1930 году Николай Левицкий поступил на режиссерское отделение Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) в Москве, где учился в группе под руководством всемирно известного режиссера С. Эйзенштейна. На защите дипломной работы Левицкий представил проект постановки художественного фильма о Бетховене, в котором выступил одновременно как режиссер, сценарист и художник. Консультантом по сценарию у начинающего кинематографиста был известный литературовед и писатель В. Шкловский. В 1936 году Николай Левицкий получил специальность режиссера художественной кинематографии. Но к профессиональной деятельности приступил лишь после окончания срока военной службы, во время которой обучался в авиашколе. Демобилизовавшись из армии, Левицкий работал ассистентом режиссера на киностудиях «Ленфильм» и «Белгоскино». Война застала его в Минске. С группой коллег по студии Николаю Алексеевичу удалось добраться до Москвы, откуда его вновь направили на «Ленфильм» ассистентом режиссера М. Калатозова, автора будущего шедевра советской кинематографии «Летят журавли». В дни ленинградской блокады Николай Левицкий возглавлял рабочий отряд «Ленфильма», в задачу которого входила охрана студии от зажигательных бомб. В 1942 году Левицкий добровольцем ушёл на фронт, служил в войсковой разведке и закончил войну в звании майора. В мирной жизни творческую деятельность режиссеру удалось начать не сразу. Николаю Левицкому поручили ответственную работу за границей, назначив уполномоченным «Совэкспортфильма» в Индии, Голландии, затем предоставили должность директора Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Начиная с 1956 года, Левицкий работал режиссёром на этой студии. С этого времени и начался отсчёт его творческой биографии. С 1957 года по 1982 год режиссёр снял 36 научно-популярных и документальных фильмов, ко многим из которых он написал сценарии. Один за другим в конце 1950-х – начале 1960-х годов выходят фильмы Левицкого, посвящённые искусствоведческой тематике: «Живопись Нидерландов, Фландрии и Голландии» (1958 год), «Искусство Италии» (1958 год). «Пергамский алтарь» (1958 год), «Сокровища мировой культуры» (1959), «Французская скульптура» (1960 год). Фильм «Русский камень» (1960 год), рассказывающий об уральских самоцветах и мастерстве русских резчиков по камню, имел большой успех на международном фестивале в Сан-Франциско и получил почётный диплом. 1960-е годы в творчестве Левицкого отмечены интересом к историко-революционной теме. Режиссёр исследовал причины вызревания революционных идей в России: «Александр Ульянов» (1963 год), «Кровавое воскресенье» (1964 год). Фильм «Оружие сатиры» (1966 год) о произведениях русского сатирического искусства 1905 – 1907 годов выявлял критическую направленность общественного сознания по отношению к существовавшей власти. Николай Левицкий пристально всматривался в первые страницы истории революционной России, особое внимание уделяя роли Ленина в становлении советской государственности: «Выстрел Авроры» (1961 год), «Ленин в Смольном», «Вблизи России» (оба фильма – в 1963 году). «Во главе государства Советов» (1967 год), «Искусство – народу» (1969 год). Этот этап творчества режиссера был отмечен присуждением ему в 1968 году Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (за фильмы «Александр Ульянов», «Вблизи России», «Кровавое воскресенье», «Во главе государства Советов»). Фильмы Николая Левицкого на историко-революционную тему не выходили за рамки идеологических координат времени, но они выделялись в ряду официальной документалистики. Их отличали образность, метафоричность подачи исторического материала. Органичное сочетание художественного начала с достоверностью документальных и научных фактов – отличительная черта творческого почерка Николая Левицкого. В 1970-х – начале 1980-х годов режиссёр обратился к теме Великой Отечественной войны и к созданию произведений о прославленных деятелях отечественной культуры и науки. В фильме «Крылом к крылу» (1973 год) режиссёр рассказал о дружбе и совместных военных действиях советских и французских летчиков из полка «Нормандия-Неман». Конструктору ракетно-космической техники М. Янгелю посвящён фильм «Человек большой цели» (1979 год). Но главное место в творчестве Николая Левицкого этого периода заняли киноповествования о русских писателях: Л. Толстом, Ф. Тютчеве, Е. Баратынском, Ф. Достоевском. Творческий путь Николая Алексеевича символично завершился работой над фильмом «Константин Батюшков» (1982 год), в котором много кадров отдано батюшковским местам Вологодчины – Хантонову и Даниловскому. Примечательно, что в начале режиссёрской деятельности Николай Левицкий тоже обратился к творчеству земляка, художника В. Верещагина («Индийская поэма В. Верещагина», 1961 год). В течение многих лет Николай Алексеевич Левицкий поддерживал связь со своими земляками. К 200-летию Грязовца режиссёр подарил городу свои картины, на которых запечатлены пейзажи родных мест («Родное село Пенье», «Воспоминание на реке Нурме»). Любовь к природе нашла отражение и в писательских опытах Николая Левицкого. Во втором номере журнала «Аврора» за 1976 год были опубликованы его рассказы. Николай Алексеевич Левицкий – народный артист СССР (1982 год), был награждён орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, «Знак Почета» и многими медалями. Николай Алексеевич Левицкий умер 15.08.1982 года в городе Ленинград. Труды Левицкий Н. А. Штрихи к портрету // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. – М., 1974. – С. 271 – 275. Левицкий Н. А. Рассказы // Аврора. – 1976. - № 2. – С. 69 – 71. Левицкий Николай: Рассказы о творческом пути. – Л., 1977. Библиография: Патапенко С. Левицкий Николай Алексеевич // Выдающиеся вологжане: Биографические очерки / Редакционный совет «Вологодская энциклопедия». – Вологда: ВГПУ, издательство «Русь». – 2005. – С. 490 – 493 (568 с.). Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/fam/ous/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/fam/ous/7.htm --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
9 января 2017 23:45 10 января 2017 22:51 Таким образом, С. Патапенко в статье «Левицкий Николай Алексеевич» пишет, что Николай Алексеевич Левицкий «родился 27.12.1911 года в деревне Никола-Пенье Грязовецкого района Вологодской области в многодетной семье церковного певчего и крестьянки». При этом необходимо отметить, что фамилию Левицкий (Левицкая) писали и пишут и как – Левитский (Левитская). В свою очередь, фамилию Левитский (Левитская) писали и пишут и как – Левицкий (Левицкая). ЛЕВИЦКИЙ (ЛЕВИТСКИЙ) НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕГО СЕМЬЯ: Из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1907 год следует, что псаломщиком Пеньевской Никольской церкви Грязовецкого уезда служил АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ (ВАСИЛЬЕВИЧ) ЛЕВИТСКИЙ – 19 лет, природой сын псаломщика-диакона Леонтьевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда ВАСИЛИЯ ЛЕВИТСКОГО. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЕВИТСКИЙ родился 19-го мая 1888 года. В 1907 году был уволен из 3-го класса Вологодской Духовной семинарии. 24-го октября того же 1907 года определён исправляющим должность псаломщика к сей Николаевской Пеньевской церкви. Указ имеет. По сообщениям журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости», 24-го Октября 1907 года бывший воспитанник третьего класса Вологодской Духовной Семинарии, дьяконский сын АЛЕКСЕЙ ЛЕВИТСКИЙ назначен исполняющим обязанности псаломщика при Николаевской Пеньевской церкви Грязовецкого уезда, а 3-го Февраля 1909 года утверждён в вышеуказанной должности. Из Метрических книг церквей Грязовецкого уезда за 1911 год следует, что 6-го февраля 1911 года венчались: Жених: Псаломщик сей церкви АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ ЛЕВИТСКИЙ – 22 года и невеста: села Никольское крестьянская дочь, девица АННА ПАВЛОВА ГРАЧЕВА, 24-х лет, Оба православного вероисповедания и первым браком. Поручители: По жениху: родственники его АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ ЛЕВИТСКИЙ и НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВ УЛЬЯНОВСКИЙ; По невесте: деревни Ситнаково (?) АЛЕКСАНДР ИВАНОВ КУЗМИН и деревни Польна НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВ КОНОВЯГИН. Таинство венчания совершал священник КОНСТАНТИН СОКОЛОВ с диаконом МИХАИЛОМ КУЛАКОВЫМ. Из Метрических книг церквей Грязовецкого уезда за 1911 год следует, что 2-го / 4-го декабря 1911 года родился и крещён НИКОЛАЙ. Родители его: сей церкви псаломщик АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ ЛЕВИТСКИЙ и законная жена его АННА ПАВЛОВА, оба православного вероисповедания. Восприемник: Учитель Краснораменского земского училища Вологодского уезда АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ ЛЕВИТСКИЙ. Таинство крещения совершали священник КОНСТАНТИН СОКОЛОВ с диаконом МИХАИЛОМ КУЛАКОВЫМ. Из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1915 год следует, что псаломщиком Пеньевской Никольской церкви Грязовецкого уезда служил АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВ ЛЕВИТСКИЙ – 27 лет, родился 14-го мая 1888 года, имеет деревянный дом. Жена его: АННА ПАВЛОВНА – родилась 19-го августа 1886 года. Дети их: НИКОЛАЙ – родился 2-го декабря 1911 года. НИНА – родилась 10-го ноября 1913 года и ГЕННАДИЙ – родился 2-го декабря 1914 года. Библиография: ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 430. – Лист № 441 – оборот. – Клировые ведомости церквей Грязовецкого уезда за 1907 год. – Николаевская Пеньевская церковь. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1907. - № 22. – 15 ноября. – С. 360; 1909. - № 5. – 1 марта. – С. 113 и 114. ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 54. – Дело № 52. – Листы № 542 – оборот и № 543. – Метрические книги церквей Грязовецкого уезда за 1911 год. - № 12 Николаевская Пеньевская церковь. – О бракосочетавшихся. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 54. – Дело № 52. – Лист № 535 – оборот. – Метрические книги церквей Грязовецкого уезда за 1911 год. - № 12. – Николаевская Пеньевская церковь. – О родившихся. – (Выписки Ольги Николаевны Ивановой). ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 447. – Лист № 166. – Клировые Ведомости Грязовецкого уезда за 1915 год. – (Выписки Ольги Васильевны Обнорской). Представляется очевидным, что вышеупомянутые Алексей Васильевич Левитский, его супруга Анна Павловна Грачева, а также их дети Николай, Нина и Геннадий – родители будущего кинорежиссёра Николая Алексеевича Левицкого, он сам, его брат и сестра. С. Патапенко в статье «Левицкий Николай Алексеевич» пишет, что Николай Алексеевич Левицкий «родился 27.12.1911 года». Тогда как в Метрических книгах церквей Грязовецкого уезда за 1911 год записано, что Николай Алексеевич Левицкий родился и крещён 2-го / 4-го декабря 1911 года. То есть, – год и месяц рождения Николая Алексеевича Левицкого в Метрических книгах и в статье о нём совпадают. Расхождения лишь в дне его рождения. Видимо, в какие-то документы когда-то как-то вкралась ошибка. Кроме того, в статье С. Патапенко «Левицкий Николай Алексеевич» отец кинорежиссёра назван церковным певчим. Между тем, на момент рождения Николая Алексеевича Левицкого (Левитского) его отец был псаломщиком. МОЁ ПРИМЕЧАНИЕ: Псаломщик — звание, предоставленное с 1885 г. (Высочайше утвержденное 16 февраля 1885 года определение Св. Синода) всем состоящим при церквах причетникам. Круг обязанностей Псаломщика определен, Высочайше утвержденным 16 апреля 1869 года журналом присутствия по делам православного духовенства (пункт 4). На Псаломщика возлагается обязанность, под наблюдением священника и по его распоряжению, исполнение клиросного чтения и пения, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб и все письмоводство по церкви и приходу. Он ведет метрические книги, обыскные книги для записи повенчанных браков, исповедные росписи, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли, библиотеки, а также семейств всех членов причта и другое. Смотрите: Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. – СПб., 1892; Суворов H. Курс церковного права. – Т. I. – Ярославль, 1890. Источник: http://tolkslovar.ru/p24308.htmlи http://dic.academic.ru/dic.nsf...0%B8%D0%BAТаким образом, к обязанностям псаломщика относилось исполнение клиросного чтения и пения. Вот отсюда и церковный певчий. При этом из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1907 год известно, что АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛЕВИТСКИЙ (отец кинорежиссёра НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЛЕВИЦКОГО) – сын псаломщика-диакона Леонтьевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда ВАСИЛИЯ ЛЕВИТСКОГО. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
9 января 2017 23:49 9 января 2017 23:50 ЛЕВИТСКИЙ ВАСИЛИЙ АГАФОПОДОВИЧ:
Из Клировых ведомостей Вологодского уезда за 1885 год следует, что псаломщиком Леонтиевской Верхневологодской церкви Вологодского уезда служил ВАСИЛИЙ АГАФОПОДОВИЧ ЛЕВИТСКИЙ – 21 год, природой сын умершего священника Спасо-Преображенской Спасской церкви Вологодского уезда. Холост. Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что 4-го Мая 1885 года кончивший курс духовного училища ВАСИЛИЙ ЛЕВИТСКИЙ определён псаломщиком к Леонтиевской Верхвологодской церкви Вологодской уезда. В 1897 году была объявлена признательность Епархиального Начальства псаломщику Леонтиевской Верхвологодской церкви Вологодской уезда ВАСИЛИЮ ЛЕВИТСКОМУ, вследствие засвидетельствования местного благочинного о его добром поведении, трезвой и миролюбивой жизни. 4-го Марта 1901 года псаломщик Леонтиевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда ВАСИЛИЙ ЛЕВИТСКИЙ рукоположен в дьяконский сан с оставлением на псаломщической вакансии при сей церкви. Согласно «Извлечению из журнала Вологодского Братства во имя Всемилостивого Спаса № 112», псаломщик Леонтиевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда ВАСИЛИЙ ЛЕВИТСКИЙ помогал приходскому священнику в деле проведения внебогослужебных собеседований с народом. Псаломщику-дьякону Леонтиевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда ВАСИЛИЮ ЛЕВИТСКОМУ преподано Архипастырское благословение с выдачей свидетельства за труды в церковно-приходской школе. Заштатный псаломщик-диакон Леонтиевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда ВАСИЛИЙ ЛЕВИТСКИЙ 46-ти лет умер 11-го Мая 1910 года.
Библиография:
ГАВО. – Фонд № 496. – Опись № 4. – Дело № 90. – Лист № 703. – Клировые Ведомости Вологодского уезда за 1885 год. – (Выписки Ольги Васильевны Обнорской). Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1885. - № 11. – 1 июня. – С. 152; 1897. - № 5. – 1 марта. – С. 74; 1901. - № 7. – 1 апреля. – С. 99. «Извлечение из журнала Вологодского Братства во имя Всемилостивого Спаса № 112» // Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1901. - № 10. – 15 мая. – С. 167 и 168. – (С. 162 – 170). «Преподано Архипастырское благословение с выдачей свидетельств за труды в церковно-приходских школах Вологодского уезда» // Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1909. - № 7 и № 8. – 1 и 15 апреля. – С. 163. Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1910. - № 12. – 15 июня. – С. 233 и 234. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
9 января 2017 23:56 О ВАСИЛИИ АГАФОПОДОВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ И ЕГО СЕМЬЕ: ДЕМИДОВА НАДЕЖДА «НАСЛЕДНИЦА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Л. В. ЛЕВИТСКАЯ (1901 – 1993)»: Говорят, школа славится своими выпускниками. Это так. Но учеников "ставит на ноги" учитель. Именно он благославляет детей в долгий жизненный путь, отдав частичку своей души. За свою 138-летнюю историю Высоковская средняя школа знала немало прекрасных учителей. Среди них Лидия Васильевна Левитская - скромная труженица, не ждавшая и не имевшая наград, но оставшаяся в памяти благодарных учеников. В клировой ведомости Леонтьевской Верхвологодской церкви за 1917 год имеются такие сведения: "Псаломщическо-диаконовская вдова Александра Павловна Левитская - 53 лет. Получает пенсию из Государственного казначейства вместе с детьми 83 рубля 34 копейки в год". Тут же приводится список детей. А их было четверо. Младшая из них, Лида, родилась 5 марта 1901 года. С момента рождения жизнь Лидии проходила в духовной среде. Отец, Василий Агафоподович Левитский, служил в сельском приходе: "Псаломщик Леонтьевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда Василий Левитский 4 марта рукоположен в диаконский сан с оставлением на псаломщической вакансии при сей церкви". Такое распоряжение опубликовано в "Вологодских епархиальных ведомостях" (№ 7 от 01.04.1901 года). Чем занималась мать, Александра Павловна, сказать сложно. Известно, что грамоте была учена. По всей видимости, образование ею было получено хорошее. В нашем распоряжении имеются фотографии священника Дмитриевской Исаевской церкви Николая Остроумова, приходящегося ей родным братом. Второй брат, Алексей, также был священнослужителем. Священнослужители получали по тем временам неплохое образование. По назначении на приход все они, как правило, работали в школах, преподавая Закон Божий. В "Вологодских епархиальных ведомостях" за 1909 год (№ 7-8), читаем: «Преподано Архипастырское благословление с выдачей свидетельства за труды в церковно-приходской школе псаломщику-диакону Леонтьевской Верхвологодской школы Василию Левитскому". Образование получили все дети семьи Левитских. Алексей закончил Вологодскую духовную семинарию и служил в одной из церквей города Грязовца. Александр и Павел окончили духовные училища, в 1917 году находились на военной службе. В 1910 году родители отдают Лиду обучаться в Вологодское епархиальное женское училище. Тогда это было довольно престижное для Вологды учебное заведение, в котором выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы. Обучение было бесплатным. Преподавались предметы - Закон Божий, Священная история Ветхого и Нового Заветов, катехизис, геометрия, физика, география, гражданская история, педагогика, чистописание, церковное пение, рисование, рукоделие. В 1918 году она заканчивает данное учебное заведение. В том же году епархиальное женское училище прекращает свое существование. Сама Лидия Васильевна о годах учебы вспоминала всегда с уважением. В такие минуты обычно доставала старый альбом, и перед глазами вновь и вновь возникали образы подруг и друзей. Пишите, милые подруги, Пишите, все мои друзья. Все написанное вами Будет мило для меня. Каким образом удалось сохранить этот удивительный документ? Трудно сказать. Начатый в 1917 году, он содержит массу пожеланий, поздравлений. Подруги, друзья с огромным удовольствием писали на память стихи, свои пожелания. Школьные годы, счастливые годы! Чужды сомненья и горе. Как незаметно проходят они, Светлые годы ученья! Пройдут года, откроешь ты Альбом случайно пред собою. И пусть кипучие, большие Воскреснут юности былой, Далекой юности мечты! 1917 год принес с собой совершенно иное время. Перестраиваться было очень трудно, сложно. У новой власти был совершенно иной взгляд на духовность, образование. Вновь пришлось учиться. Вот почему мы видим Лидию среди слушателей педагогических курсов, проводившихся в селе Устье в сентябре-декабре 1919 года. А в 1920 году она начала работать в Высоковской начальной школе. За 25 лет учительского труда через ее руки прошли сотни выпускников, и каждому из них она дарила радость познания. "Привет многоуважаемой Лидии Васильевне от неслуха-ученика. Как много желаю хорошего здоровья нашей второй учительнице. Как много нас тесали, строгали, мыли, чесали и шлифовали. Каков танталов труд учителей! Но сейчас еще он труднее. Педагогические поэмы Макаренко не окончены. Они продолжаются. Они выступают в новом виде со своими вывихами... Как много еще нужно, чтобы граждане были все сознательными в делах новой жизни! Вы свое исполнили, исполнили блестяще. Вы для нас были просто умницей, строгой и требовательной учительницей, и удивительно доброй. Да благословит Вас Бог за Ваше терпение и старание. Счастья тебе, мой учитель". Наверное, приятно было получать вот такие отклики. А Лидии Васильевне было чем гордиться. Через ее сердце, ум, руки прошли заслуженные врачи РСФСР Николай Васильевич Фрыгин и Алексей Иванович Зятюшков, профессор, доктор ветеринарных наук Павел Иванович Кокуричев, соратник Рихарда Зорге Геннадий Александрович Балдичев и многие, многие другие. Сложная, бурная жизнь 1920-х и 1930-х годов никому не давала покоя, а особенно учителям. Они были в числе агитаторов, пропагандистов, лекторов. Вот почему после напряженного учебного дня Лидию Васильевну было трудно застать дома: то она на полевом стане, то на ферме, то в какой-нибудь деревне. Работа с людьми, помощь в организации колхозов, кооперативов - успевала везде. Вот отзыв о ее работе от 16 марта 1933 года: "Школьный работник Левицкая Л.В. за время своей работы в Высоковской школе первой ступени была одним из активных общественных работников, добросовестно и в срок выполнявшая все задания сельского Совета, принимала активное участие во всех проводимых хозяйственно-политических кампаниях...". Но свое второе призвание она нашла в другом. В 1920-х годах она организовала при клубе драматический кружок и бессменно руководила им более 20 лет. На сцене Высоковского клуба ставились спектакли на злободневные темы, игралась классика. В письмах, открытках, адресованных Лидии Васильевне, - благодарность за общение, за возможность прикоснуться к искусству. Возможно, поэтому в период с 1945 по 1946 год ее назначают заведующей клубом. Все же школа была ближе и родней. С сентября 1946 года она работает довольно продолжительное время школьным библиотекарем. Закончив педагогическую деятельность, Лидия Васильевна не забывала школу. Ее постоянно приглашали в гости ребята, а рассказать старому учителю было о чем. До последних дней в душе своей она несла высокое звание учителя, жила заботами и делами родной школы. Уже незадолго до смерти она подошла к директору школы Владимиру Александровичу Гущину и сказала: "Владимир Александрович, я устала. Освободи, пожалуйста, меня от работы". Сказать такое может только преданный своему делу человек. А от роду ей было уже 92 года. Библиография: Демидова Надежда. – Наследница духовной жизни: Л. В. Левитская (1901 – 1993) // Известия Вологодского Общества Изучения Северного Края: Выпуск IX. – Вологда: Древности Севера, 2001. – (152 с.). Надежда Демидова – ученица 10 класса Высоковской средней общеобразовательной школы Вологодского района, член клуба «Подвиг». Научный руководитель – заместитель директора школы по воспитательной работе Владимир Александрович Гущин. Источник: http://booksite.ru/fulltext/9vo/isk/2.htmИтак, Надежда Демидова в статье «Наследница духовной жизни: Л. В. Левитская (1901 – 1993)» пишет, что Лидия Васильевна Левитская – дочь псаломщика-диакона Леонтиевской Верхневологодской церкви Вологодского уезда Василия Агафоподовича Левитского. Из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1907 год известно, что псаломщик Пеньевской Никольской церкви Грязовецкого уезда Алексей Васильевич Левитский (отец кинорежиссёра Николая Алексеевича Левицкого / Левитского) – сын того же псаломщика-диакона Леонтиевской Верхневологодской церкви Вологодского уезда Василия Агафоподовича Левитского (Клировые ведомости Грязовецкого уезда за 1907 год). Поэтому очевидно, что Лидия Васильевна Левитская – сестра Алексея Васильевича Левитского и тётя кинорежиссёра Николая Алексеевича Левицкого (Левитского). В свою очередь, из Клировых ведомостей Вологодского уезда за 1885 год известно, что псаломщик Леонтиевской Верхневологодской церкви Вологодского уезда ВАСИЛИЙ АГАФОПОДОВИЧ ЛЕВИТСКИЙ – природой сын умершего священника Спасо-Преображенской Спасской церкви Вологодского уезда. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:02 10 января 2017 14:21 ЛЕВИТСКИЙ АГАФОПОД:
Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что диакон Верхвологодской Христорождественской церкви Вологодского уезда АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ, кончивший полный курс Семинарского учения и уже несколько лет прослуживший в дьяконском сане, по уважению к ходатайству о нём прихожан 5-го Февраля 1870 года определён на второе праздное священническое место при той же церкви. 15-го Февраля 1870 года АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ рукоположен в сан священника. 5-го Июня 1875 года по представлению благочинного за усердную и честную службу священник Христорождественской Верхвологодской церкви Вологодского уезда АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ награждён набедренником. По постановлению Епархиального Начальства от 23-го – 28-го Октября 1876 года, Священник Преображенской Спасской церкви Вологодского уезда АЛЕКСАНДР ШАХМАТОВ за проступки его был отрешён от занимаемого им места с запрещением священнослужения. На место его 29-го Октября 1876 года перемещён сверхштатный священник Христорождественской Верхвологодской церкви Вологодского уезда АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ. Священническое место АГАФОПОДА ЛЕВИТСКОГО при вышеуказанной Христорождественской Верхвологодской церкви закрыто. Священник Преображенской церкви в селе Спасском Вологодского уезда АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ умер 19-го Июля 1883 года.
Благочинный Вологодского уезда ВИКТОР АВЕССАЛАМОВ донёс, что священническая вдова АННА ЛЕВИТСКАЯ пожертвовала в Спасскую Преображенскую церковь 50 рублей и в Николаевскую Харитоновскую церковь 25 рублей, с получением процентов церковью и причтом пополам. О пожертвовании постановлено напечатать в Епархиальных Ведомостях.
Библиография:
Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1870. - № 5. – 1 марта. – С. 114; № 6. – 15 марта. – С. 135; 1875. - № 13. – 1 июля. – С. 165; 1876. - № 22. – 15 ноября. – С. 403; 1883. - № 16. – 15 августа. – С. 229; 1884. - № 16. – 15 августа. – С. 251.
Таким образом, вышеизложенные документы свидетельствуют о том, что кинорежиссёр НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ - сын АЛЕКСЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛЕВИТСКОГО, внук ВАСИЛИЯ АГАФОПОДОВИЧА ЛЕВИТСКОГО и правнук АГАФОПОДА ЛЕВИТСКОГО.
При этом отец, дед и прадед кинорежиссёра служили Русской Православной Церкви. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:06 ЛИТЕРАТУРА О НИКОЛАЕ АЛЕКСЕЕВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ: Левицкий Н. А. Рассказы о творческом пути. Беседа с режиссёром Николаем Левицким / беседовала В. А. Кузнецова. – Л.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. – 49 с. Левицкий Н. А. Выращивать любимое дело: [беседа с режиссёром-документалистом Н. А. Левицким] / записал А. Шорохов // Красный Север. – 1979. – 17 марта. – С. 4. Смехотина М. Жизнь в искусстве / М. Смехотина // Красный Север. – 1982. – 23 января. – С. 4. Данилов Н. Лениниана режиссёра Левицкого / Н. Данилов // Северная новь. – Усть-Кубинское. – 1987. – 10 января. – С. 3. Баранова О. Испытание судьбой / О. Баранова // Сельская правда. – Грязовец. – 1994. – 16 августа. – С. 2. Патапенко С. Н. Левицкий Николай Алексеевич / С. Н. Патапенко // Выдающиеся вологжане. – Вологда, 2010. – С. 509–512. Канунова Т. Н. Кинолетопись Вологодской области // Кино Вологодчины / Т. Канунова. – Вологда, 2013. – Гл. 9. – С. 248 – 249. – (С. 238 – 268). Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:17 10 января 2017 0:18 ИЗ КНИГИ «РАССКАЗЫ О ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ – ЛЕВИЦКИЙ НИКОЛАЙ»: НЕМНОГО О ПРОШЛОМ: Режиссер: Родился я в селе Пенья Грязовецкого района Вологодской области. Мой отец, Алексей Васильевич Левицкий, учился в духовной семинарии, но был из нее исключен за участие в студенческих «сходках». Из семинарии он попал в село Пенья, где устроился на самую низшую церковную должность — псаломщика. Одновременно пахал землю, сеял хлеб. Там он женился на моей матери — Анне Павловне Грачевой, местной крестьянке. Наша семья была большая — девять человек. Мы едва сводили концы с концами. Жили трудно, бедно. Своего хлеба никогда не хватало до нового урожая. Отец был человеком образованным, начитанным. Интересовался театром — ставил в нашем селе спектакли, в которых играли учителя местной школы и деревенская молодежь. Я с детства принимал участие в этих спектаклях, а позднее и сам ставил пьесы на школьной сцене. Мы брались даже за Островского, но особенно любили водевили Чехова. С детства я пристрастился к рисованию, пробовал писать стихи. Году в двадцать седьмом я впервые увидел кино. В наше село приехала кинопередвижка в лошадиной упряжке. На стене развесили простыню. Мужики, сменяя друг друга, крутили ручку динамомашины — электричества у нас не было. Показывали фильм режиссера В. Гардина «Поэт и царь». Впечатление от фильма у меня было огромное. Особенно поразили кадры, где Пушкин сочиняет стихи. Когда показывали эпизод дуэли, я плакал. А потом еще несколько дней не находил себе места, все переживал смерть Пушкина. Следующим моим неизгладимым киновпечатлением была «Земля» А. Довженко. К тому времени я уже уехал из родного села, жил на железнодорожной станции Исакогорка и работал кочегаром на паровозе. Тогда-то, наверное, и зародилась у меня мысль стать кинорежиссером. Через некоторое время я послал документы в Москву, в Государственный институт кинематографии. Членами приемной комиссии в ту пору были Л. Кулешов, Вс. Пудовкин, Л. Оболенский. Помню, на экзамене меня попросили описать свои первые впечатления от Москвы. Я сказал, что приехал в Москву вечером и увидел море разноцветных огней. И это разноцветье напомнило мне цветущее поле у меня на родине, в деревне... Меня приняли. В 1932 году начал преподавать во ВГИКе С. Эйзенштейн. Из всего режиссерского факультета он отобрал в свою группу девятнадцать человек. Мне посчастливилось попасть в их число. Киновед: Что вам дала учеба у Эйзенштейна? Режиссер: Сергей Михайлович поражал нас своей эрудицией, разносторонностью своих познаний. Он превосходно знал литературу, живопись, театр и, как специалист, излагал нам принцип работы самолетного винта... Но наша трагедия состояла в том, что мы, студенты из рабоче-крестьянской среды, не всегда могли глубоко воспринимать лекции великого режиссера. У нас для этого было слишком мало знаний. Эйзенштейн был невысокого мнения о нашем общеобразовательном уровне и настоял, чтобы срок нашего обучения в институте был увеличен на год. С. М. Эйзенштейн учил не ремеслу. Он пытался «разворошить наши мозги», зародить в нас вкус к глубокому изучению предмета, к чтению литературы по самым разным вопросам науки и искусства, он учил нас образному мышлению. В качестве дипломной работы я защищал проект постановки полнометражного художественного фильма о Бетховене. Кстати, в этом фильме я выступал не только как режиссер, но и как сценарист и художник. Консультантом по моему сценарию был Виктор Шкловский. «Сценарий написан с кровью», начертал он на титульном листе моей работы. Перед экзаменационной комиссией я говорил долго. Хотел блеснуть своими знаниями в области избранной темы. Потом Эйзенштейн попросил меня подробнее рассказать, как дирижирует своей Девятой симфонией потерявший слух композитор. Я ответил, что глухой композитор дирижирует главным образом глазами. Глаза и оркестр. Глаза и смычок. Глаза композитора и глаза музыкантов. Мизансцена строится на движении глаз с той и другой стороны. Но тогда Эйзенштейн задал мне новый вопрос: «Какую литературу о поведении глухих и глухонемых вы читали?» И мне пришлось признаться, что никакой специальной литературы я не читал, понадеялся на воспоминания современников Бетховена. Так Эйзенштейн уже на экзамене преподал мне урок. Я остро осознал необходимость глубокого и исчерпывающего изучения вопросов, связанных с избранной темой. Более подробно о своей учебе у Эйзенштейна я написал в очерке «Штрихи к портрету» [1]. В 1936 году я получил диплом режиссера художественной кинематографии. После окончания института был призван на военную службу, окончил авиашколу, а демобилизовавшись, работал ассистентом режиссера на «Ленфильме» и «Белгоскино». Потом... Потом на пятнадцать лет (а это были молодые, самые лучшие годы) я оказался оторванным от кино, во всяком случае, от режиссерской работы. Война застала меня в Минске. Его страшно бомбили в первый же день войны. К вечеру двадцать второго июня я с группой товарищей по киностудии выбрался из разрушенного, пылающего города. С огромными трудностями мы достигли Москвы. Оттуда меня послали на «Ленфильм», где я работал ассистентом у М. Калатозова, ставившего фильм «Воздушный патруль» короткометражную киноновеллу о летчиках. Из-за начавшейся блокады нашу картину завершить не удалось. В сентябре 1941 года из числа сотрудников студии была сформирована специальная группа — Рабочий отряд. В его задачу входила охрана объекта от зажигательных бомб, выслеживание вражеских агентов, поддержание морального духа сотрудников студии. Я стал командиром отделения, а с ноября 1941 года, по заданию Петроградского райкома партии, командиром этого отряда. Отряд к тому времени насчитывал около сорока человек. Шли самые тяжелые дни блокады. Бойцы были сильно истощены. Некоторые умерли от голода прямо на дежурстве. Но мы продолжали нести свою службу. И в том, что здание студии сравнительно мало пострадало от зажигательных бомб, есть и наша заслуга. К началу 1942 года отряд сильно поредел кто умер, кто эвакуировался, кто ушел на фронт. Рабочий отряд был расформирован, а я подал заявление в райвоенкомат с просьбой направить меня в действующую армию. Курсы переподготовки комсостава, потом фронт. До конца войны я находился в действующей армии. Воевал на Ленинградском фронте, в частях войсковой разведки. Войну закончил в звании майора в Литве, на Курляндском выступе, где наши войска окружили и взяли в плен большую вражескую группировку, продолжавшую оказывать сопротивление даже после подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии. После демобилизации меня послали работать за границу в Индию, затем в Голландию — и только в 1957 году вышел мой первый фильм. С таким опозданием начался мой режиссерский путь. В 50-е годы у меня была возможность остаться работать на «Ленфильме». Но то были годы малокартинья. Перспектив интересной творческой работы в игровом кино не предвиделось. Я, считавший себя режиссером художественной кинематографии, остался на студии «Леннаучфильм». И не жалею об этом. Примечания: 1. Левицкий Н. А. Штрихи к портрету. — В книге: Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974. Библиография: Левицкий Н. А. Рассказы о творческом пути. Беседа с режиссёром Николаем Левицким / беседовала В. А. Кузнецова. – Л.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. – С. 4, 5, 10 и 11. – (49 с). Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmlhttp://www.booksite.ru/fulltext/levicky/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/levicky/text.pdf --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:22 КАНУНОВА Т. Н. «КИНОЛЕТОПИСЬ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ (27.12.1911 - 15.08.1982)»: Кинорежиссер, сценарист Левицкий Николай Алексеевич родился в деревне Никола-Пенье Грязовецкого района Вологодской губернии. Первые театральные впечатления Николая Левицкого были связаны с деятельностью отца, образованного и начитанного человека, ставившего спектакли с участием сельских учителей и молодежи. Вскоре и сам Николай стал осуществлять постановки пьес на школьной сцене. С детских лет он также проявлял интерес к рисованию и литературе. В 1930 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерскую Сергея Эйзенштейна. В 1936 году Левицкий получает диплом режиссера художественного кино. На защите дипломной работы он представил проект постановки художественного фильма о Бетховене, в котором выступил одновременно как режиссер, сценарист и художник. Консультантом сценария у начинающего кинематографиста был известный литературовед и писатель Виктор Шкловский. В 1942 году Н. А. Левицкий ушел добровольцем на фронт, служил в военной разведке. К профессиональной деятельности приступил после военной службы, поработал ассистентом режиссера на студиях «Ленфильм», «Белгоскино». С 50-х годов становится режиссером, а затем директором Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Начиная с 1956 года создал как режиссер 36 научно-популярных и документальных фильмов, во многих из них он был и сценаристом. Им сняты фильмы самой разной тематики: искусствоведческие и литературоведческие картины, историко-революционные фильмы, ленты, посвященные Великой Отечественной войне, фильмы о прославленных деятелях отечественной культуры и искусства. За свои работы Николай Алексеевич не раз получал награды международных и отечественных кинофестивалей. В конце 50-х годов Левицкий создает несколько картин о сокровищах мирового искусства. В 1960 году за фильм «Русский камень» об уральских самоцветах и мастерстве русских резчиков по камню получил почетный диплом Международного кинофестиваля в Сан-Франциско. В 60-е годы режиссер в своих картинах прослеживает первые страницы истории революци¬онной России. В 1968 году он был награжден Государственной премией имени братьев Васильевых за фильмы «Вблизи России» (1963), «Александр Ульянов» (1963), «Кровавое воскресенье» (1964), «Во главе государства Советов (1967). Получил награды на всесоюзных кинофестивалях в 1964 и 1966 годах за фильмы «Александр Ульянов», «Кровавое воскресенье». За фильм «Великий обличитель» (1971) получил премию Всесоюзного кинофестиваля 1972 года и Ломоносовскую премию 1973 года. За картину «Крылом к крылу» (1972) о совместной службе и боевой дружбе в годы войны советских и французских летчиков из полка «Нормандия - Неман», где он был сценаристом и режиссером, получил главную премию Всесоюзного кинофестиваля 1973 года. В 1982 году он был удостоен звания «Народный артист СССР». Также в 70-е годы и в начале 80-х годов он снимает несколько картин, посвященных жизни и творчеству деятелей русской литературы и искусства: «Репин рисует Толстого» (1978), «Евгений Баратынский» (1979), «Федор Достоевский» (1980). Последняя картина - «Константин Батюшков» (1982), где Левицкий был режиссером и сценаристом, закончена им в год смерти. Для съемок фильма он приезжал на родину, в Вологодскую область. Снимал в местах пребывания поэта Батюшкова на Вологодчине: в Вологде, Даниловском, Хантонове. Библиография: Канунова Т. Н. Кинолетопись Вологодской области // Кино Вологодчины / Т. Канунова. – Вологда, 2013. – Глава 9. – С. 238 – 268. Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmи http://www.booksite.ru/cinema/st-505.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:27 10 января 2017 1:36 ЛЕВИЦКИЙ Н. А. «ВЫРАЩИВАТЬ ЛЮБИМОЕ ДЕЛО: Кажется, как удивительно давно это было. Но в памяти его и сейчас жив и дорог и этот старый отцовский дом в небольшом грязовецком селе Пенья. И эта задумчивая, медлительно спокойная Нурма с белоснежными лилиями вдоль берегов. И эти родные северные угоры, что подняли, кажется, к самому небу голубые ельники и тихие рощицы берез. А каким медовым ароматом пронизан весь воздух в этом чудном море разнотравья! Помнится, сколько музыки звучало в солнечном трепете жаворонка и в вечерней песне коростеля за той сиреневой далью леса... Все это осталось навсегда в памяти и в сердце Николая Алексеевича Левицкого – народного артиста РСФСР, кинорежиссера и сценариста, автора тридцати документальных кинофильмов, лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Сквозь всю свою жизнь Н. А. Левицкий пронес горячую и страстную любовь к искусству кино. А начиналась, рождалась она в те давние годы, на родной земле... Наша семья была большая – девять человек, – рассказывает Николай Алексеевич. – Мы едва сводили концы с концами. Жили трудно, бедно. Своего хлеба никогда не хватало до нового урожая. Отец был человеком образованным, начитанным (за участие в студенческих «сходках» он был исключен из духовной семинарии и, приехав в деревню, женился на местной крестьянке Анне Павловне Грачевой). Интересовался театром – ставил в нашем селе спектакли, в которых играли учителя местной школы и деревенская молодежь. Я с детства принимал участие в этих спектаклях, а позднее и сам ставил пьесы на школьной сцене. С детства пристрастился к рисованию, пробовал писать стихи. Году в двадцать седьмом я впервые увидел кино. В наше село привезли на лошади кинопередвижку. На стене развесили простыню. Мужики, сменяя друг друга, крутили ручку динамомашины – электричества у нас не было. Показывали фильм режиссера В. Гардина «Поэт и царь». Впечатление от фильма у меня было огромное. Особенно поразили кадры, где Пушкин сочиняет стихи. Когда показывали эпизод дуэли, я плакал. А потом еще несколько дней не находил себе места, все переживал смерть Пушкина. Следующим моим неизгладимым киновпечатлением была «Земля» А. Довженко. К тому времени я уже уехал из родного села, жил на железнодорожной станции Исакогорка и работал кочегаром на паровозе. Тогда-то, наверное, и зародилась у меня мысль стать кинорежиссером. Через некоторое время я послал документы в Москву, в Государственный институт кинематографии. Помню, на экзамене меня попросили описать свои первые впечатления от Москвы. Я сказал, что приехал в Москву вечером и увидел море разноцветных огней. И это разноцветье напомнило мне цветущее поле у меня на родине, в деревне. Меня приняли. В 1932 году начал преподавать во ВГИКе С. Эйзенштейн. Из всего режиссерского факультета он отобрал в свою группу девятнадцать человек. Мне посчастливилось попасть в их число. – Что дала Вам учеба у Эйзенштейна? – Сергей Михайлович учил не ремеслу. Он пытался «разворошить наши мозги», зародить в нас вкус к глубокому изучению предмета, к чтению литературы по самым различным вопросам науки и искусства, он учил нас образному мышлению. В качестве дипломной работы я хотел осуществить постановку полнометражного художественного фильма о Бетховене. В этом фильме я решил выступать не только как режиссер, но и как сценарист и художник. И в создании его, да, пожалуй, и в будущей деятельности помог мне добрый совет французского писателя – коммуниста Ромена Роллана. – Николай Алексеевич, как это случилось? – Мой сценарий очень разрастался, и я не знал, за счет чего его можно сократить, т. к. все мне казалось в жизни композитора очень важным. И я решил обратиться за советом к Ромену Роллану, зная его как блестящего знатока жизни композитора. Я тогда очень увлекался сочинениями Роллана, особенно его «Жан Кристофом», прототипом которого был Бетховен, и свои восторги, восхищения, свою любовь к Жану Кристофу я поведал писателю. И вот 20 декабря 1935 года в «Комсомольской правде» появляется письмо великого француза. «Дорогой товарищ Николай Левицкий! – писал Ромен Роллан. – Я очень тронут Вашим письмом, я восхищаюсь жизнерадостностью советской молодежи. ее верой в дело, которым она занята, с надеждой на будущее. Ваша страна действительно самая счастливая из стран, несмотря на все трудности, которые ей еще предстоит преодолеть. Другие страны стоят перед великими кризисами, перед гражданскими, империалистическими и националистическими войнами. И действительно, все они поражены безработицей, не имеющей прецедента. Это поражает в особенности молодежь, лишает ее не только надежды, но и права на жизнь. На вопрос, который Вы мне задаете, я право ничего не могу сказать. Прежде всего Ваш вопрос очень неясен. Вы работаете над фильмом о Бетховене, и я Вам должен дать совет. Для этого мне нужно было бы знать Вашу идею, план и то, что Вы уже сделали, но мне невозможно ознакомиться со всем этим за отсутствием времени. Я могу Вам сказать только одно: если Вы действительно любите свое дело и работаете постоянно и упорно, то Вы, конечно, достигнете хорошего результата, но не следует требовать быстрого успеха и терять надежду при первой неудаче. Не нужно также отдаваться одной только мысли о Бетховене. Настоящий артист должен уметь заниматься больше чем одной темой. И нужно достаточно владеть собой, чтобы исполнять другую работу, кроме той, которую Вы предпочитаете, когда это является необходимым. Я написал «Жан Кристоф» и в течение 10 лет его не опубликовывал. В то же самое время я работал, чтобы существовать, я был профессором, писал статьи обозрений. Я исполнял эту работу добросовестно, но моя любовь оставалась на близкой моему сердцу работе, которая появилась в свет только спустя много лет после того, как я ее начал. Я могу Вам посоветовать делать то же самое: выращивать Ваше любимое дело. Если Вы еще не готовы для его создания, не проявляйте нетерпения и работайте без перерыва. Но в то же время не отклоняйтесь от другой работы, необходимой для Вашей жизни, которая изощрит Ваш ум и послужит даже этому же делу, которое появится позднее. Искренне расположенный Ромен Роллан. Вильнев 29/XI-35 г.». Выращивать любимое дело! Этот наказ Ромена Роллана молодой кинорежиссер пронес через всю свою жизнь, через многие испытания. И какой бы трудной подчас ни была его судьба (пережитые в блокаду голод и болезни, командование Рабочим отрядом киностудии «Ленфильм», участие в жестоких боях с фашистами до конца войны), ничто не могло остановить Н. А. Левицкого от избранного пути. Сняв майорские погонь, войсковой разведчик Левицкий в послевоенные годы работает уполномоченным «Совэкспортфильма» за рубежом, возглавляет Ленинградскую студию научно-популярных фильмов, а затем становится режиссером этой студии. Одно из центральных мест в его творчестве занимают фильмы о революции, о Ленине. Среди них такие ленты, как «Памятники трех революций», «Выстрел «Авроры», «Ленин в Смольном», «Вблизи России», «Александр Ульянов», «Кровавое воскресенье», «Во главе государства Советов», «Искусство – народу», «Рождение партии». – Я отдал фильмам о нашей революционной истории, о Ленине в общей сложности более десяти лет и поставил 12 картин, – говорит Николай Алексеевич. – Эта тема стала главной в моем творчестве. В 1968 году фильмы Н. А. Левицкого «Александр Ульянов», «Вблизи России», «Кровавое воскресенье», «Во главе государства Советов» были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Многие его работы неоднократно премировались на международных и всесоюзных кинофестивалях. Двум фильмам Н. Левицкого – «Кровавое воскресенье» и «Великий обличитель» (о Л. Н. Толстом) – были присуждены Ломоносовские премии. Стены комнаты Н. Левицкого сплошь увешаны его картинами. Среди них больше всего пейзажей: русские березки... строгие сосны Карелии... цветы в пышном летнем цветении... веселое солнце... Картины висят и в его кабинете на студии. Оказывается, в свободное время Левицкий много и серьезно занимается живописью. И это помогает ему в творчестве: в каждом его фильме природа играет немаловажную роль, позволяет глубже и ярче раскрыть характер человека, его душу. И совсем не случайно большое место в творчестве Н. А. Левицкого занимают фильмы, посвященные искусству. Свои первые фильмы о художниках, о живописи и скульптуре им были поставлены на материале сокровищ Дрезденской галереи, спасенных советскими солдатами. Затем были сделаны фильмы, посвященные искусству Италии, Нидерландов, Фландрии, Франции. Среди его лучших работ – «Индийская поэма В. В. Верещагина», в которой он очень тонко передает своеобразие личности художника-земляка. Трудно перечислить все фильмы, созданные талантливым кинорежиссером и сценаристом Н. А. Левицким, но об одном из них – «Крылом к крылу» – хочется сказать особо. – Этот фильм о летчиках полка «Нормандия – Неман», – рассказывает Николай Алексеевич,– является данью нашего уважения тем, кто внес свой бесценный вклад о великую Победу. Я воевал и глубоко ценю воинский труд, знаю, что такое боевое содружество. Я взялся за этот фильм потому, что меня увлекли характеры и судьбы французских летчиков, сражавшихся на советской земле. Когда этот фильм вышел на экраны, политический обозреватель газеты «Правда» Юрий Жуков написал: «...в настоящее время о чудеса уже никто не верит. И все-таки люди, которые делали этот фильм, сотворили настоящее чудо: им удалось 30 лет спустя воскресить интереснейшую страницу истории, хотя многим казалось, что это почти невозможно, ведь когда они приступили к делу, в их руках было всего лишь несколько обрывков наспех снятой во фронтовых условиях документальной хроники да пачка старых фотографией. Конечно, за этим «чудом» стояла необычайно трудная и кропотливейшая работа всего съемочного коллектива. Вся жизнь коммуниста Н. А. Левицкого идет в постоянном творческом поиске. Без этого, наверное, и невозможно представить настоящего художника. Ведь так многое хочется успеть, осуществить задуманное. Большой творческой удачей стал для Н. А. Левицкого и недавно законченный новый полнометражный фильм «Человек большой цели». Он посвящен выдающемуся ученому, академику, дважды Герою Социалистического Труда, создателю космических кораблей Михаилу Кузьмичу Янгелю. – Вот он наш современник, человек, на которого хочется равняться, – с волнением говорит Николай Алексеевич. – Вся жизнь его прошла на взлете, была без остатка отдана большому и любимому делу. Библиография: Левицкий Н. А. Выращивать любимое дело: [беседа с режиссёром-документалистом Н. А. Левицким] / записал А. Шорохов // Красный Север. – 1979. – 17 марта. – С. 4. Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmlи http://www.booksite.ru/cinema/st-506.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:31 СМЕХОТИНА М. «ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ»: Грязовчане с интересом узнали, что в Ленинграде живет их земляк Н. А. Левицкий – кинорежиссер, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, кавалер многих орденов. Высоких званий и правительственных наград коммунист Н. А. Левицкий удостоен за многолетний плодотворный труд в кино, за мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны. Являясь режиссером Ленинградской студии научно-популярных фильмов, Н. А. Левицкий поставил более тридцати фильмов, в их числе киноленты о В. И. Ленине, Великой Октябрьской социалистической революции и другие. Среди кинолент, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны, особое место занимает фильм «Крылом к крылу», посвященный боевому содружеству советских и французских летчиков в борьбе с немецким фашизмом. Сценарий этого фильма написан самим Н. А. Левицким. Грязовецкий народный музей установил связи со своим знатным земляком. В музее была организована выставка работ кинорежиссера и сценариста Н. А. Левицкого: экспонировались рукописи сценариев, фотокопии фрагментов из фильмов, рецензии на фильмы, другие материалы. В школах и кинотеатре Грязовца проводились беседы о его творчестве, демонстрировались некоторые киноленты. Оказалось, что Николай Алексеевич еще и рисует. В ноябре 1979 года в ленинградском кинотеатре «Знание» была организована выставка его картин. Газета «Вечерний Ленинград» писала, что Н. А. Левицкий впервые выступил как живописец и показал себя зрелым мастером. Николай Алексеевич послал в дар родному городу несколько художественных полотен, потом коллекция пополнялась. В народном музее была оформлена выставка его работ. Представленные на выставке работы (в основном пейзажи) воспевают красоту родной северной природы. Мы видим ее ранней весной («Март»), когда на белоснежный покров ложатся от деревьев голубые тени, любуемся зеленью лугов («Лето»), видим, как природа меняется осенью («Осенний мотив»). Конечно, не все произведения равноценны по художественному исполнению, но каждое из них выражает теплое, нежное отношение живописца к родной земле. С особым волнением воспринимается картина «Родное село Пенье». В этом селе художник родился и провел детство, учился в школе. Здесь впервые пробудилось в нем желание рисовать. Есть на выставке и ленинградские пейзажи: «Парк Победы», «Проспект Гагарина», «Финский залив. Штиль» и другие. Творчество этого самобытного художника вызывает у посетителей выставки большой интерес. Приведем некоторые отзывы о ней: «Спасибо художнику Левицкому за радость встречи с прекрасным!», «Ваши картины пробуждают доброе чувство любви к природе, желание беречь ее». Недавно Николаю Алексеевичу исполнилось семьдесят лет, но он по-прежнему жизнелюбив, полон творческих дерзаний. Только что завершена работа по его сценарию о К. Н. Батюшкове, много в киноленте запечатлено вологодских мест, связанных с пребыванием здесь великого, поэта-земляка. Библиография: Смехотина М. Жизнь в искусстве / М. Смехотина // Красный Север. – 1982. – 23 января. – С. 4. Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmlи http://www.booksite.ru/cinema/st-507.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|