Левицкий Николай Алексеевич - кинорежиссёр
Тема о кинорежиссёре НИКОЛАЕ АЛЕКСЕЕВИЧЕ ЛЕВИЦКОМ (ЛЕВИТСКОМ) - выходце из Грязовецкого уезда (района) Вологодской губернии (области)
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
9 января 2017 23:56 О ВАСИЛИИ АГАФОПОДОВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ И ЕГО СЕМЬЕ: ДЕМИДОВА НАДЕЖДА «НАСЛЕДНИЦА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ Л. В. ЛЕВИТСКАЯ (1901 – 1993)»: Говорят, школа славится своими выпускниками. Это так. Но учеников "ставит на ноги" учитель. Именно он благославляет детей в долгий жизненный путь, отдав частичку своей души. За свою 138-летнюю историю Высоковская средняя школа знала немало прекрасных учителей. Среди них Лидия Васильевна Левитская - скромная труженица, не ждавшая и не имевшая наград, но оставшаяся в памяти благодарных учеников. В клировой ведомости Леонтьевской Верхвологодской церкви за 1917 год имеются такие сведения: "Псаломщическо-диаконовская вдова Александра Павловна Левитская - 53 лет. Получает пенсию из Государственного казначейства вместе с детьми 83 рубля 34 копейки в год". Тут же приводится список детей. А их было четверо. Младшая из них, Лида, родилась 5 марта 1901 года. С момента рождения жизнь Лидии проходила в духовной среде. Отец, Василий Агафоподович Левитский, служил в сельском приходе: "Псаломщик Леонтьевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда Василий Левитский 4 марта рукоположен в диаконский сан с оставлением на псаломщической вакансии при сей церкви". Такое распоряжение опубликовано в "Вологодских епархиальных ведомостях" (№ 7 от 01.04.1901 года). Чем занималась мать, Александра Павловна, сказать сложно. Известно, что грамоте была учена. По всей видимости, образование ею было получено хорошее. В нашем распоряжении имеются фотографии священника Дмитриевской Исаевской церкви Николая Остроумова, приходящегося ей родным братом. Второй брат, Алексей, также был священнослужителем. Священнослужители получали по тем временам неплохое образование. По назначении на приход все они, как правило, работали в школах, преподавая Закон Божий. В "Вологодских епархиальных ведомостях" за 1909 год (№ 7-8), читаем: «Преподано Архипастырское благословление с выдачей свидетельства за труды в церковно-приходской школе псаломщику-диакону Леонтьевской Верхвологодской школы Василию Левитскому". Образование получили все дети семьи Левитских. Алексей закончил Вологодскую духовную семинарию и служил в одной из церквей города Грязовца. Александр и Павел окончили духовные училища, в 1917 году находились на военной службе. В 1910 году родители отдают Лиду обучаться в Вологодское епархиальное женское училище. Тогда это было довольно престижное для Вологды учебное заведение, в котором выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы. Обучение было бесплатным. Преподавались предметы - Закон Божий, Священная история Ветхого и Нового Заветов, катехизис, геометрия, физика, география, гражданская история, педагогика, чистописание, церковное пение, рисование, рукоделие. В 1918 году она заканчивает данное учебное заведение. В том же году епархиальное женское училище прекращает свое существование. Сама Лидия Васильевна о годах учебы вспоминала всегда с уважением. В такие минуты обычно доставала старый альбом, и перед глазами вновь и вновь возникали образы подруг и друзей. Пишите, милые подруги, Пишите, все мои друзья. Все написанное вами Будет мило для меня. Каким образом удалось сохранить этот удивительный документ? Трудно сказать. Начатый в 1917 году, он содержит массу пожеланий, поздравлений. Подруги, друзья с огромным удовольствием писали на память стихи, свои пожелания. Школьные годы, счастливые годы! Чужды сомненья и горе. Как незаметно проходят они, Светлые годы ученья! Пройдут года, откроешь ты Альбом случайно пред собою. И пусть кипучие, большие Воскреснут юности былой, Далекой юности мечты! 1917 год принес с собой совершенно иное время. Перестраиваться было очень трудно, сложно. У новой власти был совершенно иной взгляд на духовность, образование. Вновь пришлось учиться. Вот почему мы видим Лидию среди слушателей педагогических курсов, проводившихся в селе Устье в сентябре-декабре 1919 года. А в 1920 году она начала работать в Высоковской начальной школе. За 25 лет учительского труда через ее руки прошли сотни выпускников, и каждому из них она дарила радость познания. "Привет многоуважаемой Лидии Васильевне от неслуха-ученика. Как много желаю хорошего здоровья нашей второй учительнице. Как много нас тесали, строгали, мыли, чесали и шлифовали. Каков танталов труд учителей! Но сейчас еще он труднее. Педагогические поэмы Макаренко не окончены. Они продолжаются. Они выступают в новом виде со своими вывихами... Как много еще нужно, чтобы граждане были все сознательными в делах новой жизни! Вы свое исполнили, исполнили блестяще. Вы для нас были просто умницей, строгой и требовательной учительницей, и удивительно доброй. Да благословит Вас Бог за Ваше терпение и старание. Счастья тебе, мой учитель". Наверное, приятно было получать вот такие отклики. А Лидии Васильевне было чем гордиться. Через ее сердце, ум, руки прошли заслуженные врачи РСФСР Николай Васильевич Фрыгин и Алексей Иванович Зятюшков, профессор, доктор ветеринарных наук Павел Иванович Кокуричев, соратник Рихарда Зорге Геннадий Александрович Балдичев и многие, многие другие. Сложная, бурная жизнь 1920-х и 1930-х годов никому не давала покоя, а особенно учителям. Они были в числе агитаторов, пропагандистов, лекторов. Вот почему после напряженного учебного дня Лидию Васильевну было трудно застать дома: то она на полевом стане, то на ферме, то в какой-нибудь деревне. Работа с людьми, помощь в организации колхозов, кооперативов - успевала везде. Вот отзыв о ее работе от 16 марта 1933 года: "Школьный работник Левицкая Л.В. за время своей работы в Высоковской школе первой ступени была одним из активных общественных работников, добросовестно и в срок выполнявшая все задания сельского Совета, принимала активное участие во всех проводимых хозяйственно-политических кампаниях...". Но свое второе призвание она нашла в другом. В 1920-х годах она организовала при клубе драматический кружок и бессменно руководила им более 20 лет. На сцене Высоковского клуба ставились спектакли на злободневные темы, игралась классика. В письмах, открытках, адресованных Лидии Васильевне, - благодарность за общение, за возможность прикоснуться к искусству. Возможно, поэтому в период с 1945 по 1946 год ее назначают заведующей клубом. Все же школа была ближе и родней. С сентября 1946 года она работает довольно продолжительное время школьным библиотекарем. Закончив педагогическую деятельность, Лидия Васильевна не забывала школу. Ее постоянно приглашали в гости ребята, а рассказать старому учителю было о чем. До последних дней в душе своей она несла высокое звание учителя, жила заботами и делами родной школы. Уже незадолго до смерти она подошла к директору школы Владимиру Александровичу Гущину и сказала: "Владимир Александрович, я устала. Освободи, пожалуйста, меня от работы". Сказать такое может только преданный своему делу человек. А от роду ей было уже 92 года. Библиография: Демидова Надежда. – Наследница духовной жизни: Л. В. Левитская (1901 – 1993) // Известия Вологодского Общества Изучения Северного Края: Выпуск IX. – Вологда: Древности Севера, 2001. – (152 с.). Надежда Демидова – ученица 10 класса Высоковской средней общеобразовательной школы Вологодского района, член клуба «Подвиг». Научный руководитель – заместитель директора школы по воспитательной работе Владимир Александрович Гущин. Источник: http://booksite.ru/fulltext/9vo/isk/2.htmИтак, Надежда Демидова в статье «Наследница духовной жизни: Л. В. Левитская (1901 – 1993)» пишет, что Лидия Васильевна Левитская – дочь псаломщика-диакона Леонтиевской Верхневологодской церкви Вологодского уезда Василия Агафоподовича Левитского. Из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1907 год известно, что псаломщик Пеньевской Никольской церкви Грязовецкого уезда Алексей Васильевич Левитский (отец кинорежиссёра Николая Алексеевича Левицкого / Левитского) – сын того же псаломщика-диакона Леонтиевской Верхневологодской церкви Вологодского уезда Василия Агафоподовича Левитского (Клировые ведомости Грязовецкого уезда за 1907 год). Поэтому очевидно, что Лидия Васильевна Левитская – сестра Алексея Васильевича Левитского и тётя кинорежиссёра Николая Алексеевича Левицкого (Левитского). В свою очередь, из Клировых ведомостей Вологодского уезда за 1885 год известно, что псаломщик Леонтиевской Верхневологодской церкви Вологодского уезда ВАСИЛИЙ АГАФОПОДОВИЧ ЛЕВИТСКИЙ – природой сын умершего священника Спасо-Преображенской Спасской церкви Вологодского уезда. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:02 10 января 2017 14:21 ЛЕВИТСКИЙ АГАФОПОД:
Из журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости» следует, что диакон Верхвологодской Христорождественской церкви Вологодского уезда АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ, кончивший полный курс Семинарского учения и уже несколько лет прослуживший в дьяконском сане, по уважению к ходатайству о нём прихожан 5-го Февраля 1870 года определён на второе праздное священническое место при той же церкви. 15-го Февраля 1870 года АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ рукоположен в сан священника. 5-го Июня 1875 года по представлению благочинного за усердную и честную службу священник Христорождественской Верхвологодской церкви Вологодского уезда АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ награждён набедренником. По постановлению Епархиального Начальства от 23-го – 28-го Октября 1876 года, Священник Преображенской Спасской церкви Вологодского уезда АЛЕКСАНДР ШАХМАТОВ за проступки его был отрешён от занимаемого им места с запрещением священнослужения. На место его 29-го Октября 1876 года перемещён сверхштатный священник Христорождественской Верхвологодской церкви Вологодского уезда АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ. Священническое место АГАФОПОДА ЛЕВИТСКОГО при вышеуказанной Христорождественской Верхвологодской церкви закрыто. Священник Преображенской церкви в селе Спасском Вологодского уезда АГАФОПОД ЛЕВИТСКИЙ умер 19-го Июля 1883 года.
Благочинный Вологодского уезда ВИКТОР АВЕССАЛАМОВ донёс, что священническая вдова АННА ЛЕВИТСКАЯ пожертвовала в Спасскую Преображенскую церковь 50 рублей и в Николаевскую Харитоновскую церковь 25 рублей, с получением процентов церковью и причтом пополам. О пожертвовании постановлено напечатать в Епархиальных Ведомостях.
Библиография:
Вологодские Епархиальные Ведомости. – 1870. - № 5. – 1 марта. – С. 114; № 6. – 15 марта. – С. 135; 1875. - № 13. – 1 июля. – С. 165; 1876. - № 22. – 15 ноября. – С. 403; 1883. - № 16. – 15 августа. – С. 229; 1884. - № 16. – 15 августа. – С. 251.
Таким образом, вышеизложенные документы свидетельствуют о том, что кинорежиссёр НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ - сын АЛЕКСЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛЕВИТСКОГО, внук ВАСИЛИЯ АГАФОПОДОВИЧА ЛЕВИТСКОГО и правнук АГАФОПОДА ЛЕВИТСКОГО.
При этом отец, дед и прадед кинорежиссёра служили Русской Православной Церкви. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:06 ЛИТЕРАТУРА О НИКОЛАЕ АЛЕКСЕЕВИЧЕ ЛЕВИТСКОМ: Левицкий Н. А. Рассказы о творческом пути. Беседа с режиссёром Николаем Левицким / беседовала В. А. Кузнецова. – Л.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. – 49 с. Левицкий Н. А. Выращивать любимое дело: [беседа с режиссёром-документалистом Н. А. Левицким] / записал А. Шорохов // Красный Север. – 1979. – 17 марта. – С. 4. Смехотина М. Жизнь в искусстве / М. Смехотина // Красный Север. – 1982. – 23 января. – С. 4. Данилов Н. Лениниана режиссёра Левицкого / Н. Данилов // Северная новь. – Усть-Кубинское. – 1987. – 10 января. – С. 3. Баранова О. Испытание судьбой / О. Баранова // Сельская правда. – Грязовец. – 1994. – 16 августа. – С. 2. Патапенко С. Н. Левицкий Николай Алексеевич / С. Н. Патапенко // Выдающиеся вологжане. – Вологда, 2010. – С. 509–512. Канунова Т. Н. Кинолетопись Вологодской области // Кино Вологодчины / Т. Канунова. – Вологда, 2013. – Гл. 9. – С. 248 – 249. – (С. 238 – 268). Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:17 10 января 2017 0:18 ИЗ КНИГИ «РАССКАЗЫ О ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ – ЛЕВИЦКИЙ НИКОЛАЙ»: НЕМНОГО О ПРОШЛОМ: Режиссер: Родился я в селе Пенья Грязовецкого района Вологодской области. Мой отец, Алексей Васильевич Левицкий, учился в духовной семинарии, но был из нее исключен за участие в студенческих «сходках». Из семинарии он попал в село Пенья, где устроился на самую низшую церковную должность — псаломщика. Одновременно пахал землю, сеял хлеб. Там он женился на моей матери — Анне Павловне Грачевой, местной крестьянке. Наша семья была большая — девять человек. Мы едва сводили концы с концами. Жили трудно, бедно. Своего хлеба никогда не хватало до нового урожая. Отец был человеком образованным, начитанным. Интересовался театром — ставил в нашем селе спектакли, в которых играли учителя местной школы и деревенская молодежь. Я с детства принимал участие в этих спектаклях, а позднее и сам ставил пьесы на школьной сцене. Мы брались даже за Островского, но особенно любили водевили Чехова. С детства я пристрастился к рисованию, пробовал писать стихи. Году в двадцать седьмом я впервые увидел кино. В наше село приехала кинопередвижка в лошадиной упряжке. На стене развесили простыню. Мужики, сменяя друг друга, крутили ручку динамомашины — электричества у нас не было. Показывали фильм режиссера В. Гардина «Поэт и царь». Впечатление от фильма у меня было огромное. Особенно поразили кадры, где Пушкин сочиняет стихи. Когда показывали эпизод дуэли, я плакал. А потом еще несколько дней не находил себе места, все переживал смерть Пушкина. Следующим моим неизгладимым киновпечатлением была «Земля» А. Довженко. К тому времени я уже уехал из родного села, жил на железнодорожной станции Исакогорка и работал кочегаром на паровозе. Тогда-то, наверное, и зародилась у меня мысль стать кинорежиссером. Через некоторое время я послал документы в Москву, в Государственный институт кинематографии. Членами приемной комиссии в ту пору были Л. Кулешов, Вс. Пудовкин, Л. Оболенский. Помню, на экзамене меня попросили описать свои первые впечатления от Москвы. Я сказал, что приехал в Москву вечером и увидел море разноцветных огней. И это разноцветье напомнило мне цветущее поле у меня на родине, в деревне... Меня приняли. В 1932 году начал преподавать во ВГИКе С. Эйзенштейн. Из всего режиссерского факультета он отобрал в свою группу девятнадцать человек. Мне посчастливилось попасть в их число. Киновед: Что вам дала учеба у Эйзенштейна? Режиссер: Сергей Михайлович поражал нас своей эрудицией, разносторонностью своих познаний. Он превосходно знал литературу, живопись, театр и, как специалист, излагал нам принцип работы самолетного винта... Но наша трагедия состояла в том, что мы, студенты из рабоче-крестьянской среды, не всегда могли глубоко воспринимать лекции великого режиссера. У нас для этого было слишком мало знаний. Эйзенштейн был невысокого мнения о нашем общеобразовательном уровне и настоял, чтобы срок нашего обучения в институте был увеличен на год. С. М. Эйзенштейн учил не ремеслу. Он пытался «разворошить наши мозги», зародить в нас вкус к глубокому изучению предмета, к чтению литературы по самым разным вопросам науки и искусства, он учил нас образному мышлению. В качестве дипломной работы я защищал проект постановки полнометражного художественного фильма о Бетховене. Кстати, в этом фильме я выступал не только как режиссер, но и как сценарист и художник. Консультантом по моему сценарию был Виктор Шкловский. «Сценарий написан с кровью», начертал он на титульном листе моей работы. Перед экзаменационной комиссией я говорил долго. Хотел блеснуть своими знаниями в области избранной темы. Потом Эйзенштейн попросил меня подробнее рассказать, как дирижирует своей Девятой симфонией потерявший слух композитор. Я ответил, что глухой композитор дирижирует главным образом глазами. Глаза и оркестр. Глаза и смычок. Глаза композитора и глаза музыкантов. Мизансцена строится на движении глаз с той и другой стороны. Но тогда Эйзенштейн задал мне новый вопрос: «Какую литературу о поведении глухих и глухонемых вы читали?» И мне пришлось признаться, что никакой специальной литературы я не читал, понадеялся на воспоминания современников Бетховена. Так Эйзенштейн уже на экзамене преподал мне урок. Я остро осознал необходимость глубокого и исчерпывающего изучения вопросов, связанных с избранной темой. Более подробно о своей учебе у Эйзенштейна я написал в очерке «Штрихи к портрету» [1]. В 1936 году я получил диплом режиссера художественной кинематографии. После окончания института был призван на военную службу, окончил авиашколу, а демобилизовавшись, работал ассистентом режиссера на «Ленфильме» и «Белгоскино». Потом... Потом на пятнадцать лет (а это были молодые, самые лучшие годы) я оказался оторванным от кино, во всяком случае, от режиссерской работы. Война застала меня в Минске. Его страшно бомбили в первый же день войны. К вечеру двадцать второго июня я с группой товарищей по киностудии выбрался из разрушенного, пылающего города. С огромными трудностями мы достигли Москвы. Оттуда меня послали на «Ленфильм», где я работал ассистентом у М. Калатозова, ставившего фильм «Воздушный патруль» короткометражную киноновеллу о летчиках. Из-за начавшейся блокады нашу картину завершить не удалось. В сентябре 1941 года из числа сотрудников студии была сформирована специальная группа — Рабочий отряд. В его задачу входила охрана объекта от зажигательных бомб, выслеживание вражеских агентов, поддержание морального духа сотрудников студии. Я стал командиром отделения, а с ноября 1941 года, по заданию Петроградского райкома партии, командиром этого отряда. Отряд к тому времени насчитывал около сорока человек. Шли самые тяжелые дни блокады. Бойцы были сильно истощены. Некоторые умерли от голода прямо на дежурстве. Но мы продолжали нести свою службу. И в том, что здание студии сравнительно мало пострадало от зажигательных бомб, есть и наша заслуга. К началу 1942 года отряд сильно поредел кто умер, кто эвакуировался, кто ушел на фронт. Рабочий отряд был расформирован, а я подал заявление в райвоенкомат с просьбой направить меня в действующую армию. Курсы переподготовки комсостава, потом фронт. До конца войны я находился в действующей армии. Воевал на Ленинградском фронте, в частях войсковой разведки. Войну закончил в звании майора в Литве, на Курляндском выступе, где наши войска окружили и взяли в плен большую вражескую группировку, продолжавшую оказывать сопротивление даже после подписания акта о капитуляции гитлеровской Германии. После демобилизации меня послали работать за границу в Индию, затем в Голландию — и только в 1957 году вышел мой первый фильм. С таким опозданием начался мой режиссерский путь. В 50-е годы у меня была возможность остаться работать на «Ленфильме». Но то были годы малокартинья. Перспектив интересной творческой работы в игровом кино не предвиделось. Я, считавший себя режиссером художественной кинематографии, остался на студии «Леннаучфильм». И не жалею об этом. Примечания: 1. Левицкий Н. А. Штрихи к портрету. — В книге: Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974. Библиография: Левицкий Н. А. Рассказы о творческом пути. Беседа с режиссёром Николаем Левицким / беседовала В. А. Кузнецова. – Л.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1977. – С. 4, 5, 10 и 11. – (49 с). Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmlhttp://www.booksite.ru/fulltext/levicky/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/levicky/text.pdf --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:22 КАНУНОВА Т. Н. «КИНОЛЕТОПИСЬ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ (27.12.1911 - 15.08.1982)»: Кинорежиссер, сценарист Левицкий Николай Алексеевич родился в деревне Никола-Пенье Грязовецкого района Вологодской губернии. Первые театральные впечатления Николая Левицкого были связаны с деятельностью отца, образованного и начитанного человека, ставившего спектакли с участием сельских учителей и молодежи. Вскоре и сам Николай стал осуществлять постановки пьес на школьной сцене. С детских лет он также проявлял интерес к рисованию и литературе. В 1930 году поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, в мастерскую Сергея Эйзенштейна. В 1936 году Левицкий получает диплом режиссера художественного кино. На защите дипломной работы он представил проект постановки художественного фильма о Бетховене, в котором выступил одновременно как режиссер, сценарист и художник. Консультантом сценария у начинающего кинематографиста был известный литературовед и писатель Виктор Шкловский. В 1942 году Н. А. Левицкий ушел добровольцем на фронт, служил в военной разведке. К профессиональной деятельности приступил после военной службы, поработал ассистентом режиссера на студиях «Ленфильм», «Белгоскино». С 50-х годов становится режиссером, а затем директором Ленинградской студии научно-популярных фильмов. Начиная с 1956 года создал как режиссер 36 научно-популярных и документальных фильмов, во многих из них он был и сценаристом. Им сняты фильмы самой разной тематики: искусствоведческие и литературоведческие картины, историко-революционные фильмы, ленты, посвященные Великой Отечественной войне, фильмы о прославленных деятелях отечественной культуры и искусства. За свои работы Николай Алексеевич не раз получал награды международных и отечественных кинофестивалей. В конце 50-х годов Левицкий создает несколько картин о сокровищах мирового искусства. В 1960 году за фильм «Русский камень» об уральских самоцветах и мастерстве русских резчиков по камню получил почетный диплом Международного кинофестиваля в Сан-Франциско. В 60-е годы режиссер в своих картинах прослеживает первые страницы истории революци¬онной России. В 1968 году он был награжден Государственной премией имени братьев Васильевых за фильмы «Вблизи России» (1963), «Александр Ульянов» (1963), «Кровавое воскресенье» (1964), «Во главе государства Советов (1967). Получил награды на всесоюзных кинофестивалях в 1964 и 1966 годах за фильмы «Александр Ульянов», «Кровавое воскресенье». За фильм «Великий обличитель» (1971) получил премию Всесоюзного кинофестиваля 1972 года и Ломоносовскую премию 1973 года. За картину «Крылом к крылу» (1972) о совместной службе и боевой дружбе в годы войны советских и французских летчиков из полка «Нормандия - Неман», где он был сценаристом и режиссером, получил главную премию Всесоюзного кинофестиваля 1973 года. В 1982 году он был удостоен звания «Народный артист СССР». Также в 70-е годы и в начале 80-х годов он снимает несколько картин, посвященных жизни и творчеству деятелей русской литературы и искусства: «Репин рисует Толстого» (1978), «Евгений Баратынский» (1979), «Федор Достоевский» (1980). Последняя картина - «Константин Батюшков» (1982), где Левицкий был режиссером и сценаристом, закончена им в год смерти. Для съемок фильма он приезжал на родину, в Вологодскую область. Снимал в местах пребывания поэта Батюшкова на Вологодчине: в Вологде, Даниловском, Хантонове. Библиография: Канунова Т. Н. Кинолетопись Вологодской области // Кино Вологодчины / Т. Канунова. – Вологда, 2013. – Глава 9. – С. 238 – 268. Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmи http://www.booksite.ru/cinema/st-505.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:27 10 января 2017 1:36 ЛЕВИЦКИЙ Н. А. «ВЫРАЩИВАТЬ ЛЮБИМОЕ ДЕЛО: Кажется, как удивительно давно это было. Но в памяти его и сейчас жив и дорог и этот старый отцовский дом в небольшом грязовецком селе Пенья. И эта задумчивая, медлительно спокойная Нурма с белоснежными лилиями вдоль берегов. И эти родные северные угоры, что подняли, кажется, к самому небу голубые ельники и тихие рощицы берез. А каким медовым ароматом пронизан весь воздух в этом чудном море разнотравья! Помнится, сколько музыки звучало в солнечном трепете жаворонка и в вечерней песне коростеля за той сиреневой далью леса... Все это осталось навсегда в памяти и в сердце Николая Алексеевича Левицкого – народного артиста РСФСР, кинорежиссера и сценариста, автора тридцати документальных кинофильмов, лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Сквозь всю свою жизнь Н. А. Левицкий пронес горячую и страстную любовь к искусству кино. А начиналась, рождалась она в те давние годы, на родной земле... Наша семья была большая – девять человек, – рассказывает Николай Алексеевич. – Мы едва сводили концы с концами. Жили трудно, бедно. Своего хлеба никогда не хватало до нового урожая. Отец был человеком образованным, начитанным (за участие в студенческих «сходках» он был исключен из духовной семинарии и, приехав в деревню, женился на местной крестьянке Анне Павловне Грачевой). Интересовался театром – ставил в нашем селе спектакли, в которых играли учителя местной школы и деревенская молодежь. Я с детства принимал участие в этих спектаклях, а позднее и сам ставил пьесы на школьной сцене. С детства пристрастился к рисованию, пробовал писать стихи. Году в двадцать седьмом я впервые увидел кино. В наше село привезли на лошади кинопередвижку. На стене развесили простыню. Мужики, сменяя друг друга, крутили ручку динамомашины – электричества у нас не было. Показывали фильм режиссера В. Гардина «Поэт и царь». Впечатление от фильма у меня было огромное. Особенно поразили кадры, где Пушкин сочиняет стихи. Когда показывали эпизод дуэли, я плакал. А потом еще несколько дней не находил себе места, все переживал смерть Пушкина. Следующим моим неизгладимым киновпечатлением была «Земля» А. Довженко. К тому времени я уже уехал из родного села, жил на железнодорожной станции Исакогорка и работал кочегаром на паровозе. Тогда-то, наверное, и зародилась у меня мысль стать кинорежиссером. Через некоторое время я послал документы в Москву, в Государственный институт кинематографии. Помню, на экзамене меня попросили описать свои первые впечатления от Москвы. Я сказал, что приехал в Москву вечером и увидел море разноцветных огней. И это разноцветье напомнило мне цветущее поле у меня на родине, в деревне. Меня приняли. В 1932 году начал преподавать во ВГИКе С. Эйзенштейн. Из всего режиссерского факультета он отобрал в свою группу девятнадцать человек. Мне посчастливилось попасть в их число. – Что дала Вам учеба у Эйзенштейна? – Сергей Михайлович учил не ремеслу. Он пытался «разворошить наши мозги», зародить в нас вкус к глубокому изучению предмета, к чтению литературы по самым различным вопросам науки и искусства, он учил нас образному мышлению. В качестве дипломной работы я хотел осуществить постановку полнометражного художественного фильма о Бетховене. В этом фильме я решил выступать не только как режиссер, но и как сценарист и художник. И в создании его, да, пожалуй, и в будущей деятельности помог мне добрый совет французского писателя – коммуниста Ромена Роллана. – Николай Алексеевич, как это случилось? – Мой сценарий очень разрастался, и я не знал, за счет чего его можно сократить, т. к. все мне казалось в жизни композитора очень важным. И я решил обратиться за советом к Ромену Роллану, зная его как блестящего знатока жизни композитора. Я тогда очень увлекался сочинениями Роллана, особенно его «Жан Кристофом», прототипом которого был Бетховен, и свои восторги, восхищения, свою любовь к Жану Кристофу я поведал писателю. И вот 20 декабря 1935 года в «Комсомольской правде» появляется письмо великого француза. «Дорогой товарищ Николай Левицкий! – писал Ромен Роллан. – Я очень тронут Вашим письмом, я восхищаюсь жизнерадостностью советской молодежи. ее верой в дело, которым она занята, с надеждой на будущее. Ваша страна действительно самая счастливая из стран, несмотря на все трудности, которые ей еще предстоит преодолеть. Другие страны стоят перед великими кризисами, перед гражданскими, империалистическими и националистическими войнами. И действительно, все они поражены безработицей, не имеющей прецедента. Это поражает в особенности молодежь, лишает ее не только надежды, но и права на жизнь. На вопрос, который Вы мне задаете, я право ничего не могу сказать. Прежде всего Ваш вопрос очень неясен. Вы работаете над фильмом о Бетховене, и я Вам должен дать совет. Для этого мне нужно было бы знать Вашу идею, план и то, что Вы уже сделали, но мне невозможно ознакомиться со всем этим за отсутствием времени. Я могу Вам сказать только одно: если Вы действительно любите свое дело и работаете постоянно и упорно, то Вы, конечно, достигнете хорошего результата, но не следует требовать быстрого успеха и терять надежду при первой неудаче. Не нужно также отдаваться одной только мысли о Бетховене. Настоящий артист должен уметь заниматься больше чем одной темой. И нужно достаточно владеть собой, чтобы исполнять другую работу, кроме той, которую Вы предпочитаете, когда это является необходимым. Я написал «Жан Кристоф» и в течение 10 лет его не опубликовывал. В то же самое время я работал, чтобы существовать, я был профессором, писал статьи обозрений. Я исполнял эту работу добросовестно, но моя любовь оставалась на близкой моему сердцу работе, которая появилась в свет только спустя много лет после того, как я ее начал. Я могу Вам посоветовать делать то же самое: выращивать Ваше любимое дело. Если Вы еще не готовы для его создания, не проявляйте нетерпения и работайте без перерыва. Но в то же время не отклоняйтесь от другой работы, необходимой для Вашей жизни, которая изощрит Ваш ум и послужит даже этому же делу, которое появится позднее. Искренне расположенный Ромен Роллан. Вильнев 29/XI-35 г.». Выращивать любимое дело! Этот наказ Ромена Роллана молодой кинорежиссер пронес через всю свою жизнь, через многие испытания. И какой бы трудной подчас ни была его судьба (пережитые в блокаду голод и болезни, командование Рабочим отрядом киностудии «Ленфильм», участие в жестоких боях с фашистами до конца войны), ничто не могло остановить Н. А. Левицкого от избранного пути. Сняв майорские погонь, войсковой разведчик Левицкий в послевоенные годы работает уполномоченным «Совэкспортфильма» за рубежом, возглавляет Ленинградскую студию научно-популярных фильмов, а затем становится режиссером этой студии. Одно из центральных мест в его творчестве занимают фильмы о революции, о Ленине. Среди них такие ленты, как «Памятники трех революций», «Выстрел «Авроры», «Ленин в Смольном», «Вблизи России», «Александр Ульянов», «Кровавое воскресенье», «Во главе государства Советов», «Искусство – народу», «Рождение партии». – Я отдал фильмам о нашей революционной истории, о Ленине в общей сложности более десяти лет и поставил 12 картин, – говорит Николай Алексеевич. – Эта тема стала главной в моем творчестве. В 1968 году фильмы Н. А. Левицкого «Александр Ульянов», «Вблизи России», «Кровавое воскресенье», «Во главе государства Советов» были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Многие его работы неоднократно премировались на международных и всесоюзных кинофестивалях. Двум фильмам Н. Левицкого – «Кровавое воскресенье» и «Великий обличитель» (о Л. Н. Толстом) – были присуждены Ломоносовские премии. Стены комнаты Н. Левицкого сплошь увешаны его картинами. Среди них больше всего пейзажей: русские березки... строгие сосны Карелии... цветы в пышном летнем цветении... веселое солнце... Картины висят и в его кабинете на студии. Оказывается, в свободное время Левицкий много и серьезно занимается живописью. И это помогает ему в творчестве: в каждом его фильме природа играет немаловажную роль, позволяет глубже и ярче раскрыть характер человека, его душу. И совсем не случайно большое место в творчестве Н. А. Левицкого занимают фильмы, посвященные искусству. Свои первые фильмы о художниках, о живописи и скульптуре им были поставлены на материале сокровищ Дрезденской галереи, спасенных советскими солдатами. Затем были сделаны фильмы, посвященные искусству Италии, Нидерландов, Фландрии, Франции. Среди его лучших работ – «Индийская поэма В. В. Верещагина», в которой он очень тонко передает своеобразие личности художника-земляка. Трудно перечислить все фильмы, созданные талантливым кинорежиссером и сценаристом Н. А. Левицким, но об одном из них – «Крылом к крылу» – хочется сказать особо. – Этот фильм о летчиках полка «Нормандия – Неман», – рассказывает Николай Алексеевич,– является данью нашего уважения тем, кто внес свой бесценный вклад о великую Победу. Я воевал и глубоко ценю воинский труд, знаю, что такое боевое содружество. Я взялся за этот фильм потому, что меня увлекли характеры и судьбы французских летчиков, сражавшихся на советской земле. Когда этот фильм вышел на экраны, политический обозреватель газеты «Правда» Юрий Жуков написал: «...в настоящее время о чудеса уже никто не верит. И все-таки люди, которые делали этот фильм, сотворили настоящее чудо: им удалось 30 лет спустя воскресить интереснейшую страницу истории, хотя многим казалось, что это почти невозможно, ведь когда они приступили к делу, в их руках было всего лишь несколько обрывков наспех снятой во фронтовых условиях документальной хроники да пачка старых фотографией. Конечно, за этим «чудом» стояла необычайно трудная и кропотливейшая работа всего съемочного коллектива. Вся жизнь коммуниста Н. А. Левицкого идет в постоянном творческом поиске. Без этого, наверное, и невозможно представить настоящего художника. Ведь так многое хочется успеть, осуществить задуманное. Большой творческой удачей стал для Н. А. Левицкого и недавно законченный новый полнометражный фильм «Человек большой цели». Он посвящен выдающемуся ученому, академику, дважды Герою Социалистического Труда, создателю космических кораблей Михаилу Кузьмичу Янгелю. – Вот он наш современник, человек, на которого хочется равняться, – с волнением говорит Николай Алексеевич. – Вся жизнь его прошла на взлете, была без остатка отдана большому и любимому делу. Библиография: Левицкий Н. А. Выращивать любимое дело: [беседа с режиссёром-документалистом Н. А. Левицким] / записал А. Шорохов // Красный Север. – 1979. – 17 марта. – С. 4. Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmlи http://www.booksite.ru/cinema/st-506.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:31 СМЕХОТИНА М. «ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ»: Грязовчане с интересом узнали, что в Ленинграде живет их земляк Н. А. Левицкий – кинорежиссер, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, кавалер многих орденов. Высоких званий и правительственных наград коммунист Н. А. Левицкий удостоен за многолетний плодотворный труд в кино, за мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны. Являясь режиссером Ленинградской студии научно-популярных фильмов, Н. А. Левицкий поставил более тридцати фильмов, в их числе киноленты о В. И. Ленине, Великой Октябрьской социалистической революции и другие. Среди кинолент, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны, особое место занимает фильм «Крылом к крылу», посвященный боевому содружеству советских и французских летчиков в борьбе с немецким фашизмом. Сценарий этого фильма написан самим Н. А. Левицким. Грязовецкий народный музей установил связи со своим знатным земляком. В музее была организована выставка работ кинорежиссера и сценариста Н. А. Левицкого: экспонировались рукописи сценариев, фотокопии фрагментов из фильмов, рецензии на фильмы, другие материалы. В школах и кинотеатре Грязовца проводились беседы о его творчестве, демонстрировались некоторые киноленты. Оказалось, что Николай Алексеевич еще и рисует. В ноябре 1979 года в ленинградском кинотеатре «Знание» была организована выставка его картин. Газета «Вечерний Ленинград» писала, что Н. А. Левицкий впервые выступил как живописец и показал себя зрелым мастером. Николай Алексеевич послал в дар родному городу несколько художественных полотен, потом коллекция пополнялась. В народном музее была оформлена выставка его работ. Представленные на выставке работы (в основном пейзажи) воспевают красоту родной северной природы. Мы видим ее ранней весной («Март»), когда на белоснежный покров ложатся от деревьев голубые тени, любуемся зеленью лугов («Лето»), видим, как природа меняется осенью («Осенний мотив»). Конечно, не все произведения равноценны по художественному исполнению, но каждое из них выражает теплое, нежное отношение живописца к родной земле. С особым волнением воспринимается картина «Родное село Пенье». В этом селе художник родился и провел детство, учился в школе. Здесь впервые пробудилось в нем желание рисовать. Есть на выставке и ленинградские пейзажи: «Парк Победы», «Проспект Гагарина», «Финский залив. Штиль» и другие. Творчество этого самобытного художника вызывает у посетителей выставки большой интерес. Приведем некоторые отзывы о ней: «Спасибо художнику Левицкому за радость встречи с прекрасным!», «Ваши картины пробуждают доброе чувство любви к природе, желание беречь ее». Недавно Николаю Алексеевичу исполнилось семьдесят лет, но он по-прежнему жизнелюбив, полон творческих дерзаний. Только что завершена работа по его сценарию о К. Н. Батюшкове, много в киноленте запечатлено вологодских мест, связанных с пребыванием здесь великого, поэта-земляка. Библиография: Смехотина М. Жизнь в искусстве / М. Смехотина // Красный Север. – 1982. – 23 января. – С. 4. Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmlи http://www.booksite.ru/cinema/st-507.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:36 ДАНИЛОВ Н. «ЛЕНИНИАНА РЕЖИССЁРА ЛЕВИЦКОГО»: Детство и юность Николая Алексеевича Левицкого (1911–1982) прошли в селе Никола-Пенье нынешнего Грязовецкого района Вологодской области. В 1936 году Николай Левицкий окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии по мастерской С. М. Эйзенштейна, будущего создателя «Александра Невского» и «Ивана Грозного». А его дипломной работой стал фильм о композиторе Бетховене. Уже тогда Николая Левицкого отличала особая ответственность за порученную работу. Он даже написал письмо известному писателю и исследователю жизни и творчества Бетховена Ромену Роллану. «Я очень тронут Вашим письмом, – говорилось в ответном послании из Франции, – я восхищаюсь жизнерадостностью советской молодежи, ее верой в дело, которым она занята, надеждой на будущее. Ваша страна действительно самая счастливая из стран, несмотря на все трудности, которые ей еще предстоит преодолеть». Великая Отечественная война застала Николая Левицкого на «Ленфильме» в должности ассистента режиссера у Михаила Калатозова, картина которого «Летят журавли» получила в пятидесятые годы мировую известность. А в Дни блокады он возглавлял рабочий отряд киностудии, охранявший ее от зажигательных бомб. В конце 1942 года Николай Левицкий уходит добровольцем в армию и заканчивает войну в звании майора войсковой разведки. На груди бравого офицера – ордена Красной Звезды и Отечественной войны I и II степени. На фронте вступил он и в ряды ленинской партии. В послевоенные годы Левицкий работает уполномоченным «Совэкспортфильма» за рубежом, директором Ленинградской студии научно-популярных фильмов, а начиная с 1956 года, режиссером этой же киностудии. По первым фильмам, поставленным Левицким («Зеленый шум», «Лесной музей», «Сокровища мировой культуры», «Искусство Италии), еще нельзя было определить, что станет решающим в его творчестве. Но уже в них нашли отражение бережного отношения автора этих лент к русской природе, глубокое и проникновенное понимание искусства, ставшее для него закономерным результатом увлечения живописью, унаследованного еще от детских лет. В 1959 году Н. А. Левицкий создает фильм «Памятники трех революций» – об исторических местах Ленинграда, связанных с деятельностью В. И. Ленина, свою первую картину из серии историко-революционных лент, центром притяжения которых станет ленинская тема. Продолжением Ленинианы Левицкого стала кинодилогия «Выстрел с Авроры» и «Ленин в Смольном» (1961–1962), воскресившая события исторической ночи Октябрьского штурма. О пребывании Ленина в Финляндии, в «ближней эмиграции», как называла этот период его жизни Н. К. Крупская, рассказывает картина «Вблизи России (1963). Старшему брату Ильича была посвящена созданная в этом же году лента «Александр Ульянов». Еще один фильм из Ленинианы Левицкого – «Во главе государства Советов» – был приурочен им к 50-летию Советской власти, отмечавшемуся в 1967 году. Заметной вехой в творчестве Левицкого стала картина «Кровавое воскресенье» (1965), удостоенная сначала Ломоносовской премии, а затем и премии Всесоюзного кинофестиваля. А спустя еще три года Н. А. Левицкому была присуждена Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за фильмы «Вблизи России», «Александр Ульянов», «Кровавое воскресенье» и «Во главе государства Советов». В семидесятых годах Левицкий создает на «Леннаучфильме» картины «Великий обличитель» (1972), «Крылом к крылу» (1973), «Служу своему Отечеству» (1975), а также две литературоведческие ленты «Федор Тютчев» и «Евгений Баратынский». В фильме о Льве Толстом «Великий обличитель» использованы драгоценные кинокадры прижизненных съемок писателя. В решении же его образного строя, по словам Левицкого, ему помогла ленинская оценка Толстого, как «горячего протестанта, страстного обличителя, великого критика самодержавного строя». Картина была отмечена двумя премиями – на Всесоюзном кинофестивале и Ломоносовской. «Я хотел нарисовать... групповой портрет летчиков полка «Нормандия – Неман», – писал позднее о фильме «Крылом к крылу» его создатель. – Правда, материалов для этой цели у нас было крайне мало. Операторы в свое время снимали в основном торжественные моменты в жизни полка, больше всего – церемонии награждений. Для нас же большую ценность представляли кадры боевых будней французских летчиков. В них наиболее ярко выражался их характер, их национальный дух». Картина «Крылом к крылу» с большим успехом прошла по экранам страны. Ее высоко оценила пресса, а на Всесоюзном кинофестивале 1973 года ей была присуждена главная премия. Для Левицкого же, всегда высоко ценившего воинский труд и боевое содружество в борьбе с фашизмом, этот фильм был особенно дорог тем, что в нем он сумел отдать должное памяти всех тех, кто сражался, не щадя жизни, в рядах полка «Нормандия – Неман». Одна из последних работ Н. А. Левицкого – фильм «Константин Батюшков», посвященный им 200-летию со дня рождения замечательного вологодского поэта. В нем есть эпизод, снимавшийся в Устюженском районе, в усадьбе Даниловское, принадлежавшей отцу Константина Батюшкова. Здесь прошло детство поэта, сюда не раз приезжал он в течение жизни. Картина рассказывает об участии Батюшкова в освободительных заграничных походах русской армии в 1813–1814 годах и о его дружбе с поэтами-современниками: А. С. Пушкиным и А. И. Крыловым, Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским. И еще о том, как одиноко было Константину Батюшкову в Неаполе, куда поэт был назначен на дипломатическую службу. «Его опыт создания научного историко-революционного фильма является важным вкладом в развитие советского киноискусства, – писал о нашем талантливом земляке один из основоположников советского научно-популярного кинематографа А. М. Згуриди. – Умело используя безграничные возможности в раскрытии содержания исторического документа, архивного материала, Николай Алексеевич Левицкий создал бесценную экранную эстетику, которую изучают сегодня студенты ВГИКа, молодые режиссеры, вступающие в большое искусство». Библиография: Данилов Н. Лениниана режиссёра Левицкого / Н. Данилов // Северная новь. – Усть-Кубинское. – 1987. – 10 января. – С. 3. Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmlи http://www.booksite.ru/cinema/st-508.html --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:43 БАРАНОВА О. «ИСПЫТАНИЕ СУДЬБОЙ»: 15 августа исполнилось 12 лет со дня смерти нашего славного земляка Николая Алексеевича Левицкого, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, дважды лауреата Ломоносовской премии, кинорежиссера, сценариста, художника и писателя. ...Какими разными бывают человеческие судьбы, какими противоположными они могут оказаться даже у самых близких друг другу людей из одной семьи, какие неожиданные повороты ее – счастливые или мрачные – вдруг могут изменить весь ход жизни, зачастую даже вопреки здравому смыслу. Пожалуй, история семьи Левицких – яркий тому пример. Жить этой семье выпало во время жестокое, переломное – время революции и последовавших за ней преобразований. Как и для многих других семей для Левицких это время сложилось далеко не лучшим образом. А виной всему был духовный сан его отца, Алексея Васильевича, да еще вставшие на его пути подлость, зависть и, наверное, даже и предательство – те людские пороки, которые, к сожалению, способны искалечить жизнь людей, отнюдь этого не заслуживающих. Об Алексее Васильевиче Левицком хочется рассказать особо. Судя по всему, это была совершенно незаурядная личность. Наверное, как никто другой из его окружения, он стремился идти в ногу со временем, к новой, как ему верилось, светлой жизни. На церковную стезю Алексей Васильевич вступил не по воле сердца, а по настоянию своего отца, крестьянина из Кубено-Озерска. Как знать, возможно разлад между желаемым и реальностью и привел Алексея Васильевича к печальному итогу. Вольнолюбивая, деятельная его натура рано дала о себе знать. За участие в студенческих волнениях он был исключен из Вологодской духовной семинарии, вынужден был приехать в грязовецкое село Никола-Пенье, где в местный храм требовался певчий. Кстати, у Алексея Васильевича от природы был прекрасный голос. Здесь судьба свела его с будущей женой – Анной Павловной Грачевой, девушкой из крестьянской семьи, у родителей которой Левицкий остановился на постой. Так и появилась в Николе-Пенье семья Левицких, никогда не жившая богато материально, зато богатая детьми, среди которых Николай был старшим. Алексей Васильевич не мог довольствоваться одной только службой в церкви, его энергичный ум требовал новых знаний, источником которых для него были прежде всего книги. Читал он много и жадно. Как вспоминала его дочь Нина Алексеевна Купецкая, за книгами он просиживал ночи напролет, а однажды так засиделся, что у него носом пошла кровь. Возможно, Алексей Васильевич был знаком и с революционной литературой, так как скоро проникся ее идеями, а в период установления советской власти сразу же стал поддерживать ее, всей душой приняв те перемены, которые она сулила людям. Именно под его руководством в его деревне была организована изба-читальня. Вокруг него сплотилась целая группа молодежи, с огромным энтузиазмом ставившая концерты, спектакли. Неизменно в этих мероприятиях принимал участие и Николай. Казалось, наконец жизнь стала наполняться новым смыслом. Однако судьба распорядилась по-иному. Надо сказать, что Алексея Васильевича вообще в деревне очень любили и уважали. Он умел найти общий язык с простыми людьми, был по-настоящему добр с ними. О жизненном и творческом пути этого человека подробно повествует выставка «И жизнь, и слезы, и любовь...», открытая в Грязовецком краеведческом музее. Предлагаемый сегодня читателю материал рассказывает о его родителях, о семье, в которой он вырос. В семье, правда, не всегда все складывалось ладно. Анна Павловна, женщина добрая, заботливая, но в отличие от мужа очень преданная Церкви и богобоязненная, не одобряла его критического отношения к религии, его формального отношения к службе. Разница во взглядах, однако, никогда не мешала Алексею Васильевичу заботиться о жене, помогать ей в хозяйственных и домашних делах, в заботе о детях. Дети же, напротив, не просто любили отца, но и гордились им. Так, Капитолина Алексеевна, одна из дочерей Алексея Васильевича, и до сих пор помнит, как она еще совсем маленькой девочкой украдкой от мамы убегала в церковь, пробиралась поближе к клиросу, чтобы только посмотреть на папу и послушать, как он поет. А потом, бывало не выдержав духоты, падала в обморок. Тогда отец подбегал к ней, выносил на свободное место и помогал прийти в чувство. Конечно же, бранился на нее, на маму, которая не доглядела за дочерью. Но были и другие люди, к сожалению, уполномоченные новой властью вершить судьбы односельчан, не желавшие оставить в покое Алексея Васильевича, и дать ему возможность к новой жизни, той, к которой он и сам стремился всей душой. Как ни радел за советскую власть Алексей Васильевич, ему продолжали ставить в вину то, что он был когда-то служителем культа. Преследования начались еще в 1924 году. Это были попытки ничем не оправданного раскулачивания и без того бедной семьи, отстранение девочек от школы (только Николаю разрешили в ней учиться). Тем не менее семья Левицких продолжала добросовестно выполнять все распоряжения местной власти, трудилась в колхозе, исполняла разнарядки сельсовета, которые иногда казались просто непосильными. Так получилось в 1928 году с планом по сдаче льна, который Левицкие не смогли выполнить как ни старались. Последовало наказание – Алексей Васильевич был отправлен на лесозаготовки. Эти события стали началом семейной трагедии. К октябрьским праздникам ему дали отпуск на три дня. Однако дома работы накопилось так много, что отпуск, оказался просроченным. Это председатель сельсовета счел за настоящее преступление; Был созван сход, на котором Алексей Левицкий публично был объявлен саботажником, намеренно срывающим план заготовок и вопреки всем нормам права вынесен приговор – арест. Только до утра следующего дня дали возможность побыть Алексею Васильевичу дома, благо нашелся добрый, а главное – нетрусливый человек, поручившийся за него. Тревожной была эта ночь для всей семьи. Алексей Васильевич не спал совсем, все о чем-то думал. Сходил к священнику, с которым раньше служил и который уже прошел через арест. Тот, правда, постарался его успокоить, уверяя, что «сидел с хорошими людьми». Какие чувства испытывал тогда Алексей Васильевич, какие мысли не давали ему покоя, что понял он, о чем болела его душа – о будущем, о семье, о судьбе детей – мы можем только догадываться. Но утром он старался вести себя спокойно, был привычно заботливым и внимательным. И когда ушел, семья была в полной уверенности, что он у своего поручителя. Но оказалось, что Алексей Васильевич принял иное решение. Этот страшный день навсегда остался в памяти детей. Так, Нина Алексеевна и сейчас во всех подробностях, с нескрываемым волнением вспоминает, как хватились, что отец долго отсутствует, как пришел ничего не подозревавший поручитель, как кинулись искать его по всей деревне, как увидели следы на снегу, ведущие к сараю и как захолонуло сердце от страшной догадки. Там, в этом сарае, и нашли его, висящего в петле. Было ему тогда 43 года. Нелегко пришлось осиротевшей семье. Анна Павловна, схоронив мужа и еще до этого проводив старшего сына на заработки, продолжала с детьми работать в колхозе. Нашлись безжалостные люди, которые воспользовались беззащитностью семьи, – обобрав однажды ночью дом и унеся с собой даже детские игрушки. Раскрытием этого преступления никто не стал заниматься. Пришлось обменять дом на маленькую избу-келейку, поскольку самим уже не по силам было ремонтировать его. Болезни, удары судьбы, прочие невзгоды рано подорвали здоровье матери. Она скончалась в 1934 году в возрасте 45 лет. Дети, и без того уже настрадавшиеся и лишившиеся последней опоры, должны были устраивать свою жизнь, рано сделавшую их взрослыми. По-разному сложились их судьбы, но все они остались порядочными, добрыми, честными людьми, унаследовав эти качества от своих родителей. В Грязовце и сейчас проживают дочери Алексея Васильевича и Анны Павловны – Нина Алексеевна Купецкая, Валентина Алексеевна Голикова, а в деревне Басаргино – Капитолина Алексеевна Рогозина. У всех у них позади богатый жизненный путь, проведенный в трудах и заботах. Именно благодаря их воспоминаниям смогли мы узнать много нового о семье Левицких, о раннем периоде биографии Николая Алексеевича Левицкого. Хочется выразить им большую благодарность за оказанную музею помощь, пожелать им здоровья и всего самого доброго. Фамилия Левицких, которую когда-то даже небезопасно было произносить вслух, не ушла в небытие, не осталась в небытии. Память о родителях навсегда сохранили в своих сердцах дети Левицких, а старший – Николай – прославил ее, реализовав творческое начало, унаследованное от отца и развив его в настоящий талант. Память об отчем доме, о родной земле, в которой покоится прах родителей образно запечатлена в пейзажах Николая Левицкого, трогательных, полных любви и тихой печали. Может быть, эта память, любовь и уважение к отцу, матери, подсознательно подталкивала режиссера Николая Jleвицкого и к идеям, сюжетов его фильмов, в которых его всегда привлекали благородные, сильные духом, а самое главное, человечные личности, с их раздумьями, поисками, сомнениями. Так пусть же этот рассказ, приуроченный к печальной дате кончины Николая Алексеевича Левицкого, будет воспоминанием не только о нем, но и о его семье, его родителях, достойных самой светлой памяти. Библиография: Баранова О. Испытание судьбой / О. Баранова // Сельская правда. – Грязовец. – 1994. – 16 августа. – С. 2. Источник: http://www.booksite.ru/cinema/5_16.htmlи http://www.booksite.ru/cinema/st-509.htmlТаким образом, О. Баранова в статье «Испытание судьбой» пишет, что Алексей Васильевич Левицкий (отец кинорежиссёра Николая Алексеевича Левицкого) – сын крестьянина из Кубено-Озерска. Между тем, из Клировых ведомостей Грязовецкого уезда за 1907 год известно, что Алексей Васильевич Левицкий (Левитский) – сын псаломщика-диакона Леонтьевской Верхвологодской церкви Вологодского уезда Василия Левитского. То есть, Алексей Васильевич не из крестьянского сословия, а из духовного сословия. О. Баранова также пишет, что: «За участие в студенческих волнениях он был исключен из Вологодской духовной семинарии, вынужден был приехать в грязовецкое село Никола-Пенье, где в местный храм требовался певчий». Тогда как, по сообщениям журнала «Вологодские Епархиальные Ведомости», 24-го Октября 1907 года бывший воспитанник третьего класса Вологодской Духовной Семинарии, дьяконский сын Алексей Левитский был назначен исполняющим обязанности псаломщика при Николаевской Пеньевской церкви Грязовецкого уезда, а 3-го Февраля 1909 года утверждён в вышеуказанной должности. Иными словами, псаломщиком в вышеуказанную церковь его назначило Епархиальное Начальство. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4052 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14686 | Наверх ##
10 января 2017 0:48 10 января 2017 1:01
 --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|