Вологжане на дипломатической службе Российской империи
Тема о Российских дипломатах - уроженцах Вологодской губернии - ПАВЛЕ АНДРЕЕВИЧЕ ДМИТРЕВСКОМ и АЛЕКСЕЕ АЛЕКСЕЕВИЧЕ ДЬЯКОВЕ - родном брате моего прадеда, священника АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА ДЬЯКОВА, а также их семьях.
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
18 июля 2015 15:56 Таким образом, два уроженца Вологодской губернии ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ДМИТРЕВСКИЙ и АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДЬЯКОВ, находясь на дипломатической службе Российской Империи, способствовали укреплению православия на Дальнем Востоке. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
18 июля 2015 18:22 6 апреля 2021 1:43 эльмира катромская написал: [q]
№ 7 (Лл. 14–15об.).Дьяков — Ольденбургу «Милостивый Государь Сергей Федорович! Имею честь препроводить Вам при этом письмо русскопод-данному киргизу Ахметджану, которого Вы легко найдете с этим письмом в г. Урумчи, если заедете в этот город. Думаю, что Ахмет-джан согласится поехать с Вами.В г. Си-Ху (= Кур-Кожа-Усу) прошу кланяться китайскому Тинь-Гуаню г[осподину] Гуй-юй, — он брат бывшего лектора в уни-верситете г. Куэ-Фана. Прошу покорнейше передать глубокое мое почтение всем китайским властям г. Урумчи с г[осподином] принцем Лань-Гун во главе.Не откажите передать мое почтение г[осподину] Кроткову с семейством. Прошу принять мое искреннее почтение и уважение с поже- ланием всего наилучшего. Остаюсь Ваш покорнейший слуга Ал.Дьяков. P.S. Листки мои с описанием характера пути от гор[ода] Урумчи до г[орода] Хами не откажите прислать мне — по другому адресу, а именно Эртелев переулок, д. № 16 кв. 6 (12 апреля я уезжаю в Финляндию) дата после фераля 1915 года полностью письма http://www.academia.edu/765245...0%90%D0%9D[/q]
Вышеизложенное письмо консула Российской Империи в Китайском городе Урумчи АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ДЬЯКОВА адресовано СЕРГЕЮ ФЁДОРОВИЧУ ОЛЬДЕНБУРГУ. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. ОЛЬДЕНБУРГ СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ: Из статьи кандидата исторических наук С. И. МАРАХОНОВОЙ следует, что СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ ОЛЬДЕНБУРГ (1863 – 1934 годы) – выдающийся русский и советский востоковед-индолог, буддолог, иранист. Адъюнкт Императорской Санкт-петербургской академии наук (с 1900 года), экстраординарный академик (с 1903 года), непременный секретарь Академии Наук (с 1904 года). Один из лидеров партии кадетов. Член Государственного Совета. Министр просвещения во Временном правительстве. Родился в Забайкалье в семье бригадного генерала. Детство провел в Германии, Швейцарии, Франции, Польше. В 1881 году окончил Варшавскую гимназию с золотой медалью. В 1885 году окончил факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета по санскрито-персидскому разряду и был оставлен при университете для приготовления к профессорскому званию. В 1887 году сдал магистерские экзамены и до 1889 года находился в научной командировке в Париже и Лондоне. С 1889 по 1899 годы преподавал санскрит на факультете восточных языков и историко-филологическом факультете университета в должности приват-доцента и затем экстраординарного профессора. В 1897 году организовал в Петербурге публикацию серии буддийских текстов – «Bibliotheka Buddhica. Собрание оригинальных и переводных буддийских текстов» и был ее редактором. Официальное положение ОЛЬДЕНБУРГА в Академии наук облегчило образование Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии ( ОЛЬДЕНБУРГ – председатель) и организацию ряда экспедиций – в 1909 – 10 годах в Восточный Туркестан (Турфан) и в 1914 – 15 годах в Дуньхуан. В результате были обнаружены и описаны многочисленные буддийские памятники: древние рукописи на санскритском и тибетском языках и предметы искусства, китайские документы раннего средневековья, пополнившие коллекции Азиатского музея. В 1916 году ОЛЬДЕНБУРГ становится директором Азиатского музея, а в 1930 году с реформированием АН СССР и ее учреждений возглавляет Институт востоковедения, возникший из слияния Азиатского Музея с КВ (Коллегия востоковедов), ИНБУК (Институт для изучения буддийской культуры) и ТУРК (Туркологический кабинет). Помимо этого состоял членом Археологической комиссии, с 1919 года – Академии истории материальной культуры; членом Института сравнительной истории языков и литератур Запада и Востока имени А. Н. Веселовского при Петроградском университете (В.О., Университетская набережная, 11), основанного в 1921 году; членом Института истории искусств (см. ниже). Председатель этнографического отделения Русского географического общества, товарищ председателя Коллегии востоковедов. Скончался в Ленинграде, погребен на Волковом кладбище. Основные работы посвящены изучению северного буддизма, индийского фольклора, санскритской литературы, истории, археологии и искусства Индии, истории Персии, а также изданию санскритских текстов. Публикации [2004] Памятники индийской письменности из Центральной Азии. Выпуск 3 / Издание текстов, исследование, перевод и комментарий Г. М. Бонгард-Левина, М. И. Воробьёвой-Десятовской и Э. Н. Тёмкина. М.: «Наука», 2004. (Памятники письменности Востока, LXXIII, 3). В выпуск включен ряд работ С. Ф. Ольденбурга. [1959] Артхашастра, или Наука политики / Перевод с санскрита С. Ф. Ольденбурга, Ф. И. Щербатского, Е. Е. Обермиллера, А. И. Вострикова, Б. В. Семичова. Издание подготовил В. И. Кальянов. Примечания В. И. Кальянова. Указатели В. Г. Эрмана. Редакционная комиссия издания: В. В. Струве (ответственный редактор), Б. А. Ларин, В. И. Кальянов, И. П. Байков. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1959. – (796 с.). Источник: http://www.orientalstudies.ru/...person=116По информации сайта "ХРОНОС. Всемирная история в Интернете", ОЛЬДЕНБУРГ СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ родился 14-го сентября 1863 года в селе Бянкино Забайкальской области, умер 28-го февраля 1934 года в Ленинграде. Потомственный дворянин. Окончил факультет восточных языков Петербургского университета (1885 год). Востоковед, один из основателей русской индо-логической школы, археолог, этнограф: организатор науки. С 1900 года академик, в 1904 – 1929 годах непременный секретарь Академии наук. Кадет. Делегат 4-й Государственной Думы, член Государственного совета от академической курии. После Февральской революции 1917 года выступал за учреждение Министерства изящных искусств (охрана памятников, 'насаждение' искусства в широких массах народа и др.) – под его председательством 7-го марта состоялось собрание представителей всех родов искусства, где обсуждался этот вопрос. Член ЦК партии кадетов с мая. 22-го мая на собрании в Академии Наук избран в состав совета общества «Дом-музей памяти борцов за свободу». 1-го июля на заседании ЦК партии кадетов поддержал П. Н. МИЛЮКОВА, высказавшегося против проекта соглашения с Украинской Центральной Радой об автономии. 14-го июля в газете «Биржевые Ведомости» выступил против «травли Горького», оговорив при этом своё несогласие с направлением его газеты «Новая Жизнь». С 24-го июля по 25-е сентября министр народного просвещения Временного правительства (заместителями стали графиня С. В. ПАНИНА и его друг академик В. И. ВЕРНАДСКИЙ) и возглавил Комиссию по учёным учреждениям и предприятиям. Член Комиссии по реформе высших учебных заведений: этой комиссией были представлены на утверждение Временного правительства проекты создания Тифлисского политехнического института, университетов в Перми, Ростове-на-Дону, Иркутске и др. 6-го октября сделал доклад о проекте учреждения польских философско-религиозных курсов в Петрограде. Под руководством ОЛЬДЕНБУРГА обсуждались проекты организации франко-русского института с техническим уклоном и обучением на французском языке и об образовании Украинской Академии Наук в Киеве. ОЛЬДЕНБУРГ был членом Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию противозаконных действий министров и других высших должностных лиц прежнего режима и председателем её редакционной комиссии. От партии кадетов вошёл в Предпарламент, где работал товарищем председателя Комиссии по национальным делам. После Октябрьской революции Российская Академия Наук при участии ОЛЬДЕНБУРГА приняла резолюцию с осуждением большевистского переворота. В отчёте о деятельности Российской Академии Наук за 1917 год, прочитанном в публичном заседании 29-го декабря, ОЛЬДЕНБУРГ заявил: «Тёмные, невежественные массы поддались обманчивому соблазну легкомысленных и преступных обещаний, и Россия стала на край гибели» (Алексеев П. В. Революция и научная интеллигенция. – М„ 1987. – С. 268). ОЛЬДЕНБУРГ– постоянный защитник деятелей культуры и науки, подвергавшихся гонениям и лишениям (сам ОЛЬДЕНБУРГ был арестован 4-го сентября 1919 года). 16-го ноября в газете «Русские Ведомости» опубликовано заявление, с которым ОЛЬДЕНБУРГ обратился к большевикам после посещения узников Петропавловской крепости: 'Перестаньте быть тюремщиками невинных людей, которым вы можете поставить в вину лишь то, что они - ваши политические противники. Томление этих людей в крепостном каземате не к вашему благу и не к вашей чести'. Выражая тревогу за судьбу науки и культуры, оказался, по словам А. В. ЛУНАЧАРСКОГО, «одним из самых крепких и самых нужных звеньев между Советской властью и крупнейшей мировой и нашей интеллигенцией и сыграл в этом отношении выдающуюся роль» (Думова – 3, с. 202). В начале 1918 года на запрос наркома просвещения А. В. ЛУНАЧАРСКОГО Российская Академия Наук за подписями своего президента А. Л. КАРПИНСКОГО и непременного секретаря ОЛЬДЕНБУРГА ответила, что «она всегда готова по требованию жизни и государства на посильную научно-теоретическую разработку отдельных задач, выдвинутых нуждами государственного строительства, являясь при этом организующим и привлекающим учёные силы страны центром» (Думова – 1, с. 72). В апреле В. И. ЛЕНИН поручил секретарю Совета Народных Комиссаров Н. П. ГОРБУНОВУ посетить ОЛЬДЕНБУРГА и сообщить ему, что СНК считает крайне желательным возможно широкое развитие научных предприятий академии и приглашает её «довести до сведения Совета об имеющихся предложениях экспедиций, предприятий и изданий Академии с тем, чтобы им могло быть оказано скорейшее содействие» (там же, с. 73). В письме ВЕРНАДСКОМУ летом ОЛЬДЕНБУРГ резко осудил тактику украинских кадетов и сообщал, что «академия действует прекрасно и имеет большие субсидии от СНК на научные исследования» (там же, с. 77). Выступая в конце 1918 года с отчётом о деятельности Академии Наук, ОЛЬДЕНБУРГ говорил: «В наши трудные и сложные дни многие склонны падать духом и не понимать величайших переворотов... глубоко болезненных и мучительных, но тем не менее великих и замечательных. И многим из нас - людям науки, начинает казаться, что и наука гибнет от непонимания и невнимания к ней. Опасения эти напрасны...» (там же, с. 73). Современник Н. КРАМЕР характеризовал ОЛЬДЕНБУРГА: «Перед большевиками ему даже не надо особенно лукавить... его внутренняя потребность деятельности, заставляющая его кидаться во всякое дело... и принимать всякие просьбы и предложения об участии в чём-нибудь, с которыми к нему обращаются власти, создаёт к нему то, по-видимому, доверчивое и благожелательное отношение правителей, благодаря которому ему удаётся охранять Академию и вести её насколько возможно вперёд в её естественных задачах и требованиях» (Минувшее. Исторический альманах. – Т. 1 – М., 1990. – С. 330). Использованы материалы статьи M. E. Голостенова в книге: Политические деятели России 1917. – Биографический словарь. – Москва, 1993. Литература: Академик С. Ф. Ольденбург. К 50-летию научно-общественной деятельности, Париж. 1934; Память: В 3 Томах. – М., 1978 – Париж. – 1980. – С. 447 – 454; С. Ф. Ольденбург. – Сб.. М., 1986. Источник: http://hrono.ru/biograf/bio_o/oldenburg_sf.phpИз информации сайта "VIVOS VOCO! - ЗОВУ ЖИВЫХ!" следует, что СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ ОЛЬДЕНБУРГ – известный индолог. Происходит из старинного Мекленбургского дворянского рода, представители которого переселились в Россию при Петре. Родился в селе Бянкино Забайкальской области. Окончил курс на восточном факультете Петербургского университета. Получил степень кандидата за диссертацию: "Очерк фонетики и морфологии пракритского наречия Magadhi", работал за границей в библиотеках Парижа, Лондона и Кембриджа, главным образом, над буддийскими рукописями. В 1889 году стал читать лекции в Санкт-Петербургском университете. Получив степень магистра санскритской словесности за диссертацию: "Буддийские легенды. Часть I. Bhadrakalpavadana Jatakamala" (Санкт-Петербург, 1894 год), был назначен профессором. Не мирясь с крайне стеснительными условиями университетской жизни того времени, Ольденбург в 1899 году оставил университет. В 1900 году избран академиком и с 1904 года состоит непременным секретарем Академии Наук. Главное содержание его большею частью не обширных по объему, но многочисленных (свыше 150) научных трудов – религия, поэзия и искусство, древности и история Индии, персидская и западные литературы. ОЛЬДЕНБУРГ немало способствовал собиранию и разработке сказочного материала русского и иностранного, как председатель этнографического отделения Императорского Русского Географического Общества. В 1909 – 1910 годах ОЛЬДЕНБУРГ руководил разведочной экспедицией в Китайский Туркестан, в 1914 – 1915 годах был там вторично; обе экспедиции дали богатые результаты. Труды ОЛЬДЕНБУРГА печатались преимущественно в изданиях Академии Наук, русского археологического общества (секретарем Восточного отделения коего в течение 7 лет состоял ОЛЬДЕНБУРГ), "Журнал Министерства Народного Просвещения" и "Живой Старине". С 1912 года состоял членом Государственного совета по выборам от Академии Наук и университета. Эстраординарный академик с 1903 года, ординарный академик с 1908 года, непременный секретарь Академии наук с 1904 года по 1929 год. Источник: http://vivovoco.astronet.ru/VV...ENBURG.HTM --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
30 июля 2015 21:35 6 апреля 2021 1:45 ДМИТРЕВСКИЙ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ. Из машинописной рукописи – «Вологодский некрополь»: ВОЛОГДА. БОГОРОДИЦКОЕ КЛАДБИЩЕ: ДМИТРЕВСКИЙ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ – статский советник, генеральный консул в Шанхае, родился 4-го ноября 1851 года, умер 17-го августа 1899 года. «Памятник сей сооружен иждивением сослуживцев и друзей». (Стр. 254). От составителя Данный список составлен по «Русскому провинциальному некрополю» (СПб., 1914) и описям кладбищ, составленным краеведами Волковым Л., Маркеловой Е. А., Потаповой Л. Г., Филимоновой Е. М., Крестниковым Ю. В., Домогатским Н. Н., Малоземовым Ю. П. и другими в 1989 –1990 годах. Списки составлены по старым Вологодским кладбищам при Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, Лазаревском, Успенском женском монастыре, Духове монастыре, Богородицком, Введенском. Включает опись захоронений только до 1920-х годов. В конце записи дается ссылка на страницы книги «Русского провинциального некрополя» (например, Стр. 36) и на записи в тетрадях (например: Тетрадь № 14, стр. 5), в настоящее время хранящихся в фирме «Ритуал». Библиография: Вологодский некрополь: Машинописная рукопись. Опубликован на сайте ВОУНБ в ноябре 2009 г. — Включает опись захоронений только до 1920-х годов. Источники: http://www.booksite.ru/fulltext/nek/rop/oly/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/nek/rop/oly/1.htm --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
29 октября 2015 22:56 10 июля 2016 22:17 15-го февраля 1896 года в Вологде скончался преподаватель Вологодской духовной семинарии, пpoтoиepeй ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ТРУНЕВ. На сайте Вологодской областной универсальной научной библиотеки есть книга преподавателя Вологодской духовной семинарии ЕВЛАМПИЯ БУРЦЕВА «Протоиерей Федор Петрович Трунев, преподаватель Вологодской духовной семинарии. (Некролог)». Книга содержит некролог памяти ФЕДОРА ПЕТРОВИЧА ТРУНЕВА, а также речи, сказанные при прощании с ФЕДОРОМ ПЕТРОВИЧЕМ ТРУНЕВЫМ. Автор некролога – преподаватель той же Вологодской духовной семинарии ЕВЛАМПИЙ БУРЦЕВ. От воспитанников семинарии с речами выступили воспитанники шестого класса семинарии ПЕТР ДМИТРЕВСКИЙ и АЛЕКСЕЙ ДЬЯКОВ (будущий консул). Решил опубликовать в своём дневнике некролог, а также речи воспитанников шестого класса семинарии ПЕТРА ДМИТРЕВСКОГО и АЛЕКСЕЯ ДЬЯКОВА с максимально возможным сохранением авторских орфографии и пунктуации. Протоиерей Феодоръ Петровичъ Труневъ, преподаватель Вологодской духовной семинарии.
(НЕКРОЛОГЪ). 15 февраля 1896 года, въ конце 1 часа дня, въ Вологде скончался после непродолжительной болезни преподаватель Вологодской духовной семинарiи, пpoтoiepeй Феодоръ Петровичъ Труневъ, на 50 году своей жизни. Отец протоiерей Феодоръ Петровичъ Труневъ былъ сынъ причетника Тверской епархии. Родился 26 декабря 1846 года. Высшее образованiе получилъ въ Московской духовной академiи, где окончилъ курсъ со степенью кандидата богословiя въ 1872 году. Въ томъ-же году былъ определенъ преподавателемъ священнаго писанiя въ Архангельскую духовную семинарiю. Состоялъ членомъ педагогическаго собранiя Правленiя семинарiи съ 5 декабря 1873 года по 11 ноября 1882 года и членомъ распорядительнаго собранiя Правленiя съ января 1875 года по 21 октября 1882 гола. Рукоположенъ во священника къ Архангельскому кафедральному собору, съ сохраненiемъ преподавательской должности при семинарiи, 28 сентября 1875 года. Исправлялъ должность инспектора семинарiи безмездно съ 1 мая по 12 августа 1879 года. Перемещенъ настоятелемъ Архангельскаго Соломбальскаго собора и возведенъ въ санъ протоiерея, съ сохраненiемъ преподавательской должности при семинарiи, 16 февраля 1880 года Указомъ святейшаго Сiнода отъ 21 октября 1882 года определенъ исправляющимъ должность инспектора семинарiи; временно исправлялъ должность ректора семинарiи съ 12 ноября 1882 года. Указомъ святейшаго Сiнода отъ 29 января 1883 года определенъ исправляющимъ должность ректора семинарiи; указомъ святейшаго Сiнода отъ 16 декабря 1886 года за № 4495 уволенъ отъ должности ректора Архангельской духовной семинарiи при чемъ епархiальному Преосвященному поручено дать ему, Труневу, место по епархiальному ведомству. Будучи преподавателемъ священнаго писанiя въ Архангельской семинарiи, преподавалъ еврейскiй языкъ съ 1876 года и временно греческiй языкъ въ I классе въ октябре 1873 года. Будучи ректоромъ, временно преподавалъ священное писанiе въ разныхъ классахъ семинарiи въ 1883, 1884 и 1885 годах. Состоялъ членомъ Совета Архангельскаго женскаго епархiальнаго училища съ 1 августа 1877 года по 12 августа 1879 года и председателемъ онаго Совета съ 13 августа 1879 года по 11 ноября 1882 года. Былъ цензоромъ проповедей пригороднаго духовенства съ 13 августа 1879 года по 11 ноября 1883 года. Приказомъ Господина Оберъ-Прокурора святейшаго Сiнода отъ 10 декабря 1887 года определенъ на должность преподавателя священнаго писанiя въ Вологодскую духовную семинарiю; резолюцiею Преосвященнаго Израиля Епископа Вологодскаго и Тотемскаго, согласно прошенiю, определенъ 22 апреля 1889 года на священническую вакансiю къ Вологодской градской Царе-Константиновской церкви, съ сохраненiемъ преподавательской должности въ семинарiи. Въ Вологодской семинарiи, кроме священнаго писанiя, преподавалъ съ 1 сентября 1894 года основное богословие. Въ Ш классе Вологодскаго женскаго епархiальнаго училища преподавалъ арифметику и физику съ 27 августа / 2 сентября 1888 года по 22 апреля 1889 года. Состоялъ членомъ Правленiя Попечительства о бедныхъ воспитанникахъ Вологодской духовной семинарiи съ 18 декабря 1894 года. Общимъ собранiемъ членовъ Братства св. апостола и евангелиста Iоанна Богослова при Архангельской духовной семинарiи 26 сентября 1895 года избранъ въ почетные члены Братства. Отецъ протоiерей Феодоръ Петровичъ принималъ ближайшее участiе въ основанiи этого Братства въ 1883 году и былъ первымъ председателемъ Совета Братства. За отлично усердную службу отцомъ протоiереемъ Феодоромъ Петровичемъ Труневымъ были получены следующiя награды: 26 мая 1876 года онъ былъ награжденъ набедренникомъ, 15 апреля 1878 года скуфьею, 20 апреля 1880 года камилавкою, 15 / 20 марта 1884 года наперснымъ золотымъ крестомъ, отъ святейшаго Сiнода выдаваемымъ. 6 мая 1895 года Всемилостивейше сопричисленъ къ ордену святой Анны 3 степени. За пожертвованiе въ пользу потерпевшаго отъ неурожая вь 1873 году духовенства Самарской епархiи преподано ему благословенiе святейшаго Сiнода 29 декабря 1874 года. Перечисление должностей, которыя проходилъ отецъ протоiepeй Феодоръ Петровичъ, свидетельствуетъ, что деятельность его была широка и разнообразна; а перечисленiи полученныхъ имъ наградъ указываетъ, что деятельность его была ценима начальствомъ и въ то время, когда онъ служилъ ректоромъ Архангельской семинарiи, хотя служить ректоромъ ему пришлось при такихъ тяжелыхъ обстоятельствахъ, при которыхъ не легко было сохранить душевное paвновесie и не растеряться даже человеку съ самыми крепкими нервами. Достаточно вспомнить, что лишь только отецъ протоiерей въ ноябре 1882 года переехалъ въ семинарскiй корпусъ, еще безъ семьи, для исполненiя инспекторскихъ обязанностей, какъ въ тотъ-же день скоропостижно скончался ректоръ семинарiи протоiерей С. Арсеньевъ, и о. Феодоръ Петровичъ долженъ былъ тотчасъ же вступить въ отправленiе обязанностей ректора. Черезъ неделю после смерти ректора почти скоропостижно-же скончался экономъ семинарiи Громовъ. Черезъ два месяца после этого, въ январе 1883 года, въ семинарiи произошелъ пожаръ, опустошившiй почти половину семинарскаго корпуса. На третiй день после этого пожара семинарiя снова загоралась... Въ возникшей при такихъ бедствiяхъ путанице въ делахъ не легко было разобраться до глубины души потрясенному и еще не опытному въ должности ректора отцу протоiерею. Однако онъ справился съ делами въ это тяжелое для него время. Въ 1886 году произошелъ крутой поворотъ въ жизни его, вызванный отчасти совершившеюся предъ темъ переменою въ Архангельскомъ епархiальномъ управленiи, отчасти изменившимся съ уставомъ 1884 года значенiемъ семинарскаго Правленiя въ делахъ семинарскихъ, а больше всего крайнею доверчивостiю отца прототоiерея къ людямъ. Отецъ npoтoiepeй былъ прекраснымъ знатокомъ священнаго писанiя, отличался простотою въ жизни, прямотою и искренностiю въ обращенiи съ людьми, задушевностiю и готовностiю поделиться своими знаняiми и своею жизненною опытностiю со всякимъ, кто обращался къ нему за советомъ. Здоровье отца протоiерея Феодора Петровича въ общемъ было довольно удовлетворительно до последняго времени. Въ январе текущаго года онъ заболелъ ревматизмомъ ногъ. Въ понедельникъ на второй неделе великаго поста, 12 февраля, отецъ протоiерей былъ еще на урокахъ въ семинарiи; но уже было заметно, что весь организмъ его за последнее время крайне истощился. Больной едва переставлялъ ноги отъ ревматизма, такъ что невольно вызывалъ къ себе состраданiе сослуживцевъ. Въ среду утромъ, 14 февраля, отецъ протоiерей почувствовалъ тяжкую болезнь, оказавшуюся воспаленiемъ брюшины, и эта болезнь свела его въ могилу. 15 февраля утромъ надъ больнымъ было совершено ректоромъ семинарiи архимандритомъ Василiемъ вместе съ архимандритомъ Свято-Духова монастыря Нафанаиломъ, инспекторомъ семинарiи и другими iереями таинство елеосвященiя. После совершенiя сего таинства больной не терялъ сознанiя почти до самыхъ последнихъ минутъ своей жизни и скончался тихо, какъ будто заснулъ, въ конце 1 часа дня того-же 15 февраля. Отецъ npoтoiepeй оставилъ поле себя жену, трехъ дочерей и одного сына, учащегося въ 1 классе семинарiи. На родине покойнаго находится въ живыхъ еще его мать, потерявшая уже зренiе старушка. Неожиданная смерть отца протoiepeя глубоко поразила всехъ его знакомыхъ. Все знавшiе его отнеслись къ его кончине съ искреннимъ прискорбiемъ. Ежедневно въ квартире почившаго совершались паннихиды въ 12 часовъ дня и въ 6 часовъ вечера. Кроме того, приходившее поклониться усопшему духовенство совершало паннихиды и въ неочередное время. 16 февраля въ квартире почившаго совершено было всенощное бденiе, а 17 февраля въ семинарской церкви совершена была заупокойная литургiя въ присутствiи всехъ преподавателей и воспитанниковъ семинарiи. Вечеромъ 17 февраля въ квартире почившаго снова было совершено всенощное бденiе, после котораго тело его было положено во гробъ, при пенiи канона: „Волною морскою." Предъ совершенiемъ всенощнаго бденiя и положенiемъ почившаго во гробъ воспитанникомъ YI класса семинарiи П. Дмитревскимъ было сказано несколько прочувствованныхъ словъ. На гробъ почившаго были возложены два металлическихъ венка: отъ сослуживцевъ покойнаго по семинарiи и отъ воспитанниковъ семинарiи. На венке отъ сослуживцевъ была надпись: „честному труженику и доброму товарищу", а на венке отъ воспитанниковъ: „доброму наставнику отъ признательныхъ питомцевъ." 18 февраля, въ воскресенье, для выноса тела почившаго изъ квартиры въ градскую Царе-Константиновскую церковь, при которой служилъ почившiй, прибыли архимандритъ Свято-Духова монастыря Нафанаилъ, благочинный градскихъ церквей К. Садоковъ и другiе iepeи. Гробъ почившаго перенесен былъ въ церковь въ сопровожденiи семьи покойнаго, преподавателей и воспитанниковъ семинарiи, прихожанъ и многихъ стороннихъ лицъ. По перенесенiи усопшаго въ Царе-Константиновскую церковь началось здесь совершенiе литургiи, за которою следовало отпеванiе почившаго. Божественную литургiю и отпеванiе совершилъ, къ великому утешенiю семьи покойнаго и всей семинарской корпорацiи, Преосвященнейшiй Алексiй Епископъ Вологодскiй и Тотемскiй, въ сослуженiи архимандрита Нафанаила, кафедральнаго протоiерея Николая Евграфовича Якубова и многочисленнаго семинарскаго и городскаго духовенства. Во время причастiя инспекторомъ семинарiи, священникомъ Петромъ Успенскимъ произнесено было поученiе, а после него, во время причастiя-же, преподавателемъ семинарiи Алексеемъ Лебедевымъ произнесена речь. По совершенiи литургiи предъ отпеванiемъ предъ гробомъ почившаго произнесена была речь преподавателемъ семинарiи Евлампiемъ Бурцевымъ. Въ церкви во время литургiи и отпеванiя такъ было много народа, что при отпеванiи свечи въ рукахъ молящихся решительно отказывались гореть. Светлый иконостасъ Царе-Константиновской нижней церкви, торжественное служенiе Преосвященнейшаго Владыки, стройное neнie хоромъ архiерейскихъ певчихъ дивнаго канона: „Волною морскою", большое стеченiе народа, преимущественно учащихся, учащихъ и другихъ служащихъ, глубоко трогали души молящихся. При последнемъ целованiи усопшему была произнесена речь воспитанникомъ YI класса семинарiи Петромъ Дмитревскимъ. Съ преднесенiемъ святого креста и хоругвей, съ пенiемъ канона: „Помощникъ и покровитель", при звоне колоколовъ находившихся на пути следованiя погребальной процессiи церквей и при громадномъ стеченiи народа тело усопшаго перенесено было въ ограду Свято-Духова монастыря, где и предано земле. Предъ опусканiемъ гроба въ могилу была произнесена речь воспитанникомъ VI класса семинарiи Алексеемъ Дьяковымъ. Преподаватели Архангельской духовной семинарiи выразили супруге скончавшагося отца протоiерея свое соболезнованiе въ постигшемъ ея горе следующею телеграммой: „Бывшiе ученики и сослуживцы Феодора Петровича молятся о упокоенiи его души и глубоко соболезнуютъ Вамъ съ семействомъ. Сибирцевы, Ежовы, Черепановъ, Утретскiй, Поповъ, Обновленскiй." Супругою почившаго отца протоiерея получены также телеграммы съ выраженiемъ глубокаго сочувствiя ей въ горе изъ Санкт-Петербурга отъ священника Андрея Кононова, изъ Сергiева Посада отъ студентовъ Московской академiи Арановича и Лобанова и изъ Череповца отъ господина Синицына. Миръ праху твоему, добрый человекъ! Преподаватель Евл. Бурцевъ. Бурцев Евл. Протоиерей Федор Петрович Трунев, преподаватель Вологодской духовной семинарии. (Некролог). – Вологда: Б.и., 1896. – С. 1 – 5. – (17 с.). Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/trunev/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/trunev/text.pdfПродолжение следует. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
29 октября 2015 23:05 2 ноября 2015 17:20 Речь при гробе преподавателя Семинарiи, протоiерея Феодора Трунева. [Вышеуказанная речь произнесена при последнем целованiи усопшему]. Не на радость собралъ ты насъ, дорогой наставникъ! Еще недавно былъ ты съ нами, еще недавно слышали мы твою назидательную беседу, а теперь лежишь ты безгласенъ, бездыханенъ, уснулъ сномъ смертнымъ... Грустно, не вырази¬мо грустно видеть тебя во гробе, тебя, который еще долженъ бы жить и служить на пользу ближнихъ! Кто думалъ, видя тебя въ последнiй разъ на урокахъ въ семинарiи, что чрезъ два дня после того твои уста сомкнутся навсегда? Кто думалъ что такъ скоро намъ придется присутствовать не на твоихъ урокахъ, а на твоемъ погребенiи и слушать не твое горячее, простое объясненiе, а печальное, погребальное пeнie!... Видя это, невольно скажешь: на то воля Божия. Да, Онъ хочетъ всемъ счастiя и блага. Онъ и тебя, дорогой наставникъ, взялъ къ себе, потому что Онъ любитъ своихъ служителей и исполнителей Его воли. А твоя, убеленная сединами голова, твое лицо, покрытое морщина¬ми, свидетельствуютъ о твоемъ ревностномъ служенiи на пользу ближнихъ, о твоихъ работахъ и огорченiяхъ, понесенныхъ здесь. И эти твои ученики, пришедшiе отдать последнiй долгъ своему любимому наставнику засвидетельствуютъ свою любовь къ тсбе и твоей памяти, любовь ихъ будетъ сопровождать тебя за гробъ и выразится въ горячей молитве ко престолу Царя Царей о твоемъ вечномъ упокоенiи. И въ природе солнце восходитъ и заходитъ, ночь сменяетъ день; время уходитъ въ вечность; вещи отживаютъ и уступаютъ место другимъ. Вотъ и ты, нашъ добрый наставникъ, ушелъ въ вечность, прекратилъ свое земное существованiе. Но въ природе солнце заходитъ и не оставляетъ поле себя памяти, день идетъ за днемъ и забывается. Не такъ ушелъ ты, не безследио прекратилъ ты свое земное существованiе. Ты ушелъ отъ насъ и не возвратишься; но память о тебе останется. Всегда съ любовiю вспомнятъ тебя твои ученики. Ты ушелъ; но твой честный, прямой, безъ хитрости, обмана и лести, обликъ глубоко запечатлел¬ся въ умахъ и сердцахъ нашихъ. Ты ушелъ; но мы всегда будемъ вспоминать твою горячую речь, твои простыя, понятныя и глубоко благочестивыя объясненiя. Памятны будутъ для насъ твои уроки, потому что они лег¬ко открывали нашимъ молодымъ умамъ непонятный иногда смыслъ Священнаго Пнсанiя. Еще долго твой светлый обликъ будетъ привлекать къ себе сердца твоихъ учениковъ. Вотъ и теперь, окружая гробъ твой, мы грустимъ, печалимся, что потеряли столь дорогаго наставника. О, какъ хогели-бы мы хотя еще разъ слышать твой голосъ, твою речь, увидать тебя бодрымъ и веселымъ? Но нетъ! Не встанешь ты более и не скажешь намъ ни слова. Но если бы ты могъ говорить, то теперь наверно сказалъ бы: не печальтесь за меня, а молитесь, теперь мне нужна только ваша молитва. Молитесь же о моей грешной душе. Вотъ только чего я прошу у васъ. Это твой последнiй заветъ, твое завещанiе. И мы твои питомцы, свято выполнимъ твое завещанiе. Всегда будемъ молить Господа о дарованiи тебе за гробомъ царства небеснаго. Да успокоитъ Онъ, Всемогущiй и Милостивый, душу твою въ месте покойне, идеже вси праведнiи упокояются; покойся же, добрый наставникъ, сномъ праведника! Спи тихо до радостнаго возстанiя! Прощай и прости насъ, дорогой нашъ наставникъ! Аминь. Воспитанникъ VI класса семинарии П. Дмитревскiй. ПРИМЕЧАНИЕ: Речь произносил ПЕТР ДМИТРЕВСКИЙ. Библиография: Бурцев Евл. Протоиерей Федор Петрович Трунев, преподаватель Вологодской духовной семинарии. (Некролог). – Вологда: Б.и., 1896. – С. 14 – 16. – (17 с.). Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/trunev/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/trunev/text.pdfПродолжение следует. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
29 октября 2015 23:16 2 ноября 2015 17:22 Речь на могиле, при опусканiи тела отца протоiерея Феодора Трунева. Въ последнiй разъ мы собрались предъ тобою, дорогой наставникъ нашъ и учитель! Но при какихъ обстоятельствахъ?! Не на кафедре мы тебя видимъ, а въ гробе, не объясняющимъ Священное Писанiе, не беседующимъ съ нами любвеобильно, такимъ не увидаемъ мы тебя более. Мы видимъ тебя лежащимъ безмолвно, сомкнувшимъ уста свои на веки! Не слышимъ более тебя и не услышимъ! Да, исполняется и на тебе слово Всемогущаго, изреченное Адаму: смертiю умерши; исполняется и будетъ исполняться, и лютая смерть уноситъ и будетъ уносить въ могилу техъ, которымъ, по нашему человеческому мудрованiю, долго бы еще нужно жить, проливая светъ на окружающее, – жить на радость и счастiе близкихъ къ нему! Но такова воля всемогущего Бога! О, въ Бозе почившiй наставникъ нашъ и учитель! Всемъ жаль тебя – всемъ, кто зналъ тебя! Мы же почти шесть легь учились у тебя по такому дорогому предмету, какъ Священное Писанiе! Знали все мы твой кроткiй характер. Удивляла и пленяла иасъ твоя простота въ обращенiи съ нами, возраставшими въ пониманiи слова Божiя подъ твоимъ непосредственнымъ руководствомъ. Видя искренность твоего желанiя сообщить намъ разуменie слова Божiя, слыша твои непрестанныя увещанiя читать Библiю, видя все труды и старанiя твои, – всемъ этимъ сами поощрялись мы къ труду. Въ продолженiе этихъ шести летъ мы такъ привыкли къ тебе, такъ сроднились съ тобою, – такъ благодарны за твое известное всемъ добродушiе и теплое отношенiе къ намъ, слушавшимъ твое толковое, удобопонятное и живое объясненiе Священнаго Писанiя, такъ привыкли съ радостiю слушать твои речи, что твоя преждевременная смерть всемъ намъ, какъ и твоимъ ближннмъ родственникамъ, принесла искреннюю печаль. Оставилъ ты, дорогой наставникъ, по себе въ насъ вечную память! Помня слова Апостола: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божiе (Евр. 13, 7), помня эти священныя слова, мы всегда будемъ хранить о тебе добрую память и въ молитвахъ поминать протоiерея Феодора. Прости же насъ, дорогой нашъ наставникъ, въ чемъ мы виновны предъ тобою, прости, если когда невниманiемъ къ делу причиняли тебе неудоволывiе, – прости, прости!.. Ты безмолвствуешь... Впрочемъ ты и безмолвствуя говоришь, ты и во гробе насъ поучаешь... Господь сподобилъ тебя мирной христiанской кончины. Ты умеръ, исполнивши долгъ христiанскiй при полномъ сознанiи, – закрыл свои очи, такъ же тихо умеръ, какъ и жилъ; ты какъ бы почилъ после изнурительныхъ трудовъ. Блажени умирающiи о Господе, ей, говорить Духъ, да почiютъ отъ трудовъ своихъ! (Апок. 14, 13). Такъ... Преждевременно почилъ ты, дорогой наставникъ нашъ! Богъ отозвалъ тебя изъ сего земнаго странствованiя. Но по слову Божiю – праведникъ, если и рановременно умретъ, будетъ въ покое. (Премудр. 4, 7) И такъ если Богу угодно было отозвать тебя изъ сей плачевной юдоли земной, повидимому, преждевременно, то это значитъ, что ты исполнилъ свое предназначенiе, или какъ бы такъ сказать, созрелъ для жизни вечной. А великiй Апостол Павелъ въ утешенie насъ изрекъ некогда великое слово: Не скорбите, ако же прочiе, не имущiи упованiя. (1 Сол. 4, 13) А ты дорогой нашъ наставникъ, умеръ какъ имеющiй упованiе. Прощай, незабвенный наставникъ нашъ! Боже праведный! Боже Спаситель нашъ! Прими духъ новопреставляшагося раба твоего протоiерея Феодора въ свои пренебесныя обители съ этимъ предвозвещеннымъ Тобою въ Евангелiи, вожделеннымъ приветомъ: добрый и верный рабъ! вниди въ радость Господа твоего (Матф. 25, 21). Воспитанникъ YI класса семинарии А. Дьяковъ. ПРИМЕЧАНИЕ: Речь произносил АЛЕКСЕЙ ДЬЯКОВ. Библиография: Бурцев Евл. Протоиерей Федор Петрович Трунев, преподаватель Вологодской духовной семинарии. (Некролог). – Вологда: Б.и., 1896. – С. 16 и 17. – (17 с.). Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/trunev/index.htmи http://www.booksite.ru/fulltext/orthodox/trunev/text.pdf --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
11 ноября 2015 16:21 12 ноября 2015 15:44 ИЗ СТАТЬИ М. Д. БУХАРИНА – «ПИСЬМА А. А. ДЬЯКОВА С. Ф. ОЛЬДЕНБУРГУ ИЗ СОБРАНИЯ СПФ» АРАН:
ПРИМЕЧАНИЕ:
СПФ АРАН – САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ АРХИВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК.
М. Д. БУХАРИН пишет, что: к числу наиболее значительных и наименее изученных до¬стижений отечественного востоковедения относятся, несомненно, экспедиции по изучению Восточного Туркестана, организованные различными российскими научными обществами в последней четверти XIX – первой четверти XX века. Несмотря на то, что имена Д. А. КЛЕМЕНЦА, М. М. БЕРЕЗОВСКОГО, П. К. КОЗЛОВА давно и справедливо составляют славу российской восточной археологии, их научное наследие в значительной степени остается неопубликованным [1] (здесь и далее примечания М. Д. БУХАРИНА). По словам М. Д. БУХАРИНА, еще более разительный контраст представляет собой фигура СЕРГЕЯ ФЕДОРОВИЧА ОЛЬДЕНБУРГА – крупнейшего российского востоковеда и организатора науки. Литература о самом ученом весьма обширна. Казалось бы, каждый факт его биографии давно и хорошо известен [2]. Тем не менее, главные результаты его научной деятельности остаются до сих пор неизданными [3]. К таковым относятся результаты работ первой и второй Туркестанских экспедиций, которые были отправлены для изучения ряда областей Восточного Туркестана в 1909 – 1910 и 1914 – 1915 годах «Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении». «Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении» был создан в 1902 году как составная часть Международной ассоциации по изучению Центральной и Восточной Азии (Association Internationale pour l'Exploration Archeologique et Linguistique de l'Asie Centrale et de l'Extreme Orient; Central and East Asia Exploration Fund; устав «высочайше утвержден» 2-го февраля 1903 года [4]), которая была сформирована по инициативе крупнейшего востоковеда-тюрколога В. В. РАДЛОВА на XII Международном конгрессе востоковедов в Риме в октябре 1899 году. Подобные комитеты были созданы и в других странах, заинтересованных в исследованиях Центральной Азии, но именно Русский комитет являлся центральным координи¬рующим органом Ассоциации [5]. По замечанию М. Д. БУХАРИНА: «Второй Туркестанской экспедиции посвящены немногочис¬ленные обзорные работы» [6]. По информации М. Д. БУХАРИНА, в состав Второй Туркестанской экспедиции входили: художник В. С. БИРКЕНБЕРГ, топограф Н. А. СМИРНОВ, фотограф Б. Ф. РОМБЕРГ, 7 казаков охраны, переводчик-китаец, хлебопек и фотограф С. М. ДУДИН. Цель экспедиции состояла в исследовании комплекса Могао в Дуньхуане. Экспедиция выехала из Санкт-Петербурга 20-го мая 1914 года, направляясь по маршруту Чугучак-Гучэн-Урумчи-Аньси-Хами-Цяньфодун (Пещеры тысячи будд в Могао близ Дуньхуана). 20-го августа 1914 года археологи достигли пункта назначения. Подробное обследование пещер продолжалось с 24 августа по 25 ноября 1914 года. Экспедиция ОЛЬДЕНБУРГА обнаружила множество фрагментов произведений искусства и рукописей, а кроме того самим ОЛЬДЕНБУРГОМ у местного населения было куплено более 300 рукописей. 1-го сентября 1915 года фрагменты рукописей были переданы в Азиатский музей в Санкт-Петербурге (современный Институт восточных рукописей РАН). Материалы экспедиции оставались единственным описанием пещер вплоть до 1957 года, когда был опубликован «Каталог искусства Дуньхуана» [7]. М. Д. БУХАРИН пишет, что в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН хранится не только часть материалов экспедиций, работавших под руководством С. Ф. ОЛЬДЕНБУРГА, но и материалы, отражающие подготовку экспедиций и атмосферу, в которой приходилось работать. К таким материалам относятся письма АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ДЬЯКОВА (1876 – ?) – драгомана, секретаря и консула российских консульств в Кульдже (1902 – 1912 годы) и Урумчи (1916 – 1917 годы) к С. Ф. ОЛЬДЕНБУРГУ – выдающемуся ученому-востоковеду, организатору науки, Непременному секретарю Петербургской академии наук. Из статьи М. Д. БУХАРИНА следует, что вышеуказанные письма находятся в Санкт-Петербургском Филиале Архива Российской Академии Наук. – Фонд № 208. – Опись № 3. – Ед. хр. 202. – Листы № 2 – 15 оборот. Как следует из писем, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДЬЯКОВ оказывал помощь СЕРГЕЮ ФЕДОРОВИЧУ ОЛЬДЕНБУРГУ и его спутникам во время их работ в Восточном Туркестане. --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
11 ноября 2015 16:27 28 февраля 2016 19:54 ПИСЬМА АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ДЬЯКОВА к СЕРГЕЮ ФЕДОРОВИЧУ ОЛЬДЕНБУРГУ: М. Д. БУХАРИН в своей статье «Письма А. А. Дьякова С. Ф. Ольденбургу из собрания СПФ АРАН» опубликовал семь писем, которые А. А. ДЬЯКОВ отправил С. Ф. ОЛЬДЕНБУРГУ во время работы Второй Туркестанской экспедиции в 1914 – 1915 годах. Я решил разместить в своём дневнике три отправленных письма, которые опубликовал МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ БУХАРИН. Письмо № 1 (Листы № 2 и 2 – оборот). Дьяков – Ольденбургу: «Милостивый Государь Сергей Федорович! Приветствуя Ваше превосходительство со счастливым прибытием, имею честь покорнейше просить Вас остановиться вместе с членами экспедиции во вверенном мне консульстве. Места свободного много, и Ваше пребывание в консульстве будет в высшей степени для меня приятно и важно для чести русского имени, престиж коего стоит здесь столь высоко. Милости прошу пожаловать! Готовый к услугам, Ваш А. Дьяков. Урумчи, 28 июня 1914 г.». Письмо № 2 (Листы № 3 и 3 – оборот). Дьяков – Ольденбургу: «21 июля 1914 г. Глубокоуважаемый Сергей Федорович! Сегодня получил сию ужасную телеграмму из Пекина: Германия объявила нам войну. Гравэ [11]. Событие это прямо ошеломило нас. На все воля Божия! Да подаст Господь Бог нам победу и одоление! На начинающего Бог! Извините, Сергей Федорович, не пишу много, сильно занят. Столько забот, что беда! Здесь все обстоит благополучно. Посылаю Вам корреспонденцию. Желаю всякого успеха. Что будет важного, сообщу. Готовый к услугам А. Дьяков. Поклон всем членам экспедиции!» Письмо № 6 (Листы № 12 и 13 – оборот). Дьяков – Ольденбургу: «Многоуважаемый Сергей Федорович! Приветствую Вас с благополучным окончанием Ваших трудов и возращением в пределы, близкие к Урумчи. На войне все еще не могут сломить немцев, хотя за время с 25-29 января в пункте Бржимов [26] — Гумин Воля — Шидловек [27] было убито несколько десятков 1.000, как сообщал Главнокомандующий, — и наши войска отбили 22 яростных атаки немцев. На кавказском фронте наша армия совершенно разгромила 3 турецких корпуса, причем из 9го корпуса осталось только около 900 человек, а весь офицерский состав, во главе с командующим корпуса Исхан-пашей и дивизионными, взят в плен [28]. В Урумчи у нас все по-старому и благополучно. В Манасе скончался от тифа старый католический миссионер-голландец pere Desire Leezens. Когда выедете из Турфана, то благоволите, Ваше Превосходительство, известить меня о том по телеграфу, дабы я успел протопить квартиру, а то она стоит холодная, а зима ныне здесь была очень суровая. Шлю Вам и Вашему спутнику наилучшие пожелания! До скорого свидания Готовый к услугам Вашим А. Дьяков 14 февраля 1915 г.». --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
11 ноября 2015 16:37 11 ноября 2015 18:12 ИЗ ПРИМЕЧАНИЙ М. Д. БУХАРИНА:
1. Смотрите: Бухарин М. Д. Письма П. К. Козлова С. Ф. Ольденбургу из собрания ПФА РАН // Проблемы истории, филологии и культуры. – М.; Магнитогорск. – 2012. - № 4. – Памяти Б. А. Литвинского. – С. 288 – 304; Бухарин М. Д. «Изнываю в неизвестности...». – Письма М. М. Березовского С. Ф. Ольденбургу из собрания ПФА РАН // Восток-Запад: Диалог цивилизаций. Историко-литературный альманах. – 2013. – С. 77 – 95; Бухарин М. Д. Письма Альберта Грюнведеля С. Ф. Ольденбургу из собрания ПФА РАН // EYFNfiMONfiZ. – Сборник памяти Аркадия Анатольевича Молчанова (1947 – 2010). – М., 2013 (в печати); Бухарин М. Д. Новые документы к истории изучения Восточного Туркестана // ВДИ. – 2014. № 3 (в печати); Бухарин М. Д. К истории изучения Восточного Туркестана. – Письмо М. М. Березовского Д. А. Клеменцу из фондов СПФ АРАН // Восток-Oriens (в печати). 2. О жизни и научной деятельности С. Ф. Ольденбурга смотрите в частности: Сергей Федорович Ольденбург. – М., 1986; Сорокина М. Ю. «Молчать долее нельзя...» (из эпистолярного наследия академика С. Ф. Ольденбурга) // Вопросы истории естествознания и техники. 1995. - № 3. – С. 109 – 119; Каганович Б. С. Сергей Федорович Ольденбург. Опыт биографии. – СПб., 2006; Мясников В. С. Образ академика С. Ф. Ольденбурга в документах его современников // Mоnumentum Gregorianum. Сборник статей памяти академика Г. М. Бонгард-Левина. – М., 2013. – С. 489 – 499; Список работ Ольденбурга (смотрите: Скачков П. Е., Чижикова К. Л. Библиография трудов С. Ф. Ольденбурга // Сергей Федорович Ольденбург. – М., 1986. – С. 122 – 153) насчитывает более 500 монографий, статей, рецензий.
3. Назирова Н. Н. Экспедиции С. Ф. Ольденбурга в Восточный Туркестан и Западный Китай (обзор архивных материалов) // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. – М., 1986. – С. 24 – 34; Тункина И. В. Неизданное научное наследие С. Ф. Ольденбурга (К 150-летию со дня рождения) // Труды объединенного научного совета по гуманитарным проблемам и историко-культурному наследию. – СПб., 2013 (в печати); Тункина И. В. О судьбе неопубликованного научного наследия С. Ф. Ольденбурга // Историко-научный Санкт-Петербург: К 60-летию СПбФ ИИЕТ имени С. И. Вавилова РАН, 100-летию первых академических учреждений по истории науки и 150-летию со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского: XXXIV годичная международная научная конференция Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники, 25 – 29 ноября 2013 г. – СПб., 2013 (в печати). 4. Смотрите: Центральная Азия в дореволюционном отечественном востоковедении. – М., 1986. – С. 147 – 148. 5. Об истории Русского Комитета... смотрите:
Люстерник Е. Я. Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии // Народы Азии и Африки. – 1975. - № 3. – С. 224 – 232.
6. Скачков П. Е. Русская Туркестанская экспедиция 1914 – 1915 гг. // Петербургское востоковедение. – СПб., 1993. – Выпуск 4. – С. 313 – 320; Меньшиков Л. Н. К изучению материалов Русской Туркестанской экспедиции 1914 – 1915 гг. // Петербургское востоковедение. – СПб., 1993. – Выпуск 4. – С. 321 – 343.
7. Дуньхуан ишу сюйлу. Шанхай чубаньшэ, – Шанхай, 1957.
11. От итальянского grave — «значительно», «торжественно», «тяжело».
26. Ныне деревня на территории Чехии в округе г. Злин.
27. Город на территории современной Польши.
28. Подробнее о пленении Исхан-паши во время Сарыкамышской битвы, его ссылки в Сибирь и побега из Читы смотрите: Сибгатуллина С. Некоторые сведения об Исхан-паше в российской периодической печати // Karadeniz-Black Sea-Черное море. – 2008. 1. 1. – С. 173 – 181.
Библиография:
Бухарин М. Д. Письма А. А. Дьякова С. Ф. Ольденбургу из собрания СПФ АРАН // Вестник истории, литературы, искусства: Часть 6. – Архивные и музейные собрания. – Москва: Издательство Собрание, 2013. – Том 9. – С. 440, 441, 442, 444, 445, 446, 447 и 448.
Выражаю искреннюю благодарность МИХАИЛУ ДМИТРИЕВИЧУ БУХАРИНУ за труды по исследованию малоизученных страниц истории России и публикацию писем Российского дипломата АЛЕКСЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ДЬЯКОВА – родного брата моего прадеда АЛЕКСАНДРА АЛЕКСЕЕВИЧА ДЬЯКОВА.
О статье М. Д. Бухарина «Письма А. А. Дьякова С. Ф. Ольденбургу из собрания СПФ АРАН смотрите также сообщение Эльмиры Катромской на странице 1 этой же темы.
--- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
Volga63 Модератор раздела
Самара Сообщений: 4050 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 14506 | Наверх ##
11 ноября 2015 16:56 6 апреля 2021 1:56 Считаю необходимым отметить следующее обстоятельство. МИХАИЛ ДМИТРИЕВИЧ БУХАРИН в своей статье «ПИСЬМА А. А. ДЬЯКОВА С. Ф. ОЛЬДЕНБУРГУ ИЗ СОБРАНИЯ СПФ АРАН» пишет, что АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДЬЯКОВ служил в консульстве Российской Империи в Урумчи в 1916 – 1917 годах. Между тем, письма, отправленные АЛЕКСЕЕМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ ДЬЯКОВЫМ к СЕРГЕЮ ФЕДОРОВИЧУ ОЛЬДЕНБУРГУ из Урумчи и опубликованные МИХАИЛОМ ДМИТРИЕВИЧЕМ БУХАРИНЫМ, относятся к 1914 – 1915 годам. Кроме того, из Адрес-календаря Российской Империи на 1913 год следует, что консулом Российской Империи в Урумчи (в Турфане) служил коллежский асессор АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДЬЯКОВ. При этом М. Д. БУХАРИН в своей статье «ПИСЬМА А. А. ДЬЯКОВА С. Ф. ОЛЬДЕНБУРГУ ИЗ СОБРАНИЯ СПФ АРАН» пишет, что АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДЬЯКОВ до 1912 года служил в консульстве Российской Империи в Кульдже. Таким образом, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДЬЯКОВ служил консулом Российской Империи в Урумчи в 1913 – 1917 годах: и  Библиография: Адрес-календарь. Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской Империи на 1913 год: Часть первая: Власти и места центрального управления и ведомства их: Министерство Иностранных Дел: Заграничные установления. – Санкт-Петербург: Издание Инспекторского Отдела Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1913. – С. 1051 и 1052. – Начало: --- Ищу сведения о Дьяковых, Жаворонковых, Земляницыных, Левитских, Мальцевых, Поповых, Праховых, Тюрниных - священнослужителях и чиновниках Вологодской губернии, а также о Звоновых из Вытегорского уезда (района) и Руоколайненах (город Белозерск). | | |
|