Колмаковы: первая тема
Мои предки по маминой линии - род священнослужителей Великоустюжской и Вологодской епархий...........
Господа Колмаковы! Если вы читаете эту тему и у вас есть хотя бы малейшее сомнение "а не из этой ли вы династии?" - свяжитесь со мной, пожалуйста!
Crotik49почётный участник  Вологда, Сообщений: 20332 На сайте с 2014 г. Рейтинг: 27158 | Наверх ##
22 июня 2015 14:09 22 июня 2015 14:20 ГАВО Ф. 496 Оп.1 Д.12145
Ведомость о настоятелях, монашествующих и белом духовенстве Устюжского Знамено- Филипповского и Дионисиево - Глушицкого монастыря.
Л. 6 об. Знамено- Филипповский монастырь.
N 11. Послушник ИВАН АНДРЕЕВ КОЛМАКОВ, 16л. Велико Россеянин Вологодской епархии , Сольвычегодского уезда Вешкурской ХристоРождественской церкви пономарский сын. Обучался в Устюжском духовном уездном училище. К заслугам монашества определен в сей монастырь 1850 года ноября 29 дня, поведения хорошего. К послушаниям способен. --- Ищу предков священно- церковно служителей : Кубенских, Цветковых, Щекиных, Покровских, Воскресенских, Ильинских, Вересовых, Шамаховых, Иллювиевых, Суровцевых, Пинаевских, Баженовых, Отроковых,, Авдуевских и породненных с ними, купцов Шаховых и мещан ,Львовых- Угаровых. | | |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
22 июня 2015 18:30 22 июня 2015 19:31 Спасибо, Ольга! Второй Иван Андреев может теоретически быть сыном Андрея Васильева Колмакова - брата нашего пра(3)деда Павла Васильева Колмакова (6-е поколение). Надо для этого проверить клировые Вешкурской ХристоРождественской церкви Сольвычегодского уезда... А по первому - пока никаких связей и наводок не вижу... Но занесу в базу. | | |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
22 июня 2015 20:32 продолжаю движение по поколениям... Николавская Городецкая церковь:Село Городок и городок „Рахлей". Селение Городок и насыпь близь него находятся в Городецко-Николаеском приходе у Палемскаго озера в 36 верстах от Устюга на пути к Лальску в 44 верст, от последняго. В писцовых книгах 1645 г. подробно описан погост „Ратмеровский" и городок ,,Рахлей": Погост Ратмеровский у городка Рахлея, близь Палемскаго озера, пашни у того погоста нет. На погосте 6 дворов бобыльских … на погосте погреб казенный с клетью, около погреба тын стоячий на иглах, а на погребе три пищали затинных, к ним 1000 ядер железных, да пищаль затинная испорчена, да 20 ручниц, да 3 пуда пороху, пуд свинцу, да в двух ящиках 500 стрел и тот тын замкнут и запечатан, приказано беречь его городничему деревни Кузьминской крестьянину Федьке Федотову. - Ратмеровскаго погоста над Палемским озером стоит пустой осадной городок Рахлей, окруженный с трех сторон бояраками, к озеру рубленый огороднями, коих 33 огородни, а в испод для осаднаго времени мшены были избы; обломы и обойницы бревенчатые; из городка к башни проезжие ворота к озеру Палемскому. Да в городке был тайник и анбар казенной, и тот огород и анбар сгнили, огородни, башни и ворота развалились и тайник засыпался. В этом же городке была церковь Николая Чудотворца. Но она от ветхости разрушилась, а ныне на том месте поставлена часовня" 136) [136) Сообщ. П. Сорокина. В. Губ. В. 1853 г. в статье „Об укрепленных местах сольвычегодскаго уезда в XVII веке."]. В сотенной писцовой книги 7196 (1688) года в описании села городка между прочим сказано: На погосте погреб казенной, а над ним анбар, а около того погреба огорожен тын стоячий на иглах, в длину две сажени, поперег-тож. А на погребе великаго государя ружейные и зелейные казны: три пищали затинные да к ним 1000 ядер железных, да пищаль затинная испорчена, да 20 ручниц, да три пуда пороху в стенках и в тульках пуд свинцу, да в двух ящиках пятьсот стрел и тот тын замкнут и запечатан. А сторож у тое казны, вместо городничаго, деревни Погорелова крестьянин Терешка Незговоров, сын Шабалин. У того погоста осадный городок Рахлей пуст стоит на круче, над озером над Палемским; а с трех сторон бояраки, к озеру рублен был огороднеми тридцать три огородни, а высподу для осаднаго времени мшены были избы, а обломы и бойницы бревенчатые ж, а из городка к башне проезжия ворота через бояраки к озеру Полецкому, да в город-же был тайник да анбар казенной. И тот город сгнил и огородни и башня и ворота развалились и тайник засыпался и казенной анбар огнил. А около того города мерою восьмидесят восьми сажен. Да в том же городе была часовня, и та часовня разрушилась, a ныне на том месте поставлена вновь церковь Николая Чудотворца 137) [137) В. Г. В. 1880 г. № 30. Сообщивший это сведение Е. Ивановский говорит что писцовая книга найдена им в местной церкви]. В сотных писцовых книгах стольника Григорья Овцына да подъячаго Василья Крюкова 1678, 79, 80, 81 и 82 годов сказано, что в начале XVII столетия на погосте стояла маленькая деревянная церковь Благовещения холодная. Длины имела она 4 саж. с третником, ширины 3 саж.; ширина алтаря 13/4 сажени. Недалеко была другая церковь теплая, во имя Сретения Господня с приделом Николая Чудотворца, в длину 12, а в ширину 3 1/2 саж.; алтарь в поперечнике 2 1/2 саж.„ ... да на погосте-ж погреб казенной, а над ним амбар; а около того погреба огорожен тын стоячий на иглах, в длину 2 саж. поперег тоже. А на погребе Великаго Государя ружейныя и зелейныя казны: 3 пищали затинныя, а к ним 1000 ядер железных, да пищаль затинная испорчена, да 20 ручниц, да 3 пуда пороху; в усечках и в пулках пуд свинцу, да в двух ящиках 500 стрел. - И тот тын замкнут и запечатан, а сторож у тоя казны, вместо городничаго, деревни Погорелова крестьянин Терешка Незговоров сын, Шабалин". Там же о городке Рахлей: „Осадный городок Рахлей пуст стоит над озером над Палемским, с трех сторон бояраки; к озеру рублен был огороднеми 33 огородни, а в исподу, для осаднаго времени, мшены были изби, а обломы и бойницы бревенные; а из городка в башни проезжие ворота через бояраки к озеру Палемскому. - Да в городе-ж был тайник, да анбар казенной. И тот город сгнил: и огородки и башня и ворота развалились, и тайник засыпался, и казенной анбар сгнил". В окружности городок имел 88 сажен. Внутри его сначала была поставлена деревянная Николаевская часовня, а потом и церковь, также деревянная, шатровая, имевшая в длину 4 саж. без третника, в ширину 2 саж. с четвертью, и существовавшая до 1837 г. 138) [138) См. ст. „Городок Рахлей" В. Г. В. 1843 г. № 28. Сообщивший эти сведения И. Муромцев не указывает где пользовался он писцовыми книгами]. И.К. Степановский, "Вологодская старина": http://www.booksite.ru/fulltex...gda/57.htm | | |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
22 июня 2015 20:34 30 июня 2015 16:47 продолжение: В местности, где находился погост Ратмеровский и городок Рахлей, производились неоднократно осмотры и изследования. Осмотр 1845 г. В 36 верстах от Устюга, по дороге в Лальск, в Николаевско-Городецком приходе, на крутом всхолменном берегу Палемскаго озера, видны еще до сих пор остатки рва некогда окружавшаго осадный городок Рахлей. Близь городка погост где ныне, вместо деревянных церквей Благовещенской и Сретенской, выстроена каменная приходская церковь Николая чудотворца, и в ней древняя икона Святителя Николая Чудотворца, пожертвованная в Николаевский придел Сретенской церкви усердием великаго князя московскаго Василия Иоанновича в 1470 году. 139) [139) Сообщ. И. Муромцевым. См. В. Г. В. 1845 г, № 38]. Осмотр 1880 г. Недалеко от городка находится довольно возвышенная земляная насыпь, окопанная с одной стороны от более возвышеннаго места глубоким рвом. Общий вид городища круглый, длина диаметра вершины 20 сажен, но в прежнее время она повидимому была гораздо более. С каждым годом насыпь значительно осыпается, смываемая рекою Лузою. Вершина насыпи обнесена по краям земляным валом. По средине несколько ям в виде провалов. В с. Городке в Никольском приделе местной церкви есть местная икона св. Николая Чудотворца о которой в писцовой книге 1680 года сказано: „на правой стороне образ местной Николы Чудотворца, с деянием, обложен серебром басменным, венец да 16 гривен, серебрянных, золоченных, да две гривны низаны жемчугом, а прикладу тот образ великаго князя Василья Ивановича всея Русии московскаго - 1470 году". Икона древней живописи, риза старинной работы, но нигде не сказано и не сохранилось никакого устнаго предания, по какому случаю она пожертвована. 140) [140) Сообщ. К. Ивановскаго. См. В. Г. В. 1800 г. № 11, 12 и 30]. Сообщение 1887 года 141) [141) Секретаря вол губ. статистич. комитета из материалов доставленных местным духовенством для VII археологическаго съезда в Ярославле]. В 36 верстах от г. Устюга, в Николаевско-Городецком приходе Палемской волости, заметны три возвышенности, окруженныя глубокими рвами; главная возвышенность, уцелевшая и поныне, называется „большим Городищем"; края этого городища обугрены до сажени вышины, а средина выложена крупным булыжником. В былыя времена городище это служило передовым укреплением для защиты города Устюга. По разсказам старожилов, чрез эту местность проходила набегом к Устюгу для грабежей Чудь и здесь происходили сражения, „мерялись ратью", отчего самая волость встарину называласе Ратмеровскою. В разстоянии версты от Николаевскаго погоста было прежде селение Палемо, на самом берегу реки Лузы, теперь уже, смытое рекой; говорят, будто здесь нападающие на погост начинали палить или стрелять, а еще ближе к погосту, в разстоянии четверти версты, есть место под названием „Рязанка", вернее „Резанка", где был зарезан предводителе Чуди; интересно, что, по местным преданиям, порода Чуди, попавшей в плен, до сих пор еще ведется в деревнях и держится именно в среде крестьян по фамилии Агафоновых, которые, по замечанию приходскаго священника, под конец жизни или слепнут или глохнут. И.К. Степановский, "Вологодская старина": http://www.booksite.ru/fulltex...gda/57.htm | | |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
22 июня 2015 20:35 22 июня 2015 20:54 Павел Васильев Колмаков, 1.11.1795 - 18.06.1837 с 1814 г. - сторож Вологодской консистории, с 1820 г. - пристав Вологодской консистории, г.Вологда ВУЦА, Ф. 364, оп. 1, д.38, лл. 29, Метрические книги Городецкой Николаевской церкви Великоустюгского уезда за 1780-1810, 1812-1833 годы значатся: за 1795 год в разделе о родившихся «Ратмеровской Городетцкой Николаевской церкви у пономаря Василия Калмакова близнецы Павел, Александр. Восприемники были устюжский мещанин Ермей Уваров, деревни Березникова крестьянин Федор Калмаков, восприемница была солдатская дочь Елисавета девица Козминых...». Родились 01 ноября 1795 года; _________ ВУЦА, Ф. 364, оп. 1, д. 3231, лл. 85-85 об., 35 об.- 36. В ревизских сказках священно- и церковнослужителей одноприходной Городецкой Николаевской церкви Лузской трети Великоустюгского уезда указано: за 1816 год: «...Умершего в 1808 году священника Василия Прокопиева сын Павел ... выбыл в Вологодскую консисторию в сторожа 1814 года»; _________ ГАВО, фонд 496, опись 3, дело 271 Ревизская сказка за 1834 год Вологда и Вологодский уезд на 668 листах, л.17 Вологодский Кафедральный Софийский Собор Пристав Павел Васильев Колмаков, 38 летего же сыновья: - Александр обучается в 1-м приходском классе Вологодского Духовного училища, 10 лет - Николай, 1 год По последней ревизии состояло и после оной прибыло: определен в 1820 году. Пристава Павла Колмакова жена Олимпиада Иванова, 32 года, его же дочь Анна, 4 года. _________ ГАВО, Фонд 496 Опись 4 Дело 477 Клировые ведомости Кадниковского уезда за 1867 год, Христорождественская Кубеницкая церковь(выписка: Эльмира Катромская: https://forum.vgd.ru/710/35556...iew&o= ) просвирня вдова Алимпиада Иванова Колмакова 68 лет жена умершего сторожа Вологодской духовной консистории Павла Васильева Колмакова который природой Устюжского уезда Николаевской Городецкой церкви Василья Колмакова сын умер 18 июня 1837 года | | |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
22 июня 2015 20:36 Сторож Консистории
Сначала я долго гадала - кто же это? Кого сторожит? Где искать?
И вот встретился замечательный источник:
Вот как описывает эту должность Протоиерей Алексей Попов "Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Вологодской епархии"
Но самую наибольшую сенсацию и оживление в сельском духовенстве производили консисторские сторожа, развозившие на лошадях белые метрические книги, исповедные листы, разрешительные молитвы и венчики. Этих людей сельское духовенство принимало как самых желанных гостей, угощало их всячески, посылало даже, как на моей родине, за полштофом водки для них за пять верст. А они, как некоторым образом агенты епархиальной власти, не без сознания своего достоинства принимали угощение, сообщали, на свой страх, губернские и консисторские новости, мешая были с небылицей, получали всегда уже с некоторым плюсом таксированное по-видимому вознаграждение и уезжали, рассыпаясь в благодарностях перед хлебосольнейшим и простодушнейшим сельским духовенством.
| | |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
24 июня 2015 14:50 Николай Павлов Колмаков, 1832 - 10.02.1888 пономарь Христорождественской Кубеницкой церкови Кадниковского уезда Вологодской губернии Отец Николая Павел умер в 1837 году, когда Николаю было 5 лет. Где после смерти Павла жила семья и удалось ли Николаю получить образование - пока такой информации у меня нет. Первые данные о нем связаны уже с 1852 годом: ГАВО Ф.496 оп. 11 д.113 Метрические книги Христорождественской Кубенецкой церкви Кадниковского уезда с 1848 по 1853 г
Л.77 об. О брачующихся: 21 сентября 1852 г Жених: приходской пономарь Вологодской Консистории умершего сторожа Павла Васильева Колмакова сын НИКОЛАЙ -22 г. православного вероисповедания первым браком Невеста: приходского заштатного дьячка Александра Максимова КУБЕНСКОГО дочь девица АГНИЯ - 19 л.,православного вероисповедания, первым браком. Восприемники: По жениху: Кадниковского уезда Устьрецкой Николаевской церкви диакон Александр Павлов Колмаков и уволенный в епархиальное ведомство из Вологодского духовного училища Высшего отделения Вячеслав Алексеев Ростиславин, По невесте : Кадниковского уезда Ильинской Чевецкой церкви пономарь Василий Гаврилов Фиников и уволенный в епархиальное ведомство из ВДУ 1-го высшего отделения Василий Колмаков. Таинство венчания совершали священник Василий Федоров Бартенев и дьячок Асигкрит Васильев. Ссылка: https://forum.vgd.ru/post/1720/60587/p1754302.htm#pp1754302___________ ГАВО, Фонд 496 Опись 4 Дело 477 Клировые ведомости Кадниковского уезда за 1867 год Христорождественская Кубеницкая церковь
священник Владимир Евстратьев Чернавский 46 лет природой Вологодского уезда Троицкой Кубенской церкви умершего пономаря Евстратия Федорова сын сделан опекуном над имением малолетних детей Ильинской Чевецкой церкви умершего диакона Григория Комарова жена Александра Александрова природой Вологодского уезда Дмитрия СолунскогоРаменской церкви заштатного пономаря Александра Максимова дочь дети Павел 16 Николай 14 Анатолий 11 Мардарий 5 дьячок Порфирий Асикритов Колосов 27 лет сей церкви заштатного дьячка Асикрита Васильева сын пономарь Николай Павлов Колмаков 35 лет природой Вологодской духовной консистории умершего сторожа Павла Васильева сын жена Агния Александрова 34 лет сей церкви умершего дьячка Александра Максимова дочь Алфей 14 Аполлинария 11 Александра 8
заштатные Асикрит Васильев Колосов 56 лет сей церкви умершего пономаря Василья Григорьева сын дочь Марья 22лет Пармен Александров Кубенский 22 лет обучается в среднем отделении ВДС сын умершего дьячка Александра Максимова родной брат пономарице Вдовая попадья Митродора Васильева 69 лет умершего священника Давыда Иванова Федоровского природой Вельского уезда Покровской Чушевицкой церкви умершего дьячка Ивана Иванова сын в 1842 году помер на 47 году ближайшие ея родственники зять Вассиановской Куницкой церкви священника Василий Бартенев зять Николаевской Старосельской церкви пономарь Никтополион Метелин зять отставной унтер-офицер Иван Степанов Сигов у которого живет просвирня вдова Алимпиада Иванова Колмакова 68 лет жена умершего сторожа Вологодской духовной консистории Павла Васильева Колмакова который природой Устюжского уезда Николаевской Городецкой церкви Василья Колмакова умер 18 июня 1837 года
ближайшие родственники сын Николаевской Устьрецкой церкви Александр Колмаков сын приходский пономарь Николай Колмаков внучка Екатерина Ефимова 15 лет дочь умершего землемера Ефима Ивана Розова на ее содержании
Ссылка: https://forum.vgd.ru/710/35556...iew&o= | | |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
24 июня 2015 14:57 24 июня 2015 14:58 Сведения о втором браке Николая Колмакова и рождении сына Дмитрия, моего прадеда получены из источников: ГАВО Ф.496 оп. 4 д.521 Клировые ведомости Кадниковского уезда за 1894 годХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ КУБЕНИЦКАЯ церковь л.262 об. Заштатные и сиротствующие. Умершего пономаря сей церкви НИКОЛАЯ КОЛМАКОВА жена АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА, 39 л. вдова с 10 февраля 1888 года . Живет в доме умершего мужа. Получает из Епархиального попечительства пособие в количестве 4-х рублей в год. Епархиальным попечительским Советом с утверждения Его Преосвященства в 1888 г. августа 20 дня определена к сей церкви на должность просфорни, на что и выдан ей Указ из Епархиального попечительства за N 553, за исправление просфорнической должности получает из кошельковой суммы 6 рублей в год и собирает с прихода зерновым и печеным хлебом, коего приблизительно собирается на сумму 10 руб.в год. Сын ее :
- ДИМИТРИЙ, 12 л., обучается в 1-м классе ВДУ на казенном содержании.Ссылка: https://forum.vgd.ru/post/1720/60587/p1806393.htm#pp1806393___________ ГАВО ф. 496 оп. 4 д.547 Ведомости церквей Кадниковского уезда за 1914 г.
Кубеницкач Христорождественская церковь л.396 об. Сиротствующие Пономарская вдова АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА КОЛМАКОВА, 59 лет родилась 1855 г. марта 5 дня. Дочь умершего дьячка Ембовской Николаевской церкви. Пономарской вдовы Александры Ивановой Колмаковой покойный муж НИКОЛАЙ ПАВЛОВ КОЛМАКОВ сын умершего сторожа Вологодской Духовной Консистории Павла Колмакова . В 1853 г.июня 10 дня определен на должность пономаря к сей Христорождественской Кубеницкой церкви, на каковой и состоял до самой смерти, последовавшей 10 февраля 1888 г. Вдовы Колмаковой сын ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВ КОЛМАКОВ родился в 1882 г.28 сентября. Состоит псаломщиком Спасо-Преображенской Сеньговской церкви Грязовецкого уезда.
За исправление просфорнической должности пользуется казенным отоплением квартиры, от прихожан собирает зерновым и печеным хлебом ,а также масло и яйца, всего на сумму 36 руб. Из кошельковой суммы -6 руб. в год, из местного попечительства -3 руб.в год. В 1905 г.вдова Колмакова получила единовременное пособие из сумм Св.Синода в количестве 30 руб. Ссылка: https://forum.vgd.ru/post/1720/60587/p1771471.htm#pp1771471 | | |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
24 июня 2015 15:27 Христорождественской Кубеницкая церковь Кадниковского уезда
находилась недалеко деревни Сотониха и до нашего времени не сохранилась. Я искала историю этой церкви, и в поисках наткнулась на удивительное художественное произведение, где есть эпизод с церковью близ Сотонихи, которую бывшие прихожане растащили на кирпичи...
Василий Белов, классик Советской литературы, лауреат Госпремии, "природой" с Вологодской земли.
Рассказ "За тремя волоками":
...Раньше майор почти не думал о чувстве родины. За постоянной суетой забот и дел ощущалось только ровно и постоянно то, что есть где-то маленькая Каравайка, и этого было достаточно. Теперь же майор остро и по-настоящему ощущал так несвойственное кадровым военным чувство дома. Он думал, что, по правде говоря, заботы, и труд, и все, что он делал, имело смысл постольку, поскольку знал, что жил и рисковал иногда жизнью из-за нее, ради этой родины, ради ее людей, и все, что было с ним до этого, наполнилось теперь новым смыслом… Не успели отъехать от деревни - сели всеми скатами. Шофер, охрипший от мата, вместе с майором пошел искать трактор. Бригадир не обманул, трактор действительно пригнали из другой деревни. Через четверть часа машину вытянули. - Ну, теперь доедете! - сказал тракторист. - Тут до деревни дорога будет хоть яйцо кати. В самом деле, дорога началась лучше, и вскоре выехали к «церкви» - центру большого сельсовета. Церкви, собственно, давно не было. Еще в двадцать пятом году местные атеисты спихнули с колокольни громадный колокол, повыкидывали золоченую утварь. С того времени большой белый храм с пятью куполами и шатровой колокольней начали понемногу разламывать: кирпич от церкви греет бабьи бока и до сих пор, звонкий, румяный; говорили, что в глину для этого кирпича примешивали яичный желток, а известь разводили на молоке.
От «церкви» майору оставалась как раз половина пути. В этом месте путникам встретилась автомашина. Шоферы остановились кабина к кабине. - Куда едете? - спросил соломенная шляпа у встречного шофера. - На станцию, куда! Не видишь, что ли? - Шофер встречной машины включил скорость. Соломенная шляпа поерзал, оглянулся: - Слушай, друг, я тебе заплачу, возьми с собой, поеду обратно. - Садись! Соломенная шляпа быстро перекидал чемоданы на встречную машину. - Ноги моей больше тут не будет, хватит с меня! - бормотал он. Машина взвыла, и брызгая грязью, отчалила. Толстуха сидела раскрыв рот. У маслозавода стояла подвода. Ослабив заднюю ногу, у изгороди дремала чалая кобыла, ее нижняя мягкая губа висела от старости. У телеги стояла немолодая крохотная бабенка и глядела из-под руки на приезжих. - Зеть должен приехать, - обратилась она к шоферу, - не видал, батюшко, зетя-то? Тилиграму давал, что выехал. - Нету, бабка, зятя! - смеясь, ответил шофер. - Давай замену сделаю, ставь бутылку. - Ой, полно, батюшко! - Да какой он из себя-то? - спросила толстуха, слезая на землю. - Не в Сотониху ехал-то? - В Сотониху, матушка, в Сотониху. Сколько уж дён жду... | | Лайк (1) |
Ekaterina_MolchanovaМодератор раздела  Сообщений: 288 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 829 | Наверх ##
24 июня 2015 15:40 Пономарь
Еще одно любимое мной сочинение, которое я уже цитировала: Протоиерей Алексей Попов "Воспоминания причетнического сына: Из жизни духовенства Вологодской епархии".
Алексей Попов был ровесником моего прапрадеда Николая Колмакова и описанные им события точно передают дух того времени, быт причта. Мне представляется что примерно так жил мой прапрадед, а может - его отец...
Кто такой пономарь (от др.-греч. παραμοναριος — «приставник», «привратник», «придверник») "...Не измененным остался и порядок испрашивания пономарем благословения священника на благовест к заутрене и получения от него церковного ключа. Это происходило так. Когда наставало время благовеста к заутрене, пономарь должен был явиться в дом священника за ключом и принять от него благословение. Пономарь приходит, но дом заперт. Он стучит, но осторожно, чтобы не обеспокоить семью. Летом еще ничего не если и долгонько случится ему постоять у дверей или под окнами священнического дома, но зимой, когда стены трещат от мороза, положение пономарей было не завидное. Но вот наконец раздались шаги, скрипнула дверь, ключ подан и сказано редко самим священником, а кем-нибудь из семьи: "Благовести!" И пономарь идет в сторожку, берет огня и сторожей и отпирает церковь. А за тем уже, разложивши горно для угольев в кадило, идет и с молитвою на устах ударяет в великое било, а когда будет шествовать в храм настоятель его, то и во все кампаны.
...Часов для определения времени ни в церкви, ни у священника не было. Полночь определялась по пению петухов. И вот как запоют в первый раз ночью петухи, начинался благовест к заутрени, продолжавшийся около часу. Полунощница и утреня шла медленно. Ирмосы и тропари выпевались столько, сколько положено по уставу. Но все-таки утреня кончалась задолго до восхода солнца, раньше чего настоятель не благословлял благовестить к обедне. И вот этот длинный промежуток времени между утреней и обедней, без всякой нужды, ослабляя светлое настроение празднующих, вынуждал их или отдаваться празднословию или спать, где попало, даже на полу церковном. Спал и священник, будто бы дома. Но все приходит и все проходит. Заалел небосклон, засияло солнце, будят колокола: идет уже обедня. Но при дневном свете и праздничное освещение храма, впрочем очень скудное, не усиливает святых минут светоносного праздника. Утреннее богослужение производило на всех гораздо сильнейшее впечатление и по существу и по обстановке..."
| | |
|