svik68 Сообщений: 536 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 559
| Наверх ##
3 октября 2021 9:46 3 октября 2021 19:17 Немцы Харьковской губернии.
Газета Южный Край,1914г. 1 апреля.
К освящению новой немецкой кирхи. По случаю освящения и открытия для моления новой еванг.-лютеран.церкви в Хурькове, будет весьма кстати привести несколько данных о жизни и культурных заслугах здешней немецкой колонии, одной из более значительных на юге России. «Немцы», как таковые, встречались в Харькове, без сомнения, и в конце XVII и в самом начале XVIII стол., но о немецкой колонии в XVIII ст. В конце его колония эта состояла из ста почти душ. Указания на то, что в Харькове совершались тогда уже богослужения, имеются в книге Деллена о харьк. Лютер. Общине. Уже в 1786 г. сюда приезжал лютеранский дивизионный проповедник Вебер и совершал богослужения. В 1804 г. лютеран было здесь 200 душ. Тогдашний врачебный инспектор Грумбах, жена и невестка губернатора Бахтина, некоторые чины губернской администрации, профессора университета, учителя, военные, и особенно ремесленников были немцы и еванг.-лютеранск. вероисповедания. В том же году у харьковских немцев был первый пастор — адьюнкт университета Иоганн Готфрид Барендт, при чем зал первой гимназии, - кажется в том доме на углу Московской ул., где теперь служба сборов Южной дороги — был местом для лютеранских воскресных богослужений. Позднее, в 1809 году, при пасторе Гейзе, лютеране получили разрешение собираться в меньшем зале студенческого корпуса в университете. С каждым годом немецкая лютеранская община разрасталась и в конце двадцатых годов явилась у нее возможность соорудить свою собственную церковь, причем правительство помогло субсидией в 1200 р. У общины явился постоянный пастор, а затем построена была школа, на которую отпущено было из Петербурга 20 тыс.р. Школа эта была для мальчиков и девочек; учились в ней и дети православных харьковцев, но против этого было запротестовало начальство, у которого возникла мысль о неудобстве такого соединения. Немцы энергично отстаивали совместное обучение своих и русских детей и пригласили для последних сами православного законоучителя. Петербург решил спор в пользу немецкой школы, которая в 70-х гг. была преобразована в Вознесенскую гимназию, которая хорошо известна на всем юге России по своих достоинствам. Культурные заслуги харьковских немцев, однако, исчерпываются отнюдь не одной школой совместного обучения и основанием образцовой женской гимназии. Немцы были в Харькове, как отмечают это г.г. Багалей и Миллер в своей истории г. Харькова, истинными культуртрегерами. Сколько вышло из них профессоров, учителей,врачей, чиновников, заводчиков, художников и учителей музыки! Блюменталь, Ган, Кронеберг, Эйбродт, Деллен — это были немцы наезжие, но местные уже уроженцы,- профессора Шульц, Надлер и Грубе. Содержатели пансионов — Ольденборгеры, Робуш, Бирих, Нагель, Прелати, Роберти. Первый книгопродавец был немец Ланг, а содержатель первого театра Штейн. Первые вольные аптекари были Венцель (самый древний), Сартисон, Фридлер, Шеш, Лертцер. Первые садоводы Статс и Грикке. Первые заводы — Вебстера, Пильстрема, Бельке, Трепке, Гельфериха. Фирма Бутенона существовала здесь уже в 40-х гг. прошлого столетия. Немецкая община всегда жила здесь дружной компактной семьей, с широкими демократическими принципами и тем, что называется gemutlich. У Чонгради, а позднее у Циммермана, можно было видеть немецких профессоров и врачей со своими компатриотами — седельными и сапожными мастерами — за кружкой Кнапповского пива. А в делах общины и того более. В церковном совете заседали и заседают ныне высшие представители немецкой интеллигенции простые бюргеры. Это и привело к известным результатам, которые мы видим. В 60-х гг. немцев было в Харькове свыше 1000 душ — то переписи 1866 г. числилось их столько, а в 1877 году уже их 1690 душ; по переписи 1897 г. - 2353 (1120 м. И 1233 ж.). Это число немцев по родному языку и лютеранскому вероисповеданию. В настоящий момент в Харькове состоят в еванг.-лютеранском приходе 3500 душ, а по всей губернии (с колониями) еще 2000 душ. Интересны данные о занятиях харьковских немцев по переписи 1897 г.: на частной службе — 74 м. и 128 ж., 73 м. и 114 ж. Жили на доходы недвижимых имуществ, а в остальных профессиях были заняты десятками. Особенно к месту по случаю завтрашнего церковного торжества, отметить харьковских немецких пасторов, всегда игравших в здешней общине большую моральную роль. Особенно большим влиянием пользовался Иоганн Амвросий Розенштраух, умерший в 1835 г.; ему главным образом, харьковская община обязана устройством кирхи (сломанной), пастората и школы, - в этой последней большой следе оставил учитель Гильденбрандт, родоначальник можно сказать, поколений учителей и учительниц немецкого языка. Розенштраух был купцом и уже не молодым человеком принялся за богословие и выдержал экзамен на пастора в течение года. Замечательный оратор и выдающегося ума человек, Розенштраух был душой общины с 1821г по 1835 г. После него был 22 года пастором Ландезен, а затем Юргенсон, а с 1876 г. доктор философии Эмилий Берг, о котором знавшие его могут вспоминать только с глубочайшим к его памяти уважением. Это был выдающий проповедник и ораторский талант и человек редких душевных качеств. Преемником его состоит пользующийся большом авторитетом в общине обер-пастор М. Штендер, инициатив и энергия которого, главным образом харьковская еванг.-лютеранская община обязана своим новым прекрасным храмом украсившим город. Е.М. Бабецкий --- Ищу Северина |
Книги и другие источники » Книжная полка » энциклопедии (справочники, словари) » Энциклопедия российских немцев
Сословия, вероисповедания, этносы » Нации, национальности и народности » Поволжские Немцы