Пугина (Петрова, Семьяны) Любовь Семеновна. Нижний Новгород
Прабабушка по материнской линии, мать деда, девичья фамилия Петрова. Родом из Нижегородской губернии Васильского уезда Воротынской волости села Семьяны. Жила в Нижнем Новгороде. Муж - Пугин, купец или торговец
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
14 сентября 2023 11:20 28 ноября 2023 21:01 В сентябре 2021 я ездила в Нижний Новгород, работала в архиве. Искала рождение дедушки Петрова Сергея Александровича. Смотрела МК предполагаемых церквей. Ну 500 листов, всё понятно, удача была не на моей стороне. Но поиск в компьютере дал мне много Пугиных и не дал почти Петровых. То, что мать деда по фамилии Пугина, наводило на мысль, что она вышла замуж за Пугина, и он то и был тем купцом. То, что дедушка при этом Петров - это была загадка.
Наконец-то я послушалась Татьяну Львовну (TatianaLGNN) и сделала запрос в архив. Через 3 месяца я получила ответ:
В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в метрической книге Трехсвятительской церкви г. Нижнего Новгорода за 1904 год имеется запись №62 о рождении незаконнорожденного Сергия.
Рожден 3 сентября, крещен 4 сентября.
Родители: крестьянская девица Нижегородской губернии Васильского уезда Воротынской волости села Семьян Любовь Семеновна Петрова, православная.
Воспреемники: крестьянин Нижегородской губернии Васильского уезда Воротынской волости села Семьян Михаил Семенов Петров и крестьянская девица Матрена Семенова Петрова.
Фонд 570, опись 3, д. 1625, л. 718 об. 719 --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
14 сентября 2023 12:56 Петрова - девичья фамилия Любови Семёновны, у нее было 3 незаконнорожденных ребёнка, она вышла замуж за Пугина. Пугин мог быть отцом Сергея, а мог и не быть. Петровы родом из Васильсурского уезда, мне Татьяна Львовна говорила об этой фамилии в Васильсурске. Судя по всему, вся семья Петровых перебралась в Нижний Новгород из уезда задолго до 1904 года. Крестными сына Любови Семёновны являются её сестра и брат. --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
14 сентября 2023 13:27 Сегодня я изменила название темы. С этого дня уже не ищу купца Александра Петрова --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
14 сентября 2023 15:06 14 сентября 2023 15:09 Про село Семьяны: https://forum.vgd.ru/2342/63599/#last От Дмитрия londmitrij
Село - деревня - починок СЕМЬЯНЫДанные об архивных сведениях по селу Семьяны есть на разных страницах форума, но поскольку мне пришлось тесно им заниматься в свете моей генеалогической работы, думаю, будет правильно систематизировать эти данные здесь в единый список. Самое раннее упоминание на сегодняшний день обнаружено в писцовой книге Закудемского стана Нижегородского уезда писца Д. В. Лодыгина 1621-1623 г., где село обозначено как «деревня, что был починок». До 1680 г. село принадлежало князьям Воротынским, после чего перешло в казну. В 1700 г. царь Пётр I пожаловал эти земли боярину Фёдору Алексеевичу Головину, и до начала XIX в. село находилось в вотчинном владении графа Николая Николаевича Головина, а затем поступило в ведение Воротынского приказа Нижегородской удельной конторы. До 1917 г. село входило в состав Васильского уезда Нижегородской губернии, затем (до 1929 г.) – в состав Лысковского уезда, а затем (по настоящее время) – в составе Воротынского района Нижегородской области. https://yandex.ru/maps/-/CCUNQEGyCCДля поиска сведений о жителях с. Семьяны (в том числе, по фамилиям Трифонов, Окилов и Сидоров, которыми я занимаюсь) были просмотрены следующие архивные документы (ниже в формате фонд-опись-дело). Ниже привожу в хронологическом порядке просмотренные дела и отмечаю, в каких из них нашлись Семьяны и копии каких документов есть у меня в наличии. 1) Российский Государственный архив древних актов (РГАДА) (дозорные, писцовые книги и ревизские сказки): - Дозорная книга Нижегородского уезда, дозорщика С. Н. Грекова 1613 г. (1209-1-291, Семьяны отсутствуют); - Писцовая книга Закудемского стана Нижегородского уезда, писца Д. В. Лодыгина 1621-1623 г. (1209-1-7481, лл. 48-48об.) - Писцовая и межевая книга Закудемского стана Нижегородского уезда, писца Д. В. Ладыгина 1626-1627 г. (1209-1-292, после л. 40); данная сказка расшифрована также на форуме по ссылке: https://forum.vgd.ru/post/1859/99772/p3225805.htm#pp3225805 ; - Переписная книга Нижегородского уезда, переписи И. Ф. Шаховского 1646 г. (1209-1/1-296, лл. 364-368; есть копии указанных листов); данная сказка расшифрована также на форуме по ссылке: https://forum.vgd.ru/post/1859/99772/p3225805.htm#pp3225805 ; - Межевая книга вотчины Макарьевского Желтоводского монастыря - с. Керженец с селами и деревнями Закудемского стана Нижегородского уезда, межевщика Дм. Плещеева 1670 г. (1209-1-299, НЕ смотрел); - Переписная книга Закудемского стана Нижегородского уезда, переписи П. Д. Свечина 1677-1678 г. (1209-1-7530, лл. 320-323об; есть копии указанных листов, а также копии листов начала села Белавка, л. 323об.); проиндексирована здесь: https://forum.vgd.ru/post/1859/99772/p4198147.htm#pp4198147 ; - Переписная книга Закудемского стана Нижегородского уезда, переписи П. Д. Свечина 1677-1678 г. (1209-1-7510, Семьяны отсутствуют); - Писцовые и межевые книги Нижегородского уезда, разных писцов и межевщиков 1683-1694 г. (1209-1-300, Семьяны отсутствуют). - Переписная книга Закудемского стана Нижегородского уезда 1716 г. (350-1-276 ч.1, лл. 903-930об.; есть копии указанных листов, а также копии листов села Белавка, лл. 931-946 об.); - Переписная книга Закудемского стана Нижегородского уезда 1722 г. (350-2-2-2031, лл. 845об.-853; есть копии указанных листов, а также копии листов села Белавка, лл. 853об.-858); - Переписная книга Закудемского стана Нижегородского уезда 1748 г. (350-2-2-2064 ч.1, л. 178об.-200об.; есть копии указанных листов, а также копии листов села Белавка, лл. 201-215об.); - Сказки о крестьянах Закудемского стана Нижегородского уезда 1762 г. (350-2-2-2088, лл. 199- 262; есть копии указанных листов). 2) Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО) (ревизские сказки и метрические книги): - ревизская сказка 1782 г. (60-239-а-28); дело есть у мормонов на FamilySearch по ссылкам: https://www.familysearch.org/s...at=1316842https://www.familysearch.org/s...at=1316842https://www.familysearch.org/s...at=1316842- ревизская сказка 1795 г. (60-239-а-179); дело есть у мормонов на FamilySearch по ссылкам: https://www.familysearch.org/s...at=1316842https://www.familysearch.org/s...at=1316842- ревизская сказка 1811 г. (60-239-а-476, 477); - ревизская сказка 1816 г. (60-239-а-632); - ревизская сказка 1834 г. (60-239-а-1132); - ревизская сказка 1850 г. (60-239-а-1653); - ревизская сказка 1857 г. (60-233-1655); - исповедные росписи за 1861 г. (570-559-а-1507); - метрические книги (570-3). 3) архив ЗАГС: - архив ГУ ЗАГС Нижегородской области (хранятся записи по Семьянскому сельсовету Воротынского района Горьковской области); - отдел ЗАГС Воротынского района Нижегородской области 4) Сектор архива Отдел культуры, спорта и туризма администрации городского округа Воротынский Нижегородской области: судя по записи на форуме ( https://forum.vgd.ru/post/2342/63599/p1846266.htm#pp1846266 ), здесь имеются следующие документы (сам я с ними не работал) - похозяйственные книги; - опросы долгожителей. --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
29 октября 2023 14:45 6 января 2024 13:20 Ещё про село Семьяны интересное. В этом поиске нашла: http://online.archives.ru/sear...0%BD%D1%8BРГИА / Фонд 796 / Опись 205. / Дело 85. Доношения нижегородского епископа о священниках села Семьяны и Спасского И. Афанасьева и С. Андрееве, обвиняемых в торжественной встрече Е.И. ПугачеваМои предки встречали Емельяна Пугачева, видимо, тоже. Торжественно или нет, не знаю. ЦАНО ф.2 оп.4-5 (1859 г.) д.7461 Дело о буйстве нижних чинов Якутского полка в селе Семьяне 05.11.1859 - 03.06.1860 6 тоже интересное, наверное дело. --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
28 ноября 2023 21:14 28 ноября 2023 21:15 В 2021 году в Нижнем Новгороде мы с сестрой были на экскурсии по "Заповедным кварталам", по улицам Новая, Короленко, Славянская, Студеная - исторической территории, где еще сохранилась деревянная городская застройка. Мы были очарованы одухотворенностью этих мест и восхищены людьми, которые занимаются тем, чтобы сохранить их. Теперь мне стало понятно, что именно в этих местах родился и вырос наш дедушка Сережа. Когда мы фотографировали эти места и этот храм, в котором его крестили, мы этого ещё не знали.
Церковь Трех Святителей. Нижний Новгород
 --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | Лайк (1) |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
28 ноября 2023 21:44 Вот ещё с сайта "Заповедные кварталы" план этих самых заповедных улочек с деревянными домами, среди которых может сохранился и дом, в котором жила Любовь Семеновна. На плане есть Парк Кулибина, его ещё старожилы называют Парком живых и мертвых, потому что он основан прямо на кладбище. На этом кладбище был похоронен отчим (отец) Сергея Александровича Петрова.
 --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | Лайк (1) |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
28 ноября 2023 22:30 Что я знаю про Пугина.
Мой дедушка рассказывая про него, называл его папашей. Был он купец, или торговец, имел лавку на Мытном рынке и каменный дом на улице Спасской. Приучал к торговле и дедушку, тот у него работал в лавке. Я предполагаю, что звали его Пугин Александр Федорович. Он женился на Петровой Любови Семеновне, взяв ее с тремя незаконнорожденными детьми. Не знаю, насколько это нетривиальный поступок в те времена. Хотелось бы разобраться.
Для начала я сделала запрос в ЦАНО о поиске записи о браке Пугина и Любови Семеновны Петровой.
На днях пришел ответ:
Сообщаем, что в документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории, в метрических книгах Трехсвятительской церкви г. Нижнего Новгорода за 1904-1917 гг., в метрических книгах Спасской церкви г. Нижнего Новгорода за 1904-1909 гг. и в метрических книгах Троицкой верхнепосадской церкви г. Нижнего Новгорода за 1904-1909 гг., сведений о бракосочетании Петровой Любови Семеновны не обнаружено. Для вашего сведения сообщаем, что там же, в метрической книге Трехсвятительской церкви г. Нижнего Новгорода за 1906 г., имеется запись №41 о бракосочетании 6 ноября нижегородского мещанина Василия Федоровича Пугина, 33 года (так в документе). Для вашего сведения сообщаем, что там же, в в метрической книге Трехсвятительской церкви г. Нижнего Новгорода за 1910 г., имеется запись №28 о бракосочетании 18 октября нижегородского мещанина Николая Федоровича Пугина, 26 лет (так в документе).
Можно сделать вывод, что Пугины так же, как и Петровы жили в этом же "Заповедном квартале", были прихожанами Трехсвятительской церкви.
Попробую сделать запрос еще раз на время после 1910 года на поиск записи о венчании. --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
4 декабря 2023 22:25 4 декабря 2023 22:26 СЕМЬЯНЫПро село Семьяны я нашла очень много интересных сведений на краеведческих сайтах. https://bibl-otar.blogspot.com/ См. по ярлыку Васильсурский уезд 1677-1678 гг. Книга переписная Закудемского стана сообщает «За боярином за князем Иваном Алексеевичем Воротынским вотчина …село Воротынск, а в нем церковь Всемилостиваго Спаса Нерукотвореннаго образа да Алексея человека Божия да князя Михаила Черниговского и болярина его Феодора…деревня Семьяна... Книга переписная Закудемского стана 1677-1678 г. РГАДА.Ф.1209.Оп.1.Д.7530 1774 г., 19 июля Жители села Семьяны встретили пугачевского полковника Илью Аристова хлебом и солью. Отсюда он оповещал крестьян окрестных сел, что послан от « императора Петра III узнать, есть ли « вотчинные разорители», и казнить таковых, если они имеются, чтоб избавить народ от притеснений и насилий. Кумачев, М.Д. Крестьянская война 1773-1775 гг. в Нижегородском крае 1822-1823 гг. Села Воротынец, Семьяны и Белавка были разыграны в лотерею. Бывшие владения Головиных становятся удельными селами. Был создан Воротынский приказ по управлению новым имением царской семьи. Подробнее про лотерею написано у Михеева Геннадия http://samlib.ru/m/miheew_g_a/neraby1.shtml : В Семьянах долго существовал крепостной строй; селом владели графья Головины, но однажды один из не слишком достойных отпрысков великого рода селение попросту... пропил. В 1823 году правительство решило продать Семьяны посредством государственной лотереи; были распроданы 170 тысяч билетов стоимостью по 50 рублей, и в итоге село выиграли какие-то люди, которые перепродали Семьяны Удельному ведомству. И стали семьянцы "удельными крепостными", государственными крестьянами, выплачивающими подушные по 10 рублей с каждой ревизской души в год и по сути предоставленные самим себе. Зажили вольно, но бедно. И развился в селе удивительный отхожий промысел: они стали профессиональными... нищими. Летом, как обычно, обрабатывали земли, а с осени, после уборки урожая, семьянцы становились "христа ради погорельцами". Брали суму, посох, - и отправлялись Самарскую, Уфимскую, Казанскую, Пермскую губернии побираться. Собирали не только на "погорелое место", но использовали и другие приемы. Некоторые становились "увечными", иные - "калеками", третьи - "беженцами с войны". Наряжались и в "монашки", собирая на какую-нибудь богадельню, но большинство были именно "погорельцами". По данным от 1912 года в нищенский отход отправлялась большая половина населения Семьян. Это не считалось зазорным, называлось сей отход "на работу" или "стрелять"; среди профессионалов нищего дела даже существовал конкурс, кто больше насобирает, и "настреливали" за сезон по 100 рублей и даже более, что было по тем временам целым состоянием. Оттого-то старые дома в Семьянах такие крепкие, о двух этажах, с кирпичным низом. Кстати, чисты "нищие" были и перед Господом: на собранные средства семьянцы отстроили свой собор Архистратига Михаила.Не верится в такой вот "отхожий промысел", потому что я изучила один интересный краеведческо-этнографический документ 1850 года с подробным описанием жизни села и и упоминаний про это не нашла. --- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | Лайк (2) |
TattianaМодератор раздела  Москва Сообщений: 548 На сайте с 2015 г. Рейтинг: 406 | Наверх ##
6 января 2024 13:31 Решила опубликовать этот документ, он в сети ещё не был опубликован, я переписала его со скана рукописного оригинала. Оригинал хранится в Президентской библиотеке и доступен онлайн в любой библиотеке страны, подключенной к ПБ. Почерк непростой, поэтому некоторые слова заменила подходящими по смыслу. Возможно я подкорректирую позднее.
Свящ. Михаил Рубинский. Сведение о селе Семьяны, Васильского уезда. Кроме автора, в конце рукописи имеются еще подписи диакона Г.П. Соколова, дьячка и пономаря. [1850-е] Соглашение № 24 от 12.02.2016 Разряд 23 Рукописи трудов членов Русского Географического Общества и отдельные документы по Нижегородской губернии , Дело 11.
Источник электронной копии: ПБ
Рубинский М. Сведения о селе Семьяны Васильского уезда Нижегородской губернии
Жители онаго села происхождения, как видно, старинного, по наружности можно сказать, не дородные и не безобразные, роста среднего, глаза имеют по большей части серые, голова, руки и ноги сообразно с устройством тела. Цвет волос русый, телосложения средственного. Болезням подвергаются они по большей части от простуды, как то: горячка, водянка, лихорадка и тому подобное; от которых врачуются иные простыми средствами, а иные, надеясь только на волю божию, без лекарств выздоравливают. Народ трудолюбивый, особенно занимающийся хлебопашеством и зимой торговлею. Язык у них господствует собственно русский, но во многом не сходствующий с языком книжным в словах. Вместо говорить употребляют баить и бать, вместо нрав говорят мрав, вместо церковь – церква, вместо комната – комлать, вместо пойдём – айда и т.п. У жителей оного села дома снаружи, можно сказать, хорошие, выстроены из соснового леса, покрытые тесом, а дворы соломою; во внутренности же оных домов опрятно. У мужчин одежда летняя: полукофтаны, особенно в праздник у иных нанковые, а у иных из шерсти русских овец, выделанные ими самими, а на головах шляпы; а зимою они одеты в тулупы, а иные в так называемых чапанах из русского сукна; ещё шубейку короткую называют кофтою. Женщины же в летнее время одеваются в полукафтаны же, иные в нанковые, иные в плисовые, а иные в полубархатные, а на головах у них шелковые фаты и разноцветные платки бумажные, а недавно вышедшие в замужество в полукафтаны из бархата и расшитые золотом, а зимою в шубах, покрытых материями. Пища, употребляемая иными жителями - кроме хлеба щи с говядиною, а большей частью со свининою, а иногда варят кашу пшеничную или ячменную или просяную. В праздники же прибавляют ещё иные пироги, блины, оладьи, а иные и жареное. При крещении и браках бывают обеды уже праздничные, на которые сходятся все родственники и даже соседи и берутся, особенно для браков, вина, которыми угощают пришедших на пир гостей; но во время поминовения умерших без всяких напитков. Во время пожаров народ сей робок очень, всякий бросается только за своим имуществом, хоть есть опасности, в которые помогают друг другу. Во время же моровой язвы не пользуют больниц, но обращаются более с прошением ко Всевышнему Врачу о помиловании. Преимущественное занятие сих жителей есть хлебопашество, скотоводство, частию огородничество, а некоторые занимаются и садоводством и пчеловодством. Жители сие заражены некоторыми предрассудками. Например, если скотина какая захворает от чего-нибудь, то приписывают это тому, что домовой не любит. Если ворон кричит на церкви, то говорят, что упокойник будет. Если кто из духовных лиц попадается навстречу, то говорят: «пути не будет». Если человек умер с открытыми глазами, то говорят: «выглядывает ещё кого-нибудь». Нижегородской губернии Васильского уезда село Семьяны отстоит от уездного города Василя на 13 верст при речке Семьянке, впадающей в речку Суру. Рельеф его не так горист и не так ровен. Почва земли серая, а часто и глинистая. Хлеб сеется жителями оного села: рожь, пшеница, горох, ячмень, овес, конопель, лен, просо. Рожь раннюю сеяли за неделю до праздника Успения и позднюю позже тремя днями. Урожай хлеба соломою был средственный, умолотом хороший, можно сказать. Яровой весь и нивой и зерном был плохой. Сужать оный хлеб в овинах, в снопах, и дровами и соломою. Картофель в полях не разводят, а в огородах садят его довольное количество. Из диких зверей около сего места попадается изредка волк. Домашняя скотина оных жителей: быки, коровы, лошади и овцы – все на зимы загоняются в хлевы. О прилетах, улетах птиц: скворцов, кукушек, диких гусей, лебедей, журавлей и других неизвестных только то известно, что сии птицы по холодности климата не могут оставаться на зиму здесь. Лягушки бурые, зеленые водяные и муравей лесной водятся в довольном количестве. Пчелы тоже мало помалу разводятся.
К сему сведению о селе Семьяны священник Михаил Рубинский руку приложил. К сему сведению того села диакон Григорий Петров Соколов руку приложил. К сему сведению того села диакон --------- руку приложил. К сему сведению того села пономарь Василий -------руку приложил.
1850
--- Мой дневник - https://forum.vgd.ru/1890/
. | | Лайк (5) |
|