Село ШУМОВКА Симбирского уезда.
Материалы к истории и генеалогии.
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
22 ноября 17:53 ПРИЧТ ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЦЕРКВИ С. ШУМОВКИ.
Служители церкви были свидетелями главных счастливых событий жизни сельских жителей: рождений, бракосочетаний. Так же они знали и об их утратах, проблемах. В селе священно- и церковнослужители, очевидно, были знакомы со всеми. Совершая таинства крещения, венчания, отпевания, исповеди, они ближе узнавали людей, разделяя с односельчанами их радости и горе. Будучи грамотными, они не раз помогали крестьянам прочитать или составить какие-то бумаги, помогали советом. Священники воспитывали и обучали в школе их детей. Мне хочется попытаться представить себе их жизнь и проблемы. Некоторую информацию об этом предоставляют ведомости о церкви и судебные дела. А также хочется назвать имена священно- и церковнослужителей села Шумовки, отдав им тем самым дань уважения и признательности, и сообщить их потомкам информацию о них из тех же ведомостей о церкви.
ЖИЗНЬ ПРИЧТА.
Согласно исследованным документам, жили служители Шумовской церкви в XIX веке до 1891 года в основном в собственных деревянных домах рядом с церковью, к северу от неё, на церковной усадебной земле размером в две десятины. Но когда случался пожар, быстро найти деньги на новый дом погорельцам было, видимо, не под силу, и им выстраивали дома или владелец села, или церковь. Кроме того, князь Голицын выделял деньги на отопление.
«Дома у Священноицерковнослужителей собственные деревянные и на отопку оных от Князя Голицына выдается Священнику 32 р. 50 к. Диакону 20 руб. и Причетникам по 7 руб. 50 коп. ассигнациями в год» (КВ 1859). «В 1849 году Диакону вместо своего сгоревшего выстроен Господский дом, пристрой же к оному холодный у Диакона собственный» (1864). «Дома у Священно-церковнослужителей собственные деревянные, у однаго Псаломщика дом церковный, надворное строение собственное» (1880). В 1891 году в Шумовке было уничтожено пожарами большое количество домов. Похоже на то, что дома членов причта тоже сгорели. «Дома у Священноицерковнослужителей на церковной земле – церковные, - а надворныя строения собственныя» (1892). «Дома для священно и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные построены на церковные средства в 1891 году и составляют собственность церкви» (1911). О том, что дома «все требуют ремонта», пишется уже в 1904 году. «Состояние домов: священника, диакона дома требуют ремонта, дом же псаломщика, хотя и ремонтирован в 1908 году но неудовлетворительно, по крайне ограниченным средствам» (1911) и «надворныя строения при всех трех домах в полуразвалившемся состоянии» (1912). То же и в 1921 году. На жизнь служители церкви зарабатывали тем, что исполняли требы прихожан. Кроме того, до реформы 1861 года они получали помощь денежную и продуктами от владельцев села. В послереформенных клировых ведомостях упоминаний о таковой нет.
КВ 1828 года: «Земли ко оной пашенной и сено-косной равно. Плана и межевой книги на оную не имеется. Священно и церковно Служители Землею не пользуются, а в место ея получают от прихожанина Помещика онаго Села Князя Сергия Михайловича Голицына Положение, Священники получают в год ржи 30ть четвертей, ероваго - 14ть четвертей. Диякон получает ржи 15ть четвертей, ероваго – 7мь четвертей. Дьячки и пономари ржи получают 40 четвертей, ероваго – 12ть четвертей».
КВ 1830 года: «Земли усадебной при сей Церкви две десятины, пашенной и сенокосной 33и десятины, плана и межевой книги на оную землю особенных не имеется, Священно и церковнослужители землею не пользуются, а вместо оной получают они от помещика Голицына ругу 85ть Четвертей ржанаго и ероваго 33и Четверти. Домы у Священно и церковно служителей, у 1го Священника собственный, у 2го Священника и Диакона Господской, а у причетников собственные, все деревянные. На содержание Священно и церковно служителей получается в добавок хлеба от Господина Голицына сто рублей, а сверх того Священно и церковно служители пользуются текущими по церкви и приходу доходами, содержание их посредственно». «Священноицерковнослужители сею землею не пользуются, а вместо оной получают от Князя Голицына ругу: ржи 123 осмины и 3 четверика, овса 36 осмин и крупы 24 осмины и 2 четверика в год». «На содержание Священноицерковнослужителей полагается от Князя Голицына деньгами 410 рублей ассигнациями. Сверх того пользуются они от прихожан доброхотным за требоисправление пожертвованием. Содержание их посредственно» (1859).
Из «Сборника Сведений о церковно-служителях г. Симбирска и его уезда на предмет улучшения средств материального обеспечения» Симбирской духовной Консистории за 1863 г. «Сведения Представленныя села Шумовки Священноцерковнослужителями по вопросам, изложенным в извлечении из программы Высочайше утвержденнаго присутствия по делам Православнаго Духовенства. I О разширении средств материальнаго обезпечения. 1. Причт села Шумовки состоит из Священника, Диакона и двух причетников и пользуется следующими средствами: А.) До Майя месяца сего года Священно церковнослужители пользовались денежным пособием от Помещицы Графини Остен-Сакен в количестве 410 рублей ассигнациями, ныне же по освобождении крестьян от крепостной зависимости онаго лишены, а пользуются единственно доброхотным даянием прихожан за требоисправление, котораго бывает в течении года от 180 до 200 рубл. серебром на весь причт. Б.) Священно-церковно-служители владеют пашенною и сенокосною землею в количестве 33 десятин, которая поступила во владение причта с Майя месяца сего года, а прежде этого была в пользовании помещицы. С) Помещение у Священно-церковнослужителей собственное, кроме Диакона, у котораго вмето своего сгоревшаго дома выстроен Господский. d) До Мая месяца сего года причт получил от помещицы на отопление деньгами 67 руб. 50 коп. ассигнациями, в которых ныне отказано, а от прихожан отоплением не пользуется. Е) До Мая месяца была от помещицы руга в количестве 92 четвертей разнаго хлеба, а теперь в этом отказано; от прихожан причт получает разнаго хлеба в год от доброхотных даяний от 35 до 40 четвертей на сумму от 60 до 70 руб. серебр. 2. Прихожан села Шумовки имеется мужеска пола 946, а женска 1100 душ, самое дальное разстояние жилищ прихожан находится в двух верстах от церкви. 3) Содержание Священно-церковно-служителей прежде было посредственно, ныне же по лишении содержания Помещицы недостаточно по существующей дороговизне на все продовольствия, по дороговизне полевых работ, по бедности прихожан и неустройству самаго быта временно-обязанных крестьян; даже самый способ получения даяний от прихожан крайне унизителен для лица, поставленнаго быть руководителем и долженствующаго иметь нравственное влияние на своих прихожан. Местным способом к улучшению быта Духовенства никаких не представляется. Разве малым пособием может послужить то, если Правительство обяжет прихожан обрабатывать землю церковную в пользу причта, под надзором и ответственностию Сельскаго Начальства, а также устроить приличные дома для помещения онаго на собственное иждивение, полагая на издержку оных особый ремонт, и доставлять местное отопление; вполне же улучшить быт духовенства может только денежный оклад, назначенный по у(с)мотрению Правительства. При таковом обезпечении быта легко бы было обезпечить и быт Заштатнаго и Сиротствующаго Духовенства, образовав особый пенсионный капитал из вычета определеннаго процента с рубля, чем конечно Духовенство незатрудняется и вероятно с благодарностию бы приняло таковое разпоряжение Правительства даже и при нынешнем бедном состоянии, зная что этим обезпечивает свою старость или свое осиротевшее семейство. На подлинном подписались: Священник Иван Юрьев, Диакон Даниил Статеров, Дьячек Иван Китайцев, Пономарь Павел Коряицкий (Корвицкий)». [ГАУО. - Фонд 134, оп. 9, ед. хр. 291, лл. 117-119об.].
«На содержание священно и церковнослужителей постоянного оклада не полагается, а единственно пользуются от прихожан доброхотным за требоисправление пожертвованием. Содержание их посредственное» (1865).
Как видно из документов, средств семьям церковно- и священнослужителей не хватало. В 1903 году «содержание их скудное». «На содержание причта постояннаго оклада не полагалось, а пользовались они от прихожан доброхотным даянием, с 1904 года, вследствие скуднаго содержания причта, положено казённое жалованье» (1904). 1909 году говорится о совокупном денежном доходе: «… сборов хлебом нет, текущаго братскаго дохода денежнаго в год причт может получить до 800 руб.» (КВ 1909) В последующие годы доходы каждого должностного лица конкретизируются: «Жалованья положено: Священнику 300 р., диакону 150 р., псаломщику 100 р., просфорня жалованья никакого не получает» (1910-1916). Священнику, кроме того, положена была некоторая сумма за преподавание в школах Закона Божия: «За законоучительство в Министерской школе жалованья в год 60 руб. и за школу Графа Остен-Сакен за ту же деятельность 30 руб в год» (1911). (В 1912 г. эта школа называется Земской). В 1915-16 гг. - 120 руб. В 1912 году появляется информация о кружечных доходах: «Кружечных доходов за 1912 год получено: восемь сот и пятьдесят рублей». «Кружечных доходов за 1913 год получено: восемь сот девять (809) руб. и 85 коп.». В 1915 г. – 946 р. 26 коп. В 1916 г. – 1046 руб. 36 коп. В 1921 г. – 747500 руб. Как видно из выплаченных сумм, доход делился в следующей пропорции: священник получал половину общего дохода, дьякон – в полтора раза меньше священника, псаломщик – половину доли дьякона. Был еще доход от земли: «Качество церковной земли не удовлетворительное. Средний доход ею приносимый: двести рублей». О земле будет отдельный разговор. В старости, уже в 20 веке, они получали пенсию (Н.И. Альбинскому она точно была назначена) и выплаты из эмеритальной кассы - видимо, те, кто в свое время делал в нее взносы. За свою службу в церкви в 1913 году получил 30 руб. жалованья церковный староста.
(Продолжение следует).
| | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
23 ноября 20:06 Вспомним иск гр. Остен-Сакен к обществу крестьян села Шумовки об изъятии из их владения участка земли в 15 десятин, которым они, якобы, самовольно завладели и незаконно пользовались (дело 1895-1899 гг.). Крестьяне отказались от обоюдного с управляющим Н.И. Еленевским прошения о командировании казеннаго землемера для отмежевания проданного крестьянам участка от земель графини. Тот подал иск в суд. 17,18 мая 1896 г. участок измерили. Между планами землемеров Николаева и Соловьева оказались несоответствия. Крестьяне распахали прогон, не указанный в плане Николаева, вообще в нем суд нашел неверно показанные линии, неточности в измерениях. Оказалось, что в незаконном владении крестьян находится не 15, а 19 с лишним десятин земли. Уполномоченные от общества заявили просьбу о допросе, в качестве свидетелей крестьян, которые присутствовали при отмежевании купленной у графини земли, но им отказали. Суд 22-29 ноября 1896 г. постановил участок изъять. На судебном заседании 28, 29 мая 1899 г. Окружной Суд определил, что «означенное количество десятин земли должно быть изъято параллельно всей линии А–Б по возможности одинаковой ширины полосой». Следовательно, где-то вскоре его и изъяли. Что было дальше – в материалах следующих дел.
ОБРАЩЕНИЕ В СУД ПРИЧТА В августе месяце 1899 года священник Николай Альбинский, диакон Николай Зефиров и псаломщик Порфирий Сагацкий подали прошение в Симбирский Окружной Суд рассмотреть дело об изъятии из владения общества крестьян села Шумовки 33 десятин церковной земли. Вот как они изложили проблему: «В 1886 году владелица Шумовскаго имения Графиня Мария Ильинична Остен-Сакен отвела, для постояннаго пользования священно-церквно-служителям села Шумовки, следующую по закону церковную землю, в количестве 33 десятин казен. меры, из принадлежащей ей удобной земли при селе Шумовке, смежной с участком земли проданным ею в том же 1886 году крестьянскому обществу села Шумовки.- Для взаимнаго удобства и во избежание потрав, мы священно-церковно-служители села Шумовки, согласились в том же 1886 году с Шумовским крестьянским обществом предоставить означенные 33 десят. земли крестьянскому обществу, а вместо того получать от крестьян ежегодно по 11 десят. земли в каждом из очередных по трех-польной системе полей принадлежащих крестьянам.- Такого рода обоюдное пользование продолжалось в течение 13 лет безспорно и безпрепятственно.- В нынешнем 1899 году крестьянское общество села Шумовки пользуясь вполне вышесказанными принадлежащими нам 33 десят. земли отказались отвести нам 11 десятин для посева озими на 1900 год и предупредило, что более давать нам земли в своих полях не будет, между тем вышеупомянутые принадлежащие нам 33 десятины, отведенные из имения Графини М. И. Остен-Сакен, общество нам не возвращает и продолжает ими пользоваться.- А посему честь имеем покорнейше просить Симбирский Окружной Суд постановить определение: 1.) изъять из владения общества крестьян села Шумовки церковную землю в количестве 33 десятин казенной меры в том месте и в тех границах как значится на плане приложенном к делу Графини Марии Ильиничны Остен-Сакен с обществом крестьян, слушавшемуся в Симбирском Окружном Суде 22/29 Ноября 1896 года. 2.) возложить на ответчиков судебныя и за ведение дела издержки и, 3.) предоставить нам священно-церковно-служителям села Шумовки отыскивать понесенные нами убытки с общества крестьян села Шумовки за непользование землей с Июля месяца сего 1899 года в исполнительном порядке по существующим арендным ценам. <…> - Августа дня 1899 года». Прошение поступило в суд 9 августа 1899 года. Полгода они ждали ответа, но он не пришел. В конце января следующего года причт снова обращается в Симбирский Окружной Суд с прошением, написанным рукой Николая Зефирова: «Покорнейше просим Симбирский Окружной Суд, дело наше с обществом крестьян села Шумовки об изъятии церковной земли, поданное в Августе месяце 1899 года назначить к слушанию. 1900 Января 28 дня». Публичное заседание суда назначается на 10 часов 25 февраля 1900 года. Волостной старшина Николай Степанович Ламзин 6 февраля вручает повестку сельскому старосте Алексею Уханову, 7 февраля – истцам. В иске причту было отказано. В резолюции, принятой по окончании слушания дела, в частности, говорится: «Из этого прошения видно, что иск предъявлен не о возстановлении нарушеннаго владения землею причта, а об изъятии из владения общества этой земли, и притом от лица причта, а не Консистории; между тем все иски о церковной собственности, за исключением исков о возстановлении нарушеннаго владения, предъявляются не причтом, а местным Управлением, т. е. Консисторией. А посему, находя причт села Шумовки не имеющим права на предъявление этого иска без уполномочия Консистории (…) Окружной Суд определяет: в разсмотрение настоящаго иска не входить». (Ф. 1, оп. 30, ед. хр. 73. Дело по иску причта Христорождественской церкви села Шумовки, Симбирскаго уезда к обществу крестьян села Шумовки об изъятии из их владения 33 десятин церковной земли». Начато 9 августа 1899 г., окончено 25 февраля 1900 г.). | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
23 ноября 20:19 В ГАУО хранится «Дело Симбирского Окружного Суда по Гражданскому отделению о взыскании Симбирской Духовной Консисторией с Общества крестьян села Шумовки, Симбирского уезда, 1122 руб. с процентами» (5 февраля 1903 г. - 18 марта 1904 г.) (ГАУО, Фонд1, оп. 34, д.1). Из этого дела выясняется, что был все-таки иск, предъявленный Консисторией. Копия решения суда по этому иску находится в его материалах. С него и начну, т.к. события настоящего дела произошли позже.
ОБРАЩЕНИЕ В СУД КОНСИСТОРИИ. РЕШЕНИЕ СУДА. «1901 года Апреля 13 дня. По указу Его Императорскаго Величества Симбирский Окружный Суд, по Гражданскому Отделению, в публичном заседании, в следующем составе: Председательствующий Товарищ Председателя П.Л. Мартынов Члены Суда: И.И. Масловский А.М. Сахаров Товарищ Прокурора Д.Т. Сушков при и.д. Помощ. Секретаря Н.Н. Попове, слушал дело по иску причта Христорождественской церкви села Шумовки, Симбирскаго уезда, к обществу крестьян того же села Шумовки об изъятии из владения 33 десятин земли.
Поверенный причта Христо-Рождественской церкви села Шумовки, Симбирскаго уезда, Присяжный Поверенный Малиновский, в прошении, поступившем в Суд 4 Мая текущаго года, объяснил, что в 1886 г. владелица Шумовскаго имения графиня Остен-Сакен отвела для постояннаго пользования священнослужителей села Шумовки следующую им по закону в указанной пропорции церковную землю, т. е. 33 десятины казенной меры, из принадлежащей ей усадебной земли при селе Шумовке, смежной с участком земли, проданным ею в том же 1886 году обществу крестьян села Шумовки. Для взаимнаго удобства и во избежание потрав священнослужители села Шумовки и названное общество согласились в том же 1886 году предоставить означенныя 33 десятины обществу крестьян села Шумовки, а причту вместо этого получать от крестьян ежегодно по 11 десятин земли в каждом из очередных по трехпольной системе полей, принадлежащих крестьянам. Такого рода обоюдное пользование продолжалось в течении 13 лет безспорно и безпрепятственно. В прошлом 1899 году общество крестьян села Шумовки, продолжая пользоваться принадлежащими причту 33 десятинами, отказалось отвести причту следующия по условию 11 десятин для посева озимей на 1900 год и предупредило, что более не будет давать причту земли в своих полях; землю же в количестве 33 десятин причту не возвращает и продолжает ею пользоваться, почему он поверенный причта просит: 1-е, изъять из владения общества крестьян с. Шумовки церковную землю в количестве 33 десятин казенной меры в тех границах, которыя будут установлены по осмотру и измерению, передав означенную землю в владение причта Христо-Рождественской церкви села Шумовки, и 2-е, предоставить истцу отыскивать за непользование им землей с Июля месяца 1899 года в исполнительном порядке убытки, сообразно существующим арендным ценам.
В судебном заседании 22 Сентября поверенный причта Малиновский к изложенному выше дополнил, что между обществом села Шумовки и графинею Остен-Сакен было тяжебное судебное дело из-за 11 <15 !> десятин. <…> По судебному осмотру, произведенному 17/18 Мая 1896 г. Уездным членом Суда по Симбирскому уезду, выяснено, что спорныя 11 <выяснилось, что 19 с лишним> десятин оказались в неправильном владении общества, ибо оно владело ими сверх 1320 десятин обозначенных в купчей крепости и на плане землемера Николаева, которым согласно купчей крепости определено было количество и место нахождения покупаемой обществом у Остен-Сакен в 1886 году земли и кроме той земли, которая значится на плане церковной землей. Окружный Суд, разсматривая это дело заочно, в виду представленных поверенным истца: копии протокола уезднаго Члена Суда от 17/18 Мая 1896 г., копии с купчей крепости на приобретенную ответчиком у графини Остен-Сакен землю, утвержденную Старшим Нотариусом сего Суда 14 июля 1886 года и отмеченную по реестру за № 34, и копию с плана землемера Николаева, на который сделана ссылка в этой купчей крепости, приходит к заключению, что из этих документов явствует, что спорная земля, 33 десятины, не входит в состав 1320 десятин, приобретенных в этом месте у графини Остен-Сакен, и что спорная земля служит только границею приобретеннаго обществом участка; что в виду этого представляется излишним производить осмотр спорной земли и допрос свидетелей, просимых поверенным истца; что в виду доказанности иска причта в отношении требования об отобрании этой земли из владения общества на последнее согласно 868 ст. Уст. Гр. Суд. должны быть возложены издержки по сему делу; что же касается ходатайства о предоставлении истцу прав доказывать в исполнительном порядке понесенные им от непользования землей убытки, то Окружный Суд находит, что за неуказанием количества таковых, это требование не подлежит удовлетворению, но может быть предметом самостоятельнаго иска. А посему Окружный Суд в заседании 22 Сентября 1900 г. заочно определил: тридцать три десятины земли пахотной при селе Шумовке, Симбирскаго уезда, обозначенныя, как церковная земля на частном плане, составленном в 1886 году частным землемером Николаевым при продаже земли графинею Остен-Сакен обществу крестьян села Шумовки, признать собственностью причта Христорождественской церкви села Шумовки; изъять эту землю из владения общества крестьян села Шумовки и передать в пользование причта. Взыскать с общества крестьян села Шумовки в пользу причта семьдесят три рубля тридцать восемь копеек судебных и за ведение дела издержек. Ходатайство о предоставлении права отыскивать убытки в исполнительном порядке оставить без обсуждения. В отзыве на это решение поверенный общества крестьян присяжный поверенный Эбулдин объяснил: предъявленный истцом иск о 33 – десятинах есть иск о возстановлении нарушеннаго владения, а не о праве собственности, ибо о сем последнем праве решительно ничего не говорится в исковом прошении и никаких доказательств права собственности истца на спорную землю не представлено. Вместе с тем не может быть и речи об иске о возстановлении нарушеннаго владения, ибо по признанию самого истца ответчик, т. е. крестьянское общество, пользуется и владеет спорной землей более 10 лет. Но помимо сего спорная земля принадлежит его доверителю в собственность по купчей крепости, совершенной в 1886 году, по коей общество крестьян села Шумовки приобрело 1320 десятин от графини Остен-Сакен. Правда истец представил копию протокола осмотра и измерения земли, находящейся во владении его доверителя, произведенных 17/18 Мая 1891 <ошибка, 1896!> года, при чем оказалось что будто бы во владении общества находится земли даже более 1320 дес., почему 19 десятин было отрезано в пользу графини Остен-Сакен, по поводу процесса с которой и было произведено вышеупомянутое измерение в 1891 <1896!> году, но в виду того, что по закону для его доверителей безусловно обязательно лишь решение об отрезе вышеупомянутых 19 дес. в пользу г. Остен-Сакен, и вовсе не обязательное измерение, как один из мотивов решения, хотя бы и вступившаго в законную силу, а также в виду того, что у его доверителей, не взирая на означенное измерение (совершенно очевидно с какой-то ошибкой) не достает земли до 1320 дес., если исключить 33 десятины так называемой церковной земли, то он к истцу предъявляет иск о праве собственности на спорную землю в количестве 33 десятин. В доказательство справедливости просит произвести осмотр и измерение земли, находящейся в фактическом обладании общества, купленной ими по купчей крепости 1886 г., состоящей при селе Шумовке, при чем окажется, что только со спорной землей образуется 1320 дес., принадлежащих обществу по купчей. При этом присовокупил, что земля в количестве 33 дес., подлежащая пользованию причта Шумовскаго храма, находится совершенно в другом месте дачи графини Остен-Сакен и пользуется ей сама владелица, что прекрасно известно причту. Цену встречнаго иска определяет в 100 рублей. На основании изложеннаго просит Окружный Суд признать за его доверителем право собственности на спорную землю, произведя упомянутые осмотр и измерение земли общества, истцу в иске отказать, возложив на него издержки вознаграждения за ведение дела по первоначальному и встречному искам. Разсмотрев изложенное и имея в настоящее время в виду возражения обеих сторон как против первоначальнаго, так и против встречнаго исков <кроме решения по этому делу, других его материалов дела не имеем>, Окружный Суд находит: пространство прав причта Христо-Рождественской церкви достаточно устанавливаются купчей крепостью на приобретенную ответчиками у графини Остен-Сакен землю с планом, на который, как на документ, дополняющий купчую крепость, делается ссылка в сей последней. А именно из этого плана и из текста упомянутой крепости явствует, что графиня Остен-Сакен, продавая крестьянам землю, указала, что она не входит в площадь церковной земли, а только граничит ею с северо-востока: что действительно и есть на упомянутом плане. А так как церковную землю причт получил от той же графини Остен-Сакен, которая за сим другую часть своих владений уступила крестьянскому обществу, ответчику по сему делу, то это право причта общество во всяком случае не может отвергать, ибо оно не может отвергать то, что признавалось его праводательницею. А так как владение крестьян в том месте, где находится церковная земля, возникает только с покупкою ими земли у графини Остен-Сакен, то следовательно самый захват этой земли мог иметь место только со дня совершения купчей крепости, т. е. с 1886 года. Но и это обстоятельство не дает возможности признать право владения этой спорною церковною землей за крестьянами, ибо из протокола осмотра, произведеннаго уездным членом суда по Симбирскому уезду, видно что общество крестьян села Шумовки распахивало церковную землю на договорном праве с причтом, а следовательно о каком-либо самостоятельном, независимом владении с его стороны этой землей не может быть и речи. Хотя поверенный общества крестьян села Шумовки указал, что протокол осмотра уезднаго члена суда от 17/18 Мая 1898 <1896!> года, на который только что сделана ссылка, не может иметь доказательства в настоящем споре, так как осмотр производился по иску графини Остен-Сакен к обществу села Шумовки, где причт не участвовал в качестве стороны, но это возражение не имеет значения в силу того, что это обстоятельство признавалось поверенными общества с. Шумовки, скрепившими протокол осмотра своими подписями. Из всего вышеизложеннаго следует, что вышеприведенными актами с несомненностью установлено, что праводательница ответчика графиня Остен-Сакен сама признавала независимое владение церковью предоставленным ей участком земли в 33 десятины, а с другой, что местоположение этой земли с точностью определено и исключает всякое сомнение в том, чтобы она входила в крестьянский участок земли, купленный у той же графини Остен-Сакен и в третьих, что причт, распахивая эту землю для большаго удобства с обществом крестьян с. Шумовки, не мог через это потерять своего права на нее, или приобрести сам право на землю принадлежащую обществу, ибо тут можно видеть только факт совместнаго пользования, но не совместнаго, или, даже, самостоятельнаго владения. Из вышеизложеннаго Суд приходит к заключению, что общество крестьян с. Шумовки, устранив причт от владения его церковною землею, поступило неправильно и поэтому исковыя требования истца об изъятии из владения ответчика спорной земли подлежат удовлетворению; что же касается вопроса о праве собственности на эту землю, то действительно нужно признать, что сам истец не ищет признания за ним такого права собственности, а потому следует удовлетворить его требования лишь на том основании, что он является носителем независимаго и самостоятельнаго владения этой земли, самоуправно нарушеннаго обществом; что же касается встречнаго иска, то он является не только ничем не доказанным, но и опровергается предъидущими, уже разсмотренными Судом доказательствами. А потому возлагая на общество крестьян села Шумовки издержки по сему делу, сумма которых равняется 73 руб. 38 коп., и оставив без обсуждения вопрос о предоставлении истцу права иска убытков, так как он, заявляя подобное требование, не указывал ни размера таковых, ни существа этих убытков, Окружный Суд ОПРЕДЕЛЯЕТ: тридцать три десятины пахотной земли при селе Шумовке, Симбирскаго уезда, обозначенныя как церковная земля на частном плане, составленном в 1886 году частным землемером Николаевым при продаже земли графинею Остен-Сакен обществу крестьян села Шумовки, изъять из владения общества и передать в пользование причта. Взыскать с общества крестьян села Шумовки в пользу причта семьдесят три рубля тридцать восемь копеек судебных и за ведение дел издержек. Ходатайство о предоставлении права отыскивать убытки в исполнительном порядке оставить без обсуждения. Во встречном иске обществу отказать. Допустить предварительное исполнение решения. Подлинное за подписом присутствовавших и скрепою Секретаря …».
(Продолжение следует). | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
24 ноября 13:53 Это дело служители Шумовской церкви выиграли, вернув в пользование 33 десятины земли. Вероятно, готовились к следующему. В материалах этого архивного дела имеется обращение священника Николая Альбинского, диакона Николая Зефирова и псаломщика Порфирия Сагацкого в Шумовское Волостное Правление от 17 декабря 1902 года, написанное рукой диакона: «Причт села Шумовки покорнейше просит Г. Старшину прислать оному имянной список с обозначением фамилии тех лиц, кои в прежнем 1902 году засевали отсужденную, в пользу причта, церковную землю; - прислать таковой список не позднее 18 Декабря для занесения в летописную книгу». На обороте прошения рукой писаря А. Порхачева написан ответ от 30 декабря Волостного Старшины Ламзина: «С возвращением настоящаго отношения Шумовское Волостное Правление имеет честь уведомить причт села Шумовки, что церковную землю засевали все общества села Шумовки». ИСК О ВОЗМЕЩЕНИИ УБЫТКОВ (поступил в суд 5 февраля 1903 года, почти через два года) был подан уполномоченным Симбирской Духовной Консистории, присяжным поверенным Виктором Феофановичем Соколовым, жителем Симбирска, отстаивавшим интересы причта в суде. Ознакомив суд с обстоятельствами дела, он пишет: «По этому иску 13-го Апреля 1901 года состоялось решение Симбирскаго Окружнаго Суда, коим постановлено изъять из владения Общества крестьян с. Шумовки 33 дес. церковной земли и передать их в пользование причта. Не смотря на то, что решение это уже вошло в законную силу и приведено в исполнение Судебным Приставом Симбирскаго Окружнаго Суда г. Ивашкевичем, Общество крестьян и по сие время продолжает пользоваться церковной землей. Как видно из вышеизложеннаго безвозмездным это пользование сделалось с 1899 года: с этого времени крестьяне пользуются церковной землей, ничего не уплачивая причту за это пользование и, не отводя ему, согласно прежняго условия по 11 дес. в своих полях. Обогащение Общества крестьян с. Шумовки на счет причта того же села с 1899 года по день предъявления настоящаго иска выражается в сумме 1122 рублей по следующему расчету: В 1899 г. Общество засеяло 11 дес. церковной земли озимью. В 1900 и 1901 г. Общество засеяло по 11 дес. озимым и яровым. Следовательно, за эти годы Общество-ответчик собрало с церк. земли три озимых посева и 2 яровых. Арендная цена на десятину озими за это время стояла 14 руб., а на яровой посев 12 рублей. Таким образом по существующим арендным ценам Общество должно уплатить 726 рублей. В 1902 году Общество все засеяло яровым хлебом, что по 12 руб. арендной платы за десятину составит 396 руб. 726+396=1122 рублям. Указанныя арендныя цены, факт владения крестьян церковной землей и прочия обстоятельства настоящаго дела могут быть установлены допросом следующих свидетелей: крестьян Тимофея Федорова Горшкова, Василия Семенова Бухвалова и Андреяна Иванова Савушина. Все свидетели жительствуют в селе Шумовки. В виду изложеннаго, объявляя цену настоящаго иска в 1122 рубля, честь имею просить Симбирский Окружный Суд о нижеследующем: I – Допросить указанных свидетелей II – Взыскать с общества крестьян села Шумовки Симбирскаго уезда в пользу причта Христорождественской церкви того же села 1122 руб. с % со дня предъявления иска по день удовлетворения, а также судебными и за ведение дела издержками. III – Допустить предварительное исполнение решения. IV – Дело разсмотрют без моей явки, а в случае неявки ответчика постановить заочное решение». 2 марта 1903 года «крестьяне собственники из числа всех 280 домохозяев сего числа явились на сельский сход 188 домохозяев, а именно сельский староста Андрей Дылдин и рядовые» (перечислены) и избрали «уполномоченными из среды себя обывателей своих крестьян Алексея Павлова Уханова и Михаила Дмитриева Золотова» представлять интересы крестьянского общества в суде. В деле есть повестки, приглашающие на заседание суда 25 апреля 1903 года. На нём, видимо, и было решено произвести допрос свидетелей. Повестку обществу крестьян получил 5 ноября 1903 года «Сельский Староста Села Шумовки Петр Зимин». Крестьяне вызывались членом суда И. И. Масловским «15 ноября 1903 года к 12 часам дня на взъезжую квартиру в cеле Шумовке для допроса в качестве свидетеля». Повестки получили Василий Семенович Бухвалов («а за него неграмотнаго по его доверию расписался родной его внук Николай Бухвалов»), Андриян Иванович Савушин, «Саушкин» в этом же деле, («а за него неграмотнаго по его доверию расписался Ксенофонт Золотов»), Тимофей Федорович Горшков («а за него неграмотнаго по его доверию расписался родной его сын Иван Горшков»). Перед допросом свидетели были приведены к присяге, за что священник получил 1 рубль. Текст присяги: «Для свидетелей Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом, что, не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод, или иными какими-либо видами, я, по совести, покажу в сем деле сущую всем правду и не утаю ничего, мне известнаго, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом, на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы, целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь». При допросе присутствовали уполномоченные от крестьянского общества Михаил Золотов и Алексей Уханов. 16 января 1904 года было ещё одно заседание по этому делу. В протоколе сказано, что по окончании доклада Масловского «Поверенный, поддерживая свои исковыя требования, заявил, что последния более чем ограничены, что удостоверяется свидетельскими показаниями. Просил предварительнаго исполнения решения и заочнаго. Товарищ Прокурора полагал удовлетворить исковыя требования». По окончании была принята резолюция. «1904 – года Января 16-го дня. По указу Его Императорскаго Величества Симбирский Окружный Суд, по Гражданскому Отделению, в публичном заседании, в следующем составе: Председательствующий Товарищ Председателя П.Л. Мартынов Члены Суда: И.И. Масловский А.М. Марко при и.д. Помощ. Секретаря С.А. Михайлове слушал дело о взыскании Симбирской Духовной Консисторией с общества крестьян села Шумовки, Симбирскаго уезда, 1122 рублей с %.» В резолюции, в частности, говорится: «За время с 1899 г. и по 1903 г. обществом снято было с 11 десятин три озимых посева и два яровых, а в 1902 г. вся земля засеяна была яровыми хлебами. Арендныя цены в это время были: 14 руб. за десятину под озимый посев и 12 руб. под яровой. Согласно определению Суда, от 25-го Апреля, поручена была проверка доказательств и опрошенные Членом Суда 15 Ноября в присутствии уполномоченных ответчиков свидетели Горшков, Бухвалов и Саушкин удостоверили как факт пользования обществом крестьян села Шумовки 33 десятинами церковной земли с 1899 года по 1903 год, так и количество снятых посевов, но при этом заявили, что для определения размера земельных посевов у них принята хозяйственная десятина 3200 кв. саж. и арендныя цены на посевы пары десятины – озимой и яровой не превышали 28 рублей. Таким образом показаниями свидетелей устанавливается обязанность ответчика о вознаграждении за причиненный церковному причту убыток за непользование землею, но только в несколько меньшем размере, чем предъявлено было ко взысканию, а по расчету заявленному свидетелями – именно в сумме 954 рублей. Удовлетворяя в этом размере исковыя требования с отнесением на ответчиков судебных и за ведение дела издержек, Окружный Суд <…> заочно определяет: взыскать с общества крестьян села Шумовки, Симбирскаго уезда, в пользу причта Христорождественской церкви того же села девятьсот пятьдесят четыре рубля. В остальной части иска отказать и взыскать с того же общества в пользу того же причта судебных и за ведение дела издержек, по зачету, восемьдесят семь рублей восемьдесят четыре копейки. Копию решения сообщить ответчику. Допустить предварительное исполнение решения <…>».
Надеюсь, уважаемый читатель обратил внимание на имя председательствующего на заседании суда: П.Л. Мартынов. Уроженец Кронштадта, ПАВЕЛ ЛЮБИМОВИЧ (ЛЮДВИГОВИЧ) МАРТЫНОВ (2.05.1847 - 21.05.1921), юрист, общественный деятель и выдающийся краевед создал губернский исторический архив, способствовал сохранению множества важных для краеведения документов, написал 12 работ по истории нашего края, к которым мы постоянно обращаемся. Например, книгу СЕЛЕНИЯ СИМБИРСКОГО УЕЗДА знают все исследователи родословной, чьи корни здесь. Каждый раз, обращаясь к его работам, испытываешь чувство огромной благодарности за сохраненное им для нас наше прошлое... | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
26 ноября 12:45 Чем же закончилось дело о земле между обществом крестьян и причтом? Вот что написано в КВ за 1904 г., 1906 г., после всех судов: «Земли при сей церкви усадебной две, пашенной тридцать и сенокосной три десятины, как значится в древних ведомостях, и как оказалось в 1898 году – Генерального межевания, но где эта земля и луга находились, причтам не известно было по неимению плана на оную. Экономия <общество крестьян?> же, пользуясь неведением причтов, выделяла землю и луга, где ей благоразсудится, раньше близ села а затем постепенно удаляла от своих посевов и наконец в 1886 году выделила, без ведома причта, тайно, рядом с купленным крестьянами участком и причту не указала, и этой землей пользовались крестьяне, нам же они выделяли из своих участков, но, по проверке купленной земли, коей нашли недостаток, они земли причту 3 года не давали, по решении же Окружнаго Суда, по указанию межеваго мы получили землю обратно и узнали местность ея, которая несравненно хуже земли Генеральной, с 2мя оврагами поперек, близ прогона, следовательно можно сказать и на потраве; почему причту не доведется пользоваться полным посевом, а более здачей земли в аренду. В лугах экономия с 1902 года причту отказала, хотя на них и на древнюю землю имеется план с 1899 года, а на отсужденную землю плана нет».В 1889 - 1896 годах сенокосной земли у причта не было. Дальше – то есть, то нет. В 1903 году: «луга отняты Шумовской экономией». В 1911 году: «Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 37 десятин 1200 кв. саж., <…> в разстоянии 4 верст от церкви. Всего 37 десят. 200 кв. саж. Плана на землю нет. Претензий на землю никто не предъявляет. Качество церковной земли не удовлетворительное. Средний доход ею приносимый: двести рублей», «двести пятьдесят рублей» (1916). В 1912, 13, 15,16 гг. сенокосной земли у причта нет. А вот некоторые проблему отсутствия сенокоса решали простым и весьма оригинальным способом. При этом опять покушаясь на церковную землю. И причту опять решать проблему… Из рапорта Св. Альбинского и Пс. Сагацкого Благочинному 3-го округа Симбирского уезда, священнику с. Безсонова, Алексею Целебрицкому: «Честь имеем донести Вашему Высокоблагословению, что на старых кладбищах, находящихся при Шумовке, Управляющий Имением Графини Остен-Сакен Еленевский без всякаго права завладел почти половиной кладбища в свою пользу, в Мае месяце отгородил плетнем к своей земле 68 с длины и 35 с ширины; кладбище остается навсегда при церкви; и пасет на сказанном кладбище стада, просим Вас об этом донести Епархиальному Начальству, мы же сами сделать с ним ничего не можем, хотя и говорим ему, что бы он не касался кладбища, но между прочим он не послушал и теперь пасет свои стада на них». 6.06.1899 г. Благочинный отправил письмо в Консисторию. В письме от 18.12.1899 г. из Строительного отделения Симбирского Губернского правления в Духовную Консисторию, видимо, в ответ на консультацию, было сказано: «Губернское Правление <…> предписало Симбирскому Уездному Полицейскому Управлению обязать Управляющего Шумовским имением Еленевскаго снести устроенную им изгородь на закрытом кладбище, а вместе с тем обязать, как его, так и общество крестьян с. Шумовки, возобновить около означеннаго кладбища ров, которым оно было обрыто, как это требуется вышеупомянутой ст. 701 врач. устава». 2.12.1900 г. А. Целебрицкий в рапорте в Симб. Дух. Консисторию: «долг имею донести, что управляющий имением гр. Остен-Сакен Еленевский изгородь, устроенную им на закрытых кладбищах села Шумовки, снес и ров, которым кладбище было обрыто, возобновил» (Ф. 134, оп. 8, д. 727). Интересно бы узнать, что заставило управляющего пасти скот на кладбище? Сведения о церкви дает документ ВЕДОМОСТЬ О ЦЕРКВИ или КЛИРОВАЯ ВЕДОМОСТЬ. Она состояла из трех частей: 1) сведения о церкви (здании, престолах, утвари, количестве служащих, церковной земле, домах, на что живут, расстоянии от Консистории и Благочинного, ближайших церквях, приписной, домовой церквях, часовнях, документах, денежных средствах; позже – о школах (учителях, количестве учеников), Церковно-приходском попечительстве; 2) сведения о священно- и церковнослужителях, состоящих на службе, заштатных, и сиротствующих (в т.ч. послужной список, состав семьи); 3) сведения о приходе: о населенных пунктах, их расстоянии от церкви, владельцах, количестве прихожан (муж. и жен.), их сословной принадлежности. Среди документов, которые хранились в церкви: метрические книги с 1780 года, исповедные росписи с 1823 года, обыскные книги (книги брачных обысков), приходо-расходная книга о суммах свечной и церковной, опись церковному имуществу (1865). В 1910 году: «Книги, до церковнаго круга подлежащия есть все».В 1910-13 гг.: «В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 209 томов». В 1922 году копии с метрических книг находятся в Шумовском Волостном исполкоме. "Бра́чный о́быск — письменный акт, содержащий определённые сведения о людях, собирающихся венчаться в церкви, и устанавливающий отсутствие препятствий к совершению их брака. БО заносились в прошнурованные церковные книги, которые велись при храмах с XVI века. БО включал восемь позиций, подлежащих исследованию священником: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения) — до 1775 года от родителей венчающихся также требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей; 7) согласие родителей или и вообще лиц, согласие которых требуется по закону; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску. БО подписывался женихом и невестой, двумя или тремя поручителями и причтом церкви, к нему прилагались подлинные документы, из которых одни (например, разрешение начальства на вступление в брак) хранятся при обыскной книге, с других документов в эту книгу списываются копии (аттестат о службе и т. п.), а подлинники возвращаются с отметкой на них о совершении брака, за подписью священника" (Из Википедии). «С 1887 г. 27 января в селе Шумовке имеется Церковно-приходское попечительство» (1906). "О приходских попечительствах при Православных Церквах.1285. Для попечения о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также об устройстве первоначального обучения детей и для благотворительных действий в пределах прихода, утверждаются Приходские Попечительства из лиц, отличающихся благочестием и преданностию вере православной. <…> 1286. Попечительства состоят: из местных священнослужителей, которые суть непременные их члены, и из членов от прихожан, избираемых Общим их Собранием <…> на определенное число лет. <…> Церковный староста есть непременный член Попечительства. В Попечительствах, устроенных в сельских приходах, присутствуют, в качестве непременных членов, волостные старшины или головы <…> 1287. Председатель Попечительства избирается Общим Собранием прихожан, по большинству голосов, из лиц, пользующихся общим доверием <…> Председателю Попечительства присваивается звание Попечителя прихода <…> 1288. <…> Предлагаемые на обсуждение ПП предметы разрешаются по большинству голосов; в случае разделения голосов поровну, имеет перевес та сторона, на которой голос председательствующего в Собрании <…> 1289. ПП обязаны заботиться: 1) о содержании и удовлетворения нужд приходской церкви и об изыскании средств для производства нужных исправлений в церковных строениях и для возведения новых, взамен пришедших в упадок; 2) о том, чтобы приходское духовенство пользовалось всеми предоставленными ему средствами содержания, а в случае недостатка сих средств, об изыскании способов для увеличения оных; 3) об устройстве домов для церковного причта; 4) об изыскании средств для учреждения в приходе школы, больницы, богадельни, приюта и других благотворительных заведений, устройство и заведывание коими лежит также на обязанности Попечительств; 5) вообще об оказании бедным людям прихода, в необходимых случаях, возможных пособий, также о погребении неимущих умерших и о содержании в порядке кладбищ. 1290. Ближайшим источником денежных и вообще материальных средств для ПП полагаются добровольные пожертвования от прихожан и от посторонних. <…> Сбор пожертвований производится отдельно: а) в пользу церкви, б) в пользу причта, в) для школы и благотворительных учреждений. <…> Когда для благоустройства прихода окажутся нужными какие-либо пособия или содействие от казны, либо от духовного и других ведомств, то ПП ходатайствует перед ними о таковом пособии или содействии. 1292. ПП <…> обязаны вести дела свои с необходимою гласностию, устраняя всякие излишние формальности. По окончании года, они отдают отчет в своих действиях и в заведываемых ими суммах и имуществе общему собранию прихожан, от которого зависит определение порядка отчетности и поверка оной <…> 1296. Собрание прихожан признается правильным, когда в оном было не менее одной десятой части лиц, имеющих право в нем участвовать; дела в собрании решаются по большинству голосов и о последовавшем решении составляется приговор" (с сайта «Азбука веры»). Для того, кто интересуется жизнью сельского священника 2-й половины XIX – начала XX века: https://statehistory.ru/3397/Z...-Karailgi/ | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
26 ноября 17:26 Уважаемый читатель!
Много лет назад я начала собирать информацию о селе, о духовенстве нашей церкви. Из всех доступных источников. Сейчас настали другие времена: очень многое из собранного стало легко доступно в Интернете и, скорее всего, уже исследовано потомками наших священно- и церковнослужителей. Тем не менее, я все же решила, не в таких подробностях, как предполагала, выложить информацию о наших духовных пастырях. Может быть, кому-то и пригодится. А потомкам жителей Шумовки хочу напомнить их имена. Имена людей, выполнявших свою особую службу, требующую столько физических и душевных сил, и в то же время живших такой же трудной крестьянской жизнью, с лишениями и страданиями. Для исследования биографий духовенства нашей церкви мы имеем КВ за 1828 и 1830 год из коллекции Государственного архива Республики Татарстан и КВ из собрания Государственного архива Ульяновской области с 1858 по 1922 год, с пропусками. Информацию дополняют личные дела и карточки на служителей церкви из 134 фонда. В XIX веке во второй графе вместо года рождения был записан возраст. Иногда, указанный в ведомости в один год, он не соответствовал возрасту, который должен был быть указан в другой. О причинах этого можно только догадываться: ведомости ли составлялись каждый год в разное время или ошибки. Мне кажется, правильнее ориентироваться на ранние ведомости.
СВЯЩЕННИКИ Священник (официальное - иерей, народное - поп) – служитель православной церкви, священнослужитель, состоящий при храме и имеющий право самостоятельно совершать общественные богослужения и таинства, как в храме, так и вне его (в домах прихожан, например). К мирскому священнику принято обращаться: «Ваше преподобие». Неофициальное обращение - «отец …» или «батюшка».
Фамилии учащимся духовных учебных заведений могли присвоить по окончании учебы, поэтому у членов одной семьи духовного звания они могли быть разные. Помня об этом, не приписываю отцам (из КВ 1828, 1830 гг.) фамилии их детей и внуков, получивших образование.
КВ 1828, 1830 гг.
Иван Степанович (ум. к 1828) Сын его 1-й священник Иван Иванович (1764 – после 1830) в 1828, 1830 гг.
Иван Васильевич (ум. к 1828) «После умершаго Священика Иоанна Васильева жена Надежда Терентьева, 59. Просвирня. Определенная указом Казанской духовной Консистории в 1814м году». Дети их: 1й Пономарь Иоанн Иоаннов Китайцев, 31 год. 2й дьячек Ияков Иоаннов Павпертов, 16 лет, холост. Дочь вдова Матрёна Иоаннова, 31 (1828).
Иван Иванович (1764 – после 1830) В 1828 и 1830 гг. «1-й Священник, вдов, 64 лет от роду. Из необучавшихся. После умершаго священника Иоанна Стефанова сын. У него дочь вдова, пономарская жена Анна Иванова 27. У ней дочь Александра Иванова 7». «в 1780 году генваря 30го числа определён к показанной церкви во дьячка, быв купно и в стихарь посвящён. в 1792м году во священника произведён прямо к сей церкви на что и грамоту имеет. в 1792м году указом духовной Консистории определён депутатом к сёлам: 1я богоявленская артищева Каминка 2я Троицкая Грязнуха 3я Николаевская Хохловка 4 дмитривская опалиха 5 Пригород юшанск 6я богоявленская Тетюжская слобода 7я богоявленская арская слобода 8я Воскресенское анниково 9я архангельская селдинская слобода 10я Покровская Карлинская слобода 11я Богородцкая Загудаевка 12я воскресенская лаишевка 13я Рождественская Шумовка». В 1830: «но в 1828м году, по престарелости лет от оной должности по прошению его уволен». «По всемилостивейшему его Императорскаго Величества указу в 1814 году состоявшему в Событие Знаменитой Эпохи 1812го года награждён бронзовым крестом на Владимерской ленте для ношения на персях». «Читает хорошо, поет изрядно». (Поведения) «Безвукоризненнаго» (1828). «Читают и по ноте поют хорошо, Катихизис знают годно. Поведения хорошаго». В 1830 г. про 1го Св. и Диакона. Сын его – 2й пономарь Даниил Иоаннов Статиров, 32 (1828)
Алексей Иванович (1781 – 1828-1830) В 1828 г. «2-й Священник , вдов, 47 лет от роду, из не обучавшихся. После умершаго диякона Иоанна Петрова сын. У него дети Иоанн, 18, обучается в Симбирском училище, Анна, 15. в 1794 году определён указом казанской духовной Консистории буинскаго уезда в Село помаево куда и в стихарь посвящён в 1800 году февраля 8 числа во диякона произведён Симбирскаго уезда в Село Тушну в 1808м году октября 14 числа во священника произведён в 1811 году сентября 11 прямо к сей церкви на что и грамоту имеет. По всемилостивейшему его Императорскаго Величества указу в 1814 году состоявшему в Событие Знаменитой Эпохи 1812го года награждён бронзовым крестом на Владимерской ленте для ношения на персях». «Читает и поет изрядно». (Поведения) «Добраго». Сын его – Дьячок Стефан Алексеев, 26. В 1830 г.: «После умершаго сей Церкви Священника Алексея Иванова сын Иван Шумовский, 20, обучается в Казанской Семинарии в Классе Словесности на содержании Брата онаго же села Дьячка Стефана Алексеева».
Иван Петрович Скамницкий (1799 – после 1830) В 1830 г. «2й Священник, 31, Пономарский сын, обучался в Казанской Академии, что ныне Семинария, до класса Риторики, в 1821м году Декабря 5го дня произведен в Город Чебоксары к Вознесенской Церкви во Диакона, в 1824м году Марта 14го дня, указом Казанской Духовной Консистории переведен к Казанскому Богородицкому, что в Первокласном Девичьем Монастыре Собору, а в 1829м году Августа 11го дня произведен во Священника к сей Церкви. Граммату имеет. Жена его Анна Иванова 28. У него дети: Николай, в доме отца обучается Российской Грамматике и Арифметике, в 1829м году Июля 8го дня в Стихарь Посвящен 9. Людмилла, обучается чтению 7. Евлампия, обучается чтению 6. Евдокия 3 Викторин 8 мцев. Читает и по ноте поет исправно, Катихизис знает изрядно. Хорошаго (поведения). Ни с кем ни в родстве». Николай ведет себя «хорошо».
По части 1го Священника с. Шумовки дворовых 8 муж. и 11 жен. (в 1 дворе), крестьян 688 муж. и 802 жен. (в 188 дворах). По части 2го Священника с. Шумовки крестьян 358 муж. и 373 жен. (в 98 дворах), дер. Линевки дворовых 14 муж. и 14 жен. (в 1 дворе), крестьян 57 муж. и 73 жен. (в 17 дворах), дер. Уреня крестьян 292 муж. и 280 жен. (в 71 дворе) (1830 г.)
*** КВ 1858 - 1922 гг.
Григорий Феодосиевич Юньев (1832 - ?) В должности с 7.05.1858 по 17.05.1863 года. «Дьяконский сын. По окончании курса Богословских наук в Симбирской Д. Семинарии уволен из оной с аттестатом 2 разряда и 1854 года Преосвященным Феодотием Епископом Симбирским и Сызранским рукоположен в Священника Карсунскаго уезда в село Зимненки к Святотроицкой церкви. 1855 года <в 1858 г. «по прошению»> перемещен Симбирскаго уезда в село Полдамасово к Богородицкой Церкви. В том же году просвещены им Святым Крещением двое из магометан. В 1857 году награжден бронзовым наперстным Крестом на Владимирской ленте, установленным в память минувшей войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов. 1858 года Мая 7 дня по предложению Преосвященнейшаго Феодотия <в 1858 г.: «Архиепископа Симбирскаго»> перемещен на настоящее место. Занимает должность законоучителя Шумовскаго сельскаго училища, грамоту и перехожий указ имеет. 27 В семействе у него: Жена Елизавета Феодорова 25». (Ф. 134, оп. 2, ед. хр. 664, 1859). «Родился в Новом Никулине Симбирского уезда». «Проходил должности: с 1858 года Майя 7 дня законоучителя в Шумовском сельском училище; с 22 Января 1862 по 17 Майя 1863 года духовника по ведомству Благочиннаго Смирнова». «1863 года Майя 17 дня по прошению перемещен к Христорождественской села Новаго Никулина церкви того же уезда» (Из КВ Буинского Свято-Троицкого собора, где Григорий Феодосиевич служил протоиерем. Примерно 1897 г., ему 65 лет). Иван Степанович Юрьев (1817 - ?) В должности с 14.05.1863 по 04.1866 года? «Дьяконский сын. По окончании курса Богословских наук в Казанской Духовной Семинарии уволен с аттестатом 3 разряда. 1840 года Декабря 3 дня Преосвященным Анатолием Архиепископом Симбирским рукоположен в Священники Сенгилеевскаго уезда в село Кротково. 1845 года Генваря 18 дня Преосвященным Феодотием перемещен в село Новое Никулино. И сего же года Ноября 9 дня Указом Симбирской Д. Консистории определен Депутатом, за 1853, 1854, 1855 и 1856 года в память минувшей войны награжден бронзовым Наперсным Крестом на Владимирской ленте. 1857 года Сентября 19 дня за благочестивую жизнь и ревностное служение церкви Божией награжден Набедренником, сего же года Ноября 28 дня Указом Симбирской Д. Консистории определен над малолетними детьми опекуном. 1863 года Мая 14 дня перемещен на настоящее место и сего же года Высочайше награжден Феолетовою Скуфьею, занимает должность законоучителя Шумовскаго сельскаго училища. 48 В семействе у него: Жена Екатерина Петрова 44». А это, вероятно, опекаемые священником дети: «После отданнаго в военную Карсунскаго уезда села Ермолова дьячка Петра Ястребова дочери: Екатерина 15 Евдокия 13 Дарья 11 Получают из попечительства денежное пособие. Приходятся двоюродными племянницами священнику Юрьеву». (Ф. 134, оп. 2, ед. хр. 86., 1865) | | |
|