Село ШУМОВКА Симбирского уезда.
Материалы к истории и генеалогии.
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| ЦЕРКОВЬ.
Церковь в селе. Чем она была для крестьян? Тем местом, куда человек попадал, придя в этот мир и уходя из него. Здесь он появлялся в главные моменты своей жизни: когда образовывал семью, когда венчались его дети и дети его близких. Чаще всего церковь была главным украшением села. Природа и церковь были той красотой, которую сельские жители в своей жизни видели прежде всего. И эта красота формировала их эстетические чувства. Церковь была духовным и культурным центром. Проповеди священников воспитывали нравственность прихожан. Здесь они встречались с односельчанами в церковные праздники и отдыхали душой. Они приходили сюда в трудные минуты за поддержкой, для духовного очищения. Приходили за советом к батюшке. Здесь просто искали помощи грамотных людей. Такой мне, из XXI века, представляется значение церкви в те далекие времена. В архивах именно церковные документы стали для нас бесценным и доступным источником информации о семье и о самой церкви. Только, к сожалению, время и бурные события прошлого их не пощадили: многие утрачены.
«СОЛОВУШКИ»
Осенью в Шумовке, по рассказам старожилов, существовал праздник «Соловушки». Родственница 1930 г.р., жившая в селе до 1946 года, рассказывала, что в этот день односельчане ходили в гости и принимали гостей. Родственница 1949 г.р., жившая в Шумовке в 1950-60-е гг., знала, что 10 октября был престольный праздник, но не помнила, чтобы его каким-то образом отмечали. Согласно церковному календарю, 10 октября (27 сентября по ст.ст.) - день памяти святого преподобного Савватия Соловецкого, одного из основателей Соловецкого монастыря на Белом море. Кстати, Зосима и Савватий почитались у русского народа как покровители пчеловодства: Зосима-пчельник и Савватий-пчельник, согласно народному календарю [Некрылова, 2007, с. 201, 496]. Именно в дни памяти этих святых открывался и закрывался сезон у пчеловодов. В «Памятной книжке Симбирской губернии на 1860 год» читаем в апреле: «17 числа. Св. Зосима Соловецкаго. В этот день вынимают улья из подполин и поставляют на пчельники» (с. 12); в сентябре: «27 числа. Препод. Савватия Соловецкаго. В этот день убирают с пассек или пчельников ульи в омшанники» (с. 31). Говорили: «Без Бога ни до порога, а без Зосимы-Савватия ни до улья», «Рой родится – Зосима-Савватий веселится».
Вернемся к празднику. В какой же шумовской церкви был престол имени преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев? В последней, каменной, судя по дореволюционным ведомостям о ней за многие годы, такого престола не было. Церковь называлась Христорождественской. Что известно о других церквях?
Из работы В. И. Холмогорова «Материалы для истории Симбирскаго края до второй половины XVIII века», 1898 года, узнаем, что в части «Церкви» среди вновь прибывших церквей Симбирского уезда на 31 августа 7159 (1651) года под № 16 записано: «Часовня, а впредь будет церковь Рождества Христова в Шумовской Слободе <…> В 7174 г.<1666> пишется церковь Рождества Хр.». Итак, первая церковь была также Христорождественской.
Во второй половине XVIII века церкви в селе не стало. Мы это узнаем по тому факту, что, по упразднении монастыря, находившегося в 10 верстах от села, на берегу Волги, одна из его церквей была приобретена в Шумовку. | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
8 ноября 15:27 8 ноября 15:31 СОЛОВЕЦКАЯ ПУСТЫНЬ
В связи с этим хочется рассказать немного об этом монастыре – Соловецкой пустыни.
Время ее появления неизвестно. Во второй половине XVI или в первой половине XVII века, не позднее 1671 года, согласно старинному документу. «При Волге она <…> находилась среди гор на небольшой долине и имела сколько приятное, столько же и дикое местоположение. Ибо во все почти направления от нея лежали глубокие, крутые и непроходимые овраги покрытые лесом, что весьма согласовалось с духом отшельников, в пустынях скитающихся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр. 11, 38.), и затрудняло путь к ним» [Невоструев, 1870]. С этой долины был удобный спуск «на берег реки Волги, протекающей саженях в пятидесяти от бывшей пустыни» [Яхонтов, 1902]. Такое её местоположение «с одной стороны достигало цели уединения, но с другой препятствовало стечению богомольцев и следовательно лишало пустынь средств существования» [Липинский, 1868]. «Предание говорит, что Соловецкий монастырь часто грабили и разоряли жившие около него Волжские разбойники» [Невоструев, 1870]. Монахи разбегались, затем возвращались, пустынь вновь отстраивалась. «В 1670 г. пустынь была разорена сообщниками Стеньки Разина во время осады им Симбирска, но в последующее время возстановлена» [Соловьев, 1910]. По этим причинам монастырская братия была малочисленной, а монастырь был беден. Все строения и ограда пустыни были деревянными. По описи 1739 года «питаются оные монахи и бельцы от своего рукоделья, також и от мирскаго подаяния» [Холмогоров, 1898]. Пустыни была отведена земля. Она владела волжским островом, с лугами и лесом на нем. Он лежал напротив монастыря и назывался Соловецким. На участке Волги между монастырем и островом были их рыбные ловли [Соловьев, 1910]. На карте 1950 года еще отмечается «Соловетская воложка». На верстовке Менде 1859 года Симбирска и его окрестностей обозначен "Соловецкий овраг". Наряду с жилыми постройками – кельями, были и хозяйственные: «хлебенная да скотская избы», «амбар ветхий», «напогребица» [Холмогоров, 1898], «три сарая для клажи сена» и «ульев с пчелами десять» [Середонин, 1763]. Это свидетельствует о том, что монахи занимались земледелием, имели домашних животных, разводили пчел. Одичавшие яблоневые и вишневые деревья, найденные на территории бывшей пустыни в XX веке [Соловьев, 1910], говорят о том, что у монахов был сад. Несомненно, кормил их и окружавший лес: «Березовый и дубовый лес и частию орешник с трех сторон обнимают поляну, называемую Соловецкою, на коей была пустынь» [Невоструев, 1870]. «В 1725 году монахи были расселены по разным монастырям и она «осталась впусте» цит. по [Соловьев, 1910]. Но в следующем 1726 году жители Симбирска согласились выдавать на содержание пустыни по 5 руб. и по 6 четвертей хлеба в год на каждого монаха, и по распоряжению Казанскаго архиепископа Сильвестра „выведенное из монастыря братство паки совокуплено" цит. по [Соловьев, 1910]. Значит, нужен он был симбирянам, значит, посещали они его. «В 1751 году Соловецкая пустынь была приписана к Симбирскому Покровскому монастырю и вместе с ним содержала на своем пропитании, в силу указа 1731 года, отставных военных людей. Впрочем эта приписка была временною» [Соловьев, 1910]. В 1764 г. монастырь был упразднён [Соловьев, 1910]. Его церкви были вывезены. Согласно описям, в монастыре было две церкви: «во имя Обновления храма Воскресения Христова и другая деревянная же церковь „на вратех" во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия» (опись 1739 г.) К названиям двух церквей и восходят два названия монастыря: Симбирских гор Воскресенский монастырь или Симбирская Соловецкая пустынь. В 1743 г. в монастыре была построена новая, Зосимо-Савватиевская, церковь. По описи 1863 года - те же названия, что и в описи 1739 года, но упоминается еще одна: «Въезжия в тое пустыню с полуденной стороны под церковью святыя ворота створныя о дву полотнах с прикладком, на петлях и крючках железных», без уточнения, одна это из описанных выше церквей или какая-то третья. Исследователь церковной старины Капитон Невоструев написал, что после упразднения пустыни «церковь во имя Зосимы и Савватия со всеми иконами, по несомненному преданию, перевезена к Симбирской Смоленской церкви <…> Другая церковь, бывшая на вратах, продана Симбирскаго уезда в близь лежащее село Шумовку за 21 p.» «Другая», если церквей в пустыни было две, значит, Воскресенская. Но Воскресенская нигде не называется надвратной. Если же их было три, и в Шумовку продали старую надвратную, из описи 1739 года, Зосимо-Савватиевскую, скорее всего неиспользуемую (в 1763 году описываются только две церкви), то куда определили Воскресенскую? Какой был смысл Шумовцам покупать ветхую надвратную, если была отдельно стоящая теплая церковь с колокольней, и при этом она до последнего времени была действующей? Или ее вывезли в другое место, просто об этом не сохранилось сведений? Или все же Воскресенская была надвратной и именно ее купили в Шумовку? Нет ответа на эти вопросы.
Скорее всего, с появлением монастыря в близлежащих к пустыни селениях возник культ преподобных Зосимы и Савватия. По преданию, он был открыт «в день канонизации и прославления мощей Соловецких чудотворцев» (26 февраля 1547 года). Сюда было возможно совершать паломничество чаще, чем в другие святые места, и отношение жителей этих селений к Соловецким подвижникам должно было быть особым. Дни памяти преподобных Зосимы и Савватия Соловецких почитались шумовцами, возможно, примерно с этого времени. Появление же в Шумовке церкви из монастыря, думается, упрочило благоговейные чувства верующих к этим святым.
Церковь «в 1770 г. сгорела», пишет Капитон Невоструев. От нее осталась только одна икона. Возможно, икону спасали из горящего храма как главную ценность. Была ли она престольной? Теперь уже не узнать. Вот как ее описывает Н.И. Альбинский: «В церкви села Шумовки есть древняя икона св. отец Зосима и Савватия Соловецких Чудотворцев, на ней надпись следующая: на задней стороне иконы старинная надпись: 1) «лета 7175 (т.е.1667 год) августа в 6 день поставил икону преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев раб Божий Иоанн Игнатьев сын (слова одного разобрать нельзя; буквы соструганы). На лицевой стороне этой иконы подпись вверху крупными буквами: Преподобный Изосим. Преподобный Савватий». Изображение иконы таково: вверху, посредине иконы, в облаках Иисус Христос, благословляющий преподобных; по сторонам доски преподобные во весь рост (икона в 1 аршин ширины и около 5 четвертей длины) <примерно 71 х 89 см>. Савватий двуперстно молится, а Изосим двуперстно же благословляет. У Изосима на свитке слова: «Услыши ны, Боже, Спасителю Наш, молящиеся Тебе. - У Савватия на свитке слова: «Не скорбите убо братия, но о сем разумевайте»… Эта икона перенесена из бывшей Соловецкой пустыни. Она куплена в 1769 году вместе с церковью, бывшею на вратах за 21 рубль». Дата на оборотной стороне иконы – 6 августа 1667 года – наводит на мысль, что появление (если «поставил» - «доставил, привёз») ее в Соловецкой пустыни было приурочено к дате (или столетию?) перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия в специально построенный Зосимо-Савватиевский придел Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, которое состоялось 8 августа 1566 года.
(Продолжение следует).
1. Фрагмент верстовки Менде 1859 года Симбирска и его окрестностей. Соловецкий овраг. 2. Фрагмент Топографической карты 1950 года. Соловецкая воложка. Обе карты с сайта этоместо.ру.
  | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
9 ноября 11:57 9 ноября 12:39 ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ, 1786 г.
«В 1769 году с. Шумовка принадлежала внуку стольника князя Трубецкаго, полковнику князю Николаю Ивановичу Трубецкому, а в 1788 году перешла к сыну последняго, капитану князю Ивану Николаевичу». «Князь Иван Иванович <Николаевич!> Трубецкой построил в 1786 году новую церковь» [Мартынов, 1903]. Иван Николаевич был последним представителем семьи Трубецких, владевшей Шумовкой с 1699 года по 1794 год. Постройка новой церкви совершилась, таким образом, через 16 лет после утраты соловецкой. Может быть, эта церковь была Зосимо-Савватиевской? Нет! Из ведомости о церкви за 1828 год, хранящейся в Государственном архиве Республики Татарстан, стало известно, что она была, как и первая в селе церковь, «во имя Рождества Христова», «деревянная, на каменном фундаменте, без приделов». Если престола во имя Зосимы и Савватия не было, то можно быть уверенным, что старинная икона заняла в новом храме особое, почетное, место. Через восемь лет после постройки церкви Шумовка сменила владельца. Им стал генерал-поручик, действительный камергер князь Михаил Михайлович Голицын. Шумовка стала вотчиной семьи Голцыных.
КАМЕННАЯ ЦЕРКОВЬ, 1829 г.
Из «Ведомости о церкви Христорождественской Симбирской Губернии и Уезда Села Шумовки за 1830--й год», из того же архива, узнаем, что сын Михаила Михайловича построил в Шумовке новую, каменную церковь: «1. Построена 1829го года тщанием онаго же Села Помещика Князя Сергея Михайловича Голицына, вместо деревянной преждней Церкви во имя Рождества Иисуса Христа пришедшей в ветхость. 2. Зданием каменная с такою же колокольнею крепкая». Освящена 3 сентября 1829 года Высокопреосвященнейшим Филаретом, Архиепископом Казанским и Симбирским, согласно церковной летописи. Удивительно, что Зосиме и Савватию не посвятили ни одного из приделов новой церкви. Были почитаемые святые, была их икона, происходившая из любимой некогда Соловецкой пустыни. Связано ли это было с тем, что помещик, строивший церковь, жил в Москве, никогда здесь не бывал и ничего не знал? Интересно, где икона находилась после постройки новой церкви. «Построена 1829го года». Да, если освящение считать окончанием строительства. В работе 1896 г. Мартынов пишет: «в 1820 году, когда помещик, князь Сергей Михайлович Голицын, построил каменную, ныне существующую в селе Шумовке церковь, то эта прежняя церковь была перенесена за село на выгон близ кладбища». В КВ 1828 г. мы видим, что старая деревянная церковь еще служила. Тогда, возможно, в 1820 году Голицын только начал строить каменную, строил 9 лет, в 1829 ее освятили и старую перенесли на выгон. В работе 1903 г. Мартынов, видимо, имея информацию из другого источника, пишет: «перенесена на кладбище <…>, а на ея прежнем месте князь Сергей Михайлович Голицын построил, в 1824 году, нынешний каменный храм во имя Рождества Христова», и что император Александр I «перед прибытием в Симбирск посетил князя Голицына в Шумовке, был в помещичьем доме и во вновь построенной тогда церкви». Если новую церковь строили на месте старой, то, получается, старая церковь все годы постройки новой церкви служила на кладбище. Если Александр I был в построенной церкви, значит, постройка началась все же раньше, ближе к 1820 году, и он был еще в неотделанной церкви. А дальше, до освящения, проводились отделочные работы, роспись. Так можно предположить.
Церковь красивая, в классическом стиле. Имя архитектора нигде не называется. Н.И. Альбинский писал о церкви в летописи в 1875 году: «великолепная каменная церковь, с такой же колокольнею, построена, с благословения Святейшего Синода». («Зданием каменная с таковою же колокольною в одной связи, крепка, покрыта железом» (из КВ 2-й половины XIX в.)) «Ценность церкви с достоверностью определить нельзя, можно только сказать, что стоило очень дорого. В храме три престола, в настоящей холодной во имя Рождества Христова, поэтому село Шумовка называлось Рождественским, в тёплой - в правом пределе во имя Николая Святителя, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, в левом во имя Равноапостольной Марии Магдалины. Местныя иконы в настоящей церкви и приделах очень хорошей живописи, писаны в Москве, Шумовским крестьянином Степаном Крыловым. К чести князя Сергея Михайловича можно сказать, что он отдавал обучаться своих крестьян всякому ремеслу: из его крестьян были хорошие живописцы, рещики, мраморщики, лепщики и проч., церковь создалась, можно выразиться, своими руками, то есть своими крестьянами. Вверху настоящая церковь расписана тоже своими художниками. Поправок в церкви до настоящаго времени значительных не было. Только в 1867 году устроены в правом приделе две закрылосныя киоты, с иконами Господа Вседержителя и Божией Матери всех скорбящих радости. На иконе Господа Вседержителя риза серебряная новаго серебра, на иконе Божией Матери - медная посеребреная с позолоченными венцами; киоты устроены на пожертвования усердствующих прихожан, - ценность киот с иконами 280 руб. В 1870 году устроены киоты для святцев, по усердию прихожан, стоющия 300 руб., в 1871 году приобретены в церковь запрестольная икона Господа Вседержителя в золотой резной раме, написана на холсте Симбирским художником Симеоном Ивановым; икона Казанской Божией Матери в золотой рамке написана тем же художником; икона Божией Матери называемая «Достойно», все эти иконы стоют 185 руб. В 1872 году приобретены иконы двунадесятых праздников, писаны художником Соколовым в двух киотах, стоют 200 руб. В 1873 году были исправлены иконостасы как в настоящей церкви, так и в приделах, перекрашены и вновь перезолочены, исправление иконостасов стоило 500 руб. Вообще можно сказать, что с 1866 года, кроме упомянутых икон, церковь довольно украсилась и в ней довольно прибавилось икон по усердию прихожан и при содействии местных священно-церковно-служителей». Общая площадь храма – 224 кв. саж. или 1019,2 кв. м. Шумовские крестьяне назвали ее однажды (в архивном деле): «величайший наш храм». «В день памяти Св. Чудотворцев 27 сентября <10 октября по новому стилю> бывает крестный ход каждогодно из настоящей церкви в прежнюю церковь – что на кладбище, здесь служатся молебны преподобным Зосиму и Савватию один раз в год, а на могилах служатся панихиды».
Приход церкви в 1830 году составляли крестьяне Шумовки, Линевки (в 2 верстах) и Нового Уреня (в 12 верстах). «Причт в селе Шумовке до 1848 года составляли два священника, один дьякон и два дьячка и два пономаря, но о священно-церковно-служителях, бывших в селе Шумовке с самаго перваго времени образования Шумовскаго прихода, не сохранилось никаких сведений» (1875). «Причта с 1848 года положено быть: Священнику одному, Диакону, Дьячку и Пономарю одному» (КВ 1864 г.) Можно предположить, что в 1848 году или чуть ранее были пересмотрены приходы. Население росло, строились новые церкви. Все уцелевшие КВ с 1858 года фиксируют в приходе жителей только Шумовки и Линевки. | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| ПОСЕЩЕНИЯ ЦЕРКВИ ГЛАВАМИ ЕПАРХИИ.
В нескольких просмотренных архивных делах из собрания Государственного архива Ульяновской области есть информация о посещении Шумовской церкви главами Симбирской Епархии.
Дело «об обозрении Его Преосвященством в 1876 г. церквей, вверенной Ему Епархии». «Журнал, веденный Кафедральным Протоиереем Петром Юстиновым во время путешествия Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Феоктиста, Епископа Симбирскаго и Сызранскаго, от 22 Июля до 8го Августа, для обозрения церквей и духовенства в уездах Симбирском, Буинском, Алатырском и отчасти Карсунском. 22 Июля. <…> Л. 18 об. Шумовка. Огромное стечение народа. При встрече Его Преосвященсства на клиросе, вместе с причетниками, пели громогласно, но не гармонично мужчины и женщины-келейницы. Церковь каменная благолепна; особенно хорош вид главнаго алтаря от западных дверей. Внутри храма производится исправление стенной живописи - изображений из Священной истории и символических картин в виде фресок. Наружный вид <неразб.> храма и кровля требуют также исправления. Кроме того, внутри храма от печей трубы из листового железа проведены в своды, от чего, при неисправности кровли, много течи от дождей; лучше было бы вывести трубы в вертикальные стены. В церкви много пыли и грязи, особенно ящик церковнаго старосты грязен до безобразия. Документы церковные исправны, кроме того, что в приходо – расходных книгах есть подчистки – неоговоренныя по подлежащему. Опись церковнаго имущества составлена исправно, но церковная летопись не окончена. Архив содержится аккуратно; в библиотеке книги, в количестве 74 экз., переплетены, разставлены по номерам и имеют на корешках надписи. Священником Альбинским представлено было 8 поучений. Его Преосвященством сделано Священнику строгое замечание за нечистоту в Храме и в ограде, в которой, как заметно, пасутся гуси и телята. Из 2306 чел. прихожан неисповедывавшихся, кроме малолетних, 168 по отлучкам и нерадению, по склонности к расколу не показаны, но известно, что в этом приходе есть склонные к расколу» [ГАУО. - Фонд 134, оп. 8, ед. хр. 275, лл.18, 18об].
Выписка из путевого журнала Его Преосвященства Варсонофия, Епископа Симбирского и Сызранского, от 14 декабря 1883 года. Это была первая поездка-обозрение вверенной ему епархии. «Св. храмы вообще благоустроены, содержатся в приличном виде, а некоторые величественны и благолепны (напр. в Шумовке…)». «Встречалось несколько церквей бедных, не особенно благоприличных, но это есть следствие бедности прихожан по неплодородию почвы, при часто повторяющихся неурожайных годах, или же малочисленности их, или же уклонения некоторых из них в раскол». «Почти повсеместный неурожай в нынешнем году озимаго хлеба православные переносят с истинно-христианским терпением, в уповании на милость Божию» [ГАУО. – Ф. 134, оп. 8, ед. хр. 401].
«Журнал, веденный, при обозрении Его Преосвященством Варсонофием, Епископом Симбирским и Сызранским церквей и духовенства Симбирской епархии г.г. Буинска, Алатыря, Курмыша и Ардатова и сел Симбирскаго, Буинскаго, Карсунскаго, Алатырскаго, Курмышскаго и Ардатовскаго уездов с 26 Мая по 11 Июня 1892 года». Л.17.. 1892 г, 26 мая. «С. Шумовка. Храм каменный – обширный и поместительный, содержится чисто и опрятно. На престоле все в порядке; Св. Дары и миро в достаточном количестве, утварь и ризница достаточные, библиотека порядочная, церковное письмоводство ведется исправно. При встрече Владыки пели довольно стройно певчие, под руководством учителя сельской школы Полякова. После обычного молитвословия Владыка слушал общее пение прихожан, испытывал их в знании общеупотребительных молитв и символа веры; при ответах некоторые толково объясняли символ веры. Видно, что священник Альбинский исполнителен в требовании относительно внебогослужебных собеседований с прихожанами. Благословив народ и осмотрев церковь, Владыка посетил на несколько минут дом священника. Народ в с. Шумовке столь почтителен к архипастырям, что во время проезда Владыки этим селом все бывшие на улицах падали на колена и преклонялись до земли» [ГАУО. - Фонд 134, оп. 8, ед. хр. 577, лл 17, 17об.].
Сведения о состоянии церквей, причтов и прихожан по Симбирской Епархии по Сибирскому, Буинскому, Карсунскому и др. уездам за 1897 год. В рапорте от 23 июля 1897 года и. д. Благочинного 3 округа Симбиркого уезда, священника села Безсоново Алексея Целебрицкого Епископу Симбирскому и Сызранскому Никандру о состоянии церквей, причтов и прихожан, пишет, что в Шумовской церкви «три серебряных вызолоченных потира» (л. 29об.). В отчете за 1897 год от 4 февраля 1898 года он написал: «В Кильдюшеве, Шумовке, Ундорах, Репьевке-Крутец по три серебряных позлащенных сосуда, по три в серебряных переплетах Евангелия, по три - по четыре из серебряной парчи ризы» (л. 419). [ГАУО. – Фонд 134, оп. 8, ед. хр. 683]. "Симбирские Епархиальные Ведомости", 1904 г. №22. О поездке Гурия. Л. 422-424. «3-й благочиннический округ Симбирскаго уезда. Первый приход в этом округе по маршруту Его Пресвященства, Преосвященнейший Гурий, Епископ Симбирский и Сызранский, должен был посетить 23-го августа —село Шумовку. С ранняго утра народ стал собираться для встречи в храме дорогого гостя и, не смотря на спешное время уборки хлебов, на прекрасную погоду, благоприятствующую уходу и отъезду хлебопашца в свое поле, огромная церковная площадь была полна жителями не только села Шумовки, но и соседних ближайших сел, где не ждали прибытия епископа. Площадь пестрела всеми цветами. Все были в лучших праздничных одеждах, лица всех сияли радостию и ожиданием: За час до приезда Владыки в 9 часу утра приехал местный старшина и объявил, что Владыка кончил ревизию Ишеевской церкви, откуда мы его ждали в село Шумовку, и скоро должен прибыть. Сейчас же ударили в колокол. Народ на площади заволновался, все лица обратились в ту сторону, откуда должна была показаться карета Владыки. Наконец желанный и жданный гость подъехал к вратам церковной ограды. Здесь Владыка, встреченный местным благочинным, вышел из кареты. Старшина, как прихожанин села Шумовки, поднес ему хлеб-соль. Владыка, приняв хлеб-соль, благословил народ, который, как один человек, пал на колена и многие с радостными слезами целовали благословляющую руку своего Архипастыря. Пошли в церковь. Здесь теплый храм ремонтируется и на извинение благочиннаго, что никак не могли к приезду Владыки успеть отремонтировать храм и убрать леса, Владыка заметил, что это его напротив радует, так как видны заботливость и старание прихожан о благолепии своего храма; тут же ему представились председатель и члены приходскаго попечительства, которых он благоволил похвалить за их ревность о благолепии храма, преподав каждому особое Архипастырское благословение; подробно распрашивал о стоимости работ; на какия средства производится работа и сколько было у них капитала при начале дела; когда же председатель подробно объяснил, что ремонт стоит 1200 руб., средства дает общество села Шумовки, а при начале их было только 200 рублей, то Владыка хвалил их за ревность и высказал мысль, что подобныя добрыя дела нужно делать не взирая на малыя средства, а с верою на помощь Господа, делать и делать, а Господь трудящагося не оставит. Прошли в холодный храм. Здесь встретил Владыку заштатный священник села Шумовки старец Н. Альбинский, который просил последний раз уступить ему эту честь встретить своего Архипастыря в храм, в котором он, о. Альбинский, более 35 лет служил Господу. Назначенный вновь священник в село Шумовку, В. Сергиевский накануне лишь приехавший в село, встречал Владыку только в облачении. Приняв св. крест, Владыка последовал во св. алтарь, где, осмотревши св. Дары, миро и св. антиминс, который заменил новым, стал облачаться в архиерейския одежды, а я, как благочинный, в это время ему докладывал о нравственном состоянии прихожан Шумовки, о их отношении ко св. храму, о времени построения храма, о причте, о деятелъности онаго, о народном образовании, причем Владыка выразил желание, чтобы была построена третья школа в селе и именно церковно-приходская, вменив заботу об этом в обязанность вновь назначенному в село Шумовку священнику Василию Сергиевскому. После беседы во св. алтаре с наличным причтом Владыка вышел на средину храма, где была принесена чаша для освящения воды, и начал обычное служение молебна. По отпусте обратился к собравшемуся народу с словом назидания на тему о воплощении Сына Божия для нашего спасения (главный престол в храм во имя Рождества Христова), о Его крестных заслугах и о необходимости для спасения безкровной жертвы, приносимой священнослужителями в св. храмах. Беседа была произнесена простым словом, понятным для малаго ребенка, почему коснулась сердца каждаго слушателя, а своею задушевностию вызвала слезы умиления у всех присутствующих в храме. По окончании беседы Владыка благословил народ, пожелав им душевнаго спасения, похвалив их храм и заботу их о благолепии его, взошел в алтарь разоблачиться; здесь осматривал документы, ризницу и утварь, нашел все в должном порядке, опрятности и чистоте. Последовал в дом священника; идя по храму, благословлял народ, а мальчикам и девочкам раздавал книжки и тут же заставлял прочитывать заглавие данной книжки, своеручно у двоих троих посмотрел, есть ли нательные крестики; дети, окружавшия Владыку, увидавши такой осмотр, поспешно и суетливо своими рученками нащупывали крестики и с сияющими лицами теснились к Владыке, показывая их ему, Владыка, улыбаясь сказал: вижу, вижу, дети, что знак христианина, вы все - имеете у себя на теле, имейте же его—в душе своей, а выростете большие, —показывайте принадлежность к христианскому православному обществу и делами своими. Народ провожал Владыку до дома священника с пением ирмосов и молитв, здесь ему был предложен чай, за чаем Владыка милостиво и участливо распрашивал заштатнаго священника о. Альбинскаго о детях его, потужил о болезни священника (ревматизм ног), даже дал добрый совет как и чем можно облегчить страдания при такой болезни, стал прощаться с хозяевами, произведя на всех впечатление добраго, ласковаго и душевнаго человека; отбыл благословляющий всех и всеми благословляемый в следующую деревню, указанную в маршруте, Семеновку, Арбузовскаго прихода».
На 20.10.1920 г. Христорождественский храм уже находится в пользовании верующих, договор о пользовании заключили 2235 человек. В 1924 году среди немногих тогда объектов в «Списке церквей и монастырей Ульяновской губернии, состоящих на учёте отдела по делам Музеев Главнауки Наркомпросса» имеющих «музейное значение», была и шумовская каменная церковь, являющаяся «памятником церковного зодчества Ульяновской Губернии». Церковь имела 7 колоколов, весивших 165 пудов. В архивном деле о страховании церквей в 1926 году оценочная и страховая сумма Христорождественской церкви с. Шумовки равняется 28200 рублям. Для сравнения: здание Лютеранской кирхи оценено в 12360, Никольской церкви – в 16750, Воскресенской (Германовской) – в 30205 рублей. | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
В архивном документе 1930 года ждала удивительная находка: среди действующих церквей Ульяновского округа названа Соловецкая Троицкая церковь села Шумовки! Служили в ней 2 человека. Откуда же взялось такое наименование у Христорождественской церкви? Не имея пока никаких документов на сей счет, можно только строить догадки.
Собор с подобным наименованием был в Спасо-Преображенском Соловецком мужском монастыре, что на Белом море - Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор. Он был сооружен в 1859 году на месте неоднократно перестраивавшегося Зосимо-Савватиевского придела Спасо-Преображенского собора, освящен в 1866 году. Главный алтарь, находившийся в центральном нефе, был посвящен Пресвятой Троице. Южный придел собора был освящен в честь преподобных Зосимы и Савватия. В нем стояли раки с их мощами. Здесь молебном у мощей основателей обители братия начинала каждый новый день, сюда стремились многочисленные паломники. Здание было возведено над проездной аркой [Монастырский вестник].
В шумовской церкви, как мы знаем, была икона Зосимы и Савватия из старинной Соловецкой пустыни. Не захотели ли шумовцы увековечить память о ней, создав еще один престол в своей церкви во имя преподобных? И дать по нему своей церкви еще одно название, указывающее таким образом место, где частица пустыни продолжает жить, и связывающее ее с тем местом, где жили и совершали свой подвиг Зосима и Савватий? Судя по названию церкви, в ней должен был быть престол и в честь Святой Троицы. Если все так, то ответ на вопрос, почему праздник Соловушки назывался престольным, получен. Но где они размещались, эти престолы? Когда они появились? Остается найти информацию, которая бы подтверждала эти предположения и отвечала на вопросы.
История потери шумовского храма начинается в 30-х годах XX века. Когда ее закрыли, пока не выяснено. В 1932 г. она еще служила. До войны закрытую церковь стали использовать для хранения зерна. Ключи от неё, как от зернохранилища, находились у моего дедушки. Cтаршие его дети бывали в церкви вместе с отцом. Тетя вспоминала красивый сундук, окованный металлом с тиснением, иконы, украшенные бусами, книгу со старой изношенной матерчатой жёлтой закладкой. Отец говорил своим детям: «В церкви ничего трогать нельзя». После того, как он был мобилизован на войну, ключи остались у сына, подростка. Вскоре его попросили отдать их. Он вспоминает, что в церковь стали залезать местные хулиганы, безобразничать там. Мужчины ушли на войну, противостоять им, видимо, было некому. Старинные документы из церкви утрачены, похоже, безвозвратно.
По сведениям Е.Ф. Шеркунова, с осени 1941 г. церковь стали разбирать, используя кирпичи на нужды обороны. Строились новые цеха Патронного завода. После окончания войны из кирпичей храма был построен цех Ишеевской фабрики. Последние кирпичи его были увезены в 1953 году. Дядя вспоминал, что храм был продан в 1941 г. за 72 тысячи рублей на кирпичи Ишеевской фабрике для надстройки фабричного корпуса. Сначала разобрали ограду, построили из её кирпичей амбар в Шумовке. Потом настал черед самой церкви. Через какое-то время о совершённом пожалели: полы в церкви были чугунные, с подогревом (печи были в подвале, трубы выводили дым на уровень выше крыши). Её можно было продолжать использовать как зернохранилище. А на фабрике, якобы, однажды произошло обрушение, были жертвы. Говорили: Бог наказал. Приехавшая в Шумовку после войны родственница, видела стены церкви с остатками фресок на них. Пока документы не найдены, приходится руководствоваться только воспоминаниями.
1, 2. Фотографии церкви (внешний и внутренний вид) подарены Ф.И. Шеркуновым. Жаль, что на фото не видно основного здания. Домик перед церковью, должно быть, церковная караулка. 3. Рисунок колокольни, сделанный Д.И. Архангельским в 1922 г., из собрания Ульяновского областного художественного музея. С сайта СОБОРЫ.РУ. 4. Картина с изображением церкви написана Ф.И. Шеркуновым по памяти после войны. Здесь мы можем увидеть также или основание разрушенного памятника с надписью: «Александр I, 1924 год», или памятный знак. Есть версии, что он мог быть сооружен в память императора, при котором церковь строилась, или в память посещения им Шумовки во время поездки по стране в 1824 году.
    | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| ВЕРА. М. Арнольдов пишет в 1868г. о жителях Шумовки: «Народ здесь вполне православный. Местный становой пристав Д.И.Трутнев сообщил мне следующий весьма интересный факт, как нельзя лучше доказывающий, как здешний народ привержен к православию. Один богатый Шумовский крестьянин ездил не раз по торговым делам в Самарскую губернию, заразился там расколом и отказался ходить в церковь. Священник и наконец общество несколько раз принимались убеждать отпадшаго оставить раскол; крестьянин не соглашается. Тогда волостной сход составил приговор об удалении этого крестьянина из общества, как вредного члена. Крестьянин в настоящее время находится в арестантских ротах». В книге А. Скала «Святые, в земле Симбирской просиявшие» приводится цитата из местной газеты 1920-30 гг.: «Бытовой особенностью села Шумовки является исключительная религиозность населения. В церковь ходит народу, особенно женщин, - как говорят, «пушкой не прошибешь». В вере придерживаются старинки – тихоновщины. При нас отправилось 18 женщин (преимущественно вдовы и старые девы) пешком на поклонение в «Лавру». Крестьянин, о котором пишет Арнольдов, – знакомый нам по делу об уставной грамоте Иван Антонович Пылаев, чьего сына, Федора Ивановича, в 1862 году обвиняли в подстрекательстве к беспорядкам. Информация эта - из архивного дела ГАУО о переходе из православия в раскол крестьянина с. Шумовки Симбирского уезда И.А. Пылаева (24.05.1867-7.11.1870). 17.05.1867 г. священник Н.И. Альбинский написал в Шумовское Волостное правление письмо: «К моему прискорбию и к общему неудовольствию всех моих прихожан вновь явился человек, некто Иван Антонов Пылаев, отвергающий Святую Церковь, Ея Св. Таинства и даже хулящий ее и Служителей Ея. Прошу Волостное Правление обратить особенное внимание на мое заявление и на крестьянина Пылаева; должно зло пресечь в начале; дабы в последствии от однаго человека заблудшаго – от одной заразы, не потерпеть большаго вреда некоторым из прихожан; - а может быть и многим; - а этот вред, отделение от Православной Церкви явно поведет к вечной погибели». «По общему говору крестьян и на самом деле в Шумовке не было никогда раскольников».
24 мая Пристав 1-го стана подает рапорт Симбирскому Уездному Исправнику вместе с перепиской с Пылаевым. В этот же день Исправник препровождает эту переписку в Духовную Консисторию. «1867 года Мая 30 дня Симбирская Духовная Консистория слушали отношение Господина Симбирскаго Уезднаго Исправника от 24 сего Мая за № 629, при котором препроводил на распоряжение Консистории переписку вместе с крестьянином села Шумовки Иваном Антоновым Пылаевым. <…> Приказали: 1, Так как крестьянин Иван Пылаев при увещаниях в Присутствии Консистории остался непреклонным в своем заблуждении, то отпустить его в место жительства, и о том, что он являлся в Консисторию и при увещаниях остался непреклонным, уведомить полицейское Управление. 2, Местному Благочинному и приходскому священнику предписать продолжать увещания Пылаеву о возсоединении с Св. Церковью. 3, О крестьянина Пылаева, дозволившаго себе хулить Святую церковь, на основании 11 статьи Учрежд. Судеб. Следоват., сообщить в Уездный Суд, и о распоряжении онаго просить уведомления».В письме из Симбирского Уездного Суда от 10.01.1868 г. в Симбирскую Духовную Консисторию говорится: «Следствие о религиозных заблуждениях крестьянина села Шумовки Ивана Антонова Пылаева, осталось во все непроизведенным потому, собственно, что крестьянин Пылаев сослан в Сибирь на поселение в Августе месяце сего же 1867 года, по общественному приговору, за уклонение из православия в раскол». В других документах дела информации о дальнейшей судьбе крестьянина не нашла. Арнольдов пишет, что в 1868 г. он содержался в арестантских ротах. Здесь или в Сибири? В книге «Материалы для географии и статистики России. Симбирская губерния. Ч. II», 1868 г., на страницах 353-369 можно почитать о состоянии религиозности жителей и расколе как раз в это время. https://runivers.ru/bookreader/book16892/#page/367/mode/1up | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
10 ноября 17:53 Добрый вечер! Предлагаю вниманию читателя изложение нескольких интересных судебных дел, касающихся Шумовки. Некоторые из них взаимосвязаны. Сокращаю, насколько это возможно.
Дело Симбирского Окружного Суда по иску графини М.И. Остен-Сакен к обществу крестьян с. Шумовки (25 октября 1895 г. - 7 апреля 1899 г.)
Начато по прошению Никифора Ивановича Еленевского, управляющего имениями графини М.И. Остен-Сакен. Доверенность «на управление недвижимыми имениями при селе Шумовке, при сельце Линевке и деревне Семеновке, а также Самарской губернии в Ставропольском уезде, состоящим из отхожих сенных покосов и леса» выдана Н.И. Еленевскому доверенным лицом графини, бароном Константином Николаевичем Корф (помните, был главным управляющим всеми имениями графини?), и представлена у нотариуса в Санкт-Петербурге 17 марта 1894 года.
Суть дела в изложении управляющего такова. По купчей крепости, утвержденной 16 июля 1886 года, графиня продала обществу крестьян с. Шумовки при содействии Крестьянского Банка 1320 десятин земли. К этому участку примыкала земля, которая осталась во владении графини, и которую графиня сдала крестьянам в аренду вплоть до 1895 года. По окончании срока аренды, с 1 января 1895 года, арендная земля поступила во владение графини, при этом оказалось, что с весны 1895 года общество крестьян самовольно завладело частью земли, граничащей с проданным участком в количестве примерно 15 десятин. Управляющий, «не желая возбуждать судебнаго производства, предложил крестьянам подать обоюдное прошение о командировании казеннаго землемера для отмежевания даннаго участка от земель графини». Сделал он это письменно на специальном бланке шумовской конторы графини. 2 октября он получил на обороте своего обращения ответ в «Шумовскую Экономическую Графини Остен Сакен Контору» с тем, что «общество несогласно» на подобную процедуру. «Сельский староста села Шумовки Захаров вместо подпису приложил печать». Получив такой ответ, управляющий от лица графини подал иск к обществу крестьян в Симбирский Окружной Суд, «цену коему определяю в 1000 рублей», и попросил «постановить решение об изъятии <…> того количества земли, какое окажется по осмотру и измерению, в самовольном, а потому незаконном пользовании», «возложить на ответчика уплату судебных и заведение издержек», «предоставить моей доверительнице право отыскивания с общества крестьян села Шумовки убытки, понесенныя от незаконнаго владения оным землей с весны 1895 года», «произвести осмотр и измерение при участии эксперта землемера для определения количества самовольно захваченной земли». | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
10 ноября 18:22 КОНТРАКТ ОБ АРЕНДЕ от 18.12.1888 г.
Интересно прочесть контракт об аренде, заключенный уполномоченными от общества крестьян, «действующими на основании приговора, выданнаго означенным обществом 3 Декабря 1888 года и засвидетельствованнаго в Шумовском Волостном Правлении 17 Декабря того же года поверенным от Ея Сиятельства Графини Марии Ильиничны Остен-Сакен Лифляндским Гражданином Евгением Александровичем Фейт <…> на содержание в аренде обществом крестьян села Рождественскаго, Шумовская слобода тож, в полном его составе, под круговою порукою, пяти сот девяносто семи и три четверти десятин (: 597.3/4 десят. ) сороковой меры, пахотной удобной земли, находящейся в трех полях и составляющей часть имения принадлежащаго Ея Сиятельству Графине Марии Ильиничне Остен-Сакен. <…> Отдаваемая земля состоит из двух участков, из коих
первый: имеет пять сот шестьдесят одну с четвертью десят. (: 5611/4 дес. ) сороковой меры, граничащийся с Севера дарственным наделом общества крестьян села Рождественскаго, Шумовская слобода тож, с Востока землею того же общества, приобретенною покупкою посредством Крестьянскаго Банка, с Юга и Запада землею Графини Марии Ильиничны Остен-Сакен, в число этого участка входит оставленная при продаже земли Шумовскому обществу скотопрогонная дорога, примыкающая с Запада к описываемому участку и граничащаяся с Севера и Востока землею дарственнаго надела того же общества и почтовою дорогою ведущую из города Симбирска в город Буинск, а с юга церковною землею и землею купленной сказанным обществом.
Второй участок, называемый «степным» имеет тридцать шесть с половиною десятин (: 361/2 дес. ) сороковой меры, граничащийся: с Севера лугами, с Востока – степью, с Юга – пахотной землею принадлежащею Графине Марии Ильиничне Остен-Сакен, а с Запада землею крестьян села Крестникова.- Вышеозначенные участки сдаются в арендное содержание, сроком на шесть лет с перваго Января тысяча восемь сот восемьдесят девятаго года, под посев шести озимых и шести яровых хлебов на следующих условиях: 1е) Общество крестьян <…> в течение шестилетняго арендования <…> участков пахотной земли <…> находящейся в трех полях, имеет право произвести шесть посевов озимых, шесть – яровых хлебов, по системе трех польнаго хозяйства, при чем первоначальным посевом должно считаться паровое поле настоящаго тысяча восемь сот восемьдесят восьмого года в количестве сто шестидесяти восьми десятин (: 168 дес. ) сороковой меры, которое согласно предшествовавшаго договора на означенную землю с тем же обществом, в 1888 году поступило в распоряжение владелицы имения, и с особаго дозволения уже засеяно означенным обществом озимью на будущий тысяча восемь сот восемьдесят девятый год; но так как при разделении отдаваемой земли на равные три поля, следовало бы засеять озимью на тысяча восемь сот восемьдесят девятый год сто девяносто девять с четвертью десятин (: 1991/4 дес. ) сороковой меры, т. е. более на тридцать одну с четвертью десят. (: 31 1/4 дес. ), вследствие чего дозволяется обществу засеять таковые в будущем тысяча восемь сот восемьдесят девятом году взамен озими – яровым хлебом, т. е. в тысяча восемь сот восемьдесят девятом году засеять яровыми хлебами не сто девяносто девять с четвертью десятин, а двести тридцать с половиною десятин сороковой меры; затем последующие пять посевов озимых и пять яровых хлебов производить так, что-бы в каждом поле ежегодно было засеваемо по сто девяносто девяти с четвертью десятин (: 199 1/4 дес. ) сороковой меры, при чем снятие последняго шестаго урожая как озимаго, так и ярового хлеба должно быть оконьчено в тысяча восемь сот девяносто четвертом году; общество же крестьян села <…> обязано пользоваться арендуемыми участками в границах вышеописанных и платить аренду за то количество десятин, какое показано в настоящем контракте, без права требовать перемерки и не вступая в смежные угодья.- 2е) За пользование арендуемой землею в количестве пяти сот девяносто семи и три четверти десятин (: 597 3/4 дес. ) <…> общество крестьян <…> обязано платить кому и куда будет указываемо владелицей имения или ея поверенным, по шести рублей шестидесяти шести и две трети копеек за каждую десятину сороковой меры, итого по три тысячи девять сот восемьдесят пять рублей в каждый год, а всего за шесть лет, т. е. за шесть посевов яровых и шесть – озимых хлебов двадцать три тысячи девять сот десять рублей (: 23.910. р. ), платежи которых должны быть производимы в течении шести лет, начиная с перваго Января тысяча восемь сот восемьдесят девятаго года, ежегодно по ровной части, в следующия сроки: перваго Января и перваго Октября, т. е. в каждый означенный срок по одной тысяче девять сот девяносто два рубля пятидесяти коп. (: 1992 р. 50 коп. ), а всего в год три тысячи девять сот восемьдесят пять рублей (: 3985 руб. ). 3е) Если общество крестьян <…> не уплотит сполна, как выше сказано во втором пункте, аренды в течении первых пятнадцати дней после каждаго из вышеозначенных сроков, т. е. до 15го Января и 15го Октября, то подвергается за таковую просрочку взысканию за каждый месяц по одному проценту с рубля каждой не уплоченной суммы аренды, а буде не уплотить и по прошествии двух месяцев, если на то не последует уважительных причин, то владелица имения, если пожелает, может отказать обществу в аренде и пользовании арендуемыми участками земли без всякаго судебнаго разбирательства и взять оные в свое хозяйственное распоряжение, или отдать таковые в аренду другим лицам, а контракт сей уничтожается без всяких для владелицы имения последствий. Когда же при отрешении общества последует уменьшение арендной платы за означенные участки земли, или вообще какия либо ущербы, то убытки от сего должны пополнится из посеяннаго в сданных обществу участках снятаго и не снятаго хлеба, а равно и со всего имущества арендаторов общества крестьян села Рождественскаго, при чем общество должно иметь ввиду, что владелица имения не обязана предупреждать о точном исполнении сего обязательства. - 4е) Посевы масляничных растений могут быть производимы обществом каждый год не иначе, как с предварительнаго на то разрешения владелицы имения, или ея повереннаго и указанию где именно должны быть таковые производимы, так что-бы посевы таковых растений не возвращались на одно и то же место ранее шести лет и занимали бы не более шестой части озимаго, или ярового поля. - 5е) Общество крестьян села Рождественскаго, Шумовская слобода тож, арендуя вышеозначенные участки земли <…> обязуется в точности следовать всему вышеизложенному, при чем паровое поле тысяча восемь сот девяносто четвертаго года в количестве сто девяносто девяти с четвертью десятин (: 199 1/4 дес. ) сороковой меры, должно быть от аренды свободно перваго Января тысяча девять сот четвертаго года, а яровое и озимое поля, в том же количестве каждое, по снятии в тысяча восемь сот девяносто четвертом году последняго шестаго ржанаго и яроваго хлеба должны быть также от аренды свободны с перваго Октября тысяча восемь сот девяносто четвертаго года и сдать таковыя в вышеопределенныя сроки в распоряжение владелицы имения; кроме того обществу вменяется в непременную обязанность оконьчить уборку хлебов в последнем арендном тысяча восемь сот девяносто четвертом году до перваго Октября того года, так что-бы не встретить препятствий к вспашке яроваго поля под зябь будущими арендаторами. Вслучае-же умышленно или не умышленно, общество запашет более следуемаго количества десятин того или другаго поля не подлежащим засеву хлебом, то подергается без всяких возражений, споров и процессов, взысканию в пользу владелицы имения, за перепаханную таким образом землю, в двое против съемной цены за каждую излишне, или не правильно запаханную десятину, с отобранием в пользу владелицы и всего засеяннаго на той земле хлеба, кроме того все расходы, произведенные на проверку допущенных обществом не правильностей, или отступлений, падают на общество, по назначению владелицы имения. - 6е) Общество крестьян села Шумовки обязано межевых столбов, межевых признаков, меж и канав не уничтожать, а охранять, а также существующих дорог и межников не распахивать, равно не препятствовать к образованию новых дорог, или прогона, если таковые понадобятся владелице имения. - 7е) Дозволяется <…> производить на арендуемой земле пастьбу общественнаго скота. - 8е) Надзор за исполнением сего контракта в самом имении предоставляется владелице, или ея доверенным, во всякое время. - 9е) В случае не исполнения со стороны общества каких либо из условий сего контракта, владелица имения имеет право во всякое время года отказать от аренды снимаемых участков, которые должны перейти в распоряжение владелицы имения со всем тем, что на оных находится. - и
10е) Расходы по совершению сего договора должны быть на счет арендаторов общества крестьян села Шумовки и владелицы имения, по равной части. Контракт сей хранить свято и не нарушимо, подлинный иметь владелице имения, а обществу крестьян засвидетельствованную копию.
– По доверенности Графини Марии Ильиничны Остен-Сакен Лифляндский Гражданин Евгений Фейт. Уполномоченные от Общества крестьян Симбирскаго уезда, села Шумовки, крестьяне того же села: Николай Кузмин Дылдин, Герасим Кузмин Ефремов, Иван Матвеев Дылдин, Михаил Федоров Пылаев, Андрей Андреев Фролов, Семен Дмитриев Котомов, Максим Ильин Грошев, Андрей Иванов Бурханов подписал за себя и по личной прозбе не грамотных уполномоченных того же общества крестьян того же села Павла Васильева Коновалова, Дмитрия Григорьева Фролова, Степана Иванова Клюева, Григория Васильева Зимина, Петра Григорьева Анисимова, Ивана Егорова Мелешина, Василия Степанова Просвирнова, Василия Семенова Бухвалова.
Я, нижеподписавшийся, удостоверяю, что подписи эти сделаны собственноручно в присутствии моем, Михаила Васильевича Брызгалова, Симбирскаго Нотариуса, в конторе моей 1й части, по Дворцовой улице в доме Буско, Поверенным Графини Марии Ильиничны Остен-Сакен <…> Лифляндским Гражданином Евгением Александровичем Фейт, живущим в Симбирске, по Большой Саратовской улице, в доме Красникова, лично мне известными и уполномоченными от общества крестьян села Шумовки Симбирского уезда, приговором того общества, составленным 3 Декабря, записанным в книгу сельских приговоров под № 37 и засвидетельствованным Шумовской Волости Правлением 17 сего Декабря, - крестьянами <вновь те же>, живущих в своем селе, представивших в доказательство своей самоличности тот же за № 37 приговор. – 1888 года Декабря 18 дня. По реестру № 3495 <…>. Нотариус М. Брызгалов». | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
10 ноября 18:30 4 ноября 1895 года сельский староста Василий Егорович Захаров получил повестку с вызовом в суд.
СХОД И ВЫБОРЫ ПОВЕРЕННЫХ 3 декабря крестьяне собрались на сход. По итогам схода был принят документ, который начинается так: «1895 года Декабря 3 дня мы нижеподписавшиеся, общество крестьян Села Шумовки, Шумовской волости, Симбирскаго уезда Симбирской губернии из общего числа домохозяев, имеющих право голоса на сельском сходе 280 домохозяев, быв сего числа на полном сельском сходе в числе 188 человек, в присутствии нашего сельского старосты Андрея Бурханова постановили сей приговор в следующем: …» Далее излагаются суть дела и принятое решение «избрать для ходатайства по этому делу поверенными наших однообщественников крестьян» Ивана Семеновича Просвирнова и Григория Васильевича Неворочкина. Этот документ является по сути доверенностью, где перечисляются полномочия, которыми общество их наделяет. Документ подписывается бывшими на сходе крестьянами. «К сему приговору грамотные крестьяне руки приложили: Николай Королев, Семен Просвирнов, Иван Дылдин, Николай Зимин, Иван Триханов, Павел Куракин, Александр Сорокин, Алексей Егуранов, Герасим Ефремов и вместо всех вышеписанных неграмотных по их личному прошению и за себя лично расписался Иван Шошинков. Имена 1 Сельский староста Андрей Бурханов и рядовые 2 Петр Мелешин 3 Игнатий Аронов 4 Степан Шалаев 5 Семен Симагин 6 Василий Грошев 7 Иван Корчагин 8 Кузьма Шеркунов 9 Сергей Грачев 10 Степан Шеркунов 11 Афанасий Буданов 12 Кузьма Кашицын 13 Егор Тимохин 14 Андрей Кашицын 15 Петр Мохнаков 16 Николай Дылдин 17 Дмитрий Чичеров 18 Петр Клюев 19 Федор Бурханов 20 Василий Тимохин 21 Николай Куракин 22 Иван Ламзин 23 Василий Корчагин 24 Иван Жилкин 25 Максим Зайцев 26 Сергей Колганов 27 Михайло Симагин 28 Иван Шеркунов 29 Павел Коновалов 30 Иван Корчагин 31 Сергей Уханов 32 Иван Кашицын 33 Федор Горохов 34 Иван Куракин 35 Маркел Шалаев 36 Андрей Калганов 37 Яков Дылдин 38 Алексей Уханов 39 Игнатий Жилкин 40 Дмитрий Фролов 41 Иван Коновалов 42 Тимофей Коновалов 43 Дмитрий Мохнаков 44 Иван Андрюшин 45 Дмитрий Кашицын 46 Федор Жаринов 47 Михайло Жаринов 48 Андрей Дубцов 49 Афанасий Чернецов 50 Яков Просвирнов 51 Иван Егуранов 52 Андрей Кузнецов 53 Иван Грушкин 54 Филип Уханов 55 Павел Куракин 56 Михайло Недопекин 57 Михайло Богатенков 58 Герасим Ефремов 59 Иван Жилкин 60 Павел Калганов 61 Яков Тормозов 62 Михайло Грачев 63 Иван Горюнов 64 Андрей Куракин 65 Матвей Грошев 66 Дмитрий Жаринов 67 Филип Триханов 68 Сергей Триханов 69 Андрей Триханов 70 Иван Кузнецов 71 Степан Бурханов 72 Андрей Дылдин 73 Степан Клюев 74 Дмитрий Зимин 75 Сергей Секретарев 76 Андрей Секретарев 77 Николай Зимин 78 Михайло Клюев 79 Семен Клюев 80 Григорий Клюев 81 Дмитрий Мигачев 82 Григорий Бухвалов 83 Григорий Просвирнов 84 Василий Тимохин 85 Григорий Коновалов 86 Семен Пронин 87 Петр Крюков 88 Яков Рузаев 89 Степан Чернов 90 Василий Мохнаков 91 Петр Белов 92 Иван Шошенков 93 Алексей Захаров 94 Алексей Веников 95 Иван Тормозов 96 Сергей Веников 97 Григорий Захаров 98 Григорий Пылаев 99 Иван Ефремов 100 Андрей Ламзин 101 Михайло Грошев 102 Иван Триханов 103 Афанасий Кузнецов 104 Петр Пылаев 105 Фрол Кобызов 106 Тимофей Горшков 107 Степан Просвирнов 108 Семен Пылаев 109 Тимофей Рузаев 110 Федор Чичеров 111 Василий Просвирнов 112 Матвей Просвирнов 113 Филип Сукин 114 Дмитрий Королев 115 Андрей Ламзин 116 Семен Просвирнов 117 Алексей Ламзин 118 Никита Чичеров 119 Федор Евстифеев 120 Василий Зайцев 121 Григорий Веников 122 Петр Анисимов 123 Василий Анисимов 124 Прокофий Зимин 125 Захар Золотов 126 Иван Шлепков 127 Егор Шувалов 128 Василий Сорокин 129 Петр Колесов 130 Павел Дылдин 131 Иван Сорокин 132 Степан Чинков 133 Кузьма Горюнов 134 Дмитрий Горюнов 135 Павел Маслин 136 Лаврентий Ламзин 137 Алексей Ерахтин 138 Сергей Бахтинов 139 Трофим Кузнецов 140 Гаврило Бормотов 141 Яков Кашицын 142 Михайло Просвирнов 143 Кузьма Беляев 144 Михайло Ерахтин 145 Михайло Зайцев 146 Михайло Золотов 147 Алексей Жаринов 148 Сергей Буданов 149 Николай Кондраков 150 Степан Белов 151 Иван Золотов 152 Кузьма Андрюшин 153 Павел Бурханов 154 Петр Шиков 155 Иван Неворочкин 156 Дмитрий Золотов 157 Иван Мохнаков 158 Николай Белов 159 Леонтий Шалаев 160 Василий Ерахтин 161 Василий Золотов 162 Григорий Мелёшин 163 Иван Котомов 164 Алексей Кузнецов 165 Иван Глотов 166 Иван Горюнов 167 Василий Захаров 168 Алексей Белов 169 Петр Дылдин 170 Григорий Просвирнов 171 Яков Королев 172 Василий Бухвалов 173 Иван Аронов 174 Николай Глотов 175 Федор Софроночев 176 Иван Бухвалов 177 Григорий Полюткин 178 Иван Молошников 179 Петр Чинков 180 Василий Чинков 181 Сергей Волков 182 Яков Полюткин 183 Яков Триханов 184 Дмитрий Бухвалов 185 Григорий Неворочкин 186 Петр Неворочкин 187 Сергей Рожков 188 Дмитрий Чижев. <Вот большая часть фамилий коренных шумовцев! >
(Продолжение следует) | | |
| potomok-61 Сообщений: 132 На сайте с 2023 г. Рейтинг: 52
| Наверх ##
11 ноября 19:25 ПИСЬМО ПОВЕРЕННЫХ В СУД
Поверенные 5 декабря 1895 г. написали ответ в Симбирский Окружной Суд. «... Против этого иска мы должны прежде всего сказать, что иск этот преждевременно предъявлен к нашим доверителям, т. к. Управляющий Графини Остен-Сакен во всякое время мог бы чрез землемера, командированнаго от Симбирскаго Губернскаго Правления проверить своей доверительницы землю и если бы по измерению оказалось, что у Графини Остен-Сакен не хватает какого-либо количества земли и таковая находится во владении наших доверителей, то наши доверители без всякаго спора возвратили бы излишек земли законному ея владельцу, а прямое предъявление иска к нашим доверителям равносильно стремлению обогащаться на чужой счет объявлением цены иска в 1000 рублей, чтобы с этой суммы получить вознаграждение за ведение дела. Наши доверители владеют лишь тем количеством земли, которая была им отведена при покупке самой земли Главным Управляющим Графини Иверсеном, поставившим знаки, граничащие землю наших доверителей от его доверительницы земли, в пределах каковых знаков и теперь наши доверители владеют землею, почему владение наших доверителей должно считаться вполне добросовестным, если бы даже у наших доверителей оказался какой-либо излишек и наши доверители согласно 529, 530 и 626 ст. X ч. 1й не могут быть присуждены к уплате каких-либо убытков истице. Чтобы убедить Суд в добросовестности владения наших доверителей землею, мы покорнейше просим: предоставить нам право во время осмотра и измерения земли сослаться нам на свидетелей, при коих нашим доверителям указана была граница владения Главным Управляющим Графини Иверсеном. Объясняя об этом Симбирскому Окружному Суду, мы покорнейше просим: 1) признать иск преждевременно к доверителям нашим предъявленным; 2) признать владение доверителей наших добросовестным, если бы в их владении и оказался какой-либо излишек земли; 3) предоставить нам право при измерении земли указать на месте свидетелей, при коих как понятых была указана межа владения наших доверителей Главным Управляющим истицы Иверсеном и указанных свидетелей допросить на месте осмотра и 4) в иске повереннаго истице отказать и <…> возложить на истицу уплату судебных издержек и вознаграждение за ведение дела <…>. Во время производства дела будем иметь жительство во 2 части г. Симбирска по Шатальной улице, в доме Симбирскаго Городскаго Банка в квартире Г. Иордана. 1895 г. Декабря 5го дня. Крестьянин села Шумовки Иван Семенов Просвирнов, крестьянин села Шумовки Григорий Васильев Неворочкин». Подписались крестьяне собственноручно. Документ написан уверенным ровным почерком с наклоном влево. Кто-то грамотный помог им правильно составить и написать этот ответ. ИЗМЕРЕНИЕ УЧАСТКА
12 января 1896 года состоялось судебное заседание в присутствии поверенного истицы Еленевского и уполномоченных ответчика, общества крестьян села Шумовки, Просвирнова и Неворочкина. «Уполномоченные заявили, что присоединяются к ходатайству повереннаго Еленевского о производстве осмотра и измерения земли, якобы захваченной самовольно их доверителями, в участке, указанном в прошении повереннаго истицы». Суд поручает уездному члену суда по Симбирскому уезду произвести осмотр и измерение земли с составлением плана при участии эксперта-землемера. Повестки Еленевскому, Просвирнову и Неворочкину от уездного члена Симбирского Окружного Суда от 7 мая 1896 года приглашали «явиться к нему в село Шумовку на вьезжую квартиру 17 мая в 10 ч. утра 1896 года». <Въезжая или взъезжая квартира - похоже, постоялый двор, гостиница>
Встреча проходила 17 и 18 мая. В протоколе говорится, что в присутствии поверенного истицы, ученого управителя Н.И. Еленевского, поверенных общества крестьян И.С. Просвирнова и Г.В. Неворочкина, а «также понятых: крестьян Ивана Антонова Гусева и Парфентия Степанова Дьячкова (крестьяне соседней деревни Семеновки)», уездный член Симбирского Окружного Суда производил «при участии эксперта-землемера, Симбирскаго Губернскаго Землемера, Статскаго Советника Петра Павлова Соловьева, осмотр и измерение границы фактическаго владения общества крестьян села Шумовки тем участком земли, который то общество купило у Остен-Сакен и при чем оказалось, что в означенном участке имеется одна тысяча триста семьдесят две дес. 864 саж. (1372 дес. 864 саж.); из этого количества следует исключить 33 десятины церковной земли, границы которой определить в натуре нет возможности, потому что она фактически находится не в одном участке и не в том месте, где она показана по представленному к делу плану землемера Николаева, а общество отводит церковную землю ежегодно в разных местах, по одиннадцати десятин в каждом из трех полей. За исключением церковной земли, во владении общества остается 1339 дес. 864 саж., т. е. на 19 дес. 864 саж. более против количества земли (1320 дес.) обозначенной в купчей крепости и в плане землемера Николаева. Это различие объясняется тем, что на плане землемера Николаева грань по смежности с землею общества крестьян села Новаго Уреня (от А до И) означена в 762 сажени, тогда как она в действительности заключает в себе 793 саж. т. е. на 31 сажень более, почему в этом месте к мере АБ с землею графини Остен-Сакен, оказывается излишек в 10 десятин 1139 саж.; кроме того по мере ЗИ с землею госпожи Гулак-Артемовской, вместо означенной на плане землемера Николаева одной линии в 220 сажен, в действительности оказалось две: одна в 73 сажени, другая в 157 сажен, что составит излишек в 1 десятину 1230 сажен; затем еще и в других местах план землемера Николаева оказался несогласным с фактическою границею крестьянскаго владения купленной землей. Крестьяне Просвирнов и Неворочкин поверенные общества крестьян села Шумовки, объясняют оказавшийся при измерении излишек в их пользовании земли, тем, что, при настоящем измерении, прогон, показанный на плане землемера Николаева между их покупной и дарственной землями (от Б до Д), в натуре ныне не существующий, включен в число покупной земли, тогда как он должен быть из нея исключен; но в натуре никаких признаков, по которым можно было бы определить положение прогона не существует и стороны их указать не могли. В виду этого при измерении в натуре границы между купленной крестьянами землею и землею, ныне принадлежащей графини Остен-Сакен (по плану землемера Николаева линия АБ), линия в 2198 сажен, показанная на плане землемера Николаева без прогона, принята в 2168 сажен, не включая прогона, потому что на плане Николаева цифра очевидно ошибочно показана. – Положение и границы спорнаго участка земли показаны в подробности в приложенном к настоящему протоколу чертеже эксперта землемера. – Затем, во время осмотра поверенные общества крестьян села Шумовки, Просвирнов и Неворочкин, заявили просьбу о допросе, в качестве свидетелей, крестьян села Шумовки: Семена Андреева Клюева, Степана Дмитриева Бурханова, Семена Семенова Просвирнова и Ивана Павлова Шлепкова; они присутствовали при отмежевании обществу крестьян села Шумовки земли в 1320 десятин, которую общество купило у графини Остен-Сакен по купчей крепости, утвержденной 14 июля 1886 года, и потому могут в точности указать границы этого участка, ныне измереннаго и оказавшегося на 19 дес. 864 саж. более». Далее следуют подписи участников осмотра и измерения земли. За неграмотных Ивана Антоновича Гусева и Парфентия Степановича Дьячкова по их личной просьбе расписался дворянин Герман Богданович Фон-Виссель.
(Окончание следует). | | |
|