Загрузите GEDCOM-файл на ВГД   [х]
Всероссийское Генеалогическое Древо
На сайте ВГД собираются люди, увлеченные генеалогией, историей, геральдикой и т.д. Здесь вы найдете собеседников, экспертов, умелых помощников в поисках предков и родственников. Вам подскажут где искать документы о павших в боях и пропавших без вести, в какой архив обратиться при исследовании родословной своей семьи, помогут определить по старой фотографии принадлежность к воинским частям, ведомствам и чину. ВГД - поиск людей в прошлом, настоящем и будущем!
Genotek ADs
Вниз ⇊

Село ШУМОВКА Симбирского уезда.

Материалы к истории и генеалогии.

← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
Вот такие, очень богатые и знатные владельцы были у наших прадедов.
Бывали ли они в своей поволжской вотчине? Трудно сказать. Скорее всего, нет, или очень редко. Большое расстояние, служба при дворе, военная и дипломатическая, не позволяли отлучаться надолго. Да и что им здесь было делать? Отдыхать? Загородные усадьбы их находились недалеко от Москвы (Ахтырка - у Трубецких, Кузьминки, Гребнево - у Голицыных). Князья обустраивали их, жили там подолгу. С.М. Голицын, например, проводил в Кузьминках по полгода с начала мая до поздней осени. За Кузьминками закрепилось два неофициальных названия: «Русский Версаль князей Голицыных», «Московский Павловск». По ссылке можно полюбоваться «Видами села Влахернского (Мельницы), принадлежащего князю Сергею Михайловичу Голицыну»: http://www.raruss.ru/russian-m...nskoe.html

Но господский дом в Шумовке на случай приезда хозяев и проживания управляющих имением был.
Как пишет Мартынов, Император Александр I в 1824 г. перед прибытием в Симбирск «посетил князя Голицына в Шумовке, был в помещичьем доме» (М, 1903). (Доказательств этого найти не удалось ни в статьях о пребывании царя в Симбирске, ни в книге Н.К. Шильдера «Император Александр I. Его жизнь и царствование», ни в камер-фурьерском журнале тех дней. Он содержал только перечисление событий при дворе. Возможно, царь и был в гостях у Голицына, но это, как частный визит, не было велено предавать гласности. Пока так. Возможно позже появятся новые документы).
В исповедной ведомости по Шумовке за 1864 год имеются данные о «дворовых и их домашних», живших, вероятно, при этом помещичьем доме. На представленном плане Шумовки 1896 г. обозначен «господский дом».

Князья были богаты: это богатство приумножалось трудом крестьян из принадлежавших им многочисленных имений. А вот что владельцы этих имений делали для своих крепостных? Нам известно следующее: они строили церкви, помогали содержать их причт, иногда открывали и содержали школы.
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
ОПИСАНИЕ СЕЛА

«Село состоит из двух главных улиц (с двумя рядами домов), имеющих направление с запада на восток: одна из них, ближайшая к р. р. Бирючу и Свияге, разделена площадью, на которой расположены каменная церковь, волостное правление и школа; от этой площади ко второй улице ведет еще небольшая улица односторонка, имея так. обр. направление с севера к югу; такое-же направление имеют еще две улицы: одна–небольшая односторонка, вдается в самый угол впадения р. Бирюча в Свиягу, другая – в западной части села.
Ширина улиц доходит до 25 сажен; какой-либо растительности на улицах нет <«без единого деревца»
, писал Давид Бурлюк, вспоминая Шумовку 1899 года. «У крестьян нет леса. Общая безлесица по сю сторону Свияги делает топливо не дешёвым в этой местности. Оттого топят обыкновенно соломой и дрова употребляют только люди более состоятельные. В нынешнем году двое из здешних крестьян купили 180 десятин лесу и распродают его по мелочи крестьянам.» Свидетельство 1866 года>.
Дома расположены «гнездами» - по два в каждом, причем каждое «гнездо» от соседняго находится в разстоянии 8 саж. (пустошь); на каждое гнездо по улице полагается 16 саж. (по 8 саж. на дом). Позади домов находятся огороды и гумна; огороды сплошь засеиваются коноплей (отличительная черта села).
Все дома (за исключением помещичьяго) одно-этажные, деревянные, крытые по преимуществу тесом, частью – соломой; имеют б. ч. по три окна на улицу; толщина стен не превышает 4-5 вершков
<1 вершок=4 см 45 мм>. В селе преобладают новые постройки вследствие того, что пожары, бывшие летом 1891 года, уничтожили почти все село. В большинстве домов имеются голландския печи, отапливаемыя почти исключительно соломой; курных изб нет; железныя печи не вошли в употребление. На зиму у всех домов устраиваются завалины из земли; двойныя рамы вставляются только более богатыми крестьянами; почти при каждом доме имеются загороженные дворы с крытыми соломой сараями и различными пристройками, как то: конюшней, напогребицей, амбаром и т.д. Домашний скот помещается на этих дворах; – особых корд для него не имеется; таким образом навоз составляет – по свойственной русскому крестьянину симпатии к нему (в этом он видит признак домовитости), непременную принадлежность каждого двора; и только сильное распространение здесь за последние годы острых заразных болезней побудили администрацию принять меры к более опрятному содержанию дворов. <Возможно, наличие навоза во дворах шумовских крестьян объясняется еще и отсутствием рядом леса, вследствие чего навоз был альтернативным видом топлива. Топили кизяками - кирпичиками высушенного навоза. Заготавливали их летом: небольшую деревянную рамку набивали навозом, получившиеся кирпичи сушили во дворе на солнце. Так делали во время Великой Отечественной войны>. Отхожих мест при дворах не имеется, и естественные надобности отправляются элементарным путем.
При большинстве дворов имеются колодцы с деревянными срубами, возвышающимися над землей на 3/4 - 11/2 аршина; колодцы покрываются деревянными покрышами и вообще содержатся довольно опрятно (от сруба к поверхности почвы устраиваются скаты, так что стоков в них небывает). Вода из колодцев добывается при помощи длиннаго деревяннаго крюка, на котором ведро опускается в колодезь; из более-же глубоких колодцев при помощи «оцепи» (длинный шест с веревкой на одном конце, к которой привязывается ведро; шест этот прикрепляется к перекладине так, чтобы ему были обезпечены движения по кривой сверху вниз). – Глубина колодцев в различных частях села различна: так, в восточной части, в соседстве р. р. Свияги и Бирюча, благодаря большей рыхлости и просачиваемости поверхностных слоев почвы, они не глубже 11/2 - 3 сажен; по направлению-же к западному концу села они становятся глубже, пока не достигнут до 6 сажен глубины; слой воды в первых доходит до 11/2 саж., во вторых от 11/2 арш. едва достигает 1 сажени.
Зимой, а также в июльские жары и вообще в рабочую пору, когда предъявляется громадный спрос на воду, вода в колодцах обыкновенно убывает, доходя иногда до половины первоначальнаго количества.
Кладбище, «новое», существующее около 20 лет
, <старое упразднено до 1883 г.> находится к югу от села саженях в двухстах; по наклону местности оно расположено выше села; во время холерной эпидемии прошлаго года на нем было отведено особое место для погребения умерших от холеры. К юго-западу от села в упомянутом овраге отведено особое место, где зарываются полыя животныя. <…>
Воду для питья жители получают из колодцев, которые, как я помянул выше, находятся почти при каждом доме. Вода большинства колодцев, будучи бесцветной на вид и без запаха, обладает несколько жестковатым вкусом и при кипячении дает небольшой белый осадок. Водою р. Бирюча пользуются только для мытья белья, что практикуется по всему протяжению речки у с. Шумовки. Мочала и конопля мочатся в описанном мною выше канале.
Освещение во всех домах при помощи керосина.
Что касается общаго благосостояния жителей с. Шумовки, то сравнительно с соседними крестьянами оно представляется едва-ли не ниже средняго: пожары, истребившие летом 1891 г. почти всю Шумовку, голодный год, эпидемии тифов и наконец холеры, недостаточность земельнаго душеваго надела (1 десятина), – все это повело к раззорению села»
(Описание 1896 г.)
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
НАСЕЛЕНИЕ

В 1780 году, году образования Симбирского наместничества, в Шумовке отмечают помещиковых крестьян и 2 владельческих малороссиян. Помещиковые, по всей вероятности, - привезенные из русских вотчин изначально и иногда переводимые из одной вотчины в другую впоследствии, - русские. Продолжился ли род малороссиян в Шумовке?

«Шумовка, как и Ундоры сбродное селение. В документах, изданных мною, упоминаются Шумовской Слободы казаки. Действительно, и здесь есть предание, что коренные Шумовцы были когда-то казаками, к которым потом приходили различные поселенцы: мордва, татары, чуваши и, даже, как говорят, цыгане» (1868 г.)

«Говорит предание, что село Шумовка образовалось первоначально из чуваш и мордвы, - тип этого народа можно заметить в некоторых жителях села; старожилы указывают на такия семейства, доселе существующия».(1875)
Раз на них можно указать, значит, они к этому времени сохранили свою национальность, культуру, быт, и браки внутри села заключали, наверно, с представителями своей национальности.

«Жители села (все русские, православные)…» (1896 г.)

«Старики рассказывают, что у князей Голицыных были заводы на Урале, откуда они присылали в Шумовку рабочих, в чем-либо провинившихся, почему население Шумовки стало разноплеменным и крайне буйным. Прежде опасно было проезжать через Шумовку (стоящую и поныне на большой Казанской дороге), потому что местные крестьяне нападали на проезжавших и грабили их. Разноплеменность же населения заметна здесь и в настоящее время, так как среди великорусов есть не мало обрусевших чуваш, мордвы и цыган. Эти инородцы прежде были почти сплошь землекопами, каковой промысел процветал в Шумовке и только последнее время стал заметно падать». (М.,1903).

К сожалению, самыми старыми по Шумовке являются две метрические книги: за 1864 и 1865 год, и кто здесь был из сосланных и, может быть, так и остался здесь, мы не знаем. В МК 1865 г. нашлась запись, доказывающая, что, действительно, здесь жили люди с Урала.

Брак №5 от 16 мая 1865 года.

Жених: Пермской губ., Оханского уезда Нытвенского завода Мастеровой Николай Васильев Аксенов, православный, вторым браком. 28 лет.
Невеста: Той же губернии Пашийского завода умершего ремесленника Ильи Красильникова дочь девица Елена, 19 лет.
Поручители: По женихе: с. Шумовки крестьяне Иван Григорьев и Семен Семенов <Просвирновы>, а по невесте: Нытвенского Завода Ремесленник Пантелей Васильев и Пашийского Завода Николай Ильин Красильников.

В Исповедной ведомости 1866 года их семья записана среди временно проживающих мещан. Николаю Васильевичу 30 лет, Елене Ильиничне – 20. У них трое детей: Степан, 8 лет, Григорий, 5 лет (видимо, дети от первого брака Николая Васильевича) и Александра, 4 месяцев.

В более поздних МК таких фамилий не помню.
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
КОЛИЧЕСТВО ЖИТЕЛЕЙ ШУМОВКИ
в 1780 г., по данным клировых ведомостей и поселенных списков плательщиков с/х налога, хранящихся в ГАУО.

Под порядковым номером указывались фамилия, имя и отчество плательщика с/х налога и в одной из граф - количество едоков в семье. Итоговые цифры, получается, - количество семей и количество человек в селении.


Прикрепленный файл (О количестве жителей Шумовки в разные годы..xlsx, 59402 байт)
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
ЗАНЯТИЯ ШУМОВЦЕВ

«Шумовское крестьянское общество перешло в 1862 г. на дарственный надел, получив на 833 ревизских души (255 дворов) по одной десятине удобной земли на душу. Затем, в 1886 году общество купило у графини Остен-Сакен 1320 десятин пашни и в настоящее время, при населении в 2176 душ (1053 муж. и 1123 жен.), на 321 двор, пользуется 2153 дес. удобной земли (усадебной 238 дес. 98 саж., пашни 1728 дес. 816 саж., выгону 113 дес., покоса 73 дес. 1486 саж.) и кроме того 882 десятинами неудобной земли" (М., 1903 г., с. 262).

«Шумовка большое село (более 2000 жителей обоего пола); крестьяне находятся еще в временно-обязанных отношениях к помещице Графине Остен-Сакен. Фабрик и заводов здесь нет никаких; но крестьяне кроме земледелия занимаются еще торговлей: ездят в степи на Ново-Узенскую ярмарку, скупают там лошадей (башкирят), рогатый скот и шерсть. Лошадей сбывают большею частию на ярмарках, особенно на нашей Казанской, рогатый же скот иной год продают в Симбирске не битым, а при дешевых ценах бьют сами; мясо, а также шкуры, возят на базары в Симбирск; шерсть сбывают не мытой на местные фабрики. Торгуют также Шумовские крестьяне колёсами, огородными овощами и мелочным крестьянским товаром. Богатых торговцев не много: 3 или 4 семейства, а большая часть торгует при небольшом оборотном капитале. В селении есть постоялые дворы; многие занимаются даже разгоном лошадей, а некоторые возкой товаров. Ярмарки в Шумовке нет, но у них под боком четыре ярмарки: Симбирская Сборная, Казанская, на Ивана Постнаго, и Максимовская. Максимовская ярмарка (в селе Максимовке, в трёх верстах от Шумовки) – праздник шумовцев; они не только покупают и продают, но и гуляют на этой ярмарке». <Максимовская ярмарка – Ярильская – проводилась в 10 пятницу после Пасхи. В 1861 году из привезенных на продажу товаров на 600 рублей, было продано на 360. 1868 г.> «При заметном развитии торговли в Шумовке, тем не менее нет вовсе не только каких-либо заводов, но даже и ремесленной промышленности; здесь всё покупное; всё делают чужие, а не свои: скот хотя и бьют, но свеч лить не умеют, а покупают их в городе: овчинники, шерстобиты, портные приходят обувать и одевать Шумовцев из окрестных селений; в самой же Шумовке почти нет вовсе подобных промышленников. Даже огородничество и то развито гораздо слабее, чем в других окрестных селениях. Оттого там не редкость, что крестьяне закупают на стороне капусту и огурцы. Разводят в большем количестве конопель; но семя продают, а если и бьют масло, то только для себя. У женщин не заметно тоже ни какой яркой промышленности: девицы и даже женщины ходят работать на Линёвскую суконную фабрику (на фабрику ходят и малолетки), ткут холсты посконные, льняные и промзинки. Промзинки ткут только для себя, а холсты продают на Казанской ярмарке; но как те, так и другие далеко уступают Карлинским и Сурским холстам и промзинкам. Промзинки стали ткать в Шумовке очень недавно» (1866)

Предлагаю далее несколько выдержек из книги «Материалы для географии и статистики, собранные офицерами генерального штаба. Симбирская губерния. Часть II. СПб, 1868», где дается обзор некоторых видов деятельности, характерных для крестьян Шумовки.

«Производство домашняго сукна значительно уменьшилось вследствие развития суконных фабрик, особенно в последнее воемя, когда на них начали приготовлять сукна в частную продажу. <…> Крестьянския сукна приготовляются по большей части для домашняго потребления, а в Симбирском и Алатырском уездах и в северной части Карсунскаго также и в продажу <…> Из сёл, замечательных приготовлением в значительных размерах крестьянских сукон в продажу, можно упомянуть Симбирского уезда Шумовку и Ишеевку <…> Вообще же в деревнях близ многих суконных фабрик замечается более или менее развитие сукноделия, чему, без сомнения, способствует возможность доставать с фабрики от рабочих шерсть и пользоваться валкою домашних сукон на фабрике. <…> Тканьем домашних крестьянских сукон занимаются преимущественно зимой женщины. <…> В тех же сёлах, где приготовляются в продажу крестьянские сукна, существует также вязание из шерсти варежек и шерстяных чулков – обувь, употребляемая зажиточными крестьянами и крестьянками как зимой, так и летом, в виде праздничного убранства. Чулки обыкновенно делаются выше колен. Вязаньем чулок занимаются в особенности мещанки и солдатки в сёлах и городах» (с.288).
В 30-40-е годы в Шумовке была улица Чулочная. Не с этим ли промыслом связано это название?

«Торговые промыслы <…> они вообще развиты повсеместно, но имеют по большей части вид мелочной торговли, предметы которой составляются, так сказать, случайно. Во всех селениях, где бывают базары, можно встретить крестьян, занимающихся перепродажей различных товаров: тулупов, овчин, хлеба, пеньки, одежды, рукавиц, холста и проч. В некоторых селениях эта мелочная торговля превратилась в главный промысел жителей, которые занимаются различными мелкими торговыми сделками не только на своих базарах, но и по соседним базарным селениям и составляют разряд мелочных базарных торговцев, которых торговые занятия не отвлекают однако от главного занятия – земледелия. Значительное число подобных мелких базарных торговцев встречается в следующих селениях: <…> Шумовке…» (с. 321)

«Постоялые дворы устраивают на больших торговых дорогах, и хотя они большею частью существуют постоянно, но главная выгода от их содержания бывает зимою, когда появляется главное промышленное и торговое движение в губернии. Они заводятся зажиточными крестьянами и нередко доставляют хозяевам огромные барыши. <…> Кроме больших постоялых дворов, в торговых, промышленных и во всех базарных селах существуют курени, небольшие дворы, где приготовляются, для собравшегося на базар народа, калачи, булки и разного рода закуски; тут же продается и водка. Впрочем иногда в курени принимают и на ночлег пешеходов и проезжих. С развитием оборотов курень обращается нередко в большой постоялый двор. Курени по характеру торговли, и главное по продаже в них вина официально считаются в числе кабаков, да и действительно это не что иное, как более обширные и более приспособленные для отдыха кабаки» (с.337, 338).

В этой же работе отмечается, что около Симбирска заметна торговля сеном, и занимаются этим многие крестьяне, в т.ч. и из Шумовки (с. 328)

«В селениях <…> Шумовке, расположенных около больших дорог, развито содержание постоялых дворов, ямщичество, торговля хлебом, рыбою, сеном, железом, скотом, лошадьми» (Источник за давностью лет не нашла).

9 декабря 1875 г. «Симбирские Губернские Ведомости» сообщили, что в Шумовке «с разрешения уездного земского собрания открыт по пятницам каждонедельный базарный торг».

В 1896 г. же отмечается, что «ярмарки и базаров в селе не бывает», «есть четыре мелочных лавки и два кабака». «Жители села <…> занимаются почти исключительно земледелием, и если существуют некоторые ремесла (сапожное, портняжное и т.д.), то единственно, ради домашняго обихода; необходимо упомянуть также о том, что в свободное от полевых работ время значительное число крестьян нанимается в землекопы преимущественно в г. Симбирск; это – единственный промысел, отвлекающий здешних крестьян от своего села. (Служа около 1/2 года в с. Шумовке, я натолкнулся на интересное явление: почти всякий крестьянин, котораго мне пришлось изследовать, имеет гипертрофированное сердце без какой-либо недостаточности. Факт этот я склонен объяснить тем, что Шумовцы – землекопы по специальности, а работа эта должна требовать громаднаго физическаго напряжения)»

Вот, что пишет о занятиях шумовских крестьян учитель 1го сельского Шумовского училища Сергей Петрович Поляков в 1896 г.:
«Надельной земли у крестьян села Шумовки 7 сажен на душу. Этого, конечно, недостаточно для поддержания существования, и поэтому крестьяне занимаются еще неземледельческими промыслами: мужчины – отхожим промыслом – землекопством, а женщины – пряжей толстых ниток на дому. Когда промысел землекомпства был в руках артели, он давал каждому рабочему от 15 до 25 рублей. Но с передачей его в руки подрядчиков заработок его значительно понизился; теперь каждый рабочий имеет в лето не более 8-12 рублей.
Работа женщин начинается с окончанием полевых работ осенью, и продолжается до начала их весною. Каждая работница напрядет за зиму от 60 до 130 фунтов пряжи; пряжа продается по преимуществу в городе Симбирске. Цены бывают, смотря по спросу – большия и меньшия, но никогда не падают ниже 12 и не подымаются выше 22 копеек за фунт.
Эти промыслы являются существенной поддержкой в крестьянском хозяйстве» .

«В летнюю рабочую пору, когда бывает большой спрос на рабочия руки, сюда прибывает до 200 пришлых людей, почти исключительно татары со своими семьями, которые и помещаются на это время у своих работодателей. (В 1892 году это обстоятельство не мало способствовало развитию холеры в с. Шумовке, так как татары часто приходили из наиболее зараженных местностей)»
(1896)

В 1903 году П.Л.Мартынов пишет о том, что в Семёновке, Шумовке, Арбузовке и Телешовке в значительном количестве разводят гусей, что является большим подспорьем в хозяйстве. Ежегодно осенью приезжают сюда торговцы, закупают до 5000 голов гуся и отправляют в Москву (с. 218).
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.

«Врачебной помощи нет никакой; в селе нет даже фельдшера. Единственные доктора – ворожеи и колдуны, а лекарства самые употребительные, как для людей, так и для скота: нашептыванья, наговоры на вино и на воду. Жена одного из местных духовных лиц лечит ещё просвирами. Шумовские бабы говорят, что просвиры прекрасно помогают во многих болезнях» (1866 г.)

В отчете о деятельности Симбирского губернского статистического комитета по данным за 1867 год дается статистика смертности в губернии и анализируются ее причины.

В 1867 году на 100 родившихся приходилось 77 смертных случаев, в некоторых местностях смертность даже превышала число рождений. Детская смертность была очень высокой, причем умерших до 1го года было 42,4%, от года до пяти лет – 18,2%.
Каковы же были причины смертности по мнению статистиков?
Прежде всего, «всюду, где одновременно существует большое скопление народонаселения, недостаток в материальных средствах и усиленный труд, условия для продолжительности жизни бывают всего неблагоприятнее; напротив, довольство, удовлетворение насущных потребностей, свободное и широкое помещение и отсутствие напряженнаго труда делают жизнь повозможности долгою».
«Найдено, что поденьщики и беднейшие классы, как-то рабочие, ремесленники, фабричные и т. д. средним числом живут от 25 едва до 30 лет, тогда как средняя продолжительность жизни зажиточных и высших сословий доходит от 50 до 60 лет т. е. покрайней мере вдвое больше средней продолжительности жизни беднейших классов».

Другими причинами являются климатические условия, быт и практически полное отсутствие медицинской помощи.

Об отношении в то время простого народа к медицинской помощи и лечении народными средствами в Симбирской губернии из цитируемого выше отчета можно прочитать здесь:
https://forum.vgd.ru/1864/1688...iew&o=

Далее о том, как обстояли дела с медицинским обслуживанием в Симбирском уезде в 1896 году.

Симбирский уезд был разделён на 5 медицинских участков:
1) Пригородный (25 селений, 16 276 чел.)
2) Ундоровский (53 селения, в т. ч. Шумовка, Линёвка, Полдомасово, 35 547 чел.)
3) Нагаткинский (54 селения, в т. ч. Семёновка, 43 582 чел.)
4) Тагаевский (98 селений, 45 683 чел.)
5) Солдатско-Ташлинский (56 селений, 45 389 чел.)
Итого на 186 477 человек в 286 селениях в Симбирском уезде в 1896 году было 5 врачей, 24 фельдшера и 4 акушерки.

Больницы находились: в с. Ундорах – на 30 кроватей, в с. Нагаткине – на 20 кр., в с. Тагае – на 35 кр. и в с. Солдатской Ташле – на 25 кроватей. Кроме того уездное земство арендовало 9 коек в Симбирской губернской больнице.
Фельдшерские пункты располагались в 13 селениях, в т. ч. и в Шумовке.

Хотелось бы подчеркнуть, что кроме оказания медицинской помощи на селе, на врачей одновременно ложилась работа и по медицинскому просвещению. Нужно было не только побороть неверные представления о том, как вести себя при том или ином заболевании, но и доходчиво донести до, в основной массе, неграмотных людей, как поступать правильно, чтобы уберечься от заболевания, как оказать неотложную помощь в той или иной ситуации, когда вызывать врача и т.д.
В следующей цитате речь пойдет о некоторых проблемах со здоровьем у жителей Шумовки.

«Самая местность, где расположено село, низменна, болотиста, что, в связи с вредным влиянием местных условий весеннего разлива р. Свияги, обусловливает громадное число острых лихорадочных заболеваний, наблюдающихся ежегодно в с. Шумовке. <…>
Когда я впервые начинал заниматься делом медицинской помощи среди сельских обывателей, меня удивило большое количество крестьянских женщин, страдающих женскими болезнями; отыскивая причину этого, я прежде всего натолкнулся на отсутствие надлежащей помощи им во время родов: акушерка требуется ими только в самых исключительных случаях; обыкновенно же делом акушерской помощи занимаются так наз. повитухи, которыя здесь не составляют особаго класса: чуть-ли не каждая деревенская старуха берется принимать младенца, пуская в случае каких-либо осложнений все средства, какие ей только Бог на душу положит; само-собой разумеется, тут не может быть и речи о чистоте ея рук, о чистоте белья и т.д.; грязными руками она копается в родовых путях родящей, проделывает с ней манипуляции самого возмутительнаго иногда свойства и пр. Роды совершаются обыкновенно на домах, после чего родильница проводит сутки в жарко натопленной бане, а на следующия сутки она принимается уже за всевозможныя работы.
<…> В таком большом селе как Шумовка существует не более 20 бань, так что по нескольку семей должны мыться в одной бане <…> В печах моются только старики и ребята».


Да, когда врачей не было, роды принимать надо было. Как повелось в течение столетий, так и делали. Она же не знали, что в чем-то действуют неправильно.
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
ПОСЛЕ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА

«Шумовское крестьянское общество перешло в 1862 г. на дарственный надел, получив на 833 ревизских души (255 дворов) по одной десятине удобной земли на душу» (М.,1903).

В собрании ГАУО есть два дела 1865 года о беспорядках, произошедших в селе Шумовке Симбирского уезда, имении Графини Остен-Сакен, связанных с принятием уставной грамоты:
Дела: ф. 346 оп. 6, ед.хр. 406; ф. 116, оп. 6, ед.хр. 20.
Основное содержание их – документ Правительствующего Сената, принятый по рассмотрении дела. Из него видно, что произошло в Шумовке.

Уставная грамота помещика и крестьян (также известна как уставная грамота 1861 года) — документ, обязательное составление которого каждым помещиком в ходе Крестьянской реформы в России было предусмотрено Манифестом об отмене крепостного права.
В Манифесте Александр II, в частности, повелевал следующее:
- «Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и за другие от него выгоды».
- «Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет, со дня издания настоящего Манифеста».
- «До истечения сего срока, крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам, и беспрекословно исполнять прежние их обязанности» (Из Википедии).

Небольшое дополнение к тексту.
Возраст крестьян.
Василию Михайловичу Анисимову в 1862 г. 31 год.
Василиев Фомичей Куракиных было два: 46 и 36 лет, кто из них обвинялся?
Григорию Панкину – Григорию Сергеевичу Панкину – 46 лет.
Ивану Антоновичу Пылаеву 49 лет,
его сыну Федору Ивановичу Пылаеву – 28.
Андрею Дмитриевичу Шошенкову 30 лет.
Федору Григорьевичу Стихееву 55 лет. В ИВ 1866 г. уже не указаны ни он, ни его жена.
Жаль, что у остальных действующих лиц названы только фамилии.

Коханова – Варвара Александровна Коханова, помещица, владелица находящейся в 2 км, на другом берегу Свияги, дер. Линевки. Выходит, и на этом берегу Свияги у нее была земля? Нарезали крестьянам земли «в через полосном владении» с землей соседней помещицы…
Фигурирующий в деле управляющий имением Макушин – Сергей Иванович Макушин, 37 лет, вольноотпущенный. Жил в Шумовке с матерью Агриппиной Степановной, 67 л., женой Олимпиадой Яковлевной, 31 года, и детьми: Апполинарией, Марией, Елизаветой, Павлой, Леонидом, Клавдией, Аркадием, Софьей, Верой (возраст подсчитан по ИВ 1864 г., состав семьи представлен по ИВ 1866 г.)

Кое-где дополнила знаки препинания для более удобного чтения.
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
«1863 года сентября 25 дня. По указу Его Императорскаго Величества, Правительствующий Сенат слушали:
Дело, представленное Начальником Симбирской губернии, о безпорядках в селе Шумовке, имении Графини Остен-Сакен.
Приказали:
Из дела сего видно: Вследствие жалоб временнообязанных крестьян села Шумовки Графини Остен-Сакен, в отношении нарушения сельским и волостным начальством правил Высочайшие утверждённаго положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Члены Симбирскаго Уезднаго Мироваго съезда, собравшись 19 ноября 1862 года в селе Шумовке, приступили к разбору последней жалобы крестьян, принесенной Шефу Корпуса жандармов и препровождённой через Министерство внутренних дел, для разбирательства на месте. При разсмотрении этой жалобы съездом оказалось: крестьяне жаловались между прочим на то:
1, что уставная грамота по их селу составлена без их согласия, не смотря на то, что они просили об этом управляющаго имением Макушина. Против сего Макушин объяснил, что на основании 36 статьи правил о порядке приведения в действие положения о крестьянах, приглашение крестьян к участию в составлении уставной грамоты зависит от усмотрения владельца; но и за всем тем, по уполномочию помещицы, он неоднократно убеждал крестьян к принятию всех статей уставной грамоты и предлагал им перейти со смешанной повинности на оброк, обещая, в случае согласия, нарезать им надел вокруг селения и простить недоимки, но крестьяне, подстрекаемые своими одножителями: Андреем Шошенковым, Васильем Куракиным, Фёдором Пылаевым и Фёдором Стихеевым, превратно толкующими смысл положения, не хотели слышать ни о каких соглашениях, ожидая по истечении двухгодичнаго срока со дня обнародования положения каких-то льгот, вследствие сего помещица была вынуждена составить уставную грамоту через своего довереннаго Муханова, без согласия крестьян. В подтвержение своих слов Макушин сослался на приходскаго Священника и Мироваго Посредника, которые подтвердили это, а Мировой Посредник присовокупил, что при поверке и утверждении уставной грамоты он разъяснял крестьянам все статьи грамоты и предлагал им утвердить её своим подписом; но крестьяне отказались, говоря: что ни на какие соглашения не пойдут, а будут работать по старому; всё это подтвердилось и справкою с уставною грамотою и поверочным актом, но крестьяне кроме голословнаго отрицания от всего изложеннаго, ничего к оправданию своему не представили;
2, что волостной старшина Золотов, воспользовавшись от управляющаго Макушина несколькими десятинами земли, делает самыя стеснительныя для них распоряжения, наряжает на работу в праздничные дни, бьёт и наказывает их. Но Золотов и Макушин объяснили против сего, что первый пользовался землёй не даром, а платил за неё деньги Управляющему, как это делают и многие другие, потому что не вся барская земля обрабатывается своими крестьянами, а часть ея отдается в наймы. Золотов же, отвергая так же и обвинение крестьян в стеснении их, объяснил Мировому съезду, что действийтельно, однажды в праздник, до утверждения уставной грамоты, крестьяне убирали господское сено, но это было по собственному согласию крестьян, в чём наконец согласились и жаловавшиеся крестьяне. Спрошенный в съезде крестьянин Григорий Панкин, которому, по объяснению крестьян, были выбиты старшиною зубы, показал, что действительно старшина ударил его в зубы, от чего у него пошла кровь, но он на это никому не жаловался и претензии не имеет; старшина же Золотов не сознался в этом, объясняя, что однажды Панкин был вытолкан им из волостнаго Правления за дерзкия выражения, в чём сослался на сельскаго старосту, подтвердившаго это. Что же относится до наказания крестьян розгами, то Золотов объяснил, что произвольно он никого не наказывал; но на основ. 110 ст. Общ. Полож. приводил в исполнение решение волостнаго Суда; в доказательство сего представил книгу, в которой записано решение волостнаго Суда, о наказании розгами крестьянина Пылаева. При чтении сего решения Членами съезда крестьянин Андрей Шошенков выступил из толпы, объявил Членам, что решение это есть сделка старшины с судьями, которые составили его и записали в Книгу после принесённой на старшину жалобы; но Шошенков доказательств на это не представил и продолжал говорить довольно резко, что он всегда и везде будет доказывать, что этот приговор есть сделка;
3, Крестьяне жаловались, что старшина, исполняя волю Макушина, не выдаёт им на отлучку паспортов, лишая их возможности приобретать пропитание и уплачивать подати и оброк. Противу сего Мировой посредник объяснил, что выдача крестьянам билетов остановлена по его распоряжению, и что мера это, согласная с 262 ст. мест. полож., была необходима потому, что половина крестьян, состоящих на оброке, не хотят платить таковаго. Крестьяне при спросе их по сему предмету не отвергнули существование оброчной недоимки; но не хотели сказать, как велика она, и когда некоторые из них стали путаться и делать сбивчивыя показания, тогда Шошенков, Василий Куракин, Фёдор Пылаев и Фёдор Стихеев, как видно, заранее подготовленные к ответам, выдвинулись из толпы и поправляя ошибки крестьян, бойко повели речь и высказали о положении самыя нелепыя понятия и притом дерзкия, так например: когда Председатель съезда при объяснении им положения, сказал: "что это Царский Закон", то они, перебивая его отвечали: " что же, что закон, нам от этого не легче"; при этом толпа смолкла, подтверждая всё сказанное ими. Из сего Члены Мироваго съезда убедились в большом влиянии на общество сих передовых людей и заключили, что только лжеучительство этих вредных людей отвлекает общество от мирных соглашений и наконец
4, Крестьяне в прошении своём объяснили, что некоторые из них, бывшие до обнародования Высочайшаго Манифеста на оброке, произвольно переведены на издельную повинность, и что по уставной грамоте им назначена земля в чрезполосном владении с помещицей Кохановою, и что эта земля назначена в размен. По справке с делами Мироваго съезда и уставною грамотою оказалось, что до утверждения уставной грамоты одна половина крестьян состояла на оброке, а другая на издельной повинности; но оброчные отправляли ещё некоторые работы и следовательно состояли на смешанной повинности и от издельной повинности переходили на оброк и обратно; этот порядок, на основ. 4 ст. прав. о поряд. привед. в действ. полож. о крест. не мог измениться до введения в действие уставной грамоты, сами же крестьяне не могли и не хотели указать, кто именно переведён с оброка на работу. За тем из уставной грамоты видно, что в число надела отведено крестьянам земли 69 десятин, состоящей в через полосном владении с Кохановою, но размена этой земли, как объяснил управляющий Макушин, не будет.
После разбора жалобы, признанной Мировым съездом во всех частях не уважительною, Члены Мироваго съезда объявили крестьянам отношение Губернскаго Присутствия, уведомляя Мировой съезд о признании Шумовских крестьян состоящими на смешанной повинности, просило обложить всё общество денежным оброком, согласно 165 ст. мест. Полож., по введении в действие уставной грамоты. Крестьяне, выслушав это отношение и разъяснение онаго Членами съезда, всею массою единогласно закричали: "что на оброк не пойдут, платить таковой не будут, а будут делать то, что делали прежде". Все убеждения и вразумления со стороны Членов съезда не подействовали на крестьян, крик между ними увеличивался и громче всех слышались голоса Шошенкова, Куракина, Пылаева и Стихеева, так что Члены съезда были вынуждены закрыть присутствие и распустить крестьян. Составив затем о всем изложенном журнал, Члены Мироваго съезда объяснили в нём, что по их убеждению источник не справедливых жалоб крестьян и не повиновения кроется в увлечении примерами вредных одножителей Шошенкова, Куракина, Пылаева и Стихеева, искажающих смысл положения и имеющих огромное влияние на общество, почему Мировой съезд постановлением 19 Ноября заключил: крестьян Шошенкова, Куракина, Пылаева и Стихеева за возмущение крестьян села Шумовки к не повиновению властям и не исполнению своих обязанностей, а также и за дерзости в присутствии съезда, предать суду; для чего Копия с сего постановления Мировым съездом препровождена в Уездный Суд, а между тем Мировому Посреднику, поручено привести в исполнение помянутое отношение Губернскаго Присутствия. При следствии, произведённом Следственною Коммисиею, Управляющий имением Макушин и Волостной Старшина Золотов показали согласно объяснений, данных ими мировому съезду. Крестьянин Андрей Дмитриев Шошенков, подтверждая поданное им с прочими крестьянами прошение, показал, что Макушин действительно предлагал им идти на оброк; но как при этом он сказал, что они должны платить оброк 49 лет, то они, испугавшись, отказались от сего предложения и под влиянием сего же не согласились на предложение Макушина идти на оброк и на выкуп, говоря ему, что до двух лет будут работать по-прежнему; он не знает того, получил ли Золотов землю даром или за деньги, но только видел, что Золотов пахал господскую землю. В замен праздничных дней, в которые они работали, по согласию с Управляющим, им обещано было позволить убрать своё сено в барский день, но обещание это не было исполнено. Из крестьян, которым причинены Золотовым обиды, он знает Панкина, котораго Золотов побил, и Ермишкина, которого он наказал без суда; о размене отведённой для них земли было упомянуто в прошении потому, что в обществе говорили, что эту землю со временем обменяют на другую; когда во время Мироваго съезда Председатель онаго сказал крестьянам, что положение есть Царский Закон, то он, Шошенков, не говорил что им от этаго не легче, в когда объявили, что крестьяне должны идти на оброк, то не один он, а все крестьяне закричали, что на оброк не пойдут и платить его не будут, потому что нечем платить, а будут работать, как прежде. Согласно с ним показали крестьяне: Василий Фомин Куракин, Фёдор Иванов Пылаев и Фёдор Григорьев Стихеев. Остальные 20 человек, участвовавшие в прошении к Шефу Корпуса Жандармов, подтвердили это прошение и показали согласно с Шошенковым и его товарищами. Макушин показал, что он крестьянам не говорил, что они будут платить оброк в течении 49 лет, а говорил, что при переходе на выкуп земля окупится им в этом сроке, а они вероятно его не поняли. Золотов отозвался, что крестьянина Ермишкина он наказал по решению волостных Судей. Спрошенные вследствие сего волостные Судьи: Шиков, Захаров и Рожков подтвердили осуждение ими к наказанию крестьянина Ермишкина. Сам Ермишкин показал, что он не знает, имели ли Судьи о нём суждение и так как наказывал его один Золотов, то он и полагал, что он наказан без суда. Обыватели села Шумовки, призванные к допросу в числе 96 человек, показали, что по объявлении им Мировым съездом о переводе их на оброк, они сказали, что на оброк не пойдут, потому что нечем платить и что они не могут поправиться с бывшего в 1848 году пожара, а между тем им не выдают паспортов, чем и лишают возможности заработать лишнюю копейку. О преданных суду крестьянах, по прикосновенности к делу всех обывателей села Шумовки, не было произведено повальнаго обыска, но следователь в журнале своём объяснил, что по окончании допросов Шумовских крестьян, они отозвались о подсудимых, что по поведению эти первые люди в селе, за которыми они не видят никакой вины, и если подсудимые говорили за крестьян в Присутствии Мироваго съезда, то потому, что понимают дело больше их. В присутствии Уезднаго Суда подсудимыми дана подписка о не пристрастных допросах их при следствии. По сказкам 10 ревизии все они значатся совершеннолетними; из них Куракин был под судом в 1862 году за распространение ложных слухов, за что по решению Палаты приговорён вместо ареста, к наказанию розгами двадцатью ударами. По поступлении дела в Палату из подсудимых: Шошенков, Куракин и Пылаев, по их просьбе, были допущены к прочтению выписки из дела и в рукоприкладстве под оною объяснили, что обвинение в возмущении своих одножителей возведено на них Управляющим Макушиным и Старшиною Золотовым за то, что они, подсудимые, как уполномоченные от общества, не приняли земельный надел, отведённый, в противность уставной грамоты, на месте, негодном для хлебопашества, и затем повторили то, что было ими высказано в жалобе к Шефу Корпуса Жандармов. Затем Мировой Посредник и Уездное Полицейское Управление донесли Уголовный Палате, что по арестовании подсудимых Шумовские крестьяне не пришли в повиновение, что Посредник относит к влиянию подсудимых на крестьян, которые были увлечены ими до того, что с наступлением весны, за исключением 30 домохозяев отказались от запашки земли для обсеменения своих полей, и отказались от уплаты оброка. Далее из дела сего видно, что по случаю неисполнения крестьянами села Шумовки повинностей по уставной грамоте, весною 1863 года были командированы туда, по распоряжению Начальника Губернии, в виде Экзекуции, две роты Владимирского Полка и туда же отправлялся для водворения порядка Штаб Офицер Корпуса Жандармов; но при возстановлении порядка из числа крестьян Иван Антонов Пылаев и Василий Анисимов отказались принять в надел землю, почему Начальник Губернии предписал Уездному Суду сделать распоряжение о производстве следствия о поступках Пылаева и Анисимова. Вследствие чего призванные к допросу временно обязанные крестьяне села Шумовки: Иван Антонов Пылаев и Василий Михайлов Анисимов показали, 1й, Пылаев, что когда приезжал к ним Жандармский Полковник и Исправник и предлагали им взять в надел землю, то он отказался от сего и теперь брать землю не хочет, потому что сын его в остроге, а если отдадут ему сына, то он возьмёт землю. 2й, Анисимов, что он отказывался и теперь отказывается от земли, что за неё надо платить оброк, на что у него нет сил. Из журнала Следователя видно, что при допросах обвинённые уклонились от положительных ответов на вопросы. В поведении они одобрены, под Судом не были, по X ревизии значатся совершеннолетними
.
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
Разсмотрев настоящее дело, представленное Начальником Симбирской губернии, на основ. 413 ст. 2 кн. XV т. Св. зак. Угол., Правительствующий Сенат находит:
I, крестьяне села Шумовки: Андрей Шошенков, Василий Куракин, Фёдор Пылаев и Фёдор Стихеев обвиняются:
а) в подстрекательстве своих одножителей к не повиновению распоряжением волостнаго и сельскаго начальства и к уклонению от исполнения обязанностей, возлагаемых на них Высочайше утверждённым положением 19 Февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимостей и
б) в дерзостях в присутствии Мироваго съезда. Поводом к первому из сих обвинений, как видно из дела, было то, что общество крестьян села Шумовки отказалась от подписания Уставной грамоты, а как Шошенков, Куракин, Пылаев и Стихеев были уполномоченными обществом входить по сему предмету в объяснение с Управляющим Макушиным, и признавая, что уставная грамота, составленная без их участия поверенным Графини Остан-Сакен Мухановым, который для сей цели даже и не въезжал в имения, неправильно, а также находя её вместе с тем невыгодною для общества, первые не изъявили согласия на принятие в том виде, как она была составлена, то на них и пало подозрение в том, что они главные виновники не согласия общества на принятие Уставной грамоты. Подозрение это подкреплялось ещё и тем, что подсудимые, как избранные из среды общества и уполномоченные, очевидно пользовались значительным уважением прочих крестьян и имели влияние на них.
Случай, при котором это влияние особенно высказалось пред лицом местных властей и который главным образом был причиной предания подсудимых Суду Уголовному, произошёл 19 ноября 1862 года. В этот день Симбирский Уездный Мировой Съезд открыл своё присутствие в селе Шумовке, для разбирательства жалобы, поданной крестьянами Графини Остен-Сакен Шефу Корпуса Жандармов. Разбирая этот пункт жалобы крестьян, в котором они обвиняли управляющаго в том, что он не выдаёт им паспортов и тем лишает их возможности зарабатывать деньги на стороне, и убедившись, что распоряжение о прекращении выдачи крестьянам паспортов сделанно не самим управляющим, а Мировым Посредником на основ. 262 ст. Местнаго Положения, 19 февраля 1861 года, Члены Мироваго съезда признали нужным объяснить крестьянам некоторые статьи сего Положения; но лишь только приступили к исполнению сего, крестьяне Шошенков, Куракин, Пылаев и Стихеев, выдвинувшись из толпы, вступили в рассуждение с членами по сему предмету и при этом высказали понятия о положении самыя нелепыя и даже дерзкие, так, например: когда председатель съезда, вразумляя их, между прочим, сказал, что это Царский закон, но они отвечали: "что же, что закон, нам от этаго не легче!" Между тем все остальное общество смолкло, изредка только подтверждая бессознательно то, что они говорили. Это обстоятельство убедило членов Мироваго съезда в том, что причина уклонения крестьян от миролюбных соглашений с помещицей есть лжеучительство подсудимых. Затем, когда в конце заседания члены Мироваго съезда объявили крестьянам отношение губернскаго по крестьянским делам присутствия о том, что они признаются состоящими на смешанной повинности и должны быть обложены денежным оброком, на основании 165 статьи местного положения, то вся масса крестьян закричала, что на оброк не пойдут и платить его не будут, а будут делать то, что делали прежде. Никакие убеждения членов не действовали, клик увеличивался, и громче всех слышались голоса Шошенкова, Куракина, Пылаева и Стихеева. Так описано это происшествие в постановлении мироваго съезда, копия которого и находится при деле. При невозможности иметь какое-либо суждение о том, насколько превратны были понятия подсудимых о положении 19 Февраля, высказанныя ими на мировом съезде, и в какой мере они могли иметь вредное влияние на общество, так как понятия эти в постановлении съезда не изложены даже вкратце, а также в чём именно заключались дерзости, за которые они преданы суду, рассмотрению судебно-уголовнаго места, остаётся таким образом одна только фраза, сказанная подсудимыми в ответ на слова председателя мирового съезда о положении, что это Царский закон; -"что же что закон, нам от этаго не легче". Нет сомнения, что фраза эта, взятая отдельно, представляется весьма дерзкою, так как будучи сказана даже без всякой цели, выражает недоверие и неуважение к Высочайше утверждённому положению 19 Февраля 1861 года, но основываясь на одной этой фразе, без соображения всех обстоятельств, при которых она была произнесена, без связи с другими выражениями, не имея при этом возможности судить о степени умственного и нравственного развития подсудимых, нельзя обвинять их в таком важном преступлении, как подстрекательство целого селения к противодействию законным властям. При том внимательное соображение всех обстоятельств настоящаго дела возбуждает сомнение относительно того, тот ли смысл предан упомянутому выражению подсудимых, какой оно имело на самом деле, тем более что и обвиняемые в произнесении этих слов даже не сознались. Крестьяне села Шумовки, как видно из дела, имели сильное недоверие к своему сельскому начальству и помещице, потому что уставная грамота составлена была без их участия поверенным Графини Остен-Сакен, котораго они даже и не видали. Это недоверие поддерживается и другими обстоятельствами; так, например, управляющий, пригласив их убирать господское сено в их день, обещал за то им дать для уборки своего сена день барский, но не исполнил этаго обещания; равно крестьяне, видя, что старшина Золотов наказал крестьянина Ермишкина и не зная, что о наказании его был составлен приговор добросовестных судей, считали поступок старшины самоуправством, а находя распоряжения старшины стеснительными для них, они приписывали это тому, что он вошёл в сделку с управляющим и, пользуясь господской землею, притесняет их, в угождение ему. Всё это, при отсутствии яснаго понимания положения 19 Февраля 1861 года, поселило в крестьянах убеждение, что оно приводится в действие не так, как бы следовало, а это самое и было причиной, что крестьяне села Шумовки, не понимая надлежащим образом новаго закона и боясь быть обманутыми, отказывались от предоставляемых им этим законом льгот, говоря, что будут делать то, что делали прежде; это-то недоверие и соединённое с ним убеждение о неправильности применения положения, по всей вероятности, и вызвало у подсудимых ту фразу, за которую обвиняет их мировой съезд. Рассматривая и с этой точки зрения и перефразируя таким образом "если это и Царский Закон, но исполняется не правильно, то нам от этаго не легче ", оказывается, что она не заключает в себе ни превратнаго понимания положения 19 Февраля, ни неуважения к нему, ни даже дерзости против членов мироваго съезда, а следовательно не может подвергать подсудимых и ни какой за то ответственности; при этом же в постановлении мироваго съезда вовсе и не сказано, кто именно произносил это выражение, а нельзя же допустить, чтобы у 4х крестьян вдруг явилась одна мысль и притом выраженная в одних и тех же словах и одновременно. Что касается затем нравственнаго влияния подсудимых на остальное общество, замеченнаго мировым съездом, то влияние это весьма существенное при том положении, которое они занимали среди общества, но как уполномоченные от него, само по себе не может служить доказательством к тому, чтобы они употребили его во зло; а, напротив, из дела видно, что когда подсудимые уже были заключены в тюремный замок и когда, следовательно, влияние их на общество если не прекратилось, то по крайней мере в значительной степени уменьшилось, то и тогда общество крестьян села Шумовки не только не успокоилась, но беспорядки в нём увеличились до того, что для прекращения их необходимо было ввести в селение военную команду. Таким образом, при отсутствии собственнаго сознания подсудимых и при несостоятельности самого обвиненительнаго акта против них, нет никакого основания положительно обвинять их в выводимых на них преступлениях; тем не менее, принимая во внимание отзывы Мироваго посредника, Штаб-офицера корпуса Жандармов и уездного Полицейскаго Управления, что первоначально безпорядки в селе Шумовке возникли вследствие вреднаго влияния подсудимых на остальное общество, нельзя освободить их согласно 313 ст. 2 кн. XV т. от подозрения по сему предмету.
II. Обращаясь за сим к обсуждению поступков крестьян села Шумовки Ивана Пылаева и Василия Анисимова, Правительствующий Сенат находит, что они обвиняются в том, что в числе прочих крестьян, отказались от обработки отведённого им по уставной грамоте полеваго надела и, оставшись не наказанными, продолжали упорствовать в своём намерении. При следствии подсудимые эти показали, что они отказываются от надела Земли: Пылаев, потому что его сын в остроге и, если его выпустят, то он возьмёт землю, а Анисимов, потому что за землю нужно платить оброк, а у него нет средств к тому. Эти показания неосновательныя сами по себе, обличают в подсудимых не желание сказать настоящую причину их отказа от надела земли; каковое предположение подтверждается постановлением следователя, из котораго видно, что они при допросах уклонялись от положительных ответов. Принимая в соображение то недоверие к новому порядку, которое обнаружили крестьяне села Шумовки и особенно ясно высказанное ими нежелание перейти с издельной повинности на оброк, - не желание, явившееся у них, как видно из дела, вследствие слов управляющаго, который ещё до составления уставной
грамоты, уговаривал их перейти на оброк, сказал, что они должны будут платить его 49 лет, желая тем выразить, что через 49 лет земля выкупится и поступит в собственность крестьян, а они поняли так, что оброк налагается на них однажды на 49 лет и, не находя такого узаконения в положении, отказались от платежа его, решив лишь ждать окончания двух годичнаго срока, назначеннаго для введения положения в действие. Нельзя не придти к тому убеждению, что это же самое недоверие к новому порядку, основанное на неясном понимании положения 19 Февраля, было главною причиной отказа почти всех крестьян, а в том числе и подсудимых, от надела земли. Если же они не высказали сего положительно, то причиной тому, по всей вероятности, была боязнь, что и их обвинят в превратном толковании положения и выставят как подстрекателей общества к неповиновению. А как упорство Пылаева и Анисимова от надела земли не оказало никакого вреднаго влияния на остальное общество, которое в настоящее время пришло в совершенное повиновение, и так как, отказываясь от надела, они тем самым главным образом вредили себе, лишая себя всяких средств к существованию, то и не справедливо было бы подвергать и их какой-либо ответственности за такой поступок, который обнаруживает в них более не развитость и не понимание собственных выгод, нежели желание оказать сопротивление законным властям, но, во всяком случае, следует им, применяясь к 122 статье уложения, сделать в присутствии суда внушение, чтобы на будущее время не уклонялись от исполнения возлагаемых на них положением 19 Февраля 1861 года обязанностей.

В сих соображениях Правительствующий Сенат определяет:

крестьян села Шумовки Андрея Дмитриева Шошенкова, Василия Фомина Куракина, Фёдора Иванова Пылаева и Фёдора Григорьева Стихеева по предмету подстрекательства своих одножителей к уклонению от исполнения обязанностей, возложеннвх на них Высочайшие утверждённым положением 19 Февраля 1861 года, и сопротивлению законным властям, оставить в подозрении и на основ. 2 п. 313 ст. 2 кн. XV т. отдать их под надёжное поручительство в добром впредь поведении Крестьянам того же села.
Ивану Антонову Пылаеву и Василию Михайлову Анисимову сделать в присутствии суда внушение, чтобы на будущее время не уклонялись от исполнения возлагаемых на них по положению 19 Февраля 1861 года обязанностей, под опасением ответственности по всей строгости законов, о чём Начальнику Симбирской губернии к надлежащему исполнению с обращением подлиннаго дела предписать указом Подлинное за подписанием Правительствующаго Сената к исполнению пропущено 18 ноября 1863 года, а исполнено 26 ноября 1863 года за номером 5382.
С подлинным верно секретарь Соболев.


На листе 35 дела ГАУО 116-6-20 Шумовские крестьяне взяли на поруки крестьян, бывших фигурантами дела о беспорядках:
«1865 года Ноября 7 дня Приставу 1 стана Симбирскаго уезда крестьяне села Шумовки Пётр Фёдоров Зимин, Василий Фролов Мартышев, Петр Самойлов, Иван Филипов Шлепков, Иван Филипов Ермолаев, Максим Матвеев Зимин, Яков Ефимов Чичеров, Пётр Васильев Горюнов, Иван Васильев Мартышев, Павел Васильев Симагин, Александр Семёнов Клюев, дали сию подписку в том, что мы были поручителями за одножителей наших Шошенкова, Куракина, Пылаева, Стихеева и берём их согласно решения Правительствующаго Сената на поручительство, в чём и подписуемся. За себя и других, вышеписанных неграмотных руку приложил крестьянин Иван Васильев Мартышев».

Л. 35об. "В Симбирское Уездное полицейское управление с отношения Симбирскаго военнаго суда, и подпискою Крестьян Села Шумовки Имею Честь представить на распоряжение. Пристав Андр...
N 3645
13 ноября 1865 года".
potomok-61
Участник

Сообщений: 75
На сайте с 2023 г.
Рейтинг: 38
Добрый день!
О питании в Шумовской волости, из статьи 1896 года, и народных юридических обычаях, собранных М. Арнольдовым в путешествии из Нагаткина в Шумовку в 1868 году, можно почитать здесь:
https://forum.vgd.ru/1864/1688...iew&o=

Меня удивляет, почему в статье о питании ничего не написано о молочных продуктах в рационе взрослых. Написали о коровьем молоке только как о детском питании. Неужели корова в конце XIX века была лишь в некоторых состоятельных семействах, которые не составляли большинства? Или есть самим молочные продукты было так дорого, что они не могли себе этого позволить, а только продавали?

Про свадебные обычаи конкретно в Шумовке:
"Свадебные обряды в русских селениях более или менее известны каждому, потому я и не стану вдаваться в описание их, но не могу пройти молчанием одного интересного явления в числе свадебных обычаев, явления, напоминающего что-то татарское. Жених ещё до сговора обязан дать невесте кладку. Кладка даётся деньгами, смотря по состоянию от 5-ти до 25-ти рублей серебром; дают иной раз и по 200 рублей серебром, но это уже самые богатые. На эти деньги невеста покупает подарки жениховой родне, по его же назначению. Этот обычай встречается во всех русских селениях по дороге к Буинску и даже в самом Буинске" (1866).

Из этой же статьи об одежде.
"Костюмы женщин не отличаются изяществом и богатством; ситцевые сарафаны носят только более зажиточные. Нечего и говорить, что сарафан этот страшно уродует женщину; грудь стянута, чем уничтожается естественная красота форм; но особенно безобразна женская обувь. Женщины носят длинные шерстяные чулки и не завязывают их, а спускают вниз, на подобие крестьянских сапогов с напуском. В такой обуви нога бывает, конечно, очень красива".

Посмотреть бы на них. Если сарафаны носили зажиточные, то в чем же беднота-то ходила...
← Назад    Вперед →Страницы: ← Назад 1 2 * 3 Вперед →
Модераторы: TatianaLGNN, Perrula
Вверх ⇈