Уважаемые форумчане, прежде чем создать новую тему в разделе внимательно ознакомьтесь с содержанием раздела. Если у вас нет информативного материала по конкретному населенному пункту, не создавайте отдельную тему. Размещайте свои вопросы в общей теме нужного уезда или в теме "Саратовская область".
Не создавайте темы -дублеры. Такие темы удаляются без предупреждения!
Сообщения не по темам удаляются без предупреждений!
Убедительная просьба свои "спасибо" выражать либо плюсами в профиле, либо благодарственной надписью на доске почета, того кто Вам помог. |
Село Криволучье-Сура (Балаковский район)
История села, архивные документы
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
8 апреля 2018 9:59 26 января 2022 14:00 | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
22 ноября 2020 11:43 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 32 Самарская духовная консистория, опись 11, дело 6 – Ведомость об игумене Евгении и братии Воскресенского единоверческого мужского трехклассного монастыря, находившемся в Николаевском уезде Самарской епархии (1860 год; 9 листов, 11 файлов в электронном читальном зале ЦГАСО)
Ведомость о игумене Евгении за 1860 год.
Возраст – 55 лет. Обучался в частных школах российской грамоте и пению по старопечатным книгам. Поступил в монастырь сей 1831 года из дворовых отпущенников помещика Шепелева Нижегородской губернии Ардатовского уезда чугунно-плавильного завода Сноведи, пострижен в сем монастыре 1840 года, холост. Рукоположен Его Преосвященством Иаковом, Епископом Саратовским и Царицынским, в Иеродьякона – 14 декабря 1840 г. В Иеромонаха – 26 января 1841 г. С 28 мая 1841 года по 1-е сентября 1843 года за отсутствием настоятеля управлял монастырем. Утвержден казначеем – 30 ноября 1843 г. Награжден набедренником – 4 января 1844 г. Определен сему монастырю исправлять должность настоятеля – 4 апреля 1851 г. Утвержден настоятелем того же года – 31 декабря. Согласно представлению Его Преосвященства по Указу Святейшего Правительствующего Синода Преосвященнейшим Евсевием, Епископом Самарским и Ставропольским и Кавалером, произведен в сан игумена и награжден палицей – 24 февраля 1852 г. Чрез Самарскую Духовную Консисторию за отличную усердную и полезную службу от Святейшего Синода преподано благословение – 26 декабря 1856 г. В память минувшей войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов награжден наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте – 17 мая 1857 г. Согласно представлению Его Преосвященства Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского и Ставропольского и Разных Орденов Кавалера, за отличную усердную и полезную службу Всемилостивейше пожалован напереным сребро-позлащенным крестом и с таковою же цепочкою – 31 мая 1858 г. Указом Святейшего Синода (9 ноября 1858 г.) определен в настоятеля Костромской Епархии в Высоковский Единоверческий монастырь, за болезнью оставлен в сем монастыре тоже Святейшего Синода – 24 марта 1859 г. Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского и Разных Орденов Кавалера, определен исправлять сего монастыря должность казначея – 9 ноября 1860 г.
Формулярная ведомость о Братии Воскресенского Единоверческого мужского третьеклассного монастыря, состоящего в Николаевском уезде Самарской епархии, за 1860 год.
1. Иеромонах Александр (Александр Иванов Рудаков), 57 лет, из мещан нижегородских, холост, обучался российской грамоте и пению. Обращен из раскола в единоверие, поступил в монастырь сей в 1835 году, указом Саратовской Духовной Консистории от 28 мая 1839 года определен в число братства послушником. 1843 года сентября 14 дня по указу Саратовской Духовной Консистории с дозволения Святейшего Правительствующего Синода пострижен в монашество. 1844 года января 6 дня рукоположен Преосвященнейшим Иаковом, Епископом Саратовским, в Иеродьякона, того же года 14 октября – в Иеромонаха. В память войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов награжден наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте – 1859 года ноября 10 дня.
2. Иеромонах Серапион (Стефан Игнатьев), 43 года, из мещан города Буинска Симбирской губернии, холост, обучался российской грамоте и пению. Обращен из раскола в единоверие, поступил в монастырь сей в 1835 году. Указом Саратовской Духовной Консистории 1842 года сентября 1-го дня определен в число братства послушником; того же года 23 сентября посвящен в стихарь. 1845 года июля 10 дня с дозволения Святейшего Синода пострижен в монашество, того же года 23 сентября рукоположен Преосвященным Иаковом, Епископом Саратовским, в иеродиакона, а 1859 года января 13 дня Преосвященнейшим Феофилом, Епископом Самарским, рукоположен в иеромонаха.
3. Инок Владимир (Василий Иванов Мельников), 44 года, из мещан города Казани, холост, обучался российской грамоте. Поступил в сей монастырь в 1834 году. Указом Саратовской Духовной Консистории от 3 апреля 1843 года определен в число братства послушником. 1853 года августа 7 дня согласно представлению Преосвященнейшего Евсевия, Епископа Самарского, с дозволения Святейшего Синода пострижен в монашество.
4. Инок Лаврентий (Логин Федотов), 51 год, из казенных крестьян Самарской губернии, холост, безграмотный. Поступил в монастырь сей в 1840 году. Резолюцией Преосвященного Афанасия, Епископа Саратовского, от 22 декабря 1848 года определен в число Братства послушником. 1853 года августа 7 дня согласно представлению Преосвященнейшего Евсевия, Епископа Самарского, с дозволения Святейшего Синода пострижен в монашество.
5. Инок Иосиф (Иван Иванов Хомцевников), 45 лет, из мещан Черниговской губернии Суражского уезда, холост, безграмотный. В 1843 году по указу Святейшего Синода определен в число братства Черниговской Епархии, Малино-Островского, Рождество-Богородицкого монастыря. 1846 года июня 20 дня по увольнении его из Черниговской Епархии согласно прошению его принять в Могилевскую определен был в число братства Макарьева Единоверческого монастыря. 1854 года ноября 2 дня по увольнении из Могилевской Епархии согласно прошению его принять в Самарскую определен в число братства Спасопреображенского Единоверческого монастыря монахом. 1860 года 4 июня согласно прошению его перемещен в число Братства сего Воскресенского монастыря. Пострижен в монашество 1824 года в Корельском Никольском Раскольническом монастыре.
Послушники указные.
6. Кондрат Ермилов Стрелков, 47 лет, из казенных крестьян Саратовской губернии, холост, обучался российской грамоте и пению. В 1837 году поступил в Николаевский Единоверческий монастырь. 1839 года указом Саратовской Духовной Консистории определен в том монастыре в число послушников. 1843 года согласно прошению его указом той же Духовной Консистории переведен в сей Воскресенский монастырь.
7. Григорий Тимофеев, 65 лет, из мещан Владимирской губернии г. Мурома, холост, обучался российской грамоте. Поступил в сей Воскресенский Единоверческий монастырь в 1856 году. Указом Самарской Духовной Консистории от 27 июня 1857 года определен в число Братства послушником.
8. Василий Лексеев Музиванов, 37 лет, из казенных крестьян Бузулукского уезда, холост, обучался российской грамоте. Поступил в сей Воскресенский монастырь в 1856 году. Указом Самарской Духовной Консистории от 6 мая 1857 года определен в число Братства послушником.
9. Петр Петров Рутинов, 64 года, из мещан Московской губернии города Подольска, холост, обучался российской грамоте. Поступил в сей Воскресенский Единоверческий монастырь в 1854 году. Резолюцией Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, и указом Самарской Духовной Консистории от 6 мая 1857 года определен в число послушников.
10. Павел Степанов Тихов, 37 лет, из духовного звания, дьяконский сын, холост, обучался в Саратовском духовном училище. По исключении из училища в 1839 году указом Саратовской Духовной Консистории определен был в Воскресенский Единоверческий монастырь для изучения чтения и пения единоверческого; 1842 года перемещен в таковой же Никольский монастырь. 1843 года ноября 11 дня указом Саратовской Духовной Консистории согласно прошению и по невладению обеих его рук определен в число послушников Спасопреображенского Единоверческого монастыря, а 1859 года октября 10 дня перемещен вторично в сей Воскресенский.
11. Яков Иванов, 19 лет, из духовного звания, дьяческий сын, холост, обучался российской грамоте. Поступил в сей Воскресенский монастырь в 1859 году. Того же 1859 года 3 сентября резолюцией Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, определен в число братства послушником.
12. Петр Андреев Иргизов, 17 лет, из учеников, священнический сын, обучался в Саратовском Духовном училище. По исключении из онаго училища по собственному его желанию поступил в сей Воскресенский Единоверческий монастырь для научения чтению и пению единоверческому 1859 года; и согласно его прошению по увольнении его из Саратовской принят в сию Самарскую Епархию и по резолюции Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, указом Самарской Духовной Консистории 27 января 1860 года определен в число послушников.
13. Александр Иванов Знаменский, 22 года, духовного звания, Пензенской губернии, дьяческий сын, холост, обучался в Краснослободском Духовном училище. По исключении из Духовного училища был определен Саратовской Вьясской Владимирской Богородицкой пустыни послушником, 1859 года согласно прошению его по увольнению его из Пензенской в сию Самарскую епархию. 1860 года мая 24 дня по резолюции Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, указом Самарской Духовной Консистории определен в число послушников.
Проживающие с законными видами в монастыре на послушаниях.
14. Степан Осипов Макаров, 58 лет, из мещан г. Казани, вдов, обучался российской грамоте. Проживает в монастыре сем с 1848 года по паспорту Казанской Градской Думы.
15. Симеон Федоров Коновалов, 75 лет, из мещан города Волгска, вдов, неграмотный. Проживает в монастыре сем с 1845 года по паспорту из Волгской Градской Думы.
16. Сергей Михайлов Соколов, 54 года, из мещан г. Казани, женат, обучался российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1857 года по паспорту Казанской Градской Думы.
17. Александр Васильев Кутузов, 22 года, из казенных крестьян Самарской губернии, обучался российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1850 года по свидетельству сельского начальства деревни Сармы Николаевского уезда.
18. Гордей Лексеев, 50 лет, из крестьян Саратовской губернии, обучался российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1857 года по паспорту волостного начальства.
19. Калистрат Захаров, 59 лет, из казенных крестьян Саратовской губернии, неграмотный. Проживает в сем монастыре с 1857 года по паспорту волостного правления Волгского уезда.
20. Роман Константинов Рожнов, 19 лет, из дворян города Николаевска, обучался российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1858 года по свидетельству от дворянства. | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
22 ноября 2020 12:33 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 32 Самарская духовная консистория, опись 11, дело 24 – Ведомость о настоятеле и братии Воскресенского единоверческого монастыря (1863 год; 12 листов, 15 файлов в электронном читальном зале ЦГАСО)
Ведомость о настоятеле Воскресенского Единоверческого монастыря строителе иеромонахе Исакии за 1863 год.
Воскресенского Единоверческого третьеклассного монастыря настоятель, строитель иеромонах Исакий, 41 год, обучался в приходском училище российской грамоте, из мещан города Казани, пострижен в монашество в ВерхнеСпасоПреображенском Единоверческом монастыре Самарской Епархии июля 20 дня 1852 года. Преосвященным Афанасием, Епископом Саратовским, посвящен в стихарь – 10 октября 1848 г. Согласно прошению перемещен был из сего Воскресенского Единоверческого монастыря в таковой же ВерхнеСпасоПреображенский – 25 февраля 1852 г. Рукоположен Преосвященным Евсевием, Епископом Самарским, в иеродьякона – 7 декабря 1852 г. Преосвященнейшим Феофилом, Епископом Самарским, - в иеромонаха – 5 марта 1860 г. Награжден набедренником – 8 ноября 1860 г. Командирован в сей Воскресенский монастырь для наблюдения порядка и смотрения за целостью имущества онаго – 25 января 1861 г. Указом Святейшего Правительствующего Синода поручено правление сим монастырем в звании строителя – 7 марта 1861 г. За ревностную заботливость о преспеянии Воскресенской обители от Его Преосвященства Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, объявлена благодарность – 16 октября 1863 г.
Ведомость о братии Воскресенского единоверческого монастыря за 1863 г.
1. Иеромонах Серапион (Стефан Игнатьев), 46 лет, из мещан города Буинска Симбирской губернии, холост, обучался в частном училище российской грамоте. По обращению из раскола в единоверие, поступил в сей Воскресенский Единоверческий монастырь в 1835 году. Указом Саратовской Духовной Консистории 1842 года сентября 1-го дня определен в число братства сего монастыря. Того же года 23 сентября посвящен в стихарь. 1845 года июля 10 дня пострижен в монашество в сем монастыре. Того же года 23 сентября рукоположен Преосвященным Иаковом, Епископом Саратовским, в иеродиакона. 1859 года января 13 дня Преосвященнейшим Феофилом, Епископом Самарским, рукоположен в иеромонаха.
2. Монах Владимир (Василий Иванов Мельников), 47 лет, из мещан города Казани, холост, обучался в частном училище российской грамоте. Поступил в Воскресенский Единоверческий монастырь сей в 1834 году. Указом Саратовской Духовной Консистории от 3 августа 1843 года определен в число братства сего же монастыря. 1853 года августа 7 дня пострижен в монашество в сем Воскресенском монастыре.
Рясофорные.
3. Пахомий (Петр Петров Рутинов), 67 лет, из мещан Московской губернии города Подольска, холост, обучался в частном училище российской грамоте. Поступил в сей Воскресенский Единоверческий монастырь в 1854 году. Указом Самарской Духовной Консистории от 6 мая 1857 года согласно его прошению и ходатайству настоятеля определен в число братства сего монастыря.
4. Сергий (Семен Федоров Коновалов), 77 лет, из мещан города Волгска, вдов, 1-м браком, неграмотный. Поступил в сей Воскресенский Единоверческий монастырь в 1845 году. Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, 29 октября 1863 года согласно прошению и ходатайству настоятеля определен в число братства сего монастыря.
5. Вениамин (Василий Никифоров), 50 лет, из рядовых инвалидной № 102-й роты, обучался в частном училище российской грамоте. Поступил в сей Воскресенский Единоверческий монастырь в 1861 году. Предписанием Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, 1863 года июня 15 дня согласно его прошению и ходатайству настоятеля определен в число братства сего монастыря.
Бельцы указные.
7. Кондрат Ермилов Стрелков, 50 лет, из крестьян Саратовской губернии, холост, обучался российской грамоте. В 1837 году поступил в Никольский Единоверческий монастырь Николаевского уезда сей Епархии. 1839 года указом Саратовской Духовной Консистории определен в число братства того монастыря. 1843 года, по случаю переобразования Никольского монастыря из мужского на женский, указом Саратовской Духовной Консистории согласно его желанию определен в число Братства сего Воскресенского монастыря.
8. Павел Степанов Тихов, 40 лет, из учеников духовного звания, дьяконский сын, холост, обучался в Саратовском духовном училище. По исключении из училища в 1840 году 18 декабря указом Саратовской Духовной Консистории определен был в сей Воскресенский монастырь. 1842 года перемещен был в Единоверческий же Никольский монастырь. 1843 года ноября 11 дня по случаю переобразования того монастыря из мужского в женский согласно его желанию определен был в число братства ВерхнеСпасопреображенского Единоверческого же монастыря. 1859 года октября 11 дня согласно его желанию перемещен в число братства сего Воскресенского монастыря.
Послушники указные.
9. Василий Иванов Кубарев, 15 лет, села Бобринки, священнический сын, обучается должности церковнослужительской. Поступил в сей Воскресенский монастырь в 1861 году для окончательного обучения российской грамоте и причетнической должности. Того же 1861 года мая 30 дня предписанием Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, определен в число послушников сего монастыря.
10. Павел Васильев Плохов, 15 лет, дьяческий сын села Каменной Сармы, обучался в низшем отделении Николаевского духовного училища. По исключении из училища поступил в сей Воскресенский монастырь в 1862 году для научения причетнической должности. 1863 года февраля 21 дня резолюцией Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, определен в число послушников сего Воскресенского монастыря.
Находящиеся по увольнениям в монастыре: желающие поступить в число братства.
11. Григорий Тимофеев Серпуховитинов, 68 лет, Муромский мещанин, обучался в частном училище российской грамоте. Проживает в сем Воскресенском монастыре с 1856 года по увольнению от Муромской Градской Думы, выданному 28-го мая 1863 года, отосланному уже для удостоверения онаго во Владимирскую Казенную Палату.
12. Иван Петров Пиминов, 45 лет, крестьянин Нижегородской губернии, неграмотный. Проживает в сем Воскресенском монастыре с 1862 года по увольнению общества села Ватраса и отосланному уже на удостоверение в Казенную их Палату государственных имуществ.
13. Петр Васильев Самарцев, 30 лет, мещанин города Казани, холост, обучался в частном училище российской грамоте. Проживает в сем Воскресенском монастыре с 1862 года по увольнению от Казанской Градской Думы, отосланному на удостоверение в Казенную Палату.
14. Яков Ефремов, 67 лет, крестьянин слободы Криволучья, неграмотный. Проживает в монастыре сем с 1860 года по увольнению от общества слободы Криволучья, но еще не отосланному в Казенную Палату на утверждение.
15. Степан Петров Асламов, 45 лет, отставной унтер-офицер Белевского полка, российскую грамоту знает. Проживает в монастыре сем с 1862 года по паспорту на чистую отставку, данному в укреплении Темир-Хан-Шуре Дагестанской области в 1861 году.
16. Калистрат Захаров Ефимов, 58 лет, крестьянин Саратовской губернии, неграмотный. Проживает в сем Воскресенском монастыре с 1856 года по увольнению Вязовского сельского общества.
17. Евдоким Петров, 62 года, отставной унтер-офицер флота, неграмотный. Проживает в монастыре сем с 1859 года по чисто отставному акту, выданному в Кронштадте в 1857 году.
18. Степан Тимофеев Кулдымов, 18 лет, уволенный на основании Прав. 25 декабря 1856 г., кантонист, обучался в сем монастыре российской грамоте. Проживает в монастыре сем с 1857 года по билету от военного начальства лейб-гвардии Уланского полка.
19. Гордий Александров Грехов, 52 года, из дворовых людей Саратовской губернии, обучался в частном училище российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1857 года по увольнительному акту от Г. Лантинг.
20. Роман Константинов Рожнов, 24 года, дворянский сын города Николаевска Самарской губернии, обучался в градском училище. Проживает в сем монастыре с 1858 года по свидетельству от Николаевского дворянства.
Находящиеся в монастыре по паспортам: желающие поступить в число братства.
21. Николай Григорьев Грачев, 35 лет, крестьянин Саратовской губернии, обучался в частном училище российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1848 года по паспорту Алексеевского волостного правления.
22. Лука Дмитриев Рябков, 36 лет, крестьянин Костромской губернии, обучался в частном училище российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1857 года по паспорту Ковернинского удельного приказа.
23. Михаил Фонасьев Бухарин, 22 года, крестьянин Ярославской губернии, обучался в частном училище российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1861 года по паспорту Николо-Кормского волостного правления.
24. Сергей Гурьянов, 50 лет, выключенный по неспособности к службе, инвалидной подвижной команды, обучался в частном училище российской грамоте. Проживает в сем монастыре с 1863 года по свидетельству Новгородского Приказа общественного призрения от 4 октября 1861 года за № 5169, в Санкт-Петербургском же земском суде записанному августа 9 дня 1862 года за № 375.
Формуляр о послушнике Воскресенского Единоверческого монастыря Семене Федорове Коновалове.
Семен Федоров Коновалов, 77 лет, из мещан города Вольска, вдов, 1-м браком, неграмотный. Поступил в сей Воскресенский монастырь в 1845 году. Резолюцией Его Преосвященства Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, 29 октября 1863 года согласно его прошению и ходатайству настоятеля определен в число братства сего монастыря. | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
23 ноября 2020 11:31 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 32 Самарская духовная консистория, опись 11, дело 3 – Ведомость о дьаконе Воскресенского единоверческого монастыря о И. Орлове (1860 год; 2 листа, 4 файла в электронном читальном зале ЦГАСО)
Ведомость о дьяконе Воскресенского единоверческого монастыря Иоанне Орлове за 1860 год.
Дьякон Иван Александров Орлов (21 год), дьяконский сын, по исключении из низшего отделения Саратовской Духовной семинарии, по собственному желанию поступил на временное проживание в Воскресенский Единоверческий монастырь Самарской Епархии, а 1859 года согласно прошению и по увольнении его из Саратовской Епархии принят в сию и резолюцией Преосвященнейшего Феофила, Епископа Самарского, того же года декабря 4 дня определен в число послушников онаго монастыря Белого Духовенства. 1860 года сентября 11 дня Его Преосвященством Феофилом, Епископом Самарским, посвящен в стихарь, а 16-го октября того же года рукоположен в дьякона к тому же монастырю по случаю неимения в оном иеродьякона. Ставленую грамоту имеет. В семействе у него жена Анна Григорьева (19 лет).
Настоятель и Благочинный Архимандрит Иоасаф. | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
23 ноября 2020 11:37 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 32 Самарская духовная консистория, опись 11, дело 5 – Послужной список бывшего настоятеля Воскресенского единоверческого монастыря иеромонаха Сосфена (1860 год; 2 листа, 4 файла в электронном читальном зале ЦГАСО)
Послужной список о службе бывшего строителя Воскресенского единоверческого монастыря иеромонаха Сосфена за 1860 год.
Бывший строитель иеромонах Сосфен, 63 года, из дьяконов, дьяконский сын, вдов, обучался российской грамоте. Указом Саратовской Духовной Консистории перемещен из Вольской Единоверческой церкви и утвержден в число братства Воскресенского Единоверческого сего монастыря дьяконом – 8 июля 1839 г. Пострижен в сем же монастыре – 20 июля 1841 г. Того же года Его Преосвященством Преосвященнейшим Иаковом, Епископом Саратовским, рукоположен в Иеромонаха – 5 сентября 1841 г. Указом Саратовской Духовной Консистории перемещен в число братства в Спасопреображенский монастырь – 30 июля 1843 г. За хорошую жизнь и усердное послушание награжден набедренником – 14 июля 1847 г. Резолюцией Преосвященного Евсевия, Епископа Самарского, утвержден казначеем Спасопреображенского монастыря – 15 июля 1852 г. В память войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годов награжден наперсным бронзовым крестом на Владимирской ленте – 13 мая 1858 г. Был определен Воскресенского Единоверческого сего монастыря исправлять должность наместника – 1859 г. Того же года произведен в Строителя сему монастырю – 21 июня 1859 г. Уволен на покой – 24 октября 1860 г.
Настоятель Архимандрит Иоасаф. | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
24 ноября 2020 12:20 Архангельский Николай Александрович. К истории единоверия в Николаевском уезде Самарской губернии. - Самара, 1923. – 52 с.http://old.libsmr.ru/show_prev...365140CA65стр. 1-2В архиве Самарской Удельной Конторы сохранилось большое дело (639 лист.) «по просьбе доверенных от общества старообрядцев слободы Криволуцкой о назначении им священника и о противозаконных действиях по расколу некоторых тамошних крестьян», переданное из Саратовской Удельной Конторы (№ 3200/2843), в котором собрана переписка за 16 лет – с февраля 1843 года по август 1859 г., относящаяся к назначению священника к старообрядцам сл. Криволучья и других селений, разбросанных по Иргизу. Из этого дела я и заимствовал, главным образом, материал; дополнением к нему послужило дело (267 лист.), переданное из канцелярии Саратовского епископа в Самарскую Духовную Консисторию (№ 621/54). Заголовок его, сделанный на обложке: «о перемещении Хвалынской единоверческой церкви свящ. Кузьмы Хотяева в слободу Криволучье» - не соответствует его содержанию. В нем собрана переписка за три года – с февраля 1843 года по март 1846 г., - и только несколько страниц из 267 листов относится к перемещению Хотяева в Криволучье, вся же остальная переписка касается назначения туда свящ. Ильменского. стр. 3В 1843 г. удельные крестьяне, старообрядцы слободы Криволучья начали хлопоты о назначении к ним священника. В самом начале февраля уполномоченные их Яков Антонов, Павел Федоров, Ферапонт Тимофеев и Иван Козмин обратились к управляющему Саратовской Удельной Конторой И.В. Свечину с прошением, в котором писали, что живут они в Криволучье с 1762 г., имеют часовню для отправления богослужения, до 1829 г. все духовные требы отправляемы были у них священниками Нижне-Воскресенского старообрядческого монастыря, с этого же времени, за обращением его в единоверческий, исправлять их стало негде. Поэтому они просили Управляющего Конторой ходатайствовать перед Саратовским епископом о назначении им священника с тем, «чтобы он богослужение в находящемся в их слободе молитвенном доме отправлял по имеемым (у них) древним старообрядческим книгам, равным образом браки венчал, младенцев крестил и похороны умерших производил по тем же самым книгам и обрядам, не вводя никакой перемены и не принуждая переменить крестноперстное сложение, принятое (ими) издревле при молитве, да и поставленному (у них) священнику благославлять также крестным сложением, молитвы же произносить, ни в чем не отступая от старозаконных книг, установленных святыми отцами». стр. 16В 1843 году возникла единоверческая церковь в сл. Криволучье; был там священник Ильменский, два причетника – Ив. Кузьмин и Ив. Поганов, удельные крестьяне той же слободы, которым Св. Синод разрешил исправлять должность до избрания причетников из духовного звания; на содержание причта отпущено было с 1844 г. казенное жалованье – священнику 120 р. в год, причетникам по 80 руб., а в 1846 году ему было отведено с разрешения Департамента Уделов 49 1/2 десятин земли; старообрядческий молитвенный дом перестроен был в церковь. Вчерне перестройка закончена была в дек. 1843 г., а в июне следующего года церковь была освящена*. На это торжество собралось до трех тысяч человек «преимущественно из принявших… единоверие удельных жителей Иргизских селений… Все… Единоверцы от освящения… храма были в особенном восторге и как заметно, дозволение на это Высшего Правительства приняли с непритворной благодарностью». «Устройство церкви, писал Свечин Преосвященному, произведено в готическом вкусе, с отличною благовидностью; купола как средний, так и на колокольне обиты листовым железом; купола сии и вся наружность церкви окрашены приличною краскою; внутренность церкви вся оштукатурена; самый иконостас вновь возобновлен с наружною, где следует, позолотою; поврежденные иконы в первых двух ярусах исправлены, а в верхнем и прочих местах написаны вновь в греческом вкусе». * Примечание. 30 апреля 1844 года по распоряжению Епископа ключарь кафедрального собора протоиерей Полянский выдал свящ. Ильменскому под росписку древний антиминс для Криволуцкой церкви. Полянский представил Преосвященному копию с него. «На холсте с изображением креста. Священ в лето 150 февраля 22 дня на память обретения честных мощей святых мученик, иже в Евгении, при Благоверном государе Царе и великом князе Михаиле Федоровиче, при патриархе Иосифе». Сверху на копии написано: «в широту ровно 4 вершка», с левой стороны «мерою в высоту 4 1/3 вершка». | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
3 декабря 2020 11:53 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 32 Самарская духовная консистория, опись 17, дело 315 – Клировые ведомости по I благочин. округу (68 листов, 73 файла в электронном читальном зале ЦГАСО)
Клировые ведомости единоверческих церквей по 1-му благочинническому округу Николаевского и Новоузенского уездов за 1908 год.
листы 17-22об – файлы 19-25
Ведомость о церкви Самарской епархии Николаевского уезда села Криволучья Ильинской Единоверческой церкви за 1908 год.
1. Ильинская единоверческая церковь построена в 1893 году на добровольные пожертвования с положением от Св. Синода в три тысячи рублей (3000 р.). 2. Зданием каменная, теплая. При ней колокольня каменная. Здания церкви и колокольни прочные. При церкви есть деревянная ограда, под церковью и оградой земли 100 квадр. сажень. При церкви есть сторожка; церковь не застрахована. Кладбища имеются вне села, огорожены тесовым забором. 3. Престол в ней один, во имя Св. Пророка Божия Илии, освящен в 1893 году 7 октября Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским. Антиминс имеется чистый и прочный. 4. Утварью и богослужебными книгами – достаточна. Древних книг, крестов, сосудов и икон не имеется, кроме напрестольного Евангелия, которое напечатано при патриархе Иосифе в 1648 году. 5. Членов причта положено быть священнику и псаломщику, которые и состоят на лицо. 6. Причт на свое содержание получает в год: а) добровольных денежных пожертвований от прихожан за совершение треб до 150 руб. Хлебного сбора не имеется, б) жалованье от казны 525 руб.; за вычетом 2% с рубля, в) %% по банковым билетам на сумму 10 руб. 50 коп., г) доходов от церковной земли и лугов на сумму до 200 рублей. Примечание: имеются на имя причта два билета: 1. Самарского общественного банка в 100 руб. 5 1/2%, выданный в 1879 году за № 997-м, который хранится вместе с церковными суммами; 2. Закладной выигрышный лист Государственного Дворянского Земельного Банка в 100 рублей 5 1/2 %%, выданный в 1895 году за № 35-м, который хранится в Самарском государственном казначействе по расписке. 3. Государственная 4% рента 100-рублевого достоинства в пользу причта на вечное поминовение. 7. Церковной земли, отведенной для причта, числится пахотной и сенокосной 50 десят. 20 саж. На эти земли имеется план, который хранится в церковном архиве. Земля причтом сдается в аренду на один год, ценой по 4 рубля за десятину. 8. Дома для причта имеются деревянные с надворными постройками, не застрахованы. 9. Никаких доходных зданий при церкви не имеется. 10. Расстоянием сия церковь находится: от Духовной Консистории г. Самары в 250 верстах, от местного Благочинного в 50 верстах. 11. Ближайшие к сей церкви: Космо-Дамианская в селе Сухом Отроге в 5 верстах, Михайло-Архангельская в селе Кормежке в 7 верстах и Воскресенский Единоверческий монастырь в 2 верстах. 12. Приписной церкви в приходе нет. 13. Домовой церкви нет. 14. Церковная библиотека состоит из 4-х наименований и 10 томов, одобренных Св. Синодом и духовной цензурой. Кроме того, есть книги единоверческой печати: 1) Беседы Апостольские, 2) Большой Катехизис, 3 и 4) 2 книги «Златоустник», 5 и 6) 2 книги «Выписки Озерского», 7 и 8) сочинения Арх. Павла, 9) Истинно древняя Православная церковь Григория Архиепископа Новгородского, 10) Поморские ответы, 11) Ответы Пешехонова, 12) Разбор кн. Механикова, 13) Увещание М. Платона, 14) Краткие известия о существующих в расколе сектах Арх. Павла, 15) Краткое руководство к познанию православной церкви Архимандрита Павла, 16) Катехизические поучения Самар. епарх. миссионера о. Д. Александрова. 15. Опись при церкви не имеется. 16. Церковно-приходо-расходные книги за шнуром, печатью и скрепой канцелярии Его Преосвященства, выданные 1 декабря 1907 года на 1908-9 и 10 гг. ведутся исправно и хранятся в целости. Таковые же приходо-расходные книги с 1881 года по 1907 год хранятся в целости. 17. Копии с метрических книг, начиная с 1852 по 1907 гг., хранятся в целости. 18. Исповедные росписи, начиная с 1868 года, хранятся в целости. 19. Обыскная книга, выданная за шнуром, скрепою и печатью Консистории 1904 года 30 июня за № 10972-м ведется исправно. В означенной книге писанных листов 57, а неписанных – 43 листа. Обыскные книги имеются с 1843 года по 1847 год, с 1851 по 1886 гг. и с 1893 по 1904 гг. и хранятся в целости. 20. Церковная летопись не ведется. 21. Наличные церковные суммы в дозволенном законом количестве хранятся в церковной кладовой, в окованном железом деревянном сундуке в целости, за ключом, находящимся у церковного старосты, и церковною печатью. 22. При церкви существуют две церковно-приходские школы, мужская и женская, помещаются в одном здании. Школа мужская существует с 1894 года, но прежде была она смешанная, а с ноября 1900 года открыта женская. В 1900 году для мужской и женской школы построено великолепное здание с двумя отделениями стоимостью в 9842 рубл. 29 коп. На постройку сего здания общество села Криволучье израсходовало 3624 р. 15 коп., а последние пожертвованы настоятелем Воскресенского единоверческого монастыря Архим. Марсалием. Здание не застраховано. Школы отапливаются, освещаются и окарауливаются за счет Воскресенского монастыря. При школе имеется квартира для учителя и учительницы. В первой половине 1908 года учебного учащихся было 94 мальчика и 26 девочек. Заведующий школами состоит местный священник Иоанн Бочуров, получает вознаграждение от Воскресенского монастыря 100 рублей в год. В мужской школе учителем состоит окончивший курс второклассной школы Спасо-Преображенского монастыря Андрей Николаев Шашорин, вознаграждение получает от Воскресенского монастыря 70 руб. в год и из Николаевского отделения 150 руб. В женской школе учительницей состоит Вера Иванова Архипова, окончившая курс в Балаковской второклассной школе. Вознаграждение получает из Николаевского отделения 240 руб. в год. Звание учительницы имеет. 23. При церкви существует церковно-приходское попечительство, которое открыто в 1896 году и утверждено Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием. Членов попечительства 3 человека. В отчетном году поступило в распоряжение попечительства 192 руб. 90 к., каковые израсходованы все.
О причте означенной церкви.
Священник Иоанн Феодоров Бочуров (40 лет), сын крестьянина из Николаевских солдат, родился в деревне Апрянине Вольского уезда Саратовской губернии 15 февраля 1869 г. Кончил курс в Саратовской противораскольнической миссионерской школе при братстве Св. Креста – 20 марта 1896 г. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским, допущен к и.д. псаломщика в слободу Саврушскую Бугурусланского уезда с назначением вместе с тем и окружным миссионером – 31 января 1897 г. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием утвержден в должности псаломщика с посвящением в стихарь – 21 апреля 1900 г. Тем же Преосвященным Гурием рукоположен в священника с причислением сверхштатным священником к Бугурусланской единоверческой церкви в помощь местному священнику и с обязательством миссионерства среди раскольников деревни Елатмонки и соседних сел, обучать детей грамоте и заведывать тамошними православными старообрядцами – 28 января 1901 г. Во исполнение указа Самарской Духовной Консистории за № 7920-м от 1-го июня 1903 года с открытием самостоятельного прихода с. Елатмонки считать священника Иоанна Бочурова штатным села Елатмонки – 1-го июня 1903 г. Указом Самарской Духовной Консистории за № 17091-м сообщено, что резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия на рапорт епархиального миссионера утвержден в должности окружного миссионера по Бугурусланскому уезду – 11 октября 1902 г. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Константином, Епископом Самарским и Ставропольским, за ревностную службу церкви Божией награжден набедренником – 15 апреля 1906 г. По прошению крестьян села Криволучье Николаевского уезда Его Преосвященством, Преосвященнейшим Константином, Епископом Самарским и Ставропольским, перемещен в село Криволучье к Ильинской единоверческой церкви – 21 мая 1907 г. Указом Самарской Духовной Консистории от 4 сентября 1907 г. за № 12723-м сообщено, что резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Константина, последовавшей на рапорт епархиального миссионера о. Д. Александрова, что утвержден в должности окружного миссионера по VIII и IX благочинническим округам Николаевского уезда – 28 августа 1907 г. Епархиальным начальством выражена благодарность за полезную миссионерскую деятельность с внесением в формуляр. Указ оный за № 8384-м – 4 июня 1908 г. Ставленую грамоту и указы имеет. Свидетельство об окончании курса в противораскольнической Саратовской школе, выданное Саратовским Братством Св. Креста, находится при деле в Самарской Духовной Консистории. Недвижимого имения нет. Чтение, пение, катехизис знает очень хорошо. Проповеди говорит по печатным книгам. Состоит миссионером. Поведения весьма хорошего. В родстве ни с кем из членов причта не состоит. Под судом и следствием не был и не состоит.
В семействе у него: жена Гликерия Зиновьева – 40 лет, дети: Сергий (13 лет) обучается в Преображенском монастыре в двухклассной школе, Вера – 11 лет, Анна – 10 лет, Мария – 8 лет, Евдокия – 4 года.
Псаломщик Василий Тихонов Поляков родился в селе Криволучье Николаевского уезда Самарской губернии 29 июня 1864 г., сын крестьянина, образование домашнее. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием по собственному прошению определен и.д. псаломщика к Ильинской единоверческой церкви села Криволучья Николаевского уезда, имеет указ Самарской Духовной Консистории за № 4155 – 1896 г. За ревностную службу церкви Божией по представлению Епархиального начальства получил благословение от Св. Синода с грамотой, которую имеет на руках от 18 сентября 1904 г. Чтение, пение, катехизис и устав знает очень хорошо. Поведения весьма хорошего. В родстве ни с кем из членов причта не состоит. Под судом и следствием не был и не состоит.
В семействе у него: жена Мария Никитина – 18 июля 1868 г., приемная дочь Александра (2 мая 1895 г.) обучается во второклассной школе с. Балаково.
Должность просфорни исправляет крестьянская вдова села Криволучья Ксения Харитонова Кузнецова (53 года).
О прихожанах означенной церкви.
Прихожан православного исповедания, крестьян села Криволучье – 180 дворов, 381 мужчина, 381 женщина, деревни Ивантеевки – 4 двора, 7 мужчин, 6 женщин. Иногородних, проживающих в с. Криволучье, православных – 64 двора, 112 мужчин, 93 женщины. Итого – 248 дворов, 500 мужчин, 480 женщин, 980 человек.
Кроме сего раскольников беглопоповского толка – 252 двора, 680 мужчин, 719 женщин, Австрийского окружн. толка – 5 дворов, 13 мужчин, 9 женщин, раскольников дер. Ивантеевки – 16 дворов, 43 мужчины, 41 женщина. Итого – 273 двора, 736 мужчин, 769 женщин, 1505 человек.
В том свидетельствует: священник Иоанн Бочуров, псаломщик Василий Поляков, Благочинный священник Гавриил Алешин. | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
3 декабря 2020 12:11 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 32 Самарская духовная консистория, опись 18, дело 239 – Клировые ведомости единоверческих церквей по I благочин. округу Николаевского уезда (73 листа, 76 файлов в электронном читальном зале ЦГАСО)
листы 37-52 – файлы 22-30
Ведомость о церкви Самарской епархии Николаевского уезда села Криволучья Ильинской Единоверческой церкви за 1909 год.
1. Ильинская единоверческая церковь построена в 1893 году на добровольные пожертвования с положением от Св. Синода в три тысячи рублей (3000 р.). 2. Зданием каменная, теплая, богомольцев вмещает до 900 человек. При ней колокольня каменная. Здания церкви и колокольни прочные. При церкви есть деревянная ограда, под церковью и оградой земли 100 квадр. сажень. При церкви есть сторожка; церковь не застрахована. Кладбища имеются вне села, огорожены тесовыми заборами. 3. Престол в ней один во имя Св. Пророка Божия Илии, освящен в 1893 году 7 октября Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским. Антиминс чистый и прочный. 4. Утварью и богослужебными книгами – достаточна. Древних книг, крестов, сосудов и икон не имеется, кроме напрестольного Евангелия, которое напечатано при патриархе Иосифе в 1648 году. 5. Членов причта положено быть священнику и псаломщику, которые и состоят на лицо. 6. Причт на свое содержание получает в год: а) добровольных денежных пожертвований от прихожан за совершение треб 150 руб. (в год). Хлебных сборов не имеется, б) жалованье от казны 525 руб.; за вычетом 2% с рубля, в) %% по банковым билетам на сумму 10 руб. 50 коп., г) доходов от церковной земли и лугов на сумму 200 рублей. Примечание: имеются на имя причта два билета: 1-й билет Самарского общественного банка в 100 руб. 5 1/2%, выданный в 1879 году за № 997-м, который хранится вместе с церковными суммами; 2-й закладной выигрышный лист Государственного Дворянского Земельного Банка в 100 рублей 5 1/2 %%, выданный в 1895 году за № 35-м, который хранится в Самарском государственном казначействе по расписке, и Государственная 4% рента в пользу причта на вечное поминовение. 7. Церковной земли, отведенной для причта, числится пахотной и сенокосной 50 д. 20 саж. На эти земли имеется план, который хранится в церковном архиве. Земля причтом сдается в аренду на один год, ценой по 4 рубля за десятину. 8. Дома для причта имеются деревянные с надворными постройками, не застрахованы. 9. Никаких доходных зданий при церкви не имеется. 10. Расстоянием сия церковь находится: от Духовной Консистории г. Самары в 250 верстах, от местного Благочинного в 50 верстах. 11. Ближайшие к сей церкви: Космо-Дамианская в селе Сухом Отроге в 5 верстах, Михайло-Архангельская в селе Кормежке в 7 верстах и Воскресенский Единоверческий монастырь в 2 верстах. 12. Приписной церкви в приходе нет. 13. Домовой церкви тоже нет. 14. Церковная библиотека состоит из 4-х наименований и 10 томов, одобренных Св. Синодом и духовной цензурой. Кроме того, есть книги единоверческой печати: 1) Беседы Апостольские, 2) Большой Катехизис, 3 и 4) 2 книги «Златоустник», 5 и 6) 2 книги «Выписки Озерского», 7 и 8) сочинения Архимандрита Павла, 9) Истинно древняя Православная церковь Григория Архиепископа Новгородского, 10) Поморские ответы, 11) Ответы Пошехонова, 12) Разбор книги Механикова, 13) Увещание М. Платона, 14) Краткие известия о существующих в расколе сектах Архимандрита Павла, 15) Краткое руководство к познанию православной церкви Архимандрита Павла, 16) Катехизические поучения Самар. епарх. миссионера Д. Александрова. 15. Опись при церкви 16. Церковно-приходо-расходные книги за шнуром, печатью и скрепой канцелярии Его Преосвященства, выданные 1 декабря 1907 года на 1908,09 и 1910 гг. ведутся исправно и хранятся в целости. Приходо-расходные книги имеются за 1881, 1882, 1883, 1887, 1893, 1894, 1895, 1896, 1897, 1898, 1902, 1903, 1904 по 1907 гг. и хранятся в целости. 17. Копии с метрических книг с 1852 по 1907 гг., хранятся в целости. 18. Исповедные росписи, начиная с 1863 года, хранятся в целости. 19. Обыскная книга, выданная за шнуром, скрепою и печатью Консистории 1904 года 30 июля за № 10972-м ведется исправно. В означенной книге писанных листов 76, а неписанных – 24 листа. Обыскные книги имеются с 1843 года по 1847 год, с 1851 по 1886 гг. и с 1893 по 1904 гг. и хранятся в целости. 20. Церковная летопись не ведется. 21. Наличные церковные суммы в дозволенном законом количестве хранятся в церковной кладовой, в окованном железом деревянном сундуке в целости, за ключом, находящимся у церковного старосты, и церковною печатью. 22. При церкви существуют две церковно-приходские школы, мужская и женская, помещаются в одном здании. Школа мужская существует с 1894 года, но прежде была она смешанная, а с ноября 1900 года открыта женская. В 1900 году для мужской и женской школы построено великолепное здание с двумя отделениями стоимостью в 9842 рубл. 29 коп. На постройку сего здания общество села Криволучье израсходовало 3624 р. 15 коп., а последние пожертвованы настоятелем Воскресенского единоверческого монастыря Архимандритом Марсалием. Здание не застраховано. Школы отапливаются, освещаются и окарауливаются за счет Воскресенского монастыря. При школе имеются квартиры для учителя и учительницы. В первой половине учебного 1909/1910 года учащихся было 80 мальчиков и 15 девочек. Всего 95 человек, из них раскольников: мальчиков – 42 и девочек – 3, всего 45 человек. В отчетном году окончило курс с правом на льготу 3-го разряда 9 мальчиков, 4 девочки, всего – 13 человек. Учебники и учебные пособия в отчетном году получены из отделения Самарского Епархиального Училищного совета г. Николаевска. Библиотека при школе имеется и состоит из 100 книг. Заведующий школами состоит местный священник Иоанн Бочуров, получает вознаграждение от Воскресенского монастыря 100 рублей в год. В мужской школе учителем состоит окончивший курс второклассной школы Спасо-Преображенского монастыря Андрей Николаев Шашорин, вознаграждение получает от Воскресенского монастыря 70 руб. в год и из Николаевского отделения 150 руб. В женской школе учительницей состоит Вера Иванова Архипова, окончившая курс в Балаковской второклассной школе. Вознаграждение получает из Николаевского отделения 240 руб. в год. Звание учительницы имеет. 23. При церкви существует церковно-приходское попечительство, которое открыто в 1896 году и утверждено Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием. Членов попечительства 3 человека. В отчетном году сведений по приходу и расходу не имеется.
О причте означенной церкви.
Священник Иоанн Феодоров Бочуров, сын Николаевского солдата, родился в деревне Апрянине Вольского уезда Саратовской губернии 15 февраля 1869 г. Кончил курс в Саратовской противораскольнической миссионерской школе при братстве Св. Креста – 20 марта 1896 г. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским, допущен к и.д. псаломщика в слободу Саврушскую Бугурусланского уезда с назначением вместе с тем и окружным миссионером – 31 января 1897 г. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием утвержден в должности псаломщика с посвящением в стихарь – 21 апреля 1900 г. Тем же Преосвященным Гурием рукоположен в священника с причислением сверхштатным священником к Бугурусланской единоверческой церкви в помощь местному священнику и с обязательством миссионерства среди раскольников деревни Елатмонки и соседних сел, обучать детей грамоте и заведывать тамошними православными старообрядцами – 28 января 1901 г. Во исполнение указа Самарской Духовной Консистории за № 7920-м от 20-го июня 1903 года с открытием самостоятельного прихода с. Елатмонки считать священника Иоанна Бочурова штатным священником села Елатмонки – 1-го июня 1903 г. Указом Самарской Духовной Консистории от 11 октября за № 1709-м сообщено, что резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия на рапорт епархиального миссионера утвержден в должности окружного миссионера по Бугурусланскому уезду – 11 октября 1902 г. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Константином, Епископом Самарским и Ставропольским, за ревностную службу церкви Божией награжден набедренником – 15 апреля 1906 г. По прошению крестьян села Криволучье Николаевского уезда Его Преосвященством, Преосвященнейшим Константином, Епископом Самарским и Ставропольским, перемещен в село Криволучье к Ильинской единоверческой церкви – 21 мая 1907 г. Указом Самарской Духовной Консистории от 4 сентября 1907 г. за № 12723-м сообщено, что резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Константина, последовавшей на рапорт епархиального миссионера о. Димитрия Александрова, утвержден в должности окружного миссионера по VIII и IX благочинническим округам Николаевского уезда – 28 августа 1907 г. Ставленую грамоту и указы имеет. Свидетельство об окончании курса в противораскольнической Саратовской школе, выданное Саратовским Братством Св. Креста, находится при деле в Самарской Духовной Консистории. Указом Епархиального начальства от 4 июня 1908 г. за № 8384-м выражена благодарность за полезную миссионерскую деятельность с внесением в формуляр. Недвижимого имения нет. Чтение, пение, катехизис знает очень хорошо. Проповеди говорит по печатным книгам. Состоит окружным миссионером. Поведения весьма хорошего. В родстве ни с кем из членов причта не состоит. Под судом и следствием не был и не состоит.
В семействе у него: жена Гликерия Зиновьева – 40 лет, дети: Сергий (14 лет) обучается в Преображенском монастыре во второклассной школе, Вера (12 лет) обучается в Епархиальном ж. у. в I классе, Анна (11 лет) обучается в Епархиальном ж. у. в I классе, Мария – 9 лет, Евдокия – 5 лет.
Псаломщик Василий Тихонов Поляков родился в селе Криволучье Николаевского уезда Самарской губернии 29 июня 1864 г., сын крестьянина, образование домашнее. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием по собственному прошению определен и.д. псаломщика к Ильинской единоверческой церкви села Криволучья Николаевского уезда, имеет указ Самарской Духовной Консистории за № 4155 – 1896 г. За ревностную службу церкви Божией по представлению Епархиального начальства получил благословение от Св. Синода с грамотой, которую имеет на руках от 18 сентября 1904 г. Чтение, пение и устав церковный знает очень хорошо. Катехизис знает очень хорошо. Поведения весьма хорошего. В родстве ни с кем из членов причта не состоит. Под судом и следствием не был и не состоит.
В семействе у него: жена Мария Никитина – 18 июля 1868 г., приемная дочь Александра (2 мая 1895 г.) обучается во второклассной школе с. Балаково.
Должность просфорни исправляет крестьянская вдова села Криволучья Ксения Харитонова Кузнецова (54 года).
О прихожанах означенной церкви.
Прихожан православного исповедания, крестьян села Криволучье – 180 дворов, 381 мужчина, 381 женщина, деревни Ивантеевки – 4 двора, 7 мужчин, 6 женщин. Иногородних, проживающих в с. Криволучье, православных – 64 двора, 112 мужчин, 93 женщины. Итого – 248 дворов, 500 мужчин, 480 женщин, 980 человек.
Кроме сего раскольников беглопоповского толка – 252 двора, 680 мужчин, 719 женщин, Австрийского окружн. толка – 5 дворов, 13 мужчин, 9 женщин, раскольников дер. Ивантеевки того же толка – 16 дворов, 43 мужчины, 41 женщина. Итого – 273 двора, 736 мужчин, 769 женщин, 1505 человек.
В том свидетельствует: священник Иоанн Бочуров, псаломщик Василий Поляков, Благочинный священник Гавриил Алешин. | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
5 декабря 2020 11:16 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 3 Канцелярия Самарского гражданского губернатора, опись 147, дело 31 – О задержании в сл. Криволучья священником Таганцевым крестьянина Вольского имения, мещанина Михаила Васильева Фомина по подозрению в исправлении треб у раскольников (1860 год; 6 листов, 14 файлов в электронном читальном зале ЦГАСО)
листы 1-1об – файлы 01-02
Его Превосходительству, Господину Начальнику Самарской губернии, Николаевского Земского суда, Рапорт.
Сотник слободы Криволучья приставу 1 стана донес, что священник того села Федор Таганцев, взяв с квартиры приехавшего в село Криволучье с узаконенным письменным видом Вольского мещанина Михаила Васильева Фомина, отдал его под арест крестьянину Козьме Ферапонтову, где ему, Фомину, Таганцев с крестьянином Еремеем Денисовым причинили побои, просили от него, Фомина, за то, чтобы отпустить 100 руб. серебром. Вслед за донесением сотника Фомин представлен к приставу священником Таганцевым со словесным предъявлением, что он пойман в селе Криволучье по сомнению в исправлении треб у раскольников с беглым попом, которого Таганцев отыскивает и у которого Фомин будто исправляет требы в виде дьякона. К подкреплению такового заключения он, Таганцев, прислал два холщевых лоскутка, найденные будто бы при Фомине, по мнению его, Таганцева, - подножные постилки во время совершения бракосочетания раскольников. Фомин, показанием подтвердив донесение сотника села Криволучье о его взятии и побоях, объяснил, что он беглопоповской секты, представленные с ним два лоскутка ему не принадлежат и при нем оных не находилось; заехал в село Криволучье проездом в Новоузенский уезд, куда он едет для покупки пшеницы. Пристав 1 стана, представив в сей суд Фомина, донес, что Фомин навлекает сомнение в приезде в село Криволучье с неблагонамеренною целью под предлогом проезда в Новоузенский уезд для покупки пшеницы потому: а) при нем нет достаточного количества денег на покупку пшеницы и б) оказанием ему, Фомину, защиты криволуцкими жителями, которые почти все раскольники, к необличению его, Фомина, в возводимом проступке. Законных достаточных доказательств нет, также нет таковых и к подкреплению вывода его, Фомина, на священника Таганцева в битье и требовании денег. Земский суд, представляя всё это на благоусмотрение Вашего Превосходительства, имеет честь донести, что мещанин Фомин, впредь до получения от Вашего Превосходительства разрешения по сему, отправлен под строгий надзор Вольской полиции.
Земский исправник. 4 февраля 1860 г. № 82. | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
25 декабря 2020 12:09 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 32 Самарская духовная консистория, опись 18, дело 198 – Клировые ведомости единоверческ. благочиния Самарской епархии (1897 год; 74 листа, 76 файлов в электронном читальном зале ЦГАСО)
листы 45-53 – файлы 47-55
Ведомость о церкви Самарской епархии Николаевского уезда села Криволучья Ильинской Единоверческой церкви за 1897 год.
1. Вместо сгоревшей церкви, 1888 и 1889 года построена новая каменная церковь, покрыта железом, с поднятыми крестами, с достроенной колокольней, и поднятыми на неё колоколами, на отведенной четырех десятинной церковной площади, построена на добровольные пожертвования с помощью от Св. Синода три тысячи рублей. 2. Престол в ней один во имя Пророка Илии; освящена по древнему Антиминсу Преосвященным Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским, 7 октября 1893 года. 3. Утварью достаточна. 4. Земли имеется пахотной и сенокосной 50 1/2 десятин. 5. Дом у священника церковный на церковной земле, а псаломщического не имеется. 6. На содержание причта Высочайше даровано жалованье 525 руб. в год, которое производится из Николаевского уездного казначейства. 7. Зданий, принадлежащих к сей церкви, никаких нет. 8. Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории 250 верст, а от уездного города Николаевска 50 верст, от местного Благочинного 250 верст. 9. Ближайшие к сей церкви православные: в селе Сухом Отроге Космо-Дамианская в 5 верстах, в селе Кормежке Михайло-Архангельская в 7 верстах и Воскресенский Единоверческий мужской монастырь в 2 верстах. 10. Опись церковному имуществу имеется, и все вновь приобретенные вещи вносятся в оную без опущения. 11. Исповедные росписи с 1863 года имеются. 12. Метрические книги с 1843 года и по настоящий 1897 год хранятся в целости. 13. Клировые ведомости с 1872 года имеются. 14. Обыскные книги имеются с 1843 года, а последняя выдана за 1869 год из Самарской Духовной Консистории. 15. Приходорасходные книги имеются с 1881 года, выданы из канцелярии Его Преосвященства. 16. Приписной церкви нет. 17. Билет имеется Самарского общественного банка в 100 рублей на вечное время на имя священника сей церкви из 6 1/2% за № 997-м лист 11278-й. 18. Билет имеется выигрышный на имя причта Государственного Земельного Банка № серии 14409-й билета № 34-й на вечное поминовение игумена Вассиана Нижне-Воскресенского единоверческого мужского монастыря.
Священник Сергий Алексеев Пряхин, сын крестьянина, окончил курс в Саратовской миссионерской противораскольнической школе 1892 года марта 27 дня. За усердное занятие миссионерством получил от Его Преосвященства, Преосвященнейшего Гурия две Архипастырские благодарности (см. отношение Благочинного от 31 января 1896 года за № 12-м. Указ Самарской Духовной Консистории от 9-го августа 1896 года за № 12412-м). Указом Самарской Духовной Консистории от 18-го июня 1897 года за № 11720-м определен на должность окружного миссионера. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием награжден набедренником сего 1897 года, на сие имеет при себе свидетельство Епархиального начальства. 1895 года 13 апреля Преосвященнейшим Николаем, Епископом Саратовским и Царицынским, назначен псаломщиком к Единоверческой Михайло-Архангельской церкви села Чернавки Петровского уезда. Перемещен в Самарскую Епархию и 10 августа 1895 года Его Преосвященством, Преосвященнейшим Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским, рукоположен в священника к Ильинской Единоверческой церкви села Криволучья Николаевского уезда. Указ и ставленую грамоту имеет, ему отроду 32 года. Никакого имущества нет. Читает очень хорошо, поет хорошо, катехизис знает, проповеди говорит по книге очень хорошо. Состоит окружным миссионером. Поведения весьма хорошего. В родстве ни с кем из членов причта не состоит. Под судом и следствием не был и не состоит.
В семействе у него: жена Прасковья Архипова – 32 года, дети: Александр (10 лет), обучающийся в Николаевском Духовном училище, Александра – 7 лет, Иоанн – 5 лет, Мария – 3 года, Павла – 1 год.
И.д. псаломщика Василий Поляков (33 года), из крестьян села Криволучье, образование получил домашнее. 1896 года произведен в псаломщика по ходатайству священника Сергия Пряхина. Недвижимого имущества не имеет. Читает и поет весьма хорошо, катехизис отвечать может, письмоводство ведет хорошо, по должности исправен. Поведения очень хорошего. В родстве никому из членов причта не состоит. Под следствием и судом не был и не состоит.
В семействе у него: жена Мария Никитина – 31 год, мать Васса Васильева – 54 года, приёмная дочь Александра – 2 года.
Просвирническую должность исправляет крестьянская вдова села Криволучья Ксения Харитонова Кузнецова (53 года).
О прихожанах означенной церкви.
В селе Криволучье: Военных – 5 дворов, 7 мужчин, 4 женщины, Крестьян – 99 дворов, 207 мужчин, 213 женщин, Иногородних – 49 дворов, 66 мужчин, 65 женщин. Крестьян деревни Ивантеевки – 14 дворов, 20 мужчин, 19 женщин. Итого – 167 дворов, 300 мужчин, 301 женщина.
Благочинный священник Тимофей Старцев. | | |
Andrey_64 Саратов Сообщений: 422 На сайте с 2004 г. Рейтинг: 262
| Наверх ##
25 декабря 2020 12:18 Центральный государственный архив Самарской области, фонд 32 Самарская духовная консистория, опись 18, дело 249 – Клировые ведомости по II благочин. округу (1911 год; 99 листов, 104 файла в электронном читальном зале ЦГАСО)
листы 61-68 – файлы 63-71
Ведомость о церкви Ильинской единоверческой, состоящей Николаевского уезда Самарской епархии в селе Криволучье за 1911 год.
1. Церковь построена в 1893 году тщанием добровольных пожертвований с положением от Св. Синода три тысячи (3000) рублей. 2. Зданием каменная, с такою же колокольней, в одной связи, здание церкви и колокольни прочные, покрыта железом. 3. Престол в ней один во имя Св. Пророка Божия Илии. 4. Утварью достаточна. 5. По штату при ней положено быть священнику и псаломщику. 6. Жалованье положено: от казны 525 руб. за вычетом 2% с рубля, священнику 400 р., псаломщику 125 р. 7. Кружечных доходов за 1911 год получено 150 руб. 8. Другие источники содержания членов причта и количество поступающих от них дохода: хлебного сбора поступает рублей на 25. 9. Земли при церкви состоит: пахотной 40 десят., сенокосной 10 десят. 1200 квадр. саж. в расстоянии 6 верст от церкви. Всего 50 десят. 1200 квадр. саж. Земли сии находятся в бесспорном владении причта, на эти земли имеется план, который хранится в церковном архиве. 10. Качество церковной земли: средняя. 11. Средний доход ею приносимый: земля сдается в аренду за 250 р. 12. Дома для священно- и церковно-служителей на церковной усадебной земле построены тщанием прихожан и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви: церковно-приходская школа. 13. Состояние домов: дома в хорошем состоянии, у псаломщика надворная постройка ветха. 14. Расстоянием сия церковь от Консистории в 200 верстах, от местного благочинного в с. Балаково проживающего в 30 верстах, от уездного города Николаевска в 60 верстах, от пароходной пристани с. Балаково в 30 верстах; почтовый адрес церкви: почт. отд. села Криволучья Ильинской единоверческой церкви. 15. Ближайшие к сей церкви: Космо-Дамианская в селе Сухом Отроге в 5 верстах, Михайло-Архангельская в селе Кормежке в 7 верстах и Воскресенский единоверческий монастырь в 2 верстах. 16. Приписанных к сей церкви церквей нет. 17. Молитвенных домов, к сей церкви приписанных, нет. 18. Опись церковному имуществу – не имеется. 19. Приходо-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Духовной Консистории даны ноября 1910 года, ведутся, хранятся в целости. 20. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1852 года. 21. В обыскной книге, выданной в 1911 году, за шнуром и печатью, писанных листов 1, неписанных 199. 22. Исповедные росписи находятся в целости с 1863 года. 23. Книги, до церковного круга подлежащие, есть все. В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных, 10 томов и 4 названий, одобренных Св. Синодом и Духовной цензурой. 24. Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печатью церковною. 25. Имеющиеся в приходе школы: церковно-приходская учреждена с 1894 года. Церковная школа помещается в доме собственном. В сем году в ней обучается 96 мальчиков, 21 девочка. 26. При церкви состоит старостою церковным крестьянин Петр Акимов Горюнов, который должность свою проходит с 1911 года.
Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви.
Псаломщик Василий Тихонов Поляков (47 л.). Казенного жалованья получает 125 р. От сдачи земли в аренду 62 р. 50 коп. Братского дохода 37 р. 50 коп. Хлебного сбора рублей на 8. За ревностную службу церкви Божией получил благословение от Св. Синода с грамотой, которую имеет на руках 1904 г. сентября 18 дня. Сын крестьянина. Домашнего образования, проходил должность учителя с 1894 по 1901 годы. По собственному прошению Преосвященнейшим Гурием определен на должность псаломщика в село Криволучье – 1893 года августа 2 дня. Имеет билет № 8143-й. Указ Самарской Духовной Консистории № 4155 имеет – 1896 г. января 18 дня. Поведения хорошего, голос баритон. Жена Мария Никитина –1868 г. июля 18 дня, дочь приемная Александра – 1895 г. мая 2 дня.
Староста Петр Акимов Горюнов, 62 года, крестьянин. Занимает должность старосты с 1911 года. Жена Дарья Иванова, 60 лет.
Ведомость о приходе.
В селе Криволучье – 244 двора, 451 мужчина, 465 женщин. В деревне Ивантеевке (в 1-й версте) – 2 двора, 5 мужчин, 5 женщин. Итого в приходе – 246 дворов, 456 мужчин, 470 женщин. В том числе: духовных – 2 двора, 3 мужчины, 7 женщин, дворян – 2 двора, 6 мужчин, 5 женщин, мещан – 57 дворов, 92 мужчины, 88 женщин, крестьян – 185 дворов, 355 мужчин, 370 женщин.
Кроме того, в пределах прихода имеют жительство: инославных Австрийского толка – 21 двор, 56 мужчин, 50 женщин, раскольников (беглопоповцев) – 252 двора, 680 мужчин, 719 женщин. Итого – 519 дворов, 1192 мужчины, 1239 женщин.
Верность сей ведомости свидетельствует причт Ильинской единоверческой церкви села Криволучья II благочиннического округа Николаевского уезда. Заведующий священник села Кормежки Виталий Березовский. 1912 года января 25 дня свидетельствовал Благочинный священник Лев Саблин. | | |
|