brennda1974 Ульяновск Сообщений: 202 На сайте с 2019 г. Рейтинг: 428
| Наверх ##
26 января 2020 20:01 Деревни Камско-Устьинского района. До 1920 года территория района входила в Тетюшский уезд, с 1920 по 1927 год — в Тетюшский кантон, с 1927 по 1930 год — в Буинский кантон. БАРСКИЕ КАРАТАИ (КРАСНЫЕ КАРАТАИ) Ныне не существующая деревня Барские Каратам была расположена в км от Волги и в 15 км от с. Камское Устье. (Богородская волость Тетюшского уезда). Возникновение и принадлежность: Деревня основана в конце XVI в. русскими помещи¬ками, свияжскими дворянами Борисом Врасским (Вратским) и Федором Васильевичем Косяковским. С этого времени деревню населяли крепостные крестьяне, принадлежавшие, как пра¬вило, сразу нескольким помещикам, но самыми крупными всегда были владения Врасских, имевших здесь усадьбу. Основатель деревни Борис Врасский умер в 1624 г., его поместье унас¬ледовал сын, свияжский дворянин Григорий Врасский, участник войны с Польшей 1654-1667 гг., умерший в конце XVII в. В XVIII в. Михаил Григорьевич и его сын Михаил Михайлович Врасские, скупив земли и крестьян у соседей, стали единственными владельцами деревни. Но Михаил Михайлович Врасский стал владельцем крупных поместий в Спасском уезде, и Барс¬кие Каратаи перестали быть "дворянским гнездом". Поэтому, по обычаям того времени, часть крестьян и земли перешли к трем дочерям Михаила Врасского в качестве приданого и лишь небольшую часть унаследовал его сын Федор. Вплоть до 1861 г. в деревне одновременно было 5-6 помещиков, причем у каждого из них владения в Барских Каратаях составляли лишь не¬большую часть. Единственным помещиком, имевшим усадьбу и жившим в Барских Каратаях, был титулярный советник Андрей Михайлович Михайлов (ум. 1851). Почти все здешние помещики были малоизвестными провинциальными офицерами и чи¬новниками, потомками свияжских дворян XVII в. Немалый след в истории оставили лишь по¬томки Врасских. Внучка Федора Врасского Надежда Николаевна Врасская (ум. 1898) вышла замуж за Николая Алексеевича Галкина (ум. 1859), который в молодости был морским офице¬ром, а в 1825-1851 1т. был директором Первой Казанской гимназии, известным общественным деятелем. Имение в Барских Каратаях осталось в отдельной собственности Надежды Никола¬евны. В своей основной усадьбе, в с. Полянки (ныне Спасского района), Н.Н. Галкина открыла на свои средства женскую второклассную школу. Все дети Михаила Алексеевича и Надежды Николаевны - Петр, Михаил, Николай стали крупными чиновниками. Надежда Николаевна была последней представительницей семьи Врасских, поэтому по указу Николая 1 с 1853 г. они носили фамилию Галкины-Врасских. Самым известным из них стал Михаил Николаевич Гал- кин-Врасский (1834-1916), унаследовавший землю в Барских Каратаях. Служил в управлении генерал- губернатора Оренбургского и Самарского, написал ряд статей по этнографии и геогра¬фии. В 1867-1869 г. был эстляндским и саратовским губернатором. В 1879-1896 гг. председа¬телем Главного тюремного комитета, реформировал тюрьмы. С 1896 г. член Государственного совета. В 1899 г. помогал голодающим, в том числе в Казанской губернии. До конца жизни он оставался землевладельцем Барских Каратаев. Население: В 1620 г. у Бориса Врасского 20 душ мужского пола. В 1646 г. у Григория Врасского 38 крестьянских и 17 бобыльских дворов, в них 154 души мужского пола, у Федора Васильевича Косяковского 2 двора, 11 душ мужского пола, у Григо¬рия Киреева 4 крестьянских и 4 бобыльских двора, 31 душа мужского пола, у Федора Киреева 4 крестьянских и 4 бобыльских двора 33 души мужского пола. В 1763 г. у Михаила Михайловича Врасского 265 душ мужского пола. В 1834 г. у Надежды Николаевны Галкиной 25 душ мужского и 19 душ женского пола, у ее сестры жены бригадира Софьи Николаевны Софроновой 101 душа мужского и 99 жен¬ского пола, у Андрея Михайловича Михайлова и его дочери Елизаветы 7 душ мужского и 5 женского пола дворовых и 30 душ мужского и 31 женского пола дворовых, у вдовы майора Василисы Афанасьевны Чечаговой 27 душ мужского и 28 женского пола, губернского секретаря Николая Ивановича Юматова 20 душ мужского пола и 25 женского. В 1834 же году две души мужского пола и две женского духовенства. В 1858 г. у Галкиной 24 души мужского и 30 женского пола, у Е.Михайловой 44 души обоего пола крестьян и 15 дворовых, у поручика Ивана Яковлевича Баракова, купившего владе¬ние Соффроновой. 100 душ мужского и 99 женского, у Юматова 34 души мужского и 33 женско¬го пола. Бывшим имением Чечаговой владели Петров и Хмельницкий, у первого было 23 души мужского и 33 женского пола, у второго 21 душа мужского и 20 женского пола. В 1897 г. 165 мужчин и 205 женщин. Хозяйство: В первой половине XIX в. крестьяне большинства помещиков находились на барщине. Так, в 1860 г. крестьяне Е.Михайловой обрабатывали 89 десятин пашни на себя и 69 десятин на помещицу. Единственным помещиком, державшим крестьян на оброке, был Бара¬ков, оброк составлял 14-28 рублей с души мужского пола, 15 аршин холста из хозяйского льна и 1овчина с души в год. После отмены крепостного права помещики Галкина, Бараков, Петров, Юматов выделили на выкуп крестьянам только их запашку, оставив барскую запашку за собой. Помещик Хмель¬ницкий уступил крестьянам всю землю. Таким образом, барщинное хозяйство продолжалось много лет - на барщине крестьяне отрабатывали выкупные платежи. В начале XX в. помещики стали сдавать землю в наем крестьянам. В результате сложного раздела вплоть до 1918 г. срав¬нительно небольшая деревня состояла из четырех общин, в каждой из которых земля делилась по-своему. В 1882 г. во всех четырех общинах было 83 двора, на которые приходилось 449 десятин пашни и сенокосов. Земли не хватало и крестьяне жили довольно бедно. Более 20 хозяйств вообще не пользовались надельной землей (безлошадных хозяйств в 1882 г. было 28). Как и в других приволжских селах, одним из основных источников доходов было бурла¬чество. Барские Каратаи были единственным на территории района поселением, где боль¬шую роль в хозяйстве играло рыболовство, более чем для 20 семей оно было основным заня¬тием. Церковь: Деревянная Троицкая церковь была в селе уже в первой четверти XVIII в. Новая деревянная Троицкая двухпрестольная церковь выстроена в 1762 г. на средства помещика Ми¬хаила Михайловича Врасского. Придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1825 г. храм перестраивался, в 1902 г. построена новая колокольня. Приход всегда был невелик, его составляли только Барские Каратаи. В 1930 г. церковь была закрыта, в 1931 г. открылась вновь, на этот раз в приход входил и районный центр. Позже церковь разобрана и из материалов в с. Заовражные Каратаи была пост¬роена начальная школа. Священники: 1814-1830 гг. Яков Андреевич Саблуков (1775-?). Переведен в г. Симбирск. 1830-1847 гг. - Антоний Степанов (1775-1847). Переведен из с. Сергиевское Лаишевско уезда. 1848-1872 гг. Николай Кузьмич Карганский, ВЫПУСКНИК Казанской духовной семинарии 1831 г. Позже священники очень часто менялись, потому что такой маленький приход не мог обеспечить приличных доходов. 1881-1893 гг. - Иван Александрович Мансуров. В 1888-1893 гг. приход был формально закрыт, церковь была приписной к с. Богородскому. Но на самом деле священник продолжал здесь жить. В 1893 г. приход открыт вновь - помещики и, в первую очередь, М.Н. Галкин-Врасский выделили средства - теперь жалованье священникам выплачивалось из доходов от ценных бумаг, пожертвованных благотворителями. 1893-1911 гг. и позже Иринарх Федорович Самуилов (1862-?), закончивший духовное училище. 1911-1918 гг. - священник Михаил Андреевич Озерский. Школа: Церковно-приходская школа открыта 15 октября 1888 г. по инициативе священника Ивана Александровича Мансурова. Вплоть до 1917 г. не только законоучителями в школе были названные выше священники и псаломщики, получавшие за это дополнительную плату. Надо сказать, что такая практика в ЦПШ применялась очень редко, с можно объяснить тем, что в столь маленьком приходе духовенство не было особенно занято требами, а их доходы от школы позволяли поддерживать удовлетворительный уровень жизни духовенства и существование прихода.
КАЗЫЕВО-КЛЮЧИЩИ (СУЫКСУ) (Большеянасальская волость Тетюшского уезда Казанской губернии). Село ныне не существует. Основано, предположительно, в начале XVII века выходцами из села Старое Казеево. В конце XVIII - начале XIX в. здесь проживало в 2 дворах 6 душ мужского пола. 8 душ женского пола служилых татар, в 16 дворах 62 души мужского пола. 64 души женского пола ясачных некрещеных татар и в 3 дворах 8 душ мужского пола, 2 души женского пола ясачных крещеных татар. Всего в селе был 21 двор со 162 жителями. В 1858 году в Суыксу жило 36 семей 186 душ мужского пола, 182 души женского пола. Всего 368 человек. Земельный надел общины составлял 15 десятин усадьбы, 555,2 десятины пашни, 68,5 десятин пойменных лугов. 27,5 десятин неудобиц. В крестьянских хозяйствах насчитывалось 92 лошади. 72 головы круп¬ного и 301 единица мелкого скота. Из 47 дворов села 26 были безлошадными. Безземельных семей не было. В Казыево-Ключищах были развиты овчинный, шерстобитный, валяльный, портняжный и шапочный промыслы. Здесь же размещались 4 ветряные мельницы. 2 крупо¬дерки и 1 кузница. Интересно то. что среди наиболее богатых крестьян-предпринимателей в конце XIX - начале XX в. здесь были женщины - торговля бакалейными товарами Фатиха Мухаммадеева. оборот 200 рублей. Магрифа Мифтахутдинова (120 рублей), Фахрикамала Мухаметзянова (100 рублей). Махалля с.Казыево-Ключищи в 1909 году объединяла 420 мусульман, 437 мусульманок. 129 домовладельцев. В 1899 году в селе зафиксировано 45 душ мужского пола, 45 душ женско¬го пола крещеных татар, проживавших в 11 домах. В 1890 г. было построено деревянное здание мечети. Имамом мечети с 17 декабря 1855 г. по 1917 г. являлся крестьянин Мухаметвафа Габитов (22.09.1834 - ?). В начале тридцатых годов мечеть закрыли, а муллу, по всей видимости, подвергли гонениям.
ШЕРШАЛАНЫ (ЧЫРШАЛАН) Ныне не существующая деревня была расположена на Волге в 31 км от пгт Камское Устье (Сюкеевская волость Тетюшского уезда). Основание и принадлежность: Основаны в начале XVII в. выходцами из нынешнего села Мордовские Каратаи, поселившимися на архиерейских землях. В начале XIX в. в деревне поселились несколько семей русских крестьян из Сюкеева. В 1763 г. - 101 душа мужского пола. В 1834 г. - 53 души мужского пола, 54 женского пола русских и 201 душа мужского пола и 215 женского мордвы-каратаев и 3 души мужского и 6 женского отставных солдат. В 1858 - 276 душ мужского пола и 315 женского. В 1897 - 395 мужчин и 386 женщин. В 1908 г. -170 дворов, 481 мужчин и 499 женщин, из них 67 мужчин и 77 женщин русских, остальные - мордва-каратаи. Хозяйство: Земля в Шершалане считалась плохой. Как и в Сюкееве, больше выращивали лен и занимались скотоводством. В 1885 г. из 120 дворов 27 безлошадных, в деревне было 152 лошади, 115 голов крупного рогатого скота, 561 голова мелкого скота. В деревне было 3 мель¬ницы. Сельское хозяйство не могло прокормить, поэтому крестьяне бурлачили, ловили рыбу. Ремеслами почти не занимались. В конце XIX - начале XX в. в деревне была всего одна кузница. В 1914 г. в деревне были: бакалейная лавка Василия Степановича Родионова (100 р.), ме¬лочные лавки Василия Гришина (150 р.), Александра Гришина (50 р.). Церковь:
До 1891 г. деревня входила в приход с. Сюкеева. В 1891 г. на средства Синода и прихожан построена деревянная однопрестольная церковь во имя Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Тогда же открыт приход. Кроме шершаланцев прихожанами были каратаи, жившие в татарской деревне Балтачево - в 1908 г. 12 дворов, 33 мужчины и 26 женщин. Священники: 1891-1909 - Михаил Львович Агатицкий, закончивший 3 класса Казанской духовной семинарии в 1882 году и служивший учителем и псаломщиком в разных селах. Пере¬веден в Чернышовку. 1909-1917 - Борис Григорьевич Гаврилов, из крестьян, татарин-кряшен, закончил Казанс¬кую учительскую семинарию. Школа: Церковно-приходская школа открыта 30 января 1890 года. Специальное здание для школы построено одновременно с церковью.
ЭМИКЕЕВО (ҖӘМӘКИ) (Большкляринская волость Тетюшского уезда Казанской губернии) Ныне село не существует. Возникло в начале XVII века. Его основателем скорее всего стал мурза Емикей. В 1646 г. в селе жил помещик мусульманин Курмекей Емикеев, которому при¬надлежало 2 бобыльских двора с 2 душами. В конце XVIII - начале XIX вв. здесь насчитывалось 22 души мужского пола, 21 душа женского пола служилых татар, проживавших в 9 дворах. Кстати, в этот период, земельными угодьями они владели сообща с помещиками М.В.Матюшиным, А.В.Левашевой и служилыми татарами дд.Больших и Малых Клярей. В 1858 году в Эмикеево жили 14 семей - 64 души мужского пола, 68 душ женского пола. Всего 132 человека. Земельный надел общины состав¬лял 2,9 десятины усадьбы, 208,9 десятин пашни, 10 десятин непойменных лугов, 15,3 десятины неудобиц. В хозяйствах имелось 21 лошадь, 32 единицы крупного и 65 голов мелкого скота. В деревне было 10 безлошадных семей. Безземельных хозяйств не зафиксировано. В Эмикеево крестьяне, помимо земледелия, занимались кузнечным промыслом. Махалля с.Эмикеево в 1909 г. объединяла 123 мусульманина, 112 мусульманок, 39 домовладельцев. До 1910 года она относилась к махалле с.Атабаево и все духовные требы в пятивременной мечети с.Эмикеево исполняли атабаевские муллы. В 1910 году имамом прихода в с.Эмикеево стал крестьянин Нурулла Гарифуллин, который обучал 40 шакирдов в местном мектебе. В 1930 г. в селе был образован колхоз им. К.Маркса, а его первым председателем стал Халиль Насыров. В 1957 г. это хозяйство влилось в колхоз им. Ленина с центром в с.Казеево. В с.Эмикеево в 1925 году родился Анвар Бадретдинович Бадретдинов - видный партий¬ный и государственный деятель, с 1983 г. возглавлявший Президиум Верховного Совета ТАССР. ЧЕРНЫШОВКА Ныне не существующее село Чернышовка было расположено на р. Сухая Улема в 45 км от пгг Камское Устье (Старобарышевская волость Тетюшского уезда) Возникновение и принадлежность: Село основано в конце XVIII в. помещиком, статс¬ким советником Сергеем Яковлевичем Левашовым, купившим у государства землю и пересе¬лившим сюда своих крестьян из поместий в Казанском уезде (вероятно и купленных у других помещиков). Левашовы принадлежали к старинному казанскому дворянскому роду, первые представители которого имели поместья в Казанском крае уже в начале XVII в. До отмены крепостного права Чернышовка принадлежала наследникам С.Я.Левашова - часть его дочери Александре Сергеевне Левашовой, а другая - его дочери Наталье Сергеевне, в замужестве Де-Ларю и ее детям - чиновникам Николаю Даниловичу и Александру Данилови¬чу Де-Ларю. Вскоре после отмены крепостного права часть земли была выкуплена крестьяна¬ми, а остальную купила Н.Н.Черкасовская. Население: В 1834 г. у Н.С.Де-Ларю 50 душ мужского пола и 42 женского крестьян, у Александры Сергеевны Левашовой 106 душ мужского пола и 114 женского крестьян, 3 души мужского пола и 8 женского духовенства. В 1858 г. у Н.Д. Де-Ларю и А.Д.Ларю 6 душ мужского пола и 7 женского дворовых и 69 душ мужского пола и 70 женского крестьян, у А.С.Левашовой 11 душ мужского пола и 8 жен¬ского дворовых и 107 душ мужского пола и 115 женского крестьян. В 1897 г. 284 мужчины и 301 женщина. В 1908 г. 105 дворов, 224 мужчины и 319 женщин. Хозяйство: Крестьяне обоих помещичьих хозяйств до отмены крепостного права были на барщине, а так как помещики были близкими родственниками, то и барщинное хозяйство было общим и после освобождения крестьяне составили одну общину. Основным занятием крестьян было сельское хозяйство. Крестьяне в 1861 г. получили на выкуп ту землю, которой пользовались и раньше - 643 десятины пашни и 620 десятин другой земли. 1323 десятины остались у помещиков и были проданы Н.Н.Черкасовской, которая часть земли сдавала крестьянам в аренду, а часть обрабатывала наемным трудом. В 1885 г. 72 хозяйства, из них 13 безлошадных, 108 лошадей, 68 голов крупного рогатого скота, 330 голов мелкого скота. В 1886 г. в селе было 2 ветряных мельницы, крупообдирка, шерстобойка, 2 кузницы. В селе были торговые заведений - в 1913 г. работали бакалейная лавка Якова Никитича Александрова (250 р.), мелочные лавки Леонтия Яковлевича Александрова (150 р.), Андрея Александрова (75 р.). Уровень жизни чернышевцев считался средним, земли им хватало, ремеслами, торговлей, отхожими промыслами они почти не занимались. Церковь: Приход существовал с конца XVIII в., возник почти одновременно с селом. Ныне существующий двухпрестольный каменный храм был построен в 1855 г. на средства помещицы Александры Сергеевны Левашовой. Главный престол был освящен во имя Соше¬ствия Святого Духа, придел - во имя Архистратига Михаила. На месте первой церкви была построена часовня. Священники: 1797-1831 - Петр Степанов (1765-1831), нигде не учился. 1832-1841 - Иван Герасимович Кремков (р. 1808), выпускник Казанской духовной семи¬нарии, сын священника Пятницкой церкви г. Казани. 1864-1872 и 1873-1891 — Василий Яковлевич Лебедев (1821 -1891), сын священника с. Уру¬сова Алатырского уезда, выпускник Казанской духовной семинарии 1842 г. До Чернышовки служил в Архангельских Клярях и Ишееве, в 1872 г. переведен в Шонгуты, но вскоре возвра¬щен по просьбам прихожан, у которых пользовался огромным уважением за честность, бессребреничество, защиту интересов крестьян перед помещиками (некролог см. ИКЕ-1891 С. 197). 1898-1905 - Иван Семенович Крапивин (р. 1866), из крестьян Ядринского уезда, закончил Казанскую учительскую семинарию, в 1885- 1895 был учителем в с. Русско-Марийские Ковали Казанского уезда, с 1895 - священник в с. Ивановском Казанского же уезда. 1905-1914 - Глеб Сергеевич Ляпидевский (1875-?), закончивший 3 класса Казанской ду¬ховной семинарии и миссионерские курсы при Казанской духовной академии. Школа: Земская школа открыта 7 января 1884 г., первой учительницей была Клавдия Ива¬новна Расторгуева, выпускница Казанской Ксенинской гимназии, работала до 1892 г. 1892-1896 – Екатерина Зубрилина, закончившая Казанскую Земскую школу народных учительниц. 1896-1902 – Александра Константиновна Билҗчугова, из меәанок города Симбирска. 1902-1918 – Мария Тихонова, из крестҗян, закончила Казанскую Земскую школу народных учительниц. Была известна тем, что обучала детей и взрослых передовым приемам сельского хозяйства и пчеловодства.
МЕНСИТОВО (МЭСТЕ) Ныне не существующая деревня Менситово находилась на Волге в 16 км от пгт Камкое Устье (Богородская волость Тетюшского уезда) Основание и принадлежность: Деревня основана в начале 18 в. мордвой-каратаями, пе¬реселившимися из с. Мордовский Каратай, видимо теми, кто не желал принимать православия. Население: В 1763 г. - 67 душ мужского пола. В 1834 г. - 135 душ мужского пола и 152 женского ясачных крестьян из мордвы и 1 семья отставного солдата. В 1858 г. - 126 душ мужского пола и 147 женского. В 1897 г.-319 человек. В 1907 г. - 74 двора, 207 мужчин и 214 женщин. Хозяйство: Менситовские крестьяне жили довольно бедно. Во второй половине XIX в. в распоряжении общины было 785 десятин довольно плохой земли. В 1882 г. из 60 дворов 28 были безлошадными. В деревне была одна ветряная мельница. Основным промыслом в Менситове было бурлачество, а во второй половине XIX - начале XX вв. - и другие работы на речном транспорте, чем занимались все мужчины. Религиозная ситуация: Жители Менситова приняли православие в середине XVIII в., в годы когда действовала Новокрещенская контора. Вряд ли принятие христианства было чисто добровольным. Но в XIX в. менситовцы уже были сознательными христианами., Они счита¬лись лучшими прихожанами приходской церкви в с. Кирельском. Это связано, очевидно, и с тем, что благодаря работе в отходах жители Менситова в отличие от других каратаев практи¬чески свободно владели русским языком. Школа: Церковно-приходская школа открыта 1 ноября 1890 г. Первым учителем был Павел Сергеев, из крестьян с. Мордовские Каратай, закончивший Тетюшское уездное учили¬ще. Через 2 года он перешел в одну из земских школ. В начале XX в. учителем был Петр Алек¬сеев.
МЕНГЛИЧЕВО (АБЫЗАВЫЛ, АБЫЗ) Деревня была расположена в бассейне р.Карамалки в 27 км к западу от пгт Камское Устье. (Янасальская волость Тетюшского уезда Казанской губернии, Гольшемереткозинский сельсовет Камско-Устьинского района РТ). По преданию, была основана в XVII веке выходцем из с.Малые Салтыки по имени Ми?л?ж (Менглычем), который, опасаясь крещения, вместе со своей семьей переселился из М.Салты¬ков на несколько км в глубь лесной чащи. Так впоследствии возникло селение Менгличево или Абызавыл. В конце XVIII - начале XIX в. оно в официальных документах называлось "Малые Салты¬ки Менгличево тож". В нем тогда насчитывалось 23 двора служилых татар, в которых прожива¬ло 71 душа мужского пола, 63 души женского пола. По данным X ревизии 1858 года, в деревне жило 26 семей - 121 душа мужского пола, 111 душ женского пола. Всего 232 жителя. В 1884 г. здесь уже было 57 дворов и 155 душ мужского пола, 156 душ женского пола. Всего 311 человек. Земельный надел деревни составлял 13,7 деся¬тины усадьбы, 366,7 десятин пашни, 116,4 десятины луга, 59 десятин кустарников, 51 десятину неудобиц. В крестьянских хозяйствах имелось 52 лошади, 51 корова, 236 голов мелкого скота. В конце XIX века при деревне было 3 ветряных мельницы, 2 круподерки и 1 шерстобойка. Безземельных семей не было. Из 52 дворов в 1882 г. 21 был безлошадным. Среди предпринимателей Менгличево следует отметить Габсаттара Ибрагимова, торго¬вавшего бакалейными товарами с оборотом в 100 рублей. Махалля д. Менгличево в 1909 г. объединяла 220 мусульман, 270 мусульманок, 66 домо¬владельцев. Деревянная мечеть 1886 г. постройки не сохранилась. С 11 ноября 1847 года имам-хатибом деревни был крестьянин Абдулгали Абдулзамилов. Затем 25 октября 1882 года, получив указ № 7647, его сменил сын Гаделзян (1850 - 30.09.1903). После смерти Гаделзяна муллы мусульмане д. Менгличево некоторое время были в раздумье над кандидатурами на место приходского имама. Сначала они пытались пригласить сына мул¬лы д. Б.Кармалы Мухаметфатиха Галимова, однако тот по каким-то причинам отказался. Тогда выбор правоверных пал на крестьянина д. Б.Кармалы Габдулхариса Маликова, брата имама д. Малые Кляри. Г.Х.Маликова (10.04.1875 - ?), окончившего курс Апанаевского медресе г. Ка¬зани, он получил указ № 3580 от 23 октября 1904 г. на исполнение должности имам-хатиба в с.Менгличево. Однако через 6 лет Габдулхарис хазрет перебрался в одну из деревень Елабужского уезда Вятской губернии на работу учителем медресе. Вместо него, менгличевские мусульмане избра¬ли своего земляка Ибрагима Гиниатулловича Усманова (1882 - ?) - указ от 24 мая 1991 года. В 1920 г. в селе насчитывалось-86 дворов, 383 жителя, в 1922 г.-328 жителей, в 1926 г.-54 двора, 239 жителей. В 1992 г. в Менгличево жило 8 человек. 2006 г. - хозяйств и жителей нет. Мечеть была закрыта 8.06.1931 г. Тогда же здесь был образован колхоз "Казбек". Ныне д.
КАПЕРДИНО (КАЙПЕРДЕ) Ныне не существующая деревня Капердино стояла на берегу Волги, в километре от Богородского (Богородская волость Тетюшского уезда). Деревня основана в 1620-е гг. на землях Казанского архиерейского дома под названи¬ем починок Неудачный. Название Неудачный или Неудачное бытовало до начала XX в. Казанскому архиерейскому дому деревня принадлежала до 1764 г., потом стала государ-ственной. Население: В 1646 г. в починке Неудачном 14 крестьянских дворов, в них 49 душ мужского пола и 2 бобыльских двора, в них 3 души мужского пола. В 1734 г. 326 душ мужского пола. В 1745 г. 315 душ мужского пола, в том числе 131 женатый и 50 холостых старше 15 лет. В 1834 г. 149 дворов, 407 душ мужского пола и 436 женского экономических крестьян и 3 семьи отставных солдат, поселенных в 1826- 1831 гг. В 1897 г. 997 человек.
Хозяйство: По оценке современников, капердинские крестьяне жили довольно бедно. Земля была плохая и ее было немного - в XIX - начале XX в. - 2936 десятин. Так, в 1882 г. из 195 дворов 76 были безлошадными, более 50 семей воообще не пользовались надельной землей. Часть крестьян занималась ремеслами - в начале XX в. было 7 ветряных мельниц, кузница, маслобойня, но основным промыслом оставалось бурлачество. Религиозная обстановка: Капердино входило в приход с. Богородского, но почти по-ловину населения здесь составляли старообрядцы, в основном, поморско-брачного согла¬сия. В середине XIX в. их лидером был крестьянин Василий Сергеев, в его доме находилась молельня. Сергеев был выслан в 1844 г. за приобщение к старообрядчеству православных, но вскоре вернулся. Община поморско-брачного согласия была официально зарегистриро¬вана властями 28 июня 1908 г. и объединяла прихожан, проживавших в Богородском, Заовражных Каратаях, Кирельском. В Капердино часто приезжал из Казани главный наставник поморско-брачного согласия Адриан Иванович Кочкешев. В 1903 г. для борьбы со старообрядчеством в Капердино была построена деревянная однопрестольная единоверческая Преображенская церковь. Единоверческие приходы ста¬ли открываться в России с 1800 г. Службы в единоверческих церквях служились по старым, дониконовским обрядам, но духовенство и прихожане принадлежали к господствующей церкви. Единоверие привлекало лишь небольшую часть старообрядцев, не желавших ссо¬риться с властями. В 1903-1911 гг. священником был Федор Яковлевич Раздвигаев (р. 1869), из крестьян, закончил только сельскую школу. В 1911 - 1918 гг. священником был Александр Петрович Ильин. Таким образом, с начала XX в. часть жителей Капердина посещала церковь в Богород¬ском, часть - единоверческую церковь в Капердине, а примерно половина - старообрядчес¬кую молельню. Школа: Церковно-приходская школа открыта 1 ноября 1890 г., первой учительницей была Лидия Дмитриевна Панова, дочь священника, закончившая Казанское женское учи¬лище духовного ведомства. В 1899- 1918 гг. учительницей была Антонина Касаткина, час¬то отмечалась, как одна из лучших в уезде
--- Устьянские волости, Яренский уезд, Енисейская губерния, Соликамский и Екатеринбургский уезды, Мордовия (Чеберчино), Татарстан (Спасский уезд), Белоруссия (Витебская) |